Заседание № 98
14.02.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 265464-8 "О внесении изменения в статью 23-2 Федерального закона "Об электроэнергетике" (об особенностях определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6156 по 6435 из 6831
Коллеги, нам надо ещё рассмотреть 26-й пункт, тоже антисанкционный законопроект, и несколько проектов по 118-й статье. Нет возражений? Хорошо. Тогда 26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 23-2 Федерального закона "Об электроэнергетике". Доклад официального представителя правительства замруководителя Федеральной антимонопольной службы Виталия Геннадьевича Королёва. Пожалуйста. КОРОЛЁВ В. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона разработан в соответствии с планом первоочередных действий правительства по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Законопроектом предусматривается обеспечение возможности возмещения экономически обоснованных расходов сетевых организаций на выполнение мероприятий по техприсоединению, возникших в 2022-2023 годах, в объёмах превышения указанных расходов над величиной платы за техприсоединение, рассчитанной исходя из утверждённых стандартизированных ставок тарифов. Стандартизированные ставки, используемые для расчёта платы за техприсоединение к электросетям территориальных сетевых организаций, установленные на 2022 год, рассчитывались органами исполнительной власти субъектов в области госрегулирования тарифов на основе фактических расходов на строительство за 2018-2020 годы и прогнозных индексов цен производителей, предусмотренных соцэкономпрогнозом. Соответственно, фактическое изменение рыночных цен на материалы не было учтено при регулировании в соответствующие годы. Величина расходов будет определена по итогам деятельности за 2022 год в 2023 году, за 2023 год - в 2024-м. Их экономическая обоснованность будет проверена тарифными органами субъектов. Предлагаемые изменения не приведут к росту тарифов сверх параметров соцэкономпрогноза. Также ФАС подготовлен проект постановления во исполнение данного федерального закона, и сегодня он передан в Комитет Государственной Думы по энергетике. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Натальи Васильевны Назаровой. Пожалуйста. НАЗАРОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по энергетике внимательно рассмотрел предложенный законопроект и пришёл к выводу о целесообразности и возможности его принятия. Основанием для этого послужили следующие обстоятельства. Стандартизированные тарифные ставки определяются на основе данных за последние три года, то есть в 2022 году учитывались ставки с 2018 по 2020 год, а при определении стандартизированных ставок на 2023 год учитывались данные 2019, 2020 и 2021 годов. Соответственно, размер стандартизированных тарифных ставок на 2022 и 2023 годы не учитывал тех инфляционных процессов, которые были в текущих периодах, поэтому эти затраты, по сути дела, выпали из тарифного регулирования, из тарифных смет. Надо отметить, что в 2021-2022 годах удорожание продукции в соответствии с ИЦП по промышленности составляет 29,6 процента, удорожание сметной стоимости воздушных и кабельных линий, а также подстанций по всем субъектам Российской Федерации составило 13,9 процента за 2021 год и 17 процентов за девять месяцев 2022 года. При этом существует прямой запрет на включение в стоимость услуг по технологическому присоединению и в тарифную смету по передаче электрической энергии этих затрат. Вследствие этого у территориальных сетевых организаций отсутствуют в достаточном размере источники возмещения указанных затрат. Проектируемое изменение позволит при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 и 2025 годы экономически обоснованные расходы, понесённые сетевыми организациями на технологическое присоединение, включить в тарифную смету. При этом мы отмечаем, что в части определения платы за технологическое присоединение стандартизированные тарифные ставки на 2023 год утверждены и не подлежат изменению, включение в плату дополнительных расходов в части указанного превышения над стандартизированными ставками не предусматривается - предусматриваются только экономически обоснованные и признанные таковыми региональными регуляторами. В части определения тарифов на услуги по передаче электрической энергии необходимо сказать, что тарифы на передачу электрической энергии установлены до конца 2023 года, их рост ограничен предельными уровнями индекса цен. По информации ФАС, их индексация не планируется до 1 января 2024 года. Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает представленный законопроект, Комитет Государственной Думы по экономической политике и Счётная палата поддержали это решение. Просим, уважаемые депутаты, проголосовать за представленный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. У меня вопрос к представителю правительства. Вот очень часто происходит так, что сетевые организации под видом расходов на техприсоединение осуществляют расходы на развитие своей сети и потом ставят вопрос: нам не хватает денег, вот этого тарифа на присоединение, потому что мы превысили расходы на это. Согласны ли вы с такой проблемой, существует она или нет? И как с ней бороться-то? Потому что то, что вот здесь предлагается... ну, это просто мы идём на поводу у них! Вообще-то, это их бизнес, они должны развивать свою сеть, а присоединение - это не развитие сети. Сеть требует капитальных вложений, и очень часто они действительно превышают ту плату, которая идёт за присоединение. КОРОЛЁВ В. Г. Андрей Анатольевич, спасибо большое за вопрос. Действительно, такие случаи бывают иногда, но это прямо не предусмотрено законодательством, поэтому, если были выявлены такие нарушения, мы на них обязательно реагируем. Сейчас включать в плату расходы на развитие сети запрещено - соответственно, данный законопроект также не разрешает это включать. Мы, единственно, здесь учитываем вопросы, связанные с тем, что были инфляционные изменения стоимости соответствующего оборудования и это не может быть включено в ставки платы. При этом ставки платы для потребителей в 2022 году не меняются, остаются такими же, а после этого будет сделан анализ экономической обоснованности понесённых затрат, и они будут включены в тарифы на будущие периоды. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арапов Георгий Константинович. АРАПОВ Г. К. Виталий Геннадьевич, вот до того, как вы ответили на последний вопрос, у меня к вам было только одно предложение, но теперь появилось и второе. Первое. Вы же наверняка перед тем, как обосновывать этот законопроект, проводили какое-то исследование на предмет того, терпят ли компании в связи с подорожанием техприсоединения у нас сейчас какие-то убытки глобальные. Ну, в общем, как-то эти компании действительно пострадали, в связи с чем мы, собственно, сейчас предлагаем это компенсировать. Вот если у вас есть результаты такого исследования, расскажите, пожалуйста, интересно о них услышать, потому что у меня другие данные: каких-то массовых потерь у сетевых компаний я по их отчётам не вижу. И второе, про то, что тариф для людей не растёт. Ну, я не знаю, это, мне кажется, совсем фантастика! Сетевые компании сейчас стараются извращаться по-разному, чтобы увеличить тариф, начиная от дифференцированных тарифов и до чего-то ещё. Поэтому тут я с вами не соглашусь, многие депутаты от регионов, думаю, тоже не согласятся. КОРОЛЁВ В. Г. Георгий Константинович, хотел бы сказать, что законопроект, как я отмечал, разработан во исполнение Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Соответственно, были проведены оценки, и все федеральные органы согласились с тем, что потребность в таком решении - временном, всего на два года, 2022 и 2023 годы, - есть. Наша оценка: подорожание составляет порядка 15 процентов выше тех ставок, которые в настоящее время утверждены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Виталий Геннадьевич, вот всё-таки поточнее скажите, эти 15 процентов в какую сумму выльются организациям, которые будут подключаться, и с какого срока? Как я понял, с 2024-го, да? Если нет, то уточните, когда это подорожание наступит? И не считаете ли вы тогда, что и для других отраслей, которые попали под такие же санкции, вот такой же форс-мажор, будем принимать такие же законы? Например, мы только сегодня обсуждали, что аграрии из-за дорогущей электроэнергии вынуждены будут повышать цену на свою продукцию, - вы готовы будете вместе со всей энергетической отраслью покупать хлеб по ценам, которые будут в разы больше? Вы это предлагаете сделать только для своей отрасли или тогда это будем делать для всех? КОРОЛЁВ В. Г. Олег Анатольевич, спасибо за вопрос. Правительством принимаются комплексные меры, связанные со смежными отраслями. Если говорить о сельском хозяйстве, то российские сельхозтоваропроизводители защищены