Заседание № 143

19.02.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 264516-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка рассмотрения сообщения о преступлении, составления обвинительного заключения и обвинительного акта).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1167 по 1195 из 7667
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Вопрос 5. О проекте      
федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс      
Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по      
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
Владимира Сергеевича Груздева.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, в Комитете Государственной Думы по гражданскому,             
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен и        
подготовлен для рассмотрения палатой в третьем чтении проект федерального       
закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской        
Федерации". Текст полностью подготовлен к процедуре третьего чтения, Правовое   
управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового,                   
лингвистического и юридико-технического характера по подготовленному проекту    
не имеет.                                                                       
                                                                                
Комитет просит поддержать указанный проект федерального закона в третьем        
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам будет выступать Рохмистров, записываю. Других замечаний нет.         
Выносим проект федерального закона на "час голосования".                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1271 по 1322 из 7667
Уважаемые коллеги, я объявляю "час голосования". По вопросу 5 по мотивам        
выступает Рохмистров Максим Станиславович.                                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Фракция      
ЛДПР не может поддержать настоящий законопроект, в связи с тем что в            
процессуальном кодексе должно говориться о том процессе, который                
осуществляется в рамках рассмотрения, возбуждения и - такая важная деталь -     
определения состава преступления, и о дальнейшем принятии мер                   
соответствующими органами.                                                      
                                                                                
Предложенный законопроект, на наш взгляд, не улучшает положения граждан в       
этом случае. Он не решает проблемы, которая заключается в том, что идут         
массовые мошеннические действия в отношении нашего населения, а ответ всё       
такой же: нет состава преступления. Об этом все прекрасно знают, это            
показывают по телевидению - организованные группы мошенников, которые сегодня   
процветают на нашем рынке. Это и так называемые информационные бюро, которые    
обманывают: можно якобы снять, купить, продают квартиру, это и телефонное       
мошенничество, которое процветает, это и обман пенсионеров. Вот по ним          
по-прежнему будут говорить, что нет состава, и дознаватели и милиционеры        
будут отправлять их в суды, типа это хозяйственные ваши вопросы, идите          
судитесь.                                                                       
                                                                                
В то же время настоящим законопроектом предусматривается, так сказать,          
создаётся момент затягивания, расширяются возможности различных органов         
дознания затягивать те или иные вопросы и не принимать конкретные решения. И    
в то же время открываются возможности для дополнительного контроля тех или      
иных лиц, если учесть, что мы с вами приняли недавно законопроект, которым      
расширили возможности так называемой прослушки, просмотра SMS-сообщений и так   
далее. К сожалению, никаких мер по тому, чтобы это ввести в какие-то рамки, в   
настоящем законопроекте не предусматривается, поэтому фракция ЛДПР не будет     
поддерживать законопроект.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект           
федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс      
Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 142

17.02.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 264516-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка рассмотрения сообщения о преступлении, составления обвинительного заключения и обвинительного акта, а также производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1169 по 1233 из 7475
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Вопрос 4. О проекте      
федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс      
Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по      
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
Владимира Сергеевича Груздева.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, представляю вам законопроект "О внесении изменений в         
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Законопроектом            
предлагается предоставить право дознавателю, органу дознания, следователю или   
руководителю следственного органа требовать проведения не только                
документарных проверок или ревизий, но и исследования документов и предметов,   
в том числе трупов, при проведении сообщения о преступлении.                    
Предусматривается, что обвинительное заключение или обвинительный акт должны    
содержать не только перечень доказательств, на которые ссылаются стороны        
обвинения и защиты, но и краткое содержание этих доказательств.                 
                                                                                
К рассмотрению законопроекта ко второму чтению поступила одна поправка.         
Комитетом она рекомендована к принятию. И я бы просил перейти к таблице         
поправок, рекомендованных комитетом к принятию.                                 
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, одна таблица - одна поправка.         
Настаивает кто-то на обсуждении?                                                
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".      
Голосуйте, коллеги.                                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 130

