Заседание № 152
О проекте федерального закона № 262341-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", третье чтение. Доклад Виталия Борисовича Ефимова. Пожалуйста, Виталий Борисович. ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью готов к принятию в третьем чтении. Комитет по транспорту и строительству рекомендует Государственной Думе принять его в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот здесь опять с опозданием мы действуем, но при этом почему-то никто не говорит: а кто предлагал отменить лицензирование перевозок пассажиров автобусами? Ведь лицензирование уже было. Почему комитет этого не делает? Когда мы возвращаемся к восстановлению разрешительной системы, обязательно должно быть указано, что отменена она была по представлению такого-то министра, или депутата, или сенатора, чтобы тот, кто это предлагал в своё время, уповая на возможность дать больше свободы частному бизнесу, подумал бы: вот только за январь - август прошлого года у нас погибли 11 тысяч человек, а за все десять лет после отмены лицензии погибли сотни тысяч, может быть, миллион. Этот министр, который предложил убрать лицензирование, ответит? Мы должны возлагать ответственность. По поводу тахографов тоже было постоянное сопротивление, мол, нагрузка на предприятия, дорого, долго. Ну слушайте, жизнь-то человека выше всего! Без тахографа, который определяет, каково состояние водителя, спал он или не спал, должен ли оставаться за рулём, пассажирский транспорт не должен выходить на маршрут. Я это ввёл бы обязательно ещё и для индивидуального транспорта, ведь, когда происходят столкновения простой машины с автобусом, гибнут люди в автобусе, а виноват водитель, который заснул в своём автомобиле. Это проблема национального масштаба. Мы всегда возвращаемся к ней, начинаем регулировать, когда гора трупов, - мы не жалеем наших людей, а надо, чтобы на первом месте был человек. Я считаю, может быть, комитету по Регламенту надо заложить норму: рассмотрение всех законопроектов, которые направлены на обеспечение безопасности жизни человека, должно проходить в ускоренном порядке, на них должен быть штамп "жизнь человека". В прокуратуре на всех делах, которые шли по линии заключённых, стоял штамп "арестантское дело" - прокурор знал, что человек в тюрьме находится, быстрее нужно провести проверку, быстрее принять решение. Так и здесь: если законопроект связан с жизнью человека, ставьте сверху штамп "жизнь", "обеспечение безопасности жизни человека", и тогда мы будем быстрее принимать такие законы. Но, я повторяю, почему мы допускаем огромное количество случаев гибели людей и со скрежетом возвращаемся к тому, что уже делали? "Лицензия" - не по-русски мы назвали, это разрешительная система: нужно иметь разрешение на определённый вид деятельности. Те, кто хочет левые и ночные рейсы делать, будут знать, что нет на это разрешения, не могут они это делать. Здесь ведь есть ещё ограничение - восемь человек. А какая разница, семь человек - это что, уже не пассажирский автобус? Не играет роли, сколько было пассажиров. И нельзя прикрытие делать, ведь предприниматель может сказать: "Это мои рабочие, едут к месту работы" - не играет роли! Транспорт - источник повышенной опасности... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Уважаемые коллеги, мы уже ранее говорили о предложении фракции ЛДПР, которое все поддерживают, проработать вопрос, связанный с авторством законов, чтобы закон по форме имел своего автора. Возможно, будет решение, которое мы с вами выработаем вместе. Сейчас говорят, что это невозможно сделать, но всё-таки, если есть инициатива, она в любом случае должна иметь своего автора. Конечно, в случае если ранее принятое решение оказалось неэффективным, было бы правильно это также фиксировать и говорить, что реализация решения, которое было инициировано конкретным субъектом законотворческой деятельности, привела к тому, что мы его пересматриваем, по каким причинам. Тогда, с одной стороны, мы будем работать над своими ошибками, с другой стороны, это могут быть ошибки тех, кто отвечает за другой участок работы, но все будут понимать, что оценка будет дана, - насколько правильно я понял выступление руководителя фракции. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", 8-й вопрос повестки дня. Важное решение. Кто за? Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 38 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 149
О проекте федерального закона № 262341-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" (принят в первом чтении 10 ноября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами". Ефимов Виталий Борисович, пожалуйста. ЕФИМОВ В. Б. Александр Дмитриевич, коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении, поступило восемь поправок, все они рекомендованы к принятию. Прошу утвердить таблицу поправок и принять законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 29 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 53 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон. ЕФИМОВ В. Б. Александр Дмитриевич, коллеги, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо вам.
