Заседание № 26

14.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 265166-3 "О внесении дополнения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3041 по 3276 из 5296
Коллеги, рассматриваем пункт 12 повестки, проект федерального закона "О         
внесении дополнения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах          
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации". Законодательное         
Собрание Красноярского края доверило представить данный законопроект члену      
Совету Федерации Новикову Вячеславу Александровичу. Здесь у нас Вячеслав        
Александрович? Вячеслав Александрович, пожалуйста, доложите нам о               
законопроекте.                                                                  
                                                                                
НОВИКОВ В. А., член Совета Федерации.                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данный законопроект,        
точнее, данная законодательная инициатива Законодательного Собрания             
Красноярского края появилась после того, как вступили в действие новые          
редакции закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие    
в референдуме граждан Российской Федерации" и уже названного закона "Об общих   
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации".                 
                                                                                
В чем заключается проблема? Данные два закона ввели норму, в соответствии с     
которой законодательные органы власти субъектов Федерации должны быть избраны   
по смешанной системе, причем не менее 50 процентов от общего состава должны     
избираться пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в       
депутаты. Надо сказать, что, когда этот законопроект "Об основных гарантиях     
избирательных прав..." обсуждался в Совете Федерации и Совет Федерации          
отклонил его с предложением создать согласительную комиссию, уже вносилась      
поправка, которая и является предметом рассмотрения данного законопроекта, но   
по предложению части согласительной комиссии, которую представляла              
Государственная Дума, эта поправка с учетом сложности ситуации с автономными    
округами не рассматривалась, было предложение рассмотреть ее позже, в           
спокойной обстановке разобраться с этим, потом уже внести соответствующие       
изменения. Как выяснилось позже, это длится уже два года.                       
                                                                                
В чем же суть предлагаемого законопроекта? Дело в том, что в тех субъектах      
Федерации, где есть автономные округа, которые входят в их состав, существует   
определенная, скажем так, неопределенность (извините за тавтологию),            
связанная с тем, что приходится, учитывая наличие этих автономных округов,      
создавать специальные мажоритарные округа, для того чтобы представительство     
автономных округов было фиксированным. И хотя общий принцип, скажем,            
разделения, 50-процентного представительства как от партии, так и от            
мажоритарных округов, сохраняется, тем не менее появляются два дополнительных   
округа, которые это соотношение нарушают. Вот такова ситуация в Красноярском    
крае, где 50 процентов избирается по партийным спискам, 50 процентов            
избирается по мажоритарным округам, а еще два дополнительных округа, которые    
появляются в связи с наличием автономных округов, не позволяют этот паритет,    
который установлен законом, сохранить.                                          
                                                                                
Как можно было бы поступить в этой ситуации? Первое, уменьшить количество       
мажоритарных округов. Но для Красноярского края, в частности, в связи с его     
разбросанностью и с тем, что население очень неравномерно распределено, это     
очень тяжелая арифметическая задача. И, когда мы определяли общее количество    
депутатов, эту задачу пришлось решать, и это решение далось с очень большим     
трудом. И вторая возможность, которая есть, - это увеличить соответственно      
количество депутатов, которые избираются по партийным спискам. Ну, эта тема     
тоже достаточно долго обсуждалась, и, учитывая социальную и политическую        
ситуацию в крае, тогда был избран именно такой вариант. Так вот, законопроект   
предлагает исключить из 50-процентного представительства мандаты для            
депутатов, избранных от автономных округов на территории Российской             
Федерации. Сразу могу сказать, что концептуально это не противоречит тем        
принципам, которые заложены в уже названные мною два закона, и поэтому, с       
моей точки зрения, этот законопроект необходимо принять.                        
                                                                                
Единственное, в нем есть неточность, она была обнаружена уже после того, как    
законодательная инициатива поступила в Думу. Эта неточность связана с тем,      
что предлагается вообще этот принцип исключить для таких территорий. Но,        
поскольку концепции данной законодательной инициативы это не противоречит, я    
считаю, что эта неточность может быть спокойно убрана во втором чтении, и,      
таким образом, данный законопроект, с моей точки зрения, должен быть принят.    
Так что я прошу вас поддержать его принятие. Спасибо.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Содоклад по данному законопроекту сделает Владимир Александрович Рыжков, член   
Комитета по делам Федерации и региональной политике.                            
                                                                                
РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Понять красноярцев можно,   
они действительно ставят существующую проблему. В чем у них проблема? Если вы   
посмотрите их пояснительную записку, и об этом уже сейчас уважаемый             
представитель региона сказал, у них в Таймырском автономном округе              
зарегистрировано около тридцати тысяч избирателей, в Эвенкийском - около        
тринадцати тысяч избирателей, а в среднем округ у них по краю получается по     
сто шесть тысяч избирателей. То есть, как не крои, получается, что у них ни в   
Таймырском, ни в Эвенкийском не может быть по отдельному избирательному         
округу, если соблюдать примерное равенство избирателей. Но тем не менее наш     
комитет, с полным пониманием подойдя к проблеме красноярцев, внимательно        
обсудив и проанализировав ее, принял решение рекомендовать Думе отклонить       
данный законопроект вот по каким основным причинам.                             
                                                                                
Главная причина - это принципиальный подход. В отношении выборов нас с вами,    
уважаемые коллеги, Государственной Думы, федеральный закон установил, что в     
каждом субъекте может быть не менее одного округа. Поэтому та же Эвенкия, где   
тринадцать тысяч избирателей, имеет своего представителя в Госдуме, тот же      
Таймыр имеет своего представителя в Госдуме. То есть в случае с                 
Государственной Думой был применен этот принцип. Когда принимался закон "Об     
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан...", был заложен другой принцип по отношению к субъектам: примерное     
равенство избирательных округов. То есть на субъекты мы с вами этот принцип     
не распространили - от каждого субъекта один округ. Поэтому здесь вопрос        
принципиальный: либо мы идем навстречу красноярцам и вводим для субъектов       
внутри субъектов тот же подход, что и для Государственной Думы, либо не идем    
им навстречу и сохраняем принцип, который сейчас есть в законе, то есть         
примерное равенство избирательных округов.                                      
                                                                                
Вот взвесив на весах два этих принципа, Комитет по делам Федерации и            
региональной политике счел все-таки, что мы не должны нарушать принцип          
равенства округов, и предлагает отклонить данную законодательную инициативу.    
Мы понимаем сложности красноярцев, но считаем, что нарушать этот принцип по     
отношению ко всем субъектам Федерации было неправильно. Поэтому комитет         
предлагает... Еще раз повторяю, при всем искреннем уважении к красноярцам и     
понимании проблемы комитет предлагает их инициативу отклонить. Субъекты у нас   
раскололись: пятнадцать субъектов права законодательной инициативы              
законопроект не поддержали, двадцать поддержали, а двадцать пять не высказали   
никаких замечаний и предложений. Еще раз хочу в завершение сказать, что         
комитет наш понимает трудности, которые есть в Красноярске, но тем не менее,    
взвесив все "за" и "против", мы предлагаем данный законопроект отклонить.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Николай Игнатович            
Кондратенко.                                                                    
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Владимир Александрович, к вам вопрос. Я думаю,      
что нельзя загонять дело в тупик, уважаемый Владимир Александрович. Проблема    
есть? Есть. В этой ситуации ведь, вы сами понимаете, можно внести, как          
говорится, просто даже перечень субъектов, где мы видим такую проблему, и       
сказать: за исключением территорий, где малая численность избирателей. Но       
нельзя ситуацию в тупик заводить, вроде того, что нет проблемы, потому как мы   
шаблон писали - должны быть равными. Надо выход искать. Ведь там живые люди     
за всей этой проблемой, интересы этих территорий. Я думаю, было бы              
неправильно просто так, огульно отвернуться от инициативы красноярцев.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите.                            
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. В федеральном законе, уважаемый Николай Игнатович, есть, не        
скажу, что поблажка, но есть такое право, если речь идет о северных             
территориях, о малочисленных народах: если для обычных территорий отклонение    
между округами может быть 15 процентов, то в таких случаях оно может быть до    
30 процентов. Но они, к сожалению, даже в эту норму не вписываются. То есть     
Эвенкия настолько малочисленная! Ну там тринадцать тысяч избирателей! Я всё     
понимаю, я поэтому и сказал, что комитет наш эту озабоченность разделяет. Но    
понимаете, если закон изложить так, как он изложен, то можно будет применять    
повсюду такие вещи. Я излагаю точку зрения комитета. При всем уважении и        
понимании... Мы подробно обсуждали в присутствии представителей авторов         
инициативы, был их докладчик, мы взвесили "за" и "против" и все-таки пришли к   
выводу, что в таком виде законопроект принимать не стоит. Такова наша           
позиция.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Коллеги, есть          
желающие выступить? Депутат Антуфьев, пожалуйста.                               
                                                                                
