Заседание № 122

11.11.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 263126-5 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока полномочий Банка России по введению ограничений на величину процентной ставки по договорам банковского вклада).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6352 по 6599 из 8063
21-й пункт. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 4      
Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О    
страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые   
другие законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владислав        
Матусович Резник.                                                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представлен проект       
закона, который сейчас назвал Олег Викторович, - "О внесении изменения в        
статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального     
закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и   
некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".                    
                                                                                
В действующем законодательстве предусмотрены полномочия Банка России по         
введению ограничения на срок до одного года по величине процентной ставки,      
которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада в       
случае, если кредитная организация в установленный срок не исполняет            
предписаний Банка России об устранении нарушений в её деятельности, а также в   
случаях, если эти нарушения создали реальную угрозу интересам вкладчиков.       
Целью законопроекта является продление этого права Центрального банка           
регулировать, ограничивать данную ставку до 31 декабря 2010 года. С чем это     
связано, по-моему, понятно: у нас не самое лучшее время на рынке, и ряд         
банков, можно сказать, позволяют себе достаточно рисковые операции. Для того    
чтобы было больше стабильности в банковской системе, мы решили эту нерыночную   
меру продлить - дать право Центральному банку продлить ещё на год.              
Собственного говоря, в этом суть законопроекта.                                 
                                                                                
Комитет эту норму поддержал. Надеемся, что после 31 декабря 2010 года нам       
дальше продлевать эту норму не потребуется. Прошу палату поддержать решение     
комитета - поддержать данный законопроект в первом чтении и в целом.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы. Депутат Иванов, депутат Рохмистров.         
                                                                                
Пожалуйста, Иванов.                                                             
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемый Владислав Матусович, я не совсем понял из вашего доклада,             
поправьте, если я ошибаюсь. Вы сказали, что эта мера применяется к тем          
банкам, которые не выполняют распоряжение Центрального банка. Так? То есть      
получается, что банк сначала может пообещать очень высокую ставку, набрать      
определённую сумму денег, после этого ему Центробанк делает замечание и         
ограничивает его в этом, а деньги-то уже тю-тю, получается.                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Нет. Я ещё раз готов повторить, что в случае если банк,            
кредитная организация, в установленный срок не исполняет предписания            
Центрального банка или нарушения вот этого банка создали реальную угрозу        
интересам кредиторов, вкладчиков, то Центральный банк вправе применить          
административно меру по ограничению ставки по вкладам, и только.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И потом, эта норма-то уже действует, мы просто продляем   
срок. Я правильно понял?                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Рохмистров.                                                         
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Владислав Матусович, такой вопрос, риторический,     
наверное. У нас данная нерыночная норма, когда мы фактически регулируем те      
риски, которые берёт на себя банк, федеральным законодательством, была          
принята в исключительных условиях рецессии экономики и прогнозировала кризис    
банковской системы. В последнее время звучали неоднократные заявления членов    
правительства о том, что рецессия закончилась, начался экономический рост,      
кризис банковской системы преодолён. Не говорит ли это о том, что если мы       
продлеваем, то мы не соглашаемся со всеми эти заявлениями, рецессия             
продолжается и банковский кризис ещё далеко не преодолён, если мы данную        
норму сохраняем ещё на 2010 год?                                                
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Вы знаете, я могу уверенно сказать, что дна мы достигли,           
оттолкнулись от него и медленно идём вверх, то есть рецессию мы преодолеваем.   
Вместе с тем явления, которые потрясали экономику в прошлом году и в            
банковской сфере, и в другом, потребовали экстраординарных мер финансовых       
властей и правительства по поддержке ликвидности и многому другому, и они,      
конечно, цели достигли. Но тем не менее для нашего с вами спокойствия и для     
защиты интересов кредиторов и вкладчиков эту норму на год лучше ещё оставить.   
Именно по этой причине комитет её поддерживает.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Владислав            
Матусович.                                                                      
                                                                                
