Заседание № 142
О проекте федерального закона № 261079-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части расширения возможностей обеспечения жильём лиц из числа детей-сирот).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Докладывает Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мне кажется, уже нет необходимости убеждать вас проголосовать за этот законопроект, потому что мы приняли его уже в первом чтении, по сути дела, единогласно. Внесён он был ещё в декабре прошлого года правительством и направлен на создание альтернативного варианта обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Мне хочется только рассказать вам о тех поправках, которые появились ко второму чтению, всего их у нас 78, из них 18 поправок находятся в таблице рекомендуемых к принятию, а 60 поправок находятся в таблице рекомендуемых к отклонению. Существенную группу поправок внесли депутаты во главе с Председателем Думы, руководителями фракций, речь идёт о том, что преимущественное право на получение сертификатов имеют дети-сироты и лица из числа детей-сирот, которые уже создали семью, с несовершеннолетним ребёнком или детьми, и используют средства материнского капитала, те, кто принимал участие в спецоперации. Ну и ещё одна новелла этого законопроекта: в случае если на день вступления принятого нами закона в силу в субъектах Федерации действовали свои законы, там, где возрастная норма ниже, - у нас шесть таких субъектов, есть норма, где закреплён возраст 21 год, есть 18 лет, - так вот, там будут действовать те нормы, которые уже разработаны в субъектах Федерации, мы на это не покушаемся, даём переходный период, пожалуйста, пусть у себя работают по этим нормам, тем более опыт успешного применения сертификатов уже есть в целом, ну, я назвала, шесть субъектов, и образец тому - Саратовская область. К нам подключался спикер Саратовской областной Думы, сказал, что эта норма (21 год), собственно, у них работает. Мы это учли и дали возможность регионам работать, чтобы не ухудшать то, что они уже у себя создали. Другая группа поправок, которые рекомендуется принять и которые отнесены в таблицу № 1, разработана депутатами нашего комитета, смысл состоит в следующем. Денежная выплата в форме сертификата не может быть использована для участия в жилищном, жилищно-строительном кооперативе или в каком-либо другом специализированном потребительском кооперативе. Уточняется нашей поправкой порядок контроля органами исполнительной власти за приобретением жилых помещений. Это должно быть, потому что иногда случается такое, что сертификат используется далеко не по назначению. Поправки также устанавливают запрет на распоряжение жильём в течение трёх лет после его приобретения. Уточняется состав информации о сертификате, о сделке, которая загружается в информационную систему, ну и дополняются вот эти самые переходные положения. К принятию рекомендуются также поправки, внесённые нашими коллегами Алексеем Владимировичем Куринным, Галиной Петровной Хованской, Владимиром Игоревичем Самокишем и Законодательным Собранием Кемеровской области - Кузбасса. В них предлагается исключить из требований, которые предъявляются к получателю сертификата, требование о надлежащем исполнении обязанностей нанимателя помещения. Мы это из закона исключаем, согласившись с нашими коллегами. Эти поправки, повторяю, предлагаются к принятию. Ну и 60 поправок мы рекомендуем к отклонению по самым разным основаниям, я готова аргументировать. Мы обсуждали каждую из них на заседании комитета совместно с представителем профильного министерства, поскольку, напомню, законопроект этот, внесённый в декабре прошлого года, был разработан правительством. Мы им за это, кстати, благодарны, долго ждали этот законопроект. Ну и в ходе согласования с ними вынуждены были с отдельными поправками всё-таки не согласиться. Просим поставить на голосование таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к рассмотрению таблиц поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 05 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Хованская Галина Петровна. Есть ещё вопросы? А, есть ещё вопросы, много вопросов. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. У меня просьба вынести на отдельное голосование поправки 1, 3 из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 1 и 3. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 57. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шестьдесят... ХОВАНСКАЯ Г. П. 57. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я потому и затормозил, что всего 60. Алёхин Андрей Анатольевич. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Поправки 29 и 30. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 29-я и 30-я. И Куринный Алексей Владимирович. Депутату Куринному включите микрофон. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 26-я поправка. Я микрофоном поработаю немножко. Итак, коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 1, 3, 57, 29, 30, 26. Правильно? Правильно. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 12 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. По поправке 1 - Глазкова Анжелика Егоровна. Пожалуйста. ГЛАЗКОВА А. Е. Я сразу и по поправке 1, и по поправке 3, они об одном и том же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГЛАЗКОВА А. Е. Эти поправки направлены на то, чтобы как раз поставить в равные условия детей-сирот при получении ими выплаты для приобретения жилья. В законопроекте сказано, что такие выплаты осуществляются при соблюдении ряда условий, одним из которых является "отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания заявителю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации". Я предлагаю данный пункт из законопроекта исключить, так как непонятно, как документально подтвердить отсутствие трудной жизненной ситуации, какой орган это будет делать, каким документом. И к тому же ставятся в равные условия дети-сироты, у которых есть трудная жизненная ситуация и у которых её нет. Прошу данные поправки поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. На трибуне включите микрофон. Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, Анжелика Егоровна. Поправки, действительно, с одной стороны, касаются получения самого сертификата, самой выплаты, а с другой - права на получение этой выплаты. У нас в законопроекте уже говорится об иных причинах трудной ситуации, в которой может находиться ребёнок-сирота и ребёнок, который остался без попечения родителей, например, болезнь - это временная причина: когда человек выздоровел, он снова может встать на очередь и претендовать на получение сертификата. Но в законе вы же не можете прописать все эти трудные ситуации, для этого есть комиссия, которая создаётся в субъекте Федерации, и вот комиссия уже определяет, можно ли учитывать эту трудную ситуацию как обстоятельство, которое передвигает данного ребёнка в очереди на получение жилья или на получение этого сертификата. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к голосованию. Ставится на голосование поправка 1. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 38 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 78 чел. Не голосовало 372 чел.82,7 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование поправка 3. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 36 мин. 02 сек.) Проголосовало за 53 чел.11,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 68 чел. Не голосовало 382 чел.84,9 % Результат: не принято Отклоняется поправка. По поправке 57 - Хованская Галина Петровна. Пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, закон называется "О дополнительных гарантиях..." - обращаю внимание: множественное число, - то есть он не об одной гарантии, может быть несколько гарантий. Так вот я предлагаю дополнить пункт 1 абзацем, согласно которому в случае отсутствия указанных в настоящем пункте жилых помещений - нет жилья, куда можно ребёнка переселить, - органы государственной власти субъекта арендуют жилые помещения для обеспечения лиц, указанных в законе, или ежемесячно выплачивают денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Нам надо заканчивать с бездомностью наших детей: если нет жилья - оплатите наём и поднаём. И это абсолютно в концепцию законопроекта вписывается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета, Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Галина Петровна, спасибо. Вы знаете, насколько внимательно мы всегда относимся к вашим предложениям. Более того, коллеги, хочу проинформировать: вообще, с начала работы Государственной Думы в нашем комитете находится примерно восемь законодательных инициатив, которые касаются обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Но я ещё напомню: всякий раз, когда мы утверждаем закон о бюджете в этом зале, мы вносим поправки, которые увеличивали бы финансирование со стороны федерального бюджета, а сумма эта остаётся неизменной - всего 10 миллиардов рублей. Уважаемая Галина Петровна, ну, как вы знаете, действительно, сейчас вот эта норма - о том, чтобы иметь возможность предлагать наём или поднаём жилого помещения, - отдана на усмотрение субъектов. В данном случае, если мы пропишем эту императивную норму, этот законопроект не будет иметь права на существование, мы просто его не примем, потому что регионы с нами его не согласуют и не поддержат. И к сожалению, поправку эту не поддержало правительство. Мы просто вынуждены были отклонить эту поправку и направить её в таблицу № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 57, комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 38 мин. 58 сек.) Проголосовало за 76 чел.16,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1 % Результат: не принято Не принимается поправка. Поправка 29 - Алёхин Андрей Анатольевич. АЛЁХИН А. А. Уважаемая Нина Александровна, уважаемые депутаты! Без сомнения, законопроект необходимо принимать. Что касается 29-й поправки. Прошу вас поддержать данную поправку, так как для значительной части субъектов Российской Федерации финансировать предоставление благоустроенного жилого помещения для детей-сирот достаточно проблематично. Эта нагрузка должна лежать в первую очередь на федеральном бюджете. Тем более, что финансово-экономическое обоснование реализации данного законопроекта предусматривает бюджетные ассигнования и в федеральном бюджете. Кстати, эта поправка Законодательного Собрания Омской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По 29-й поправке, Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. К сожалению, вынуждены отклонить эту поправку, поскольку она не соответствует вообще концепции базового закона, в который мы сейчас вносим эту самую поправку. У нас сегодня полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, относятся к полномочиям субъекта Федерации, и нам с вами скажут, что это добрая воля федерального центра - софинансировать эти обязательства. Так что в данном случае у нас с вами не получится полностью перегрузить это на федеральный бюджет без участия субъектов. Более того, вы помните, когда обсуждали поправку в бюджет, наши коллеги вносили эту поправку и мы получили упрёк? Когда есть профицит своего, регионального, бюджета, то безусловно - а кто мешает депутатам из региона направить эти средства на то, чтобы приобрести помещение для детей-сирот? Вот, например, в Оренбурге 25 миллиардов профицит, а тем не менее очередь остаётся - ждут, когда упадут деньги из федерального бюджета. Мне представляется, что... В данном случае, понимая вас, мы даже рабочую группу создали, для того чтобы на федеральном уровне всё-таки решить вопрос увеличения финансирования. Я не знаю, порадую вас или нет, но Минстрой нам заявил, что это будет уже не 10 миллиардов, а 30-40 миллиардов. Если такое случится, ну, можно только порадоваться, что называется, капля и камень точит. То есть мы вместе работаем в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 29. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 37 сек.) Проголосовало за 71 чел.15,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 72 чел. Не голосовало 378 чел.84,0 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 30, Андрей Анатольевич Алёхин. АЛЁХИН А. А. Уважаемая Нина Александровна, уважаемые депутаты! Призываю вас поддержать данную поправку. Это тоже поправка Законодательного Собрания Омской области. Она позволит субъектам Российской Федерации самостоятельно регулировать вопросы по поддержке этой категории граждан в рамках федерального законодательства. Вот здесь, кстати, если будет профицит, у региона появляется возможность решать эти вопросы, направлять дополнительные средства на решение этой проблемы. Прошу поддержать данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ОСТАНИНА Н. А. Ну, мнение комитета отрицательное по той простой причине, что у нас, вообще-то, дети-сироты тоже имеют право переезжать из одного региона в другой. Вот он сегодня находится в детском доме, к примеру, во Владимирской области, а захотел себе жильё приобрести в Казани или в Якутии, и если не будет вот этой федеральной нормы, то ребёнок просто будет поражён в правах. Не можем согласиться с этой поправкой, должны быть единые федеральные нормы и стандарты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 30. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 06 сек.) Проголосовало за 50 чел.11,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 67 чел. Не голосовало 383 чел.85,1 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 26 - Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Суть поправки следующая. Если размер выплаты, которая будет предоставляться взамен, скажем так, жилого помещения в натуральном виде, превышает стоимость квартиры или если превышает размер средств, необходимых для погашения кредитных обязательств по договору, например, ипотеки, предлагается, что оставшаяся часть этой выплаты должна быть или может быть использована на улучшение жилищных условий, ну, то есть на приобретение дополнительной жилой площади в порядке, повторю ещё раз, определяемом Правительством Российской Федерации. Такие ситуации, безусловно, будут. И совершенно неправильно, если, например, ребёнок-сирота взял квартиру, частично за неё расплатился, а та, скажем так, помощь, которая ему в виде выплаты будет предоставляться, окажется меньше, чем у другого, который ничего не делал, по большому счёту, ничего не приобретал и получил её в полном размере. А так оставшиеся средства будут использованы в последующем на улучшение его же жилищных условий. 3 миллиона выделили, соответственно, 3 миллиона всем - и тем, кто, скажем так, с нуля получает квартиру, и тем, кто уже заключил некий кредитный договор. Ну и бывают ещё ситуации, когда стоимость квартиры оказывается ниже, чем та сумма, которая выделяется ребёнку-сироте. В соответствии с той редакцией, которая сегодня есть, получается, что эти деньги отойдут назад государству и не будут никак использоваться. В той редакции, которую предлагаю я, эти деньги останутся за ребёнком и будут использованы им в последующем на улучшение жилищных условий в порядке, ещё раз скажу, определяемом Правительством Российской Федерации, - ему даётся такое право, чтобы деньги никуда не ушли, чтобы никто его не обманул и тому подобное, эти опасения на заседании комитета высказывались. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемые коллеги! Собственно, из-за этой поправки мы и задержали вынесение законопроекта на рассмотрение во втором чтении. Алексей Владимирович прав, и я тоже встала на его сторону, мы пытались до последнего согласовать это с Министерством просвещения. Скажу вам честно, минпрос тоже поддержал эту поправку, но ГПУ нам не согласовало (иначе мы тормозим, тогда весь законопроект не пройдёт). Почему? Потому, что правительство считает в целом, давая заключение, что использовать формулировку "на улучшение жилищных условий" нецелесообразно, потому что это может трактоваться очень широко. Поэтому, да, действительно, в случае если стоимость жилого помещения меньше, чем выданный сертификат, а сумма сертификата 2,9 миллиона, к сожалению, оплачиваться будет только стоимость самого помещения. Эту поправку не поддержали, к сожалению, Алексей Владимирович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 26, комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 46 мин. 08 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3 % Результат: не принято Поправка не принимается. Коллеги, все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 46 мин. 34 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается единогласно во втором чтении. Пожалуйста, Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! За время подготовки законопроекта ко второму чтению мы подготовили его к рассмотрению и в третьем чтении, то есть провели все экспертизы, лингвистическую, юридико-техническую. Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Просим поставить на голосование в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 25 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 261079-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части расширения возможностей обеспечения жильём лиц из числа детей-сирот).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Докладывает представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра просвещения Андрей Алексеевич Корнеев. КОРНЕЕВ А. А., представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра просвещения Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона разработан в целях сокращения сроков обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 23 лет и успешно социализированных в обществе. Главным нововведением законопроекта является возможность для субъектов Российской Федерации обеспечивать лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями не только путём фактического предоставления квартир специализированного жилищного фонда, но и путём предоставления выплаты, удостоверяемой сертификатом. Такую выплату можно будет направить на приобретение жилого помещения в собственность либо на полное погашение кредита (займа) по договору ипотечного кредитования. Это ускорит процесс обеспечения жильём, так как позволит избежать длительных конкурсных процедур и расширит возможности при поиске квартиры. В целях защиты от мошеннических действий в отношении лиц из числа детей-сирот направление средств будет осуществляться непосредственно на счета продавцов квартир либо на счета кредитных организаций в случае погашения обязательств по кредитному, ипотечному договору. При этом договор купли-продажи будет предварительно согласовываться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, а отчуждение жилого помещения, находящегося в собственности менее трёх лет, также согласовывается органом исполнительной власти. Актуальность законопроекта подтверждается тем, что региональными актами 35 субъектов Российской Федерации уже реализуется аналогичная мера поддержки, и спрос на сертификаты в этих регионах очень высок. Также законопроектом предусматривается сокращение срока действия договора найма специализированного жилого помещения с пяти до трёх лет. Это изменение также вносится по многочисленным просьбам граждан: практика показала, что действующая норма, предусматривающая обязанность проживать пять лет в жилом помещении без возможности улучшить свои жилищные условия или даже переехать в другой регион, где имеются возможности трудоустройства, серьёзно ограничивала возможности граждан. Уважаемые депутаты Государственной Думы, прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Алексеевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, с поразительным единодушием объединяемся мы один раз в год, когда обсуждается федеральный закон о бюджете и речь идёт об утверждении такого расходного обязательства, как выделение средств на обеспечение жильём детей-сирот. Мне кажется, что комитет по бюджету согласится с тем, что депутаты всех фракций, которые сегодня работают в Государственной Думе, вносят свои поправки. Ну и ещё один стабильный факт - Министерство финансов регулярно нам заявляет, что это расходные обязательства субъектов Федерации и сумма 10 миллиардов носит стимулирующий характер, поэтому эта сумма увеличиваться не будет. Вот такая стабильность, конечно, ни в коей мере не способствует решению этой проблемы, как, впрочем, и внесённый сегодня законопроект. Не случайно в ноябре 2021 года была создана рабочая группа в Государственной Думе, куда вошли депутаты всех фракций, куда вошли представители правительства, куда вошли представители