Заседание № 226
14.03.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 262517-3 "О внесении дополнения в статью 7 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" (в части, касающейся порядка переименования географического объекта).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3779 по 3790 из 5844
ШУРЧАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Есть в повестке дня вопрос 9, касается Калининграда. Представитель Калининградской областной Думы уже пятый день здесь практически. Если мы не рассмотрим сегодня до 17 часов... У него просто виза заканчивается, потом его могут задержать, когда он будет добираться в свою область. Поэтому есть предложение после вопроса 4, о ветеранах, поставить 5-м вопрос по Калининградской области, законопроект о внесении дополнения в закон "О наименованиях географических объектов".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3814 по 3833 из 5844
Второе предложение: после проектов постановлений рассмотреть пункт 9, законопроект Калининградской областной Думы. Кто за данное предложение? Прошу определиться голосованием. Прошу включить режим голосования. И далее перейдем к пункту 4. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 21 сек.) Проголосовало за 248 чел. 55,1% Проголосовало против 28 чел. 6,2% Воздержалось 4 чел. 0,9% Голосовало 280 чел. Не голосовало 170 чел. 37,8% Результат: принято Принимается.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5120 по 5835 из 5844
Уважаемые коллеги, пункт 9: "О внесении дополнения в статью 7 Федерального закона "О наименованиях географических объектов". Доклад представителя Калининградской областной Думы Владимира Семёновича Ёжикова. Пожалуйста. ЁЖИКОВ В. С., представитель Калининградской областной Думы. Уважаемые депутаты, уважаемый председатель! Законопроект, предлагаемый депутатами Калининградской областной Думы, отражает ту сложную ситуацию, в которой сегодня находится Калининградская область не только в плане своего экономического развития, не только в плане своего будущего, но и в том, что касается наименования нашей области, наименования нашего города. Ни для кого нет секрета, что уже второе десятилетие в Калининграде определенные политические силы будируют процесс, связанный с референдумом о переименовании нашего города. Если вы сегодня заполните прошение литовскому государству и получите разрешение на проезд в Калининград, то вы увидите со стороны литовской границы дорожные указатели на Калининград с надписью: Караляучус, 120 километров. Если вы поедете со стороны Польши, вы увидите дорожные указатели с наименованием Крулевец, а со стороны Берлина (и на европейских дорожных картах) Калининградская область и ее города именуются как Кёнигсберг, Инстербург, Веллау, Хайлигенбаль, как будто не было 9 мая 1945 года, как будто история идет совершенно по другому пути, по которому она не должна идти. Мы в Калининграде очень обеспокоены этими процессами и просили бы депутатов Государственной Думы обратиться к вашим коллегам - парламентариям Литвы, Польши, ФРГ с требованием прекратить искажать название нашего города, которое он получил в результате определенных исторических событий. Историю нельзя переделывать, историю невозможно переиначить, история не имеет сослагательного наклонения. Она такова, какова она есть, и мы живем в этом городе, в этой области начиная с 1945 года. Ведь никому в России не приходит в голову сейчас установить указатель на Гданьск с надписью "Данциг" или, может быть, на Клайпеду с указанием "Мемель". Мы не следуем логике двойных стандартов, мы уважаем право наших соседей жить с их историческими понятиями. Мы в Калининграде хорошо понимаем, что история Кёнигсберга закончилась 9 апреля 1945 года. Есть новый российский город, новая российская культура, новая российская топонимика, которая отражает ситуацию жизни в Калининградской области. Есть Калининградская область как субъект Российской Федерации. Данным законопроектом, внесенным Калининградской областной Думой, уважаемые депутаты Государственной Думы, предлагается принять дополнение в статью 7 Федерального закона "О наименованиях географических объектов", чтобы не допускать переименования географических объектов, к которым относятся города, поселки, с целью возвращения им наименований иностранного происхождения. Мы считаем, что этот законопроект очень актуален для Калининградской области. Может быть, не только для нее, но и для отдаленных районов России - это Дальний Восток, Сахалин. Мы считаем, что нужно в принципе на федеральном уровне исключить саму процедуру начала референдума по переименованию Калининграда, потому что, в конце концов, нельзя же создавать условия для референдума по переименованию названия нашего государства: Россию - в Русланд или еще как-то по-другому. Мы считаем, что государственная власть не должна допускать даже в принципе таких ситуаций, когда определенные политические силы в субъектах Федерации или в России в целом будут создавать, будировать