Заседание № 122
18.05.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 261044-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части устранения противоречий в сведениях государственных реестров).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2304 по 2347 из 5469
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Даниил Владимирович Бессарабов, пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, комитет доработал законопроект для рассмотрения во втором чтении, мы получили 12 поправок. Просим их поддержать и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 22 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 49 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 104
02.03.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 261044-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части устранения противоречий в сведениях государственных реестров).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3329 по 3674 из 5879
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексей Игоревич Бутовецкий. Пожалуйста, Алексей Игоревич. БУТОВЕЦКИЙ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение предлагается проект федерального закона, который развивает механизмы лесной амнистии. Лесной амнистией называется тот важнейший федеральный закон, который был принят в 2017 году и был направлен на защиту прав добросовестных приобретателей земельных участков, когда у них возникали споры по границам лесного фонда. И тогда было принято ключевое решение, которое повлияло на дальнейшее развитие законодательства: все граждане получили необходимую законодательную защиту, был установлен приоритет прав, которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости или подтверждаются старыми документами, которые есть на руках у граждан, перед правами Российской Федерации на земли лесного фонда. И было принято второе важное законодательное решение - о том, что мы начинаем работу по чистке так называемых государственных реестров в части сведений о лесных участках и сведений о земельных участках. За это время была проведена огромная работа в части, непосредственно касающейся лесного фонда, были устранены противоречия в отношении земельных участков общей площадью 274 миллиона гектаров. Также более 60 тысяч земельных участков получили необходимую защиту, Росреестр устранил противоречия в сведениях о принадлежности этих земельных участков к определённой категории земель, и теперь в государственном лесном реестре и в Едином государственном реестре недвижимости сведения полностью совпадают. Но в настоящее время мы практически исчерпали те механизмы, которые есть в существующем законе. Я ещё раз скажу, по 274 миллионам гектаров устранены противоречия, нам осталось всего по 6 миллионам гектаров доработать. Поэтому предложен законопроект, который расширяет механизмы, предусмотренные лесной амнистией. Новые механизмы: появление новых территорий, где можно применять механизмы устранения противоречий, это прежде всего территории объектов культурного наследия; расширение объёма сведений, которыми мы обмениваемся с Рослесхозом, ведём обмен между двумя реестрами, чтобы не допустить появления новых противоречий; исключение сведений о частях лесных участков, которые тоже в своё время, к сожалению, были поставлены на кадастровый учёт, но в отношении которых сейчас прав не зарегистрировано, и нам необходимо их исключать из Единого государственного реестра недвижимости. Предлагаемый законопроект позволит ещё больше усовершенствовать механизмы лесной амнистии, создать новые гарантии защиты прав граждан на земельные участки и завершить ту реформу, которую мы начали в 2017 году, - по исключению противоречий между сведениями двух государственных реестров. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Игоревич, присаживайтесь. С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет отмечает важность соблюдения имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц при устранении противоречий в сведениях реестров, и проект федерального закона как раз содержит такие гарантии. Тема для нас неновая, Алексей Игоревич подробно рассказал, как мы с вами этим занимались в прошлом созыве, о лесной амнистии, о законе 2017 года, который как раз положил начало работе по устранению противоречий, которые есть в ЕГРН и в лесном реестре. Эту работу надо продолжать, и должна быть перспектива, и дальнейшие шаги должны быть основаны на законе, и именно об этом законопроект, внесённый правительством. Им предполагается внесение комплексных изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации с целью приведения информации о составе и границах земель лесного фонда и иных категорий в соответствие со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости. Если говорить более конкретно, мы вносим изменения в шесть федеральных законов, среди них и Лесной кодекс, и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости". Эта инициатива вызвала живой отклик у наших коллег по законотворческому процессу. Коллеги из Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поддержали концепцию законопроекта. Мы в комитете получили отзыв из Верховного Суда: есть возражения по ряду, так сказать, технических моментов, предложения доработать законопроект, но с концепцией согласны. Замечания и предложения отсутствуют у Счётной палаты, Правовое управление Аппарата Государственной Думы также поддерживает концепцию. Мы в связи с этим предлагаем поддержать законопроект в первом чтении и вместе с авторами будем вести его подготовку ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Алексей Игоревич, в законопроекте предусмотрено, что лица, которым предоставляются в пользование лесные участки, самостоятельно осуществляют деятельность, связанную с использованием лесов, геологическое изучение недр, разведку, добычу полезных ископаемых. При этом допускается рубка лесных насаждений. Вопрос у меня такой: не приведёт ли это к злоупотреблениям, связанным со сплошной вырубкой леса? Учитывая актуальность этого вопроса - в ряде регионов мы имеем катастрофические последствия, это касается и Дальнего Востока, и Сибири, - как вы собираетесь проконтролировать данную тему? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Законопроект не регулирует лесные отношения в части использования лесов. Я обращу внимание, что вы говорите про поправки в закон "О введении в действие Лесного кодекса...", и там предусматривается лишь одно: что норма, которая имела постоянное действие в части возможности заключения договора аренды в отношении части лесного участка, теперь будет иметь временное действие, вот и всё. То есть это единственная поправка в статью 4-6, которая излагается в новой редакции. Что касается всех остальных вопросов, они законопроектом не затрагиваются. Почему предложена эта поправка? По одной причине: уже с 2018 года законодателем предложены совершенно другие, более простые решения по получению прав на землю - это публичный сервитут, это разрешение на использование. Вот это единственное, что меняется в этой части. Непосредственно вопрос о рубке лесов и их восстановлении законопроектом не регулируется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня также вопросы к докладчику. Уважаемый Алексей Игоревич, у меня к вам два вопроса. Первый: какие именно критерии будут положены в основу порядка оценки необходимости оспаривания прав в области лесных отношений, когда мы говорим о защите имущественных прав, законных интересов? И второй вопрос: в случае возникновения неустранимых противоречий - а ведь такое тоже может быть, между сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости и государственном лесном реестре, - кто будет тем арбитром, который будет принимать окончательное решение (да - да, нет - нет), какие сведения брать за основу, отдавать им предпочтение, а какие нет? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо большое за вопросы. С первого вопроса начну. Действительно, в законопроекте мы по согласованию с Минприроды России и с Рослесхозом предложили поправку, что могут быть определённые случаи, когда нет смысла оспаривать права. С чем мы столкнулись на практике за эти пять лет? Например, садовод в начале 90-х годов получил старое свидетельство и с ним живёт, когда он стал ставить свой участок на кадастровый учёт, выяснилось, что он на одну сотку залез на земли лесного фонда. С одной стороны, есть нарушение прав Российской Федерации, с другой стороны, оспаривать права этого садовода 90-х годов нет никакого смысла для лесного хозяйства. Мы предполагаем, подзаконным актом будет урегулировано, что в основу, прежде всего, будет положен такой критерий, как площадь земельного участка, ну и, второе, конечно, вид разрешённого использования. Если это бытовая недвижимость граждан, те самые шестисоточные участки, тогда нет никакого смысла оспаривать эти права. Мы думаем, что будет так. Ну и по поводу неустранимых противоречий. Неустранимые противоречия связаны, во-первых, с особо охраняемыми природными территориями, во-вторых, с неиспользуемыми землями сельскохозяйственного назначения, которые заросли лесами, в-третьих, со старыми промышленными участками, на которых тоже есть лес. Вот это неустранимые противоречия, мы здесь ничего не меняем, и если там возникают такие споры, то их рассматривает только суд. По неустранимым противоречиям мы делаем послабление лишь для территорий объектов культурного наследия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Алексей Игоревич, ну, я прошу прощения, отвлёкся, может быть, вы уже сказали про это. Скажем, муниципалитет ввёл земли поселения, которые были в лесном фонде, и потом вдруг возникает конфликт, а земли поставлены на учёт - нужно опять идти в суд и в суде решать, кто прав? В конечном счёте только суд будет решать, как это и сейчас делается? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Валерий Карлович, спасибо, очень хороший вопрос, я хотел бы на него подробно ответить. Когда в 2017 году принимался этот закон, было закреплено общее правило: в отношении всего, что было предоставлено гражданам до 1 января 2016 года, когда речь только зашла о лесной амнистии, устанавливается приоритет прав граждан над правами Российской Федерации на земли лесного фонда, и там уже никаких судов не требуется. Гражданин приходит с документом - или с выпиской из ЕГРН, или со старым своим документом, - и сведения ГЛР приводятся в соответствие, вот это ключевое положение, никакого суда о праве не требуется. В отношении всего, что за пределами 1 января 2016 года, - по-прежнему суд. Почему именно так? В 2017 году, предлагая это решение, мы опасались, что, когда услышат про лесную амнистию, могут быть попытки как-то намеренно захватить земли лесного фонда, поэтому был поставлен такой барьер. То есть вот по старым документам никаких судов не нужно, а по новым, да, действительно, если кто-то захватил, ну, можно попробовать в судебном порядке отстоять свои права, хотя судебной практики здесь практически нет: после 2016 года таких массовых споров нет на эту тему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Алексей Игоревич, пользуясь случаем, задам такой вопрос. Я понимаю, что в данном случае урегулируются права частных лиц, уже 270 с лишним миллионов гектаров передано законным теперь уже владельцам, но, что касается всё-таки публичных интересов и затянувшегося процесса постановки на кадастровый учёт лесопарковых зон, тех самых зелёных поясов вокруг наших городов, скажите, на каком этапе процесс и как быстро вы планируете завершить? Ведь масса жалоб. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Я про 274 миллиона гектаров всё-таки ещё раз скажу, что это за цифра, - это площадь земельных участков, где устранены противоречия. Все леса остались на месте, но площадь по ЕГРН в результате работы с реестрами мы почистили на 274 миллиона гектаров. Что касается лесопарковых поясов. Сегодня вот буквально передо мной во втором чтении был принят законопроект - я надеюсь, что он в ближайшее время будет принят в третьем чтении, и у нас появятся законодательные основания для внесения сведений в ЕГРН. Я докладывал в прошлом году по этому законопроекту. У нас есть уже количество этих поясов - как будет принят закон, мы будем готовы вносить сведения в ЕГРН. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спиридонов Александр Юрьевич, пожалуйста. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Игоревич, вопрос просто на уточнение: насколько я знаю, сейчас и ЕГРН, и лесной реестр полностью оцифрованы - информация из системы в систему будет направляться автоматизированно или должны будут отправляться запросы на обновление данных и на дополнительную информацию? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Мы, как федеральный орган исполнительной власти, общаемся сейчас только в электронном виде, но пока ещё с направлением запросов. Ожидаем 1 января 2025 года, когда вступят в силу изменения в Лесной кодекс по развитию как раз того информационного ресурса, которым пользуется Рослесхоз, и тогда у нас будет полная верификация в автоматизированном режиме. Кстати, поправки тоже предусматривают развитие этой темы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Соболев Виктор Иванович, пожалуйста. СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ. У меня такой вопрос. Вот 274 миллиона гектаров - это то, что сейчас отдано в частные руки, правильно? Нет?.. А как учитывается тот лес, который сгорел? У нас всё время леса горят - в Якутии, в других местах, - вот как-то это учитывается? И есть ли такой анализ, что вот это лес, который находится в частных руках, вот этот взят в аренду или просто он в государственной собственности? Есть такой учёт? И не задавались ли вы вопросом, а почему леса всё же горят? В Белоруссии не горят, а у нас, вот в Смоленской области, - рядом - горят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Игоревич. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопросы. Ну я, наверное, в пределах компетенции отвечу прежде всего, всё-таки мы не орган лесного хозяйства, Росреестр в данном случае занимается учётом и регистрацией. Значит, ещё раз: когда мы говорим о 274 миллионах гектаров, это касается противоречий, которые были между лесными участками, то есть когда один лесной участок накладывался на другой, на другой, на другой. У нас, когда мы стартовали в рамках лесной амнистии, в некоторых регионах площадь лесов, по официальным данным, превышала площадь региона. В результате этого приведения к единообразию мы всё-таки пришли к достоверности реестра. Это первое. Второе. Ведётся ли учёт? В ЕГРН вносятся сведения о границах лесничеств, о границах лесных участков, о зарегистрированных правах (это аренда, сервитут) и о частях лесных участков. То есть полный учёт лесных участков в ЕГРН ведётся. Что касается лесных пожаров, ну, здесь, наверное, больше вопрос к Минприроды России и к Рослесхозу. Мы единственно в рамках мониторинга земель такой информацией владеем и в национальном докладе по состоянию земель её отражаем. Что касается причин пожаров, здесь, к сожалению, пояснить не могу. Наверное, это вопрос больше к Минприроды России и к Рослесхозу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по законопроекту? Есть. Включите режим записи на выступления. Даниил Владимирович, спасибо. Покажите список. Лисовский Сергей Фёдорович, пожалуйста. ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Коллеги, я хочу сказать, что это очень важный и нужный законопроект. Он продолжает то, что было начато в ходе так называемой лесной амнистии, потому что до принятия прежнего закона и вот этого законопроекта, надо сказать, к сожалению, Рослесхоз позволял себе достаточно вольно определять границы лесного фонда, и в результате у многих граждан и у наших предприятий возникали огромные проблемы. К сожалению, принятием закона о лесной амнистии нам не удалось решить все проблемы, в частности именно из-за того, что Рослесхоз скрывал реальные границы государственного лесного фонда. Поэтому я считаю, что законопроект очень своевременный, его даже раньше надо было принимать. Эти информационные системы надо объединять, чтобы люди вдруг случайно не узнавали, что у них часть участка находится в лесном фонде, и предприятия тоже. Я знаю много случаев, когда предприятия вынуждены были приостанавливать работу из-за того, что лес вдруг оказывался на их территории, хотя эти предприятия функционируют уже десятки лет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Игоревич, вы будете выступать с заключительным словом? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Хочу поблагодарить Сергея Фёдоровича за положительную оценку, мы и первый закон тоже совместно с Сергеем Фёдоровичем готовили. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Даниил Владимирович, есть необходимость выступить? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 40 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.