общественных организаций - в общем, всех заинтересованных ведомств. Мы сформулировали 19 предложений, которые направили в Министерство просвещения, в министерство строительства, в министерство труда. Надо ли говорить, что ни одно из них, если честно, проработано и принято не было? И сегодняшнее предложение - это результат семилетней работы Министерства просвещения и одного маленького пункта в наших рекомендациях, которые направлены, ну, в те структуры, которые сегодня отвечают за обеспечение жильём детей-сирот. Так, напомню, что на сегодня единого института власти, который занимался бы этой проблемой, нет, и это тоже, по сути дела, очень плохо, конечно, поэтому... Когда мы проводили в Государственной Думе 14 марта "круглый стол", - и я благодарна своим коллегам, которые приняли участие, а также представителям самых разных фракций, и Галине Данчиковой, и нашему депутату Григорьеву ("СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..."), и депутату Самокишу (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"), и Елене Вторыгиной, и Татьяне Петровне Ларионовой, были представители и Совета Федерации - очень много было предложений. Мнение всех участников "круглого стола" было единым: этот законопроект не решает проблему обеспечения жильём детей-сирот. Да и сами вдумайтесь: возрастная планка - 23 года, и мы уже говорим "лица из числа детей-сирот". На сегодня очередь на получение жилья составляет 275 334 ребёнка. Темпы, которыми происходит выделение средств и, естественно, жилья, позволяют обеспечить примерно 10 процентов, и, по данным Счётной палаты, при таких темпах потребуется от 14 до 40 лет. Те, кто состоит сегодня на этом учёте, получат жильё (даже с учётом принятия этого закона), когда им исполнится уже 50 или 60 лет, а мы всё их называем "дети-сироты". Ну а наследство это появилось не пять лет назад, не десять лет назад. Это, по сути дела, расходное обязательство, которое перешло к тем губернаторам, к той региональной власти, которая сегодня решением проблемы занимается, ещё 30 лет назад. За это время 27 законопроектов вносили регионы, депутаты, только по теме сертификатов было четыре законопроекта, но, к сожалению, опять-таки стабильный ответ: мы будем предлагать свой вариант. Ну, предложили - давайте посмотрим на предложенный вариант. Какие риски? Первое. Нет гарантий, что это будет качественное жильё. Мы уже, работая с материнским капиталом, сталкивались с таким. Приезжаешь в богом забытую деревню, и тут тебе говорят: в школе пятеро детей - это все, кто купил на средства маткапитала... Асоциальный образ жизни, многодетные... То есть никто не контролирует качество этого жилья. Второе. Понятно, что с момента приобретения жилья даже этот уже социализированный молодой человек из числа детей-сирот, который пусть и будет иметь стабильный доход, вернее, доход в размере одного прожиточного минимума на члена семьи, кстати, это достаточно высокая планка, у них, как правило, отсутствует этот ритмичный доход... А если это сезонная работа, а если это какие-то серые схемы? Здесь тоже нужно смотреть - думается, что она неоправданно завышена, эта планка. Так вот, в любом случае контроля за тем, какого качества жильё приобретено, повторяю, у нас нет, с одной стороны, а с другой стороны, велик риск, что банк за неуплату просто изымет это жильё и повторно уже этот ребёнок средства не получит. Интересные предложения, прошло время за эти семь лет. Вот депутат Самокиш предложил: а если вообще убрать этот возрастной фильтр хотя бы для тех, кто участвует сегодня в СВО? То есть время диктует нам и новые подходы к этому законопроекту, и я думаю, что он абсолютно прав. Он сказал, что, если мы доверили этому парню держать автомат, ну, сертификат тогда не доверяем, что ли? Так что ко второму чтению, конечно, надо смотреть, с тем чтобы можно было внести эту поправку... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. ОСТАНИНА Н. А. Комитет, естественно, предлагает принять этот законопроект, но вместе с министерством проработать те предложения, которые были высказаны на заседании "круглого стола", и те рекомендации, которые рабочей группой выработаны и направлены в Министерство просвещения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Нина Александровна, останьтесь, наверное, здесь, хотя можно и с места. На ваше усмотрение. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Андрей Алексеевич, несколько вопросов. Первое - это порядок исключения из этой очереди. То есть тот, кто сам купил квартиру до момента, как ему было предоставлено жильё, из очереди будет исключён - сколько таких и почему такой подход? То есть человек, ребёнок-сирота сам сумел приобрести квартиру, сумел расплатиться, но после этого лишается выплаты и возможности получить какую-то компенсацию, даже на улучшение жилищных условий. Второй момент - без вести отсутствующие, которые тоже исключаются. Каково их число из общего количества тех, кто в очереди на жильё, - то ли из 298 тысяч, то ли из 275 тысяч? Разные цифры в пояснительной записке и в докладе Нины Александровны. Далее - выплата. Одно из условий предоставления выплаты - это надлежащее исполнение заявителем обязанности нанимателя специализированного жилого помещения. То есть фактически человек, который получил специализированное жильё, может потом получить и выплату, судя по этому законопроекту? Это подпункт 4 пункта 2. Ну и наконец, расторжение договора по соглашению сторон не приводит к восстановлению в списке... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Алексеевич. КОРНЕЕВ А. А. Спасибо большое за вопросы, Алексей Владимирович. По поводу исключения из списка. Это общая норма: если у человека из числа детей-сирот появляется жилое помещение, то уже нет нуждаемости. А закон, который действует, закон № 159-ФЗ, как раз исходит из этого принципа. По поводу без вести отсутствующих. Ну, такой статистики пока не могу вам сейчас привести, обязательно представим к рассмотрению во втором чтении, но это, конечно, несущественное количество случаев. И о спецжилфонде был вопрос, Алексей Владимирович? Ну, спецжилфонд - это, как вы знаете, манёвренный фонд, и здесь наш законопроект... Конечно, необязательно человек должен проживать в спецжилфонде, чтобы получить выплату, такого нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецова Анна Юрьевна, пожалуйста. КУЗНЕЦОВА А. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Тема крайне тяжёлая. К сожалению, до сих пор мы никак, Андрей Алексеевич, в вашем лице не найдём союзников по увеличению финансирования. Минстрой поддерживает. На заседании нашей рабочей группы целый перечень предложений был дан, с Ниной Александровной не могу не согласиться. В отношении конкретного законопроекта скажу два тезиса. Первый. Мы согласились на эту форму реализации своих обязательств, обязательств Российской Федерации, с условием контроля. Эта тема, к сожалению, ушла из предложенной версии законопроекта. Мы с вами можем проработать предложения к следующему чтению, но без механизма контроля расходования сертификатов мы не сможем поддержать данную позицию. Второй. Исполнено обязательство в отношении сирот только тогда, когда приобретено жильё, - не потрачены деньги или выдан сертификат, а приобретено жильё, поэтому контроль обеспечить крайне необходимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Алексеевич, что вы можете на этот счёт сказать? КОРНЕЕВ А. А. Спасибо большое за вопрос, Анна Юрьевна. Безусловно, отдельные элементы контроля в законопроекте заложены. Мы встречались, разговаривали на эту тему. Давайте поработаем, ко второму чтению мы всё это обязательно учтём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. У меня вопросы к разработчикам. Когда мы сможем уйти от такого узкого подхода, что нужно обязательно в некоторых случаях строить целые дома для выпускников интернатов? Почему и когда мы решили, что они могут жить только вместе и не должны выбирать свой жизненный путь уже самостоятельно? И в связи с этим тоже вопрос: а почему мы не рассматриваем развитие арендного жилья и использование муниципального фонда, для того чтобы на льготных условиях ребята могли жить там, где у них есть интересная работа, а не там, где им вот дают такого рода субсидию, сертификат? Как вы считаете? КОРНЕЕВ А. А. Станислав Александрович, спасибо за вопросы. Прежде всего, да, действительно, практика строительства жилья для детей-сирот в регионах есть, но есть определённые ограничения по количеству квартир, которые могут быть предоставлены детям-сиротам, - сейчас не более 20 процентов. Но, как вот правильно Нина Александровна сказала, это полномочия субъектов Российской Федерации, и в субъектах реализуются разные механизмы, в том числе предоставление этой категории граждан в аренду жилья, квартир. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Андрей Алексеевич, вот в своём докладе вы сказали, что только успешно социализированным детям-сиротам будут производиться выплаты. А как быть с теми, кто, допустим, оказался в тяжёлой жизненной ситуации, потерял работу, встал на биржу, например, даже вот в период подачи документов на комиссию? И ещё вопрос, вот как понять подпункт 7 пункта 2 статьи 8-1: "...отсутствие обстоятельств, свидетельствующих..." и так далее? Чем подтвердить это, какими документами это подтвердить? Они же должны в комиссию эти документы представлять. КОРНЕЕВ А. А. Спасибо за вопросы, Анжелика Егоровна. По поводу успешной социализации. Ну, такая форма была предложена, мы можем обсуждать данное предложение, но, естественно, тем, кто не подпадает под эту категорию, жильё будет предоставляться в общем порядке. Это ведь специализированный жилищный фонд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И второй вопрос был, какими документами можно?.. КОРНЕЕВ А. А. Ну, это же будет право органов опеки - сделать соответствующий запрос, который подтвердит ту или иную информацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Андрей Алексеевич, важно, чтобы размер сертификата позволил оплатить реальную стоимость жилья, ведь субъекты разные, возможности разные. Это первое. Второе. Как правильно Нина Александровна сказала, в законопроекте нет норм, предусматривающих контроль за качеством жилья. Я не увидела их. И третье. Да, есть ряд норм, направленных на защиту от мошенничества, я их вижу, но будет ли их достаточно? Ведь возможность совместного приобретения квартиры позволяет отнять эту квартиру через вступление в брак, и с такими историями мы сталкивались. И сомнения вызывает норма о переводе средств напрямую на счёт кредитной организации. КОРНЕЕВ А. А. Спасибо большое, Яна Валерьевна, за вопросы. В законопроекте закреплены элементы контроля: во-первых, это предварительное рассмотрение проекта договора купли-продажи; во-вторых, комиссионное решение о выплате по сертификату. Мы исходим из того, что комиссия, которая создана в регионе и правомочна рассматривать вопросы, не аварийное ли это жильё, не ветхое ли это жильё, - это определённый элемент контроля. Ну и здесь не надо забывать, что сам человек выбирает, где ему жить, и представляет соответствующие документы в комиссию. И в части защиты от мошенничества мы специально предусмотрели норму (такая норма действует и при предоставлении единовременной субсидии государственным служащим): перевод на счёт продавца осуществляется исключительно после приобретения права собственности на жильё. На наш взгляд, этот механизм тоже может защитить от мошеннических действий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Андрей Алексеевич, вот сейчас у нас есть проблема - не способны регионы исполнять вот эту государственную обязанность, и стоит очередь, огромная очередь детей-сирот на получение жилья. Теперь возникнет ещё очередь на получение сертификата, это очевидно, ну, потому что... Главный вопрос, который у всех возникает и который регионы адресуют и нам, и федеральному органу исполнительной власти, - это вопрос о федеральном финансировании, об источнике финансирования, вот что с этим вопросом? И если рассматривать перспективу судебного обращения гражданина: ведь жилья-то может не быть в регионе, а деньги-то на счёте всегда есть, так вот оспаривается ли в суде право на получение сертификата, то есть стопроцентное это право или нет? КОРНЕЕВ А. А. Спасибо большое за вопросы, Андрей Анатольевич. Ну, вы, как и Нина Александровна в своём выступлении, затронули вопросы финансового обеспечения и финансовых возможностей регионов. Вопрос стоит остро, я думаю, мы дальше будем этот вопрос прорабатывать. В отношении оспаривания, ну, здесь надо посмотреть, как будет складываться судебная практика, спрогнозировать сейчас я, боюсь, не смогу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Красноштанов Антон Алексеевич, пожалуйста. КРАСНОШТАНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Алексеевич, у меня ряд вопросов. У нас сегодня обеспечение этим жильём входит в полномочия субъектов Федерации - мы снимаем с них это полномочие? Сегодня жильё, которое строится, полностью на контроле, в разных регионах по-разному: где-то стройконтроль, где-то стройнадзор контролирует, следственные органы, правоохранительные органы контролируют строительство этого жилья и его передачу. Это первый вопрос. И второй вопрос: это будет первичка или предусмотрена возможность покупки по сертификату и вторичного жилья? Мы ведь понимаем, что срок гарантийных обязательств у первички и вторички отличается. КОРНЕЕВ А. А. Антон Алексеевич, спасибо за вопросы. Ну, отвечу вначале на второй вопрос. Здесь имеется в виду в том числе вторичное жильё, ограничение законопроектом не устанавливается. По поводу первого вопроса. Ну да, сейчас контроль за строительством жилья разрозненный, поэтому... ну, здесь нечего