Заседание № 72
26.10.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 264271-7 "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1648 по 2251 из 7838
3-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Ильи Вячеславовича Трунина. Пожалуйста, Илья Вячеславович. ТРУНИН И. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Спасибо большое. Доброе утро, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации внёс на ратификацию международный договор, которым утверждается новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Действующий Таможенный кодекс вступил в силу в 2010 году, за это время произошло много различных изменений, Евразийский экономический союз расширился, и пришло понимание того, что необходим новый документ, который регулировал бы таможенные правоотношения в Евразийском экономическом союзе. Новый Таможенный кодекс достаточно подробно обсуждался и на парламентских слушаниях, и на заседаниях комитетов, это документ, который содержит несколько сотен страниц, поэтому полностью пересказывать его содержание я не буду, остановлюсь лишь на основных моментах, которые, как нам кажется, подчёркивают его достоинства. В кодексе, договор о котором был подписан в апреле этого года, учтены передовые положения многих мировых стандартов таможенного администрирования, многих соглашений, которые сейчас заключаются в мире или уже действуют, - это и Соглашение об упрощении процедур торговли, и Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, и прочие передовые практики таможенного администрирования. Если говорить о тех нововведениях в новом Таможенном кодексе, которые оказывают благоприятное влияние не только на саму практику таможенного администрирования, но и на положение предпринимателей, то нужно остановиться на следующем. Самое главное - новый кодекс позволяет перевести большую часть таможенных операций в электронный вид, поскольку этот документ устанавливает приоритет электронных технологий над бумажными процессами. Новый кодекс существенно сокращает документооборот, причём в любом виде, потому что документ, который представлен на ратификацию, подразумевает отказ от востребования документов в момент представления таможенной декларации, переносит исполнение большей части полномочий таможенных органов по контролю за правильностью таможенного оформления на этап после выпуска, то есть даёт право таможенным органам запросить документы при проверке. Также кодекс предоставляет возможность совершения таможенных операций с помощью электронных информационных систем, без участия должностных лиц и создаёт предпосылки для дальнейшего развития механизма "единого окна", то есть исключает необходимость представления документов для таможенного оформления в несколько органов, связанных с допуском товаров для внутреннего потребления. Существенно сокращаются сроки таможенного оформления: есть возможность выпустить товары в срок, не превышающий четырёх часов с момента регистрации таможенной декларации. Документ, который сегодня рассматривается, вводит очень важную процедуру для участников внешнеэкономической деятельности - предварительное декларирование, то есть появляется возможность использования предварительной информации, которая представляется даже до этапа представления декларации на товары, на всех последующих этапах, включая и транзитные декларации, и декларации на транспортные средства, и уведомления о прибытии и помещении на временное хранение. Что касается таможенных платежей, здесь также масса нововведений. Это и расширение возможностей в части, касающейся порядка предоставления отсрочек и рассрочек при таможенном оформлении, например, есть возможность в соответствии с национальным законодательством применять универсальную отсрочку уплаты таможенных платежей на один месяц - естественно, под обеспечение и при уплате процентов, но во многих случаях это существенно сокращает нагрузку на импортёра. Кодекс освобождает от уплаты обеспечительных платежей при перевозке железнодорожным и воздушным транспортом, содержит нормы о повышении статуса уполномоченного экономического оператора, закрепляет возможность принятия предварительного решения о происхождении товаров и предварительного решения по методам определения таможенной стоимости товаров - это для участников ВЭД дополнительные гарантии того, что мнение таможенного органа не поменяется в процессе осуществления контроля. Также новый Таможенный кодекс содержит нормы, которые упрощают взимание таможенных платежей при