Заседание № 128
01.06.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 265466-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за непредставление отчёта о выбросах парниковых газов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2362 по 2499 из 5803
17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Николай Гаврилович Брыкин. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона предлагает установить ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчёта о выбросах парниковых газов, а также за представление в отчёте недостоверной информации. Ко второму чтению поступило пять поправок, которые предлагаются комитетом к принятию: поправки корректируют размер штрафа, уточняют срок вступления закона в силу, остальные поправки носят сугубо юридический характер. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Прошу поддержать таблицу поправок и проект федерального закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 39 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 03 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 23 чел.5,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается. Пожалуйста, Николай Гаврилович Брыкин. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона подготовлен комитетом к принятию в третьем чтении, все необходимые экспертизы проведены. Прошу проголосовать за принятие данного проекта федерального закона в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений, рассмотрим в третьем чтении? Нет возражений. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." будет голосовать против представленного законопроекта. Так случилось, видно, что Чубайса нет, Грета Тунберг ушла в коммунисты, но дело их живёт. Вот борьба с парниковыми газами, инициированная всем этим европейским сообществом и воспринятая здесь нашими интересантами, вылилась в представление такого законопроекта, по которому - вот больше делать нам нечего, нечем заняться! - будем заставлять предприятия за свой счёт фиксировать, мониторировать парниковые газы (не путайте с вредными газами, опасными для жизни и здоровья), штрафовать будем, если что-то не так с отчётами будет. Пожары каждый день, огромное количество, миллионы, миллиарды тонн этого СО2 выделяются - мы даже не проводим здесь каких-то особых, чрезвычайных слушаний, "правительственных часов". Война идёт - там что творится? Нет, давайте сейчас вот в режиме как бы мирного времени будем заниматься зелёной повесткой. Не время, товарищи, вот почему мы против. Если уж принимаете этот закон, ну, напишите: вступит в действие после победы, после окончания СВО. Вот сегодня туда надо деньги направлять бизнесу, предприятиям или на войну, на фронт?.. Мы против! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Коллеги, законопроект, пункт 17 порядка работы, ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 11 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 26 чел.5,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Закон принят. Николай Гаврилович Брыкин по ведению. Пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Иван Иванович, извините, я не успел поднять руку... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уже проголосовали, Николай Гаврилович, извините. БРЫКИН Н. Г. Да, проголосовали, но я, если позволите, две секунды, вот Олегу Анатольевичу отвечу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Я очень глубоко уважаю его, как профессионала и человека, но вопрос-то, концепция-то совершенно в другом. При чём здесь пожары, при чём здесь это? Олег Анатольевич, давайте будем объективны и будем говорить о вещах, которые прописаны. Значит, здесь речь идёт совершенно о другом: установить ответственность за непредставление - это как раз во благо. Если не представляют где-то что-то - о парниковых газах, вдруг что загорелось, - тогда за это и должны отвечать, и это как раз будут профилактические меры. А вы сегодня вводите в заблуждение, значит, эту аудиторию и граждан, дескать, мы предлагаем вот какую-то зелёную повестку, а это в совокупности всё вместе... Ну, будьте так добры, давайте всё-таки объективно будем говорить. Спасибо вам большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 98
14.02.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 265466-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за непредставление отчёта о выбросах парниковых газов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5621 по 5979 из 6831