эту проблему, касающуюся самых главных, уставных моментов Конституции, жизни нашего государства. Уважаемые депутаты, по поручению депутатов Калининградской областной Думы я прошу вас принять в первом чтении данный законопроект. Мы считаем, что данный законопроект будет иметь очень важное значение для стабильного развития Калининградского региона, как западного эксклава Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Валентина Сергеевича Шурчанова. Пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Вопрос действительно актуальный не только для Калининградской области, возможно, и для Сахалина и некоторых других наших регионов. Но эта проблема очень узкая и касается именно законодательного обеспечения наименований и переименований географических объектов. Комитет по делам Федерации и региональной политике рассмотрел проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 7 Федерального закона "О наименованиях географических объектов". Законопроект, который вносит Калининградская областная Дума, предполагает включить в абзац четвертый пункта 3 статьи 7 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" следующее дополнение: "При этом не допускается переименование географических объектов с целью возвращения им наименований иностранного происхождения". Порядок присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов регулируется статьей 9 данного федерального закона. Так, пункт 1 указанной статьи устанавливает: "Предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов могут вноситься органами госвласти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации. Предложения о присвоении наименований географическим объектам Российской Федерации или о переименовании географических объектов Российской Федерации направляются в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены эти объекты". Пункт 2 этой же статьи устанавливает, что законодательный орган госвласти субъекта России выявляет мнение населения о предложениях о переименовании объекта, которые затем направляет на экспертизу в Федеральную службу геодезии и картографии России. И только после получения результатов экспертизы орган госвласти субъекта России при наличии заключения Правительства Российской Федерации выходит с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, поскольку согласно пункту 4 указанной выше статьи переименование географических объектов осуществляется федеральным законом. Таким образом, получается, для того чтобы переименовать областной центр любого субъекта Российской Федерации, сначала инициативная группа вносит предложение в законодательное собрание области, затем законодательное собрание обращается в федеральный орган - в Федеральную службу геодезии и картографии. Затем нужен отзыв Правительства Российской Федерации. После этого рассматривается и вносится в Государственную Думу законодательная инициатива субъекта, то есть представительного органа, в данном случае Калининградской областной Думы. После этого Госдума рассматривает, затем вопрос проходит в Совете Федерации, и, наконец, у Президента. Мы считаем, что технологическая цепочка вполне предусматривает возможность принятия взвешенного, объективного решения, то есть с учетом здравого смысла и с учетом мнения населения. Таким образом, законодательно установленный порядок подготовки предложений о переименовании объектов, по мнению комитета, обеспечивает необходимые правовые условия для принятия обоснованных, взвешенных, объективных решений по поставленному вопросу с учетом мнения населения, органов местного самоуправления, органов госвласти субъектов и органов госвласти самой Российской Федерации. В связи с изложенным комитет полагает нецелесообразным принятие представленного законопроекта и рекомендует Государственное Думе отклонить данный законопроект в первом чтении. Кстати, есть официальный отзыв Правительства Российской Федерации. Правительство не поддерживает принятие данного законопроекта. Неофициальное мнение соответствующего комитета Совета Федерации такое же: не поддерживать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. Уважаемые коллеги, первое чтение. Вопросы есть? Запишитесь, пожалуйста. Просьба записаться. Покажите результаты записи. Пожалуйста, Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Пользуясь присутствием Владимира Семёновича, представителя Калининградской областной Думы, я хотел задать ему вопрос. Правда ли, что Калининградская областная Дума внесла в Госдуму проект закона об отмене визового режима на въезд в Калининград? То есть вы обратились с таким предложением в отношении иностранцев, не имея в виду ответный, так сказать, характер? И как вы голосовали в Думе? Это какое-то коллективное решение было? Есть резолюция Калининградской областной Думы? Потому что это очень серьезное решение, как вы понимаете, политического плана, гораздо более важное, чем географические названия. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, не совсем по теме. Можете отвечать, можете нет. Пожалуйста. ЁЖИКОВ В. С. Я могу говорить? Да, Калининградская областная Дума приняла такое решение: просить Федеральное Собрание, в частности и Государственную Думу, разрешить безвизовый въезд для граждан стран Европейского союза в Калининградскую область. Полагаю, что душить Калининградскую область, сделать из нее шенгенский изолятор (потому что вы совершенно ничего не можете сделать для нее, для этой области) невозможно. Мы хотим, чтобы к нам приезжали хотя бы иностранцы, туристы, которые оставляли бы деньги, и развивалась бы Калининградская область. Иначе двойной изолятор получается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Коллега Рыбаков записался. Пожалуйста, Юлий Андреевич. РЫБАКОВ Ю. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Я хотел спросить... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? РЫБАКОВ Ю. А. Сначала два слова. Вообще-то, в этом городе, как известно, родился один из великих философов человечества Кант. У вас не возникало мысли о том, что имело бы смысл назвать этот город именем этого человека - город Кант - и таким образом снять вообще все проблемы, так сказать? Но это отдельный вопрос. А второе, все-таки из-за чего весь сыр-бор? У вас что, народ взбунтовался, хочет провести референдум и какое-то другое имя, что ли, городу присвоить? Почему вообще вы сейчас решили в срочном порядке ставить этот вопрос? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЁЖИКОВ В. С. Начиная с июля прошлого года в связи с 750-летием Калининграда определенная политическая группа начала процесс подготовки референдума по переименованию нашего города. Распространяются листовки, материалы, статьи с предложениями изменить название, вернуть Калининграду прежнее название - Кёнигсберг. Наши избиратели возмущены такой позицией и предложили Калининградской областной Думе обратиться в Государственную Думу с предложением решить вопрос на федеральном уровне. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Федулов. ФЕДУЛОВ А. М. Благодарю, Артур Николаевич. Скажите, пожалуйста, коллеги из Калининградской областной Думы, какая еще помощь нужна? Ну, законопроект этот нужен. Но говорят о том, что как-то переименовать, назвать Кантом, Кенигсбергом. Еще что вы хотите от Государственной Думы, какая вам еще помощь нужна? Можно первое, второе, третье и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЁЖИКОВ В. С. В связи с процессом вступления России во Всемирную торговую организацию мы считаем, что необходимо сохранить особую экономическую зону в Калининградской области, потому что для нас это принципиально важно. То, что предлагает ВТО, будет для Калининграда означать, наверное, физическую, экономическую и социальную смерть практически. Это одна тема: наше экономическое развитие. И этот законопроект в Государственной Думе находится. Дальше - наше предложение о безвизовом режиме для граждан Европейского союза. Мы полагаем, что это вполне возможно сделать для Калининграда и таким образом начать процесс, связанный с предложением Президента Российской Федерации об установлении безвизового въезда между Российской Федерацией и Европейским союзом. А Калининградская область была бы здесь как пилотный регион - регион, открытый для сотрудничества, визитная карточка Российской Федерации на Западе. Есть еще много других наших предложений, которые мы постоянно направляем Президенту, в Правительство, в Государственную Думу, и наши депутаты в Государственной Думе активно работают в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Бугера. БУГЕРА М. Е. Спасибо, Артур Николаевич. Вопрос к представителю субъекта права законодательной инициативы. Уважаемый Владимир Семёнович, в своем выступлении вы выразили обеспокоенность тем, что в сопредельных государствах наименования географических объектов вашей области звучат и вообще называются совсем не так, как они должны называться. Вот как вы думаете: ваш законопроект сможет повлиять на эти сопредельные государства и какие меры воздействия на эти сопредельные государства, кроме этого законопроекта, для решения рассматриваемого вопроса можно было бы еще задействовать? ЁЖИКОВ В. С. Спасибо. Я полагаю, что Калининградская областная Дума действует в правовом пространстве Российской Федерации. Что мы можем сделать как субъект Российской Федерации, так это предложить Государственной Думе внести изменения в этот федеральный закон, чтобы в нашей области создать стабильную ситуацию. Что же касается международных отношений, то это уже право государства, Правительства и Государственной Думы. Я думаю, что вы здесь могли бы выступить с каким-то специальным обращением или заявлением, чтобы прекратить со стороны государств Европейского союза искажение названия Калининграда. Я думаю, что это задача международных отношений, а они являются прежде всего прерогативой федеральных властей. Этого калининградцы ждут, потому что мы себя видим только как часть Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллега Илюхин. Пожалуйста, Виктор Иванович. ИЛЮХИН В. И. У меня вопрос к Валентину Сергеевичу. Валентин Сергеевич, ну мы можем, конечно, отклонить сегодня законопроект, хотя я хочу сказать, что у Калининградской областной Думы, у наших коллег, действительно есть обоснованная тревога по поводу того, что искажается название Калининграда, а также Калининградской области. Может быть, с той инициативой, с которой вошли к нам калининградские коллеги, нам принять и какое-то обращение к парламентам Литвы, Польши и так далее? Или, может быть, принять обращение к МИДу по поводу вмешательства во внутренние дела Российской Федерации? Как это можно и можно ли вообще?