Заседание № 107

21.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 261280-6 "О внесении дополнений в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в части, касающейся порядка определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5425 по 5717 из 8221
55-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении дополнений   
в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд          
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,        
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Докладывает Сергей    
Иванович Штогрин.                                                               
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович. Сегодня не как в прошлую пятницу, когда я докладывал    
в 19.20, - можно спокойно доложить проект закона и обосновать свою позицию.     
                                                                                
Первое, что я хотел бы сделать, - это довести до вас статистику, вот и Руслан   
Георгиевич сегодня говорил, что нельзя рассматривать проекты законов, не имея   
необходимой статистики.                                                         
                                                                                
О чём и о ком идёт речь? Проект закона, который мы подготовили, касается        
страховых взносов индивидуальных предпринимателей. Кто же такие и сколько у     
нас индивидуальных предпринимателей? По данным Федеральной налоговой службы,    
у нас около 3 миллионов индивидуальных предпринимателей, сразу уточню, что      
они делятся на две крупные категории: первая категория - это те, которые        
работают сами, самостоятельно, не имеют ни одного наёмного работника и никому   
не платят никаких денег по договорам, вторая категория - это те, которые        
имеют наёмных работников, и, кстати, довольно много, около семи миллионов       
человек работает по найму у индивидуальных предпринимателей, у физических       
лиц. Так вот все эти индивидуальные предприниматели выплачивают налоги по       
четырём, я бы сказал, налоговым системам, что ли. Первая из них - это           
упрощённая система налогообложения, когда индивидуальный предприниматель        
уплачивает налоги от дохода по ставке 6 процентов; он имеет право по этой       
системе работать, если получает доход не более 60 миллионов в год, вы видите,   
сумма весьма и весьма приличная. Вторая система налогообложения - это тоже      
упрощённая система налогообложения, но уже доходы минус расходы, в этом         
случае у него максимальная ставка может до 15 процентов доходить, но при этом   
он имеет право вычесть свои расходы из доходов, таким образом уменьшив          
налоговую базу. Третья система - это единый налог на вменённый доход, который   
зависит от физических объёмов: площади магазина, количества мест в              
парикмахерской, количества мест в автобусе и так далее. И четвёртая система -   
это патентная система, когда человек приходит в налоговую службу и говорит,     
что хочет работать, делать, к примеру, изделия, относящиеся к художественным    
промыслам, и просит патент на шесть месяцев. Регионы устанавливают сумму        
этого патента, он получает патент и спокойно работает. Я почему вам об этом     
говорю? Потому что страховые взносы зависят и от того, по какой налоговой       
системе этот индивидуальный предприниматель работает.                           
                                                                                
Когда мы говорим о том, что было сильно увеличено бремя взносов для             
индивидуальных предпринимателей, какую категорию мы имеем в виду? Ну,           
во-первых, это самозанятые, потому что тот, кто имеет наёмных работников и      
уплачивает за них страховые взносы по ставке 30 процентов от заработной         
платы, понятно, может, вообще-то, и за себя любую сумму заплатить, разумную     
естественно, и мы эту категорию не рассматриваем. Мы не рассматриваем           
категорию адвокатов, мы не рассматриваем категорию нотариусов, потому что это   
тоже абсолютно специфическая категории, и там проблем, на мой взгляд, больших   
с увеличением взносов не возникает, а среди самозанятых индивидуальных          
предпринимателей мы провели такой анализ, и вот что у нас получилось. Если      
говорить о доходах - а Федеральная налоговая служба имеет такие отчёты, и они   
мне представили данные по 2011 году, - то из миллиона с небольшим самозанятых   
индивидуальных предпринимателей 600 тысяч получили за год доход 100 тысяч и     
менее рублей. В прошлом году по инициативе правительства были увеличены         
страховые взносы для этой категории с 16 тысяч до 19 тысяч 555 рублей, это      
если на основе одного МРОТ, а если учесть, что было принято решение не с        
одного МРОТ брать, а с двух, то это уже 35 тысяч 665 рублей, то есть из 70-80   
тысяч рублей доходов надо отдать государству 35 тысяч. Это предел мечтаний,     
так сказать, налоговых органов и Пенсионного фонда, но никто их отдавать не     
будет, поэтому я ещё в прошлом году, когда правительство внесло свою            
инициативу в три раза увеличить взносы для самозанятых лиц, прежде всего        
индивидуальных предпринимателей, подготовил поправки. Были в Малом зале         
парламентские слушания, где обсуждали всё это, и я доказывал, что этого         
делать нельзя, приводил схемы и диаграммы, был министр труда и социального      
развития Топилин, вёл заседание Исаев, все слушали, кивали головами: да,        
проблема есть, но было принято вот такое "соломоново" решение - увеличить в     
два раза.                                                                       
                                                                                
Что мы получили? Мы в итоге получили, что за декабрь 2012 года и первые         
четыре месяца 2013 года более 1 миллиона 100 тысяч индивидуальных               
предпринимателей прекратили свою деятельность по собственной инициативе, при    
этом изъявили желание зарегистрироваться вновь - может быть, молодёжь           
подросла или другие причины - всего 500 тысяч. То есть за это время - минус     
600 тысяч. Правда, тут ещё ряд негативных факторов был, в том числе запрет      
торговать в киосках пивом, сигаретами и так далее, но итог вот такой. И я со    
своими коллегами подготовил проект закона, который сегодня представляется       
вашему вниманию. Суть его такова: мы предлагаем для индивидуальных              
предпринимателей, которые не выплачивают никому доходов и не имеют наёмных      
работников, установить страховой взнос в размере 6 процентов от дохода, если    
они не работают по упрощённой системе налогообложения либо работают по          
системе, предусматривающей единый налог на вменённый доход. При этом вот две    
такие реперные точки. Первая - установить, что независимо от дохода             
минимальный взнос должен быть исчислен исходя из одного МРОТ, то есть в         
сегодняшних условиях взнос в Пенсионный фонд и фонд обязательного               
медицинского страхования - это 19 тысяч с небольшим. Если построить график,     
то получается вот такая ломаная, где первая реперная точка - минимальный        
платёж. Кто имеет право платить минимальный страховой взнос? Это все, кто       
получает годовой доход 319 тысяч и меньше, все остальные, кто получает          
больше, уплачивают 6 процентов. Ну и вторая реперная точка - ограничение        
максимального размера взноса, в соответствии с расчётом по двум МРОТ это 35     
тысяч с копейками. Почему мы так сделали? Дело в том, что по нашей              
Конституции, как вы знаете, мы не имеем права принимать решение об увеличении   
налоговой нагрузки или ухудшающее положение налогоплательщика, если             
собираемся ввести норму задним числом, а мы предлагаем ввести эту норму с 1     
января 2013 года, чтобы те, кто получит в 2013 году доход 319 тысяч или         
меньше, всё-таки уплатили взносы не по 35 тысяч, а по 19 тысяч рублей.          
                                                                                
Кроме того, здесь есть ещё одна интересная вещь. Можно было бы с 1 января       
2014 года установить максимальный размер взноса исходя из трёх МРОТ, в          
течение 2015-2016 годов довести максимальный размер взноса до исчисленного от   
восьми МРОТ, получится 112 тысяч в год - это сумма, которую сегодня платят в    
среднем наши работодатели за наёмных работников, чтобы у них была средняя       
пенсия по Российской Федерации. Таким образом, мы сделаем нормальное            
налогообложение индивидуальных предпринимателей: кто получает мало, пусть       
платит минимальную сумму, с одного МРОТ, а кто много получает, пусть платит     
больше, обеспечивая себе пенсию полностью, на 100 процентов, и не надо ему      
добавлять к пенсии с наших с вами взносов. Понимаете, о чём речь? То есть       
можно сделать нормальную схему, которая позволит самозанятому человеку          
платить нормальные взносы и получать нормальную пенсию.                         
                                                                                
Почему всё-таки я за этих мелких, так сказать, индивидуальных                   
предпринимателей выступаю? Дело в том, что мы провели анализ этой категории,    
и получилось, что 50 процентов самозанятых, которые получают маленькие          
доходы, - это пенсионеры, пенсионеры, вынужденные заниматься индивидуальным     
предпринимательством, чтобы хоть что-то заработать дополнительно к своей        
нищенской пенсии, в месяц они получают кто 7, кто 10 тысяч. Получая пенсию      
12-14 тысяч и имея дополнительный доход ещё тысяч пять, шесть, семь, уже        
более или менее можно, так сказать, прожить.                                    
                                                                                
Следующая группа в этой категории - те, кто работает по найму и получает        
небольшую заработную плату: те же врачи, учителя, люди, которые работают по     
найму у бизнеса, но в свободное время имеют возможность заниматься теми же      
прямыми продажами, продавая парфюмерию, косметику, предметы бытовой химии и     
так далее, они тоже получают небольшие доходы.                                  
                                                                                