24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя правительства первого замминистра экономического развития Ильи Эдуардовича Торосова. Пожалуйста. ТОРОСОВ И. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" является частью климатического пакета. Базовый закон № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" формирует общую систему государственного учёта выбросов парниковых газов в нашей стране. И во исполнение этого закона с 2023 года крупные предприятия промышленности, ТЭК и других отраслей ежегодно обязаны предоставлять углеродную отчётность в реестр выбросов парниковых газов. Законопроектом предполагается установить ответственность за непредставление отчёта о выбросах парниковых газов, представление отчёта с нарушением установленного срока или представление заведомо недостоверных сведений в отчёте для регулируемых организаций. Напомню, что выбросы регулируемых организаций с 2023 года - 150 тысяч тонн CO2-эквивалента в год, с 2025 года - 50 тысяч тонн CO2-эквивалента в год. За эти нарушения предусмотрено предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 35-50 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей - 100-250 тысяч, на юрлиц - 100-500 тысяч рублей. Раскрытие информации позволит фиксировать динамику сокращения выбросов парниковых газов по компаниям и поможет понять, как мы движемся к цели, обозначенной президентом и зафиксированной в стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина. Пожалуйста. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! Илья Эдуардович достаточно подробно изложил необходимость принятия данного проекта федерального закона. Комитет считает, что соответствующей ответственности на данный момент нет и предложение по её установлению представляется целесообразным. При этом хотел бы обратить ваше внимание на следующее. По тексту законопроекта есть некоторые замечания. В частности, представляется логичным включение проектируемой статьи в главу 8 кодекса "Административные нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", а не отнесение к правонарушениям против порядка управления, так как отношения, связанные с регулированием вопросов выбросов парниковых газов, относятся к сфере обеспечения экологической безопасности. Также отмечу, что требует корректировки установление равного размера штрафных санкций, точнее, их нижних пределов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за данные противоправные деяния с учётом разницы в статусе субъектов административной ответственности. Указанные замечания могут быть учтены, я считаю, ко второму чтению. Концептуально проект федерального закона поддерживается, и Комитет по государственному строительству и законодательству просит вас проголосовать за его принятие в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Илья Эдуардович, не является ли этот закон эхом давно ушедшей повестки дня, так сказать, доэсвэошной? Потому что уже давным-давно, с 2009 года, всем примерно известно, что эти разговоры о выбросах маскируют собой просто климатическое мошенничество, способ подавить нашу конкурентоспособность и способ загрузить нас, отвлечь нас на абсолютно бессмысленные административные процедуры; если удастся - ограничить промышленное развитие, ну а отвлечь-то уж точно. И сейчас, когда перед людьми стоят проблемы ограничения спроса, ограничения возможностей развития, когда нам нужно стабилизовать экономику, и мы тут принимаем законы, в общем-то, достаточно чрезвычайные некоторые, в этих условиях возвращаться к этой повестке дня, облагать людей новыми штрафами немножко странно. Вы не находите? ТОРОСОВ И. Э. Спасибо за вопрос. Во исполнение закона компании должны представить отчётность о выбросе парниковых газов. Мы приняли этот закон, есть у нас стратегия его исполнения, ради чего был принят закон. Сейчас мы приводим все нормативные акты в соответствие с федеральным законом. Если есть обязанности, то должны быть и штрафы. Штрафы абсолютно стандартные, а обязанности компании должны исполнять, иначе мы не получим отчётности и не будем реально понимать ситуацию по выбросам и по экологической обстановке в нашей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БРЫКИН Н. Г. Коллеги, здесь я просто хочу ваше внимание обратить на то, что, посмотрите, это фактически технический законопроект, если так разобраться. Он вытекает из основного закона, который в декабре вступил в силу, и ответственности по ограничениям выбросов парниковых газов там нет. И что, вы предлагаете тогда вообще не исполнять, что ли, экологические законы и другие? Этот вопрос, я считаю, не совсем корректный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Илья Эдуардович, ну, хотелось бы всё-таки знать информацию обо всех выбросах парниковых газов на территории Российской Федерации. Вот вы сейчас говорите: мы обязаны контролировать, значит, там бизнес и так далее, за неисполнение этого закона будем штрафовать. А вы, правительство, обязаны контролировать выбросы парниковых газов от пожаров различного рода, начиная с лесных пожаров, других пожаров, военных пожаров? Вы это контролируете? Какую долю составляют выбросы от лесных пожаров в сравнении с теми выбросами, которые вы вот так жёстко, через штрафы собираетесь контролировать? Есть у вас понимание, хотя бы какая доля этих выбросов? И как вы потом будете контролировать все остальные выбросы? Иначе зачем тогда это, если вы будете бороться только с выбросами предприятий? В чём смысл этой борьбы, я не понимаю. Давайте... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Илья Эдуардович. ТОРОСОВ И. Э. Спасибо за вопрос. Законопроект не направлен на борьбу с предприятиями, с их выбросами. Законопроект направлен на получение достоверной отчётности о том, сколько предприятия выбрасывают. Мы имеем общие данные по выбросам в целом по стране, за это отвечает Росгидромет, и мы их представляем, это наши обязательства в том числе по Парижскому соглашению и в рамках ОНУВ. И ответ на ваш вопрос: естественно, для того чтобы понять, сколько выбрасывают предприятия, в том числе государственные предприятия (все предприятия, которые выбрасывают 150 тысяч тонн СО2-эквивалента, - это большие предприятия), нам надо сначала собрать отчётность. С этого года они будут обязаны представлять отчётность. Это, как сказал коллега, технический вопрос во исполнение их обязательства по представлению отчётности, и не более того. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Олег Анатольевич, вот с уважением к вам отношусь, уже не первый созыв с вами работаю, вы опытный человек, но вот вы говорите... Всё в кучку смешали! Ну у вас есть право законодательной инициативы - значит, можете выступить и внести проект про пожары, про СВО. Здесь совершенно о другом идёт речь, здесь речь идёт о федеральном законе об ограничении выбросов парниковых газов - вы внимательно читайте, пожалуйста. И нет вопросов - давайте вашу инициативу, Дума рассмотрит её или комитет, если по КоАП будет, вопросов-то нет никаких. Ну нельзя всё в кучку смешивать, чтобы была мешанина в головах и у избирателей, и у нас, у депутатов. Надо внимательно читать, наверное, и пояснительную записку, и все материалы, которые представляют к данному проекту федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Илья Эдуардович, законопроект, безусловно, нужный и важный, потому что это и закон, это и экология, и здоровье. Но какой цели служит вот такой вид наказания, как предупреждение (такая формулировка в данном законопроекте)? Предупреждение - это мера больше воспитательного характера и разъяснения. Однако в данном проекте закона речь идёт прежде всего, как вы сказали, о крупных предприятиях, которым рассказывать совершенно нечего о выбросах СО2, и дополнительные разъяснения точно им не нужны. Как вы смотрите на то, чтобы убрать такую меру наказания, как предупреждение, поскольку суд и так имеет право её вынести по административному кодексу? Есть ли наказания за повторные нарушения? Их здесь нет - надо их ввести. И дифференцированный подход - вот то, о чём сказал Николай Гаврилович, - должен быть для малых и средних предприятий. Вот три позиции по данному вопросу. ТОРОСОВ И. Э. Спасибо, Владимир Владимирович. Можно это проработать в рамках поправок ко второму чтению, но всё-таки предупреждение нужно. Как только закон вступит в силу, возможно, некоторые предприятия посчитают, что они не попадают под выбросы 150 тысяч тонн СО2-эквивалента, и здесь их надо будет сначала предупредить, что они попадают. Мы для этого это прописали - если нужно более жёстко, можем это обсудить. А малый и средний бизнес сюда не попадают пока, на данный момент это касается крупных предприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А. Парниковая теория глобального потепления впервые опровергнута ещё в 1909 году. И меня очень интересует, почему Дума и правительство не отменили все законы и постановления, опирающиеся на это мошенничество, доказанное мошенничество, а вместо этого принимают всё новые положения, опирающиеся на ту же самую галимую липу? (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вопрос или мнение просто высказано? (Оживление в зале.) Вопрос: почему? Ну хорошо. Пожалуйста. ТОРОСОВ И. Э. Анатолий Александрович, всё-таки галимая это липа или не галимая липа, доказано или не доказано, но мы сейчас проверяем выбросы парниковых газов по конкретным предприятиям, и это в рамках нашей в том числе внутренней экологической повестки. Нам нужна отчётность от предприятий, чтобы понимать, сколько они выбрасывают и какие технологии они используют, не более и не менее. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ТОРОСОВ И. Э. Нам нужно всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, кстати, люди, которые живут в тех районах, где эти выбросы реально превышают нормы, думают совершенно по-другому, я вас могу уверить, и не очень хорошо им живётся там. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Илья Эдуардович, отчасти вопрос уже представлен в позиции комитета, Николай Гаврилович говорил о необходимости дифференциации административного штрафа. Но ещё раз хотелось бы уточнить ваше отношение к тому, чтобы размер этого штрафа всё-таки дифференцировался в зависимости от статуса субъектов административной ответственности: увеличить нижний предел штрафа, он сейчас непомерно мал, 100 тысяч, и сделать, например, 200 тысяч для юридических лиц. Ну и наконец, время вступления в силу этого закона. Все говорили о чрезвычайной актуальности, а вы относите его на июль 2025 года. Может, посмотреть и на январь 2024 года тогда уже отнести его? ТОРОСОВ И. Э. По срокам отнесения: сдаётся отчётность, происходит её проверка, и после этого включаются штрафы - это просто график по отчётности. Мы только в следующем году получим отчётность за этот год, её сможем проверить и только через год фактически на основании этого применить штрафы. Здесь просто техника, не более того. А что касается юрлиц, здесь штрафы от 100 до 500 тысяч, вы предлагаете - от 200 до 500 тысяч. Это, я думаю, с комитетом, как посчитаете нужным... Можно поправки депутата внести, всё обсудить, это вопрос решаемый. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арапов Георгий Константинович. АРАПОВ Г. К., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Илья Эдуардович, вот есть два вопроса. Первый. Вы сказали, что предпринимателей этот законопроект не коснётся, малый и средний бизнес, коснётся только крупных игроков рынка. В связи с этим вопрос про формулировку штрафов для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, - кто из крупных без образования юрлица осуществляет такую деятельность, за которую надо штрафовать? И второй. Вот предложение по дифференциации, мне кажется, должно быть чуть шире. То есть мы говорим только о крупных и малых, а у нас же ещё есть распределение, кто сколько тонн в год выбрасывает. Для некоторых предприятий 500 тысяч в год - это абсолютно неощутимая цифра, а для других предприятий и 100 тысяч штрафа - это сильный удар по их экономике. Может, следует ещё дальше пойти в плане дифференциации, чтобы штрафы были справедливыми? ТОРОСОВ И. Э. По поводу малых и средних. С 2025 года, как я уже сказал, у нас планка понизится до компаний с выбросом более 50 тысяч тонн, то есть со 150 до 50, в 3 раза упадёт, и там уже (я говорю сейчас в целом), скорее всего, это будет только крупный бизнес. Что касается дифференциации штрафов. Ещё раз, ваши коллеги предлагают поднять, вы предлагаете дифференцировать, может быть, снять - можем это отработать, вопрос штрафов и цены обсуждаемый. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, представлен законопроект, так скажу, имени Греты Тунберг и Чубайсова птенцов гнезда, птенцов гнезда Чубайсова. Это его была идея - вот таким образом ещё раз Россию ввергнуть... значит, вот в очередную такую петлю засунуть, чтобы все платили за воздух, за воздух платили! Потребляете воздух - платите! СО2 выделяется - в любом случае платите! А какой процент, какое влияние оказывает на экологию - это дело десятое. Тут заложен был только один механизм: сначала мониторить, причём за счёт бизнеса, наживаться, в том числе на штрафах, но это небольшая нажива, действительно, а вот самое-то главное - потом эту петлю затягивать и заставлять платить бешеные, многомиллиардные, в долларах, поборы. Вот смысл первоначальной идеи. Так почему же мы эту идею действительно не отвергаем, коллеги? Совершенно понятно, мошеннический, вот такой антироссийский проект был инициирован, здесь его продавили, пролоббировали прежние вот эти вот, ещё раз говорю, птенцы гнезда Чубайсова, а мы плывем по течению. Задаём вопрос: какое влияние оказывают многочисленные огромные пожары? "А это нас не интересует, это, типа, другое совсем". Да как же другое? Это напоминает Райкина, про пуговицу. Вот пришёл, говорит: "Мне про пуговицы велено, значит, к пуговицам давайте сейчас и будем относиться, а про всё остальное мне не велено отвечать, размышлять, докладывать вам". Идите готовьтесь, приходите с полным отчётом! Хотя бы ответьте на эти вопросы: какой объём составляет вот это вот?.. Суть представленного законопроекта какова? А потом будем думать, что с этим делать. Ну у нас вопросов в принципе-то нет, мы всё это давно поняли - почему вы идёте на поводу?.. Почему вы в это ответственное время наш российский бизнес, который уже тысячами санкций обложен и на грани выживания находится?.. Нет, ещё раз: вот кому 200 тысяч, кому 500 тысяч мы штраф пришлём за то, что они не привесили какой-то датчик! Пока, да, крупные предприятия - потом коровы пойдут, там же, в этом проекте, есть и коровы! А как же так-то?.. Поэтому недопустимо, уважаемые коллеги, голосовать за этот идиотский, да, закон, который преследует только одну цель - навредить России, навредить российскому бизнесу, и трава не расти потом! Наши леса, которые поглощают CO2, борются с этим, - это мы не будем учитывать. Вот идите туда, идите туда - в Европу, там открывают сейчас угольные... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Всё? Спасибо. Так, коллеги, всё. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово? Нет. Содокладчик? Нет? Брыкину включите микрофон. БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, ну давайте не превращать вот законопроект, который действительно... Что он делает? Вот посмотрите, почитайте внимательно: объектом, защиту которого преследует проектируемое правовое регулирование, является государственный учёт выбросов парниковых газов, образуемых в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций. Если, Олег Анатольевич, вы не бываете в местах, на Урале где-то, где это происходит... Ну, вам в Санкт-Петербурге, наверное, легко дышится... Внимательно почитайте, пожалуйста, прежде чем призывать нас не голосовать. Коллеги, нужно голосовать, потому что это важная составляющая для экологической, значит... нашей страны. Так что я не знаю, о чём сейчас говорил коллега Нилов. Ну, ему виднее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 03 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 23 чел.5,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.