Заседание № 73
13.02.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 261683-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" (о порядке установления правил дорожного движения и технических требований, предъявляемых к транспортным средствам; внесён В. В. Похмелкиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4904 по 5009 из 6631
Переходим к рассмотрению пункта 17 порядка работы Государственной Думы, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения". Доклад председателя Комитета по транспорту Сергея Николаевича Шишкарёва. Пожалуйста, Сергей Николаевич. ШИШКАРЁВ С. Н., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" был внесён депутатом Виктором Похмелкиным 24 января 2006 года, в период работы Государственной Думы четвёртого созыва. Данный законопроект, с одной стороны, абсолютно справедливо декларирует тезис о необходимости актуализации закона "О безопасности дорожного движения" с перенесением в него норм, прописанных в Правилах дорожного движения. С другой стороны, рассматриваемый сегодня законопроект предлагает слишком простой, порой даже несерьёзный подход, который не поможет решению проблем регулирования безопасности дорожного движения. Поясню. Какие мы видим плюсы в этом законопроекте? Правила дорожного движения сегодня затрагивают интересы большинства населения, поэтому закрытый, можно сказать, иногда даже кулуарный характер подготовки и принятия норм, содержащихся в Правилах дорожного движения, порой вызывает недоумение и открытое непонимание у общественности. Я напомню вам хорошо знакомую ситуацию трёхлетней давности, когда накануне Нового года получили неожиданный подарок абсолютно все, кто пользуется автомобилями, в виде изменений в ПДД, которые касались автомобильных приборов наружного освещения и обязательной перевозки детей до двенадцати лет в специальных креслах. Население оказалось не только не информированным о таких изменениях, но и не подготовленным к их введению. Из-за запрета использования автомобилей с сигналами поворота не желтого цвета тысячи людей фактически не смогли пользоваться своими машинами. Очевидно, что в случае принятия Правил дорожного движения, как это предлагается данным законопроектом, в форме федерального закона обсуждение этих изменений носило бы публичный, гласный, ну и, предполагаю, более осмысленный характер. Необходимо обратить внимание на тот довод, что принятие правил в форме подзаконного акта нарушает требование Конституции о том, что права граждан могут быть ограничены только федеральным законом. Возражение, основанное на том, что сами правила принимаются на основании Федерального закона "О безопасности дорожного движения", на наш взгляд, не вполне обоснованно. В частности, подобная отсылочная норма содержалась в Кодексе торгового мореплавания, которую рассматривал наш комитет и которая относила регулирование деятельности частных лоцманов к компетенции правительства. Конституционный Суд признал эту законодательную конструкцию неконституционной. Теперь о минусах предлагаемого законопроекта. Как я уже упомянул, автором законопроекта предложен упрощённый подход к подготовке изменений. Механически переносить весь текст Правил дорожного движения в федеральный закон, безусловно, нельзя, поскольку многие формулировки правил не соответствуют формату законодательного акта, например требования к дорожной разметке, к содержанию дорожных знаков и многое другое. Всё это вполне может приниматься на уровне подзаконного акта. И наконец, самым существенным недостатком данного законопроекта, на наш взгляд, является то, что он не затрагивает те проблемы, которые нуждаются в безотлагательном решении. Закон "О безопасности дорожного движения" должен быть актуализирован, возможно, переписан целиком, потому что сегодняшняя редакция декларативна и давно устарела: закон был принят в 1995 году. Новый закон, который, я надеюсь, появится в обозримом будущем, должен чётко, грамотно и корректно описывать не только правила дорожного движения, но и требования к участникам дорожного движения, устанавливать обязанности и ответственность по отношению к водителям лиц, занятых регулированием дорожного движения, чего в нынешних Правилах дорожного движения нет вовсе. В основу закона должен быть заложен принцип не ущемления, а гарантирования прав участников дорожного движения. В процессе подготовки такого законодательного акта будет определён состав норм, требующих переноса из действующего текста Правил дорожного движения. Наш комитет уже приступил к такой работе. Мы планируем проведение "круглых столов" и, если необходимо, парламентских слушаний. Приглашаю к участию в этой работе всех депутатов Государственной Думы. С учётом изложенного комитет предлагает отклонить представленный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по данному законопроекту? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет желающих. Полномочные представители президента и правительства? Также не желают. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 27 сек.) Проголосовало за 38 чел.8,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 38 чел. Не голосовало 412 чел.91,6% Результат: не принято Не принято.