электронной торговле - той самой интернет-торговле, которая сейчас очень подробно обсуждается. С точки зрения новых возможностей для государственных органов и для общих процессов в таможенном регулировании надо отметить, что кодекс - это была одна из причин ведения переговоров о разработке нового кодекса - большей частью содержит универсальные прямые нормы, обязательные для применения на всей территории Евразийского экономического союза, без каких-либо возможностей регулирования на национальном уровне. Универсальные прямые нормы таможенного регулирования на всей территории ЕАЭС - это одно из основных достоинств нового Таможенного кодекса: все таможенные органы всех стран Евразийского экономического союза должны работать по одним правилам, точно так же, как и участники внешнеэкономической деятельности. Таким образом, новый кодекс - притом что, естественно, это результат переговоров пяти стран, там есть и компромиссы, остаются возможности для изменения правил, поскольку некоторые полномочия переданы на уровень национального законодательства, - это, во-первых, существенный шаг вперёд с точки зрения регулирования таможенных правоотношений, а во-вторых, существенный шаг вперёд на пути к евразийской интеграции, ставший возможным после семи лет работы в условиях нынешнего кодекса, благодаря которому был достигнут существенный прогресс в установлении единых правил игры на всей территории Евразийского экономического союза. Естественно, как и в предыдущий раз, принятие нового Таможенного кодекса потребует принятия национальных актов, в том числе существенного обновления нашего Федерального закона "О таможенном регулировании...", и внесения изменений в остальные законодательные акты. Сразу хочу сказать, что проекты этих документов уже подготовлены и, когда появится формальная возможность, то есть после ратификации договора о Таможенном кодексе, будут незамедлительно запущены процедуры по их рассмотрению в правительстве и внесению в Государственную Думу. С учётом изложенного просим поддержать законопроект о ратификации договора о новом Таможенном кодексе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович. Содоклад Виктора Петровича Водолацкого. Пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый сегодня международный договор заключён в рамках Евразийского экономического союза и входит в систему права ЕАЭС. Он имеет преимущественную силу над иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами ЕАЭС, за исключением самого Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Цель рассматриваемого договора - обеспечение единого таможенного регулирования в ЕАЭС. В Государственной Думе нашим комитетом 9 октября был проведён "круглый стол" по теме этого законопроекта, в котором приняли участие представители 14 комитетов Государственной Думы - соисполнителей по данному законопроекту, представители Торгово-промышленной палаты и Российского союза промышленников и предпринимателей. В подборке соответствующих материалов имеются положительные заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы и комитетов-соисполнителей. Обсуждение на "круглом столе" и на заседании комитета показало, что ратификация договора отвечает интересам Российской Федерации, так как будет способствовать существенному ускорению евразийской экономической интеграции. Выполнение российской стороной положений данного договора не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Вместе с тем в Таможенном кодексе недостаточно урегулирован вопрос нормативно-правовой защиты российского рынка от возможных злоупотреблений со стороны государств - участников ЕАЭС в части реэкспорта запрещённых для ввоза на территорию России товаров из третьих стран. Отсутствует нормативно-правовое регулирование и в некоторых иных сферах, в частности, не до конца проработан порядок вывоза и ввоза культурных ценностей на таможенной территории ЕАЭС. Эти и другие нерешённые вопросы должны быть урегулированы при имплементации положений Таможенного кодекса ЕАЭС в законодательство Российской Федерации. Обсуждение показало, что ратификация договора потребует принятия нового федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации и внесения изменений в 97 нормативных правовых актов, в том числе в 48 федеральных законов. Аналогичная работа по приведению национального законодательства в соответствие с положениями рассматриваемого сегодня Таможенного кодекса должна быть проведена и в других государствах Евразийского экономического союза. Наш комитет планирует уже 30 октября обсудить эти вопросы на совместном заседании с профильным комитетом Парламента Республики Казахстан в Астане. Исходя из изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутый договор. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Шолохов Александр Михайлович. Депутат Водолацкий, на трибуну вернитесь, пожалуйста, чтобы отвечать на вопросы. Пожалуйста, только говорите, кому вы задаёте вопрос - Илье Вячеславовичу Трунину или Виктору Петровичу Водолацкому. ШОЛОХОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день! Виктор Петрович уже отразил в своём выступлении этот вопрос, или, правильнее сказать, эту сложность, поэтому вопрос Илье Вячеславовичу. Каким образом мы будем регулировать перемещение культурных ценностей? В Комитете по культуре сейчас находится законопроект, касающийся вывоза и ввоза культурных ценностей, и надо понимать, что в рамках ЕАЭС появляется несовпадение границ: есть внешняя таможенная граница и государственные границы внутри союза. Соответственно, культурные ценности, культурное наследие России в настоящий момент практически беспрепятственно может перевозиться в границах стран союза - получается, что национальные ценности могут оказаться за пределами нашей государственной границы. Это очень непростой вопрос. Мы постоянно проводим консультации и с пограничной службой, и с таможенной службой, и с ФСБ, и с МИДом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ТРУНИН И. В. Уважаемый Александр Михайлович, спасибо за вопрос. Да, действительно, существует озабоченность по поводу перемещения культурных ценностей. Но надо сказать, что Таможенный кодекс устанавливает процедуры таможенного регулирования, то есть таможенные процедуры, порядок их осуществления, на территории всех стран ЕАЭС, а порядок вывоза и ввоза культурных ценностей - это вопрос национальный, соответственно, он не может регулироваться Таможенным кодексом. Таких вопросов довольно много, все их весьма проблематично решить в условиях единой таможенной территории, когда нет таможенного контроля между государствами, - это и валютное регулирование, да и пограничный контроль необходимо осуществлять даже в отсутствие таможенной границы и таможенных постов. Таможенный кодекс устанавливает правила и процедуры контроля на внешних границах Евразийского экономического союза. Насколько мне известно, вопросы вывоза и ввоза культурных ценностей, а также проблематика, связанная с их перемещением, обсуждаются на площадке ЕАЭС, в Евразийской экономической комиссии готовится соответствующее соглашение. В связи с принятием нового Таможенного кодекса необходимо будет ускорить эти процессы, активизировать позицию Российской Федерации при подготовке данного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Илья Вячеславович, вам вопрос: с учётом того обстоятельства, которое подчеркнул Водолацкий, что придётся вносить довольно серьёзные изменения в национальное законодательство, в национальные законодательные акты, - я думаю, что такие же проблемы будут и у других стран, которые подписали этот договор, - когда, по вашему мнению, всё-таки договор начнёт работать? ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос, Василий Юрьевич. Ответ на вопрос о том, когда должен начать работать новый Таможенный кодекс, состоит из двух частей. Первая - это как бы наднациональная часть, то есть каким образом процесс ратификации этого документа проходит у наших партнёров. Должен сказать, что все находятся примерно на одинаковом этапе. В Казахстане, Армении и Белоруссии на конец октября запланировано обсуждение документа в парламенте, у всех немножко разные процедуры: в Армении сначала Конституционный Суд даёт заключение, а потом парламент, в Казахстане и Белоруссии тоже свои процедуры, - но везде примерные сроки рассмотрения законопроекта о ратификации - конец октября - начало ноября. Насколько мне известно, в Кыргызской Республике рассмотрение в парламенте законопроекта о ратификации будет чуть позже - запланировано на вторую половину ноября. Тем не менее, когда президенты собирались на Высший Евразийский экономический совет в Сочи 11 октября, они подтвердили приверженность той дате, которая была обозначена при подписании договора, - все страны закончат внутригосударственные процедуры и представят соответствующие уведомления в депозитарий, в Евразийскую экономическую комиссию, к 1 января 2018 года. То есть сам документ, а он во многом является документом прямого действия, мы надеемся, начнёт