Заседание № 87

20.12.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 261318-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части согласования с координационным органом Правительства Российской Федерации закупок отдельных видов товаров, работ, услуг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5847 по 5901 из 10621
53-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".     
Доклад члена комитета по экономической политике Зураба Гайозовича Макиева.      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКИЕВ З. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный проект федерального   
закона подготовлен ко второму чтению. К законопроекту поступило пять            
поправок, все они рекомендованы комитетом к принятию, включены в таблицу        
поправок № 1. Прошу рассмотреть таблицу поправок.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет?                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон Макиеву.                                                      
                                                                                
МАКИЕВ З. Г. Прошу включить законопроект в повестку на 22 декабря для           
рассмотрения в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   

Заседание № 66

11.10.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 261318-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части согласования с координационным органом Правительства Российской Федерации закупок отдельных видов товаров, работ, услуг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2742 по 3038 из 7817
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".     
Докладывает Алексей Михайлович Лавров.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект          
направлен на совершенствование механизмов импортозамещения. В настоящее время   
в законе, который регулирует закупки отдельных юридических лиц (сокращённо -    
223-й федеральный закон), распространяется на субъекты естественных             
монополий, акционерные общества с государственным участием, есть                
соответствующая статья, предусматривающая такой порядок, при котором в          
случае, если эти юридические лица участвуют в инвестиционных проектах,          
отвечающих определённым критериям, закупать импортную продукцию они могут       
только с согласия специальной Правительственной комиссии по импортозамещению.   
Такой механизм в целом работает достаточно эффективно, в то же время            
правоприменительная практика выявила в нём ряд неурегулированных вопросов,      
которые снижают эффективность политики импортозамещения.                        
                                                                                
Ну, во-первых, такого рода закупки могут делать не только непосредственно       
сами юридические лица, но и их дочерние компании, и мы считаем, что на них      
тоже нужно распространить такой режим. Во-вторых, не все юридические лица       
подпадают под это регулирование, а только те, которые поименованы в 223-м       
федеральном законе. И в-третьих, сам по себе критерий государственной           
поддержки тоже далеко не всегда является эффективным, потому что закупать       
импортное оборудование можно и вне этого механизма, причём даже не только       
закупать товары, но ещё и брать в лизинг или во фрахт воздушные, водные суда,   
которые являются достаточно крупными и значимыми объектами закупок. Мы          
считаем, что именно в этих отраслях необходимо усилить политику                 
импортозамещения, поддерживая отечественных производителей такого рода          
продукции.                                                                      
                                                                                
В связи с этим в представленном законопроекте предусматривается три позиции:    
первая - распространить такой механизм не только на сами юридические лица, но   
и на их дочерние компании; вторая - распространить на механизмы лизинга или     
фрахта; третья - распространить на те юридические лица, которые не              
обязательно участвуют в механизмах государственной поддержки через              
инвестиционный проект, а просто осуществляют закупку техники. При этом          
Правительству Российской Федерации предоставляется право определять             
конкретные условия таких закупок. В частности, мы сейчас обсуждаем вопрос о     
том, чтобы на правительственном уровне установить порядок, чтобы буровые        
платформы, воздушные суда, водные суда закупались следующим образом: если       
объём закупки превышает определённую величину, то это должно проходить          
процедуру согласования с Правительственной комиссией по импортозамещению.       
                                                                                
Правительство считает, что предложенные поправки, точечные поправки,            
существенно повысят эффективность механизмов импортозамещения и будут           
способствовать развитию соответствующих отраслей российской экономики.          
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович, присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Зураб Гайозович Макиев.                                  
                                                                                
МАКИЕВ З. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по     
экономической политике, промышленности, инновационному развитию и               
предпринимательству рассмотрел данный проект федерального закона и отмечает     
следующее.                                                                      
                                                                                
Законопроектом предлагается внести изменения в федеральный закон о закупках в   
части расширения полномочий Правительственной комиссии по импортозамещению за   
счёт предоставления ей права рассматривать не только вопросы закупок в рамках   
инвестиционных проектов, которым оказывается господдержка, но и вообще все      
вопросы закупок товаров, работ, услуг, аренды (фрахт, чартер, лизинг),          
оказываемых с применением иностранных воздушных судов и морской техники.        
                                                                                
Предлагаемые изменения необходимы и своевременны, и в целом концепцию           
законопроекта мы поддерживаем, но обращаем ваше внимание на то, что при         
подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо исключить положения,      
чтобы не было разночтений, о распространении действия закона на коммерческие    
компании, не имеющие государственного участия в уставном капитале и не          
реализующие инвестпроекты, которым оказывается господдержка. Установление       
такого условия для коммерческих компаний, осуществляющих закупки, является      
нарушением положений Гражданского кодекса, согласно которым юридические лица    
самостоятельно решают, с кем и какие договоры заключать. Кроме того,            
реализация предложенных в законопроекте изменений может привести к              
значительным штрафным санкциям со стороны иностранных контрагентов к            
российским компаниям, которые уже имеют обязательства по закупке либо           
заключили долгосрочные договоры о поставке продукции.                           
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект         
федерального закона с учётом высказанных замечаний.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зураб Гайозович.                                 
                                                                                
