Заседание № 158
23.04.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 261765-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (об опубликовании информации о невыполнении банками обязательных нормативов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5332 по 5730 из 6215
Пункт 29, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, уважаемая Любовь Константиновна! Мой законопроект связан с другим законопроектом, который Государственная Дума приняла в сентябре 2009 года, когда мы приостановили действие отдельных положений статьи 48 Федерального закона № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В результате наших действий вкладчики банков Российской Федерации лишились информации, которой они обладали до этого, точнее, они потеряли возможность узнать, нет ли у банка, куда они принесли свои деньги, систематических нарушений обязательных нормативов из числа установленных Центральным банком в соответствии со 177-м законом. Внесённый мною законопроект имеет целью вернуть гражданам возможность получать доступную им ранее информацию, точнее, предлагается обязать Банк России ежемесячно, до тех пор, пока приостановлены некоторые положения статьи 48 177-го закона, публиковать перечень банков, участвующих в системе страхования вкладов физических лиц, не выполняющих в течение шести месяцев подряд один и тот же обязательный норматив Центробанка. Кстати, критики законопроекта стали называть такой перечень "чёрным списком", на что хочу заметить, что можно сделать по-другому: публиковать перечень банков, которые не имеют длительное время нарушений этих же самых нормативов, и, кстати, Центральный банк иногда публикует различные перечни банков, так что в этом нет ничего исключительного. Обращаю ваше внимание на то, что главной целью закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" обозначена защита прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе в Российской Федерации, а вот действующая сейчас законодательная норма трактует вопрос об укреплении доверия к банковской системе по принципу: меньше знаешь - лучше спишь. В связи с этим хочу напомнить ещё одно положение 177-го закона. Статья 3 прямо фиксирует в числе основных принципов этого закона прозрачность системы страхования вкладов. Вот подумайте, какое отношение к прозрачности системы имеет практика принятия решения о допуске коммерческого банка к этой системе на основании субъективной оценки чиновника Центробанка, без всяких утверждённых, зафиксированных и известных всем нормативов. Аргументом против принятия этого законопроекта представители Центробанка и правительства сочли то, что он, по их мнению, может дестабилизировать ситуацию и повлечь неоправданное спонтанное изъятие вкладов. Вот когда это обсуждалось в комитете, депутаты приводили примеры, что более серьёзная информация даёт только пользу рынку, а значит, способствует стабилизации финансового положения в стране. Давайте посмотрим, о какой информации идёт речь: показатели достаточности капитала, показатели рентабельности активов и капиталов, показатель ликвидности. Вот если нарушение этих нормативов, причём в течение длительного времени, по мнению ЦБ, не говорит о серьёзных проблемах банка, то эти нормативы должны быть скорректированы. Здесь, кстати, можно было бы привлечь науку, которая у нас очень слабо задействована, и ряд нормативов Центробанка просто повторяет западные аналоги, которые, кстати, на Западе сейчас активно критикуются. Дело в том, что все эти нормативы устанавливаются на основании определённых моделей финансового рынка и требуют серьёзного математического анализа. Но у нас до этого дело пока не дошло. Если же, по мнению ЦБ, систематическое нарушение действующих нормативов действительно говорит об ухудшении положения банка, то, скрывая от вкладчиков эту информацию, Центральный банк приукрашивает реальность, прикрывая проблемный банк, а это значит, что мы можем вновь столкнуться с ситуацией, когда из бюджета придётся выделять огромные деньги для санации очередного банка, как случилось с "КИТ Финанс", ВЕФК и другими. Вот Павел Алексеевич Медведев в этом не видит никакой проблемы. Причём в ряде случаев объём выделяемых средств в разы превышал объём средств вкладчиков, размещённых в банках. Ну, во-первых, государственные резервы скоро иссякнут, мы уже начали занимать деньги, я обращаю ваше внимание, на западном рынке. А во-вторых, независимо от размера резервов, недопустимо использовать государство как дойную корову для решения проблем близких к власти игроков на финансовом рынке. Положение, сложившееся в экономике