Заседание № 106

19.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 264214-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о закреплении за госкорпорацией на постоянной основе полномочий, которыми она была наделена в переходный период).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4217 по 4277 из 7539
13-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в     
Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"    
и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Доклад   
члена Комитета по энергетике Владимира Тимофеевича Поцяпуна.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОЦЯПУН В. Т., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении     
изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной          
энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",       
внесённый Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным,   
был рассмотрен нами и принят в первом чтении 22 мая 2013 года. Законопроект     
разработан в целях формирования законодательной базы функционирования           
организаций ядерного оружейного комплекса. В нём даётся новое определение и     
статус федеральной ядерной организации, закрепляется целостная система          
управления развитием ядерного оружейного комплекса на долгосрочный период и в   
связи с завершением переходного периода деятельности Госкорпорации "Росатом".   
                                                                                
К тексту законопроекта, принятого в первом чтении, поступило девять поправок,   
Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует их к принятию.           
Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, у Правового          
управления замечаний нет.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по энергетике предлагает        
принять таблицу поправок и законопроект во втором чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.                                       
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых к принятию.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              243 чел.54,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    243 чел.                                          
Не голосовало                 207 чел.46,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования" во втором чтении.                   
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
ПОЦЯПУН В. Т. Уважаемые коллеги, текст законопроекта прошёл правовую и          
лингвистическую экспертизы, замечаний по нему у Правового управления нет.       
Предлагается принять рассматриваемый законопроект и в третьем чтении, проект    
постановления и текст законопроекта вам представлены.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо, присаживайтесь.                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6118 по 6155 из 7539
13-й вопрос. Во втором чтении голосуется проект федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон "О государственной корпорации по         
атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской           
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              258 чел.57,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    258 чел.                                          
Не голосовало                 192 чел.42,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                
Было предложение проголосовать в третьем чтении. Выступления по мотивам         
будут? Нет.                                                                     
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              250 чел.55,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    251 чел.                                          
Не голосовало                 199 чел.44,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 101

22.05.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 264214-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о закреплении за госкорпорацией на постоянной основе полномочий, которыми она была наделена в переходный период).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2671 по 3725 из 5101
11-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"    
и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Приглашаю к микрофону   
Сергея Владиленовича Кириенко, генерального директора Государственной           
корпорации "Росатом".                                                           
                                                                                
КИРИЕНКО С. В., официальный представитель Президента Российской Федерации,      
генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".   
                                                                                
Уважаемый Председатель Государственной Думы, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! В соответствии с поручением Президента Российской         
Федерации представляю на ваше рассмотрение проект федерального закона "О        
внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по         
атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской           
Федерации", соответствующее решение принято Президентом России в декабре        
прошлого года. Это завершающий закон в ряду необходимых правовых актов,         
обеспечивающих единство и долгосрочную стабильность ядерного оружейного         
комплекса Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Хотел бы поблагодарить депутатов Государственной Думы за принятый в своё        
время закон о выстраивании единой системы управления в атомной отрасли, а       
также за 317-й закон, в соответствии с которым в отрасли восстановлена вся      
вертикаль управления. Могу сказать, что за все эти годы - отчитаюсь перед       
депутатами Государственной Думы - на 100 процентов выполнялся гособоронзаказ,   
не было ни одного случая, когда бы "Росатом" не выполнил государственный        
оборонный заказ. Объём финансирования ядерного оружейного комплекса России по   
госпрограмме вооружения вырос за прошедший период в три с лишним раза,          
производительность труда выросла в 2,2 раза, доходы работников ядерного         
оружейного комплекса также выросли в два с лишним раза. Если до этого у нас     
средний возраст работников ядерного оружейного комплекса катастрофически        
увеличивался и уже превысил пятьдесят четыре года, то сегодня он уже меньше     
сорока четырёх лет - на десять с лишним лет снизился средний возраст за счёт    
прихода молодых специалистов.                                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, вы, наверное, помните, что у нас       
остался тогда один нерешённый вопрос. В соответствии с 317-м законом            
предполагалось, что предприятия ядерного оружейного комплекса будут иметь       
организационно-правовую форму федеральных государственных унитарных             
предприятий, но только временно, а по истечении переходного периода - тогда в   
три года был определён переходный период, до 2011 года, - они должны            
акционироваться. Мы по-прежнему считаем, что акционировать предприятия          
ядерного оружейного комплекса - это неправильно, несмотря на защищённость       
акционерных обществ, потому что возможно и указами президента защитить акции    
акционерных обществ, это неправильно с точки зрения самого принципа, потому     
что для работников ядерно-оружейного комплекса всегда приоритетом и целью       
является безопасность страны, а не размер полученной прибыли или дивидендов     
по акциям, которые просто по определению являются предметом деятельности        
акционерного общества. Не случайно и сам "Росатом" получил статус               
госкорпорации, а не акционерного общества, и это было правильное решение.       
                                                                                
Переходный период был установлен до 2011 года. Спасибо депутатам                
Государственной Думы, которые нас поддержали: мы, чтобы не допустить            
акционирования, перенесли переходный период на 2015 год. Но уже и 2015 год      
близко, и если сегодня не принять предлагаемый президентом закон, в 2015 году   
либо надо будут акционировать предприятия ядерного оружейного комплекса, либо   
они вынуждены будут выйти из состава атомной отрасли России, и тогда            
управление федеральными ядерными центрами, серийными заводами по производству   
ядерных боеголовок перейдёт в Росимущество. При всём уважении к Росимуществу    
очевидно, что это неправильно с точки зрения обороноспособности и               
безопасности страны. Без принятия такого закона уже сегодня у этих              
предприятий возникают проблемы с внесением их заказов в государственную         
программу вооружения на 2015-2020 годы, которая сейчас разрабатывается. Этот    
вопрос обсуждался на специальном совещании у Президента Российской Федерации,   
и принятое решение определялось особостью этих предприятий, которых не очень    
много.                                                                          
                                                                                
Представленным законопроектом предусматривается, что решение о предоставлении   
предприятию статуса федеральной ядерной организации принимается только          
Президентом Российской Федерации. Такое предприятие сохраняет форму             
федерального государственного унитарного предприятия и особый режим             
защищённости, гарантии долгосрочного заказа, гарантии стабильных условий        
работы.                                                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, со всеми ведомствами законопроект      
согласован. Данный закон не повлечёт за собой изменения объёма полномочий и     
компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и     
органов местного самоуправления, также не потребует выделения дополнительных    
бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов или сокращения их доходной   
части, но позволит предприятиям ядерно-оружейного комплекса и их коллективам    
стабильно обеспечивать решение задач по повышению обороноспособности нашей      
страны.                                                                         
                                                                                
Прошу вас поддержать представленный законопроект.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владиленович, присаживайтесь.             
                                                                                
Содоклад члена Комитета по энергетике Владимира Тимофеевича Поцяпуна.           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОЦЯПУН В. Т., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Основные позиции проекта     
рассматриваемого федерального закона прозвучали в докладе Сергея                
Владиленовича. Я в свою очередь хочу отметить, что необходимость подготовки     
данного законопроекта продиктована объективно сложившейся действительностью.    
                                                                                
Напомню, что в принятый в 2007 году федеральный закон о госкорпорации мы уже    
в ноябре 2010 года, 22-го числа, федеральным законом номер 305 внесли           
изменения и продлили переходный период до 2015 года. На тот момент это было     
обусловлено проведением мероприятий программы реструктуризации ядерного         
оружейного комплекса и обеспечения непрерывности управления объектами           
использования атомной энергии.                                                  
                                                                                