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, с места. Пожалуйста, включите депутату Шурчанову микрофон. Пожалуйста, Шурчанов, ответьте на вопрос. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо, Артур Николаевич. Уважаемый Виктор Иванович, вы совершенно правы. И в этом плане комитеты Государственной Думы, и прежде всего, я думаю, Комитет по международным делам, потому что это не есть полномочия Комитета по делам Федерации и региональной политике, выходят с этими вопросами. Но в данном случае инициатива касается очень узкого вопроса - переименования. Наш комитет не мог вынести другого решения. Но в Государственной Думе каждый депутат вправе сам определяться при голосовании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы закончились. Есть ли согласно Регламенту желающие выступить? Пожалуйста, запишитесь на выступления. Если есть желающие, запишитесь на выступления, пожалуйста. (Выкрики из зала.) Ну, вопросы были заданы. Может быть, он выступит по этому поводу? (Выкрики из зала.) Вы можете выступить. Сейчас я дам Коробову выступить по ведению. Пожалуйста, покажите список. Депутат Коробов - по ведению. КОРОБОВ М. Л., фракция "Единство". Артур Николаевич, у меня, к сожалению, не сработала кнопка, такое, вы знаете, бывает. Поэтому я прошу вас дать мне возможность задать вопрос докладчику. Разрешите, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну пожалуйста. КОРОБОВ М. Л. Вопрос к докладчику такой. Вот вы говорите, что ваш законодательный орган и подавляющее большинство населения области обеспокоены теми сепаратистскими настроениями, которые сейчас так активно стали проявляться, в том числе и через стремление переименовать город и, соответственно, область, вернуть старое название. С другой стороны, вы выступили авторами инициативы по предоставлению возможности безвизового въезда гражданам стран ЕС на территорию Российской Федерации. Пусть уникальная, во многом анклавного характера, но это территория Российской Федерации. Насколько, по вашему мнению, согласуются вот эти два тревожащих вас момента, имеется в виду сепаратизм и вот этот особый статус по безвизовому доступу иностранцев на нашу территорию, с одной стороны, и... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы поняли вопрос, да? Пожалуйста, Владимир Семёнович. ЁЖИКОВ В. С. Нищий Калининград, разоренный Калининград, нищие калининградцы - это источник сепаратизма, в этом случае сепаратизм будет всегда. Но Калининград, которому будут обеспечены условия развития и жизнеобеспечения... Он должен пройти через такую процедуру, которая, кстати, рекомендована Государственной Думой. Ведь вы же сами в обращении к Калининградской области писали: смелее использовать особые, уникальные условия ситуации Калининградской области, осуществлять либерализацию в плане торговли, предоставлять свободу в развитии отношений. И мы в Калининградской области внимательно относимся к вашим предложениям, Государственной Думы. Мы считаем, что здесь нет никакого противоречия - между утверждением российской государственности в Калининградской области и созданием Калининграда как открытого региона сотрудничества. Но Конституция России и государственность здесь должны присутствовать прежде всего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Федулов, пожалуйста, по этому законопроекту. ФЕДУЛОВ А. М. Благодарю, Артур Николаевич. Уважаемые коллеги, на мой взгляд, конечно, законопроект надо принимать. Но вот сегодняшнее обсуждение вопроса, прежде всего выступление нашего коллеги, представителя Калининградской областной Думы, показало, что это не только вопрос географический и вопрос чисто названия. Вот он сегодня выступал, и я увидел его боль, боль, связанную с тем, что сегодня в одном из регионов России, в одном из субъектов Федерации сложилась достаточно сложная экономическая, ну и, видимо, отсюда и политическая ситуация. И вот сегодня, когда было высказано в выступлении, что необходимо решение целого ряда вопросов... Их действительно надо решать. Были соответствующие предложения и Правительства России, но, к сожалению, в Государственной Думе они не нашли своего полного изложения, подтверждения. И поэтому, если бы Государственная Дума рассмотрела хотя бы в рамках парламентских слушаний полностью вопрос по проблеме Калининграда, естественно, мы