16.12.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 264516-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка рассмотрения сообщения о преступлении, составления обвинительного заключения и обвинительного акта, а также производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7103 по 7491 из 9209
Пункт 17, также фиксированное время. Проект федерального закона "О внесении     
изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад        
полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной    
Думе Гарри Владимировича Минха.                                                 
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше     
рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменений    
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесённый Президентом   
Российской Федерации. Законопроект направлен на совершенствование               
уголовно-процессуального законодательства. С содержательной точки зрения те     
новеллы, которые в нём содержатся, можно сгруппировать в три позиции.           
                                                                                
Первая позиция - уточняется порядок рассмотрения сообщения о преступлении.      
При проверке сообщения о преступлении необходимо установить наличие             
достаточных данных, указывающих на признаки преступления. И для того чтобы      
эти достаточные данные можно было получить, требуется провести не только        
документальные проверки и ревизии, как это предусмотрено в действующей          
редакции, но необходимо также исследовать документы и предметы, в том числе и   
трупы. Вот такое дополнение содержится в первой группе новелл. И в связи с      
такими изменениями предлагается также предоставить дознавателю, органу          
дознания, следователю и руководителю следственного органа право требовать       
производства таких исследований документов и предметов, включая трупы.          
                                                                                
Вторая группа поправок касается уточнения порядка составления обвинительного    
заключения и обвинительного акта. В настоящее время в статьях 220 и 225 УПК     
предусмотрено, что в обвинительном заключении и в обвинительном акте должен     
указываться перечень доказательств.                                             
                                                                                
В настоящее время действует постановление Пленума Верховного Суда Российской    
Федерации от 5 марта 2004 года, которое даёт разъяснение о том, что при         
составлении перечня таких доказательств необходимо также указать краткое        
содержание этих доказательств. Такая формулировка Пленумом Верховного Суда      
дана потому, что доказательствами являются не какие-то объекты материального    
мира или документы, а те сведения, которые содержатся в документах, или та      
информация, которая сохраняется на тех или иных объектах материального мира.    
                                                                                
Третья группа поправок касается уточнения порядка производства по уголовным     
делам в отношении лиц, которые условно называются спецсубъектами. В настоящее   
время у нас целая категория должностных лиц, выборных и иных, находится в       
специальном правовом режиме, когда процедура проведения следственных действий   
в отношении указанных лиц осуществляется при получении разрешений               
определённых инстанций. И подобные гарантии в отношении указанных лиц           
направлены не на то, чтобы эти лица имели какой-то специальный личный           
иммунитет, а на то, чтобы обеспечить эффективное выполнение этими лицами        
весьма важных государственных и общественных функций. Вместе с тем на           
практике существует определённая проблема, когда эти лица умышленно скрывают    
свой специальный правовой статус при проведении в отношении их следственных     
действий. И коллеги из Следственного комитета при Прокуратуре Российской        
Федерации представили справку, в которой содержатся примеры того, как           
отдельные либо выборные должностные лица, либо иные лица, когда их привлекают   
в качестве фигурантов в рамках уголовного процесса, на стадии через два-три     
месяца или иногда даже в судебном заседании предъявляют документы о том, что    
имеют, например, статус адвоката. И таким образом, вся та работа, которая       
проводилась до этого, и те доказательства, которые были получены в рамках той   
процедуры, когда эти лица не раскрывали свой специальный статус, становятся,    
по сути дела, бессмысленными.                                                   
                                                                                
В связи с этим в законопроекте предлагается статью 448                          
Уголовно-процессуального кодекса дополнить новой частью, которой                
устанавливается, что в случае, если лицо имело возможность, но не сообщило      
органу предварительного расследования о том, что относится к категории так      
называемых спецсубъектов, либо в письменном виде заявило о том, что не желает   
воспользоваться такими гарантиями, то уголовное преследование в отношении       
такого рода лиц осуществляется в обычном порядке. С одной стороны, здесь        
делается попытка обеспечить и сохранение тех гарантий, которые обеспечивали     
бы эффективное выполнение служебных должностных обязанностей, а с другой        
стороны, это позволило бы обеспечить своевременную реализацию тех задач,        
которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством и которые       
поставлены в отношении наших следственных органов.                              
                                                                                