и финансах, настолько сложное, что монополия на истину, которую с помощью "ЕДИНОЙ РОССИИ" создала себе исполнительная власть, может кончиться очень плачевно. Государственная Дума, на мой взгляд, обязана активнее использовать свой потенциал. И вот сегодня мы сделали первый шаг, приняв постановление об АИЖК, достаточно робкий шаг, но всё-таки это выражение мнения Комитета Государственной Думы по финансовому рынку и всей Государственной Думы. Нам надо в этом направлении действовать активнее, доводить до исполнительной власти требования совершенно разных слоёв общества и улучшить ситуацию. Мне кажется, что принятие этого законопроекта будет как раз способствовать установлению более прозрачной, понятной гражданам обстановки на финансовом рынке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Сергеевич. Содоклад от Комитета по финансовому рынку сделает заместитель председателя комитета Юрий Борисович Зеленский. Пожалуйста. ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект обязывает Банк России публиковать в открытой печати перечень банков, участвующих в системе страхования вкладов, которые в течение шести месяцев подряд не выполняют какой-нибудь из обязательных нормативов, установленных законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". По мнению авторов законопроекта, предлагаемые изменения будут способствовать лучшей информированности клиентов банка. Данная мера представляется комитету слишком радикальной. Дело в том, что банк в своей работе должен соблюдать множество нормативов. Некоторые нормативы очень серьёзные, нарушение их даже в течение короткого срока действительно говорит о существенных проблемах в деятельности банка. Другие нормативы менее серьёзны, их невыполнение, особенно в период финансового кризиса, не является однозначным свидетельством финансовой нестабильности или неустойчивости банка. Мы не можем требовать от всех клиентов банка, особенно вкладчиков, чтобы они обладали высоким уровнем экономических знаний, глубоко разбирались в бухгалтерии, финансовой отчётности и могли только лишь по итогам публикации легко оценить, насколько серьёзно для них в будущем нарушение этим банком того или иного норматива. Однако публикация Банком России в открытой печати перечня банков, как сказано в законе, не выполняющих какие-то серьёзные условия, спровоцирует истерические настроения и может повлечь изъятие частных вкладов. Мы это очень ясно видели, наблюдали в период кризиса доверия 2004 года, когда не было экономического кризиса, а определённые слухи и определённая информация привели к тому, что целый ряд московских банков начал испытывать проблемы с ликвидностью из-за изъятия вкладов. При этом надёжность и стабильность деятельности банков - участников системы страхования и сегодня, в условиях кризиса, согласно действующему законодательству обеспечивается статьёй 48 закона "О страховании вкладов...", которая наряду с некоторым ограничением действий возлагает на Банк России - и не снимала с Банка России - обязанности по контролю над параметрами деятельности банков - участников системы страхования вкладов и допустимым уровнем рисков в системе страхования вкладов. Банку России и сегодня, в период кризиса, с учётом изменений, внесённых в закон, предоставлена возможность выбора и возложена ответственность за выбор той или иной меры воздействия на банк, которая более соответствует создавшемуся положению, вплоть до самых крайних, вплоть до отзыва лицензии. Отрицательные мнения о рассматриваемом законопроекте, причём с теми же доводами, что указаны и комитетом в своём заключении, представили Правительство Российской Федерации, Центральный банк и Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, наши коллеги. В связи с изложенным комитет рекомендует указанный законопроект в первом чтении отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Борисович, пока оставайтесь на трибуне. Есть ли вопросы? Два вопроса: депутаты Рохмистров и Коломейцев. Включите микрофон Рохмистрову Максиму Станиславовичу. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к комитету. Ну, банк у нас занимает странное положение в нашей экономической структуре. То есть публичное общество обязано публиковать свои финансовые, будем говорить, отчёты, а вот банк у нас - тайна за семью печатями. Не считаете ли вы, что, возможно, с тем чтобы было прозрачно, а не ссылаясь только на то, что может повлечь отток клиентов... Ну, вы знаете, сведения о работе акционерного общества у нас тоже могут повлечь отток акционеров, но тем не менее они обязаны публиковать информацию об итогах своей деятельности в открытой печати. И я думаю, что, наверное, можно было бы, чтобы о банках, которые тоже у нас являются публичным институтом, в случае, если действительно есть серьёзные нарушения, Банк России, как основной регулятор, эти сведения опубликовал, и люди действительно могли бы принять решение: либо они рискуют, либо предприятия переводят счета... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Борисович. ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Спасибо, Максим Станиславович за вопрос. Я вам могу сказать, и специалисты подтвердят мои слова, что из всех хозяйствующих субъектов России на сегодняшний день те субъекты, которые работают в сфере банковской деятельности, то есть банки, иные кредитные организации, наиболее открыты и законодательно обязаны массу информации о своей деятельности публиковать в открытой печати. Это и балансы, и отчёты о прибылях и убытках. Более того, если банк нарушил один из нормативов, о которых говорилось в законопроекте, то... Статья 48 закона "О страховании вкладов..." обязывает Банк России, если какой-то банк более двух месяцев нарушал, принять самые жёсткие меры по отношению к этому банку - ну, он сам, конечно, принимает решение, какие именно, - вплоть до запрещения принятия частных вкладов. И вот эту информацию, когда Банк России такое решение относительно банка принимает, банк согласно закону обязан вывесить на самом видном месте, это чётко прописано в законе. Я могу привести такой пример, чисто житейский. Вы знаете, риски при получении той или иной услуги для гражданина, для клиента существуют не только ведь в банковской деятельности, согласитесь. Вот мы едем, например, на поезде куда-то или летим на самолёте, и нам совершенно небезразлично, как себя чувствует машинист или пилот самолёта и так далее. И существует целый ряд предусмотренных законом действий, которые соответствующие структуры, будь то агентство железнодорожного транспорта или агентство воздушного сообщения, обязаны предпринимать по отношению к людям, предоставляющим такую услугу, скажем регулярный медосмотр, регулярное тестирование и так далее. Ну давайте на секунду представим, что мы выйдем с таким законодательным предложением - у кассы вывешивать справку о перечне болезней, которыми обладает машинист. Ну согласитесь, вот эта избыточная информация только внесёт путаницу. Есть соответствующие органы, которые по закону обязаны принимать решение и соответствующим образом действовать. В банковском секторе таким органом является Центральный банк, и я не вижу никакой необходимости не доверять ему и ещё дополнительно на граждан возлагать ответственность, публикуя, будем говорить, такую избыточную информацию, чтобы они принимали решение, хороший это банк или плохой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Для справки вам: ни лётчик, ни машинист, имеющие какие-то отклонения в здоровье, даже в давлении на пять пунктов, не будут допущены к работе. Второе. Скажите, пожалуйста, считаете ли вы избыточными обязательные нормативы Центробанка? Почему тогда нам надо писать декларации, и премьеру, и президенту, и сотрудникам администрации? Ну положил деньги и не знаешь, куда положил, хотя есть закон, обязательность выполнения нормативов. ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Николай Васильевич, нормативы, которые банк обязан, во-первых, ежедневно считать и о которых должен ежемесячно докладывать Центральному банку, - это есть один из методов пруденциального надзора, который разработан Базельским комитетом, и мы, Россия, присоединились к этим методам пруденциального банковского надзора. "Пруденциальный банковский надзор" в переводе означает "надзор, основанный на здравом смысле". Поймите, это сфера, будем говорить, достаточно тонкая. И если уж мы надзорному органу в лице Центрального банка поручили разработать систему внутренних нормативов и по этим нормативам, а также на основании огромного массива другой информации принимать решение о том, надёжен ли этот банк, не создаст ли он в своей деятельности рисков для кредиторов и вкладчиков... А это основа надзорной деятельности в любом государстве - контролировать, не создаёт ли работа банка, его нынешнее состояние риска для тех кредиторов и вкладчиков, которые у него обслуживаются? Мы поручили соответствующему органу. Согласитесь, если мы эту информацию параллельно будем в открытой печати публиковать, мы только будем будоражить общество, потому что не каждый поймёт, что такое нормативы Н3, Н2, что такое ликвидность, что такое, скажем, риск на одного заёмщика или на группу связанных заёмщиков. Это очень тонкие вещи, согласитесь. Зачем это надо публиковать? Что это даст рядовому гражданину, который будет не в состоянии понять, каким образом изменение этого норматива влияет на его риски в данном банке? У нас есть профессиональный орган - Центральный банк, - к счастью, пока он достаточно надёжно справляется со своей задачей. Вы хотите перебросить часть его функций на граждан, чтобы они сами решали, а потом сказать: ну вы же читали, написали, что норматив нарушает, зачем вы понесли деньги в этот банк? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Борисович. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Мы договорились по одному выступлению от фракции по пять минут. У вас два человека. Кто, Багаряков или вы? Багаряков и Рохмистров. Пожалуйста, включите микрофон депутату Багарякову. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. С одной стороны, может быть, действительно немного резковата формулировка о том, чтобы публиковать списки неблагонадёжных банков, которые принимают средства наших граждан во вклады. В то же время я хочу привести пример. У нас есть Федеральная служба по финансовым рынкам, которая проводит надзор за всеми инвестиционными компаниями нашей страны, так вот это аналог Центрального банка, такой же регулятор. Почему-то ФСФР позволяет себе публиковать на своем сайте списки инвесткомпаний, которые нарушают требования, предоставляет их в открытый доступ, хотя инвесткомпании так же, как и банки, привлекают средства в доверительное управление, в другие формы управления, это средства как юрлиц, так и физлиц. В чём разница? Дальше. У нас есть Росстрахнадзор, который надзирает за страховыми компаниями, там примерно такая же картина. И не нужно думать, что банки - это какая-то такая каста неприкасаемых, которых в принципе нельзя трогать. Неоднократные замечания о том, что наши граждане такие бездарные, что они не могут отличить норматив такой-то от такого-то... Действительно, так и есть, у нас не все граждане образованные и не все имеют культуру финансового управления, но давайте мы будем их приучать к культуре финансового управления. Необходимо искать форму, чтобы можно было такую информацию предоставлять. Что касается надзора за банками и банковской сферой со стороны Центрального банка, то сегодня мы уже неоднократно говорили о качестве надзора, когда банки отчитываются перед Центральным банком в ежедневном режиме, а Центральный банк не замечает в балансах санированных банков дыр в миллиарды рублей при ежедневном отчёте. Так что здесь уповать только на качество надзора Центрального банка не стоит. И разве это лучше, если при разорении банка из средств корпорации "АСВ" выплачиваются деньги вкладчикам этого банка? То есть, может быть, нужно подумать над формой предупреждения? Я считаю, что в первом чтении законопроект поддержать можно, а ко второму чтению надо внести поправки, которые будут немного смягчать эту форму. Тем не менее тема эта актуальная, к ней необходимо привлекать внимание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Фракция ЛДПР поддержит концепцию настоящего законопроекта несмотря на то, что сегодня один из членов партии КПРФ распространил по радио про нас ложную информацию, что якобы мы проголосовали за законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающийся государственных и муниципальных учреждений. Тем не менее мы считаем, что в настоящем законопроекте есть здоровое зерно. Помимо тех вкладов, которые страхует корпорация "Агентство по страхованию вкладов", у нас есть и другие вклады, которые превышают эту сумму. Я думаю, что публикация этих сведений будет способствовать не тому, что люди убегут, - убегут из плохих банков, и среди вкладчиков есть люди, которые разбираются не хуже докладчиков в устойчивости того или иного банка, - а вот... На получение информации из Центрального банка (который, как у нас сказали, неплохо справляется, а мы считаем, что он плохо справляется со своими обязанностями), мы считаем, люди имеют право, имеют право на получение достоверной информации о финансовом состоянии банка, вправе иметь возможность самостоятельно принять решение, в какой банк и сколько денег они положат, имеют право в случае, если банк чувствует себя неустойчиво, изменить структуру своих собственных вкладов, в том числе предприятия тоже могли бы уйти из банка, который находится в плохом состоянии, а не ждать, пока банк войдёт в систему санации, реструктуризации, банкротства и так далее, и так далее, а потом решать эти вопросы. Я думаю, что нельзя лишать людей возможности самостоятельно принимать решения, ссылаясь на то, что они все тупые, а по-другому я никак не могу сказать, судя по заключению правительства и комитета. Наших людей считают безграмотными, которые просто несут туда, где проценты выше или проценты ниже, по тем или иным обстоятельствам. Я считаю, что ограничивать людей в праве на получение достоверной информации о финансовом состоянии того или иного кредитного учреждения мы просто не имеем права. Агентство есть, хорошо, оно в случае, если банк не в состоянии вернуть вклады, будет возвращать вклады тем людям, которые вложили в рамках тех параметров, в которых государство гарантирует вклады. А тем, которые больше несут денег? Или как, мы будем ждать, пока люди разнесут свои вклады по десяти банкам, будем ждать, какой из них хлопнется, чтобы потом с агентством пытаться вернуть эти деньги? А предприятия, которые все свои оборотные средства держат в том или ином банке, - они что, тоже не должны получать эту текущую информацию? На начало года банк хорошо работает, чувствует себя хорошо - как мы знаем, многие банки специально подчищают свою информацию к отчётному периоду, - а потом, через два-три месяца, могут успешным образом закрыться так или иначе и создать проблемы всем своим клиентам, и не только вкладчикам. Считаю, что ограничивать право людей на получение достоверной информации, ссылаясь на то, что у нас очень хорошие люди в Центральном банке, неправильно. Концепцию настоящего законопроекта не только фракция ЛДПР должна поддержать, но, наверное, все остальные фракции тоже. Зачем же так плохо относиться к нашим людям, считать, что они не в состоянии?! Кто не в состоянии, тот пойдёт проконсультируется у специалиста, который ему подскажет, что ничего страшного, не надо выводить деньги из этого банка и терять проценты, либо скажет, что ничего страшного, уже давно пора забирать всё, что можно, и бежать из этого банка. Поэтому предлагаю поддержать настоящий законопроект, а уже по тому, какие параметры необходимо публиковать, наверное, определиться во втором чтении (привлечь к этому специалистов). Надо дать возможность людям принимать взвешенные решения, а не ориентироваться на слухи, потому что были ситуации, когда для рейдерского захвата определённых банков специально вбрасывали в средства массовой информации сведения, ничем не подтверждённые, что данному банку каюк. Проверить, на самом деле так или нет, люди не могли и на всякий случай бежали и изымали вклады. И такие случаи были, когда средства массовой информации именно для рейдерского захвата банков использовали, потому что ни один банк не выживет, если все вкладчики к нему прибегут. Поэтому надо, чтобы официально публиковалась взвешенная информация, и тогда банки получали бы своего рода защиту от рейдерских захватов, когда используются вот такие методы, наверное, это было бы правильно. Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание высказаться у представителя президента, правительства? Требуется ли заключительное слово? Включите микрофон депутату Кашину Борису Сергеевичу. КАШИН Б. С. Я два момента хотел только отметить. Вот прозвучало в выступлении комитета слово "радикальная". Какой уж тут радикализм?! Если мы просто возьмём действующий закон, действие нормы которого сейчас приостановлено, то в случае нарушения тех же самых нормативов в течение шести месяцев Центробанк обязан был исключить соответствующий коммерческий банк из системы страхования вкладов. Эта норма не отменена, и закон этот тот же депутат Медведев назвал замечательным. Всё равно через год, если не вносить поправки, эта норма заработает. Предлагается, и очень мягко, изменить ситуацию: не исключать эти банки, а просто дать людям информацию. Это первое. И второе. Зачем нужна эта информация? Вспомните итог нашей, как говорится, денежно-кредитной политики: народ беднеет, а банки капитал наращивают, вот в чём дело. Когда обсуждали это даже в комитете, представители Центрального банка сказали, что, конечно, все профессионалы знают и по балансу, и по другим источникам информации, как реально себя чувствует тот или иной коммерческий банк. А люди ничего не знают, в результате банки зарабатывают, а граждане теряют. Поэтому совершенно очевидно, что необходимо вносить в систему информированности граждан коррективы. Очень мягкое предложение, и называние его радикальным абсолютно необоснованно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Борисович, хотели бы что-то сказать? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 39 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9% Результат: не принято Не принято.