Заседание № 232
25.05.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 265270-4 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав потребителей" (в части представления потребителю информации о товарах (работах, услугах).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5539 по 5774 из 6156
Пункт 15. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав потребителей". Доклад депутата Государственной Думы Максима Леонидовича Коробова. КОРОБОВ М. Л., фракция "Единая Россия". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается поправка в закон "О защите прав потребителей", смысл которой заключается в том, что изготовитель продуктов детского питания с длительным сроком хранения, продуктов питания с генно-модифицированными компонентами, биологических добавок, алкоголя, лекарств указывает на этикетке товара телефонный номер, по которому можно бесплатно позвонить и получить исчерпывающую информацию о данном товаре. Данный законопроект неоднократное проходил обсуждение в комитете по экономической политике. На его старую редакцию в своё время был получен отрицательный отзыв правительства, поэтому вашему вниманию предлагается редакция, в которой учтены замечания, высказанные в отзыве правительства на тот период. Этот законопроект имеет свои плюсы, имеет свои минусы. Каковы плюсы, по мнению авторов? Первое - это то, что при применении такой формы информирования потребителя, как бесплатный звонок и получение информации о данном товаре, можно избежать увеличения численности контролирующих органов, то есть снизить административную нагрузку на бизнес. Второе - это прямая, моментальная и бесплатная связь потребителя с производителем, это доступ к потребителю, что ведёт в том числе к снижению затрат изготовителя товара на анализ рынка, на анализ потребителей, на рекламу, то есть в конечном счёте - к снижению себестоимости, а соответственно, и отпускной цены товара. Третье - норма обязательна для производителей товаров массового спроса, то есть таких, тираж которых позволяет сделать величину на содержание информационно-справочных служб исчезающе малой величиной. Для производителя стоимость такой услуги является достаточно низкой. Четвёртым плюсом является то, что это лёгкая и понятная форма для любой категории потребителей. Она носит упреждающий характер, то есть информирование потребителя происходит до потребления собственно товара, вне зависимости от того, качественный он или в очередной раз является контрафактным. Эта норма органично дополняется любыми другими формами информирования. У одной информационно-справочной службы, которая поддерживает определённую группу товаров, может быть много пользователей, и один так называемый колл-центр (на Западе их так называют) может одновременно обслуживать десяток или несколько десятков производителей разных товаров. При этом нет никаких расходов бюджетов любого уровня. Эта норма коррелирует с Федеральным законом "О связи", является эффективным средством борьбы с подделками, прямо обеспечивает право на информацию, которое закреплено нашей Конституцией. Информация является полной, а зачастую даже избыточной. Но есть свои минусы. Один из минусов - может быть, даже основной - заключается в том, что далеко не во всех магазинах есть телефон, по которому бабушка, дедушка могут сделать бесплатный звонок в эту информационно-справочную службу. Источник информации носит субъективный характер, но обращаю ваше внимание: любая информация о товаре есть информация от производителя, значит, имеет субъективный характер. Эта норма не является универсальной, она не может быть распространена на все группы товаров и услуг, которые мы с вами потребляем, поэтому объектом для применения этой нормы были выбраны те товары, которые по классификации ООН в отсутствие информации о них могут создавать угрозу жизни и здоровью граждан. Поскольку комитет по экономической политике занял отрицательную позицию, я так понимаю, что сегодня мы можем и отказать нашим гражданам в получении информации о результатах голосования, поэтому прошу вас быть в достаточной мере объективными. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрия Германовича Медведева. С места, Юрий Германович? Включите микрофон. МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Да, мы действительно приняли решение просить коллег-депутатов не поддерживать данный законопроект. Законопроект, который мы сегодня рассматриваем, имеет богатую, длинную историю, внесён он был ещё 2 февраля прошлого года. Мы понимали, что тема, вообще-то, имеет право на звучание, но то, как предлагалось в первом варианте её решить, нас категорически не устраивало. Мы предложили автору переписать законопроект, автор согласился и внёс другой вариант закона. Второй вариант - законопроект, который мы сегодня рассматриваем. Понимая важность этой темы, того, о чём сказал автор, мы обсуждали это на парламентских слушаниях, пытаясь понять мнение, суждение более широкого круга людей, а не только членов комитета. К сожалению для авторов, и участники парламентских слушаний, которые мы провели, не поддержали данный законопроект. Суть законопроекта - здесь о ней уже коротко сказал автор, я просто повторю - заключается в том, что изготовителей отдельных видов товаров, закрытый перечень которых прилагается, обязывают указывать номер телефона, по которому можно получить какую-либо информацию о качестве товара и так далее. Каковы аргументы комитета, которые мы пытаемся донести до авторов и наших уважаемых депутатов и на основании которых просим не поддерживать данную инициативу? Ну, во-первых, перечень, который дан в законопроекте, я уже сказал, закрытый, то есть полный, исчерпывающий, но при этом мы так и не услышали, кроме ссылки на рекомендации Организации Объединённых Наций, какие же критерии, какие же обоснования дали возможность авторам ограничиться именно этим перечнем. При этом мы знаем, что сегодня в действующем российском законодательстве есть другие условия, обоснования для отнесения товаров к определённой категории, к определённой группе и право относить товары к особому перечню предоставлено правительству. Во-вторых, если говорить ещё об аргументах, статья 10 закона "О защите прав потребителей" и так обязывает наших изготовителей, исполнителей образцов давать потребителю информацию о данном товаре до заключения договора купли-продажи, достоверную информацию, поэтому мы считаем, что этот законопроект даже избыточен. Представьте ситуацию, когда я беру товар, начинаю звонить по определённому телефону, чтобы получить определённую информацию, ориентируюсь на эту информацию, а потом что-то со мной в жизни происходит, какие-то неприятные вещи, я подаю судебный иск, и тогда эта информация не может служить основанием для принятия решения судом в пользу той или иной стороны. То есть мы считаем, что эта информация носит абсолютно субъективный характер, и сегодня любой товаропроизводитель, если он хотел бы сохранить себя на рынке, и так имеет право вписывать в свою рекламу номер телефона или указывать свой адрес. В-третьих, бесплатные звонки. Эту тему мы тоже обсуждали. Я считаю, что здесь не совсем корректно об этом говорить, потому что если посмотреть статью 54 Федерального закона "О связи", там чётко определено, в каких случаях предоставляется право на бесплатные звонки, и там нет нормы, которая давала бы гарантию нашему уважаемому потребителю, что он будет звонить бесплатно. В этом случае, мы понимаем, все затраты, связанные со звонками, конечно, будут взиматься с потребителя, следовательно, будет увеличиваться стоимость товара за счёт этих звонков. Много это или мало, я об этом не говорю, просто вы сами понимаете, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а за всё остальное приходится и так нам всем, уважаемым потребителям, платить. Опираясь на вышеизложенное, комитет предлагает не поддерживать данную законодательную инициативу. При этом позиция правительства отрицательная, правда, оно давало заключение на первый вариант законопроекта, но, насколько нам известно, она не изменилась. И все комитеты-соисполнители также считают, что данный законопроект не следует поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Кибирев. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, в отличие от содокладчика я хочу поддержать этот законопроект депутата Коробова, поддержать по той причине, что идея законопроекта соответствует тем тенденциям и тем потребностям, которые складываются сегодня в обществе в плане соотношения прав и обязанностей производителя и потребителя. Что предлагает депутат Коробов? Очень простую вещь: на упаковке определённого вида товаров указывать номер телефона, по которому можно получить достоверную информацию о его качестве и свойствах. Надо сказать, что уважаемый Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму написал заключение, которое по объёму в пять раз больше самого законопроекта, и главная мысль его сводится к тому, что, мол, производитель и так сегодня имеет право указывать на упаковке нужную информацию. А в рассматриваемом законопроекте речь идёт не о праве, а об обязанности, причём, хотя эта обязанность изложена в очень мягкой форме - там написано "указывает", - тем не менее она должна соблюдаться. Надо сказать, что в обществе существует огромная проблема с получением достоверной информации и согласованием интересов производителя и потребителя. Да, производители пишут на упаковке то, что им надо, как правило, очень мелко, очень непонятно и, самое главное, очень выборочно. Там всегда будет та информация, которая выгодна в первую очередь самому производителю. Я сошлюсь на небольшой опыт Краснодарского края, который я представляю в Государственной Думе. Край как раз пытается решить эту проблему качества продукции и роли надписей на упаковке. Администрация Краснодарского края очень серьёзно стала контролировать качество выпускаемой на краевых мясокомбинатах колбасы и обнаружила, что большая часть этой колбасы делается из замороженного блочного мяса, а блочное мясо - это, так сказать, перемолотые рога, копыта и требуха. Колбасу из этого можно делать, это белковый продукт, это съедобно, это не отрава, но тогда вы напишите на своей колбасе, из чего она сделана. И скажу, что вот эти действия администрации привели к тому, что качество продукции стало повышаться. Заключение комитета на этот законопроект, по моему представлению, формальное. Правительство что пишет? Что такая реклама, или такая информация, приведёт к дополнительным затратам на производство этого продукта и, соответственно, к росту цен. Ну конечно, может привести, причём эти цены и так растут, как им хочется. И сегодня, мол, многие указывают свои адреса и телефоны. Но обязанностью производителя это не является. Я думаю, что мы, как представительный орган, заинтересованы в том, чтобы в России всякая продукция была качественной, чтобы потребители получали достоверную информацию. И вот этот шаг депутата Коробова - он хоть маленький, хоть начальный, но это шаг в нужном направлении, а всё остальное - закрытый или открытый этот список, кто будет платить за звонки... Они не бесплатные, за них платить будут. Реклама же сегодня, когда заинтересована в том, чтобы продвинуть какой-то продукт, говорит: звоните по такому-то телефону, звонок бесплатный. А заключение правительства, что будут расти цены... Мне кажется, правительство не учитывает одно обстоятельство: хороший товар с достоверной информацией о качестве будет пользоваться повышенным спросом и за счёт большого объёма производства его производитель будет в выигрыше. Я считаю, что законопроект нужный, и фракция Компартии Российской Федерации проголосует за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше выступающих, кажется, нет. Представители президента, правительства? Нет. Максим Леонидович не настаивает на заключительном слове? Не настаивает. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав потребителей". Комитет предлагает данную инициативу отклонить. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 27 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1% Результат: не принято Отклоняется.