Заседание № 145

25.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 261070-8 "О внесении изменений в статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания государственной информационной системы "Федеральная информационная система оценки качества образования").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2595 по 2682 из 7291
19-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 97    
и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает   
Виктор Владимирович Смирнов.                                                    
                                                                                
СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту, принятому нами в   
первом чтении, поступило пять поправок, все они включены в таблицу поправок №   
1, рекомендуются к принятию. Суть их, коротко, состоит в следующем. Помимо      
национальных и международных сопоставительных исследований качества общего      
образования допускается проведение и региональных исследований, при этом        
региональные сопоставительные исследования качества общего образования          
проводятся по согласованию с Рособрнадзором. Кроме того, предполагается         
сопряжение информационных систем субъектов Российской Федерации и               
инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие     
информационных систем, используемых для предоставления государственных и        
муниципальных услуг в электронной форме, с ФИС ОКО, при этом порядок такого     
сопряжения устанавливается Правительством Российской Федерации, а также         
предлагается исключить добровольность представления сведений в ФИС ОКО          
поставщиками информации, то есть школами. И устанавливается срок вступления     
закона в силу - 1 сентября 2024 года.                                           
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе утвердить таблицу № 1 и принять        
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Владимирович.                                                
                                                                                
СМИРНОВ В. В. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен комитетом к           
рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы, замечаний     
по их итогам нет. Просим рассмотреть законопроект в третьем чтении и            
поддержать его.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений - рассмотреть в третьем чтении?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят единогласно. Спасибо.                                       

Заседание № 101

22.02.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 261070-8 "О внесении изменений в статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания государственной информационной системы "Федеральная информационная система оценки качества образования").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3776 по 4140 из 5073
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 97 и 98   
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад             
официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя          
руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея   
Михайловича Рукавишникова.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РУКАВИШНИКОВ С. М., официальный представитель Правительства Российской          
Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы по     
надзору в сфере образования и науки.                                            
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении     
изменений в статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской     
Федерации", который сформирован в целях создания государственной                
информационной системы "Федеральная информационная система оценки качества      
образования" и совершенствования системы оценки качества образования.           
                                                                                
Так, законопроектом предлагается ввести понятие мероприятия по оценке           
качества образования, к которому относятся национальные и международные         
сопоставительные исследования качества общего образования, а также иные         
мероприятия по оценке качества образования, и закрепить за Правительством       
Российской Федерации полномочия по установлению перечня и порядка проведения    
таких мероприятий. Также предлагается закрепить нормы о создании и              
использовании государственной информационной системы "Федеральная               
информационная система оценки качества образования" - порядок формирования и    
ведения информационной системы будет установлен Правительством Российской       
Федерации. Установить, что поставщиками информации в систему станут             
организации, осуществляющие образовательную деятельность и принимающие          
участие в мероприятиях по оценке качества образования. Также предлагается       
определить круг пользователей системы, включив в его состав Рособрнадзор,       
организацию, подведомственную Рособрнадзору и уполномоченную им на ведение      
данной информационной системы, органы исполнительной власти субъектов           
Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации,              
осуществляющие образовательную деятельность.                                    
                                                                                
Реализация закона не потребует дополнительного финансирования. Просим           
поддержать.                                                                     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Виктора Владимировича Смирнова.                                        
                                                                                
СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый              
законопроект предлагает одно принципиальное существенное изменение.             
Федеральная информационная система оценки качества образования сегодня          
существует, успешно функционирует, но в соответствии с Федеральным законом      
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" имеет         
статус ведомственной. Правительство предлагает перевести эту систему в статус   
государственной информационной системы. Это приведёт, первое, к повышению       
уровня защиты информации, хранящейся в ней, второе, к систематизации той        
информации, которая в ней будет накапливаться, и, третье, к упорядочению        
порядка использования этой информации.                                          
                                                                                
Сразу акцентирую внимание, уважаемые коллеги, что наполнение государственной    
информационной системы будет осуществляться точно так же, как и происходит до   
сих пор, то есть никакой дополнительной бюрократической, административной       
нагрузки на образовательные организации не возникнет с принятием закона.        
Кроме того, уважаемые коллеги, я обращаю внимание, что эта информация будет     
аккумулироваться в ФИС ОКО (как сокращённо называем мы эту систему) в           
обезличенном виде. Она не предполагает хранения персональных данных, поэтому    
все вопросы, которые возникали на этапе, скажем так, нулевого чтения            
относительно сохранности персональных данных, ну, просто неуместны здесь,       
поскольку никаких персональных данных в этой системе храниться не будет.        
                                                                                
