Заседание № 173
30.06.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 265397-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности и срока проведения административного расследования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6469 по 6654 из 7744
Пункт 41. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Законодательного Собрания Оренбургской области депутата Государственной Думы Виктора Леонидовича Нефёдова. Пожалуйста. НЕФЁДОВ В. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В соответствии со статьёй 28.7 "Административное расследование" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение административного расследования возможно только в случае совершения четырнадцати перечисленных административных правонарушений, однако необходимость проведения процессуальных действий, требующих больших временных затрат, возникает и при совершении административных правонарушений по другим статьям кодекса, не входящих в указанный перечень. Максимальный срок проведения административного расследования - два месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении - совпадает со сроком давности привлечения к административной ответственности. Таким образом, в случае проведения административного расследования в течение двух месяцев автоматически исключается возможность привлечения лица к административной ответственности. На основании изложенного законопроектом предлагается: установить возможность проведения административного расследования по всем статьям раздела II "Особенная часть"; увеличить срок проведения административного расследования до шести месяцев со дня совершения административного правонарушения; установить общий срок давности привлечения к административной ответственности - один год со дня совершения административного правонарушения. Вот смысл законопроекта. Доклад закончен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Виктор Леонидович. Для содоклада я предоставляю слово заместителю председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александру Николаевичу Харитонову. Включите микрофон на рабочем месте депутата. ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроектом предлагается установить общий срок давности привлечения к административной ответственности - один год со дня совершения административного правонарушения - и увеличить срок проведения административного расследования до шести месяцев со дня совершения административного правонарушения. Для этого предлагается внести соответствующие изменения в статьи 4.5, 28.7 кодекса. В настоящее время постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, и лишь по конкретным, строго перечисленным видам административных правонарушений этот срок установлен до одного года. Действующие сроки давности привлечения к административной ответственности направлены в том числе и на обеспечение оперативности, своевременности и эффективности производства по делам об административных правонарушениях. Многократное увеличение таких сроков (с двух месяцев до одного года) может негативно сказаться на соблюдении указанных принципов. Точно так же по строго перечисленным видам административных правонарушений в случае проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование, срок которого не может превышать один месяц. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлён вышестоящим должностным лицом не более чем на месяц, а по делам о нарушении таможенных правил - до шести месяцев. Предлагаемое авторами законопроекта увеличение срока проведения административного расследования до шести месяцев представляется нецелесообразным, поскольку возможным последствием установления такого срока может явиться неоправданное затягивание проведения административного расследования. С учётом изложенного законопроект рекомендуется комитетом к отклонению. Но я, уважаемый Олег Викторович, хотел бы заметить следующее. У нас в комитете работает комиссия по совершенствованию Кодекса об административных правонарушениях. Сегодня в эту комиссию поступило более пятидесяти предложений со стороны субъектов Федерации, вузов и от людей, занимающихся административной практикой. От Министерства юстиции руководитель департамента занимается этими проблемами. Вы знаете, что административная реформа прошла. У нас в кодексе обозначен сорок один субъект, имеющий право налагать штрафы в административном порядке. Наименования этих органов изменились, существенно изменилось и управление отдельными отраслями, поэтому Кодекс об административных правонарушениях очень отстаёт от жизни. В сентябре - октябре будет подготовлена сводная таблица, в которой будет учтена эта проблема, потому что по срокам административного расследования идёт очень большая полемика, особенно в отношении дел об автотранспортных нарушениях или нарушениях правил дорожного движения. Поэтому не исключено, что это предложение уважаемого Законодательного Собрания Оренбургской области будет рассмотрено в более поздний срок в контексте всех поступивших предложений по изменению Кодекса об административных правонарушениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, процедура первого чтения. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть у Кузнецова Виктора Егоровича. Больше рук я не вижу. На этом подводим черту. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я хочу Александру Николаевичу задать вопрос: можно ли сказать, каков на сегодняшний день объём находящихся в производстве дел об этих административных правонарушениях по сравнению с общим объёмом судебных разбирательств? То есть не получится ли так, что мы сейчас дадим возможность растянуть срок расследования на два месяца, не выбирая какие-то отдельные, наиболее значимые, скажем, правонарушения, и тем самым чохом, вот так просто завалим суды и соответствующие органы этими, так сказать, документами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Харитонову. ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемый Виктор Егорович, что касается, например, дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, то после того, как суд вынесет решение об административном взыскании какому-то лицу, это лицо может не платить штраф в течение двух месяцев, а по истечении двух месяцев уже никто не сможет этого человека наказать штрафом. Поэтому предлагается по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями, увеличить срок расследования, так же как в отношении дел, связанных, например, с таможенными проблемами, где нужна экспертиза, где нужно длительное рассмотрение, где нужно административное расследование. В комиссию поступило предложение об увеличении срока расследования до полугода. Но я говорю ещё раз, что этот вопрос будет рассмотрен в контексте всех статей, то есть нужно менять общую часть Административного кодекса, а также статьи и главы, которые касаются тех или иных видов административных правонарушений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть один желающий, больше я не вижу. И подводим черту. Пожалуйста, Попов Сергей Алексеевич. Включите микрофон депутату Попову. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые коллеги, я хотел бы сказать, что, по моим понятиям, законопроект следовало было поддержать. У нас в комитете, к сожалению, поддерживается такая идея, что нужно взыскивать штрафы как можно быстрее, иначе будет плохо. А реально что получилось? Мы ввели очень сильное безальтернативное наказание за езду в пьяном виде - лишение прав. И к чему это привело? Да такая санкция практически не применяется, потому что каждый знает, что стоит ему два месяца каким-то образом уклониться, и всё, через два месяца уже нельзя будет наложить взыскание, один-два бюллетеня взял, и всё. Это знают все. И так можно уклониться практически от наказания за любое правонарушение. Только буду ли я, скажем, уклоняться или не буду - это зависит от того, что выгоднее: пойти штраф заплатить и, что называется, не заморачиваться или же два месяца сидеть на бюллетене. Вот, собственно, и всё. То есть там, где большая санкция, там нужно, чтобы и срок расследования был большой. Вот, собственно, и весь ответ, и совершенно неважно, значимое правонарушение или незначимое. Если большая санкция, то гражданин будет уклоняться, а уклоняться известно как: два бюллетеня взял, и всё. Поэтому я бы этот законопроект поддержал. А что касается того, что это будет у нас в комитете рассматриваться, то разговоры идут уже бог весть сколько. Судьи к нам обращаются и пишут письма, что когда к ним поступают дела вот по той же езде в пьяном виде, да и по другим правонарушениям, то они не могут ничего сделать. Как раз всё наоборот: именно по той простой причине, что можно уклониться, суды и перегружены, потому что назначают заседание, затем, в рамках того же двухмесячного срока, ещё заседание, ещё заседание... А человек приходит и приносит бумагу, что он болен. Законопроект, мне кажется, следует поддержать. А разговоры о том, что в два месяца нужно обязательно укладываться... Это хорошо было раньше, а теперь жизнь изменилась. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желание выступить у представителя президента? У представителя правительства? Нет. Докладчик и содокладчик настаивают ли на заключительном слове? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Комитет предлагает данную законодательную инициативу отклонить. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет таких. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 10 сек.) Проголосовало за 16 чел.3,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 16 чел. Не голосовало 434 чел.96,4% Результат: не принято Отклоняется законопроект.