Заседание № 262

18.11.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 264736-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1249 по 1266 из 8367
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и отдельные   
законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института         
Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка".         
Доклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены            
Борисовны Мизулиной.                                                            
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Данный законопроект был       
принят во втором чтении 2 ноября, подготовлен полностью к третьему чтению, и    
комитет просит его поддержать.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам? Нет. Выносим 6-й вопрос на "час голосования".                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6266 по 6281 из 8367
Пункт 6 порядка работы. Также третье чтение.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 260

02.11.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 264736-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка" (принят в первом чтении 2 июля 2010 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2336 по 2432 из 6496
22-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"   
и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением       
института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам         
ребёнка". Доклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей        
Елены Борисовны Мизулиной.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию               
предлагается законопроект, подготовленный комитетом ко второму чтению и         
касающийся уточнения полномочий уполномоченного по правам ребёнка в             
Российской Федерации и уполномоченных по правам ребёнка в субъектах             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Напомню, что законопроект был принят в первом чтении 2 июля 2010 года. К        
законопроекту поступило сорок поправок, из них тридцать восемь поправок мы      
включили в таблицу поправок 1, рекомендуемых к принятию, и две поправки -       
рекомендуемых к отклонению.                                                     
                                                                                
По сравнению с вариантом в первом чтении законопроект дополнился несколькими    
статьями о поправках в закон "Об основных гарантиях прав ребёнка..." и в        
Бюджетный кодекс. Это связано с тем, что устраняют противоречия, которые        
возникли бы, если бы мы в эти законы не внесли соответствующие поправки.        
Полномочия уполномоченного по правам ребёнка в соответствии с этим законом в    
случае его принятия будут аналогичны по большей мере с теми полномочиями,       
которыми сегодня наделён Уполномоченный по правам человека в Российской         
Федерации, но только применительно к несовершеннолетним, а также                
применительно к беременным женщинам и детям, которые содержатся в домах         
ребёнка, в учреждениях исполнения наказаний. Уполномоченный по правам ребёнка   
в случае принятия данного закона получит возможность посещать без               
специального разрешения такого рода закрытые учреждения, где находятся дети.    
Заявления, жалобы, письма несовершеннолетних, находящихся в закрытых            
специализированных учреждениях, не будут подвергаться цензуре, если они         
адресованы уполномоченному по правам ребёнка. Уполномоченный по правам          
ребёнка получит право получать бесплатно информацию о зарегистрированных        
правах на недвижимое имущество и сделках с ним, это полномочие                  
распространяется только на федерального уполномоченного, и, кроме того, он      
получит возможность получать конфиденциальную информацию о детях-сиротах из     
банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.                       
                                                                                
Отклонены только две поправки. Одна из них касается наделения уполномоченного   
по правам ребёнка в Российской Федерации полномочиями обращаться в суды с       
исками о защите детей. Отклонена также поправка, которая касается               
освобождения от уплаты государственной пошлины тех заявлений, с которыми        
обращался бы уполномоченный по правам ребёнка в суды. Но поскольку мы           
предложили к отклонению одну, то соответственно этот вопрос тоже отпадает.      
Обращаю ваше внимание, что, вообще-то, этот вопрос урегулирован. В законе "Об   
основных гарантиях прав ребёнка..." сказано, что в случае рассмотрения в        
судах дел о защите прав и интересов ребёнка, государственная пошлина не         
уплачивается. Так что просто эта поправка избыточна.                            
                                                                                
Комитет рекомендует одобрить таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, и      
таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению, и принять данный законопроект     
во втором чтении. Просим поддержать.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
В таблице 1 тридцать восемь поправок. Нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на   
голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Во таблице 2 две поправки. Нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на              
голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению.         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    304 чел.                                          
Не голосовало                 146 чел.32,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Выносим 22-й вопрос на "час голосования".                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5902 по 5918 из 6496
Пункт 22, "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях      
прав ребёнка в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты           
Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при          
Президенте Российской Федерации по правам ребёнка", второе чтение. Голосуйте.   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.74,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    335 чел.                                          
Не голосовало                 115 чел.25,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 173