Дискуссию вызывает проектируемая норма о добровольном предоставлении            
информации в ГИС поставщиками информации. Коллеги, ну, с учётом того что        
перечень проверочных мероприятий, по итогам которых информация будет            
аккумулироваться в ГИС "ФИС ОКО", будет определяться правительством, я думаю,   
при подготовке законопроекта ко второму чтению эту норму можно уточнить.        
                                                                                
Сами мероприятия, как уже было сказано в докладе официального представителя     
правительства, будут определяться Правительством Российской Федерации.          
Акцентирую ваше внимание, что это не только мероприятия, осуществляемые         
Рособрнадзором, но и международные исследования. Мы полагаем, что соотнесение   
результатов качества образования в российских образовательных организациях с    
данными, которые аккумулируются в организациях, осуществляющих международные    
исследования, оправданно и необходимо для оценки качества образования в         
Российской Федерации. Что касается вопросов относительно того, кто,             
собственно говоря, формирует те проверочные материалы, по которым будет         
осуществляться оценка качества, - уважаемые коллеги, у нас есть Федеральный     
институт педагогических измерений, который традиционно занимается этой          
проблематикой, он подведомствен Рособрнадзору.                                  
                                                                                
На законопроект получено 25 отзывов из законодательных органов                  
государственной власти субъектов Российской Федерации, все они положительные,   
и 56 отзывов от высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, все      
они тоже положительные. Комитет по просвещению рассмотрел законопроект,         
предлагает принять его в первом чтении. Комитет-соисполнитель - Комитет по      
науке и высшему образованию - с нами солидарен. Просим нас поддержать,          
коллеги.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фролова Тамара Ивановна, пожалуйста.                                            
                                                                                
ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Михайловичу.                                             
                                                                                
Хотя Виктор Владимирович частично коснулся этого вопроса, всё-таки хотелось     
бы уточнить: Федеральная информационная система оценки качества образования,    
конечно, приобретает статус государственной информационной системы, но в        
законопроекте сейчас предусмотрено, что сведения будут предоставляться на       
добровольной основе, - всё-таки планируется в последующем от добровольного      
предоставления этих данных перейти уже к обязательному?                         
                                                                                
РУКАВИШНИКОВ С. М. Спасибо за вопрос, Тамара Ивановна. Важнейший вопрос, он     
очень подробно обсуждался на заседании комитета. Правительством будет           
определяться порядок проведения исследований и перечень этих мероприятий, и     
действительно необходимо уточнить, какая информация, какие сведения будут в     
обязательном порядке вноситься, а какие - нет. Ко второму чтению мы планируем   
уточнить эти вопросы.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна.                                
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Сергей Михайлович, вот коллеги должны быть           
уверены, что все муниципальные, сельские школы сумеют обеспечить доступ к       
информационной системе, но, к сожалению, в ряде регионов проблема с этим        
есть. Это крайне важный вопрос, его, конечно, нужно проработать с Минцифры.     
Скажите, пожалуйста, есть ли у Рособрнадзора какие-то предложения или, может    
быть, какие-то конкретные шаги в этом направлении предпринимались?              
                                                                                
РУКАВИШНИКОВ С. М. Спасибо за вопрос, Яна Валерьевна. Да, действительно, мы     
проработали этот вопрос с Минцифры, у нас есть все согласования. Кроме того,    
уже несколько лет ведётся работа по формированию информационного блока этой     
системы, и все те вопросы, которые возникали, в том числе с самыми              
отдалёнными школами, были решены совместно с коллегами из Минцифры. Я думаю,    
что мы продолжим эту работу и особое внимание уделим доступности для            
образовательных организаций этой информационной системы.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Сергей Михайлович, в пояснительной записке принятие      
законопроекта прямо связывается с задачей, поставленной президентом, чтобы      
наша система общего образования вошла в десятку лучших в мире. Ну, напомню,     
что в советское время мы были в тройке обычно. Вопрос: как будет измеряться,    
вошли ли мы в десятку, или не будет, поскольку существуют разные измерители?    
                                                                                
