Заседание № 151
11.03.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 261669-6 "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня расходов, учитываемых при предоставлении имущественного налогового вычета).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2538 по 2891 из 4276
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Андрей Дмитриевич Крутов, пожалуйста. КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию законопроект разработан группой депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и, с точки зрения авторов, он направлен прежде всего на поддержку наших весьма небогатых жителей малых российских городов, которые приобретают или строят жильё. Мы предлагаем внести в статью 220 Налогового кодекса Российской Федерации поправку. В статье 220 кодекса речь идёт о налоговых имущественных вычетах, которые предоставляются гражданам при строительстве или приобретении квартир, домов или долей в них. Мы предлагаем дополнить список расходов, которые учитываются при предоставлении налогового вычета, расходами на оплату услуг по оценке приобретаемого жилого помещения. Чтобы было предельно понятно, о чём идёт речь, я просто напомню механизм предоставления имущественных налоговых вычетов, который существует сейчас. Там есть достаточно много ограничений, которые, естественно, сводят на нет всякие риски мошенничества и злоупотребления в этой сфере. Прежде всего, это максимальная стоимость жилья, максимальная стоимость имущества, которая может быть предъявлена для расчёта этого налогового вычета, - она законодательно ограничена 2 миллионами рублей, и в пределах этой суммы люди на протяжении своей жизни могут получать налоговый вычет. Более того, человек, который претендует на получение этого налогового вычета, должен официально работать, то есть иметь белую зарплату, поскольку вычет предоставляется за счёт, собственно, средств подоходного налога, который гражданин уплачивает. Приведу простой пример. Скажем, если гражданин приобрёл квартиру ценой, допустим, 3 миллиона рублей, то сумма налогового вычета составит 13 процентов от 2 миллионов рублей, то есть 260 тысяч рублей, на протяжении жизни человек один раз может получить такое налоговое поощрение от государства в случае приобретения жилья. При этом подчеркну, что вне зависимости от того, сколько на самом деле стоит квартира - 2 миллиона рублей или 20 миллионов рублей, максимальная сумма вычета, максимальная сумма возмещения, повторяю, составит 260 тысяч рублей. Если квартира или, что вероятней, доля от квартиры приобретается за сумму менее чем 2 миллиона рублей, то соответственно имущественный налоговый вычет будет рассчитываться исходя из фактической стоимости приобретённого жилого помещения. Скажем, если приобретается жильё ценой, например, 1,5 миллиона рублей, то вычет составляет также 13 процентов от этих 1,5 миллиона рублей, то есть сумма налогового возмещения будет равна 195 тысячам рублей. Вот именно об этой ситуации и идёт речь в нашем законопроекте - когда человек, приобретая жильё, недобрал ту положенную ему максимальную сумму налогового возмещения, которую он может получить от государства. В этом случае мы и предлагаем включить в те расходы, которые несёт человек, приобретая жильё, расходы по рыночной оценке этого жилья. При этом я хотел бы подчеркнуть, что весьма ограниченный круг людей подпадает под предлагаемую нами налоговую льготу, то есть лишь те, кто приобретает жильё стоимостью до 2 миллионов рублей. Кроме того, речь идёт о ситуации, когда нужна обязательная рыночная оценка жилья, а такие ситуации прежде всего возникают, если жильё приобретается по ипотеке. Таким образом, мы фактически поощряем этой налоговой льготой приобретение жилья стоимостью до 2 миллионов рублей, то есть приобретение жилья в малых российских городах, даже не в областных центрах - там оно стоит значительно дороже, - либо строительство жилых домов преимущественно в сельской местности, либо приобретение комнат, то есть всё, что укладывается в сумму до 2 миллионов рублей. По сути, речь идёт, ещё раз подчеркну, о жителях малых российских городов, которые весьма небогатые, именно им мы хотим дать дополнительную налоговую льготу. Теперь о сумме этой льготы. Она также составит 13 процентов от услуг по оценке. Вот, скажем, в московском регионе стоимость оценки квартиры у независимого оценщика составляет порядка 5 тысяч рублей, соответственно будет предоставлена дополнительная налоговая льгота в размере не более 500-650 рублей вот этому, как я уже раньше сказал, ограниченному кругу наших граждан. Таким образом, мы поддержим наших малоимущих граждан, проживающих в малых городах, то есть тех, кто приобретает жильё стоимостью до 2 миллионов рублей и делает это преимущественно по ипотеке. Мы считаем, что предоставление им дополнительного налогового возмещения в размере около 500 рублей, по сути, раз в жизни не будет обременительной нагрузкой для бюджета и это будет справедливо. Что касается контраргументов наших оппонентов, которые приводятся в заключении правительства и во многом повторяются в заключении профильного комитета, то они сводятся к трём основным тезисам. Первый тезис. Указывается, что независимая