Заседание № 167

26.05.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 263324-4 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся гарантий избирательных прав коренных малочисленных народов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4972 по 5076 из 6485
Пункт 20. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5           
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на        
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад представителя       
Законодательного Собрания Эвенкийского автономного округа депутата              
Государственной Думы Олега Анатольевича Столярова. Он доверил, конечно, вам,    
Александр Петрович, вот тут письмо есть такое. Слово имеет Москалец.            
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! В связи с        
отсутствием основного доклада по данному вопросу я скажу о сути                 
законопроекта. А суть состоит в том, что авторы повторяют текст действующего    
закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", дополняя его фразой об    
исключительном случае, который сами же и предлагают. И вся изюминка идеи,       
если можно так сказать, именно в этом предложении.                              
                                                                                
Во-первых, изложенный в проекте закона подход предполагает регулировать         
только ситуацию выборов в законодательный орган государственной власти          
субъекта Российской Федерации и исключает такое же регулирование при выборах    
в органы местного самоуправления. Во-вторых, вместо правила об обладании        
каждым избирателем числом голосов, равным числу мандатов, подлежащих            
распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо одним   
голосом предлагается безальтернативное правило, при котором избиратель имеет    
число голосов, равное числу мандатов.                                           
                                                                                
И ещё одна новация проекта закона состоит в том, что вышеуказанные правила      
срабатывают в случае, если каким-либо федеральным конституционным законом или   
федеральным законом устанавливается квота представительства малочисленных       
народов в законодательном органе государственной власти субъекта Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Когда мы готовили законопроект к сегодняшнему рассмотрению в первом чтении,     
то сами себе задали такой вопрос: что же может произойти, если принять этот     
законопроект в той редакции, в которой он предлагается? И ответ был у всех      
однозначный: вообще ничего не произойдёт, так как правоприменение в             
предлагаемом режиме просто невозможно по многим обстоятельствам, в том числе    
и потому, что статья 13 Федерального закона "О гарантиях прав коренных          
малочисленных народов Российской Федерации", ранее регулировавшая вопросы       
квот, с 22 августа 2004 года утратила силу и в настоящее время в                
законодательстве прямого указания на систему квот нет.                          
                                                                                
Кроме того, мы отмечаем, что такие предложения авторов создают ситуацию,        
когда у избирателя имеется разное число голосов на одних и тех же выборах в     
зависимости от того, в каком избирательном округе он находится. Эти             
предложения входят в противоречие с провозглашённым в статье 19, часть 2,       
Конституции Российской Федерации принципом равенства прав и свобод человека и   
гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и других             
признаков, указанных в этой статье.                                             
                                                                                
Рассматриваемый законопроект не согласуется и с другими статьями Конституции    
Российской Федерации, а также со статьёй 3 Федерального закона "Об основных     
гарантиях избирательных прав...", в которых закреплены принципы равенства       
прав граждан перед законом на всей территории Российской Федерации. А мы        
знаем, что равное избирательное право как раз и подразумевает, что каждый       
гражданин имеет один голос или равное с другими гражданами число голосов.       
                                                                                
Проект закона противоречит и постановлению Конституционного Суда Российской     
Федерации, оно было принято ещё в 2000 году, в соответствии с которым при       
проведении выборов одновременно в одномандатных и многомандатных                
избирательных округах должны обеспечиваться надлежащие гарантии участия         
граждан в выборах на равных основаниях, для чего необходимо соблюдение          
пропорциональности представительства и наделение каждого избирателя одним       
голосом либо одинаковым числом голосов.                                         
                                                                                
Нельзя не отметить и того, что данное предложение противоречит и Конвенции о    
стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод государств -    
участников Содружества Независимых Государств, согласно которой равное          
избирательное право подразумевает то, о чём я сейчас говорил. Такое же          
положение содержится и в Своде рекомендуемых норм при проведении выборов,       
принятом Европейской комиссией за демократию через право.                       
                                                                                
Таким образом, Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных     
народов Российской Федерации", действующим законодательством уже установлены    
гарантии участия малочисленных народов в принятии решений по вопросам,          
затрагивающим их интересы, на государственном и муниципальном уровнях, и        
нужно только правильно использовать это в соответствии с существующим сегодня   
законодательством.                                                              
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект         
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть ли вопросы к докладчику? Желающие        
выступить? Представитель президента? Нет. Представитель правительства? Нет.     
Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за               47 чел.10,4%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     48 чел.                                          
Не голосовало                 402 чел.89,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.