Заседание № 36
О проекте федерального закона № 26523-6 "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (в части уточнения порядка проведения оперативно-следственных мероприятий и следственных действий в отношении судьи).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"..." Доклад члена Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Тамерлана Кимовича Агузарова. Пожалуйста. АГУЗАРОВ Т. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 24 апреля текущего года. К данному законопроекту поступило две поправки, они комитетом предложены к принятию. Прошу поддержать таблицу поправок № 1, проголосовать за данную таблицу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли какие-то вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 41 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносится на голосование во втором чтении. Пожалуйста. АГУЗАРОВ Т. К. С учётом того что данный законопроект прошёл все необходимые процедуры и имеются все необходимые заключения, просьба сегодня же проголосовать и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.
26-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Ставится на голосование во втором чтении. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 30 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Есть ли желающие высказаться по мотивам перед третьим чтением? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 00 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 21
О проекте федерального закона № 26523-6 "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (в части уточнения порядка проведения оперативно-следственных мероприятий и следственных действий в отношении судьи).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", разработанный в целях приведения положений законодательства Российской Федерации в соответствие с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом в постановлении от 9 июня 2011 года. Конституционный Суд, признавая не противоречащими Конституции положения пункта 7 статьи 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" и части первой статьи 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", допускающие рассмотрение материалов о проведении в отношении судьи районного суда оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничениями его гражданских прав, вместе с тем не исключил правомочия законодателя по изменению правил регулирования подсудности вопроса о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи. Учитывая, что в законодательстве Российской Федерации механизм изменения подсудности указанного вопроса не установлен, предлагается пункт 7 статьи 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" дополнить положением, в соответствии с которым территориальная подсудность определяется УПК и Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", а часть первую статьи 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предлагается изложить в новой редакции, прописав в ней порядок изменения подсудности рассмотрения указанного вопроса. Предлагаемые изменения обеспечат возможность рассмотрения материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей районных судов, специализированных судов и мировых судей не только судом по месту проведения оперативно-розыскных мероприятий или по месту нахождения компетентного органа, ходатайствующего об их проведении, но и иным равнозначным судом, определяемым решением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя. Реализация законопроекта не потребует признания утратившими силу или принятия иных законодательных или нормативных актов, а также дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович, присаживайтесь. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанный законопроект и полагает, что его возможно и необходимо принимать в первом чтении. Учитывая фактическое одобрение проекта Верховным Судом - само судейское сообщество не возражает, поддерживает принятие подобных мер, - учитывая позицию Конституционного Суда, выраженную в постановлении № 12-П, о которой Андрей Викторович только что докладывал, комитет предлагает принять указанный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Тогда давайте запишемся. Прошу записаться. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список. Давайте начнём. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо. У меня вопрос к докладчику: всё-таки насколько это разумно - материалы поднимать до уровня председателя Верховного Суда, а потом снова опускать? Тут закончатся и оперативность, и секретность, и всё на свете. Нельзя ли вообще было бы принять такое решение, чтобы председатель Верховного Суда или его заместитель принимали это решение? ЛОГИНОВ А. В. Это разумно. Это, безусловно, предлагается в первую очередь в интересах эффективности оперативно-розыскной деятельности, это как раз связано с тем, чтобы соблюдались надлежащая секретность и все те требования, которыми сопровождается оперативно-розыскная деятельность. Что касается той формы, в которой это было предложено сделать, правительство полностью выполнило рекомендацию Конституционного Суда, так что вопрос я частично адресую Конституционному Суду Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня тоже докладчику вопрос: под этот закон подпадает ли следующая ситуация? Мы в суд подали документы по выборам (показываю) - вот протокол настоящий, а вот поддельный, вот печать настоящая, а вот поддельная, вот подпись настоящая, а вот поддельная, - а судья говорит: это не суть важно, это нестрашно, ничего рассматривать не будем, это дело не судебное. Как быть с таким судьёй? Под какой закон это подпадает? То есть показываем: вот поддельные протоколы... Как быть - судиться с судом? Или под этот закон можно как-то подвести, чтобы такие моменты судьи более объективно рассматривали в рамках закона? Или же - что хочу, то и ворочу? ЛОГИНОВ А. В. Вопрос совершенно не имеет отношения к теме рассматриваемого законопроекта. ФЕДОТКИН В. Н. Я понимаю, но тем не менее... ЛОГИНОВ А. В. Я ещё раз возвращаю вас к постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2011 года и обращаю внимание, что в нём речь идёт именно об оперативно-розыскных мероприятиях, которые проводятся в отношении судей районных судов и специализированных судов, а также мировых судей и которые связаны с ограничением их гражданских прав или нарушением их неприкосновенности. То есть вопросы, затрагиваемые данным законопроектом, относятся исключительно к сфере действия Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и никоим образом не к сфере действия закона "Об основных гарантиях избирательных прав...". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Вопрос к содокладчику. Дмитрий Фёдорович, это в принципе хороший законопроект, я думаю, что мы, фракция ЛДПР, его поддержим, но об этом - в выступлении. Здесь на самом деле есть некоторые проблемы, которые и с принятием подобных мер не совсем и не всегда будут решены. Мы все знаем, что судейское сообщество - это такое своего рода профессиональное сообщество, для которого характерны такие признаки, как клановость и кастовость, и зачастую, чтобы в рамках суда одной территориальной подсудности не было конфликта интересов между родственниками (мы знаем, что профессия судьи уже стала профессией, которая передаётся по наследству), их просто по жизни разводят в разные регионы. И получается, что иногда одна судейская семья бывает даже представлена в нескольких регионах. Насколько такие горизонтальные связи можно будет подобной мерой - принятием предлагаемого законопроекта - устранить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Алексей Николаевич, ваш вопрос в принципе не имеет никакого отношения к указанному законопроекту. Что касается неких горизонтальных связей, как вы выразились, то, пожалуйста, приведите конкретный пример. Честно говоря, не совсем понятно, что вы имеете в виду. Указанный законопроект направлен на иное - на совершенствование порядка, на облегчение возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей, не более того. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Давайте запишемся, а после этого я объявлю перерыв. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Три человека записались на выступления.
Так, уважаемые коллеги, мы с вами возвращаемся к рассмотрению 11-го вопроса. Я напомню, это проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей..."... У нас есть записавшиеся на выступления. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Поневежский Владимир Александрович. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню, что задачей рассматриваемого законопроекта, как уже было отмечено, является создание механизма изменения подсудности рассмотрения материалов об осуществлении в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, связанных с ограничением его прав либо с нарушением его неприкосновенности, что, несомненно, является очевидным шагом к совершенствованию судебной системы и противодействию коррупции в судебных органах. Указанная задача решается путём внесения соответствующих изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Изменения, предлагаемые законопроектом, позволят рассматривать материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей районных судов, специализированных судов и мировых судей не только судом по месту проведения оперативно-розыскных мероприятий или по месту нахождения компетентного органа, ходатайствующего об их проведении, но и иным равнозначным судом, определённым решением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя, в том случае если есть обоснованное опасение, что будет нарушена конспирация при проведении планируемых оперативно-розыскных мероприятий. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию данного законопроекта и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вот от фракции ЛДПР два человека записались - Диденко и Савельев. Кто будет от фракции выступать? Савельев. Один выступающий, поэтому семь минут. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Данный законопроект можно рассматривать как очередную ступень в длительном, тяжёлом, но необходимом процессе наведения порядка в судебной системе России. Неоспоримым фактом является отсутствие пресловутой независимости судебной власти, что приводит к полной правовой незащищённости граждан, а тем более представителей оппозиции. Мы постоянно сталкиваемся с абсолютно необоснованными решениями судов, принимаемыми в интересах местной власти. Это те многочисленные процессы, когда мы с вескими основаниями идём в суд, оспаривая незаконные действия глав городов и районов, которые при этом по полной программе используют служебное положение. Несмотря на то что доказательная база тщательно выверена и обеспечивает стопроцентную доказуемость факта, судья, пряча глаза, снова и снова озвучивает вердикт - отказать, и, конечно, такая преданность - это не результат влияния прекрасных глаз чиновников. Мы задаём вопрос в судебной коллегии, но всё время сталкиваемся с одним и тем же ответом из надзорных органов: факты не получили подтверждения. Мы, безусловно, поддерживаем законопроект, который способен подорвать порочную практику круговой поруки, всеобщей повязанности, когда на территории одного района, города или области рука руку моет. И следующим шагом должен стать законопроект об ужесточении наказания судьям, выносящим аффилированные решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко, пожалуйста. Отсутствует? Хорошо. Коллеги, все желающие выступили. Данный законопроект также выносится на "час голосования".
Продолжаем, коллеги. 11-й вопрос. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 49 сек.) Проголосовало за 449 чел.99,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2 % Результат: принято Принимается.