оценка рыночной стоимости приобретаемой недвижимости не является обязательной, что ставит под сомнение обоснованность включения стоимости данных услуг в состав расходов, учитываемых при определении размера имущественного налогового вычета. Этот аргумент на самом деле не совсем соответствует сложившейся практике. Ещё раз подчеркну, что рыночная оценка, по сути, является обязательной при приобретении жилья по ипотеке, и в статье 9, часть 1, Федерального закона "Об ипотеке..." буквально сказано (я цитирую): "В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой". То есть на сегодняшний день законодательство и практика говорят нам о том, что получить ипотечный кредит, не оценив в обязательном порядке рыночную стоимость приобретаемого жилого помещения, невозможно, соответственно, тезис, касающийся того, что рыночная оценка не является обязательной, по крайней мере в случае приобретения жилья по ипотеке, не верен. Второй тезис, который приводят противники принятия нашего законопроекта. Указывается, что нашим "законопроектом не определены требования к субъекту, который может проводить независимую оценку рыночной стоимости недвижимости, а также к документам, подтверждающим результаты оценки, реализация предполагаемых законодательных мер может привести к злоупотреблениям при получении имущественного налогового вычета, связанного с приобретением жилья" (конец цитаты). Этот аргумент на самом деле вызывает у нас тоже большие сомнения. Совершенно очевидно, что существует Федеральный закон № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности...", существуют разработанные и принятые в соответствии с ним оценочным сообществом федеральные стандарты оценки, которые совершенно чётко и предметно определяют, что является субъектом, объектом оценочной деятельности, что является итогом работы оценщика и так далее, поэтому, когда говорят о том, что мы должны были переписать положения федерального закона № 135-ФЗ или положения федеральных стандартов оценки и включить их в Налоговый кодекс, чтобы этот законопроект был годен к принятию, мы считаем, что это является, ну, как бы сомнительным аргументом. Третий тезис. Что касается злоупотреблений, этот тезис тоже весьма сомнителен. Дело в том, что в статье 220 части второй Налогового кодекса указано много других структур, организаций, чьи расходы мы прекрасно учитываем при предоставлении имущественного налогового вычета. В частности, мы же не обвиняем в возможных злоупотреблениях банкиров и учитываем расходы на выплату ипотечных процентов при предоставлении налоговых вычетов; мы не обвиняем в злоупотреблениях строителей, а учитываем расходы на приобретение жилья, которое мы покупаем у строителей; мы не обвиняем в злоупотреблениях проектировщиков, а учитываем при предоставлении имущественного налогового вычета расходы, связанные с проектными работами; мы не обвиняем в злоупотреблениях продавцов стройматериалов, а покупку стройматериалов можем учитывать как дополнительный расход при предоставлении имущественного налогового вычета; мы не обвиняем в злоупотреблениях риелторов, а расходы, связанные с приобретением жилья, также можем учитывать при предоставлении налогового вычета; мы не обвиняем в злоупотреблениях строителей-отделочников, а расходы на отделку или достройку жилья учитываем при предоставлении налогового вычета; мы не обвиняем представителей структур ЖКХ в злоупотреблениях, а учитываем расходы на подключение к электросетям, к теплосетям при предоставлении имущественного налогового вычета. Таким образом, тезис, что единственным источником злоупотреблений на этом рынке являются оценочные компании, весьма сомнителен, тем более что, ещё раз подчеркну, расходы на рыночную оценку составляют минимальную долю по сравнению с иными расходами, вот я приводил примеры: около 5 тысяч рублей при общей стоимости предполагаемого к приобретению жилого помещения 2 миллиона рублей. Таким образом, ещё раз подчеркну, наш законопроект направлен на поддержку малоимущих, малообеспеченных граждан, которые приобретают весьма недорогое жильё, причём преимущественно по ипотеке. Мы считаем поддержку таких граждан разумной и справедливой и предлагаем Государственной Думе поддержать и их, и авторов законопроекта. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Дмитриевич. С содокладом выступает Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, один из авторов законопроекта, когда его докладывал, прошёлся по заключению комитета по бюджету, акцентировал внимание на том, что не так аргументировал комитет. Тем не менее я хочу обратить внимание на то, что поправки, которые предлагают авторы законопроекта, вносятся в уже как бы несуществующие статьи, нужно было вносить изменения в другие статьи, а не в те, в которые они внесли. Когда мы на заседании комитета рассматривали данный законопроект, мы задавали авторам вопрос: а сколько по стране будет таких выпадающих доходов? Цифру они привести не могли. Кроме того, я хочу напомнить, что буквально в прошлом году мы с вами приняли поправки в Налоговый кодекс, в статью 220 (автор - Штогрин Сергей Иванович), которыми дали право суммировать налоговые вычеты. Что это значит? До этого года вычет предоставлялся при