Заседание № 122
11.11.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 262472-5 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (в части продления действия механизма компенсации Банком России кредитным организациям части убытков по отдельным сделкам на межбанковском рынке).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6621 по 6890 из 8063
Депутат Резник докладывает. Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, буду краток. Я хотел бы напомнить, что Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" предусматривает механизм компенсации Банком России кредитным организациям части убытков, которые они понесли или понесут, или несут по сделкам, совершённым с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций. В соответствии с действующей нормой данный закон действует до 31 декабря 2009 года. Напомню, что эта норма была введена для того, чтобы банки спокойно предоставляли, продавали друг другу деньги на межбанковском рынке, потому что в какой-то момент был стопор. После консультаций с Банком России по их просьбе мы решили продлить эту норму ещё на год. Вот суть законопроекта. Комитет его поддерживает, предлагаем поддержать его и палате и принять в первом чтении и в целом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Депутаты Рябов, Иванов, Рохмистров. Пожалуйста, Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Владислав Матусович, эти убытки гасятся из федерального бюджета, я так понимаю? Если из федерального бюджета, то не могли бы вы назвать, сколько было перечислено банкам в счёт погашения этих убытков за 2009 год, имеется в виду за эти месяцы? И в этой связи хочется сказать: тогда что получается - бюджет страны несёт убытки, а банки работают плохо, и их не приводим в чувство, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Нет, эти деньги не имеют никакого отношения к федеральному бюджету. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, депутат Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Владислав Матусович, а почему не возмещать эти убытки за счёт активов тех банков, у которых отбираются лицензии? РЕЗНИК В. М. В дальнейшем, естественно, Центральный банк, если это возможно, получает соответствующее возмещение. Но эта норма принята именно для того, чтобы банки безбоязненно, те, с которыми Центральный банк имеет договор, давали межбанк друг другу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Владислав Матусович, вот вы тут сказали, что деньги не из бюджета, совершенно с вами согласен. Все бюджетные деньги - это государственные деньги, но не все государственные деньги - бюджетные деньги. Поэтому Центральный банк России - это государственная организация, которая подлежит контролю Счётной палаты Российской Федерации. У меня в связи с этим вопрос. Скажите, о порядке использования этих государственных денег рассматривался отчёт Счётной палаты, о том, как эти средства использовались в текущем году как антикризисная мера? Какая эффективность, по оценке Счётной палаты? Если рассматривался, то почему на это нет ссылки, а если не рассматривался, то почему не рассматривался? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Вы знаете, я не могу отвечать, почему рассматривался и почему не рассматривался. Я в данный момент докладываю вам проект закона о продлении действующей нормы на срок один год. Собственно говоря, именно этому посвящён закон. Что касается плановой работы Счётной палаты и тех проверок, которые она ведёт, наверное, надо обращаться к Сергею Вадимовичу Степашину. Можем обратиться, если посчитаете необходимым. Дайте поручение - безусловно, обратимся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владислав Матусович. Есть ли желающие выступить? Есть, Багаряков и Рохмистров. Обращаюсь к палате: никого не забыл? Подводим черту. Пожалуйста, депутат Багаряков. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, в 2008 году ЦБ ввёл новый механизм поддержки банковской системы: компенсировать 90 процентов убытков на межбанковском рынке. Мера вводилась как антикризисная и на ограниченный период времени. Сегодня нам предлагают продлить действие механизма на 2010 год. Возникает резонный вопрос: зачем? До сих пор механизм компенсации убытков приходилось применять только лишь один раз на сумму в несколько миллионов рублей. Если механизм такой бесполезный, зачем нам его продлевать ещё на год? Правительство и ЦБ в один голос уверяют: кризис закончился, второй волны не будет. Почему тогда мы не отменим эту сугубо антикризисную меру? Государство под видом антикризисных мер выделило банкам триллион рублей, предоставляются субординированные беззалоговые кредиты. Валютные резервы в то же время сократились на 200 миллиардов долларов, для реального сектора - ноль. В то же время с каждым месяцем банки наращивают задолженность друг перед другом по компенсируемым сделкам на межбанковском рынке. Если ещё в первом полугодии средний объём задолженности по таким сделкам не превышал 10 миллиардов рублей, то сегодня он уже подобрался к 50 миллиардам рублей, и если ЦБ продолжит компенсировать убытки на межбанковском рынке, то банкам будет выгоднее кредитовать друг друга, а не промышленность и сельское хозяйство. Сам Центральный банк признаёт, что в нормальных, некризисных условиях такой механизм может стимулировать банки заключать избыточные рисковые сделки при кредитовании других банков. Гораздо лучше компенсировать часть убытков банков от кредитования реальной экономики, чем стимулировать экономический рост, используя метод госгарантий, чем поощрять межбанковские кредиты, не дающие никакой реальной отдачи. Если же банки будут упорно продолжать отказываться кредитовать экономику, наверное, лучше их вообще национализировать. Всё равно наибольшую активность банки сегодня проявляют на валютном и фондовом рынках, занимаясь разрушительными для экономики спекуляциями. На основании изложенного наша фракция не считает возможным поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович. Единственная у меня просьба... Если вы не выберете все десять минут, я после вашего выступления поставлю вопрос о возможном продлении, если используете все десять, то тогда сейчас. РОХМИСТРОВ М. С. Я уложусь в десять минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, в десять-то минут - это я понимаю, просто время истечёт. РОХМИСТРОВ М. С. В девять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если можно, уложитесь в восемь, чтобы у меня минутка осталась. РОХМИСТРОВ М. С. Хорошо. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР не поддерживает настоящий законопроект, и мы считаем, что продлевать какие-либо антикризисные меры, которые затрагивают государственные средства (а Центральный банк - это всё-таки оператор государственных средств), нельзя ни в коем случае, не заслушав подробный отчёт о том, как использовались те деньги, которые направлялись на поддержку банковского сектора в целом. И все меры, и деньги в том числе, которые впрямую были... Потому что банки-то выжили, у них всё хорошо и с ликвидностью, и со всем остальным, но, к сожалению, реальный сектор экономики находится в крайне затруднительном положении. Система кредитования реального сектора экономики находится в ужасающем положении, кредитов как не было, так и нет, а про заявление руководителя, кстати, вашей партии, о том, что банкам давать кредиты под ставку рефинансирования плюс 3 процента... Ну, вызывает до сих пор удивление, кто такое мог сказать. Потому что по таким ставкам у нас кредитуются только две организации - "Роснефть" и "Газпром", все остальные кредитуются по другим ставкам. Мало того, наблюдается тенденция сокращения объёмов кредитования даже для добросовестных кредиторов, которые исполняют свои обязанности по выданным кредитам. Им снижаются ставки, уменьшается стоимость залогов, потому что как бы рынок у нас падает. То есть реально все действия, которые проводят банки, показывают, что те установки, которые им давались как условия поддержки банковской системы, не выполняются. Я считаю крайне необходимым пригласить сюда аудиторов Счётной палаты, внимательно рассмотреть их отчёт, обсудить данную ситуацию и дать возможность депутатам выступить без ограничения. Потому что без денег экономика работать не может. До смешного доходила ситуация, когда у нас здесь руководители госкорпораций говорили, что наши госкорпорации обречены на умирание, потому что в экономике нет не то что долгосрочных денег, нет среднесрочных денег. Сегодняшняя ситуация показывает, что политика банков не отвечает потребностям государства, и это при том, что огромные государственные средства вложены в поддержание банковской системы. Поэтому, пока наши уважаемые банки не будут интересовать государственные интересы и политика государства в этой части, я считаю, что государство в этом случае не должно идти на какие-то дополнительные меры по их поддержанию, потому что ситуация показывает, что, кроме собственных, каких-то личных прибыльных интересов, их ничего особо не волнует. Они как вкладывали деньги в те сделки, которые приносят наибольший доход, так и вкладывают, и, как правило, всё это короткие деньги, что на сегодняшний день вредит экономике государства и ни в коей мере не способствует выходу из рецессии. Как тут сказали: мы достигли дна и оттолкнулись. Оттолкнулись некоторые банковские структуры и плывут наверх, получая прибыли, а вот наша реальная экономика, к сожалению, оттолкнулась и поплыла ещё глубже. Я думаю, что поддерживать законопроект нельзя. Мало того, мы действительно должны обратиться с поручением к Счётной палате подготовить нам развёрнутый доклад о том, как использовались те средства, которые были предоставлены для поддержки банковской системы, и о тех реальных результатах, которые сегодня есть, иначе нам не с чем будет поехать к нашим избирателям. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, закончилось обсуждение. Представители президента и правительства настаивают на выступлении? Нет. Докладчик? Не настаивает на заключительном слове. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 46 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 46 чел.10,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8% Результат: принято Принимается. Было предложение проголосовать в целом. Есть возражения? Есть возражение у Рохмистрова. Пожалуйста. Ещё десять минут... РОХМИСТРОВ М. С. Я коротко. Я уже в своём выступлении сказал, что принимать в целом такие акты, которые продлевают механизмы, принятые на короткое время, без отчёта Счётной палаты о том, как эффективно эти средства использовались и какие результаты принесли, я считаю, мы просто не имеем права. Только что социальные статьи, извините меня, которые были в бюджете, посокращали и детям денег недодали, военнослужащим отказали в реабилитации, на дороги, которые у нас не в лучшем состоянии, сократили 100 с лишним миллиардов, а здесь мы с вами так вот: раз - и принимаем законопроект. Давайте ещё денег банкам дадим, у нас уже тут звучали заявления от банковского сообщества, я понимаю, что им понравилось. Но в конце концов надо и о народе немножко подумать! Давайте заслушаем хотя бы наш с вами орган, Счётную палату, об эффективности этих мер и о том, какие деньги туда ушли и куда они, собственно говоря, ушли. Давайте хотя бы заслушаем, прежде чем принимать такие законопроекты! Я считаю, Дума, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, не может принимать такие законопроекты, не заслушав отчёт о том, как выделенные ранее деньги использовались, сколько этих денег куда пошло и куда они дошли. Поэтому фракция ЛДПР не поддерживает принятие законопроекта без заслушивания отчёта Счётной палаты, надо хотя бы разослать этот отчёт депутатам Государственной Думы, а после этого уже принимать решение. Я обращаюсь к фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": раз уж вы поддержали сокращение социальных расходов в бюджете, давайте хотя бы рачительно отнесёмся к государственным деньгам в этой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы не успеем, у нас дискуссия развернулась. Вот Максим Станиславович пять раз повторил своё предложение по поводу необходимости обсуждения этого вопроса после того, как появятся материалы Счётной палаты, - он сначала об этом несколько раз сказал в своём выступлении и сейчас, когда голосуем в целом. Теперь депутат Резник хочет ему ответить. Он имеет на это право по Регламенту. Но у нас осталось всего полторы минуты, мы не успеем проголосовать. Пожалуйста, депутат Резник. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резник отказывается. Ставится на голосование: принять в целом данный закон. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 40 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 44 чел.9,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6% Результат: принято Принято.