РУКАВИШНИКОВ С. М. Спасибо за вопрос, Олег Николаевич. Действительно, это       
важный вопрос. В законопроекте прямо указано, что будут осуществляться          
международные сопоставительные исследования. Я хочу обратить ваше внимание,     
что мы владеем на сегодняшний день методологией проведения этих исследований,   
у нас есть опыт, мы даже без тех международных организаций, которые             
осуществляют эти сопоставительные исследования, можем с использованием этой     
методологии проводить исследования и определять своё место на мировой арене.    
Но я хотел бы шагнуть несколько дальше: конечно, главным ответом будет          
формирование собственной методологии проведения оценочных мероприятий; такая    
методология сформирована, уже осенью этого года будут проведены первые          
исследования по национальной методологии.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Сергей Михайлович, уважаемый, будьте добры, скажите,              
пожалуйста, касаются ли предлагаемые нормы, предлагаемый законопроект или       
действующая в настоящее время система того, что связано с качеством             
дошкольного образования, дополнительного образования? Это первый момент.        
                                                                                
И второй момент: размещаются ли в этой системе или планируется ли размещать     
результаты экспертизы учебников - школьных, вузовских и так далее?              
                                                                                
РУКАВИШНИКОВ С. М. Спасибо за вопросы, Николай Иванович. В настоящее время в    
системе размещается и собирается информация, касающаяся школьного               
образования, и только, и не размещается информация по поводу оценки             
учебников.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, я так понял из пояснительной записки, что          
система действует, но вот она в данный момент как бы обретает некое             
ответственное лицо, которое уже в официальном порядке будет отвечать за этот    
надзор. В связи с этим вот какой вопрос: потребует ли это каких-то              
дополнительных расходов от тех структур, которым это передаётся, и, самое       
главное, не появятся ли какие-то дополнительные расходы, взносы у субъектов,    
за которыми ведётся контроль, то есть вот у школ и других учреждений, которые   
будут включены в неё?                                                           
                                                                                
РУКАВИШНИКОВ С. М. Спасибо, Андрей Анатольевич, очень важный вопрос. Не         
потребуется дополнительных расходов. Оператором системы является                
Рособрнадзор, у Рособрнадзора есть средства, выделенные правительством в        
рамках цифровизации наших процедур для поддержания этой системы, и как          
никаких расходов школы, образовательные организации не несли, так они и не      
будут их нести в будущем.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вижу, вижу.                                             
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вчера       
президент в своём послании призвал нас поработать над повышением качества       
образования, и сейчас мы обсуждаем один из законопроектов, который как раз на   
это и направлен.                                                                
                                                                                
О важности платформы оценки качества образования уже многое сказано,            
повторяться не буду, это очевидно. Мы хорошо знаем, как эта платформа           
работает. Этот законопроект - не о создании чего-то нового, а об изменении      
статуса уже давно сформированной информационной системы. Она действительно      
должна стать государственной, но, на мой взгляд, вопрос немного в другом. Её    
содержание вызывает ряд вопросов у конкретных пользователей, а именно и у       
родителей, и у педагогов, я с ними часто говорю на этот счёт. Вот, например,    
посмотрите, в программе предложено проводить оценку качества образования с      
помощью международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS. Точно ли мы       
должны на них ориентироваться? Нужно ли, чтобы вот на этих показателях был      
основан наш анализ? Я не уверена.                                               
                                                                                
Ещё одной методикой оценки качества образования является проведение             
всероссийских проверочных работ, против проведения которых в 2021 году          
выступило 45 процентов педагогов, что следует из опроса, проведённого           
сервисом "Актион Образование". И педагоги, и родители убеждены, что школы       
должны самостоятельно принимать решения о проводимых проверочных работах,       
потому что избыточные проверки нарушают учебный процесс, приводят к снижению    
мотивации и интереса даже у самых замотивированных детей и из-за постоянного    
стресса у детей снижается иммунитет. На наш взгляд, всероссийские проверочные   
работы противоречат принципу индивидуально-личностного подхода к ученикам,      
который, кстати говоря, доказал свою эффективность, поэтому необходимо          
сформировать национальный заказ на разработку отечественной методики оценки     
качества образования, в основе государственной системы должна быть российская   
методика, которая подготовлена нашими учёными.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, подводя итог, отмечу, что повышение статуса Федеральной      
информационной системы оценки качества образования я поддерживаю, фракция       
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" поддержит законопроект, но, говоря о          
механизмах проверки, следует подумать об их изменении, учитывая пожелания       
педагогов и родительского сообщества.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я предлагаю     
поддержать законопроект и приведу неожиданные для многих аргументы.             
                                                                                
