Заседание № 117
О проекте федерального закона № 265219-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемые коллеги, данный законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, замечаний не имеется, просим поддержать и принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить по мотивам по 14-му пункту? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 29 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 116
О проекте федерального закона № 265219-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий - 21-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предусматривается усиление ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Ко второму чтению поступило две поправки, обе рекомендованы к принятию. Просим утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставлю на голосование таблицу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 26 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 52 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 265219-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
46-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Николай Валерьянович Попов, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. ПОПОВ Н. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему вниманию законопроект предусматривает внесение изменений в статью 8.39 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающих усиление административной ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Необходимость принятия этого законопроекта связана с тем, что у нас постоянно увеличивается количество административных правонарушений в этой сфере. Так, если в 2010 году было выявлено 8 тысяч 332 подобных административных правонарушения и составлено протоколов о них, то в 2011-м - уже 9 тысяч 206 правонарушений, в 2012-м - более 10,5 тысячи и так далее, соответственно увеличивается количество наложенных административных штрафов - это говорит о том, что сама санкция нормы недостаточно эффективна. Свидетельством необходимости усиления мер административной ответственности является также и то, что размеры штрафов за такие правонарушения, совершённые на особо охраняемых природных территориях, существенно ниже, чем за аналогичные правонарушения, совершённые вне границ особо охраняемых природных территорий. К примеру, нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима вне пределов особо охраняемых природных территорий предусматривает ответственность для граждан в виде штрафа в размере от 3 до 4 тысяч рублей, а за то же правонарушение, совершённое в границах особо охраняемой природной территории, - только от 1 до 2 тысяч рублей, соответственно, за пределами границ особо охраняемых природных территорий для должностных лиц размер штрафа от 10 до 20 тысяч рублей, а на ООПТ - только от 2 до 4 тысяч рублей. Но ведь правонарушения, совершённые на особо охраняемых природных территориях, должны квалифицироваться как одни из самых значимых среди экологических правонарушений, и в этой связи мы предлагаем усилить административную ответственность за те правонарушения, которые совершаются в границах особо охраняемых природных территорий. Законопроектом также предусматривается наделение государственных инспекторов правом составлять протоколы об административных правонарушениях в указанной сфере, совершённых на территории, примыкающей к особо охраняемым природным территориям, то есть на территории охранных зон. Отсутствие у инспекторов такой возможности привело к росту браконьерства и разрушению ценных природных комплексов. В то же время статьи 33 и 34 закона "Об особо охраняемых природных территориях" возлагают на этих инспекторов обязанность осуществления государственного надзора как на особо охраняемых природных территориях, так и в охранных зонах, в этой связи предлагается внести соответствующие изменения в пункт 10 части пятой статьи 28.3 кодекса и в часть первую статьи 23.25 Кодекса об административных правонарушениях. Законопроект согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, замечаний нет. Получено положительное заключение ГПУ президента. Законопроект рекомендован к принятию в первом чтении Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Валерьянович, присаживайтесь. С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанную законодательную инициативу. В докладе обо всём было достаточно чётко сказано. Мы считаем, что данный законопроект надо принимать в первом чтении, и приглашаем коллег продолжить над ним работу при подготовке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оставайтесь здесь, Дмитрий Фёдорович. Вопросы есть, я вижу. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Николаю Валерьяновичу. Всё понятно, конечно, государство должно охранять такие зоны, но хотелось бы отметить следующее. Вот у нас, например, в Тамбовской области создан заповедник "Воронинский". Никто, конечно, особо не следит за состоянием этого заповедника, - наверное, оттого, что всё-таки мало там людей работает, - хотя это обязанность государства, а животные в природоохранной зоне так расплодились, что невозможно уже там людям жить. Жители начинают лис и прочих животных убивать и потихоньку закапывать, а за это всё ужесточают и ужесточают меры ответственности. Скажите, пожалуйста, вот когда будет всё-таки закон, который заставит государство следить за этим и содержать там необходимое количество кадров, чтобы проводились мероприятия по очистке леса и прочие, чтобы эти зоны были похожи на охраняемые территории? ПОПОВ Н. В. Спасибо за вопрос. Если речь идёт о сохранении биологического разнообразия, то, безусловно, это задача министерства, задача администрации особо охраняемой природной территории. Если же у нас количество каких-то животных на территории ООПТ превышает допустимые пределы и в результате оказывается отрицательное, негативное воздействие на окружающую среду, на проживающих людей, то регулировать численность животных, безусловно, должна администрация этой особо охраняемой природной территории. Вероятнее всего, если возникают случаи, подобные тому, о котором вы говорили, то речь в первую очередь должна идти не столько о необходимости корректирования законодательства в этой части, сколько об улучшении деятельности администрации особо охраняемой природной территории. Я, безусловно, обращу внимание и руководства министерства, и ответственных лиц на эти обстоятельства и надеюсь, что необходимые меры будут приняты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Для того чтобы принимать какой-то закон, необходимо владеть статистикой. У меня очень короткий вопрос: есть у вас статистика, которая подтвердила бы и количественно, и качественно необходимость внесения тех изменений, о которых вы доложили? Ну, вообще-то, мы понимаем, что надо улучшать, повышать, а статистика какая? ПОПОВ Н. В. Да, Руслан Георгиевич, я абсолютно с вами согласен, особенно с тем, что любые изменения законодательства, предусматривающие усиление мер ответственности, в первую очередь должны быть основаны на анализе правоприменительной практики и только этот анализ может подвигнуть к тому, чтобы дать ответ на вопрос, возникает такая необходимость или нет. Я уже в докладе говорил о том, что у нас количество административных правонарушений, совершаемых на особо охраняемых природных территориях, постоянно возрастает: в 2010 году было составлено 8 тысяч 332 протокола, в 2011 году - 9 тысяч 206 протоколов, в 2012-м - уже более 10 тысяч 500 протоколов, привлечено к административной ответственности в 2010 году 10 миллионов 647 тысяч человек, в 2011 году - 12 миллионов 353 тысячи, в 2012 году уже 14 миллионов 372 тысячи человек. Таким образом, количество правонарушений постоянно увеличивается, и это свидетельствует о том, что санкция существующей нормы недостаточно эффективна, поэтому мы пришли к выводу о необходимости усиления административной ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А. В. Спасибо. Николай Валерьянович, есть опасение, что этот закон не будет выполняться или будет выполняться недостаточно эффективно, потому что и сейчас законы есть, но они не выполняются, и нет контактов с правоохранительными органами достаточных. Мой вопрос в подтверждение того, о чём я говорю. Особо охраняемой природной территорией в Волгоградской области является Среднеахтубинская пойма, там фиксируются жесточайшие нарушения, застройка идёт, но меры не принимаются. Мой вопрос: кто мешает вот сейчас по нашей Среднеахтубинской пойме принять эти меры? А если сейчас меры не принимаются, не используются те законы, которые есть, где уверенность, что будет достаточно эффективно использоваться принятый закон? Есть большие сомнения! ПОПОВ Н. В. Спасибо за вопрос. Установление мер ответственности, в том числе административной ответственности, безусловно, не может являться единственным основанием для улучшения состояния охраны окружающей среды, для этого необходимы различные факторы, в том числе и организационного характера, мы же говорим сегодня лишь об усилении мер ответственности. Если говорить о пойме, о которой вы сказали, то у нас существует три вида особо охраняемых территорий: особо охраняемые территории федерального значения, особо охраняемые территории субъектов Российской Федерации и особо охраняемые территории муниципалитетов. В этой связи я хотел бы обратить внимание на то, что комплекс мер по предотвращению экологических правонарушений в этой пойме в первую очередь лежит на субъекте Российской Федерации, поскольку эта особо охраняемая территория относится к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и принятие комплексных мероприятий, не только мер ответственности, может способствовать улучшению ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Поневежский Владимир Александрович. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предусматривается усиление административной ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях путём увеличения налагаемого штрафа. Вместе с тем предлагается уточнить компетенцию органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также наделить государственных инспекторов по охране государственных природных заповедников и национальных парков правом составления протоколов об административных правонарушениях на всех охраняемых ими территориях. Принимая во внимание, что предложенные законопроектом изменения направлены на повышение эффективности осуществления государственного контроля и на укрепление правопорядка на особо охраняемых природных территориях и прилегающих к ним территориях, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает его принятие. Учитывая особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение указанных территорий и их отнесение к объектам общенационального достояния, представляется совершенно обоснованным и целесообразным установление режима особой охраны этих территорий, следовательно, правонарушения, совершённые на таких территориях, занимают особое место среди экологических правонарушений, и защита этих территорий и находящихся на них ресурсов, а также сохранение биологического разнообразия имеет важное значение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Николай Валерьянович, воспользуюсь тем, что вы присутствуете здесь сегодня, - я уже несколько запросов написала на протяжении последних лет по поводу природоохранных зон, и, в частности, конечно, меня волнует область, где я живу, - Тамбовская. Можно сколько угодно наказывать, можно повышать штрафы, это мы умеем делать и делаем практически каждый день в Думе, но вы ничего, кроме цифр, не сказали о том, по какой причине совершаются эти нарушения, какие нарушаются законы, что вообще наши люди делают в этих природоохранных зонах, причём ещё даже и на территории рядом с охраняемой, за что их надо наказывать. Хочу отметить следующее. Например, у нас есть замечательная река Ворона, красивая очень, чистая была, но сейчас я не могу этого сказать, несмотря на то что там заповедник. Вот если было бы прописано, что те предприятия, организации, которые сбрасывают грязь в эту реку... Ко мне несколько раз обращалось руководство заповедника, но нарушителей не очень-то наказывают, абсолютно я не вижу этого. Или, например, я уже говорила о том, что наши леса зарастают. Вот сейчас просто огромная проблема с берёзами - всё повысохло, их нужно вырубать, вывозить, всё это чистить, но кто это будет делать, не знаем, особенно в природоохранной зоне. Если там, где посадки, это ещё делается, то кто будет делать в этих местах - непонятно. Кроме того, животный мир: ничего, в общем-то, не делается, не принимается никаких мер, и поэтому развелось большое количество змей, даже около детского дома у меня в селе ребятишки их убивали, к тому же там не найти никаких медицинских препаратов, чтобы защититься в случае укусов; пишу - мне отвечают, что количество змей не превышает допустимых пределов, всё замечательно. Я уже говорила о том, что лисы всех кур в близлежащих сёлах поели, - то же самое: наказывают того, кто убил лису... Нужно внимательно к этому вопросу подходить. Можно штрафы ещё увеличивать, но увеличьте штрафы для тех, кто в природоохранной зоне получил участок и построил себе особняк, увеличьте штрафы для тех предприятий, которые уже давным-давно не строят очистные сооружения и всё загадили там, - вот их нужно штрафовать, а мы всё валим на людей: кто-то зашёл туда, кто-то какого-то зверька убил, кто-то рыбу не в том месте поймал - вот их мы горазды наказывать! Наша фракция приняла решение голосовать за, но я, простите, не буду, не подчинюсь в этот раз! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Представитель президента? Докладчик будет ещё раз выступать? Пожалуйста, Николай Валерьянович. ПОПОВ Н. В. Тамара Васильевна, я хотел бы ещё раз обратить ваше внимание на то, что предлагаемые меры усиления административной ответственности распространяются не только на граждан, но и на юридических лиц, и, самое главное, на должностных лиц, поэтому предусмотрено, что все они, безусловно, будут нести ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Выносим законопроект на "час голосования".
46-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 09 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.