Заседание № 125
О проекте федерального конституционного закона № 263365-5 "О внесении изменения в статью 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" (об уточнении порядка подбора кандидатов на должности судей военных судов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Законопроекты третьего чтения. Пункт 4, проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Искужина Рамиля Кабировича. Пожалуйста. ИСКУЖИН Р. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" Государственной Думой во втором чтении был рассмотрен 18 ноября 2009 года. На текст законопроекта в процессе подготовки его к рассмотрению в третьем чтении поступило заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Замечаний правового и юридико-технического характера не имеется. На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переносим на "час голосования". Зубов Валерий Михайлович, "по ведению" горит у вас кнопка. ЗУБОВ В. М. Я хотел только один вопрос задать по предыдущему закону, чтобы сориентироваться: какие фракции входили в состав согласительной комиссии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, Глеб Яковлевич вам ответит. Глеб Яковлевич, пожалуйста. Включите микрофон депутату Хору. ХОР Г. Я. Государственной Думой было принято постановление, в котором было определено три члена согласительной комиссии, все три - от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
На голосование ставится проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". Кто за принятие данного закона? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 37 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1% Результат: принято Принято.
ОСИПОВ В. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По пункту 4 Осипов голосовал за.
Заседание № 124
О проекте федерального конституционного закона № 263365-5 "О внесении изменения в статью 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" (об уточнении порядка подбора кандидатов на должности судей военных судов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Плигин на трибуне. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Согласно законопроекту, внесённому Президентом Российской Федерации, применительно к судьям всех военных судов органом, который даёт своё заключение - рекомендацию на должность судьи, является Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. В первом чтении законопроект одобрен 6 ноября 2009 года. К нему поступило две поправки, они включены в таблицу принятых. Прошу одобрить данную таблицу и одобрить законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1 - две поправки принятых. Есть замечания? Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 52 мин. 43 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Таблица принимается. Коллеги, кто за то, чтобы одобрить обсуждаемый законопроект во втором чтении? Это конституционный законопроект, триста голосов нужно. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 53 мин. 17 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 121
О проекте федерального конституционного закона № 263365-5 "О внесении изменения в статью 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" (об уточнении порядка подбора кандидатов на должности судей военных судов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. Уважаемые коллеги, по решению Совета Государственной Думы пункты 11 и 12 будут рассматриваться одновременно - с одним докладом и с одним содокладом. Я зачитаю наименования законопроектов из пунктов 11 и 12. Пункт 11, проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". И пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и в статьи 17 и 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". С докладом выступит полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх. Пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется два законопроекта, я повторять не буду их наименования, Борис Вячеславович их назвал. По своему содержанию эти законопроекты посвящены решению достаточно важного вопроса, вместе с тем по объёму они очень небольшие. Суть этих законопроектов состоит в том, чтобы уточнить процедуру рассмотрения кандидатур на должности судей военных судов. В настоящее время действует следующая схема: по судьям военных судов гарнизонного уровня рассмотрение кандидатур отнесено к компетенции квалификационных коллегий субъектов Российской Федерации, по всем остальным судьям военных судов рассмотрение кандидатур отнесено к ведению Высшей квалификационной коллегии судей. В новеллах, которые внесены президентом, предлагается, чтобы кандидатуры всех судей военных судов рассматривались Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. Цель такой корректировки тех законов, о которых я сегодня докладываю, состоит в том, чтобы повысить требования к судьям военных судов исходя из их компетенции, исходя из того, что военные суды рассматривают дела, связанные с военнослужащими, с теми, кто проходит службу в Вооружённых Силах Российской Федерации или в тех войсках, которые у нас имеются, и в тех федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена законодательством Российской Федерации военная служба. Соответствующие изменения предлагается внести в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", а также в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". На наш взгляд, предлагаемые изменения позволят повысить независимость судей военных судов и будут способствовать дальнейшему совершенствованию судебной системы Российской Федерации. С учётом изложенного, уважаемые депутаты Государственной Думы, прошу вас поддержать инициативу президента и одобрить изменения в федеральный конституционный закон, а также принять проект федерального закона, который я называл, в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! 