действовать с 1 января 2018 года. Вторая часть. Как только будут завершены внутригосударственные процедуры в Российской Федерации, правительство внесёт новую редакцию закона о таможенном регулировании, этот законопроект, как я уже сказал, готов, уже завершены процедуры оценки регулирующего воздействия, то есть правительство будет его рассматривать в ближайшее время. Мы надеемся, что к 1 января 2018 года также будет возможно закончить проведение национальных процедур в этой части. Кроме того, готовы изменения в 97 законодательных и других нормативных актов, во многом они носят технический характер, так как касаются наименований и кое-каких процедур, мы их тоже будем вносить в ближайшее время. Таким образом, резюмируя всё сказанное, можно отметить, что сейчас созданы все предпосылки и мы, как Правительство Российской Федерации, будем прилагать всяческие усилия, чтобы в полном объёме весь пакет законов, вносящих изменения и в национальное, и в наднациональное законодательство, вступил в силу с 1 января 2018 года. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Станкевич Игорь Валентинович. СТАНКЕВИЧ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Вячеславович, один из законов, в который необходимо будет вносить изменения, - как вы говорите, технические, - это Закон "О ветеринарии". С 1 января 2018 года вводится электронная ветеринарная сертификация, я посмотрел в материалах нового Таможенного кодекса - там такого понятия нет. Сказано, что необходимо будет вносить определённые изменения в документы и так далее. Может быть, правительство выступит с инициативой приостановить вступление в силу с 1 января всех законодательных актов, вернее, изменений в 97 законодательных и других нормативных актов, до тех пор, пока не начнёт действовать новый Таможенный кодекс? ТРУНИН И. В. Спасибо большое за вопрос. Процедура ветеринарной сертификации, выдачи электронных сертификатов запущена в рамках отдельного процесса в Евразийском экономическом союзе. Существует отдельное соглашение, отдельная договорённость, и, естественно, страны пытаются синхронизировать процессы введения новых норм. Мы даже на своём национальном уровне... не могу сказать про ветеринарную сертификацию, но в отношении некоторых таможенных процедур приостановили внесение изменений в законодательство и в нормативную базу до момента вступления в силу нового кодекса, потому что понимаем, что многие процедуры поменяются. Потребность, необходимость защиты нашего пространства, Российской Федерации, в том числе от каких-то ветеринарных угроз - это отдельная тема, которая не всегда связана с таможенным оформлением, это вопросы и санитарной, и фитосанитарной, и ветеринарной безопасности, которые регулируются отдельными актами, и по возможности, естественно, эти процессы будут синхронизированы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Вячеславович, у меня к вам вопрос. Скажите, пожалуйста, когда начнёт действовать этот договор, каким образом мы будем решать следующую проблему, мы с вами её уже обсуждали: под разными кодами можно завозить одни и те же товары, при этом ставки очень сильно различаются. Даже на национальном уровне у нас до сих пор эта проблема не решена. Как мы будем её решать, когда вступит в силу этот договор? Собственно говоря, я не понимаю, какова процедура, каков механизм решения этой проблемы? И какие сроки? ТРУНИН И. В. Валерий Карлович, действительно, мы обсуждали эту проблему много раз. С нашей точки зрения, она относится к тематике тарифного регулирования, то есть к установлению, во-первых, кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и, во-вторых, ставок пошлин по отдельным кодам. В прямом смысле это не является предметом регулирования Таможенного кодекса, поскольку процедуры таможенного оформления, декларирования, электронного документооборота одинаковы и не зависят от того, по каким ставкам и по каким кодам проходит таможенное оформление, но, естественно, есть особенности у отдельных таможенных процедур. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что процедуры установления ставок и кодов регламентированы - они регламентированы Договором о Евразийском экономическом союзе. Полномочия по установлению ставок отнесены на уровень Евразийской экономической комиссии, где и принимаются решения. Если какая-то из сторон не согласна, она может вынести вопрос на заседание Совета Евразийской экономической комиссии, и каждая из стран в установленном процедурой порядке представляет свои соображения по поводу того, как нужно изменить коды и по каким кодам надо поменять ставки. Опять же, как уже обсуждалось, мы тоже обеспокоены этой проблемой и предлагаем унифицировать значения ставок таможенных пошлин, чтобы было невозможно на усмотрение либо участника ВЭД, либо таможенного инспектора по одному и тому же коду применять разные ставки. Поскольку это решение не наше, а евразийское, всегда, во-первых, процесс длится намного дольше, а во-вторых, у всех стран могут быть свои интересы. Мы своим пытаемся следовать, не всегда это получается в короткие сроки, но мы над этим работаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Онищенко Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Илья Вячеславович, спасибо за ваш исчерпывающий доклад, но ни в вашем докладе, ни в теле Таможенного кодекса не зашито противодействие угрозам для нашей страны, связанным прежде всего с ребрендингом ввозимой продукции, а значит, с обеспечением продовольственной безопасности, безопасности и высокого качества пищевых продуктов. Наша страна сейчас не имеет возможности в полной мере соблюдать разрешённые ВТО правила по ТБТ, ну и, конечно же, следует учесть пресловутые сплит-подходы и Европейского союза, и североамериканских стран в торговле с нашей страной. Что будет сделано после принятия кодекса и какие конкретные меры предусмотрены, в том числе касающиеся контроля на внешних границах ЕАЭС? ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос, Геннадий Григорьевич. Ещё раз повторю, что вопросы обеспечения национальных интересов Российской Федерации лежат вне пределов работы над Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, тем не менее они также обсуждаются в рамках ЕАЭС. Например, как мы уже говорили в этом зале, когда рассматривали соответствующие изменения в закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", существует проблема, связанная с транзитом через территорию Российской Федерации в другие страны Евразийского экономического союза товаров так называемых санкционных групп, то есть товаров, оборот которых, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещён, а на территорию других стран ЕАЭС не запрещён. Вчера на заседании Евразийского межправительственного совета в Ереване эта проблема обсуждалась. Каким образом можно технически обеспечить транзит, чтобы, с одной стороны, не нарушать интересы наших партнёров по ЕАЭС, у которых нет подобных ограничений, а с другой стороны, защитить национальные интересы Российской Федерации? Как мне кажется, хотя решение не было принято, были определены подходы с использованием массы современных технических средств, чтобы не допустить оборота продукции, который запрещён на территории Российской Федерации. Эти нормы в случае принятия будут подкрепляться законом, который мы приняли в этом году, что позволит полностью запретить оборот этих товаров, останавливать транспортные средства, перевозящие такие товары, а впоследствии уничтожать эти товары. В комплексе нормы евразийского законодательства и нормы национального законодательства позволят, как нам кажется, обеспечить защиту от нежелательной продукции внешнего периметра Российской Федерации. Вы говорите о нормах регулирования оборота некоторых продуктов питания, о продовольственной безопасности, но это немного другая сфера регулирования, которая напрямую опять же не связана с таможенным оформлением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, на рассмотрение Государственной Думы вынесен основополагающий документ, позволяющий нам дальше развивать евразийскую интеграцию. Это уже второй Таможенный кодекс, который в случае нашего одобрения, одобрения странами-участницами будет действовать на территории Евразийского экономического союза. Говорят, ломать не строить, а строить - не ломать. Когда в 1991 году распадался Советский Союз, это было проведено с необычайной лёгкостью в решениях тогдашних органов власти государств, которые принимали решения о создании новых, независимых государств. Сегодня, когда этой независимости уже 25 лет, нам очевидно, что очень многие вещи, которые были достижимы, когда у нас было общее экономическое пространство, недостижимы при опоре исключительно на внутренние возможности новых государств и даже Российской Федерации. Аналитики-экономисты говорят, что рынок становится самодостаточным во всех отношениях, когда число потребителей достигает 250-300 миллионов. 