Заседание № 146
10.03.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 261677-5 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части, касающейся срока полномочий членов Национального банковского совета).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4870 по 5193 из 5594
Пункт 20. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Докладывает Борис Сергеевич Кашин, он автор этого законопроекта. КАШИН Б. С. Законопроект достаточно простой и понятный, я думаю, что короткая будет здесь дискуссия. Суть в следующем. Когда мы рассматривали вопрос о замене члена Национального банковского совета депутата Аксакова на депутата Плескачевского, в комитете и здесь на заседании палаты говорили о том, что действующий закон о Центробанке не предусматривает ограничения срока полномочий членов Национального банковского совета. Такое положение не соответствует сложившейся практике ограничения сроков полномочий избираемых должностных лиц, которая повсеместно фактически зафиксирована. Какие проблемы в связи с этим возникают? Вы знаете, что Центральный банк подотчётен Государственной Думе по закону, по Конституции, но реально мы не всегда это замечаем. Реально Центробанком у нас, так скажем, управляют правительство, президент. Вопрос о том, чтобы информация о деятельности Центрального банка доводилась в более полном объёме до Государственной Думы, безусловно, является актуальным. Национальный банковский совет как раз орган, где наши представители работают, и по логике они должны давать Государственной Думе информацию о том, что там происходит. Если бы у них было ограничено время работы, то они бы отчитывались перед нами по итогам своей деятельности, мы могли бы задавать им вопросы и выбрать другого кандидата в случае, если бы деятельность нашего представителя в Национальном банковском совете не соответствовала нашей позиции. Однако действующий порядок фактически ограничивает такую возможность. И получается, что тот, кто тише сидит в этом Национальном банковском совете, кто устраивает Центральный банк и правительство, тот может там заседать неограниченное количество лет. Законопроект предлагает, чтобы отзыв членов Национального банковского совета осуществлялся органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета, по истечении пятилетнего срока со дня направления или досрочно. Когда мы обсуждали вопрос об отзыве Аксакова, собственно, и председатель нашего комитета депутат Резник вот с этой идеей в принципе согласился. Какие же аргументы против нашлись? Аргумент первый - что нужны будут какие-то основания, раз есть возможность досрочного отзыва. Но это совершенно не существенная вещь и не соответствующая реальности. Никаких оснований для отзыва и сейчас нет, не нужно искать. Мы не рассматривали деятельность депутата Аксакова, никаких ему претензий не предъявляли, просто возникла идея заменить его другим депутатом. Что получается? Не зная о том, что происходит в Национальном банковском совете, не чувствуя, какие там проходят дискуссии, мы, для того чтобы какую-то новую яркую кандидатуру ввести, должны отозвать другого, не понимая его роли, - а может быть, он там самая, как говорится, полезная, ключевая фигура? Поэтому вопрос достаточно очевидный и с организационной, и с содержательной точки зрения, и никаких серьёзных аргументов против этого я не вижу. Единственное, получается, что даже вроде бы все согласны, но все законопроекты у нас должны идти от одной партии. Вот это мне кажется неправильным, это, как говорится, ведёт к тому, что фактически мы выполняем волю исполнительной власти там, где... самый прямой смысл увеличить компетенцию Государственной Думы. Поэтому я предлагаю поддержать этот законопроект. Он будет способствовать повышению авторитета Государственной Думы и улучшит работу Центрального банка, который сейчас у нас, к сожалению, вне реального контроля парламента. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Юрий Борисович Зеленский - содоклад от комитета. ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет предлагает не принимать этот закон. У нас в комитете была достаточно широкая дискуссия, и даже из выступления Бориса Сергеевича Кашина, я думаю, многим присутствующим, вообще говоря, не очень понятно, о ком идёт речь. Ведь Национальный банковский совет - это орган, в который делегируют своих представителей многие органы: Государственная Дума, Совет Федерации, правительство, Центральный банк. И поэтому установление единого срока работы совета обязательно упрётся в сложности чисто технические при реализации, поскольку люди, являющиеся, с одной стороны, членами Национального банковского совета - это их как бы общественная нагрузка, - имеют, с другой стороны, разные сроки службы на своих должностях. И каждая организация, в том числе и Государственная Дума, вправе в любой момент принять решение по каждому из членов, которых она делегировала в Национальный банковский совет. Для того чтобы решить ту задачу, о которой говорил Борис Сергеевич, достаточно просто заслушивать членов Национального банковского совета в Думе, в правительстве, в Совете Федерации и так далее. Установление единого срока, нам представляется, не решает той задачи, которую поставил автор, поэтому комитет предлагает этот законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы. Депутат Коломейцев Николай Васильевич и депутат Иванов. Подводим черту, два вопроса. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Юрий Борисович, вы, вероятно, знаете, что в странах так называемой устоявшейся демократии, как правило, органы, имеющие контрольные функции, такие базовые или определяющие вопросы отдают оппозиции, для того чтобы исключить или максимально минимизировать коррупционную составляющую. А пример с Аксаковым, когда он один раз, будучи членом банковского совета и председателем общественной организации средних и малых банков, президентом, выступил супротив политики Центробанка и вы сразу же выставили его за дверь банковского совета, говорит как раз о необходимости принятия такого решения, дабы вообще вот эту келейность, которая у нас есть, когда Центральный банк выполняет больше функции филиала Федеральной резервной системы США, и переводя туда золотовалютные резервы в ценные бумаги, и покупая бесполезную валюту, стоимость которой 3 цента на печать, но не отвечает... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вопроса не было, это выступление, по сути дела. ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Но разве этот закон касается того, о чём вы сейчас сказали, хоть в какой-то одной доле? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов, пожалуйста. ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. В комитете мы не увидели, каким образом решает этот законопроект те, может быть, где-то справедливые вопросы, о которых вы сегодня говорили. Нужно вносить законопроект, который действительно достигает поставленной задачи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Юрий Борисович, я не очень понял логику, когда вы говорили, что в Национальный банковский совет людей делегируют несколько организаций (и перечисляли их - Госдума, Совет Федерации и так далее), это затрагивает их интересы и в том числе технически это сложно будет осуществить. А разве вся работа Государственной Думы не построена по такому же принципу? Нас сюда избрали люди, мы принимаем законы, которые касаются огромного количества людей, сферы их деятельности и так далее. Ну, так устроена система нынешняя. Я не понял логики, поясните, пожалуйста. ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Очень простая. Деятельность Государственной Думы подчинена одним законам, и Государственная Дума, когда придёт определённый срок, будет переизбрана. Деятельность правительства не привязана совершенно, во всяком случае сроки его жизнедеятельности абсолютно не привязаны к тем датам, в рамках которых живёт Государственная Дума. То же касается ряда других организаций, которые делегируют туда представителей. Поэтому установление единого срока для всех организаций не решает никаких задач. Ведь каждая организация, делегирующая в Национальный банковский совет своих членов, ставит перед делегатами определённые задачи, и она вправе с них спросить в любое время. И если делегат не справляется со своими обязанностями, зачем же делать таким образом, чтобы этот делегат, как, ну, чего греха таить, какой-то, может быть, не очень активный менеджер, в муниципальной или в государственной системе сидел и высиживал свои, как предлагают, пять лет? Его в любой момент можно отозвать в рамках сегодняшнего законодательства. Что же улучшает этот законопроект с точки зрения управления деятельностью Национального банковского совета? В любой момент можно отозвать на основании сегодняшнего законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Борисович, присаживайтесь. Два выступления от КПРФ, выступление от ЛДПР... Какие будут предложения, коллеги? Первое предложение - всем дать слово, второе предложение - по одному от фракции. Ставлю на голосование первое предложение. Может быть, действительно дадим до трёх минут всем? Давайте всем до трёх минут. Согласны, да? Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, этот закон достаточно узкий, но я у вас спрашиваю, у тех, кто здесь уже не один созыв депутаты: слышали ли вы хоть один раз вот с этой трибуны отчёт хоть одного члена Национального банковского совета об исполнении своих полномочий, хотя здесь мы и специальную комнату закрытую выделили, чтобы этот банковский совет заседал? Второй вопрос. Хотя по Конституции, по закону о Центробанке, Центральный банк у нас отвечает как раз за базовые макроэкономические вопросы, но я вам напомню, что Игнатьев - это бывший заместитель Кудрина, и Кудрин сегодня решает... решающая, так сказать, скрипка, вообще-то, в определении всей кредитно-денежной политики и финансовой в нашем государстве, в котором ни в одном банке не возьмёте больше, чем на один год, кредита, из которого колоссальные ресурсы вывезены и профуканы, я утверждаю это. На 1 января 2008 года было 593,4 миллиарда долларов золотовалютных резервов, которые тешили иллюзии о том, что у нас есть подушка безопасности, но ни один член банковского совета не предупредил нас о грядущей катастрофе. Вы понимаете, в чём проблема? С моей точки зрения, формализация и кумовская система формирования таких органов, как Национальный банковский совет, как Счётная палата, как ряд других органов... Они не являются предохранительными органами нашего государства и привели к тому, что у нас сегодня корпоративный внешний долг больше золотовалютных резервов, привели к тому, что у нас чисто сырьевая экономика. Мы сегодня слушали на "правительственном часе" одного из вице-премьеров ключевых, несостоявшегося президента-резидента, который в принципе отвечает за обороноспособность страны, но не ответил ни на один принципиальный вопрос. У нас военная доктрина принимается без обсуждения профессиональными военными, у нас колоссальные деньги вбухиваются через Чубайса в непонятные проекты, но при этом никакой инновационной активности и не предвидится. Почему? Потому что ни Центральный банк, у которого, кстати, отдельный пенсионный фонд, у которого отдельная внутренняя корпоративная система материальных поощрений, где могут взять колоссальную ссуду, - и никто об этом не знает - и в котором никто не отвечает за конкретное состояние финансово-денежной ситуации в стране... Но там опять же, смотрите: Улюкаев кто такой? Первый заместитель, тоже бывший заместитель и Чубайса, и Кудрина. Посмотрите, кто такой Меликьян. Бывший министр труда, потом опять же был в правительстве Гайдара, теперь он заместитель председателя Центробанка. Получается, что у нас... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Я понимаю, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сейчас отклонит этот законопроект, но те аргументы, которые произнёс Юрий Борисович, абсолютно не имеют вескости, абсолютно неубедительны, недоказательны. То есть речь идёт о том, чтобы установить срок смены представителей Центробанка. Это логичная схема, это верная схема абсолютно. И если представитель, скажем, Государственной Думы там не исполняет свои функциональные обязанности и мы им недовольны, мы имеем право досрочно его отозвать. Но через, скажем, пять лет установленного срока он обязан перед нами отчитаться и мы также вправе или вторично его направить, или, так сказать, продлить его срок. И нет аргумента у Юрия Борисовича абсолютно, кроме нежелания принять этот законопроект. Поэтому я вас, уважаемые коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", прошу задуматься, и хотя бы этот закон примите, пожалуйста, потому что здесь нет никакой крамолы, здесь есть логика поведения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, у нас как бы выстроилась система. И бывший президент, ныне премьер правительства и председатель партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" как бы показал пример законопослушности и выборности. Выборность и срок полномочий определяет одну простую вещь - это отчётность. То есть человек, который переназначается после того, как он отбыл определённый срок на должности, обязан отчитаться перед тем органом, который его выдвигал. И орган должен дать оценку его работе на том месте, куда его, собственно говоря, выдвигали. Это делаем мы все с вами по истечении срока полномочий депутатов, это делает президент. И мне кажется странным: почему у нас в Центральном банке Национальный банковский совет не может точно так же отчитаться о своей работе, чем они занимались? К сожалению, то, что здесь говорили, что можно кого-то отозвать... Но чтобы отозвать - это человек должен совсем уж что-то плохое сделать. Поэтому процедура отзыва, к сожалению, она немножко не такая, какой хотелось бы её видеть. А вот выборность и замена - это когда каждому члену Национального банковского совета, его работе, будет дана оценка и после этого будет приниматься решение: назначать ли его вновь либо, может быть, кого-то более эффективного назначить? Наверное, это было бы правильно, тем более это органично вписывается и во всю нашу политическую систему, и в структуру государственной системы. Это и полностью вписывается в послание президента: он совершенно чётко дал понять, что должна быть ротация кадров, он чётко обозначил там сроки, сколько у нас должны сидеть на должности. И собственно говоря, он уже это делает в рамках губернаторства. То есть мы уже видим, что наконец-то нас покидают те люди, которые двадцать, шестнадцать, семнадцать лет неэффективно руководили регионами. Вот сейчас они нас наконец-то покидают. Мы надеемся, что новое поколение губернаторов, может быть, и сделает жизнь наших граждан немножко лучше или прислушается к тем инновациям и модернизациям, которые мы с вами тут пропагандируем, пока, правда, только на словах. Поэтому я думаю, что было бы логично в том числе и на высший орган Центрального банка возложить определённую ответственность: они должны иметь срок полномочий, а не так, тихой сапой просидеть всю свою жизнь, получая неплохие дивиденды от того места, где сидят. Поэтому я думаю, что закон надо поддержать и он принесёт только пользу, потому что, к сожалению, действия Центрального банка не вызывают радости у людей, у граждан, которые... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Борис Сергеевич, вы можете... С места включите микрофон. КАШИН Б. С. Я, во-первых, хочу ответить Юрию Борисовичу. Что улучшает данный законопроект? Мы будем знать, что делали, что говорили наши представители в Национальном банковском совете. Вот прошла так называемая плавная девальвация, фактически спецоперация по перераспределению колоссальных средств в пользу коммерческих банков. Все обеднели, а коммерческие банки свои собственные средства увеличили. Мне горько смотреть, как в Сенат и в Палату представителей Конгресса США вызывают Бернанке и он там отчитывается по полной программе. Мы даже не знаем, как наши представители оценивали вот эту плавную девальвацию. А с принятием этого закона у нас появляется хоть какая-то возможность улучшить, так сказать, наше понимание их работы. Что касается того, что разные сроки. Я сначала думал внести поправку в Регламент, но мне наше Правовое управление сказало, что поправка в Регламент здесь не пройдёт, так как этот вопрос урегулирован законом и он должен быть соответствующим образом урегулирован новой статьёй. То, что для правительства и для президента устанавливаются разные сроки - это, вообще, не вопрос, они сотни разных людей назначают каждый месяц. Речь идёт прежде всего именно о Государственной Думе и Совете Федерации, и мы сейчас наши же возможности, отклоняя этот законопроект, сужаем. Поэтому позиция моя тут ясная совершенно, и надеюсь, что вы меня поймёте. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Борисович Зеленский хотел бы что-то добавить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", первое чтение. Комитет возражает. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 01 сек.) Проголосовало за 120 чел.26,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 120 чел. Не голосовало 330 чел.73,3% Результат: не принято Отклоняется.