Заседание № 112

05.04.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 263208-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за сбыт и представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1976 по 2240 из 4949
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный    
кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской         
Федерации". Докладывает Игорь Николаевич Игошин.                                
                                                                                
ИГОШИН И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается         
ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации статью 173-3 "Сбыт и (или)       
представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых   
деклараций", распространив понятие "подставное лицо", указанное в примечании    
к статье 173-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, на статью 173-3. Суть   
законопроекта очень проста: его принятие позволит избежать ситуации, общей      
практики на сегодняшний день, когда так называемый конечный бенефициар, то      
есть добросовестный крупный налогоплательщик, отвечает за всю цепочку           
поставки ему сырья, товаров, работ и услуг, даже если цепочка очень длинная и   
контролировать он её не может, именно потому, что наше законодательство не      
позволяет правильно предъявлять соответствующие претензии тому звену (скажем,   
седьмое звено в цепочке), которое вносит недобросовестные изменения в           
уточнёнке за прошлые периоды отчётности.                                        
                                                                                
В настоящее время в соответствии со статьями 173-1, 173-2 Уголовного кодекса    
Российской Федерации уголовно наказуемыми являются действия, связанные с        
внесением недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, но за само использование потом этих   
документов, которые недобросовестно изменены, наказание не предусмотрено        
законом. То есть существует такая правовая коллизия. Отсутствие специальной     
нормы уголовного права не позволяет проводить оперативно-разыскные              
мероприятия, направленные на выявление, пресечение этой деятельности, до того   
момента, пока фиктивным налоговым вычетом не воспользуется реальный             
налогоплательщик, то есть до появления признаков преступления,                  
предусмотренного статьёй 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, что       
бьёт в первую очередь, конечно же, по предпринимателям. Когда можно             
предпринимателям предъявить претензию, предъявляют, конечно, в первую очередь   
им, с них есть что взять, а какое-нибудь, там, седьмое звено в цепочке,         
которое внесло недостоверные сведения в уточнёнку и потом через квартал         
ликвидировалось, не подпадает под ответственность вообще.                       
                                                                                
Законопроект предполагает привлечение к ответственности исключительно в         
случае совершения действия от имени подставных лиц - фирм-однодневок либо при   
незаконном использовании чужих персональных данных в случае противоправного     
использования чужой электронной цифровой подписи. Руководитель либо бухгалтер   
организации, реально осуществляющей предпринимательскую деятельность, не        
является субъектом данной статьи. И конкуренция с налоговыми статьями, 198-й    
и 199-й, отсутствует. Обязательным условием привлечения к уголовной             
ответственности является извлечение дохода от преступной деятельности в         
крупном и особо крупном размере либо причинение крупного и особо крупного       
ущерба гражданам или организациям, то есть 2 миллиона 250 тысяч и 9 миллионов   
рублей. Очень важно обратить внимание на то, что причинение ущерба              
государству не предусмотрено. Соответственно, уклонение от уплаты налогов       
реальным предпринимателем не охватывается данной статьёй, конкуренция с         
налоговыми статьями также отсутствует.                                          
                                                                                
Законопроект получил одобрение основных государственных и правоохранительных    
органов, в том числе ФНС России, МВД России, Следственного комитета, и общий    
положительный отзыв Правительства Российской Федерации. Кроме того,             
законопроект поддержан экспертным советом по уголовно-правовой политике и       
исполнению судебных актов общероссийской общественной организации "Деловая      
Россия", рассмотрен и поддержан представителями бизнес-сообщества,              
юридической науки в рамках XVIII Всероссийского налогового форума. Реализация   
положений законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из        
федерального бюджета. Правовое управление и ответственный комитет, Комитет      
Государственной Думы по госстроительству и законодательству, считают            
возможным поддержать концепцию проекта федерального закона с учётом             
изложенных в заключениях замечаний, которые будут учтены ко второму чтению.     
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Присаживайтесь.                
                                                                                
С содокладом выступает Ирина Александровна Панькина.                            
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик подробно изложил          
концепцию законопроекта. Действительно, в Уголовный кодекс предлагается         
внести новый материальный состав, который рассчитан на установление уголовной   
ответственности за сбыт поддельных счетов-фактур и налоговых деклараций.        
                                                                                
Комитет подробно рассмотрел законопроект. Есть замечания и вопросы по           
формулировке, по тому, что предлагается в законопроекте, но мы поддерживаем     
концепцию. Она направлена на борьбу с теми площадками, - о них уже было         
сказано - которые создают преступную цепочку. Поэтому комитет предлагает        
одобрить, поддержать концепцию законопроекта, но, вероятнее всего, при его      
подготовке ко второму чтению мы вернёмся к доработке формулировок.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна.                             
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Игорь Николаевич, вы на своём месте? Сейчас вопросы пойдут.                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смирнов Виктор Владимирович, пожалуйста.                                        
                                                                                
СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Ирина Александровна, а почему по 159-й нельзя привлекать к ответственности за   
подлог счетов-фактур? Новый состав чем объяснён? Что объект, что субъект -      
прежние остаются, смысл-то в чём?                                               
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Спасибо за вопрос. Предлагается специальный состав по аналогии   
с тем, что уже существует в экономической главе. Например, борьба с             
фирмами-однодневками. Здесь специальный субъект ответственности, здесь          
отделение от налоговых преступлений. Цель законопроекта понятна и ясна, а       
именно: борьба с теми площадками, которые, так скажем, создают преступную       
цепочку, преступную схему по обналичиванию, это, условно, борьба с бумажными    
НДС. Через фирмы-однодневки не деньги прогоняют, а именно вот эти бумажные      
отчётности. Более того, авторы, я так понимаю, предлагали специальный состав    
по мошенничеству, то есть не общий, а нацеленный на то, чтобы предмет           
доказывания устанавливался и ОРД уже велась в привязке к специальному           
составу. Здесь цель понятна.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лябихов Роман Михайлович.                                                       
                                                                                
ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Игорь Николаевич, скажите, пожалуйста, каким образом крупному                   
налогоплательщику, находящемуся в конце цепочки, поможет уголовное дело,        
возбуждённое против начальных участников этой цепочки, которые действовали      
недобросовестно? Не совсем понятно: для крупного налогоплательщика здесь        
какие преимущества и какие выгоды от этого законопроекта?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорю Николаевичу Игошину включите микрофон.              
                                                                                
ИГОШИН И. Н. Уважаемый Роман Михайлович, спасибо за вопрос. В первую очередь    
принятие данной специальной нормы позволит требовать от правоохранительных      
органов работы с теми нарушителями, кто подделывает, недобросовестно            
использует документы, до того, как вычеты вошли в систему, вести                
оперативно-разыскные мероприятия и так далее. Таким образом, мы ликвидируем     
ту порочную практику, когда - ну, это все понимают - достаточно открыто на      
рынке существуют конторы по подделке документов и при этом никакой              
ответственности не несут, а в итоге страдает конкретный, реальный               
налогоплательщик.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
У меня к докладчику вопрос.                                                     
                                                                                
В пояснительной записке сказано, что, по данным Федеральной налоговой службы,   
в 2021 году были оформлены незаконные налоговые вычеты на сумму порядка 1       
триллиона рублей - вот такая кошмарная цифра. У меня вопрос такой: это          
всё-таки выгода или сумма фиктивных трат, которые повлекли за собой вычеты?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Игошину включите микрофон.                       
                                                                                
ИГОШИН И. Н. Юрий Петрович, да, действительно, цифра очень впечатляющая. Эта    
цифра взята из открытых источников как сумма недобросовестных уточнёнок,        
сданных за этот год.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Антропенко Игорь Александрович.                                                 
                                                                                
АНТРОПЕНКО И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, в диспозиции проектируемой статьи предусмотрено     
представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых   
деклараций, но ведь данные действия образуют диспозиции статей 198 и 199        
Уголовного кодекса и вряд ли без манипулирования налоговыми декларациями        
может быть в принципе уклонение от уплаты налогов. Не считаете ли вы            
целесообразным при доработке данного законопроекта исключить такие случаи,      
откорректировать диспозицию предлагаемой нормы с учётом действующих норм        
198-й, 199-й статей?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Игошину включите микрофон.                       
                                                                                
ИГОШИН И. Н. Да, всё правильно, несомненно, надо будет дорабатывать             
законопроект. Комитет также сделал замечания, по которым нужно будет            
корректировать, дорабатывать норму. Единственно, мы должны обратить внимание    
- это очень важная тема - на то, что данная статья никак не пересекается с      
налоговыми статьями Уголовного кодекса. Почему? Потому что по уголовным         
налоговым статьям ответственность - за ущерб, нанесённый государству, а по      
этой статье ответственность - за ущерб, нанесённый гражданам и организациям,    
то есть сферы ущерба разные, они не пересекаются друг с другом,                 
соответственно, эти статьи не пересекаются.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Александровна, спасибо, присаживайтесь.                                   
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Антропенко Игорь Александрович, пожалуйста.                                     
                                                                                
АНТРОПЕНКО И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Выступая на XXV    
Петербургском международном экономическом форуме, президент страны Путин        
Владимир Владимирович отметил, что в целом нужно аккуратно, но вместе с тем     
основательно подойти к декриминализации целого ряда так называемых              
экономических преступлений. Более того, мы с вами не далее как три недели       
назад внесли корректировку в статью 199 Уголовного кодекса, снизив сроки        
давности по данной статье и уголовную ответственность.                          
                                                                                
На мой взгляд, предлагаемая сегодня норма требует такой тонкой настройки.       
Безусловно, вряд ли кто-то из нас будет против криминализации действий так      
называемых контор, которые реализуют заведомо поддельные счета-фактуры, этой    
деятельности, конечно, нужно дать соответствующую оценку и санкцию. Но очень    
тонко надо подойти к формулированию состава данного преступления, дабы нам не   
зайти в рамки, как я уже упомянул, статьей 199 и 198 Уголовного кодекса.        
Прошу это учесть при доработке данного законопроекта.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, конечно, идея заслуживает внимания -       
именно идея, а не концепция, - но фракция тем не менее не будет поддерживать    
сегодня этот законопроект, потому что есть целый ряд шероховатостей, которые    
не позволяют, на наш взгляд, поддержать его в первом чтении.                    
                                                                                
Прежде всего я говорю о том, о чём уже здесь трижды сказали, - речь идёт о      
конкуренции со статьями о налоговых преступлениях. Да, можно, конечно, ну,      
каким-то образом домыслить и всё-таки эту конкуренцию исключить, но не          
исключено всё равно возбуждение дела по налоговому преступлению,                
государству-то всё равно ущерб причиняется, налоги-то всё равно не платятся     
ведь. Так, наверное, будет в большинстве случаев. Ну и есть ещё целый ряд       
существенных замечаний, которые прописало в своем документе Правовое            
управление Аппарата Государственной Думы и над которыми надо очень серьёзно     
поработать.                                                                     
                                                                                
Если вот эти недостатки будут устранены ко второму чтению, то мы, конечно же,   
проголосуем за этот законопроект. Но если он останется таким же, то,            
извините, не поддержим и во втором чтении.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Игорь Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Нет.                
                                                                                
Ирина Александровна? Тоже нет.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.