Однако все мы понимаем, что переходный период не может продолжаться вечно,      
что он ограничивается определённым временным отрезком, по окончании которого    
требуется принятие какого-то ясного решения, и такое решение было принято       
Президентом Российской Федерации в прошлом, 2012 году, - закрепить за           
Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" на постоянной основе   
полномочия, которыми она была наделена в переходный период, а именно это        
полномочия главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных       
средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов        
бюджета, государственного заказчика государственных программ в области          
обороны и безопасности, долгосрочных целевых программ, межгосударственных       
программ, федеральной адресной инвестиционной программы, а также полномочия     
по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника имущества      
подведомственных унитарных предприятий. Кроме этого, полномочиями               
государственного заказчика государственных программ Российской Федерации в      
области обороны и безопасности, государственного оборонного заказа в            
установленной сфере деятельности, федеральных целевых программ,                 
научно-технических и инвестиционных программ и проектов, специальных            
экологических программ реабилитации радиационно загрязнённых участков           
территорий.                                                                     
                                                                                
Принятие рассматриваемого закона в дальнейшем потребует комплексной             
корректировки правовой базы Российской Федерации, поскольку во многих           
законодательных и нормативных правовых актах применительно к корпорации были    
заложены нормы с учётом переходного периода. В один только закон о              
федеральной контрактной системе мы вносили семнадцать поправок с упоминанием    
переходного периода, другим примером может служить Бюджетный кодекс, в 241-й    
статье которого установлено, что корпорация осуществляет полномочия главного    
распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного         
администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета в течение       
переходного периода, установленного 317-м федеральным законом. Кроме того,      
введение такого субъекта, как федеральные ядерные организации, и закрепление    
в отношении данных организаций полномочий корпорации, например, по              
осуществлению государственного строительного надзора при строительстве и        
реконструкции объектов федеральных ядерных организаций также потребует          
внесения соответствующих корректирующих изменений в законодательные акты        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
В целом корпорация, являясь универсальной компанией, владеющей активами во      
всех звеньях производственной цепочки атомной энергетики и промышленности -     
от геологоразведки и производства урана, проектирования и строительства АЭС,    
машиностроения, генерации тепловой и электрической энергии, обогащения и        
конверсии урановой продукции и фабрикации топлива до вывода ядерных объектов    
из эксплуатации и обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными    
отходами, - на протяжении длительного времени показала эффективность своей      
работы и позитивные результаты.                                                 
                                                                                
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел законопроект и            
рекомендует его к принятию. Правовое управление Аппарата Государственной Думы   
замечаний концептуального характера по данному законопроекту не имеет.          
                                                                                
Учитывая изложенное, прошу депутатов Государственной Думы поддержать            
представленный законопроект в первом чтении.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
По ведению - Федоткин Владимир Николаевич.                                      
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! У нас         
традицией стало: как только ближе к концу дня, так мы серьёзные вопросы         
начинаем комкать - задавать по одному, по два вопроса от фракции, и всё, а      
потом сто раз законы переделываем. Я предлагаю: давайте хотя бы с               
сегодняшнего дня начнём, вопрос серьёзный - сколько есть вопросов у             
депутатов, давайте мы их все и обсудим, чтобы не смешить народ и сто раз        
закон не переделывать! Предлагаю не ограничивать количество вопросов,           
ответить на все вопросы, которые есть у депутатов.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Но тут альтернативное предложение поступило:     
по два вопроса от фракции.                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллега Агузаров предложил.                               
                                                                                
Я ставлю на голосование предложение: по два вопроса от фракции.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.79,3 %                                    
Проголосовало против           61 чел.20,3 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,3 %                                     
Голосовало                    300 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Коллеги, я прошу, передайте мне, пожалуйста, предложения: у меня нет            
результатов записи, они исчезли.                                                
                                                                                
От фракции КПРФ кто будет задавать вопрос?                                      
                                                                                
Депутату Романову включите микрофон.                                            
                                                                                
Валентин Степанович Романов, пожалуйста.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Владиленовичу.                                           
                                                                                
Все мы выступаем за то, чтобы ядерный оружейный комплекс был в надёжном         
государственном ведении, под государственным контролем и так далее, но всё же   
просьба уточнить два момента. Первый: какова сейчас система? Вот у вас в        
статье 8-1 в пункте 24 говорится, что корпорация утверждает структуру           
федеральных ядерных организаций и предельную численность их работников. Чем     
отличается сегодняшняя система от того, что вы закладываете?                    
                                                                                
И второй момент. Скажите, чем плох механизм федеральных государственных         
унитарных предприятий, почему теперь новое понятие - федеральная ядерная        
организация? Если мы хотим сохранять то, что у нас есть, то почему заложено     
положение, что в случае изменения организационно-правовой формы унитарного      
предприятия может быть прекращена деятельность федеральной ядерной              
организации? Не скрою, есть... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владиленович, пожалуйста.                          
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Уважаемый Валентин Степанович, по поводу того, чем отличается    
сегодняшняя система от предлагаемой: ничем не отличается с точки зрения         
системы управления предприятием от того, что заложено в 39-й статье             
действующего закона. Дело в том, что сейчас 39-я статья находится в главе       
"Полномочия Корпорации в переходный период", о чём я говорил в докладе в        
самом начале. Это означает, что в 2015 году эта статья прекратит своё           
действие. Это также означает, что с 2015 года, если не принять сейчас           
предлагаемый закон, либо мы должны будем акционировать предприятия ядерного     
оружейного комплекса, либо потеряем право на целостное управление ядерным       
оружейным комплексом, потеряем право перераспределять государственный           
оборонный заказ и эти предприятия подпадут под управление Росимущества, как     
все остальные ФГУПы в Российской Федерации. При всём уважении к Росимуществу    
должен отметить, что они не обладают компетенцией по управлению ядерным         
оружейным комплексом, и делать этого нельзя!                                    
                                                                                
Появившаяся статья, о которой вы задаёте вопрос, - это просто перенос статьи    
39 из главы о переходном периоде в новый закон на постоянное время. Мы          
убираем понятие "переходный период" и говорим, что по отношению к данным        
организациям вот эти государственные полномочия являются постоянными, а не      
временными, значит, мы можем эти организации включить в госпрограмму            
вооружений, можем на них выделить деньги в рамках гособоронзаказа.              
Единственное, "Росатом" для этого должен иметь право - он сегодня имеет это     
право, но только до 2015 года - выступить по отношению к этим предприятиям      
главным распорядителем бюджетных средств. Вот суть этого изменения: сейчас у    
нас это право только до 2015 года - по новому закону оно будет всегда.          
                                                                                
Теперь о том, почему всё-таки потребовалось вот такое специальное название,     
особый статус. Это долго обсуждали на совещании у президента, и вы знаете,      
что существует много разных подходов, в том числе мнение о том, что надо        
вообще ликвидировать организационно-правовую форму федерального                 
государственного унитарного предприятия, этого касался и целый ряд поручений    
и инициатив. Мы таким образом хотим эти предприятия защитить и отделить их от   
ФГУПов вообще. Я не обсуждаю сейчас, должна сохраниться такая                   
организационно-правовая форма, как ФГУП, или нет, но точно понимаю, что         
особый статус этих предприятий должен быть защищён навсегда, поэтому по         
отношению к ним появляется такая норма: этот статус присваивается специальным   
решением Президента Российской Федерации. Он может быть присвоен федеральным    
ядерным центрам, серийным заводам, поэтому появилось название не "федеральный   
ядерный центр", а "федеральная ядерная организация": центров два, а             
предприятий, включая серийные заводы, значительно больше. Этот статус           
закрепляет их особые возможности и особый характер, в том числе защищённость:   
ни одного решения в отношении их нельзя будет принять без согласования с        
Президентом Российской Федерации. А полномочия... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Игнатьевич Никитчук.                                                       
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Уважаемый Сергей Владиленович, я так думаю, что этот             
законопроект родился в недрах "Росатома", поэтому вы и докладываете, если бы    
он родился где-то в аппарате президента, то докладывал бы представитель         
президента. Скажите, пожалуйста, президент видел хотя бы в глаза вот то, что    
вы написали, знаком ли он с текстом, читал ли или хотя бы видел?                
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Спасибо, Иван Игнатьевич. Поздравляю вас с прошедшим днём        
рождения!                                                                       
                                                                                