Вот кратко основное содержание данного законопроекта.                           
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, предлагаю принять этот законопроект    
в первом чтении.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Сергеевич Груздев - первый заместитель председателя Комитета по        
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству -     
сделает содоклад.                                                               
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Указанный           
законопроект - "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс           
Российской Федерации" - внесён президентом. Данным проектом закона              
предусматривается внесение изменений в статью 144 "Порядок рассмотрения         
сообщения о преступлении", статью 220 "Обвинительное заключение", статью 225    
"Обвинительный акт" и статью 448 "Возбуждение уголовного дела"                  
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Законопроект направлен   
на уточнение порядка рассмотрения сообщения о преступлениях, порядка            
составления обвинительного заключения и обвинительного акта, а также            
производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. Таким      
образом, предлагается предоставить право дознавателю, органу дознания,          
следователю или руководителю следственного органа требовать не только           
проведения документальных проверок или ревизий, но и исследования документов    
и предметов, в том числе трупов, при проверке сообщения о преступлении.         
                                                                                
Законопроектом предусматривается, что обвинительное заключение или              
обвинительный акт должны содержать не только перечень доказательств, на         
которые ссылаются стороны обвинения и защиты, но и краткое содержание этих      
доказательств.                                                                  
                                                                                
Кроме того, Уголовно-процессуальный кодекс предлагается дополнить новым         
положением, согласно которому в случае, если лицо имело возможность, но не      
сообщило органу предварительного расследования о том, что относится к           
категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по   
уголовным делам, в том числе в отношении депутатов Государственной Думы и       
членов Совета Федерации, либо в письменном виде заявило о том, что не желает    
воспользоваться гарантиями, предоставляемыми ему законом, уголовное             
преследование в отношении такого лица осуществляется в обычном порядке.         
                                                                                
Внесение указанного изменения, по словам автора, обусловлено необходимостью     
обеспечить лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства   
по уголовным делам, своевременное предоставление гарантий. Кроме того,          
предоставляется возможность реализации конституционного права на рассмотрение   
дел, в том числе в том суде и тем судьёй, к подсудности которых они отнесены    
законом. Сегодня хочу напомнить, что по каждой из этих категорий чётко          
определена подсудность. На взгляд комитета, данная норма требует                
дополнительного обсуждения, и мы будем готовить поправки. Считаем, что эта      
тема действительно нуждается в обсуждении, и поэтому у нас есть замечания по    
представленной в законопроекте норме.                                           
                                                                                
В целом Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному,               
арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает концепцию          
законопроекта, однако, как я уже говорил, требуется уточнение процедуры в       
отношении лиц, для которых особенности производства по уголовным делам          
заключаются не только в принятии решения о возбуждении уголовного дела либо в   
привлечении в качестве обвиняемого особым должностным лицом, но и в процедуре   
лишения неприкосновенности.                                                     
                                                                                
В связи с этим мы предлагаем Государственной Думе поддержать законопроект в     
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть: депутаты Решульский, Горькова, Иванов. Три вопроса, да?           
                                                                                
Пожалуйста, Решульский.                                                         
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое.                                               
                                                                                
Владимир Сергеевич хоть и отметил эту тему, изменение в 448-ю статью, но я      
внимательно читал этот законопроект, и у меня появилось, ну, не то чтобы        
недоумение, а непонимание дальнейшего механизма. Депутаты вот как-то спокойно   
это воспринимают, и спасибо, Владимир Сергеевич, что вы обратили внимание на    
то, что спецсубъекты - это и депутаты, и не только Государственной Думы, и      
члены Совета Федерации.                                                         
                                                                                