Заседание № 75
О проекте федерального закона № 262341-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра транспорта Сергей Алексеевич Аристов. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект, который я сегодня представляю, подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17 декабря прошлого года. Федеральным законом № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в 2011 году в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом требование о необходимости лицензирования было исключено в случае, когда такая деятельность, то есть деятельность по перевозке пассажиров, осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Это виделось как определённая либерализация в сфере перевозок автотранспортом, но на практике это дало негативный результат. Достаточно быстро бизнес сориентировался и собственники автобусов стали переходить в частную форму. Приведу всего один пример: сегодня примерно 60 процентов автобусов с массой до 5 тонн находится официально в частной собственности, а не у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а 30 процентов автобусов с массой свыше 5 тонн - замечу, что это как минимум 32 посадочных места, - записано также на физических лиц. Одновременно с упрощением выхода на рынок перевозчиков автобусами снижены были, конечно, и процедуры контроля за данным видом перевозок. Так, административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии при отсутствии нормы об обязательном лицензировании, то есть без госгарантий, намного ниже, чем за то же самое в области перевозок при наличии такой нормы. Резко стало возрастать и количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе с гибелью и ранением людей. Не лучше дело обстоит и с перевозкой для собственных нужд, с так называемыми вахтовыми перевозками и со всеми остальными. Это осложнилось ещё и тем, что с учётом требований закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей..." при осуществлении подобного рода перевозок даже не требуется направление уведомления в органы государственного контроля. Все перечисленные обстоятельства легли в основу поручения Президента Российской Федерации, на которое я в самом начале сослался, поэтому позволю себе просто процитировать поручение президента, это и есть основная концепция предлагаемого законопроекта: "Срочно обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих обязательное лицензирование деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек". В связи с этим законопроект, который вам предлагается, содержит несколько главных направлений, несколько позиций. В закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" возвращается норма о необходимости лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, при этом предполагается, что правительство издаст нормативный акт, определяющий очерёдность и порядок проведения проверок в данном случае. Законопроектом предполагается внесение серьёзных изменений в закон "О безопасности дорожного движения": вводится новая глава V-1 "Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом" - это и возможность подачи документов в электронном виде, это и упрощённый пакет документов, для того чтобы не создавать дополнительных нагрузок на бизнес. Кроме того, вносится изменение, направленное на исключение дублирования государственного контроля: из закона "Устав автомобильного транспорта..." убирается ряд позиций, с тем чтобы дважды не ходили контролёры на одно и то же предприятие. Уважаемые депутаты, принятие закона и реализация его в последующем не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Законопроект также соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе. Прошу вас поддержать. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Содоклад Виталия Борисовича Ефимова. Пожалуйста, Виталий Борисович. ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сергей Алексеевич подробно объяснил, почему жизненно необходимо принятие данного законопроекта, но я всё-таки остановлюсь на некоторых аргументах. Лицензия - это допуск к осуществлению особо опасной работы по перевозке пассажиров. Для получения лицензии претенденту необходимо доказать, что у него имеются необходимые средства материально-технической базы, кадры для подготовки техники и персонала, в том числе водителей транспорта, которые будут обеспечивать безопасность дорожного движения. К сожалению, сектор таких перевозок, о котором Сергей Алексеевич сказал, был выведен из-под действия закона о лицензировании. В результате за последние годы произошло много тяжелейших транспортных происшествий с участием заказных автобусов, погибли сотни наших граждан, в том числе дети. Вы наверняка слышите, когда сообщают, что где-то среди ночи сгорел автобус, - там сразу десятки граждан гибнут! Анализ показывает, что водители транспортных средств не имеют лицензии на перевозки и, вообще, часто бывают не зарегистрированы. Как правило, не проводятся предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, автобус не проходит и регламентного технического обслуживания, а водители не имеют соответствующей подготовки. Следует иметь в виду, что во всех странах Евросоюза и Северной Америки не только пассажирские, но и грузовые перевозки обязательно лицензируются, как особо опасный вид экономической деятельности, - у нас лицензируются примерно 400 тысяч рейсовых автобусов, которые выходят на маршруты. Обеспокоенные таким положением дел, депутаты внесли проект федерального закона о лицензировании заказных автобусов, и в феврале 2014 года в Государственной Думе под председательством тогда руководителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Васильева и при участии соответствующих министерств и ведомств было проведено совещание по поводу этого