Иван Игнатьевич, президент не просто видел - это решение президента. Я вам      
могу сказать, что на совещание к президенту - а это было заседание Совета       
Безопасности - мы пришли с разными вариантами, и этот вариант родился не в      
недрах "Росатома", этот вариант родился как продукт совместной работы рабочей   
группы, созданной "Росатомом" и Федеральной службой безопасности. Это           
продукт, который мы выработали совместно с руководством Федеральной службы      
безопасности, которая не менее нас заинтересована в сохранении особого          
статуса. Была довольно бурная дискуссия, не буду пересказывать, но могу         
сказать, что довольно большое количество ведомств выступало против этого        
решения, потому что это прецедент: в некотором смысле мы для предприятий        
ядерного оружейного комплекса создаём особый статус, особый порядок, то есть    
это опять некое исключение, создаваемое для предприятий ядерного оружейного     
комплекса. Повторяю, что у нас была бурная дискуссия, по итогам которой         
Президент Российской Федерации сказал: "Я понимаю, что это особый порядок,      
особый статус для этих предприятий, я понимаю аргументы тех, кто против этого   
возражает, но и вас прошу понять, что таких предприятий, от которых зависит     
безопасность и, если хотите, целостность нашего государства, в стране можно     
пересчитать по пальцам, поэтому в отношении этих предприятий такое              
исключительное решение должно быть принято". Вот ровно в соответствии с этим    
решением президента написаны статьи настоящего законопроекта.                   
                                                                                
Кстати, я здесь выступаю в данный момент не просто как генеральный директор,    
а как официальный представитель Президента Российской Федерации,                
уполномоченный на это его распоряжением, выступаю от его имени.                 
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич от фракции ЛДПР. Пожалуйста.     
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Владиленович, вот вы говорите, да и Счётная палата часто       
говорила: главный распорядитель бюджетных средств, особый статус... А с точки   
зрения экономики... Вот в 2012 году ваши субподрядчики нерегулярно получали     
от генподрядчиков - предприятий, о которых вы говорите, денежные средства за    
выполненные работы. С чем это было связано - они готовились к реорганизации     
или это просто недостаток контроля? И как в дальнейшем эта работа будет         
выстроена? Ведь субподрядная организация - это большое количество людей, это    
заработная плата, это налоги.                                                   
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Кирилл Игоревич, вы знаете, мне было бы легче ответить, если     
бы вы мне дали конкретный пример, какой подрядчик от какой нашей организации    
что не получил. Мы сейчас говорим о предприятиях ядерного оружейного            
комплекса, и я не знаю ни одного случая в 2012 году, чтобы предприятие          
ядерного оружейного комплекса что-то не заплатило субподрядчикам, тем более     
что, откровенно говоря, у нас порядка 80-85 процентов подрядных работ           
выполняется внутри атомной отрасли, самого ядерного оружейного комплекса, в     
силу секретности и специфики нашей деятельности.                                
                                                                                
По гражданской части споры между предприятиями бывают, но, вообще говоря, ни    
одного неисполненного договора по итогам года у нас нет. Взаимоотношения с      
подрядчиками бывают довольно жёсткими, это правда, но связано это не с          
платежами, а с демонополизацией. Я могу вам доложить, что мы действительно за   
три последних года провели очень жёсткую работу, и если ещё три года назад у    
нас уровень монополизма по основному оборудованию - это в гражданской части     
отрасли, в ядерном оружейном комплексе таких проблем не было - был 80           
процентов, то есть 80 процентов оборудования для атомных станций производили    
монополисты, то на сегодняшний день - ноль. То есть мы смогли                   
демонополизировать всё производство, проводя довольно жёсткие конкурсные        
процедуры, помогая появлению альтернативных поставщиков, иногда                 
самостоятельно создавая предприятия по поставкам оборудования; это часто        
приводило к довольно жёстким конфликтам - монополистам не нравится отдавать     
свои привилегии, и это приводит и к судебным решениям, и к спорам по размеру    
платежей.                                                                       
                                                                                
Если вы мне дадите конкретный пример, кому и что было недоплачено, готов        
оперативно разобраться и дать вам информацию или принять необходимые меры. По   
оружейному комплексу, который мы сейчас рассматриваем, я ни одного такого       
случая за прошлый год не знаю.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Журко Василий Васильевич.                                 
                                                                                
ЖУРКО В. В., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Вопрос Сергею Владиленовичу.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Владиленович, с момента создания Госкорпорации "Росатом" в     
2007 году прошло довольно много времени, и одной из основных целей её           
создания было обеспечение единства управления организациями атомного            
энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации,      
организациями, функционирующими в сфере обеспечения ядерной и радиационной      
безопасности. Скажите, пожалуйста, каких результатов за эти годы удалось        
достичь по данному направлению?                                                 
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Спасибо, Василий Васильевич. Боюсь, что у меня по Регламенту     
нет столько времени, чтобы подробно ответить на ваш вопрос, но о ключевых       
моментах я уже говорил. Поскольку закон о ядерном оружейном комплексе, то,      
наверное, главный результат - это централизация системы управления. В отличие   
от ряда других отраслей, по которым, как вы знаете, у нас существуют проблемы   
с гособоронзаказом, по атомной отрасли за все эти годы не было ни одного        
случая невыполнения гособоронзаказа, стопроцентное выполнение гособоронзаказа   
за все прошедшие годы. При этом, как я уже говорил, в три с лишним раза вырос   
объём государственного оборонного заказа. У нас открытое рассмотрение,          
поэтому я не все цифры могу назвать, но скажу, что мы кардинально               
модернизировали инфраструктуру ядерного оружейного комплекса. Какие-то данные   
всё-таки могу привести: в первую очередь отмечу суперкомпьютерный комплекс в    
Сарове - на сегодняшний день это почти 2,5 петафлопса, самый мощный             
суперкомпьютерный центр не только в России, но и на всём пространстве СНГ,      
входит в десятку крупнейших мировых центров; соответствующие решения приняты    
и по лазерной установке, обеспечивающей моделирование ядерного взрыва в         
условиях запрета ядерных испытаний, и по рентгенографическим установкам, то     
есть весь комплекс необходимых решений в инфраструктуре принят.                 
                                                                                
Заработная плата выросла в два с лишним раза, в результате, как я уже сказал,   
на десять лет уменьшился средний возраст сотрудников. И вы знаете, мы сейчас    
достигли того, что федеральные ядерные центры впервые с советского времени      
могут позволить себе проводить дополнительную аттестацию или вступительный      
экзамен. Они не просто не берут выпускников с баллом ниже 4,5 после окончания   
университета - они для тех, кто имеет балл выше 4,5, могут устроить             
вступительные тесты, отбирая претендентов не просто по результатам экзаменов    
в институте, но и на основе проверки реальных знаний. Вот такое качественное    
изменение ситуации сегодня - у нас целая очередь желающих попасть на работу в   
федеральные ядерные центры, и это принципиально важно.                          
                                                                                
По гражданской части совсем коротко могу сказать, что мы очень серьёзно         
восстановили активы - не просто восстановили то, что было утрачено, но и        
собрали новые. В первую очередь это относится к урану. Я помню, что этот        
вопрос задавался, когда мы рассматривали здесь, в Государственной Думе, закон   
номер 317. Мы восстановили все месторождения в России, кстати, в прошлом году   
впервые с советского времени был запущен новый, восьмой рудник в Забайкалье.    
Кроме того, мы смогли собрать месторождения урана в Казахстане, в Австралии,    
недавно получили лицензию на месторождение в Танзании. Могу вам доложить -      
некоторое время назад это вряд ли кому-то могло прийти в голову, - что          
сегодня мы контролируем 20 процентов запасов урана в Соединённых Штатах         
Америки, и если этот уран нам потребуется, мы можем им воспользоваться в        
любой момент. Очень серьёзные инвестиции мы также сделали в Российской          
Федерации и сегодня вышли на 2-е место в мире по запасам природного урана.      
                                                                                
Машиностроение за счёт той же... (Микрофон отключён.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бобраков Алексей Евгеньевич, пожалуйста.                  
                                                                                
БОБРАКОВ А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Владиленович, в средствах массовой информации довольно часто   
встречаются высказывания, что отсутствует должный контроль за деятельностью     
государственных корпораций и компаний, что государственные корпорации и         
компании неэффективно используют переданное им имущество, расходуют             
выделенные финансовые средства не по целевому назначению. Отсюда возникает      
вопрос: существует ли система государственного контроля за деятельностью        
данных организаций, в частности корпорации "Росатом"?                           
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Спасибо, Алексей Евгеньевич. Я могу сказать следующее. Вы        
знаете, что по 317-му закону госкорпорация "Росатом" находится в ведении всех   
контрольных органов, в первую очередь Счётной палаты Российской Федерации. За   
2012 год у нас только Счётная палата провела пять целевых проверок и ещё по     
четыре проверки Росфиннадзор и Рособоронзаказ. Общее количество проверок,       
выполненных контрольными органами в Госкорпорации "Росатом" за 2012 год, -      
460, причём это только те, что касаются расходования средств, целевого          
использования и соответствия законодательству, ещё 290 проверок провёл          
Ростехнадзор по техническим параметрам и более 90 проверок - остальные          
контрольные органы, такие как МЧС, ФМБА и прочие. Я могу вам доложить, что,     
так как проверки идут постоянно, в госкорпорации выделено несколько             
помещений, которые всегда заняты сотрудниками тех или иных контрольных          
организаций. Поскольку 460 проверок у нас выполнялось только по вопросам        
финансов и законодательства, это означает, что одновременно в госкорпорации     
проходят примерно две проверки.                                                 
                                                                                
Все проверки, проведённые в прошлом году, не выявили нарушений порядка          
расходования бюджетных средств или какого-то их нецелевого расходования. Тем    
не менее мы создали ещё и очень мощную внутреннюю службу собственного           
контроля, и у нас действуют рабочие группы с участием представителей всех       
правоохранительных органов - и МВД, и ФСБ, и Росфинмониторинга. Эти рабочие     
группы в постоянном режиме отслеживают возможные нарушения: всё-таки в          
отрасли работают почти 300 тысяч человек, и мы хорошо понимаем, это очевидно,   
что среди них всегда будут люди, которые в случае обнаружения лазейки в         
законодательстве могут попробовать ею воспользоваться. За последние годы по     
результатам проверок служб внутреннего контроля или совместных с                
правоохранительными органами - а у нас почти все последние проверки проходят    
совместно - мы отстранили от занимаемых должностей восемьдесят пять             
руководителей разного уровня, порядка тридцати пяти материалов передали в       
правоохранительные органы и будем продолжать эту работу. Мы считаем, что не     
надо такие проблемы прятать и скрывать, наоборот, мы сделали ставку на то,      
что мы абсолютно открыты. Понятно, что по репутации это иногда бьёт, в том      
числе и за рубежом нам иногда тыкают очередной публикацией об аресте или        
возбуждении уголовного дела, но мы считаем, что пусть лучше мы один раз этим    
переболеем, пусть все привыкнут к тому, что мы это не прячем. Сами              
посмотрите: почти все последние сообщения являются результатами совместных      
проверок службы внутренней безопасности и внутреннего контроля и                
правоохранительных органов - так и будем работать. Хотел бы поблагодарить       
сотрудников правоохранительных органов, которые вместе с нами очень активно     
ведут эту работу.                                                               
                                                                                
Кстати, у нас есть ещё Общественный совет "Росатома", куда входят и             
представители... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Герасименко Николай Фёдорович.                            
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Снимаю вопрос.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда Кулик Геннадий Васильевич.                          
                                                                                
КУЛИК Г. В. Сергей Владиленович, пожалуйста, на крестьянский язык переведите    
то, что вы собираетесь сделать. Я так понимаю, что сегодняшняя                  
организационно-правовая форма ФГУПы - в самое ближайшее время должна быть       
заменена на другую, так как она не даёт возможности этим предприятиям           
развиваться. Правильно ли я вас понимаю, что предприятия, которые вы сейчас     
создаёте под вывеской организаций, сохраняют государственную принадлежность,    
но получают дополнительно определённые права, которые дают им возможность       
развиваться творчески и даже, может быть, иногда на далёкую перспективу?        
Правильно я понимаю суть этого вопроса, который мы сегодня рассматриваем?       
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Абсолютно правильно, Геннадий Васильевич, мне даже добавить      
нечего, именно так: они остаются в государственной собственности, остаются      
федеральными государственными унитарными предприятиями, но статус их немножко   
повышается, и если ФГУПы могут быть созданы многими решениями, то ФГУПы с       
этим статусом - только решением Президента Российской Федерации.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Светлана Петровна Горячева.                                                     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Сергей Владиленович, у меня вопрос, который сегодня волнует и даже    
возмущает очень многих в России, - вопрос о "золотых парашютах". Где они у      
нас очень хорошо, уютно устроились? Как раз в наших госкорпорациях. Назовите    
нам, пожалуйста, вашу заработную плату за 2012 год вместе с премиями и          
другими выплатами, а также вашу специальность - имеет ли она какое-то           
отношение к атомной отрасли, а то вы так бойко нам отвечаете тут, а вы вот на   
этот вопрос ответьте-ка, пожалуйста.                                            
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Светлана Петровна, отвечаю на ваш вопрос. В соответствии с       
установленным порядком заработная плата работникам Госкорпорации "Росатом"      
устанавливается Правительством Российской Федерации и наблюдательным советом,   
который полностью состоит из представителей правительства и администрации       
президента, никаких других участников в наблюдательном совете нет. Это          
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Никаких "золотых парашютов" в Госкорпорации "Росатом" не                
предусмотрено вообще. "Золотой парашют" - это суммы каких-то компенсаций и      
вознаграждений, которые выплачиваются при увольнении сотрудника. При            
увольнении сотрудника Госкорпорации "Росатом" "золотые парашюты" не             
выплачиваются вообще - ноль! Ответ на ваш вопрос: ноль!                         
                                                                                
Если вас интересует моё образование, у меня два высших образования, первое -    
инженер-кораблестроитель, и я начал свою работу на заводе "Красное Сормово" в   
Нижегородской области, где, собственно, впервые столкнулся с атомной            
отраслью. Я не атомщик по специальности, но первой моей работой была работа     
мастером, а потом начальником участка на заводе "Красное Сормово", где я        
занимался сооружением автомных подводных лодок, всё остальное, что касается     
знаний и опыта работы в атомной отрасли, получено только за период работы в     
"Росатоме". Второе образование я получил в Академии народного хозяйства при     
Правительстве России.                                                           
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Сергей Владиленович, у меня конкретный вопрос по строительству атомной          
станции в Калининградской области. Как известно, она строится практически в     
устье реки Неман и воды, используемые для охлаждения, без аккумуляции из        
некоего искусственного водоёма предполагается перенаправлять как раз в реку     
Неман. Вместе с тем огромное количество рыбы из Куршского залива каждый год     
нерестится по всей этой реке, протекающей и в России, и в Белоруссии, и в       
Литве. Не предусматривался ли всё-таки какой-то другой вариант - либо           
строительство значительного искусственного водоёма, либо перенаправление этих   
использованных вод по каналу имени Матросова, - без задействования вод реки     
Неман?                                                                          
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Олег Анатольевич, мы рассматривали самые разные варианты, но     
была проведена очень серьёзная экспертиза, в том числе и экологическая          
экспертиза, в работе были задействованы экологические организации, более        
того, мы специально делали запрос в службы, которые занимаются как раз          
контролем за воспроизводством рыбных ресурсов, давали все данные по             
температурам, - и на сегодняшний день все экспертизы показали, что для рыбы,    
в том числе той, которая заходит в Неман из залива и нерестится в Немане,       
реализация данного проекта угрозы не представляет. При этом все данные с        
обоснованиями воздействия на окружающую среду являются публичными.              
                                                                                
Хочу обратить внимание на то, что, хотя Россия и не ратифицировала конвенцию    
о взаимодействии с приграничными странами, мы провели все необходимые           
согласования со всеми странами, и десять стран нам дали согласие. До сих пор    
нам не ответила только одна страна, это Литва, и, в общем, она не отвечает не   
потому, что у них есть к нам какие-то вопросы, а просто потому, что у них       
есть конкурирующий проект строительства атомной станции, а проект, который мы   
хотим реализовать, создаёт для них угрозы и проблемы. Тем не менее мы сегодня   
продолжаем работу над этим проектом - мы продолжаем анализировать возможное     
воздействие на окружающую среду в результате его реализации; и ещё мы сейчас    
внимательно изучаем вопросы обеспечения потребностей самой Калининградской      
области, потому что нам в первую очередь нужно удовлетворить потребности        
самой Калининградской области. То есть мы сейчас продолжаем работу по этому     
проекту, возможны и дополнительные оптимизирующие решения, поэтому, если у      
вас будут какие-то дополнительные материалы, беспокоящие вас, предоставьте      
нам их, пожалуйста, мы готовы их внимательно рассмотреть и дать вам всю         
необходимую информацию.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Светлана Петровна, а что касается зарплаты, то руководители всех без            
исключения госкорпораций, так же как и мы с вами, в соответствии с законом      
представляют информацию о своих доходах и расходах за предыдущий год и эта      
информация общедоступна.                                                        
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сначала по ведению - Владимир Николаевич Федоткин.                              
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, мы при обсуждении этого вопроса     
допустили нарушение Регламента: мне первому дали слово, и я предложил не        
ограничивать количество вопросов, учитывая особую важность проблемы, вторым     
было предложение задать по два вопроса, но почему-то на голосование поставили   
второе предложение, хотя Регламент требует голосовать по мере поступления       
предложений. Это было нарушение Регламента.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич, в данном случае вы          
ошиблись: было проголосовано первое предложение.                                
                                                                                
Какие предложения по выступлениям - все или по одному от фракции?               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции. Нет возражений? Нет.                
                                                                                
Владимир Николаевич, нет возражений, чтобы по одному от фракции? Нет.           
                                                                                
От фракции ЛДПР выступает Владимир Анатольевич Овсянников.                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ни в коем случае нельзя без обсуждения, Владимир          
Вольфович, прошу вас на этом не настаивать.                                     
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сергей         
Владиленович, конечно, доложил так, как мог доложить - позитивно, интересно.    
И, Сергей Владиленович, в общем-то, если бы не было ошибок в предыдущих ваших   
определённых делах, может быть, ряд депутатов, а может быть, и все фракции с    
удовольствием поддержали бы ваше предложение. Но вот что по вашему              
выступлению я хотел бы отметить? Вы стали пугать, что, если мы сейчас этот      
закон не примем, надо будет либо акционировать, либо что-то такое мы разорвём   
в итоге и, получается, должны будем передать всё в Росимущество и прочее. В     
чём проблема-то? Если вы так пугали и президента тоже, отстаивая свою точку     
зрения, ну я не знаю... А не проще ли восстановить Минатом, который у нас       
существовал и плодотворно работал до 2004 года, - ну что велосипед-то           
изобретать?! Но если мы создали госкорпорацию, в которую сегодня, наверное, в   
качестве акционеров уже вошло достаточно много и зарубежных компаньонов...      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Нет? Ну, слава богу! Но всё-таки министерство - это            
структура, находящаяся в полной мере и в соответствии с наименованием под       
крылом государства, всё-таки это более надёжная структура, нежели различные     
госкорпорации, которые нам сегодня дали массу поводов для того, чтобы           
обсуждать их в негативном ключе, в том числе вот эти "золотые парашюты" или     
то, что РАО "ЕЭС России" втридорога своим покупателям электроэнергию            
продаёт... Но это к вам не относится, у вас здесь более серьёзная всё-таки      
тема, связанная с ядерным оружием.                                              
                                                                                
Вы говорили, что вот раньше с монополистами тяжело было договариваться, а       
сейчас монополистов - ноль... Вопрос: а монополисты-то те были чьи? Если        
наши, российские, это здорово, а если вы сегодня передали заказы в целях        
выполнения ряда производственных задач за рубеж, возможно, даже и не            
монополистам, то это страшно, это страшно! Вы также, когда аргументировали,     
рекламируя ваш проект, говорили, что вы контролируете 20 процентов урана, но    
встаёт вопрос: чьими руками контролируете и когда нам этот клапан перекроют?    
То есть это проблема, которая нас вынуждает лишний раз подумать: имеет ли       
смысл передавать всё-таки данным законом все полномочия? Ведь, по сути,         
полностью выбит парламент из сферы контроля за вашей деятельностью, в           
законопроекте нет ни одного слова, никакого вообще даже намёка на отчёт перед   
парламентом, на общественный контроль, у нас нет единого правового поля, то     
есть вы будете базироваться, по сути, исключительно на своём собственном        
стандарте, оценивая свою деятельность.                                          
                                                                                
И также нет гарантии, что на базе вашей корпорации не будет утечки каких-то     
разработок за рубеж. Сегодня Западу, Соединённым Штатам Америки уже невыгодно   
перетаскивать наших учёных за рубеж: зачем? Это же лишние проблемы -            
предоставление жилья, социальное обеспечение, прочие, прочие и прочие льготы,   
которые имеет сегодня в Соединённых Штатах такая элита общества, как научное    
сообщество, проще здесь дать заказ, за определённую сумму они выполнят его на   
базе наших лабораторий, которые, раз уже нет монополиста, как шарашки, по       
всей стране распиханы, рассованы там, где какие-то разработки ведутся.          
Поскольку тема контроля парламента над вашим детищем вообще не затрагивается    
в предлагаемом к принятию законе, у нас возникает сомнение: не будут ли после   
того, как мы перетрансформируем госкорпорацию, наши научные разработки          
утекать за рубеж? Это один из вопросов.                                         
                                                                                
Ну и вы ещё говорили, что если мы сейчас этот закон не примем, то у             
"Росатома" не будет возможности дальнейшего развития. Уважаемый Сергей          
Владиленович, я думаю, что не переименование даёт возможность развиваться, а    
не даёт нам возможности развиваться - и не только "Росатому", но и в целом      
всей нашей промышленности, в целом экономике страны - политика, которую в том   
числе и вы трансформировали в бытность вашу одним из руководителей нашего       
государства, - подсадили плотно страну на доллары. Сегодня, кстати, даже        
упоминание о том, чтобы уйти с этой долларовой привязки и перейти на свою       
национальную валюту, чтобы получить вновь государственный суверенитет,          
вызывает такую критику, что кажется, что мы уже с этими долларами в руках       
выросли. То есть мы развиваемся ровно настолько, насколько нам сегодня          
позволяет развиваться Запад: все товарно-сырьевые биржи находятся за рубежом,   
и мы не можем продавать свои национальные богатства за свою национальную        
валюту, а ждём, когда нам выделят квоты, когда мы по фьючерсам сможем продать   
свой товар за рубежом за ничем не подкреплённые бумажки, и вот столько мы       
сможем выпустить денежной массы у себя внутри страны. Вот именно настолько,     
насколько нам разрешит Запад, мы и будем развиваться, а вовсе не благодаря      
вашему переименованию в госкорпорацию.                                          
                                                                                
Вы предлагаете ещё усилить госкорпорацию новыми полномочиями, теми, которых     
не было у вас до определённого момента, когда формировалось Федеральное         
агентство по атомной энергии, дать предприятиям статус федеральных ядерных      
организаций, входящих в ядерный оружейный комплекс, - это дополнительные        
полномочия, это дополнительная ответственность. Но, может быть, тогда всем      
нашим министерствам превратиться в госкорпорации и успокоиться? Нет, потому     
что создание госкорпораций и ряд фактов уже свидетельствуют о том, что это      
очередной толчок к развитию коррупции, бесконтрольности и появлению             
многих-многих других негативных факторов.                                       
                                                                                
Фракция ЛДПР голосовать за данное предложение не будет!                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Игнатьевич Никитчук.                                                       
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!                  
Рассматриваемый законопроект - это не просто закрепление за Госкорпорацией      
"Росатом" полномочий, которыми она была наделена в переходный период, как       
пытаются представить: если бы это было так, то законопроект должен был          
состоять всего лишь из одного предложения, которое фиксировало бы это           
закрепление. На самом деле этот законопроект существенно расширяет полномочия   
госкорпорации, а вернее, руководства госкорпорации, и содержит целый ряд        
существенных дополнений и изменений. Текст законопроекта, на мой взгляд,        
весьма сырой и вызывает целый ряд вопросов.                                     
                                                                                
Например, предлагается изменить содержание части 6 статьи 6 существующего       
закона о Госкорпорации "Росатом", в соответствии с чем госкорпорация            
наделяется правом и обязанностью, то есть функциями, государственного           
заказчика государственных программ в области обороны и безопасности,            
долгосрочных целевых программ, межгосударственных программ и так далее, и так   
далее. Возникает вопрос: у кого будет госкорпорация заказывать                  
государственные программы в области обороны и безопасности - у самой себя, у    
Министерства обороны или, может быть, ещё у кого-то? И почему корпорация этим   
будет заниматься? Кто же тогда в стране у нас вырабатывает политику и           
потребности в вопросах обороны и безопасности - президент, Министерство         
обороны или Госкорпорация "Росатом"? Причём в этом пункте свалено всё в одну    
кучу, здесь такой своеобразный винегрет получился: здесь и программы, и         
услуги, и учреждение ведомственных знаков для награждения работников, и права   
и обязанности по заключённым федеральным агентством контрактам, и прочее, и     
прочее.                                                                         
                                                                                
В дополнительной части 13 ещё одно новшество: госкорпорация наделяется правом   
преобразования подведомственных предприятий в акционерные общества - другими    
словами, это зелёный свет для приватизации объектов и в атомной отрасли.        
Фракция КПРФ с этим категорически не может согласиться, это наша                
принципиальная позиция: мы все хорошо помним и ощущаем, что получилось в        
результате чубайсовской приватизации единой энергетической системы страны, а    
система "Росатом" не менее важна для безопасности страны. Я просто не           
понимаю, Сергей Владиленович, зачем вам нужна такая слава?                      
                                                                                
Статья 7 дополняется пунктом 29, который даёт право госкорпорации определять    
виды продукции ядерного топливного цикла, в отношении которых осуществляется    
государственное регулирование цен, - неясно. Неясно, о какой продукции          
топливного цикла идёт речь: если речь идёт о ТВЭЛах, то после принятия закона   
нас ждёт только одно - повышение тарифов на электроэнергию, с чем фракция       
Компартии согласиться тоже не может.                                            
                                                                                
Вводится целая новая статья 8-1, в этой дополнительной статье корпорация        
наделяется правом принимать решения о реорганизации и ликвидации                
подведомственных предприятий. Здесь речь идёт о предприятиях                    
нестратегического характера, но я хочу сказать, поскольку работал многие годы   
в Минсредмаше СССР, что в системе "Росатом" даже столовая может оказаться       
стратегическим объектом в смысле её важности для обеспечения нормальной         
деятельности предприятия. Двадцать лет, уважаемые коллеги, мы всё реформируем   
и ликвидируем, а итог, как известно, печален. Сергей Владиленович, может        
быть, хватит реформировать и ликвидировать, пора начинать создавать, строить    
и заниматься наукой, разработкой новых образцов техники и вооружений?!          
                                                                                
В этой же статье корпорация наделяется правом определять порядок и принимать    
решение о направлении части прибыли подведомственных предприятий в доход        
корпорации. Наверное, это надо делать, но из законопроекта совершенно неясно,   
в каком объёме будет производиться это изъятие, так сказать, дополнительное     
налогообложение, и для каких целей? Ясно, что при таких формулировках           
открываются все шлюзы для чиновничьего произвола, - мы это тоже поддержать не   
можем.                                                                          
                                                                                
В этой же статье есть просто анекдотическая запись (цитирую): "Корпорация...    
принимает решения по принципиальным вопросам деятельности подведомственных      
предприятий". Спрашивается, о каких таких принципиальных вопросах идёт речь,    
что это за вопросы? При такой формулировке любой вопрос руководства             
госкорпорации может быть объявлен принципиальным и, таким образом, полностью    
блокировать руководство любого подведомственного предприятия.                   
                                                                                
Складывается такое впечатление, Сергей Владиленович, что вы писали этот         
закон, совершенно не согласовав его с подведомственными предприятиями, и        
прежде всего с российскими ядерными центрами, - это, мне кажется, большая       
ошибка.                                                                         
                                                                                
Не буду больше комментировать текст законопроекта, скажу только, что у меня     
сложилось такое впечатление (и я вам по этому поводу задавал вопрос), что       
данный законопроект хоть и внесён президентом, но президент его, скорее         
всего, не читал и не видел. Уважаемые авторы законопроекта, стоит ли так        
подставлять главу государства?!                                                 
                                                                                
И последнее, о чём я вам хочу сказать, Сергей Владиленович. Вы министр, вы      
говорите, что американцы нам должны уран. Но вы же знаете, что в США есть       
закон, по которому с территории Соединённых Штатов никому не разрешено          
перемещать делящиеся материалы. Знаете, сколько мы на этом потеряли денег?!     
Когда американцам было выгодно обойти этот закон - надо было у нас отобрать     
500 тонн оружейного урана, - да, тогда на этот закон глаза закрыли, а когда     
мы потребовали 238-й уран обратно, нам сказали: извините, братцы, нам закон     
не позволяет этого делать.                                                      
                                                                                
Я хочу повторить ещё раз, что фракция Компартии Российской Федерации в первом   
чтении этот закон не поддержит.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Тимофеевич Поцяпун.                                                    
                                                                                
ПОЦЯПУН В. Т. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
Не хотел выходить на трибуну, но развернувшаяся дискуссия всё-таки подвигла     
меня на это. Да, скажем так, я не сторонник конфронтации среди депутатского     
корпуса, я сторонник того, чтобы мы как можно меньше в дискуссии переходили     
на личности или указывали друг другу на ошибки, но, к сожалению, ситуация мне   
напоминает тот случай, когда учительница выговаривает ученикам,                 
присутствующим в классе, за тех, кого в данный момент нет, и ругает тех, кто    
не виноват.                                                                     
                                                                                
Что хочется сказать? Никаких новых полномочий корпорация в соответствии с       
данным законопроектом не получает - это ошибка коллег, которые невнимательно,   
может быть, читали или читали, но не поняли этого. Все полномочия, которые      
имелись у федерального агентства, были переданы госкорпорации на переходный     
период в полном объёме законом 2007 года, мы его действие один раз продлили,    
а данный законопроект, внесённый Президентом Российской Федерации, то есть      
его решение, о котором рассказывал Сергей Владиленович, стал итогом работы      
рабочей группы.                                                                 
                                                                                
Прозвучавшие от фракции ЛДПР обвинения, в том, что корпорация - это проходной   
двор... Я - член Общественного совета Государственной корпорации "Росатом",     
там есть ещё один представитель Федерального Собрания - сенатор Косарев, так    
вот я вам могу сказать, что, даже чтобы зайти в главное здание, где,            
собственно, не сосредоточено никаких исследовательских, научных или ещё         
каких-то... недостаточно нашего удостоверения, понимаете? Я не хочу ни в чём    
обвинять те службы, которые охраняют корпорацию, но в данном случае закон о     
статусе депутата не исполняется - ну невозможно зайти! Этим людям всё равно,    
кто ты, с какой ты книжечкой: если тебя не позвали и не зафиксировали, то ты    
никогда ни на одно предприятие - ни на атомную станцию, ни в какое-то           
хранилище, никуда пройти не сможешь, даже если ты депутат Государственной       
Думы.                                                                           
                                                                                
Поверьте, мы с членами нашего подкомитета, с депутатами региональных собраний   
делаем очень большую работу: чтобы заниматься законотворчеством в этой          
области, мы практически все четверги, все комитетские недели, когда есть        
возможность, иногда даже региональные недели проводим на предприятиях           
отрасли. И я не голословно утверждаю - я собственными глазами вижу, я           
разговариваю с руководителями, с работниками, с инженерными и научными          
кадрами и хочу сказать, что от тех самых лидеров нашего оборонного комплекса,   
о которых говорил Иван Игнатьевич, я слышу только, что благодаря приходу        
Кириенко мы возродились, пошло движение вперёд, появилась ясность. Вы ругаете   
его за какие-то прошлые грехи, а я патриот отрасли не потому, что в данный      
момент связан с ней своей законотворческой работой, - я со студенческих лет     
связан с атомной отраслью: просто так получилось, что меня учили патриархи      
отрасли - и Александров, и молодой Велихов, и покойный Легасов, и Средмаш мне   
платил стипендию, между прочим, 75 рублей, а на старших курсах, когда я         
учился хорошо, я получал 90 рублей, а мой одногруппник, учившийся на одни       
пятёрки, получал 120 рублей. Я продукт Средмаша, я в нём вырос, и для меня      
точно так же встал вопрос, когда пришёл Сергей Владиленович (как и перед тем,   
когда приходили другие руководители): наш он или не наш? Ну, я вам могу         
высказать мнение многих специалистов, с которыми мне приходилось встречаться:   
он потратил колоссальные усилия на то, чтобы вникнуть не просто в ядерную       
физику, а в весь комплекс вопросов, которые сейчас корпорацией                  
осуществляются, и обвинения, прозвучавшие здесь, - о коррупции, ещё о           
каких-то нюансах, которые есть в других госкорпорациях, - это как раз как в     
истории про ту учительницу, ругающую невиновных.                                
                                                                                
Я не буду повторять про достижения корпорации, которые перечислял Сергей        
Владиленович, могу сказать только вот что. Мы сегодня прилетели в пять утра     
из Брюсселя - провели там неделю на Парламентской ассамблее НАТО и день в       
офисе НАТО, и вы можете спросить своих коллег по фракции - и Владимира          
Петровича Комоедова, и выступавшего сегодня по предыдущему вопросу, по          
Министерству обороны, и Вячеслава Николаевича, и они вам расскажут, как мы      
там боролись, а я вам могу сказать одно: у нас нет друзей, и поэтому            
говорить, что мы этим законом ослабляем ядерный оборонный комплекс... Мы,       
наоборот, ту неясность, которая существовала, ту возможную деструктивную        
линию развития - конечно, её бы не допустили ни парламент, ни государство, ни   
правительство, ни народ России, - снимем этим законом, если его примем, и наш   
ядерный зонтик, кто бы что ни говорил, "болотная" оппозиция или ещё какая-то,   
нужен нам как единственный гарант жизни нашей, наших детей и наших внуков. У    
меня вот четверо детей и внук, и я вряд ли стал бы вести деструктивную          
политику или поддерживать деструктивную политику госкорпорации в отношении      
нашей общей безопасности.                                                       
                                                                                
Не буду говорить о технических деталях, скажу только о двух параметрах. Мы      
много говорим об инновациях, об экспорте инновационной продукции, а вот         
Валерий Афонасьевич Язев - он из этой отрасли вышел, мы вместе съездили в       
этом году на одно из предприятий, и я могу сказать, что единственная отрасль    
в России, которая держит 42 процента мирового рынка обогащения урана, это       
Госкорпорация "Росатом", а более высокотехнологичной отрасли не существует, и   
не потому, что они не хотят, - они не могут повторить наших достижений!         
                                                                                
И последнее. Среди компаний-конкурентов на мировом рынке у Госкорпорации        
"Росатом" сейчас самый большой портфель заказов на строительство атомных        
станций.                                                                        
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект поддержит, и вас, коллеги, призываю        
проголосовать за него.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, наверное, имеет смысл завершить обсуждение этого вопроса,    
а потом перейдём к голосованию. Нет возражений?                                 
                                                                                
Светлана Петровна Горячева, пожалуйста.                                         
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, нам нужна атомная отрасль; конечно, нам надо,       
чтобы она эффективно работала; конечно, нам надо, чтобы она была                
конкурентоспособной в мире в том числе. Понимаю, что Сергею Владиленовичу не    
понравились мои вопросы, но я помню, как пятнадцать лет назад - пусть он меня   
простит за правду, но на правду не обижаются - он стоял вот здесь, на этой      
трибуне, как кандидат на пост Председателя Правительства Российской             
Федерации, и тогда депутаты большинством голосов проголосовали за него, а       
через несколько месяцев после этого, в августе 98-го года, наступил тот самый   
знаменитый дефолт, когда были обесценены вклады людей, когда рухнула наша       
промышленность, и много чего негативного произошло после 98-го. Конечно,        
Сергей Владиленович быстро после этого должен был уйти, и на его место пришёл   
Примаков, но оказалось, что такие ценные кадры очень нужны, и через какое-то    
время Сергей Владиленович стал у нас руководителем атомной отрасли.             
                                                                                