02.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 264736-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1159 по 1176 из 10642
ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Сегодня в повестке дня под     
пунктом 40 стоит проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные   
законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при          
Президенте Российской Федерации по правам ребёнка". По сути дела, мы сегодня    
принимаем билль о правах Павла Астахова, потому что до сегодняшнего дня         
федерального закона об Уполномоченном по правам ребёнка в России просто нет,    
есть указ президента, и мы в русло вообще навязанной нам вот этой указной       
политики сегодня встраиваемся, принимая этот законопроект. Но мало того,        
сегодня в ваш адрес, Борис Вячеславович, в адрес Президента Российской          
Федерации, нашего профильного комитета поступило обращение от двухсот           
общественных организаций российских с просьбой не обсуждать этот                
законопроект, потому что, с их точки зрения, принятие этого закона связано с    
внедрением в России института ювенальной юстиции, против которой выступают не   
только общественные организации, но и Русская православная церковь, и другие    
религиозные конфессии. Они просят провести... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1357 по 1387 из 10642
Останина Нина Александровна предлагает сегодня 40-й вопрос снять с              
рассмотрения. Здесь докладчиком является Яровая Ирина Анатольевна.              
Пожалуйста, ваши комментарии.                                                   
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я полагаю, что госпожа Останина, если имеет желание          
выступить при обсуждении законопроекта, может это сделать. Никаких оснований    
снимать законопроект с рассмотрения я не вижу.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставим на голосование предложение Останиной Нины Александровны снять с          
рассмотрения 40-й вопрос. Кто за? Прошу голосовать.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за               57 чел.12,7%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     59 чел.                                          
Не голосовало                 391 чел.86,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8446 по 8852 из 10642
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской    
Федерации по правам ребёнка". Ирина Анатольевна Яровая докладывает от           
комитета. Нет, она как автор. Прошу прощения.                                   
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, хотелось бы обратить ваше внимание на           
важность инициативы, законопроекта, который мы с вами сегодня рассматриваем.    
Это всё, что связано с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по    
правам ребёнка.                                                                 
                                                                                
Рассматривая вопросы защиты прав детей, сегодня необходимо понимать, какие      
институциональные меры мы с вами как законодатели предприняли к тому, чтобы     
должностные лица, которые уполномочены решать вопросы защиты интересов детей,   
обладали такими реальными полномочиями. Если говорить о той законодательной     
инициативе, которая предложена вам в настоящее время, то хотелось бы            
заострить ваше внимание на том, что предлагается целый ряд мер, очень           
конкретных мер, которые давали бы полномочия Уполномоченному при Президенте     
Российской Федерации по правам ребёнка. Во-первых, это право на допуск к        
конфиденциальным сведениям о регистрации актов гражданского состояния.          
Естественно, такое полномочие необходимо для того, чтобы решать элементарные    
вопросы, связанные с ситуациями, когда речь идёт об усыновлении ребёнка, а      
тем более об иностранном усыновлении. И мы знаем, что в последних случаях,      
когда уполномоченный по правам ребёнка занимался вопросами усыновления наших    
детей иностранными гражданами, были предприняты впервые вполне реальные и       
адекватные меры, направленные на защиту наших детей, были предприняты меры,     
направленные на заключение международных соглашений.                            
                                                                                
Кроме того, предлагается сделать доступными сведения государственного банка     
данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Естественно, что это        
особая категория детей, которые нуждаются в особой государственной защите,      
поэтому полномочия для такого должностного лица вполне необходимы и очень       
адекватны.                                                                      
                                                                                
Следующее - право отказаться от дачи свидетельских показаний в гражданском      
процессе по фактам, ставшим известными в связи с исполнением своих              
обязанностей Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам       
ребёнка. Коллеги, хотелось бы обратить на это особое ваше внимание, потому      
что вопрос этики отношений, вопрос обеспечения тайны информации, которая        
становится известна должностному лицу в связи с исполнением своих полномочий,   
- это весьма важная мера, которая обеспечивает защиту интересов семьи и         
ребёнка.                                                                        
                                                                                
Кроме того, предлагается установление полномочий в части того, чтобы в          
отношении лиц, которые будут препятствовать исполнению деятельности             
уполномоченного по правам ребёнка, была установлена соответствующая             
административная ответственность. При этом предлагается мера ответственности,   
аналогичная мере ответственности за воспрепятствование деятельности             
уполномоченного по правам человека.                                             
                                                                                