Есть желающие выступить по данному вопросу: депутат Иванов, депутат             
Багаряков. Других рук нет? Никого не забыл?                                     
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович!                                          
                                                                                
Выполняю обещание, данное палате. Коллеги, всё-таки я не совсем удовлетворён    
ответом уважаемого Владислава Матусовича. Наверное, многие из вас видели        
рекламу многих мелких банков, которые говорят, что проценты не потеряются, то   
есть они обещают людям хорошие проценты, годовые проценты, если даже вклад      
пролежал месяц там или два месяца.                                              
                                                                                
В связи с этим, опять же говорю, хоть, может быть, эта норма и действует,       
хоть мы её и продлеваем, тем не менее, пока банки наберут кредитов у людей,     
займы будут давать, пока банки получат предписание от Центрального банка,       
люди могут в принципе пострадать. И страдают наверняка люди от этого. И опять   
же, если мы этот срок продлеваем, значит, всё-таки такие случаи имеют место.    
                                                                                
Поэтому тут второй момент такой. Мы принимаем решение о том, что нам нужны      
три-четыре очень крупных банка, а мелким делать нечего, или всё-таки эта        
антирыночная мера временная? Или, несмотря на процитированные Владиславом       
Матусовичем слова нашего министра финансов, это будет постоянно? Как вы         
знаете, нет ничего более постоянного, чем временное.                            
                                                                                
Это очень сложный законопроект, а поскольку его предлагается принять в первом   
чтении и в целом, то, я думаю, мы воздержимся от голосования.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я обращаюсь к представителю президента и правительства...    
                                                                                
Ой, извините, ради бога, Багаряков.                                             
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Уважаемые коллеги, я хотел бы дать небольшую реплику в          
отношении Комитета по финансовому рынку. Я, как член комитета, бываю на всех    
заседаниях комитета, на которые меня приглашают, а если голосование в           
комитете проводится опросным путём, то сложно прийти. Теперь к этому вопросу    
вернёмся.                                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, когда разразился мировой финансовый кризис, лидеры страны    
уверяли население, что Россия окажется тихой гаванью. Позже, когда стало        
очевидно, что кризиса не избежать, были срочно приняты некоторые меры,          
которые лишь по недоразумению были признаны антикризисными. При проведении      
этих так называемых антикризисных мер правительство утверждало, что для         
решения основных проблем в период кризиса нужно обеспечить достаточную          
ликвидность в банковской системе и тогда большого спада в экономике не будет.   
                                                                                
Действительность оказалась хуже самых мрачных прогнозов. Спад ВВП в стране -    
10 процентов, производство - минус 15 процентов, обрабатывающая                 
промышленность - минус 25 процентов. Как можно говорить о каких-то              
антикризисных мерах?! Это худший показатель среди стран "большой двадцатки",    
и меры оказались самыми беспомощными.                                           
                                                                                
Перечислю важнейшие из принятых мер. Государство выдало банкам                  
субординированные беззалоговые кредиты на общую сумму 3 триллиона рублей, а     
также резко снизило резервные требования. Банки использовали полученные         
деньги для скупки валюты, обвалив рубль и нажившись на девальвации. Десятки     
миллиардов долларов просто выкатились из страны через оффшоры. Хотя сегодня     
курс рубля возвращается к прошлогоднему значению, 200 миллиардов долларов,      
потраченных на плановую девальвацию, уже не вернуть. Более того, ЦБ направил    
своих представителей в крупнейшие банки - никакого эффекта это не дало.         
Деньги по-прежнему не доходят до реального сектора экономики, а ставки по       
банковским кредитам превысили все разумные пределы. К примеру, один банк        
федерального значения выдаёт сегодня кредит населению под 65-75 процентов       
годовых. Такого циничного грабежа Россия не видала со времён                    
татаро-монгольского ига. Ставка рефинансирования повышалась наиболее резко в    
период кризиса, несмотря на неоднократные призывы оппозиции её снизить.         
Сегодня мы пожинаем плоды этой ошибочной политики: останавливаются              
предприятия, беднеет население. А всё из-за того, что не могут расплатиться     
по кредитам из-за резкого роста ставки в период, когда её надо было снижать.    
                                                                                