В конце прошлого года я проводил встречу с индивидуальными предпринимателями.   
Одна женщина встаёт и говорит: "Я занимаюсь продажей бытовой химии. У меня      
муж проболел четыре месяца, я четыре месяца в году не работала и получила       
доход всего 78 тысяч. Вы понимаете, что я не могу заплатить 35 тысяч из         
семидесяти восьми?! Вы примите нормальное решение!" Поэтому эту категорию       
предпринимателей действительно надо защитить, с тем чтобы они могли не сидеть   
на шее у государства, а работать, зарабатывать какие-то деньги и получить ещё   
нормальную прибавку к своей пенсии. Кроме того, есть и студенты, которые в      
межсессионный период, в летние каникулы работают как индивидуальные             
предприниматели, получая абсолютно небольшие доходы, - и с них тоже нет         
смысла брать дополнительные, так сказать, взносы.                               
                                                                                
А почему я говорю, что надо поднимать для других категорий? Простой пример. 5   
июня в Комсомольске-на-Амуре я проводил встречу с представителями малого        
бизнеса, и мне вот такое письмо передала Дунаевская Ирина Ивановна: "Хотела     
бы задать важный вопрос: почему предприниматели, имеющие по нескольку           
магазинов, платят такие же отчисления, как и мелкие, такие как я, которые       
работают самостоятельно? Почему те, кто получает большие доходы, не плачут и    
обеспечивают своими взносами себе пенсии?" То, о чём она просила, - так         
сказать, голос снизу, - мы и предлагаем реализовать в нашем проекте закона.     
                                                                                
Какие есть замечания к нашему проекту закона? Говорят, что он решает проблему   
только одной категории, но мы специально готовили его для категории             
налогоплательщиков, которые уплачивают налог по упрощённой системе              
налогообложения, с тем чтобы к нему было меньше замечаний от Правительства      
Российской Федерации, и надо сказать, что замечания, которые есть в этом        
заключении - его Сурков подписал, - практически минимальны. С учётом тех        
вещей, о которых я говорил, в дальнейшем его можно было бы доработать. Он       
практически решает проблему, с тем чтобы те, кто получает малые доходы,         
платили соразмерные взносы, а те, кто получает большие доходы, платили          
большие взносы и обеспечивали этими взносами свою будущую пенсию, и это         
укладывается, так сказать, в пенсионную реформу.                                
                                                                                
Что касается того, что уменьшатся доходы Пенсионного фонда. Да,                 
действительно, в первый год - вот мы сделали расчёты, сравнили, что в этом      
году будет, если ничего не менять, и какой получится баланс, если применить     
наш проект закона, - у нас уменьшатся взносы на 6 миллиардов рублей. Но эти 6   
миллиардов рублей не останутся у индивидуальных предпринимателей, их всё        
равно получат в виде налогов наши муниципалитеты. Те, кто работает по           
упрощённой системе налогообложения, уменьшают свои налоги на уплаченные         
взносы, но зато если с 1 января 2014 года мы сделаем верхнюю границу размера    
страхового взноса, рассчитанного на основе не двух МРОТ, а трёх, то получим     
уже плюсом 26 миллиардов рублей в доходы Пенсионного фонда. Если этого не       
сделать, то по-прежнему будет происходить уменьшение доходов Пенсионного        
фонда от этой категории.                                                        
                                                                                
На заседании комитета по социальной политике - я думаю, что его представители   
выступят, - обсуждался наш проект закона, и в качестве одной из главных         
причин отрицательного заключения там было названо то, что он для одной          
категории. Я ещё раз повторяю, что законопроект можно доработать во втором      
чтении и распространить действие его норм на всех, кто работает по упрощённой   
системе налогообложения "доходы минус расходы", тут нет проблем, а также на     
категорию налогоплательщиков, которые работают по системе единого налога на     
вменённый доход, и в этом случае 6 процентов брать именно с вменённого          
дохода, с которого они уплачивают и налоги в налоговую систему Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Вы знаете, что я по этой тематике выступал несколько раз с этой трибуны, я об   
этом говорил дважды при председателе нашего правительства Медведеве, когда мы   
встречались с ним в январе, - все кивают, мол, понимаем проблему, но ничего     
не делают. Я думаю, что настал такой момент, когда нужно сделать решительный    
шаг и решить проблему этих индивидуальных предпринимателей.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович, присаживайтесь.                 
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Сергеевич Коньков.                               
                                                                                
КОНЬКОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Авторами рассматриваемого           
законопроекта предлагается снижение размера страхового взноса для               
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему                 
налогообложения.                                                                
                                                                                