Вопросы есть? Есть.                                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Алексей Михайлович, мы всегда приветствовали          
стремление правительства навести порядок в вопросах закупок, и после передачи   
этой темы в Минфин мы всё-таки надеялись на появление какого-то комплексного,   
системного, законодательного подхода. Здесь мы опять видим отсылку к            
нормативным правовым актам, видим, что это нужно будет согласовывать с          
правительством, то есть снова предлагается норма непрямого действия.            
                                                                                
Вся критика минэк, которая была до этого, как раз к этому и сводилась, и вы     
продолжаете эту практику. И комитет вам предлагает убрать отсюда коммерческие   
организации, наверняка же это не концепция правительства, если мы говорим об    
импортозамещении, нам какая разница, какая форма собственности, - нам нужно     
законодательно определить критерии и обязательства закупки у собственного       
производителя. Этого мы опять не наблюдаем.                                     
                                                                                
Отсюда вопрос: планирует ли правительство всё-таки подойти к рассмотрению       
этого вопроса комплексно и подготовить новый единый законопроект?               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Михайлович.                           
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые депутаты! Я хочу            
подчеркнуть, что по действующему в настоящее время порядку предоставляется      
право правительству, в частности комиссии по импортозамещению, принимать        
решение по поводу того, давать согласие на закупку импортной продукции или не   
давать. И мы предлагаем здесь ничего не менять, так как для принятия этих       
решений, вообще-то, требуется достаточно серьёзный анализ: выявление аналогов   
такой продукции на российском рынке, определение технических требований к       
ней, в конце концов, требований секретности, - большое количество факторов,     
которые невозможно, на наш взгляд, раз и навсегда зафиксировать в федеральном   
законе. И цель данного законопроекта - расширить возможности                    
правительственной комиссии по определению продукции, к которой могут -          
подчеркну: могут, но не обязаны - применяться меры по импортозамещению. На      
наш взгляд, законопроект соответствует сложившейся практике и только            
расширяет её применение и повышает эффективность.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, в продолжение вопроса Катасонова. Скажите,        
пожалуйста, вот сегодня у "Аэрофлота", у "Роснефти", это компании с             
государственным участием, значительная часть - импортное оборудование.          
Например, у "Аэрофлота" самолётов "эйрбас" и "боинг" больше 500. Правильно ли   
я понимаю, что после принятия ваших поправок мы обяжем "Аэрофлот" вернуться к   
закупкам самолётов "Ил" и "МС", там по шесть самолётов делают, и опять          
возникнет тема о "Суперджете", о котором много говорили, но сейчас              
приумолкли, хотя назвать его российским самолётом сложно, так как там более     
80 процентов деталей закупается извне?                                          
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Да, если закон будет поддержан, у Правительства Российской         
Федерации появится возможность через комиссию по импортозамещению               
рассматривать вопросы закупки импортной техники, в том числе авиационной.       
Пока правительство предполагает, что если стоимость этой закупки превышает 1    
миллиард рублей, то она должна проходить все необходимые процедуры с точки      
зрения оценки целесообразности, возможности закупки такой продукции на          
российском рынке.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Алексей Михайлович, у меня тоже вопрос в продолжение предыдущих вопросов. В     
общем-то, это хорошо, когда есть комиссия, которая может гибко реагировать и    
рассматривать вопросы и секретности, и новых технологий, и всего остального,    
но для частных компаний, коммерческих компаний нужны открытые правила игры,     
чтобы они понимали, что комиссия принимает решение, руководствуясь не           
какими-то субъективными данными, а на основании чётких критериев. Поэтому       
предложение нашего коллеги прописать, может быть, не все, но большинство этих   
критериев в законе, уточнить их в постановлении правительства, на наш взгляд,   
более целесообразно, чем тот вариант, который предлагается сейчас,              
допускающий и субъективный, во-первых, характер подхода, и, во-вторых,          
коррупцию, как следствие подобного рода закрытых механизмов принятия решений.   
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемые депутаты!                
Правительственная комиссия работает открыто, у неё есть порядок, регламент,     
все решения выносятся с учётом согласования с теми ведомствами, представители   
которых работают в этой комиссии, и мы считаем, что здесь возможности для       
субъективных решений отсутствуют. Если у какого-то юридического лица            
возникает сомнение по поводу принятого решения, оно вправе представить свои     
возражения по этому поводу и пройти все необходимые согласительные процедуры,   
и с этой точки зрения этот механизм как раз и обеспечивает необходимое          
сочетание, с одной стороны, гибкости в принятии решений, а с другой - жёсткое   
соблюдение установленных регламентных требований. Как это закрепить, сделать    
постоянно действующей нормой, определить критерии на законодательном уровне -   
у нас готового предложения нет. Сложившаяся практика показывает, что вряд ли    
возможно их закрепить для всех отраслей, для всех случаев раз и навсегда, мы    
просто вынуждены будем постоянно делать исключения из этих столь жёстко         
определённых правил. Таким образом, концепция законопроекта состоит в           
расширении полномочий, возможностей достаточно эффективно функционирующего на   
данный момент механизма.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич, хватит вам времени до перерыва?                             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уложусь.                                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мне кажется, правительство          
наконец-то подошло к решению очень важной проблемы, потому что у нас об         
импортозамещении слов уже сказано много, но, с моей точки зрения, в             
правительстве пока нет органа, который проинвентаризировал бы, проверил, а      
что же сделано.                                                                 
                                                                                