Что касается сегодняшнего законопроекта. В целом мы поддерживаем идею           
ограничения ставки банковских вкладов для банков, не исполняющих предписания    
Центрального банка по устранению нарушений, а также создающих своей             
деятельностью угрозу интересам кредиторов и вкладчиков. Эта мера оказалась      
своеобразной дубиной для банков, решивших поиграть с процентной ставкой по      
вкладам. Но несмотря на все предостережения, ставки привлечения депозитов       
физлиц и сегодня носят явно рискованный характер. 18-20 процентов годовых не    
являются чем-то вызывающим, хотя ставка рефинансирования опустилась ниже 10     
процентов. Это в свою очередь не позволяет снизить ставки по кредитам и         
промышленности, и сельскому хозяйству. Хотя можно понять и наших граждан,       
которых в очередной раз делают крайними, принудительно заставляя отдавать       
свои сбережения в банки под минимальный процент, который должен покрывать       
инфляцию. Но если снизить ставки по вкладам слишком сильно, граждане будут      
покупать золото, валюту и хранить всё это дома. Вместе с тем, если эта мера     
оказалась полезной, почему не закрепить её в законе на постоянной основе? По    
заявлениям правительства и Центрального банка, кризис в банковской системе      
уже закончился и никаких потрясений больше не будет, поэтому решение о          
продлении указанной меры на 2010 год говорит о том, что эта мера уже не         
является антикризисной, хотя в последнее время Минэкономразвития меняет         
прогнозы чаще, чем продавцы ценники в период гиперинфляции.                     
                                                                                
В связи с изложенным наша фракция всё же воздерживается от голосования по       
этому проекту. Спасибо.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я обращаюсь к палате. Дело в том, что, когда я вёл запись на выступления, я     
обратился к залу и сказал: других нет рук, никто не настаивает. Тогда никто     
не настаивал, сейчас настаивает депутат Аксаков.                                
                                                                                
Пожалуйста, депутат Аксаков. Обращаю ваше внимание, что вы нарушили             
Регламент.                                                                      
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Спасибо, Олег Викторович. Меня просто отвлекли, и я не успел      
отреагировать на вашу реплику.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, в целях справедливости я всё-таки хотел бы сказать о     
том, что заседание комитета было, оно состоялось в понедельник, и               
законопроект Кармазиной там обсуждался.                                         
                                                                                
Что касается данного законопроекта. Действительно, есть единицы банков, но      
они всё-таки существуют, которые устанавливают слишком высокие проценты по      
вкладам, и эти вклады с теми процентами, которые предлагаются населению,        
бизнес отработать практически не в состоянии, тем более с учётом кризисного     
положения. И соответственно, возникает подозрение, что хотят привлечь           
средства населения, а затем, так сказать, возложить бремя возврата денег на     
фонд Агентства по страхованию вкладов, что, естественно, антигосударственно и   
противозаконно.                                                                 
                                                                                
Соответственно, я считаю, что на самом деле эту норму можно было бы за          
Центральным банком сохранить на длительное время, потому что даже в             
благополучные периоды отдельные кредитные учреждения злоупотребляют... Я        
представляю банковское сообщество и вроде бы должен был выступать против этой   
нормы, но считаю, что тех, кто злоупотребляет доверием населения, надо          
ограничивать, пресекать. И считаю, что этот законопроект обязательно надо       
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм, Анатолий Геннадьевич.                
                                                                                
Значит, уважаемые коллеги, мы голосуем сейчас в первом чтении данный            
законопроект.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Было предложение комитета проголосовать в целом за данный закон. У нас есть     
регламентная норма, которая предполагает, что могут быть возражения от          
депутатских объединений. Есть ли возражения? Обращаюсь к КПРФ, ЛДПР, "ЕДИНОЙ    
РОССИИ" и "Справедливой России". Нет, никто не возражает.                       
                                                                                
Ставится на голосование данный закон в целом.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.