300 миллионов человек - и целые отрасли промышленности становятся рентабельными и могут работать на этот внутренний рынок без большой угрозы пострадать от всякого рода санкций или запретительных мер, ориентируясь на внутреннее потребление. Это возможно, когда складывается экономический потенциал. И первый шаг к этому всегда, безусловно, отмена внутренних таможенных барьеров, которые не позволяют предприятиям в полной мере эффективно и быстро кооперироваться между собой. Сегодня уже было сказано, что страны - члены ЕАЭС вступили в полосу принятия решений о ратификации этого Таможенного кодекса. Я хочу обратить внимание... Прошу вас, добавьте время, я выступаю от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЗАТУЛИН К. Ф. Прошу обратить внимание, что вчера или позавчера нижняя палата Национального собрания Республики Беларусь уже приняла, уже ратифицировала этот договор, он поступил на одобрение в верхнюю палату. Палата представителей проголосовала за ратификацию этого документа, и совсем не случайно, что Белоруссия даже опередила нас в ратификации этого документа: Белоруссия, как вы помните, была сборочным цехом Советского Союза и для неё отсутствие таможенных барьеров чрезвычайно важно в плане развития промышленности, для того чтобы поддерживать производства, например такие, как Минский тракторный завод. Сегодня перед нами открывается очень большое поле деятельности, связанное не только с ратификацией этого документа, но и с тем, что, как уже было здесь сказано, в 48 федеральных законов должны быть внесены поправки. Я очень надеюсь, что слова официального представителя президента не разойдутся с делом, что это всё подготовлено в Правительстве Российской Федерации и не получится так, что, ратифицировав этот документ, мы потом долго будем ждать поступления соответствующих поправок к федеральным законам, которые должно внести Правительство Российской Федерации. Ведь только Комитет по охране здоровья насчитал шесть федеральных законов и три постановления правительства, в которые должны быть внесены изменения, если мы ратифицируем этот документ. А если мы договор не ратифицируем, тогда мы, можно сказать, перечеркнём всю работу, которую терпеливо вели многие годы, по очень непростому компромиссному увязыванию между собой интересов стран, входящих в Евразийский экономический союз. Мы фактически перечеркнём перспективу Евразийского экономического союза. Конечно, введение этого кодекса во многом будет испытанием на доверие. На доверие в том числе к национальным институтам, которые будут осуществлять таможенное регулирование в интересах всего Евразийского экономического союза. И очень может быть, что будут разного рода истории, которые будут активно обсуждаться. Но надо понимать, что такое большое дело не может обойтись без этого. Надо понимать, что необходимо выполнить рекомендации по итогам парламентских слушаний, которые проводились нашим комитетом: должны быть подготовлены специалисты, в полной мере понимающие, как именно нужно работать в соответствии с этим кодексом в национальных службах таможенного регулирования. Я хочу от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержать ратификацию, она необходима. Нужно понимать, что нам предстоит большая работа по внесению изменений в законодательство и, конечно, нам предстоит большая работа по совершенствованию этого Таможенного кодекса, так же как после того, как в 2010 году был введён первый кодекс. Нельзя сказать: "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!" - и на этом всякую работу по совершенствованию процедур прекратить, этого не будет, но мы либо будем исходить из логики движения вперёд, либо останемся со своими проблемами и будем продолжать упирать на разного рода нестыковки и несовершенство этого документа, однако тогда мы за деревьями не увидим леса и не будет никакого общего рынка Евразийского экономического союза, а этот рынок может позволить нам спокойно, ещё более спокойно, чем сегодня, реагировать на всякие санкции недружественных нам государств. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция, безусловно, поддерживает ратификацию. При этом, понимая важность документа, мы хотели бы обратить внимание на некоторые моменты, проблемы, которые до сих пор не решены и решение которых, к сожалению, с ратификацией, со вступлением в силу этого договора, скажем так, может усложниться. Первое. Различие ставок таможенных платежей по разным кодам ТН ВЭД для одних и тех же товаров, в связи с чем я сейчас задавал вопрос представителю президента и говорил ранее: у нас законодательство позволяет одни и те же товары завозить под разными кодами номенклатуры и выбирать минимальные ставки - таким образом не только наносится ущерб бюджету Российской Федерации, но и тормозится экономический рост страны в целом, потому что фактически сводятся на нет все защитные меры. Мы в рамках национального законодательства до сих пор не могли решить эту проблему, а на наднациональном уровне решать её будет ещё сложнее, потому что каждое своё действие нужно будет согласовывать с участниками договора. Дальше. Вызывает опасения практика, когда применяются процедуры, позволяющие отдельно завозить... Товар физически идёт, а декларируется в другом месте, и фактически бывает так, что происходят подмена номенклатуры и занижение ставок. Собственно говоря, это сейчас основная дыра, через которую утекают государственные деньги при ввозе на таможенную территорию импортной продукции. Мы это знаем, мы об этом говорили много раз, и напоминаю, что была создана парламентская комиссия, которая проводила исследования и насчитала до 40 миллиардов долларов, скажем так, недоплаченных в бюджет платежей только по итогам 2014 года. К сожалению, я пока не увидел механизмов, которые эту дыру закрыли бы. Сейчас мы, по сути дела, передаём эту проблему на наднациональный уровень, но если мы сами её до сих пор не решили, то теперь её ещё сложнее будет решить. Это второе. Ну и третий вопрос, который нас беспокоит, - это прослеживаемость перемещения товаров по территориям внутри таможенного союза. Пока решён вопрос с отслеживаемостью только подакцизных товаров, с другими товарами пока ничего не решено. Хотелось бы, чтобы эти вопросы нашли решение в ближайшее время, до вступления в силу этого договора. Наша фракция поддерживает ратификацию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Задавая вопрос Илье Вячеславовичу, я имел в виду прежде всего то, что идея нашего президента создать Единое экономическое пространство на бывшей территории Советского Союза является стратегическим приоритетом Российского государства и должна быть реализована неукоснительно и на качественно высоком уровне. Поэтому, говоря сегодня о том, что мы ратифицируем этот договор, мы должны понимать, что предстоит ещё огромная работа, и тот мультипликативный эффект, который может дать нам эта ратификация, мы должны использовать в полной мере. Мы добровольно отказались от части суверенитета и делегировали наднациональным органам и таможенное декларирование, и нормативно-правовое регулирование, и целый ряд других функций - 102 функции мы делегировали, - и мы должны понимать, что все заинтересованы прежде всего в нашем, российском рынке. Сегодня в том числе и недобросовестным бизнесом ребрендинговые схемы используются, а у некоторых членов союза это делается на уровне государственной политики, есть целые экономические статьи в их бюджетах, поэтому мы должны обеспечить решение вопросов, связанных с введением ограничений на территории нашей страны, - те санкции, которые к нам сегодня применяются, не касаются других государств таможенного союза, - обеспечить выполнение решений о недопуске товаров на нашу территорию, принятых президентом, посредством законов, которые по уровню ниже данного договора. Я призываю всех, в том числе нашу палату, которая имеет огромный ресурс в гармонизации законодательных актов с актами других стран, прежде всего это касается Казахстана и Белоруссии: мы должны избежать реэкспорта сахара на нашу территорию - это не даст развиваться нашему сельскохозяйственному сектору, - молочной продукции, красного мяса и целого ряда других групп товаров, которые наполняют нашу потребительскую корзину, обеспечивают нашу продовольственную безопасность и безопасность наших граждан с точки зрения здоровья. Надо поддержать законопроект и надо выработать тот комплекс мер, о котором я только что сказал. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, докладчик. ТРУНИН И. В. Я хотел бы сказать несколько слов в заключение, поскольку документ очень важный, основополагающий для функционирования Евразийского экономического союза и для эффективности таможенного регулирования, в том числе для эффективности контроля за применением надлежащих ставок таможенных платежей. Этот документ является существенным шагом вперёд, поэтому я хотел бы ещё раз попросить принять положительное решение по ратификации нового Таможенного кодекса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 26 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается.