Заседание № 147
О проекте федерального закона № 263506-5 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (о возможности размещать заказ на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства путём проведения конкурса).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Докладчик просит рассмотреть вопрос без своего участия. Марсель Харисович Юсупов сделает доклад от Комитета по строительству и земельным отношениям. Пожалуйста. ЮСУПОВ М. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается предусмотреть возможность размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту посредством проведения конкурса. Вместе с тем федеральный закон № 94-ФЗ в отношении особо опасных, технически сложных объектов и искусственных дорожных сооружений уже предусматривает возможность размещения заказа путём проведения конкурса. Закрепление такой возможности в отношении иных объектов капитального строительства не может быть поддержано комитетом по следующим основаниям. Размещение заказа на выполнение строительных работ осуществляется при наличии разработанной и утверждённой проектной документации. К выполнению указанных работ допускаются только лица, получившие соответствующий допуск, выданный саморегулируемой организацией. Такой допуск выдаётся только при условии наличия необходимого числа квалифицированных сотрудников. При размещении заказа на строительные работы, цена которых составляет 50 миллионов рублей и более, заказчик устанавливает дополнительное требование о наличии у участников размещения заказа опыта выполнения аналогичных работ. Перечисленные требования федерального закона 94-ФЗ являются гарантией отказа в допуске к участию в аукционе лиц, заведомо неспособных исполнить контракт. Кроме этого, закон предусматривает механизм финансовых гарантий. Заказчик вправе устанавливать требования об обеспечении и исполнении контракта, при этом в случае, если начальная цена контракта превышает 50 миллионов рублей, такое требование является обязательным. Таким образом, все требования к участникам размещения заказа и выполнению работ могут быть изначально установлены заказчиком. При этом именно при проведении аукционов достигается значительная экономия бюджетных средств в результате того, что определяющим критерием оценки заявок является цена контракта. К тому же аукцион - это наиболее прозрачная процедура размещения заказа, поэтому отказ от аукциона как единственной формы торгов приведёт к необоснованному установлению дополнительных требований к участникам аукциона и, таким образом, будет способствовать ограничению конкуренции. Законопроект не поддержан Правительством Российской Федерации. Законопроект не поддерживает также комитет-соисполнитель - Комитет по вопросам местного самоуправления. Учитывая изложенное, комитет не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть, у Рохмистрова и Шеина, два вопроса. Ещё Коломейцев, извините. Пожалуйста, депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос такого плана. Он связан с тем, что в соответствии с сегодняшним законодательством невозможно, например, выставление такого условия, как конечная цена квадратного метра. И вот при проведении аукциона невозможно выставить, например, как критерий наименьшую цену квадратного метра. Это приводит к тому, что стоимость метра у нас не является предметом рассмотрения на аукционах, проводимых в рамках принятой программы по доступному жилью и так далее, и так далее. Мы считаем, что это существенный недостаток действующего законодательства. А вот в рамках конкурса было бы возможно это установить. И второе. Сегодня при проведении аукциона предметом торга не является страховая компания для страхования выполнения тех или иных работ, которая вроде как есть, и, как правило, договор заключается с теми компаниями, которые потом не могут... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте на вопрос. ЮСУПОВ М. Х. Уважаемые коллеги, что касается рассматриваемого законопроекта, изменения в закон № 94-ФЗ, которое было предложено Сахалинской областной Думой, то в данном случае речь идёт не о закупке и поставке товаров и услуг, речь идёт об изменении в части строительства. То есть здесь речь не идёт о стоимости квадратного метра, здесь речь идёт, в общем-то, о том, чтобы отменить систему аукционов для проведения именно строительных работ. Поэтому здесь позиция комитета понятна. И я для статистики хотел бы сказать, что вообще 94-й федеральный закон - один из самых обсуждаемых законов в Государственной Думе, мы много раз уже его обсуждали. Что касается данной позиции, позиции категоричной - не отходить от формы аукционов, за три года действия закона сэкономлено более 500 миллиардов рублей именно за счёт аукционов, то есть сама цифра, вдумайтесь в неё... Наблюдается динамика роста: в 2006 году было 107 миллиардов, в 2007-м уже 167 миллиардов, в 2008 году - 214, то есть с учётом экономии на муниципальном уровне сумма за три года составила 500 миллиардов рублей. Что касается данного законопроекта, безусловно, переход на конкурсную систему просто невозможен, позиция комитета здесь однозначна. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Марсель Харисович, вы, вероятно, знаете, что сегодня из числа арестованных и осуждённых подавляющее большинство - заместители глав администраций и председатели конкурсных комиссий, и, наверное, только ленивый сегодня не ругает 94-й закон как раз в части того, что в нём не содержится, скажем так, работающих механизмов, для того чтобы отсекать мошенников хотя бы по наличию основных фондов. Поэтому мне кажется, что предложение Сахалинской областной Думы как раз заключается в том, чтобы с помощью проведения конкурса иметь возможность выставлять в качестве дополнительного условия, так сказать, крана, механизма наличие основных ресурсов. Потому что сегодня так: выиграя тендер, попросил аванс, половину, и исчез, и найти его нельзя, арестовывают того, кто проводил конкурс. Вот я всё-таки ваши основания для отклонения не очень понял. Почему комитет... (Микрофон отключён.) ЮСУПОВ М. Х. Уважаемый Николай Васильевич, вот мы только что это обсуждали. Мы говорим о том, чтобы сделать более прозрачной и более понятной и для заказчика, и для подрядных организаций... Формы проведения аукционов и конкурсов именно этим и отличаются - цена контракта по аукциону изначально идёт, вы знаете, по голландской системе, на понижение. Что касается конкурса, здесь могут вводиться абсолютно любые дополнительные требования, которые могут привести к серьёзным злоупотреблениям в этой сфере, то есть будут, скажем, заданы какие-то параметры, которые заведомо невыполнимы. Кроме того, в 94-м законе уже предусмотрена возможность конкурса в отношении особо сложных объектов, строительства искусственных дорожных сооружений и других объектов, здесь конкурсы объявляются обязательным условием. Далее. Мы говорим о том, что заказчик сразу при выставлении на аукцион вводит определённые требования к тем или иным торгам. Здесь речь идёт о том, что к осуществлению данных видов работ могут быть допущены те организации, которые уже получили такой допуск внутри саморегулируемой организации. В этой части закон о СРО достаточно серьёзно дополняет 94-й закон и делает процедуру более прозрачной. Поэтому если уж говорить о злоупотреблениях, то система аукционов гораздо более прозрачна, более понятна. Конечно, там хватает своих нюансов и проблем, действительно, очень много нареканий по предквалификации. Но этот механизм живой, он работает, поэтому там происходят изменения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. Он говорит, что я подверг его регламентной дискриминации, не дав ему слова вторым. ШЕИН О. В. Олег Викторович, спасибо большое. Вопрос такого характера. Насколько я понимаю, аукцион - это именно определение цены проведения ремонтно-строительных работ. Когда же мы говорим о конкурсе, мы действительно выставляем дополнительные требования. Эта дискуссия, которая сегодня в зале, идёт уже не первый год, и ни для кого не секрет, что очень часто у нас возникают фирмочки, не имеющие репутации и даже часто имеющие отрицательную репутацию, работающие с колоссальным количеством брака, недоделок, а потом власти вынуждены, к сожалению, - и такие примеры мы сами знаем хорошо - им доплачивать ещё, изменяя непосредственно условия проведения аукциона. Таких примеров много, в том числе по федеральным объектам. И не разумно ли в этих условиях, для того чтобы можно было проводить реальные ремонтно-строительные работы, действительно вместо аукционов ввести конкурсы, ведь аукционная система не снимает?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, пожалуйста. ЮСУПОВ М. Х. Я думаю, что ответ на этот вопрос был дан. Я ещё раз говорю, речь идёт о замене аукционов конкурсами. В данном случае позиция комитета однозначная, то есть мы чётко за проведение аукционов, прямых аукционов. Из регионов очень много идёт предложений, касающихся введения определённых предквалификаций перед проведением торгов, то есть введения этого требования со стороны заказчика. Действительно, это вопрос для обсуждения. В закон внесено очень много дополнений за четыре года со дня его принятия. Речь идёт о крупных федеральных заказах, стоимостью свыше 50 миллионов рублей, речь идёт, я уже говорил, о дополнительных финансовых гарантиях со стороны подрядной организации, то есть о финансовых обязательствах, страховании и так далее. Безусловно, ещё раз повторю, введение института саморегулируемых организаций сегодня позволяет достаточно квалифицированно подходить к подбору тех организаций, которые участвуют и в федеральных, и в региональных строительных подрядах. Я думаю, что дал общий ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо. Коллеги, никто не настаивает на выступлении? Настаивает Рохмистров. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые коллеги, инициативы из регионов идут, идут постоянно. Связано это с действительно объективной необходимостью проведения не только аукционов, как это ранее было, особенно в части строительных работ, но и конкурсов, с тем чтобы выставлять определённые требования. Действительно, такая проблема есть. Если мы посмотрим по Москве, то увидим, что уровень строительства муниципального жилья в период ведения только аукционов реально упал. Стоимость квадратного метра за это время - здесь говорили о сэкономленных средствах - реально возросла в Москве в несколько раз. И связано это как раз с тем, что у нас, к сожалению, нельзя вводить определённые требования, например, такое как наименьшая цена заселения. А чем это обусловлено? Обусловлено это тем, что... К сожалению, новые технологии нельзя продвинуть, потому что на фоне массового строительства три-четыре компании могут демпинговать, они всё и берут в Москве в свои руки. И к сожалению, несмотря на наличие огромного количества проектов, которые предусматривают минимальную цену заселения... Квадратный метр и цена заселения семьи - это две большие разницы. К сожалению, установить критерий цены заселения, особенно что касается муниципальных домов, сегодня невозможно. И в итоге люди в основном попадают в ситуацию, когда им говорят: хотите получить квартиру - пожалуйста, но вам положено на троих человек по норме 55 метров, а у нас есть квартиры только по 80 метров, вот разницу, пожалуйста, по коммерческой цене доплатите. Это большая проблема. И если мы посмотрим, что у нас сегодня строится, даже в той же Москве, я не буду брать регионы, то увидим, что строятся дома советских серий, которые морально, физически уже устарели - это П-44Т и так далее, все эти объекты сегодня не удовлетворяют ни потребностям, ни элементарным нормам проживания граждан. То есть доступное и комфортное жильё у нас никогда не появится, если мы не введём наравне с аукционами, вместе с аукционами конкурсы, в которых можно было бы выдвигать дополнительные требования, например, к наименьшей цене при заселении по муниципальному заказу. Да, это несколько дороже, чем строительство стандартных типовых домов, но мы никогда не сможем ввести современные дома, которые отвечают условиям комфортности проживания, даже для тех же самых офисных помещений. К сожалению, это большая проблема, с которой сталкивается большинство регионов в части решения жилищных проблем большинства населения. И я думаю, что настоящий законопроект можно было бы поддержать в первом чтении, доработать, установить какие-то критерии, по которым проводятся конкурсы, чтобы исключить как раз вот ту часть, о которой докладчик здесь говорил. И я думаю, что это вполне реально сделать во втором чтении. И смею заметить, что большинство регионов, особенно те, которые занимаются жилищным строительством либо строительством для улучшения инфраструктуры города, реально озабочены именно этими проблемами, потому что при аукционной системе, к сожалению, в субъектах даже при наличии денег и возможности строить не появляется реально доступное, реально комфортное жильё и большинство наших граждан попадают в не очень хорошие условия. И если мы посчитаем реальный эффект - а здесь говорили об экономии бюджета, которая получена в результате аукционов, - но не в рамках квадратного метра и объёмов строительства, а, например, по муниципальному жилому фонду, по цене заселения конкретно взятой семьи, то станет ясно, что из-за аукционов мы потеряли огромное количество денег и, самое главное, мы потеряли огромное количество квадратных метров, на которых могли бы жить наши граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Фракция ЛДПР в первом чтении поддержит инициативу, которая сегодня представлена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает докладчик на заключительном слове? Нет. Представители президента, правительства? Не выражают желания обсуждать эту тему. Ставится на голосование законопроект "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 56 мин. 46 сек.) Проголосовало за 134 чел.29,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 134 чел. Не голосовало 316 чел.70,2% Результат: не принято Отклоняется законопроект.