Заседание № 192

14.02.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 263090-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения понятия "городское поселение").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3227 по 3353 из 4502
13-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Алексей Владимирович    
Куринный.                                                                       
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект касается гарантий для жителей, которые   
проживают в сельской местности, где планируется к закрытию, например, школа,    
либо детский сад, либо другое образовательное учреждение. Я напомню, что        
соответствующие гарантии для тех, кто проживает в сельских поселениях, мы с     
вами закрепили в законе "Об образовании...": там чётко написано, что закрытие   
или ликвидация в данном случае образовательного учреждения допустимы только с   
согласия жителей, с учётом мнения жителей. А для этого приходится проводить     
опрос, приходится реально всё-таки спрашивать жителей, которые там живут, это   
усложняет процесс, который довольно интенсивно идёт по всей стране, я говорю    
про оптимизацию образовательных учреждений.                                     
                                                                                
Но возникла ситуация на практике. Например, есть такое село Арбузовка,          
которое расположено в 15 километрах от базового, основного, ключевого           
населённого пункта Цильна в Ульяновской области, это нормальная сельская        
местность, обычная деревня, как везде, и там школа. Но вот оказалось, что,      
так как поселение является городским, а не сельским, проводить дополнительную   
процедуру, связанную с определением мнения населения, которая усложняет         
процесс закрытия или ликвидации школы, не надо. Вот если это сельское           
поселение, то надо, а если городское поселение, то, несмотря на то что в        
состав городского поселения порой входят или могут входить сельские             
населённые пункты, этого делать не надо.                                        
                                                                                
Естественно, это неправильно, и на устранение этой несправедливости и           
направлен законопроект, который, первое, вводит соответствующее понятие в 2-ю   
статью 131-го федерального закона, о местном самоуправлении, ну, фактически     
возвращает прежнюю редакцию и говорит о том, что городское поселение может      
иметь в своём составе и сельские населённые пункты. Ну и второе изменение - в   
закон "Об образовании...": предлагается учёт мнения населения проводить не      
только в том случае, если речь идёт о сельском поселении, но и если речь идёт   
о сельском населённом пункте в составе городского поселения.                    
                                                                                
В ходе обсуждения профильный комитет выразил ещё опасения по поводу идущего     
сейчас процесса, той самой муниципальной реформы, когда у нас появляется,       
появлялось в последнее время большое количество городских округов,              
муниципальных округов. Вместо сельских поселений, где были все гарантии         
необходимости определения мнения населения, теперь появляется муниципальный     
округ, про который никто ничего не говорит, соответственно, ликвидировать       
любое образовательное учреждение в нём можно без этой сложной процедуры.        
                                                                                
На что ссылается правительство? Правительство ссылается на то, что процесс      
закрытия образовательных, социальных и детских учреждений... что они всё-таки   
частично защищены. Да, для этого надо получить заключение специальной           
комиссии о том, что это не приведёт к каким-то печальным или отрицательным      
последствиям. Но по факту те, кто сталкивался с этим процессом, знают, что      
получение заключения этой комиссии - абсолютно стандартная чиновничья           
процедура: на пяти заранее подготовленных листочках опять же состоящие, как     
правило, на муниципальной службе либо находящиеся в прямом подчинении           
чиновники ставят свои подписи под утверждением, что ничего не произойдёт, всё   
нормально будет - от ликвидации школы в посёлке А, из которого детей потом      
надо будет возить километров за пятнадцать, за двадцать в посёлок Б, ничего     
плохого не произойдёт. На мой взгляд, такая гарантия должна существовать.       
                                                                                
Более того, если законопроект будет принят в первом чтении, можно будет ко      
второму чтению внести необходимые изменения, предусмотреть эти же гарантии      
как раз для муниципальных округов и городских округов, где есть сельские        
населённые пункты, ничем не отличающиеся от тех, что в сельской местности,      
школы в которых мы с вами защищаем в нынешней редакции закона "Об               
образовании...".                                                                
                                                                                
В общем, прошу поддержать, на мой взгляд, совершенно очевидный и понятный       
законопроект, который, ну, если не остановит, то хотя бы существенно            
затруднит идущий до сих пор процесс "оптимизации" образовательных учреждений    
и особенно школ в сельской местности.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
С содокладом выступает Роман Валерьевич Любарский.                              
                                                                                
ЛЮБАРСКИЙ Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается         
уточнить понятие городского поселения в статье 2 федерального закона от 6       
октября 2003 года № 131, а также внести изменение в статью 22 Федерального      
закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской            
Федерации". Вместе с тем согласно пункту 5 части 1 статьи 11 федерального       
закона № 131-ФЗ в состав территории городского поселения могут входить один     
город или один посёлок, а также в соответствии с генеральным планом             
городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной,   
транспортной и иной инфраструктуры (включая территории посёлков и сельских      
населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). Таким          
образом, действующая редакция федерального закона № 131-ФЗ прямо                
предусматривает возможность вхождения сельских населённых пунктов в состав      
территории городского поселения, в связи с чем предлагаемое в законопроекте     
уточнение понятия "городское поселение" представляется избыточным.              
                                                                                
Относительно предлагаемых изменений в Федеральный закон "Об образовании в       
Российской Федерации" отметим, что согласно части 11 статьи 22 федерального     
закона № 273-ФЗ и части 2 статьи 13 Федерального закона № 124-ФЗ "Об основных   
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" решение о реорганизации или      
ликвидации муниципальной образовательной организации, в том числе находящейся   
в сельском поселении или в сельском населённом пункте, не являющемся            
муниципальным образованием, не может быть принято исключительно по воле         
учредителя такой образовательной организации, поскольку для этого требуется     
положительное заключение комиссии по оценке последствий такого решения.         
                                                                                
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по региональной           
политике и местному самоуправлению считает предлагаемые новеллы избыточными и   
не поддерживает проект федерального закона, мы считаем, что это уже             
урегулировано в действующем законодательстве.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Роман Валерьевич.                                
                                                                                
Коллеги, переходим к голосованию.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за               89 чел.19,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     89 чел.                                          
Не голосовало                 361 чел.80,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.