Я глубоко сомневаюсь в том, что у Алексея Михайловича хватит сил переубедить    
Сечина при принятии каких-то решений, точно так же, как и "Аэрофлот"... Ну      
вот сегодня нами приняты законы о том, что "Аэрофлот" имеет право, в том        
числе за счёт бюджетных средств, покупать запчасти, а не только самолёты,       
которых у него, подчёркиваю, пятьсот девятнадцать, если я не ошибаюсь, и        
представьте: мы принимаем решение, и теперь комиссия будет согласовывать        
выделение средств на закупку в том числе этих запчастей. Мне кажется, тут       
надо подойти более фундаментально, и я уверен, что Министерство                 
промышленности и торговли должно быть здесь самым главным. И было бы            
правильным заслушать по вопросу импортозамещения (вот как сегодня будут         
вице-премьер и министр финансов), наверное, вице-премьера Рогозина и министра   
Мантурова, надо, чтобы они проинформировали нас здесь, в этом зале, о том,      
что происходит с импортозамещением, потому что опыт моего общения с             
руководителями разных отраслей показывает, что шума много, а шерсти мало,       
понимаете? Сложились коррупционные схемы, например, приобретения                
станкостроительной продукции, когда наши заводы с колоссальными проблемами      
участвуют в тендерах, выигрывают, а потом до вопросов реализации дело не        
доходит. Это первое.                                                            
                                                                                
И второе. У нас сегодня есть колоссальная зависимость, в том числе и у          
оборонной промышленности, от таких значимых продуктов, потому что... Был в      
Питере завод, всего было два завода прецизионных станков - в Америке и у нас,   
в Ленинграде, ну, в Санкт-Петербурге. Сегодня санкт-петербургский завод,        
точнее его остатки, арендует - представьте себе! - допотопный корпус, для       
того чтобы ещё что-то производить, а там ведь гироскопы для ракет делают,       
понимаете?                                                                      
                                                                                
Завершаю. Мы концепцию поддерживаем, но считаем правильным высказывание         
коллеги Катасонова о том, что нельзя латать одеяло, надо пошить новое одеяло    
- импортозамещение, - придать этому самое большое значение и ввести контроль    
на высшем уровне.                                                               
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гутенёв Владимир Владимирович.                                      
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данным законом мы             
поддержим, и очень существенно, не просто российскую промышленность, но её      
высокотехнологичную часть, прежде всего авиастроение, судостроение,             
станкостроение.                                                                 
                                                                                
Мне хотелось бы привести только несколько цифр после анализа того, как          
соответствующие законодательные меры скажутся на судостроительной отрасли. На   
конец 2016 года портфель заказов гражданских судов в мире - 3,5 тысячи, из      
которых 70 процентов, то есть 2,5 тысячи единиц, - это "большая тройка":        
Корея, Китай, Япония. На нашу Объединённую судостроительную корпорацию          
приходится всего около 50 судов. Однако, по данным Росрегистра, сопоставимое    
количество судов мы заказали в Китае.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, принятие закона позволит правительственной комиссии          
отсекать необоснованные закупки продукции машиностроения за границей, что       
благоприятно скажется на развитии отечественных промышленных предприятий в      
области авиастроения, судостроения и других.                                    
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект поддерживает, и я призываю коллег   
из других фракций также этот проект закона поддержать.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Полномочные представители президента и правительства? Не выступают.             
Заключительное слово нужно, Алексей Михайлович? Нет. Содокладчик? Нет.          
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными      
видами юридических лиц", 22-й вопрос повестки дня.                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят единогласно.