Кроме того, предлагаются меры, которые позволят Уполномоченному при             
Президенте Российской Федерации по правам ребёнка беспрепятственно - и это      
тоже очень важно, и мы знаем, те, кто работает с жалобами граждан, что очень    
много жалоб поступает из мест лишения свободы, - общаться с                     
несовершеннолетними осуждёнными, подозреваемыми, обвиняемыми, к которым         
применяется содержание под стражей в качестве меры пресечения, посещать эти     
учреждения. Кроме того, будет снята цензура при направлении обращений - они     
будут закрыты, эти обращения, - к уполномоченному по правам ребёнка от этих     
лиц.                                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, что касается комплекса тех мер, которые сегодня              
предлагаются, конечно, думается, что в дальнейшем он может и должен быть        
расширен, но в связи с тем, что уже в начале пленарного заседания - и я         
предполагаю, что сейчас это будет продублировано, - звучали претензии от        
госпожи Останиной, сразу хочу пояснить, что ничего общего с тем, что            
говорилось по поводу вторжения в обеспечение интересов семьи, в отношения       
между ребёнком и родителями, этот законопроект не предлагает.                   
                                                                                
Более того, не вводите в заблуждение ни общественные организации, ни людей.     
Вы постоянно подменяете понятия, вы постоянно манипулируете терминами. (Шум в   
зале.) Это очень важно, и я не хочу к этому больше возвращаться. Ювенальная     
юстиция не имеет к этому законопроекту никакого отношения. Кроме того,          
уважаемые коллеги... (Шум в зале.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я прошу внимания. Дайте докладчику закончить.    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, вы знаете, чем отличаемся мы, фракция "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ"? Мы всегда очень терпимо слушаем всё, что говорите вы, господа,         
поэтому наберитесь терпения.                                                    
                                                                                
Что касается законопроекта, который устанавливает права Уполномоченного при     
Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, уважаемые коллеги,           
думается, что сегодня мы с вами предпринимаем целый ряд шагов, направленных     
на то, чтобы обеспечить реальную защиту прав детей. Мы прекрасно понимаем,      
что количество противоправных действий, количество нарушений интересов детей    
сегодня очень велико. И, говоря о статистике, мы должны понимать, что за        
статистикой должны следовать адекватные институциональные меры, принимаемые     
нами как политиками и законодателями. Поэтому думается, что данные              
предложения, данные новеллы в законодательство являются тем шагом, который      
позволяет говорить о реалистичности понимания ситуации, сложной ситуации с      
обеспечением прав ребёнка, и о тех мерах, реализацию которых мы, как            
государство, должны обеспечить в интересах семьи и детей.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает Карпович Наталья Николаевна. Пожалуйста.                       
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, позвольте мне продолжить.                                    
                                                                                
Проект федерального закона направлен на законодательное закрепление положений   
Указа Президента Российской Федерации "Об Уполномоченном при Президенте         
Российской Федерации по правам ребёнка". Законопроектом вносятся изменения в    
девять законодательных актов Российской Федерации в части предоставления        
данному должностному лицу полномочий для эффективной реализации стоящих перед   
ним задач с одновременным установлением обязанности государственных органов,    
должностных лиц и организаций предоставлять ему информацию и                    
беспрепятственный доступ в соответствующие органы и учреждения.                 
                                                                                
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию данного        
законопроекта и считает, что разработка и принятие соответствующей              
нормативно-правовой базы отвечает международным обязательствам России по        
выполнению Конвенции о правах ребёнка.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на то, что в заключительных    
замечаниях Комитета ООН по правам ребёнка к третьему периодическому докладу     
Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребёнка особо              
подчёркивалась необходимость создания федеральной и региональной систем         
деятельности уполномоченных по правам ребёнка. Поэтому комитет считает          
целесообразным дополнить законопроект новой статьёй, предусматривающей          
внесение изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в    
Российской Федерации" в части законодательного регулирования деятельности       
уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации.              
                                                                                
Также комитет работал с регионами. Мы получили из всех регионов, которые нам    
ответили, только положительные отзывы. Все комитеты-соисполнители дали          
положительные отзывы. Комитет рекомендует законопроект к принятию.              
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть вопрос у депутата Горячевой.                              
                                                                                
Пожалуйста, Светлана Петровна.                                                  
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
У меня вопрос к Ирине Анатольевне.                                              
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, вам не кажется, что этот законопроект создаёт      
опасный прецедент, когда институт, учреждённый подзаконным правовым актом -     
указом президента, - конституируется поправками в действующее                   
законодательство. Это на самом деле телега впереди лошади. Сначала мы должны    
были законами как бы конституировать сам этот институт уполномоченного по       
правам ребёнка, а потом вносить поправки в действующее законодательство. Ну     
кто вас учил такой юридической практике?                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Анатольевна.                            
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Светлана Петровна, спасибо за вопрос. Вы знаете, я полагаю, что    
с учётом того, что должностное лицо которое призвано обеспечивать решение       
такой важнейшей для Российской Федерации, для общества задачи, как защита       
прав ребёнка, сегодня уже реально существует, те предложения, которые сегодня   
обсуждаются, на самом деле минимальны с точки зрения необходимости дать         
реальный инструмент для качественного, настоящего выполнения функций по         
защите интересов ребёнка.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не увидел руку депутата Ширшова. Пожалуйста, ваш        
вопрос.                                                                         
                                                                                
Ширшову включите микрофон на рабочем месте.                                     
                                                                                
Карточку проверьте.                                                             
                                                                                
ШИРШОВ К. В. Всё работает отлично.                                              
                                                                                
Вопрос к Ирине Анатольевне.                                                     
                                                                                
Наверное, мы не очень внимательно прочитали, но ещё раз сейчас перечитали и     
всё равно этого не нашли в тексте, поэтому хотим, пользуясь случаем, задать     
вопрос. Скажите, пожалуйста, хотя бы коротко, в чём же всё-таки заключается     
механизм контроля за деятельностью уполномоченного, особенно за расходованием   
средств? Вообще механизм отзыва этого уполномоченного каким образом будет       
реализовываться? Как его оттуда вернуть, если он заигрался? У нас,              
посмотрите, в школе сколько, извините, педофилов работает. В последнее время    
средства массовой информации только об этом и пишут, и пишут, и пишут. Но       
учитель - это учитель, там родительский комитет есть, а здесь каким образом     
действовать? А ну как вот такой проберётся в эти органы, что мы тогда будем     
делать - закон отдельный принимать, что ли?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Анатольевна Яровая.                     
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, вы знаете, то, что связано с педофилами,        
помнится, да, по фракции КПРФ... Даже здесь мы пытались выяснить, как           
прокрались в помощники подобного рода люди.                                     
                                                                                
По существу же вопроса, который вы пытались задать, могу сказать следующее.     
Это не является предметом регулирования данного законопроекта. Вопросы          
финансового обеспечения этим законопроектом также не рассматриваются, поэтому   
хотелось бы обсуждать всё-таки предмет правового регулирования, который         
заявлен.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
По ведению - Гартунг.                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, у меня к вам просьба: когда при выступлении          
депутат любой фракции начинает переходить на личности и оскорблять других       
депутатов, пожалуйста, делайте ему замечание, потому что иначе это может        
далеко зайти. И это не красит никого из нас и в общем весь парламент.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я слышал фразу такую: не вводите никого в заблуждение.    
Это вряд ли можно считать оскорблением. Если вы так считаете или так считает    
Нина Александровна, к которой эта фраза была обращена, то ваше право эту        
фразу оспорить в комиссии по этике.                                             
                                                                                
У меня ещё высветилось... Если на эту тему, я считаю, она закрыта.              
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нина Александровна Останина, пожалуйста.                
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, на моей памяти это второй закон о             
персональных гарантиях. Первый закон, который мы принимали в Государственной    
Думе, гарантировал персональную пенсию президенту Ельцину, окончившему срок     
полномочий. Сегодня мы принимаем закон о правах Павла Астахова.                 
                                                                                
Мы действительно... В сентябре 2009 года президент издал указ об учреждении     
должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам         
ребёнка. При этом в указе чётко прописаны все шесть полномочий, которые         
сегодня будут разбросаны по тем федеральным законам, куда вносятся поправки.    
У меня возникает вопрос: почему, наделяя правами уполномоченного по правам      
ребёнка, мы не обременяем его обязанностями? За шесть месяцев, что находится    
Павел Астахов в должности уполномоченного по правам ребёнка, он ни разу не      
был в Государственной Думе, он ни разу не отчитался перед нами, да мы и         
правами такими не обладаем. Почему сегодня, экстраполируя указ президента на    
федеральные законы, мы не можем хотя бы обязать уполномоченного по правам       
ребёнка отчитываться перед нами, депутатами Государственной Думы? Ни одного     
контрольного механизма авторы законопроекта не предлагают включить, даже        
контрольного механизма за использованием средств, которые выделяются на         
содержание Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам        
ребёнка.                                                                        
                                                                                