Руководитель Рособрнадзора Анзор Ахмедович Музаев как-то сказал, что, может     
быть, со временем мы уйдём от оценки успеваемости главным образом по ЕГЭ в      
сторону использования так называемого портфолио, или (более по-русски)          
паспорта учебных достижений. Дело в том, что, по моему глубокому убеждению,     
формализованный экзамен очень плохо сказывается на личностном развитии. Вот     
мы долго боролись и добились того, что в 9-м классе появился устный             
предэкзамен к основному госэкзамену по русскому языку. Я радовался, но          
недавно посмотрел, как он организован. Коллеги, ради интереса посмотрите: там   
не важно, что вы сказали, важно, сколько фраз вы произнесли, затронули ли вы    
все микротемы или не все микротемы, допустили ли вы при устном экзамене         
грамматическую ошибку. Я напомню, что недавно у нас один из замминистров        
говорил "принять", а первый президент Советского Союза Михаил Горбачёв любил    
говорить "начать" и так далее. Они не сдали бы ОГЭ. Понимаете, есть разница     
между формализованным и творческим экзаменами. Если мы будем двигаться в том    
направлении, чтобы учитывать, как, кстати, это делают и в зарубежных            
университетах, не только национальное тестирование, но и всю совокупность       
достижений парня или девочки, это будет плюсом. Поэтому мы поддерживаем         
представленный законопроект. Но при этом я позволю себе два замечания.          
                                                                                
Замечание первое. В основном в данном случае речь идёт об оценке качества не    
образования в целом, а обучения. Я понимаю почему: качество воспитания          
оценить гораздо труднее, но, наверное, следовало бы в такой системе             
учитывать, скажем, участие в добровольческом движении, с одной стороны, а с     
другой стороны, может быть, грубое нарушение в отношении педагога. У нас        
сейчас остро обсуждается вопрос, что педагоги не могут применять физическое     
насилие в отношении детей, а часть детей, увы, применяют физическое насилие в   
отношении педагогов, и недавно Сергей Сергеевич Кравцов заявил о том, что       
министерство готовит законопроект о защите педагогических работников, это       
тоже, между прочим, не так просто. Таким образом, хотелось бы, чтобы была       
система, учитывающая не только обучение, но и воспитание.                       
                                                                                
Ну и вопрос, по которому я высказывался, - что касается критериев вхождения в   
десятку. Коллеги, ещё раз напомню, в советское время мы были в тройке.          
Сейчас, если верить сравнительным международным исследованиям... (Микрофон      
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: выступление от фракции.                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. PIRLS - это начальная школа, здесь мы, по последнему               
исследованию, вообще первые в мире, между прочим. TIMSS - это 4-е и 8-е         
классы, я смотрел все данные за XXI век: мы в основном в первой десятке, один   
раз только заняли 12-е место. PISA - это международный измеритель качества      
обучения, обученности 15-летних школьников, здесь мы в основном в четвёртом     
десятке, иногда бываем в третьем, иногда попадаем, соответственно, в пятый      
десяток. Надо понять, как считать. Национальная методология - хорошее дело,     
но тогда надо, чтобы она была применима и в других странах, а это, я думаю,     
будет достаточно проблематично.                                                 
                                                                                
В любом случае не могу не заметить, коллеги, что российская система             
образования работает несопоставимо лучше, чем финансируется. Если возьмём       
обобщающие данные, а это индекс образования в рамках изучения человеческого     
потенциала, то, по последним данным, мы 33-е, 34-е место занимаем,              
периодически входили в двадцатку лучших, а по финансированию образования, на    
всякий случай ещё раз вам напомню, в 2012 году были 98-ми, а в 2018-м -         
120-ми. Поэтому в Год педагога и наставника мы будем в очередной раз            
призывать вас, коллеги, увеличивать финансирование образования и поднимать      
статус российского педагогического работника.                                   
                                                                                
Законопроект в первом чтении мы поддержим.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ивенских Ирина Валентиновна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ИВЕНСКИХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Концепция представленного    
законопроекта предусматривает изменение статуса информационной системы, её      
трансформацию из ведомственной в государственную информационную систему.        
                                                                                
Данная ведомственная, а далее - государственная информационная система была     
создана в рамках реализации полномочий Федеральной службы по надзору в сфере    
образования и науки по осуществлению мониторинга системы образования в целях    
информационного обеспечения управления системой образования и государственной   
регламентации образовательной деятельности. Это важно, потому что данные        
изменения усилят возможности проведения глобальной комплексной оценки           
состояния системы образования в стране, а это значит и решение тех вопросов,    
которые только что прозвучали.                                                  
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе принять в первом       
чтении проект федерального закона.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик,        
будет заключительное слово? Содокладчик? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации",     
пункт 16.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.85,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.