Я не случайно задавала ему вопрос о том, какое же у него образование, потому    
что ещё Крылов говорил: беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги        
тачать пирожник. Я никогда не поверю, что в нашей великой стране нет            
специалистов - атомщиков по образованию, которые имеют огромный опыт работы,    
чтобы возглавить атомную корпорацию, вот тогда мы, может быть, по-другому       
судили бы об эффективности работы этой корпорации, но происходит то, что        
происходит.                                                                     
                                                                                
Наверное, в мой адрес был упрёк предыдущего выступавшего, что тут, мол,         
учительница пытается чему-то учить, но, как говорится, Платон мне друг, но      
истина дороже. Я тоже против конфронтации, но давайте смотреть правде в глаза   
- мой вопрос о заработках руководства в этой корпорации связан с ростом платы   
за электрическую энергию и других тарифов и со многим другим, поэтому я         
задала вопрос о том, какая заработная плата получена господином Кириенко за     
прошлый год, но он постеснялся ответить.                                        
                                                                                
Правильно мне Сергей Евгеньевич сказал, что я могу найти эту информацию в       
Интернете, она у меня уже была, но я хотела, чтобы у господина Кириенко         
хватило смелости озвучить данные о полученных им доходах. Я привожу эти цифры   
для того, чтобы об этом знали и наши граждане, и журналисты, это как раз        
имеет отношение к "золотым парашютам". Посмотрите, 2011 год - 41,8 миллиона     
доход господина Кириенко. А что получили семь его заместителей? Каменских -     
35 миллионов, Локшин - 52 миллиона, Соломон, если я правильно произношу его     
фамилию, - 43 миллиона, Спасский - 34 миллиона, Комаров - 65, Ельфимова - 37,   
самым нищим оказался Будылин - только 18 миллионов. За 2012 год 41,6 миллиона   
получил господин Кириенко, нетрудно посчитать, что в прошлом году господин      
Кириенко получал по 3,5 миллиона в месяц. По данным, которые уже есть в         
средствах массовой информации, Президент Российской Федерации, у которого       
совсем другая нагрузка и другая ответственность, получил 5,7 миллиона рублей    
за год, а Кириенко и его команда получали чуть меньше этой суммы в месяц!       
                                                                                
И хотелось бы знать - может, господин Кириенко всё же ответит в своём           
заключительном слове? - какой разрыв между самой высокой и самой низкой         
зарплатой в его корпорации. Сколько получают, например, те специалисты,         
которые, возможно, рискуют получить облучение непосредственно на рабочих        
местах? На сколько они получают меньше, чем само руководство? Поэтому           
"золотые парашюты" как раз и имеют отношение к вашей деятельности, господин     
Кириенко!                                                                       
                                                                                
И если бы это не вело к росту тарифов, к монополизму, который существует в      
этой сфере, может, и не было так болезненно... Знаете, сколько стоит, чтобы     
подключиться простому гражданину к электрическим сетям? В пределах миллиона     
рублей, и это если без взятки.                                                  
                                                                                
Мы, как депутаты, не имеем права прятать, как говорится, голову в песок,        
поэтому давайте, обсуждая этот законопроект, обсуждать и всё, что касается      
этой проблемной отрасли. В первом чтении мы проголосуем за законопроект, но     
во втором чтении мы постараемся улучшить его поправками.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, будете выступать? Александр Юрьевич? Нет.                   
                                                                                
Сергей Владиленович, вам слово.                                                 
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Буквально несколько комментариев по прозвучавшим выступлениям.   
                                                                                
Благодарю депутатов Государственной Думы за поступившие вопросы и замечания.    
Мы готовы представить дополнительные материалы, понимая, что сейчас время       
ограниченно и вопросов может быть больше. Если кто-то не сумел задать вопрос,   
пожалуйста, задайте нам его в рабочем порядке - дадим исчерпывающий ответ.      
                                                                                
Короткие комментарии. Ни одного акционера, тем более зарубежного, в             
Госкорпорации "Росатом" нет, никогда не было и никогда не будет, и не только    
зарубежного, но и российского. Госкорпорация "Росатом" на 100 процентов         
принадлежит государству, и по закону не может быть иначе.                       
                                                                                
Мы говорили о демонополизации, но не для того, чтобы отобрать у российских      
предприятий и отдать зарубежным предприятиям. У нас по атомным станциям         
закупки даже самого современного оборудования по объёмам на 97,6 процента       
российские; меньше 3 процентов, два с небольшим процента, - это закупки         
иностранных комплектующих, и только тогда, когда соответствующие                
комплектующие не производятся в Российской Федерации. По гособоронзаказу -      
100 процентов заказ российских комплектующих.                                   
                                                                                
По потере контроля: представленный закон никоим образом не уменьшает            
возможности контроля для государства, для контрольных органов, для Госдумы,     
для Счётной палаты, этот закон вообще не затрагивает эту сферу.                 
                                                                                
Далее, вопрос - его задал, по-моему, также Иван Игнатьевич - о появившихся      
новых пунктах. Уважаемые коллеги, очень просил бы вас, понимая важность         
закона для ядерного оружейного комплекса, внимательно посмотреть тот закон,     
который действует сейчас, и тот закон, который мы предлагаем сегодня: в силу    
юридико-технических требований некоторые статьи, если в них вносится только     
одна поправка, полностью повторяются. И если вы посмотрите, все названные       
пункты - и статья 6, часть 6, и статья 8, и все остальные, касающиеся           
ценообразования, утверждения государственных программ, они все есть в           
действующем законе, ни одна из этих норм не является новой, мы просто           
повторяем их. Действительно, мы добавляем там нормы, которые... Можно           
попробовать убрать из этого закона, например, то, что касается ведомственных    
званий для ветеранов, но, уважаемые депутаты Государственной Думы, я бы вас     
очень просил этого не делать, потому что потом из-за этого люди будут           
страдать, то есть где-то в регионе чиновник скажет: вышел новый закон, в нём    
ветераны не упомянуты, - и человеку откажут в начислении соответствующих        
льгот, человеку, отработавшему всю жизнь в отрасли. Повторяю: ни одно из этих   
требований не является новым, все эти решения были приняты ранее.               
                                                                                
Ещё одно замечание. С федеральными ядерными центрами этот закон полностью       
согласован и активно поддерживается всеми работниками атомной отрасли,          
особенно ветеранами, для которых вот этот вопрос - акционирование,              
неакционирование - был особенно чувствителен и крайне важен.                    
                                                                                
Ну и последнее, уважаемые коллеги. Я понимаю, что, наверное, есть               
справедливые вопросы у депутатов Государственной Думы и к атомной отрасли,      
что такие вопросы могут быть и ко мне персонально, но я бы очень просил         
отделять мух от котлет, если можно. Выносится закон по конкретной               
защищённости предприятий ядерного оружейного комплекса - федеральных ядерных    
центров и серийных предприятий. Это не вопрос какого-то поощрения конкретных    
работников, это не вопрос персонально генерального директора, какой бы ни       
была его фамилия, - это вопрос обороноспособности нашей страны, это вопрос      
надёжности и долгосрочности условий стабильного функционирования                
многотысячных коллективов предприятий атомной отрасли - давайте это             
разделять!                                                                      
                                                                                
Я очень прошу данный законопроект поддержать, а все свои справедливые или       
иные претензии к атомной отрасли либо к её руководителям высказать отдельно в   
рабочем порядке - готовы за всё ответить, только не делайте из-за претензий     
ко мне, если я в чём-то перед вами виноват, не делайте из-за этого              
заложниками предприятия ядерного оружейного комплекса!                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4030 по 4047 из 5101
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные    
законодательные акты Российской Федерации", первое чтение.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против           11 чел.2,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.31,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.