сегодня по-другому бы рассматривали и этот вопрос. И мне кажется, что сегодня мы очень узко рассматриваем вопрос по проблеме Калининграда: изменение географического названия, визовый или безвизовый выезд... Ведь на самом деле не это главное. А главное то, что в ближайшее время должен быть разработан проект закона об особом статусе Калининграда. Но при этом, разрабатывая закон об особом статусе, надо сразу напомнить калининградцам, что они составная часть России. И когда речь идет о безвизовом въезде или выезде, надо прежде всего учитывать вопросы национальной безопасности, вопросы экономической безопасности. Ведь в Калининграде, естественно, будет параллельно ходить валюта, которая не будет учитываться в налоговой сфере, будут решаться другие вопросы, в отношении которых Россия просто не сможет стоять в стороне. Поэтому, на мой взгляд, кроме того, что мы сегодня принимаем закон в первом чтении, необходимо разрабатывать закон об особом статусе Калининградской области, надо решать вопросы, связанные с целым комплексом взаимоотношений между Федерацией и субъектом Федерации. То есть, на мой взгляд, Государственная Дума, если вы, конечно, предложите, должна рассматривать целый план взаимоотношений по Калининградской области, потому что это действительно очень и очень важный блок вопросов. В первом чтении, конечно, я поддержу данный законопроект, но хотелось бы, чтобы и представитель Калининградской областной Думы заверил, что те вопросы, те условия, с учетом которых я сегодня, как депутат Государственной Думы, буду голосовать за данный законопроект, будут учтены и что в ближайшее время и сама Калининградская областная Дума рассмотрит вопросы, рассмотрит предложения в наш адрес, и с их представителями, с профильным комитетом будет подготовлен целый блок вопросов, которые будут рассмотрены в ходе парламентских слушаний. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Похмелкин, пожалуйста. ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что прежде всего поддерживаю общую направленность усилий наших калининградских коллег, чтобы сделать этот город по-настоящему европейским и визитной карточкой Российской Федерации в Европе. И в этом смысле их предложения о безвизовом въезде иностранных граждан, европейских граждан можно было бы поддержать. Но, уважаемые коллеги, зачем же вы мельчите и наряду с этими серьезными предложениями вносите вот такого рода законопроекты? Разве дело в названии? Санкт-Петербург не перестает быть великим русским городом, нося немецкое наименование фактически. Вы сказали, что Калининградской области семьсот пятьдесят лет. Неправильно, потому что это наименование данная область носит совсем немного времени. Я против того, чтобы возвращать название Кёнигсберг этому городу, это было бы как бы неким символом реванша наших противников в Великой Отечественной войне. Но, с другой стороны, мне не очень нравится и то, что этот славный город носит имя одного из большевистских вождей. И в этом смысле, я считаю, нет ничего страшного, если в городе и в стране в целом пройдет дискуссия о том, как называться все-таки этому знаменитому городу. Одно из предложений действительно могло бы быть рассмотрено - чтобы увековечить память выдающегося философа, кстати мирового философа, Иммануила Канта. Или что-то иное. И мне кажется, что не надо сейчас на федеральном уровне ставить блок тем или иным предложениям, решайте эти вопросы демократическим путем, проведите дискуссию, в конце концов. Всё равно это придет в парламент рано или поздно, и парламент, и ваш, и наш, примет взвешенное, разумное решение по данной теме, потому что, повторяю еще раз, это некий абсурд - иметь действительно самый европейский город в стране с именем Калинина, одного из большевистских вождей, в общем-то ничего хорошего для нашей страны не сделавшего. Поэтому я считаю, что, конечно, данный законопроект поддерживать не следует, но общая направленность той линии, которую проводит Калининградская областная Дума, безусловно, заслуживает самого серьезного внимания. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллега Рязанский. Валерий Владимирович, пожалуйста. РЯЗАНСКИЙ В. В., фракция "Отечество - Вся Россия". Мне тоже кажется, что мы должны поддержать усилия Калининградской областной Думы в направлении демократизации всех тех процессов, которые там происходят, но в данном случае эту редакцию законопроекта нам тоже представляется нецелесообразным поддерживать. Во-первых, нынешняя редакция федерального закона дает вполне четкие гарантии и обоснования тому, что мы это будем делать только по той процедуре, которая прописана в законе, поэтому на сегодняшний день там достаточно тормозов, для того чтобы не решать вопрос так, как его не нужно решать. В этой связи мы считаем, что нецелесообразно поддерживать этот законопроект, а во всём остальном - я согласен с теми усилиями, которые прилагает областная Дума. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые коллеги, все выступили. По ведению - Коробов. Пожалуйста. КОРОБОВ М. Л. Артур Николаевич, вот по ведению есть предложение дать возможность фракциям выступить, тем, кто желает. И от фракции, если не возражаете, от фракции "Единство"... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так думаю, что никаких проблем записаться и выступить, не было. Вы хотите выступить от фракции? Пожалуйста, выступайте. И дальше представители Правительства, Президента и заключительное слово. КОРОБОВ М. Л. Уважаемые коллеги, прежде всего хотелось бы выразить и сочувствие, и сопереживание нашему коллеге - представителю Калининградской областной Думы, поскольку мы в целом понимаем вас и в глубине души поддерживаем. Но есть некоторые формальные признаки в этой проблеме, которые, может быть, не позволяют, так сказать, внутреннее согласие превратить в какие-то формализованные действия, в том числе путем нажатия на соответствующие кнопки. Дело в том, что у нас на руках есть официальный отзыв Правительства, в котором говорится о том, что предусмотренные Федеральным законом "О наименованиях географических объектов" требования к установлению наименований этих объектов и порядок подготовки предложений об их переименовании обеспечивают необходимые правовые условия для принятия обоснованных решений по соответствующим вопросам с учетом мнения населения, органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, предлагаемое законопроектом понятие "наименования иностранного происхождения", а также критерии отнесения наименований географических объектов к наименованиям иностранного происхождения законодательством Российской Федерации не определены. В связи с этим Правительство дает в конце концов отрицательный отзыв, или отклик. Если говорить простым русским языком, имеющихся законодательных инструментов вполне достаточно для того, чтобы переименовывать или не переименовывать. Эта ваша тема - она в принципе, конечно, нас трогает, но одновременно рождает и другие вопросы. Конечно, Калининград - уникальное явление в составе Российской Федерации, о чем мы уже с вами говорили и с чем согласились. Эта уникальность дает очень много преимуществ по сравнению со многими другими регионами России. И если эти преимущества грамотно отрабатывать, - а насколько я понимаю, нынешний союз законодательной власти субъекта Федерации и исполнительной власти в лице губернатора Егорова позволяет на это надеяться, - вы как раз сможете реализовать свои уникальные возможности и по инфраструктурному доступу и к западному рынку, и к нашему внутреннему, и по усиленному транзиту, и по превращению вашей территории в огромный технопарк, а может быть, бог даст, и в свободную экономическую зону, над чем, я знаю, вы работаете сейчас вместе с министерством по экономическому развитию. Таким образом, стоит, наверное, вот эти факторы отработать в первую очередь, потому что, скажем, ваши намерения добиться безвизового въезда на вашу территорию гражданам стран ЕС на фоне того, что наши рядовые граждане подвергаются фактически дискриминации при выдаче въездных виз на территорию ЕС (видите ли, для наших граждан, наверное, нет лучшей обители, нет ничего лучшего, чем прискакать весело туда со своими мешками и обосноваться на постоянное жительство в этом хваленом ЕС), порождают сразу же вопрос и, может быть, даже ущемляют национальную гордость, если хотите, потому что тогда другие субъекты, в первую очередь пограничные, например Краснодарский край, где я избирался, должны точно так же потребовать от Федерации предоставить возможность беспрепятственного доступа, может быть, для турок, может быть, для болгар, еще для кого угодно и точно так же могут рассчитывать (вот как коллега Митрофанов предлагает всем нам здесь) тут же вступить в торги или доторговаться до того, чтобы встречные какие-то преференции себе получить, что, мы понимаем, нам, как слугам государевым и слугам народа, в общем-то, не к лицу, наверное, и не пристало нам такими делами заниматься. Таким образом, получается, что решение маленького вопроса о переименовании или непереименовании, воспрещении возврата к прежним историческим наименованиям вряд ли может быть использовано как дополнительный рычаг или средство для того, чтобы потихонечку добиться для себя, по сути дела, каких-то преференций в рамках всей нашей Федерации по сравнению с другими регионами. Я хотел бы еще раз вернуться к началу этого краткого выступления и сказать: у вас достаточно преимуществ инфраструктурного характера, их стоит только со здравым смыслом, терпеливо отработать, и тогда Калининград станет точно такой же визитной карточкой всей Российской Федерации, как и все остальные 88 субъектов Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Леонидович. Представитель Правительства, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Данный законопроект, конечно же, вызван искренними патриотическими чувствами жителей города Калининграда, но Правительство не может с ними согласиться хотя бы на