приобретении жилья на сумму в размере до 2 миллионов рублей один раз в жизни (об этом автор законопроекта тоже говорил), а если человек во второй раз хотел улучшить жилищные условия - приобрёл в первый раз жильё за 1 миллион, затем оказалось, нужно улучшить жилищные условия, и он во второй раз приобретает жильё, улучшая жилищные условия, ну, допустим, чтобы вместо одной комнаты было две, - он уже не мог воспользоваться правом на получение налогового вычета. Так вот, в соответствии с поправками Сергея Ивановича Штогрина можно суммировать налоговый вычет, то есть у человека право не исчезает, он может его использовать. Кроме того, к вычету принимаются ещё и 3 миллиона рублей по банковским процентам. Что касается 135-го закона - хорошо, что автор о нём напомнил, - там определены критерии, по которым производится оценка имущества. Мы с вами выделяли деньги в бюджете для того, чтобы определить кадастровую стоимость имущества, потому что не за горами введение налога на недвижимость, и кадастр по регионам практически готов, ничего дополнительно оценивать не нужно. Требования, которые предъявляет банк, - это проблема банка, и, как правило, эту оценку производят аффилированные с ним структуры, которые он создаёт, а также оценщики. Выходит, что это просто дополнительная нагрузка. Кроме того, это требуется не повсеместно, просто где-то этого требуют отдельные банки, которые занимаются ипотекой, а ипотеку, как правило, берут молодые люди, о чём я говорила, которые впоследствии могут улучшать свои жилищные условия. То есть это не требуется в обязательном порядке. У нас есть другие налоговые вычеты, требующие пересмотра, например вычет за лечение, который сегодня составляет всего 50 тысяч рублей, он не индексировался с 2006 года, когда мы его как бы ввели (на самом деле он ещё раньше был введён), и я считаю, что здесь мы должны подумать, потому что, например, вся стоматология у нас платная; мы не индексируем налоговый вычет на обучение, хотя наш государственный образовательный стандарт предлагает сумму выше, чем размер вычета, предусмотренный в Налоговом кодексе. Комитет предлагает не принимать данный законопроект, внесённый депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", потому что он носит больше агитационно-политический характер. Мы предлагаем лучше обратить внимание на то, о чём я сказала: на социальные вычеты, которые необходимы нашему обществу. А данный законопроект я предлагаю отклонить, то есть это предлагает комитет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Андрей Дмитриевич, я вообще очень скептически отношусь ко всем так называемым независимым профсоюзам, аудиторам, риелторам, оценщикам и так далее, ибо у меня много примеров, когда эти якобы независимые под воздействием денег искусственно то занижают стоимость, если кому-то выгодно, то завышают, чтобы уменьшить круг покупателей, но, коль вы говорите о независимых, бог с ними. Но вот в заключении комитета отмечается, что независимая оценка рыночной стоимости приобретаемой недвижимости не является обязательной. То есть, получается, проблемы нет, а вы выходите с законопроектом... Хотя в принципе я, конечно, его поддержу, буду голосовать за. Поясните: если она не является обязательной, зачем нужен данный закон? А если есть сектор, где она обязательна, то, может, действие закона следует сузить до этого сектора, сделать его более целевым? Может быть, тогда появится больше шансов на то, что он пройдёт? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Крутову включите микрофон. КРУТОВ А. Д. Уважаемый Владимир Николаевич, уважаемые коллеги! Я ещё раз подчеркну, что нашим законопроектом мы не пытаемся поддержать оценщиков или какие-то иные профессиональные структуры, мы предлагаем поддержать наших граждан, которые вынуждены проводить обязательную оценку, в частности при приобретении жилья по ипотеке. Ну вот таковы правила игры на рынке, что, приобретая жильё по ипотеке, вы обязаны, по сути, воспользоваться услугами оценщика. Но льгота эта будет предоставляться, подчеркну, граж-да-ни-ну! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Раисе Васильевне. Раиса Васильевна, ко мне поступает много жалоб от молодых семей, которые, в общем-то, не зная нашего закона о налоговых вычетах, строят жильё, потом услышали - обращаются в налоговую, а им говорят, что нужно представить все документы на то, что покупалось, на все строительные материалы, а если этого нет, то, значит, поезд ушёл. Поясните, пожалуйста, правильно это или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кармазиной включите микрофон. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемая коллега, я хочу вам ответить, что налоговая инспекция поступает правильно. Если люди строят дом сами, хозспособом, землю купили - земля тоже является основанием для налогового вычета, - допустим, за 500 тысяч и строят жильё, то по всем затратам, которые произведены, они должны представить документы. Если они нанимали подрядную организацию, значит, должен быть договор с ней и подтверждение, что они ей платили. После того как дом будет принят в эксплуатацию и у них будет свидетельство о праве на собственность, все документы, которые есть, налоговый орган примет для оформления вычета, есть такая норма, но нужно обязательно, чтобы были все документы на строительные материалы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Не вижу, нет желающих. Заключительное слово будет? Да. Депутату Крутову включите микрофон. КРУТОВ А. Д. Уважаемые коллеги, я просто отвечу на те вопросы, на которые не удалось ответить. Во-первых, по поводу количества граждан и объёма средств, которые потребуются для того, чтобы их льготировать по нашему законопроекту. Ну, вот я уже приводил пример, что если около 500 рублей составит это возмещение для гражданина, то это достаточно ограниченный объём средств. Сложно оценить на самом деле, сколько таких квартир. Кстати, мы на заседании комитета пытались как раз у Министерства финансов, которое, видимо, давало, готовило правительственное заключение, выяснить, какого количества людей это коснётся, но добиться ответа на этот вопрос мы не смогли. Но даже если предположить, что ежегодно за этим вычетом будет обращаться 10 тысяч или даже 100 тысяч граждан, то эта сумма не превысит нескольких десятков миллионов рублей, то есть это будет в пределах 50 миллионов рублей. Я думаю, нет смысла заниматься крохоборством, нужно эту весьма ограниченную и весьма небогатую категорию граждан, которые, ни на кого не надеясь, приобретают жильё, в том числе с помощью ипотеки, чтобы жить в малых городах, в российской глубинке, действительно поддержать. Теперь что касается тезиса о суммировании налоговых вычетов. Ну, наш законопроект этому нисколько не помешает. Дело в том, что количество людей, которые приобретают жильё в России дважды... В той категории, о которой мы говорим, их минимальное количество, я думаю, что большинство из тех людей, которых мы поддерживаем нашим законопроектом, приобретают такую квартиру раз в жизни и не смогут выбрать до конца этот двухмиллионный налоговый вычет, они могли бы воспользоваться этим правом когда-то потом, впоследствии. У нас люди, к сожалению, в основном живут в единственной квартире - дай бог её одну приобрести той же самой молодой семье в российской глубинке! Что касается кадастровой и рыночной стоимости, то и по 135-му федеральному закону это совершенно разные виды стоимости и совершенно разные, я бы так сказал, категории компаний этим занимаются. Понятно, что мы видим озабоченность наших граждан в связи с определёнными, я бы даже сказал, злоупотреблениями при определении кадастровой стоимости земли, но это отдельная тема, рыночная оценка при приобретении жилья, рыночная оценка при ипотеке - это, собственно, другой вопрос. Мы предлагаем и призываем поддержать наших малообеспеченных граждан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Раисе Васильевне Кармазиной включите микрофон. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, автор законопроекта неоднократно подчёркивает, что это касается молодых семей. Молодые семьи, как правило, приобретают однушку, затем увеличивается семья, и они приобретают жильё большей площади, если они малоимущие, то стоят в очереди на получение социального жилья, поэтому вот этот тезис - что это касается совсем малоимущих... Это, как правило, работающие люди, которые имеют доход и которые улучшают свои жилищные условия, и программы в этом направлении работают - программы, касающиеся молодых семей и материнского, семейного капитала, поэтому у них будет возможность использовать вычет до конца, тем более что мы приняли ещё норму, в соответствии с которой можно использовать вычет и на детей, если берётся кредит и выделяются доли. Вот в том законе, о котором я говорила, Сергея Ивановича Штогрина, есть такая норма - теперь доля детей тоже принимается к вычету, то есть этот вычет будет использован по полной программе. Уважаемые коллеги, я хочу обратить внимание, что мы 100 процентов налога на доходы физических лиц оставляем в субъектах Российской Федерации. Вот мы только что рассматривали законопроект в отношении пособия по уходу за ребёнком и говорили о поддержке семей, предлагалось увеличить срок выплаты пособия, - это всё нагрузка на бюджеты субъектов, а мы знаем, в какой ситуации они сегодня находятся. К сожалению, в законопроекте, который был представлен, - а это закон налоговый, речь идёт о выпадающих доходах - авторы не привели даже сумму выпадающих доходов. Всё абстрактно, мол, это будет 500 рублей выпадающих доходов на одного человека, это небольшое количество, а необходимых расчётов нет в этом законопроекте. Мы с вами - те, кто принимает такие законы, - должны чётко понимать: если мы предоставляем льготу, а это выпадающие доходы, то мы обязаны в соответствии с нормами, определяющими межбюджетные отношения, возместить это субъектам Российской Федерации, иначе они нам будут предъявлять претензии. Уважаемые коллеги, в таком виде принимать законопроект нельзя, я предлагаю его отклонить, и комитет настаивает на отклонении данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3245 по 3261 из 4276
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 24 сек.) Проголосовало за 198 чел.44,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 198 чел. Не голосовало 252 чел.56,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.