Заседание № 199
13.12.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 261586-4 "О внесении изменений в статьи 100 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления альтернативной подследственности дел о преступлениях, предусмотренных статьями 126, 127 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6719 по 6815 из 7801
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 27. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 100 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Парламента Кабардино-Балкарской Республики Заурби Ахмедовича Нахушева. НАХУШЕВ З. А. Уважаемые коллеги, в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации в число основных задач, возложенных на органы ФСБ России, включено противодействие экстремистской деятельности, и в то же время в соответствии с УПК Российской Федерации предварительное следствие о преступлениях, предусмотренных статьёй 282 "Возбуждение ненависти либо вражды..." Уголовного кодекса Российской Федерации отнесено к исключительной подследственности органов прокуратуры. Данное обстоятельство существенно затрудняет осуществление оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, в действиях которых усматриваются признаки преступлений, предусмотренных указанной статьёй. Аналогичного рода ситуация складывается и с расследованием преступлений, предусмотренных статьями 126 "Похищение человека" и 127 "Незаконное лишение свободы" Уголовного кодекса Российской Федерации, отнесённых к подследственности следователей прокуратуры и органов внутренних дел, в то время как изучение имеющейся оперативной практики показывает, что данная категория преступлений зачастую совершается членами и лидерами незаконных вооружённых формирований, борьба с которыми в настоящее время является одной из приоритетных задач для органов государственной безопасности. В этой связи представляется целесообразным включение указанных категорий противоправных деяний в часть пятую статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающую альтернативную подследственность. С учётом высокой степени общественной опасности преступлений, совершаемых в составе преступного сообщества или организованной группы, а также предусмотренных статьями 280 ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности"), 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды..."), 282-1 ("Организация экстремистского сообщества"), 282-2 ("Организация деятельности экстремистской организации") Уголовного кодекса Российской Федерации, предлагается внести соответствующие дополнения в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающую срок заключения под стражу лиц, подозреваемых, в частности, в указанной противоправной деятельности, до тридцати суток без определения суда и предъявления обвинения. Прошу коллег поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Петра Борисовича Шелища от комитета. ШЕЛИЩ П. Б. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Коллега Нахушев уже достаточно подробно и точно изложил содержание предложенного законопроекта. Я должен от имени комитета сообщить вам, что та норма, которая предусмотрена статьёй 100 Уголовно-процессуального кодекса и которую предлагается распространить на преступления, не относящиеся к преступлениям террористического характера, отличающимся высокой степенью общественной опасности и относящимся к категории тяжких и особо тяжких преступлений, не может быть распространена на деяния, предусмотренные статьями, по которым преступления относятся к преступлениям небольшой или средней тяжести, а это касается всех составов, изложенных в законопроекте, кроме части третьей статьи 282-1 Уголовного кодекса. Кроме того, значительное количество преступлений, совершаемых в составе преступного сообщества или организованной группы, также не относится к преступлениям террористического характера, поэтому, по мнению комитета, предложение авторов внести данные изменения в статью 100 УПК противоречит сути этой статьи. Аналогично можно оценить, и комитет так и оценил, предложение о внесении дополнения о расширении составов, на которые распространяется статья 151 Уголовно-процессуального кодекса. В этой статье установлено, что предварительное следствие по уголовным делам о перечисленных в ней преступлениях производится органом, выявившим эти преступления. Значит, по той причине, о которой уже было сказано, принимать это предложение не следует, так как это нарушит разумный баланс процессуальных полномочий следователей различной ведомственной принадлежности. Правительство также в своём официальном отзыве не поддержало этот законопроект. Учитывая сказанное, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует законопроект, доложенный вам только что, отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Желающие выступить? Нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 26 мин. 11 сек.) Проголосовало за 12 чел.2,7% Проголосовало против 15 чел.3,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 27 чел. Не голосовало 423 чел.94,0% Результат: не принято Не принимается.