29 июня вступил в силу Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Принятым законом был упразднён институт прикомандирования военнослужащих к военным судам и Судебному департаменту, вследствие чего была исключена возможность прохождения ими военной службы на должностях судей и работников аппаратов военных судов и Судебного департамента. По состоянию на 5 ноября 2009 года при штатной численности семьсот девяносто два судьи и фактической численности семьсот одиннадцать судей военных судов уволен с военной службы тридцать один судья, из них в связи с уходом в почётную отставку - семь судей, представлены к увольнению, к приостановлению военной службы сто шестьдесят девять судей. Необходимые организационные мероприятия проводятся в соответствии со специальным планом. Как нам говорят, в настоящее время из двадцати четырёх основных организационных мероприятий в связи с исполнением федерального конституционного закона пятнадцать выполнены. Всё это наряду со всем прочим требует, конечно же, корректировки подхода к назначению военных судей. Собственно говоря, Гарри Владимирович подробно рассказал о сути предложенных изменений в федеральный конституционный закон и в федеральные законы. Полагаю, что такого рода решение, предлагаемое в законопроектах, когда применительно к судьям всех военных судов, и окружных (флотских), и гарнизонных, органом, который даёт своё заключение о рекомендации на должность судьи, является Высшая квалификационная коллегия, целесообразно. Комитетом данные законопроекты были рассмотрены, и мы предлагаем одобрить проект федерального конституционного закона в первом чтении и принять проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Федоткин Владимир Николаевич, один вопрос. Пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Я не знаю, к кому вопрос, к Гарри Владимировичу, скорее всего. Мы постоянно говорим о том, что у нас в России развиваются демократические институты, но если проанализировать любой вопрос, в частности, о гражданских ли судьях, о военных ли судьях, мы увидим, что идёт, наоборот, концентрация управления ими наверху, в высшем эшелоне власти. И вот сейчас мы снова пытаемся передать Высшей квалификационной коллегии полномочия по подбору и утверждению состава военных судов. У нас что, то, что было раньше, совсем никуда не годится? И в связи с этим второй вопрос. Гарри Владимирович, вы сказали, что это инициатива президента и что передача этой функции на более высокий уровень - в Высшую квалификационную коллегию - усилит независимость военных судов. Значит, видимо, много примеров, когда принимались решения не объективно, а субъективно, под чьим-то давлением. Вы можете такие случаи привести? И сколько их было, коль даже президент вышел с такой инициативой? Выходит, что военные суды полностью коррумпированные, раз президент этим вопросом занимается, и не было у них независимости? А теперь... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Николаевич, я хотел бы обратить внимание, что всё-таки пафос вашего вопроса несколько уводит нас в сторону от той проблемы, которую реально мы пытаемся решить. Владимир Николаевич сказал о том, что у нас нет военных судей, у нас есть военные суды. Речь идёт о том, что судьи, которые работают в военных судах, постепенно утрачивают свой статус прикомандированных, так скажем, и становятся гражданскими. Проводится целый блок мероприятий, посвящённых этой проблематике. И компетенция военных судов, о которой я немного сказал, связана с тем, что решаются задачи применения закона к тем лицам, которые являются военнослужащими, и это не имеет привязки к административно-территориальному делению, к федеративному устройству Российской Федерации, а связано как раз со специальным субъектом, который и является, условно говоря, клиентом системы военных судов. С учётом всех этих факторов предполагается, что решение вопроса о положительном заключении по кандидатурам судей военных судов, которое будет давать Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, - это не вопрос коррумпированности, будем говорить, не вопрос давления, а вопрос повышения требовательности к тем лицам, которые будут решать судьбы военнослужащих, поскольку служба в Вооружённых Силах - это достаточно серьёзная задача и те люди, которые там находятся под довольно серьёзным давлением, требуют к себе очень внимательного отношения. И только с этим связаны наши предложения. Именно в этом мы видим залог независимости и дальнейшего повышения качества работы этого института судебной системы Российской Федерации. И эти предложения, ещё раз хочу подчеркнуть, отнюдь не связаны с тем, что судьи находились под давлением, были коррумпированы и так далее - то есть с тем, на что вы попытались обратить внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич, вы тоже хотели прокомментировать. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, в вопросе Владимира Николаевича, который был задан, присутствовал, так скажем, момент политической логики о якобы имеющей место дополнительной концентрации власти. Я должен сказать, что в рамках этого законопроекта, Владимир Николаевич, никакого рода попытки дополнительной концентрации власти не делается. Обратите внимание, все решения, которые принимаются, находятся в компетенции Высшей квалификационной коллегии судей, таким образом, даже элементов вертикализации применительно к данному институту власти не появляется. Поэтому прошу прощения, конечно, но мне кажется, в этой части вопроса связывать законопроект с якобы уменьшением демократичности или независимости институтов судебной власти не приходится. Вот объективная характеристика этого закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Николаевич. Есть ли желающие выступить? Вижу, одна рука есть, один выступающий. Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР поддержит настоящие два законопроекта в связи с тем, что, мы считаем, сегодняшняя практика не отвечает требованиям времени и те вопросы, которые звучали в части нарушений, коррумпированности или ещё чего-то, как раз при принятии настоящих законопроектов и будут сняты. Во-первых, мы поднимаем статус военных судей и, во-вторых, в то же время сохраняем принцип их независимости, когда их кандидатуры будут рассматриваться Высшей квалификационной коллегией судей. Поэтому фракция ЛДПР поддерживает настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я вижу, нет необходимости выступить докладчику с заключительным словом. Уважаемые коллеги, мы обсудили пункты 11 и 12. Ставится на голосование пункт 11: кто за то, чтобы одобрить проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 15 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8% Результат: принято Принято. По пункту 12: кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и в статьи 17 и 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 02 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Принято.