основании той юридической сумятицы, которую может внести введение в законодательный оборот выражения "наименования иностранного происхождения". Дело в том, что, если мы проанализируем историю названий населенных пунктов в Российской Федерации, да и других стран, мы увидим там переплетение самых разнообразных исторических пластов. Тем не менее эти имена продолжают носить и города, и реки, и озера, и другие географические объекты, и все они являются отражением той самобытности, той культурной, этнической самобытности, которой наделили эти объекты населявшие их в свое время люди. Более того, я хочу сказать, что наука об истории географических наименований - она носит название "топонимия" - является в исторической науке одним из серьезнейших, интереснейших методов глубинного анализа. B частности, установлено, что верховье Днепра - это огромное заболоченное междуречье, образованное Десной, Припятью и Днепром, - как раз изобилует балтскими топонимическими названиями, которые относятся к первой половине первого тысячелетия нашей эры. Я хочу сказать, что если мы начнем глубоко копать, приняв этот закон, в истории наших географических названий, то мы опять же не придем к той четкости и ясности, которых наше общество, наши граждане ждут от действующего законодательства. Нам кажется - и это отражено в отзыве Правительства Российской Федерации, - что решение о переименовании географических объектов должно приниматься органами местного самоуправления именно в том контексте, как это предусмотрено данным законом, потому что он сам по себе являлся достаточно серьезным ограничителем для тех бурных географических, вернее, бурных демократических процессов, которые в начале 90-х годов привели к повальному переименованию наших городов, улиц, площадей и других географических объектов. Так вот, что бы я хотел сказать по поводу тех мотивов, которые подвигли жителей Калининграда на внесение данной законодательной инициативы. Их действительно оскорбляет, что название их родного города искажается в языках и в указателях, в топографических указателях соседних государств. Но, коллеги, это абсолютно естественный, общепризнанный исторический факт: не только отдельные города, но целые страны и даже целые народы назывались совершенно по-разному их соседями. Вспомним тех же немцев. Немцами их называют только славянские народы, в то же время англосаксонцы называют их германцами - germen, французы называют их allemands, сами же немцы имеют свое собственное самоназвание - Deutschland, Deutschen. В этой связи мы понимаем, что привести всех к общему знаменателю невозможно, потому как в этом отражается особая, специфическая история отношений каждого из этих народов и каждой из этих этнических групп с тем или иным носителем какой-то культуры, истории. Та же самая история, кстати, была и со славянами: совершенно разные названия славянских племен были и у восточно-германских племен, и у скандинавов, и у южно-славянских племен. Я говорю это в связи с тем, что поиски исторических названий - это процесс достаточно сложный. В основе всегда должно лежать самоопределение, самоопределение жителей данного конкретного географического населенного пункта, через которое может быть оформлено решение соответствующих органов местного самоуправления. Таким образом, внесение подобной поправки в федеральный закон и установление какого-то общепризнанного правила для всего населения Российской Федерации мы считаем неприемлемым. Хотя, как я уже подчеркивал, мы полностью разделяем те мотивы, те основания, которыми руководствовались жители Калининграда, выдвигая данную законодательную инициативу, я думаю, что у них самих имеются все основания - юридические и правовые - для того, чтобы рассмотреть и принять данное решение на уровне их города. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представитель Президента. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Как бы ни были сложны проблемы Калининградской области, в этом проекте закона, к сожалению, они не решаются, и поэтому обсуждать сейчас вопросы о безвизовом режиме и так далее нет смысла, поскольку данный законопроект не об этом. Приемлем ли данный законопроект? К сожалению, нет. И об этом сейчас говорили и полномочный представитель Правительства, и многие депутаты. Прежде всего, совершенно верно: что считать названием иностранного происхождения? Здесь приводился уже пример с городом Санкт-Петербургом, я могу привести другие примеры. Вы знаете, что до войны у нас не существовало в составе РСФСР Бурятской АССР. Была Бурят-Монгольская АССР, которая в последующем была разделена на несколько территорий, в результате чего образовались Монгольская Народная Республика и Бурятская АССР в составе РСФСР. Большинство названий населенных пунктов на территории Бурятии имеют монгольские корни, достаточно вспомнить столицу Улан-Удэ (Красная Уда), созвучно с Улан-Батором. И что? Если сейчас будет переименована эта столица, а потом Республика Бурятия захочет