проекта федерального закона. На совещании ведомства проинформировали, что именно заказными автобусами в основном пользуются террористы, что владельцы заказных автобусов не платят налоги, автобусы не обслуживаются в соответствии с регламентом и в большинстве своём не регистрируются. Однако Минэкономразвития и Минюст не поддержали данный законопроект. И только после поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, данного на Госсовете, о чём сегодня докладывал Аристов, правительство внесло настоящий законопроект. Уважаемые коллеги, я считаю крайне необходимым принятие данного законопроекта. Комитет по транспорту рекомендует принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович. Уважаемые коллеги, предлагаю посоветоваться. Мы с вами говорили о необходимости рассмотрения 29-го и 30-го вопросов, но, как вы видите, мы уже выходим за рамки регламента: у нас в 15.00 должно завершаться пленарное заседание. Более того, сегодня в 16.00 состоится заседание трёхсторонней комиссии, и нам крайне важно, чтобы думская часть трёхсторонней комиссии приняла участие в этом заседании. Если вы не возражаете, коллеги, то, поскольку по Регламенту мы, начав рассматривать законопроект, обязаны его завершить - норма Регламента, - 28-м вопросом мы завершим нашу работу, только рассмотрим ещё проект поручения Государственной Думы, который вынесен на заседание палаты. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, предоставлю вам слово по ведению, как только завершим обсуждение текущего вопроса. Но если это скорректирует нашу позицию, то пожалуйста. Сергей Владимирович Иванов по ведению. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое. Я, коллеги, хотел бы предложить немножко другой вариант. Если у кого-то билет на самолёт или на поезд, мы можем его отпустить, я думаю, количества присутствующих депутатов хватит, для того чтобы продолжить работу. То же самое касается наших коллег, которые будут работать в трёхсторонней комиссии. А оставшиеся депутаты продолжат работу - тут надо закончить, 30-й вопрос надо рассмотреть тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, дело в том, что наш Регламент является основой для планирования депутатами своей работы. Мы с вами запланировали завершение работы в 15.00, это всегда подчёркиваем, но нам в любом случае нужно эту тему обсуждать. Более того, если у нас часть депутатов должна уйти для работы в трёхсторонней комиссии, то это не даст им возможности участвовать в обсуждении, что в том числе ущемляет их права, и это будет неправильным в принципе. Мы должны подумать и об этом. Коллеги, есть предложение. С учётом того что у нас на следующей неделе три дня заседаний - и в среду пленарное заседание, и в четверг пленарное заседание, и в пятницу пленарное заседание, - мы укладываемся, соответственно, в графики, предлагается те законопроекты, которые мы не рассмотрели, - вот Александр Дмитриевич здесь присутствует, он ответственный за формирование повесток - включить в группу первых среди законопроектов первого чтения. А сейчас, коллеги, пожалуйста: есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Алексеевич, правильно ли мы понимаем - а этот вопрос касается всех парламентских партий, у которых есть транспортные средства и которые, например, перевозят активистов для раздачи литературы, - что теперь необходимо будет получать дополнительно лицензию? Это первое. И второе. Обращаю ваше внимание на то, что недавно по федеральному каналу показали репортаж, где нелегальные перевозчики общались с прессой и говорили: да мы здесь за всё всем платим и нам всё равно, дескать, да, мы нелегальные, мы нарушали, и дальше будем нарушать, и вопрос решим в течение 20 минут, что бы вы ни делали! Тогда вопрос: почему мы, законопослушные юридические лица, должны страдать из-за того, что в стране огромное количество покрываемых коррумпированными чиновниками нелегальных перевозчиков, и это всё вынуждает вносить поправки, исправляя те ситуации, по которым относительно недавно опять же депутаты принимали решение - отменяли норму о необходимости лицензирования? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. АРИСТОВ С. А. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, на вторую часть вопроса, наверное, я не смогу ответить, в силу того что всё-таки это не моя компетенция, а по первой части... В соответствии с поручением президента, которое я процитировал с трибуны и которое заложено в концепции законопроекта первого чтения, все виды перевозок, не по видам, а по транспортному средству - если транспортное средство имеет более восьми посадочных мест, подлежат лицензированию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Сергей Алексеевич, в продолжение вот этой темы. У нас такой транспорт есть в подсобных хозяйствах, есть у сельских предприятий: в три-четыре часа утра доярки едут на первую дойку. Как будет соблюдаться режим труда и отдыха в данном случае для водителей? Каким образом эти небольшие предприятия смогут лицензировать своё транспортное предприятие, вернее, вы говорили, транспортное средство и как они будут проходить этот осмотр, то есть если в хозяйстве один автобус или вообще один автобус на два хозяйства? АРИСТОВ С. А. Кирилл Игоревич, лицензирование, предлагаемое законопроектом, о котором я доложил, не относится к системе контроля режима труда и отдыха водителей, не связано с медицинским осмотром. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить, коллеги? Нет желающих. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово докладчика, содокладчика? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек", 28-й вопрос нашей повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 50 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.