Так вот, у меня к Гарри Владимировичу вопрос. Наверное, такую примерно норму    
надо вводить. Я только не пойму: дознаватель, следователь, он же определяет     
профессиональный статус лица, в отношении которого он собирается проводить      
это следствие, и разве путём выяснения его профессионального статуса уже не     
определяют дальнейшие действия органа дознания?.. (Микрофон отключён.)          
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Николаевич, хочу вам напомнить, что перечень тех    
категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по   
уголовным делам, - это статья 447 УПК - достаточно широк, и если отвечать       
точно и корректно на ваш вопрос, то профессиональный статус и специальный       
статус могут не совпадать. То есть, например, с точки зрения                    
профессионального статуса он является преподавателем вуза, предпринимателем,    
а с точки зрения статуса спецсубъекта он будет адвокатом или депутатом          
муниципального представительного органа власти, работающим на                   
непрофессиональной основе. И поэтому, когда проводятся мероприятия в рамках     
уголовного процесса и человек просто молчит на всех стадиях этого процесса, а   
потом вытаскивает документы, подтверждающие статус спецсубъекта, такая          
проблема возникает.                                                             
                                                                                
То, о чём вы говорите, безусловно, имеет под собой основание, и необходимо на   
это обратить внимание, и на то, о чём Владимир Сергеевич говорил, я тоже        
специально обратил внимание. Нам нужно найти баланс между теми задачами,        
которые стоят перед правоохранительной системой в рамках борьбы с коррупцией,   
в рамках других приоритетных задач, теми проблемами и бедами, которыми          
обременена правоохранительная система, и вот этими вещами, о которых мы         
сейчас с вами говорим. Надо найти точный баланс, чтобы и обеспечить             
профессиональную независимую работу так называемых спецсубъектов, чтобы это     
не было средством давления на них при принятии иного рода решений, но и в то    
же время чтобы решать те первоочередные задачи, которые стоят перед обществом   
и государством в плане наведения порядка, борьбы с коррупцией, как я сказал,    
и ряд других серьёзных проблем.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Груздев хотел бы добавить. Пожалуйста.                    
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемый Сергей Николаевич, уважаемые коллеги! Я просто          
коротко озвучу весь перечень: это депутаты Государственной Думы, члены Совета   
Федерации, генеральный прокурор, председатель Следственного комитета при        
прокуратуре, судьи Конституционного Суда, судьи Верховного Суда, иные судьи,    
все судьи Российской Федерации, председатель Счётной палаты, а также его        
заместители и аудиторы, Уполномоченный по правам человека в Российской          
Федерации, Президент Российской Федерации. То есть все перечисленные лица       
являются спецсубъектами. Кроме того, это все депутаты законодательных           
собраний регионов, а также муниципальные депутаты, прокурор, руководитель       
следственного органа, следователь, адвокаты, то есть категория спецсубъектов    
велика.                                                                         
                                                                                
Проблема есть, я бы не сказал, что она носит массовый характер, но она есть.    
Например, когда выясняется, что то или иное преступление было совершено         
адвокатом или депутатом муниципального собрания и в ходе следственных           
мероприятий не удалось установить, что они являются спецсубъектами, то дело     
подлежит прекращению и возбуждению по иной процедуре, которая чётко прописана   
в статье 448 Уголовно-процессуального кодекса. Но проблема в том, что           
доказательства, которые были собраны в ходе первичного дела, нельзя будет       
использовать при повторном деле.                                                
                                                                                
Ещё раз говорю: проблема не носит массового характера, но она периодически      
возникает. И к сожалению, злоупотребления отмечаются именно со стороны этих     
категорий. Установить их принадлежность к спецсубъектам одномоментно            
следователю или дознавателю представляется затруднительным. Поэтому проблему    
мы пообсуждаем, мы считаем, что в таком виде это не совсем корректная норма     
предлагаемого законопроекта.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Горькова.                                     
                                                                                
ГОРЬКОВА И. П. У меня тоже вопрос к Гарри Владимировичу, и он тоже касается     
448-й статьи, её новой части. Гарри Владимирович, как вы считаете, не нужно     
ли отразить в данном законопроекте какие-то сроки, в течение которых должны     
быть представлены доказательства, что это спецсубъект? И как быть в том         
случае, если человек не может дать эти сведения дознавателю, если, ну,          
скажем, это какая-то авария и по медицинским показаниям... ну, различные        
могут быть случаи, как быть здесь? Нужно ли это отразить в законопроекте?       
                                                                                