Сергей Иванович очень доступно и подробно отобразил концепцию данного           
законопроекта, но тем не менее комитет акцентирует ваше внимание и предлагает   
отметить, что иной порядок определения размера страхового взноса по             
обязательному пенсионному страхованию предлагается установить только для        
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему                 
налогообложения, из категории плательщиков, отнесённых в соответствии с         
пунктом 2 части первой статьи 5 федерального закона к плательщикам страховых    
взносов, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в то    
время как к данной категории также относятся и индивидуальные                   
предприниматели, применяющие единый налог на вменённый доход и патентную        
систему налогообложения, а также адвокаты, нотариусы и иные лица,               
занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке     
частной практикой. В случае изменения порядка определения размера страхового    
взноса по обязательному пенсионному страхованию для указанной в законопроекте   
категории плательщиков, а также с учётом того, что вступление законопроекта в   
силу предусматривается с 1 января 2013 года, Пенсионный фонд Российской         
Федерации недополучит от указанной категории плательщиков определённой суммы    
страховых взносов, что потребует перечисления соответствующих средств из        
федерального бюджета в целях компенсации выпадающих доходов Пенсионного фонда   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Также комитет обращает ваше внимание на то, что в Государственной Думе уже      
рассмотрен в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 14       
Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской           
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный       
фонд обязательного медицинского страхования, этот законопроект                  
предусматривает снижение страховых взносов на обязательное пенсионное           
обеспечение для индивидуальных предпринимателей, применяющих все режимы         
налогообложения.                                                                
                                                                                
С учётом сказанного комитетом предлагается данный законопроект в первом         
чтении отклонить.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Сергеевич.                               
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть -      
Гартунг Валерий Карлович. Но, может быть, ещё кто-то желает?                    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович. С трибуны, пожалуйста.                                
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, добрый день! Я понимаю, что мы в счёт обеденного перерыва    
работаем, поэтому буду краток, но я не мог не выйти и не сказать несколько      
слов об этом законопроекте, потому что он очень важен. Сергей Иванович          
подробно объяснил, для чего он нужен, и я повторяться здесь не буду. Касается   
он сотен тысяч и даже миллионов наших сограждан, которые не ждут милостей от    
природы, а пытаются свои финансовые проблемы решить самостоятельно, не идут с   
протянутой рукой к государству, - таких мы должны всячески поддерживать.        
                                                                                
Да, решение о повышении размеров страховых платежей для индивидуальных          
предпринимателей, использующих упрощённую систему налогообложения, было         
непродуманным, действительно, нужно вернуться к старым ставкам. Сергей          
Иванович предложил, на мой взгляд, универсальное решение: он ведь не меняет     
порядок начисления - я внимательно прочитал закон, - он его ограничивает        
сверху и снизу. То есть можно оставить действующий порядок, просто будут        
работать ещё дополнительно два ограничения: не более 6 процентов и не менее     
отчисления с одного МРОТ - это нормальная практика. Это не только снижает       
налоговое бремя для индивидуальных предпринимателей - для кого-то снижает, а    
для кого-то вообще его не меняет, вот в чём дело-то - это, по-моему, разумная   
вещь.                                                                           
                                                                                
Да, действительно, были справедливые претензии к этому законопроекту в части    
того, что он не всех предпринимателей охватывает, но Сергей Иванович заметил,   
что это можно исправить во втором чтении. Никто нам не мешает принять эту       
универсальную формулу, она даст возможность не разориться тем, кто мало         
зарабатывает, потому что индивидуальные предприниматели абсолютно разные:       
есть индивидуальный предприниматель, который использует упрощёнку и 60          
миллионов в год получает, а есть такой, который получает 300 тысяч, - почему    
мы должны применять один и тот же тариф, почему они должны одну и ту же сумму   
платить? Ну согласитесь, это несправедливо. Сергей Иванович предлагает          
справедливую формулу.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, предлагаю принять этот законопроект в первом чтении, а ко    
второму доработать. Лучшего всё равно ничего не придумаем и в итоге вернёмся    
к этой же формуле, но только гораздо позже, и всё это время наши граждане       
будут, скажем так, поминать нас недобрым словом. Я предлагаю сегодня эту        
проблему решить.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик?                
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7887 по 7905 из 8221
55-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении дополнений    
в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд          
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,        
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", первое чтение.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              198 чел.44,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    199 чел.                                          
Не голосовало                 251 чел.55,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.