Заседание № 70
28.01.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 263037-4 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (об учёте мнения населения в случае изменения границ или преобразования муниципальных образований).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2569 по 2722 из 5102
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Обращаю ваше внимание на письмо Совета Федерации, который просит рассмотреть данный законопроект без участия своего представителя, поэтому я приглашаю на трибуну для содоклада члена Комитета по вопросам местного самоуправления Виктора Васильевича Якимова. ЯКИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект дополняет Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" новым положением, суть которого заключается в следующем: если органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о включении одного населённого пункта в состав другого и при этом изменяются границы муниципальных образований, необходимо соблюдение требований об учёте мнения населения в соответствии со 131-м федеральным законом. По сути, предметом регулирования законопроекта являются отдельные вопросы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, регулирование которых увязывается с решением вопроса о территориальной организации местного самоуправления. Однако согласно Конституции Российской Федерации административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации не является ни предметом ведения Российской Федерации, ни предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то есть это предмет ведения исключительно субъектов Российской Федерации. В связи с этим необходимо обратить внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу. В частности, в его определении от 15 мая 2007 года № 406 отмечается, что вопросы территориальных основ местного самоуправления, формирования муниципальных образований и административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации связаны между собой, но при этом подчёркивается самостоятельное значение этих вопросов. Также указывается на обладание ими собственного юридического содержания и на то, что они относятся к различным сферам ведения: первый - к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, второй - к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Таким образом, предусматриваемая законопроектом обязательность применения при решении отдельных вопросов административно-территориального устройства норм 131-го федерального закона, регулирующего организацию местного самоуправления, является ограничением полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предмету исключительного ведения субъектов Российской Федерации. Предлагаемый подход не соответствует конституционной норме, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. Хотелось бы подчеркнуть, что Конституционный Суд указал на то, что регулирование субъектами Российской Федерации административно-территориального устройства не может подменять правовое регулирование территориальной организации местного самоуправления, реорганизация территориального устройства не должна приводить к блокированию конституционного требования о необходимости учёта мнения населения при изменении пространственных пределов реализации прав граждан на местное самоуправление. Названная правовая позиция должна соблюдаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов административно-территориального устройства, поскольку решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Уважаемые коллеги, учитывая изложенные доводы, Комитет по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 263037-4 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесённый Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к Виктору Васильевичу? Нет вопросов. А, есть. Депутат Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Виктор Васильевич, конечно, ваш доклад содержит очень много терминов юридических, поэтому, может быть, и не сразу смысл доходит, а смысл очень простой. Сегодня уничтожается очень много сёл, они образуют единое пространство территориальное, на тысячу населения - один сельский совет. 131-й закон, который всё это узаконивал... Мы, конечно, его не поддерживали, наша фракция. Вот скажите, пожалуйста: можно ли сегодня все эти дела делать без учёта мнения населения, которое сейчас стало понимать, что за любой справкой надо куда-то ехать, за сколько-то километров. Почему вы не поддерживаете это? ЯКИМОВ В. В. По разным причинам ликвидируются населённые пункты, и бывает, что нет необходимости или вообще не у кого спрашивать вот то общественное мнение о присоединении либо о другом изменении административно-территориального устройства. Субъект Федерации волен принимать свои решения, и это исключительные полномочия субъекта Федерации в соответствии с федеральным законом о разграничении полномочий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Виктор Васильевич. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я ещё раз хочу сказать о смысле своего вопроса. По юридическим нормам получается всё правильно, но дело в том, что... Когда принимался 131-й закон, наша фракция выступала категорически против него по очень многим причинам, и прежде всего по той причине, что даются полномочия субъекту Федерации, местному самоуправлению, очень много полномочий - и никаких денег. С этим сегодня и сталкиваются в жизни, на самом деле всё так и происходит: и лечи, и учи, и хорони, и жени - всё, что хочешь, делай, а деньги где хочешь, там и ищи. Вот и сегодня мы законопроект принимали, всё на субъект опять: найдите возможность детей устраивать и воспитывать - а денег нет. Что происходит в сёлах? Село, в общем-то, коммерсанту, который скупает земли, - это разрешено сейчас - не нужно, и рабочая сила ему там не нужна. Они бы сейчас, если бы можно было, перепахали эту землю вместе с населённым пунктом. Поэтому сегодня идёт такой процесс: так как люди уезжают из сёл, поддержки селу никакой нет, начинают объединять сёла, и остаётся один сельский совет на тысячу жителей. Вы знаете, до парадокса доходило у нас в области из-за того, что люди ещё совершенно не разобрались, - председатели сельских советов, которые сами лишаются работы, уговаривали их: вы давайте голосуйте, иначе мы вам не будем ни огород пахать, ни ещё что-то делать. И они проголосовали за это. И только потом опомнились, когда поняли, что, по сути дела, в селе не будет никакой власти, им надо будет за любой справочкой, для решения любого вопроса ехать куда-то, а ехать тоже невозможно: ни денег, ни транспорта, ничего нет. Что сегодня происходит? Одни слова президента и председателя правительства о том, что село надо поддерживать, поднимать, а на практике мы делаем всё, чтобы уничтожить до конца это село. Так вот это требование Совета Федерации о том, чтобы... пусть народ сам подумает и решит. Нет, там уже некому думать - ответ такой. Наша фракция поддерживать это не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Представители президента и правительства не настаивают на выступлении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Комитет поддерживает. Включите режим голосования. Комитет не поддерживает, прошу прощения. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 28 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 1 чел. Не голосовало 449 чел.99,8% Результат: не принято Отклоняется законопроект.