АНТУФЬЕВ С. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Владимир Александрович, вот вы сослались на то, что только пятнадцать           
субъектов как-то отреагировали на данный законопроект, а остальные вроде бы     
проигнорировали. У нас не так много с вами сложно построенных субъектов.        
Вместе с тем в Конституции Российской Федерации государственная власть на       
уровне субъектов подразделяется на исполнительную и законодательную             
(представительную). То есть в комитете обратили внимание на то, что мы в        
сложно построенном субъекте теряем вот это определение - представительство?     
То есть вот эти национальные или, будем говорить, автономные округа теряют      
представительство в законодательном органе власти. Я вижу, что у вас тоже       
есть неудовлетворенность от того, что мы отказываем в принятии этого            
законопроекта, но, наверное, комитет должен предложить выход из данной          
ситуации для сложно построенных субъектов. Спасибо.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Александрович.                       
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Да, я поэтому и не стал вот так, наотмашь, что ли, как мы иногда   
делаем, говорить, что красноярцы глупость предлагают. У них действительно       
есть проблемы, у красноярцев. Как решают их другие субъекты? Есть какой         
вариант решения? Двухпалатный парламент. В случае, когда создается              
двухпалатный парламент, у них принцип формирования разный: нижняя палата        
формируется на основе равного представительства, верхняя палата - на основе     
представительства от территорий. Вот один вариант решения. Другой вариант       
решения. Ну все-таки нельзя утверждать, что мы совсем Эвенкию, скажем, или      
Таймыр лишаем представительства. Давайте все-таки... Я об этом сказал - они     
представлены в Госдуме, между прочим, они представлены в высшем                 
законодательном органе страны, но в субъекте, я понимаю, есть проблема. Может   
быть, они еще посмотрят по нарезке округов как-то, найдут какой-то вариант с    
учетом вот той поблажки, которую дает закон. То есть я понимаю красноярцев,     
но наш комитет, взвесив "за" и "против", считает, что все-таки это был бы       
перебор, если бы мы сейчас такой закон поддержали, потому что он все-таки       
распространяется на все субъекты. Это позиция комитета.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Зубов Валерий Михайлович, три минуты.         
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Десять секунд.                                                      
                                                                                
Законопроект в первом чтении надо принять и либо ко второму чтению учесть те    
серьезные замечания, которые сделал представитель комитета, либо во втором      
чтении не принимать этот закон. Спасибо.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Старков, да? Нет. Ситнов Виктор Владимирович, пожалуйста.               
                                                                                
СИТНОВ В. В., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, вообще, проблем никаких нет. Почему? Потому, что их и не     
было. Я работал председателем Думы Таймырского автономного округа, эти          
проблемы специально обозначает Красноярский край, и непонятно почему. Потому    
что территориальное разделение субъекта Федерации - это территория              
протяженностью 3 тысячи километров, 4 тысячи километров... Объединить, я        
понимаю, Норильск и Красноярский край - да, это можно - создать единый          
избирательный округ. В отношении субъекта Федерации мы говорим: рано, потому    
что нужно менять будет Конституцию. У нас есть представители и в Совете         
Федерации, и в Государственной Думе. Спасибо.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
Представители президента и правительства? Не желают выступить. На голосование   
ставится проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 4           
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации". Кто за принятие законопроекта в первом чтении? Прошу     
проголосовать. Мнение комитета - отклонить данный законопроект.                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за               21 чел.4,7%                                      
Проголосовало против           59 чел.13,1%                                     
Воздержалось                    6 чел.1,3%                                      
Голосовало                     86 чел.                                          
Не голосовало                 364 чел.80,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято, законопроект отклоняется.