добавить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Алексеевич, очень щепетильный поднят вопрос, чувствительная тема, поэтому сокращу - вопросы уже задали ряд моих коллег. Как, на ваш взгляд, всё-таки законопроект сможет улучшить сложившуюся ситуацию? И будет ли индексироваться сумма, выделяемая на жильё? Далее, будет ли корреляция сумм в зависимости от места жительства? КОРНЕЕВ А. А. Спасибо за вопросы, Михаил Сергеевич. Ну, по поводу индексации стоимости. Мы специально в законопроекте привязали расчётную стоимость одного квадратного метра к приказу министерства строительства, которое ежеквартально на всю страну эту среднюю стоимость квадратного метра жилья устанавливает в разбивке по регионам. Так что индексируется, этот приказ Минстроя всегда предусматривает индексацию, и, естественно, будет индексироваться и сумма выплаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Топилин Максим Анатольевич. ТОПИЛИН М. А. Андрей Алексеевич, большинство ведомств уже перешло на предоставление таких продуктов, таких услуг в беззаявительном порядке. К сожалению, вообще во всём законодательстве о предоставлении жилья детям-сиротам сохраняется заявительный порядок предоставления этой, ну, так скажем, услуги. Готовы ли вы ко второму чтению от этого порядка отказаться, тем самым, ну, фактически автоматизировав и сделав более простым для граждан этот механизм? Тем более, что следующим вопросом вы докладываете как раз законопроект, связанный с информационным взаимодействием ряда систем, в том числе ФГИС ФРИ, ЕГИССО и так далее. КОРНЕЕВ А. А. Максим Анатольевич, спасибо за вопрос. В части включения в список, ну да, вы правы, порядок заявительный, потому что или опекуны, или администрация учреждения, где содержится ребёнок-сирота, подаёт соответствующие документы в органы опеки для постановки на учёт, включения в список. Ко второму чтению мы этот вопрос ещё детально обсудим, готова ли система к переходу на беззаявительный порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Алексеевич, в пояснительной записке сказано, что на 1 января 2022 года количество граждан, которые попадают в список нуждающихся, составило 298,5 тысячи человек. Законопроект был внесён в декабре 2022 года. Скажите, пожалуйста, учтены... либо, если нет, скажите, какое количество граждан подпадает под действие данного закона в новых четырёх субъектах Российской Федерации? Это первое. Второй момент. Исходя из финансово-экономического обоснования, это всё будет делаться за счёт ежегодных субсидий, выделяемых субъектам Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, сколько лет будет необходимо для того, чтобы обеспечить данную категорию сертификатами? И не получится ли такая же ситуация, как в МВД, когда сотрудники МВД годами ждут получения подобных сертификатов? КОРНЕЕВ А. А. Спасибо большое за вопросы, Андрей Геннадьевич. По поводу количества лиц, на которых будет распространяться действие закона. Вы сейчас назвали цифру 290 тысяч, но это общее количество детей-сирот, которые находятся в списке нуждающихся в получении жилья. В данном случае действие закона будет распространяться на 70 тысяч наших граждан. Что касается новых территорий, новых субъектов Российской Федерации, сейчас формируются соответствующие списки. Когда будет произведён учёт данной категории граждан, тогда мы будем готовы дополнительно доложить Государственной Думе. И по поводу того, сколько лет потребуется, чтобы эту очередь сократить. Здесь мы не берёмся прогнозировать. Как уже было сказано, из федерального бюджета на субсидирование данных расходных обязательств ежегодно выделяется 10 миллиардов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Алексеевич, я думаю, вам из обсуждения и задаваемых вопросов понятно, что одна из ключевых проблем - это различие финансовых возможностей регионов. Не буду повторять здесь, это достаточно очевидная вещь - возможности различны. Не случайно тут называли цифры, говорили, что далеко не все регионы смогли принять собственные меры поддержки, решения этой проблемы. Ну и всё-таки, как представитель министерства, которое эту тему ведёт, как вы собираетесь добиваться всё-таки выделения необходимых средств из федерального бюджета? Потому что в противном случае закон останется в том виде, как он есть, декларативным. КОРНЕЕВ А. А. Спасибо за вопрос, Николай Иванович. Безусловно, мы, как министерство, отвечающее за эту отрасль, полностью поддержим то, что здесь, конечно... ну, как бы и элемент дополнительного финансирования необходим, но прежде всего мы осуществляем мероприятия по сохранению имеющегося жилья у ребёнка-сироты, и это тоже один из элементов, который будет способствовать сокращению очереди находящихся в списке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Панин Геннадий Олегович. ПАНИН Г. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Алексеевич, в соответствии с пунктом 7 статьи 8 закона № 159-ФЗ общее количество квартир, предоставляемых детям-сиротам в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта и при этом не может превышать, как известно, 25 процентов от общего количества квартир в этом доме, за исключением населённых пунктов с численностью менее 10 тысяч человек. Но надо признать, что далеко не во всех населённых пунктах нашей страны с численностью жителей, ну, допустим, даже больше 100 тысяч человек есть сегодня достаточное количество новостроек и, вообще, другого жилого фонда, позволяющее это условие соблюдать. Известна ли правительству эта проблема? И какие меры на сегодняшний день принимаются для её решения? КОРНЕЕВ А. А. Спасибо за вопрос, Геннадий Олегович. Да, безусловно, мы об этой проблеме знаем. Сейчас в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект - насколько мне известно, ещё не принято по нему решение, - где как раз, ну, вот эту квоту, 25 процентов, предлагается пересмотреть. Ну, будем смотреть, как дальше будут приниматься соответствующие решения, мы будем, естественно, их исполнять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Кнопка не сработала. Уважаемый Андрей Алексеевич, почему нельзя оставить без исключения из списка безвестно отсутствующих детей-сирот, сохранив положение в редакции действующего законодательства? Тем самым мы разве не освободим сироту от дальнейших судебных тяжб? КОРНЕЕВ А. А. Спасибо за вопрос, Вячеслав Михайлович. Почему включается эта норма по поводу безвестно отсутствующих? Поскольку мы видим, что в списке находятся лица, которых, ну, к сожалению, уже нет в живых, и данные об их местонахождении неизвестны. Исключительно, чтобы список у нас был актуальным. И вы заметили, что предусмотрена норма: если человек появляется, то он автоматически опять включается в данный список. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, давайте договоримся: по одному выступлению от фракции. У нас большая повестка дня, вопросы задаём столько, сколько нужно, а выступления - по одному. Значит, Хованская или Кузнецов - от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...", Мархаев или Куринный - от КПРФ и Ларионова или Шеремет - от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Куринный, фракция КПРФ, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ларионова, слышу. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, очень ожидаемый и важный законопроект должен был быть, девять лет он находился на рассмотрении Государственной Думы, но, по сути, в конце гора родила мышь, потому что самый главный, основной вопрос, из-за которого не решается проблема обеспечения жильём детей-сирот, - проблема финансирования - не решён. Цифры огромные, и они растут. Количество тех, кто состоит в очереди, - 298 тысяч, это по данным из пояснительной записки. Если прикинуть на средний регион - в моей родной Ульяновской области 2 тысячи состоящих в очереди. Региону надо найти 3 миллиарда рублей - это совсем непросто в нынешних условиях, в условиях тяжёлой экономической ситуации. В подавляющем большинстве наших регионов именно так и складываются условия, поэтому без федеральной поддержки, без федеральной помощи решить эту проблему не удастся. Теперь что касается самого механизма предоставления выплаты. Кто-то думает, что это что-то новое, - нет, на самом деле ряд регионов уже эту меру опробовали в своё время. И моя родная Ульяновская область опробовала, выдавали сертификаты, но в условиях отсутствия контроля всё это закончилось десятками обманутых детей-сирот и громкими уголовными делами. Ну и собственно, многие из этих детей остались в итоге без квартир. В данном случае вопрос контроля, точно так же как вопрос контроля за качеством жилья, которое предоставляется или покупается, становится в повестке дня центральным, и не отразить его в данном законопроекте, на мой взгляд, совершенно неправильно. Даже в 23 года ребёнку-сироте могут подсунуть абсолютно непригодное для проживания жильё соответствующие организации, он подмахнёт, подпишет, скажем так, обналичит свой сертификат, а в итоге в этом жилье проживать будет нельзя. И мы столкнёмся с новыми проблемами. В том варианте, который нам предлагается, к большому сожалению, комиссия не будет так глубоко вникать, ей достаточно будет документов. Есть банк, есть квартира, официально зарегистрированная, есть соответствующее, скажем так, оформление - всё, подмахнули, решение приняли, а как там будет дальше, совершенно непонятно. Расчёт на стройнадзор, на некие государственные надзорные органы, которые занимаются контролем за жильём, которое строится... опыт показал, что практически, наверное, процентов 80 такого жилья некачественное по всей России, потому что пытались сэкономить, потому что заключали по низким ценам. В итоге то отопление там не работает нормально, то вентиляции нет, то крыша течёт, то ещё что-то. Я думаю, в каждом регионе есть такие примеры. Так что вопрос качества, вопрос контроля становится кардинально важным. Ну и что касается технических моментов. На них тоже стоит обратить внимание. Важный момент касается того, что ребёнок-сирота, который долго ждал, пять лет, шесть лет, десять лет, и сам обеспечил себя жильём, сумел за счёт средств материнского капитала, - ну, поднапряглись и смогли приобрести квартиру - по нынешнему законопроекту лишается права на получение какой-либо помощи от государства, в том числе выплаты. На наш взгляд, это неправильно, это несправедливо, и если тут речь не идёт о приобретении жилья, то надо ставить вопрос об улучшении жилищных условий. Фактически мы стимулируем бездействие: все наши дети-сироты, зная, что их из очереди удалят и они не будут иметь права на получение соответствующей помощи от государства, будут спокойно сидеть и ждать, когда же это жильё им придёт дополнительно. А те, у кого активная позиция, кто работает, кто, ещё раз повторяю, так или иначе своё положение улучшает, получается, оказываются в проигрышном положении. Это тоже неверно. В рамках поправок ко второму чтению мы предложим соответствующее решение, для того чтобы все те, кто в очереди стоял, все те, кто имел право на момент совершеннолетия на приобретение жилья, те, кто потом в результате длительного нахождения в этой очереди вынужден был улучшать свои жилищные условия самостоятельно, тоже не остались без поддержки государства. Ну и ещё раз повторю вопросы по некоторым техническим моментам - к сожалению, докладчик не смог на них ответить. Дело в том, что одним из условий предоставления сертификата является надлежащее исполнение условий договора найма специализированного жилого помещения. То есть формально ребёнок-сирота может получить специализированное помещение, ну, ту же самую квартиру, которую он потом может приватизировать, и одновременно претендовать на получение сертификата. Тоже довольно странная ситуация, двойственная, её надо урегулировать: либо он всё-таки приобретает жильё за счёт сертификата, либо получает готовое специализированное жильё, где проживает пять лет либо три года по новым условиям и доказывает, скажем так, свою хозяйственную состоятельность, а в последующем получает его в собственность в более ранний срок. Вопрос расторжения договора купли-продажи за счёт сертификата - там тоже есть ряд условий. В случае, если это добровольное, по соглашению сторон расторжение, восстановиться в очереди на получение сертификата будет нельзя. Тоже совершенно непонятно, то есть если судом договор расторгается - можно, при признании сделки, скажем так, недействительной - можно, а вот в случае, если по каким-то причинам договор расторгнут обеими сторонами, получается, нельзя уже будет использовать этот сертификат. Возможно, это техническая ошибка, возможно, там есть какие-то нюансы. Фракция КПРФ поддержит в первом чтении законопроект, условно поддержит. Мы предложим свои поправки, которые направлены на исключение тех рисков, о которых мы говорили. Ну и в последующем уже будем решать: поддерживать в третьем чтении или нет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хованская Галина Петровна, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", пожалуйста. Подготовиться Ларионовой Татьяне Петровне. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну это национальный позор номер два после аварийного жилья! Вот мы имеем очередной проект, который ничего не решит в части бездомности наших детей. Наши дети - бездомные, бомжи! Вы вот это понимаете? Понимаете, что им не предоставляют жильё десятилетиями и они живут в подвалах, на чердаках? Мы поставляем в криминальную среду этих детей! Вместо того чтобы наконец, не применяя каких-то сверхсредств, хотя бы разрешить дотационным регионам использовать средства, которые не возвращают, потому что к ним не идут застройщики, - в тмутаракань не заманишь никаким калачом... Ну дайте же возможность им оплачивать наём и поднаём! Причём в том месте, где есть работа, где ребёнок может социализироваться и стать нормальным гражданином нашей страны. Ну ведь всё просто! Вы знаете, мы уже и с Мишустиным встречались, и я об этом варианте тоже сообщила. Но это же даже не требует таких бешеных денег, которые требуют сертификаты, понимаете? Мы решаем проблему, когда человеку уже, может быть, это решение и не нужно. Уже не нужно: ему 23 года, у него семья, у него дети и так далее, если он, конечно, не попал в тюрьму, где есть крыша над головой, или в колонию, где тоже есть питание и крыша над головой. Слушайте, мы говорим про демографию, а это наши дети, наши дети, о которых мы не можем десятилетиями позаботиться! И почему опять Министерство просвещения, а не Минстрой занимается выделением сертификатов? У Министерства просвещения своя функция: воспитывать, просвещать, готовить к взрослой жизни этих детей - вот это их компетенция. На них повесили то, что они совершенно не могут тянуть, это абсолютно не их компетенция. Что я вам хочу сказать? Говорить про ипотеку и про сертификат, который якобы полностью покроет стоимость приобретаемого жилья... Вы давно смотрели, какие у нас строят квартиры? Вы квартиры площадью 33 метра квадратных где видели, кроме вторичного жилья? Слушайте, ну просто нет слов! Значит, они не смогут воспользоваться этой нормой либо будут искать где-то на вторичном рынке эту ипотеку - некачественного, не отвечающего санитарным нормам жилого помещения. Вот на что пойдут эти деньги - мы этого добиваемся?! Слушайте, ну сколько можно об этом говорить? Мы, конечно, предложим поправку, и я хочу знать реакцию Министерства просвещения, если мы предложим наконец поправку, что можно в пределах выделяемых в бюджете средств на эти цели разрешить дотационным регионам, у которых нет денег дополнительных, доходов нет дополнительных, использовать эти средства на оплату найма и поднайма, и не только арендованного публичной властью жилья, а там, где есть работа, там, где ребёнок может найти себе источник существования, образовать семью в конце концов и жить нормальной жизнью. Ну вот у меня хороший вопрос, и я хотела бы, чтобы вы в заключительном слове об этом сказали. Значит, поправки предложим, потому что хватит играть уже в бездомность, ну хватит! Сколько можно? Сколько было совещаний?! Нет вот Анны Кузнецовой... Но нас все как бы поддерживают, как бы поддерживают, а в итоге мы имеем то, что сегодня имеем и рассматриваем. Ну, мы, конечно, проголосуем, проголосуем, но это не решает проблему бездомных детей, не решает проблему отправки наших детей в криминальную среду и в колонии. Ау, люди, депутаты, послушайте! (Шум в зале.) Их не волнует, у них там какие-то другие, наверное, проблемы. Вот меня эта проблема очень волнует. Я говорила, что в нашей стране два национальных позора: аварийное жильё и проживание в нём граждан с угрозой для жизни и дети-сироты. Ну, с первой проблемой мы начали справляться, как-то движется это, с помощью, кстати, федерального бюджета и федеральных денег, а вот с детьми-сиротами... Ну это же наши дети - вот услышьте меня, пожалуйста, и, пожалуйста, поддержите наши поправки ко второму чтению! Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Ларионова Татьяна Петровна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЛАРИОНОВА Т. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вопрос, очевидно, очень сложный, и очевидно, что требуются конкретные решения. Почему фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает рассматриваемый законопроект? Обращаю ваше внимание, что внесённый Правительством Российской Федерации законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в области обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями и направлен на расширение возможностей обеспечения жилыми помещениями указанных лиц. Данный проект федерального закона позволит предоставить лицам из числа детей-сирот, достигшим возраста 23 лет, выплату, сертификат на приобретение жилого помещения в собственность либо на полное погашение ипотечного кредита, предоставленного на приобретение жилого помещения. Важно, что предлагаемые новации, я обращаю на это особое внимание, не подменяют существующий механизм обеспечения жильём детей-сирот и лиц из их числа. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает принятие проекта целесообразным и своевременным, безусловно, с учётом необходимости его доработки и внесения поправок ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Петровна. Андрей Алексеевич, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. Пожалуйста. КОРНЕЕВ А. А. Спасибо большое. Спасибо фракциям в Государственной Думе за поддержку законопроекта. Мы обязательно ко второму чтению внимательно и досконально изучим все предложения в комитете у Нины Александровны и обязательно примем хороший законопроект. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, содокладчик, заключительное слово. Нине Александровне Останиной включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вообще, при обсуждении этого законопроекта, конечно, было бы целесообразно пригласить и другие министерства, которые сегодня отвечают за обеспечение жильём детей-сирот. Я просто напомню, что кроме Министерства просвещения это ещё и министерство строительства, это ещё и Министерство труда и социальной защиты, это ещё и Министерство финансов. Когда Минфин был у нас на "круглом столе", то вообще было такое пожелание в адрес регионов. А ведь в регионах есть остатки бюджетов, которые так и не использованы, поэтому мы будем строго контролировать. Но поди ты используй эти средства - тебя тут же обвинят, что это нецелевое использование бюджетных средств! Тогда в любом случае нам надо биться за то, чтобы вот эта сумма, которая на сегодняшний день скопилась... Повторяю, это уже не 300, а 600-800 миллиардов, как Счётная палата и прокуратура говорят. Если эта сумма не обнулится, мы тогда вообще никогда не сможем решить эту проблему. Сегодня только пять регионов справляются с обеспечением жильём детей-сирот, 35 регионов имеют свои законы о сертификатах, но есть одна угроза: принятие данного законопроекта вот в том варианте, в котором сейчас он внесён, сузит возможности для регионов, у которых более демократичный порядок предоставления сертификата детям-сиротам. С одной стороны, конечно, мы благодарны Министерству просвещения, за то, что всё-таки этот законопроект внесён в Государственную Думу. С другой стороны, понимаем, что это не решение проблемы, а только маленький, небольшой инструмент, для того чтобы хоть как-то, ну, задать какое-то направление движения, что ли, определиться. Ну а с третьей стороны, без большой государственной программы решения этой проблемы мы всё-таки не сможем обеспечить детей-сирот жильём. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 44 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.