МИНХ Г. В. Ирина Петровна, не знаю. И не знаю не потому, что не могу ответить   
на вопрос. Давайте просто порассуждаем в процессе ответа. Ну, во-первых, все    
сроки с точки зрения проведения следственных действий определены                
Уголовно-процессуальным кодексом: и на уровне дознания, и на уровне следствия   
для всех стадий уголовного процесса, включая самые последние стадии, эти        
сроки расписаны. И прокурор, следователь, дознаватель, то есть все эти          
процессуальные лица ограничены рамками и сроками, установленными УПК. Поэтому   
сроки все расписаны.                                                            
                                                                                
Во-вторых, что делать, если лицо, как в вашем примере, не может заявить о       
том, что оно спецсубъект. Здесь формулировки, которые предложены, в принципе    
такую ситуацию не позволяют использовать для того, чтобы лицо, которое          
находится в бессознательном состоянии, вести по общей процедуре, потому что     
во-первых, лицо могло, но не заявило, и, во-вторых, лицо заявило сознательно:   
не надо в отношении меня применять сложные процедуры, я не боюсь того, что вы   
сейчас будете производить в отношении меня определённые процессуальные          
действия, давайте пойдём по процедуре как с обычным субъектом, а не             
спецсубъектом максимально быстро, и вы либо не докажете мою вину, либо          
докажете, но я смогу это опровергнуть.                                          
                                                                                
Почему вы задаёте этот вопрос и что за озабоченность стоит за вашим вопросом,   
мне понятно, и в принципе, я думаю, отвечая на первый вопрос, и я, и Владимир   
Сергеевич в какой-то части дали ответ в связи с вашей озабоченностью.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.              
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Владимир Сергеевич, у меня вопрос по поводу трупов. Насколько я    
знаю, в настоящее время, если обнаружен труп, тут же возбуждается уголовное     
дело. В том изменении, которое сейчас предлагается, теперь труп должны          
сначала исследовать, есть ли признаки насильственной смерти, и если их нет,     
значит, дело... то есть дело не возбуждается сразу, а только тогда, когда       
труп исследуют и обнаружат, что человек умер насильственной смертью. Не         
получится ли так, что в данном случае мы, наоборот, упрощаем работу             
следственным органам? То есть они сейчас обязаны возбуждать дело и при          
наличии оснований уже проводить расследование, а получится так, что, не         
желая, например, как у них называется, эти глухари на себя вешать, они просто   
будут давать справки, что признаков насильственной смерти не обнаружено и       
возбуждать дело не будут.                                                       
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Да нет, просто если вы со статьёй 144 УПК ознакомитесь, то        
увидите, что сегодня срок для возбуждения дела - три дня. Сегодня в статье      
144 сказано, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель         
следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершённом   
или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной            
настоящим кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трёх суток со     
дня поступления указанного сообщения.                                           
                                                                                
Если вы посмотрите новую редакцию, которая предложена к первому чтению, здесь   
дознаватель, орган дознания, следователь или руководитель следственного         
органа обязан принять, проверить сообщение о любом совершённом или              
готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим      
кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трёх суток со дня           
поступления указанного сообщения; при проверке сообщения о преступлении         
дознаватель, орган дознания, следователь или руководитель следственного         
органа вправе требовать проведения документальных проверок, ревизий,            
исследований документов и предметов, в том числе трупов, и привлекать к         
участию в них специалистов. Срок для принятия решения не меняется, срок не      
меняется, но мы, конечно, расширяем полномочия следователей и дознавателей,     
для того чтобы они более детально, более выверенно проводили те мероприятия,    
которые мы на них возложили. Вот и всё. А срок для принятия решения мы не       
меняем.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Сергеевич.              
                                                                                
Коллеги, настаивает кто на выступлении? Настаивает Иванов Сергей                
Владимирович. Одно выступление - подводим черту... А-а, два - ещё Вяткин.       
                                                                                
Пожалуйста, Иванов.                                                             
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Всё-таки я не совсем удовлетворён ответом Владимира Сергеевича, поскольку       
действительно срок не меняется, но вы же знаете, что, допустим, после того      
как поступило сообщение, могут отправить тело в морг, а там долго-долго         
патологоанатом будет его исследовать, и ему ещё скажут: ты слишком не           
торопись, потому что и так работы хватает, а тут непонятно, что это за          
человек, бомж какой-то, и на фиг мы им будем заниматься. Это первое.            
                                                                                
