Заседание № 23

28.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 262076-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" (в части усиления ответственности за распространение заведомо ложных сведений о кандидатах (списках кандидатов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2735 по 2809 из 4191
Продолжаем рассматривать законопроекты в первом чтении. Пункт 15 порядка        
работы. О проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный      
закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в            
референдуме граждан Российской Федерации" и в Гражданский процессуальный        
кодекс РСФСР". Законопроект внесен Сахалинской областной Думой, которая         
просит рассмотреть данный законопроект без ее участия, поэтому слово для        
содоклада предоставляется первому заместителю председателя Комитета по          
конституционному законодательству и государственному строительству Александру   
Петровичу Москальцу. Пожалуйста.                                                
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! В статьях 76 и 77 закона      
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме      
граждан Российской Федерации" рассмотрены вопросы аннулирования, отмены         
регистрации кандидата, а также списка кандидатов и решения об итогах            
голосования. Тут же приведен и перечень оснований для принятия такого           
решения. Рассматриваемый законопроект предлагает дополнить эти основания        
случаями распространения заведомо ложных сведений кандидатом или                
избирательным объединением либо избирательным блоком в отношении другого        
кандидата или списка кандидатов, причем предлагается распространить это         
правило как на лиц, являющихся кандидатами, так и на уже избранных. Для         
установления этих фактов автор законодательной инициативы предлагает            
дополнить также статью 99 Гражданского процессуального кодекса следующим        
абзацем: "Дела по жалобам в период выборной кампании о распространении...       
заведомо ложных сведений... рассматриваются судом в трехдневный срок со дня     
подачи жалобы". Как указано в пояснительной записке, такая инициатива связана   
с якобы наблюдающейся инертностью судебной системы и отсутствием четко          
определенных сроков рассмотрения таких дел, но мы, уважаемые коллеги, знаем,    
что скорая на расправу судебная система становится частью карательной           
системы, ибо полнота, объективность и всесторонность установления факта вины    
при таком темпе - а предлагается всего-навсего три дня - почти неосуществимые   
вещи.                                                                           
                                                                                
Ну и самое главное. Распространение заведомо ложных сведений - это клевета, а   
клевета - это уголовно-правовая категория, которая предусмотрена статьей 129    
действующего Уголовного кодекса Российской Федерации. И уже не Гражданский      
процессуальный кодекс, а Уголовно-процессуальный кодекс - статья 150 и другие   
статьи этого кодекса - устанавливает, как проводить предварительное             
расследование и рассматривать в суде дела этой категории.                       
                                                                                
И не нужно забывать о специфике иммунитета кандидатов в депутаты и тем более    
кандидата, признанного избранным. К сожалению, не очень удачно и само           
предложение дополнить статью 99 Гражданского процессуального кодекса, который   
был принят 11 июня 1964 года, так как этот Гражданский процессуальный кодекс    
уже утратил силу и с 2002 года действует в Российской Федерации другой          
Гражданский процессуальный кодекс, а статья 99 этого Гражданского               
процессуального кодекса решает совершенно другие вопросы.                       
                                                                                
С учетом изложенного Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству предлагает данный законопроект отклонить.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Я думаю, что, может быть, мы послушаем сразу... (Выкрики из зала.) Не будем     
слушать сразу. Хорошо, спасибо.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по данному законопроекту? Нет вопросов.     
Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Данный проект               
федерального закона ставится на голосование.                                    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты голосования.                                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               35 чел.7,8%                                      
Проголосовало против           98 чел.21,8%                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    135 чел.                                          
Не голосовало                 315 чел.70,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.