Заседание № 199

13.12.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 261586-4 "О внесении изменений в статьи 100 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления альтернативной подследственности дел о преступлениях, предусмотренных статьями 126, 127 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6719 по 6815 из 7801
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 27. Проект федерального закона "О внесении          
изменений в статьи 100 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской        
Федерации". Доклад представителя Парламента Кабардино-Балкарской Республики     
Заурби Ахмедовича Нахушева.                                                     
                                                                                
НАХУШЕВ З. А. Уважаемые коллеги, в соответствии с пунктом 6 статьи 8            
Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации в число        
основных задач, возложенных на органы ФСБ России, включено противодействие      
экстремистской деятельности, и в то же время в соответствии с УПК Российской    
Федерации предварительное следствие о преступлениях, предусмотренных статьёй    
282 "Возбуждение ненависти либо вражды..." Уголовного кодекса Российской        
Федерации отнесено к исключительной подследственности органов прокуратуры.      
Данное обстоятельство существенно затрудняет осуществление                      
оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, в действиях которых           
усматриваются признаки преступлений, предусмотренных указанной статьёй.         
                                                                                
Аналогичного рода ситуация складывается и с расследованием преступлений,        
предусмотренных статьями 126 "Похищение человека" и 127 "Незаконное лишение     
свободы" Уголовного кодекса Российской Федерации, отнесённых к                  
подследственности следователей прокуратуры и органов внутренних дел, в то       
время как изучение имеющейся оперативной практики показывает, что данная        
категория преступлений зачастую совершается членами и лидерами незаконных       
вооружённых формирований, борьба с которыми в настоящее время является одной    
из приоритетных задач для органов государственной безопасности. В этой связи    
представляется целесообразным включение указанных категорий противоправных      
деяний в часть пятую статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской     
Федерации, предусматривающую альтернативную подследственность.                  
                                                                                
С учётом высокой степени общественной опасности преступлений, совершаемых в     
составе преступного сообщества или организованной группы, а также               
предусмотренных статьями 280 ("Публичные призывы к осуществлению                
экстремистской деятельности"), 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды..."),    
282-1 ("Организация экстремистского сообщества"), 282-2 ("Организация           
деятельности экстремистской организации") Уголовного кодекса Российской         
Федерации, предлагается внести соответствующие дополнения в статью 100          
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающую срок     
заключения под стражу лиц, подозреваемых, в частности, в указанной              
противоправной деятельности, до тридцати суток без определения суда и           
предъявления обвинения.                                                         
                                                                                
Прошу коллег поддержать.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Петра Борисовича Шелища от комитета.                                   
                                                                                
ШЕЛИЩ П. Б. Спасибо.                                                            
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Коллега Нахушев уже         
достаточно подробно и точно изложил содержание предложенного законопроекта. Я   
должен от имени комитета сообщить вам, что та норма, которая предусмотрена      
статьёй 100 Уголовно-процессуального кодекса и которую предлагается             
распространить на преступления, не относящиеся к преступлениям                  
террористического характера, отличающимся высокой степенью общественной         
опасности и относящимся к категории тяжких и особо тяжких преступлений, не      
может быть распространена на деяния, предусмотренные статьями, по которым       
преступления относятся к преступлениям небольшой или средней тяжести, а это     
касается всех составов, изложенных в законопроекте, кроме части третьей         
статьи 282-1 Уголовного кодекса. Кроме того, значительное количество            
преступлений, совершаемых в составе преступного сообщества или организованной   
группы, также не относится к преступлениям террористического характера,         
поэтому, по мнению комитета, предложение авторов внести данные изменения в      
статью 100 УПК противоречит сути этой статьи.                                   
                                                                                
Аналогично можно оценить, и комитет так и оценил, предложение о внесении        
дополнения о расширении составов, на которые распространяется статья 151        
Уголовно-процессуального кодекса. В этой статье установлено, что                
предварительное следствие по уголовным делам о перечисленных в ней              
преступлениях производится органом, выявившим эти преступления. Значит, по      
той причине, о которой уже было сказано, принимать это предложение не           
следует, так как это нарушит разумный баланс процессуальных полномочий          
следователей различной ведомственной принадлежности. Правительство также в      
своём официальном отзыве не поддержало этот законопроект.                       
                                                                                
Учитывая сказанное, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и         
процессуальному законодательству рекомендует законопроект, доложенный вам       
только что, отклонить.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Желающие выступить? Нет.                 
                                                                                
Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу             
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 26 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за               12 чел.2,7%                                      
Проголосовало против           15 чел.3,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     27 чел.                                          
Не голосовало                 423 чел.94,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.