Второе. Коллеги, я вот тут подумал: а чего это вдруг субъект права              
законотворческой инициативы озаботился принятием такого закона? У нас что,      
резко возросло количество так называемых спецсубъектов - адвокатов, судей       
судов различных юрисдикций, депутатов, кандидатов в депутаты и так далее, -     
которые совершают преступления и всяко-разно уходят от ответственности? Либо,   
наоборот, они, как партизаны на допросе, молчат, не сообщают о том, что         
являются спецсубъектами, и в итоге всё это ломает доказательную базу?           
Странно, почему он появился. С чем это связано?                                 
                                                                                
Как сказал коллега Груздев, проблема не носит ярко выраженного, массового       
характера. Мне трудно себе представить, чтобы человек в добром уме и здравой    
памяти сознательно скрывал, что он является тем или иным субъектом, очень       
трудно себе это представить. И мы опять же, коллеги, знаем, как из дела         
исчезают документы. То есть я хочу все стороны данного вопроса обсудить. И      
пока мне кажется, что данная процедура как раз и направлена на то, чтобы        
облегчить методы воздействия на так называемого спецсубъекта, у которого        
потом из дела пропадёт бумага о том, кем он является, какой занимает пост, и    
всё будет нормально, в отношении него пойдёт расследование обычным порядком.    
Если это не так, буду очень рад, но пока мне кажется, что ни то, ни другое      
предложение, к сожалению, не повышает безопасность ни наших граждан, ни так     
называемых спецсубъектов.                                                       
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР поддерживать в первом чтении данный законопроект не        
будет.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткин.                                                   
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Особенности нынешнего             
уголовного процесса, равно как и гражданского процесса, заключаются в том,      
что если в советское время уголовный процесс, вообще процесс носил явно         
обвинительный характер, то в настоящий момент это процесс состязательный. И     
чем детальнее прописаны все полномочия, права и обязанности участников          
уголовного процесса, чем полнее, тем можно будет чётче и эффективнее защищать   
права граждан, что в данном случае и делается. Чем детальнее будут прописаны    
даже дополнительные полномочия тех же самых следователей-дознавателей, тем      
меньше будет поводов жаловаться на те или иные действия, которые необходимо     
совершить при решении, например, вопроса о возбуждении или невозбуждении        
уголовного дела.                                                                
                                                                                
То же самое касается спецсубъектов. Вы знаете прекрасно, что у нас в            
соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом предоставлены определённые      
гарантии для целого ряда спецсубъектов, если употребить официальный термин, в   
том числе и для адвокатов. И конечно же, любой адвокат, если теоретически       
рассуждать, зная прекрасно о том, что он таковым является, и зная прекрасно     
эту процессуальную особенность, или, так скажем, эту брешь в процессуальном     
законодательстве, конечно, будет молчать до последнего, а, к примеру, при       
утверждении обвинительного заключения свои корочки покажет и скажет: "Ой,       
извините, заворачивайте уголовное дело, вы должны получить согласие             
руководителя Следственного комитета при прокуратуре, чтобы меня привлекать к    
уголовной ответственности".                                                     
                                                                                
Действительно, таких случаев немного, но с учётом того, что гарантии для        
спецсубъектов расширяются, - если вы помните, мы не так давно принимали         
закон, которым установили такие гарантии для адвокатов, - необходимо            
установить более чёткие правила, в соответствии с которыми эти гарантии можно   
и нужно реализовывать.                                                          
                                                                                
Конечно же, есть вопросы и у комитета, они могут возникнуть и у вас. В данном   
случае работа над законопроектом будет продолжена, и здесь можно только         
предложить вносить свои поправки, все они будут рассматриваться.                
                                                                                
От имени фракции прошу вас поддержать решение комитета и принять данный         
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понимаю, что ни докладчик, ни содокладчик не        
настаивают на заключительном слове? Нет.                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Голосуйте, уважаемые      
коллеги.                                                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 56 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.