от повышения стоимости удобрений, цены на удобрения заморожены, например, на уровне мая - июля 2021 года и с тех пор проиндексированы ниже уровня инфляции. Это если говорить о смежных мерах. Что касается первого вопроса, относительно объёма потерь, которые могут быть у потребителей. Здесь ставки стандартизированные не увеличиваются, потребитель получит своё техприсоединение по тем ставкам, которые утверждены в настоящее время. При этом те средства, которые были потрачены сверх этих ставок, будут включены в тариф на передачу электрической энергии через год после того, как будут проанализированы ставки, то есть если мы проанализируем ставки 2022 года в 2023-м - а это так и будет, - то на 2024 год с 1 июля эти средства будут включены дополнительно в тариф на передачу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Разворотнева Светлана Викторовна. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Виталий Геннадьевич, 30 июня 2022 года правительство приняло постановление № 1178, в результате чего ставки на техприсоединение в регионах увеличились в тысячи раз, вот я не преувеличиваю. В Московской области, например, эта плата выросла с 550 рублей до 125 тысяч рублей. И вот как в этих условиях мы ещё обсуждаем, ну, как бы компенсацию затрат сетевых организаций? Мы принимали в прошлом году закон, который как раз позволил принять это постановление, нам говорили, что он как раз позволит все инвестзатраты естественных монополий, электросетевых компаний компенсировать. Ну почему опять-то нужно что-то ещё повышать при таком росте тарифов?! КОРОЛЁВ В. Г. Светлана Викторовна, хотел бы сказать, что действительно принимался летом закон, его вело Министерство энергетики, он касался того, что с 2013 года льготная ставка за техприсоединение граждан в размере 550 рублей за 15 киловатт не была пересмотрена, и это было связано исключительно с учётом вот такого длительного непересмотра этих ставок. Что касается того законопроекта, который я предлагаю, он носит временный характер и, соответственно, отражает ту стоимость материалов и оборудования, которая в настоящее время сложилась и подтверждена индексами-дефляторами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Список покажите. Завальный Павел Николаевич. Пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, что касается этого законопроекта, этих предложений, у нас в целом, если взять прошлый год, индексация всех цен на энергоресурсы, будь то ГСМ, электроэнергия или газ, не превышала инфляцию, была значительно ниже инфляции. По крайней мере индексация прошла в рамках ранее планируемой инфляции - не более 4 процентов, - она была значительно ниже. Соответственно, и тарифы на техприсоединение, так называемые ставки стандартизированные, были проиндексированы в рамках ранних инвестиционных ожиданий. Предлагается такой же порядок сохранить на этот год в качестве антикризисной меры, чтобы нагрузка на тех, кто подключается, не росла. И при этом затраты, экономически обоснованные, которые по факту оказались выше, чем предполагалось, когда были утверждены эти ставки, - они войдут в рамках сглаживания в будущий период, но при этом, как было сказано, тарифы всё равно будут расти ниже уровня инфляции. То есть по сути все эти затраты будут покрываться за счёт повышения эффективности самого сетевого комплекса, эффективности работы этих компаний, поэтому дополнительной нагрузки на потребителей и в будущем периоде не возникнет. А что касается года прошедшего, текущего года, она будет умеренная, на уровне прошлых лет. Просьба поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР, уважаемые коллеги, понимает, безусловно, проблемы, которые существуют на уровне сетевых компаний в связи с выпадающими доходами по техприсоединениям в связи с удорожанием материалов и логистики, но вместе с тем в чудеса не верит и считает, что в 2024 году в любом случае за счёт переноса этих издержек на тариф по передаче электроэнергии это отразится в конце концов на конечной стоимости передачи электроэнергии для потребителей. Гарантий того, что будет иначе, ни ФАС сейчас не может дать, ни кто-то иной. Поэтому мы не можем поддержать данный законопроект в том виде, в котором он представлен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 23-2 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункт 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 53 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.