вернуть название своей столицы, это уже нельзя будет сделать? Точно так же, если мы пройдемся по берегам Амура и Уссури. Все вы знаете события на Даманском. Так вот, воевал там иманский гарнизон, по названию города Иман (китайское название), потом город переименовали в Дальнереченск. Сейчас мало кто в стране знает о существовании такого названия города, и в Приморском крае всерьез обсуждается вопрос о возможном возвращении ему названия Иман, поскольку все ветераны даманских событий так его и называют - Иман. Опять: закон, препятствующий подобного рода возврату наименований, не может быть принят. С другой стороны, я не понимаю опасений представителя Калининградской областной Думы, поскольку, во-первых, переименовать Калининград можно только по представлению законодательного органа субъекта Федерации. Если даже предположить, что депутаты Калининградской областной Думы будут настолько единодушны в своем желании переименовать, вернуть городу Калининграду название Кёнигсберг, что примут такое решение и внесут законопроект в Государственную Думу, то решение о переименовании может быть принято федеральным законом. А вот уж в этом зале, я не думаю, что депутаты решатся на подобное переименование. Но даже если допустить, что это произойдет, даже если Совет Федерации одобрит, я не думаю, что Президент Российской Федерации подпишет подобный закон. Таким образом, уважаемые депутаты, с точки зрения юридической этот закон является нонсенсом, и главное - это излишний закон, он не нужен. У нас достаточно механизмов, чтобы воспрепятствовать подобным переименованиям географических объектов и сохранить наименования такими, какие сейчас существуют и какие были установлены, скажем, в ближайшей истории. Таким образом, уважаемые депутаты, данный законопроект подлежит отклонению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги... Владимир Семёнович, пять минут осталось, вы хотите что-то сказать? Но чтобы мы успели проголосовать. Пожалуйста. ЁЖИКОВ В. С. Спасибо большое вам за обсуждение и за вопросы. Я хочу сказать, что вопрос действительно, может быть, маленький, он касается нашей маленькой Родины, которая называется Калининград. Но это не мелочный вопрос, это далеко не мелочный вопрос, он касается здоровья миллиона граждан России, которые живут там и которые устали от различных экспериментов над ними. Вы также говорили полгода назад, или, может быть, больше, о том, что никогда не будет визового режима между Калининградом и большой Россией. Но теперь вы говорите: есть разумный компромисс, есть УПЖД, УТД, извините за выражение, и прочие вещи, и сейчас вынуждены калининградцы смотреть на всё это. Есть то, почему поезда уже на 50 процентов пустые ходят в Калининград из России. И это уже тревожно, это первые колокольчики, о которых вы говорите, что это нонсенс. Нет, это не нонсенс, это жизнь, которую мы пытаемся облечь в этот законопроект. Название, данное Калининграду, дано в результате исторических событий. Как бы вы ни относились к Калинину и прочим вещам, это название города - отражение истории, нельзя его переименовать, не знаю, в Малютоскуратовск или еще во что-то. Бессмысленно! Что касается топонимики, действительно, это очень важная наука, но мы считаем, что позиция Правительства здесь совершенно неверная, она не отражает интересы жителей Калининградской области. О национальной гордости великороссов много говорилось. Она заключается в том, чтобы жить свободными, богатыми, жить открыто, в добрососедстве. Вот это есть национальная гордость. И мы думаем, что к этому Калининград будет стремиться в составе Российской Федерации. 750 лет празднуется Калининградом. Кёнигсберг был основан в 1724 году, когда три города - Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф - объявили о своем слиянии. До этого были такие города в Восточной Пруссии, как Плангисте и остальные. Поэтому празднование города идет по его последнему наименованию так же, как, например, Стамбул и остальные города. Представьте себе, что сейчас в Турции вы потребуете Константинополь... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Семёнович, мы не успеем проголосовать. Пожалуйста. ЁЖИКОВ В. С. Спасибо большое за обсуждение этого маленького вопроса. Я думаю, что вопрос о Калининграде будет постоянно присутствовать в Государственной Думе и мы вместе найдем важное решение этого вопроса. Спасибо вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо вам. Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект?.. (Шум в зале.) По мотивам голосования? Осталось три минуты у нас. Какие могут быть мотивы голосования? Уважаемые коллеги, нет у меня записи такой. Осталось две минуты. Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Федулов, вы без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 19 сек.) Проголосовало за 152 чел. 33,8% Проголосовало против 5 чел. 1,1% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 158 чел. Не голосовало 292 чел. 64,9% Результат: не принято Не принимается.