Нужен ли сегодня этот институт? Нужен, безусловно нужен. С 96-го года,          
повторяю, ровно столько, сколько существует Государственная Дума, мы,           
депутаты фракции Компартии, боремся за введение этого института. Детей надо     
защищать от власти, которая принимает законы, направленные против самих         
детей, детей надо защищать от той власти, которая закрывает школы, которая не   
даёт возможности им посещать детские сады, которая травит их в лагерях          
отдыха, защищать от правоохранительных органов, которые, опасаясь за свою       
жизнь, стреляют в наших детей, как это было в Бурятии или как в Приморье,       
когда, называя их партизанами, расправились жестоко с ними, детей надо          
защищать от жестокого обращения в семьях, от средств массовой информации. Но    
у нас есть два института с замечательным опытом. В тридцати регионах сегодня    
уже работают уполномоченные по правам ребёнка - позитивный опыт, - но эти       
уполномоченные работают, основываясь на законах. У нас есть статья 103          
Конституции, которая предполагает создание института уполномоченного по         
правам человека. Да, там нет указания на институт уполномоченного по правам     
ребёнка, но в Конституции нет указания и на такой институт, как Общественная    
палата. В 2005 году мы приняли федеральный закон, который учредил               
Общественную палату. Почему бы нам не пойти таким же путём и не принять         
федеральный закон об уполномоченном по правам ребёнка?                          
                                                                                
Мы предлагаем пойти конституционным путём, защищая интересы наших детей:        
вначале принять федеральный закон об уполномоченном по правам ребёнка, затем    
внести поправки в другие федеральные акты, а затем принять закон о механизме    
контроля. Детей защищать надо от ... (Микрофон отключён.)                       
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас был один желающий выступить. А, ещё... Сейчас, секундочку. Гостев         
Руслан Георгиевич - "по ведению" горит кнопка.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Руслан Георгиевич.                                                  
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Любовь Константиновна, вот когда идёт дискуссия и задаются вопросы, то          
докладчики, конечно же, должны отвечать на вопросы. Задаётся вопрос - уход      
совсем в другую сторону, да ещё и поучение, циничное поучение, мол, докладчик   
всё знает, а ты здесь в зале сидишь и ничего не знаешь. Вот                     
председательствующий Олег Викторович ушёл, я ему хотел как раз сказать о том,   
что надо прерывать в таких случаях докладчика и говорить: "Встаньте и           
ответьте на вопрос, который вам задан".                                         
                                                                                
Спасибо. Извините.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мизулина Елена Борисовна.                                                       
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ      
РОССИЯ" поддерживает учреждение института уполномоченного по правам ребёнка,    
федерального уполномоченного, замечу, и региональных, конечно, тоже. При этом   
я хотела бы обратить ваше внимание на то, что член нашей фракции депутат        
Государственной Думы Лекарева Вера Александровна уже вносила аналогичный        
законопроект в своё время, однако он был отклонён. Но тем не менее, несмотря    
на то, что наша коллега уже выходила с аналогичной инициативой, что             
учреждение должности уполномоченного является программным положением нашей      
партии, мы предлагаем оценивать рассматриваемый законопроект исходя не из       
личных обид, амбиций, партийной конкуренции, а из общенациональных интересов.   
                                                                                
Действительно, нужен этот законопроект или нет? Я думаю, не стоит здесь         
приводить данные, которые послужили причиной принятия в прошлом году            
Президентом Российской Федерации срочного указа об учреждении должности         
федерального уполномоченного, поскольку, я думаю, все знают - и неоднократно    
здесь приводились цифры, - что происходит с ребёнком вне семьи, какие факты     
насилия имеют место в семьях. Но я бы хотела предложить вам следующую оценку    
этого законопроекта. Один из аргументов, который здесь уже звучал, - то, что    
учреждение должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по     
правам ребёнка, как и предлагаемый законопроект, - это есть, с одной стороны,   
неконституционный путь решения вопроса защиты прав детей, с другой стороны,     
это может подтолкнуть к созданию ювенальной юстиции в Российской Федерации.     
На самом деле институт уполномоченного по правам ребёнка имеет целью защиту     
прав ребёнка, об этом прямо сказано в указе президента, но к числу основных     
прав ребёнка относится право на семью, право жить и воспитываться в семье.      
Уважаемые коллеги, прочитайте указ президента, и вы обнаружите, что в этом      
указе нет ничего о вторжении в семью, о защите ребёнка от семьи, о подмене      
института семьи какими-то другими институтами ювенальной юстиции или ещё        
чем-то. Посмотрите, какие полномочия предложены в указе президента: проверка    
деятельности органов власти всех уровней - от федеральных до муниципальных -    
и организаций, не семьи; заключение о нарушениях в деятельности указанных       
органов, если такие нарушения были; сбор информации относительно деятельности   
этих же организаций. Какая опасность для семьи в наделении уполномоченного      
полномочиями, например, относительно проверки деятельности органов опеки и      
попечительства или в запрете на цензуру переписки несовершеннолетнего,          
содержащегося в закрытом учебно-воспитательном учреждении, с уполномоченным     
по правам ребёнка?.. (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, ко всем одинаковые требования.           
                                                                                
Добавьте минуту, добавьте.                                                      
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Поддерживая законопроект, наша фракция в то же время обращает    
внимание на то, что на самом деле, конечно, идеально было бы, если бы сначала   
был закон, а потом уже учреждение должности. Но я обращаю ваше внимание, что    
Конституционный Суд Российской Федерации уже сказал, что до принятия            
федерального закона может приниматься указ президента, и это конституционный    
путь. Фактически предлагаемый законопроект - это выведение на федеральный       
уровень того, что до сих пор не было сделано, но ко второму чтению, мы          
полагаем, должны быть внесены поправки, связанные и с защитой уполномоченного   
от необоснованного освобождения от должности, и с ограничениями для занятия     
этой должности, и с расширением его полномочий применительно к обращению в      
суд.                                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание у докладчика и содокладчика выступить с заключительным          
словом?                                                                         
                                                                                
Включите микрофон депутату Яровой. С места.                                     
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, во-первых, хотелось бы поблагодарить            
профильный наш комитет за конструктивную работу. И действительно, говоря о      
работе над законопроектом, мы подходили прежде всего с позиции интересов        
ребёнка. Если же говорить о том, когда законопроект был внесён, то тогда        
уполномоченным по правам ребёнка был Головань. Это просто информация для        
наших коллег из КПРФ, которые не знают этого.                                   
                                                                                
Что касается существа самого законопроекта и в целом дальнейшей нашей           
деятельности. Мы рассматриваем этот законопроект, наша фракция "ЕДИНАЯ          
РОССИЯ", в комплексе с теми мерами, которые мы сегодня предлагаем и в рамках    
концепции духовно-нравственного воспитания детей, и работая над федеральными    
образовательными стандартами. И те высказывания Хлопонина, которые сегодня      
приводились нашим коллегой из КПРФ господином Смолиным, свидетельствуют         
только о том, что ЕГЭ действительно позволил вскрыть те латентные нарушения,    
которые были в обычной системе экзаменации детей.                               
                                                                                
Мы сегодня подходим к вопросам защиты интересов детей комплексно, потому что    
прекрасно понимаем, что решать однобоко проблемы не получится, не будет         
результата. И когда мы с вами говорим о каких-то чрезвычайных ситуациях, на     
которых здесь потом строятся политические спекуляции, вот тогда как раз нужно   
думать о превентивных мерах, о том, чтобы мы, как законодатели, решали          
главную задачу - не выступали в разминке, не просто выступали по каждому        
законопроекту, а вносили законодательные инициативы, по существу решали те      
проблемы, которые сегодня беспокоят общество. Сегодня общество заинтересовано   
в том, чтобы к защите интересов детей подходили не формально, чтобы дети,       
находясь в статусе и подозреваемого, и даже обвиняемого, обладали всем          
комплексом гражданских полномочий, которые должно защищать государство.         
Обсуждая любой законопроект, задавая любые вопросы и отвечая на них, нужно      
помнить, что мы с вами законодатели, а не популисты и демагоги.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна Мизулина, есть что сказать? Нет?          
Спасибо. Представители президента и правительства? Нет.                         
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу    
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              352 чел.78,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.