Заседание № 141
12.02.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 260961-5 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (об отмене нормы, устанавливающей запрет на производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на судах, используемых для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5289 по 5634 из 8046
Пункт 20 повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Докладчик - представитель Мурманской областной Думы депутат Государственной Думы Игорь Константинович Чернышенко. ЧЕРНЫШЕНКО И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, трудно в завершение рабочей недели докладывать об этом законопроекте, он очень серьёзный, на мой взгляд, тем не менее я попробую кратко изложить аргументы, в соответствии с которыми Мурманская областная Дума выходит с этой инициативой и мне предложено о нём доложить. Сразу отмечу, что за последние годы принят целый ряд поправок в Федеральный закон "О рыболовстве...", которые заметно улучшили состояние дел в рыбацком сообществе и получили всемерную поддержку. В то же время в рыболовстве, как во всех других отраслях, есть целый ряд нерешённых проблем, которые надо решать. В частности, такая проблема является предметом рассмотрения внесённого Мурманской областной Думой законопроекта, она связана с несовершенством статьи по использованию научно-промысловых квот. Действующей редакцией федерального закона, принятого нами полтора года назад, предполагается всю рыбу, выловленную в научно-исследовательских целях, уничтожать или выпускать в среду обитания. Для понимания депутатами проблемы расскажу, что предполагается изъятие из воды в Мурманском бассейне, в Северном бассейне, примерно 30 тысяч тонн рыбы (это рыба ценных пород - треска, пикша, гребешок, который все мы любим), а в целом по России - около 50 тысяч тонн ценных пород рыб. В пояснительной записке приводятся основные аргументы, которые авторы законопроекта предлагают учесть при голосовании, я кратко назову основные. Первое. Особенность рыболовства в Северном бассейне состоит в том, что 95 процентов из 30 тысяч тонн рыбы вылавливается в смешанных зонах, где у нас нет исключительного права производить лов рыбы по смешанным договорам российско-норвежской комиссии. По этим же договорам мы не можем эту рыбу выпускать обратно. Она добывается с глубин в несколько сотен метров и не может ни в живом виде выпускаться в воду (она в живом не сохраняется), ни в утилизированном. И мы тем самым попадаем в ситуацию, когда у нас нет никакого иного выхода. Второе. Отсутствие в связи с этими поправками научно-промыслового лова рыбы в открытой части океана привело к тому, что наши рыбаки сегодня не в состоянии обеспечить лов рыбы и в этой части океана. Третье. Обязанность по уничтожению водных биоресурсов наносит достаточно серьёзный ущерб экономическим интересам страны. Стоимость утилизированной рыбы, если её поставить на товарный рынок внутри России (я не говорю о зарубежном), составит порядка 3-4 миллиардов рублей. Четвёртый аргумент. Решение правительства об увеличении финансирования научных исследований в текущем году до 3 миллиардов рублей закрывает примерно на 50 процентов потребности науки в обеспечении рыбаков необходимой долгосрочной информацией. То есть наш промысловый флот сегодня в ненормальном состоянии, не может обеспечить вылов даже в период известной мойвенной путины, тресковой путины, потому что просто нет верных научных прогнозов. Пятое. В настоящее время нет ни одного механизма, который позволял бы в таких объёмах в открытом море уничтожать, утилизировать рыбную продукцию. Я сам видел кинофильм, когда выловленные примерно 600 тонн трески, замороженные на борту траулера, в Мурманской области рыбаки выкидывали за борт, потому что её утилизировать невозможно, в порт доставить нельзя по закону - таможня и контролирующие органы это запрещают. И это нонсенс. Конечно, работать в море рыбакам и тем, кто их ждёт на берегу, очень и очень сложно. По мнению авторов законопроекта, предлагается мягкий порядок разрешения этой конфликтной ситуации: предоставить право правительству разработать особый порядок работы с научными квотами, который позволит уйти от этих недостатков, вернуть рыбу на народный стол, восстановить научный поисковый промысел и контрольный промысел рыбы, упорядочить ситуацию. Знаю, что мы сегодня, скорее всего, не поддержим этот законопроект. Я просто вышел на трибуну для того, чтобы обратить наше с вами внимание на то, что этой проблемой придётся заниматься. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерия Андреевича Мальчихина. МАЛЬЧИХИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Михайлович, уважаемые коллеги! Да, проблема действительно существует, и докладчик правильно отразил её наличие, но тем не менее Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии, рассматривая законодательную инициативу мурманчан, не поддержал её. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предлагаемые изменения положений статьи 21 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", предусматривающие производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на судах, осуществляющих рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях и их последующую реализацию, направлены на покрытие затрат, связанных с арендой судов рыбопромыслового флота, используемых для этих целей. Таким образом, авторы законопроекта предлагают морские ресурсные исследования осуществлять как за счёт федерального бюджета, так и за счёт средств, полученных от реализации произведённой при осуществлении данного вида рыболовства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. При этом в представленной к законопроекту пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании отсутствуют соответствующие расчёты и обоснования, подтверждающие необходимость внесения вот этих поправок в статью 21 федерального закона. Комитет не может согласиться с представленной инициативой. Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях до 2009 года осуществлялось в порядке, определённом соответствующими правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, при этом сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов не взимались. Это позволяло научным организациям реализовывать рыбную продукцию и иную продукцию из водных биоресурсов по заниженным ценам. В частности, проверки использования средств федерального бюджета, направленных на развитие рыбной отрасли, проводимые Счётной палатой Российской Федерации, показали, что рыбная и иная продукция из водных биоресурсов, произведённая в период проведения научных исследований, реализовывается по ценам значительно ниже, в разы ниже средних рыночных оптовых цен на аналогичную продукцию. В результате бюджетная система Российской Федерации недополучала значительные финансовые ресурсы. Ежегодный объём так называемых научных квот значительно превышал действительно необходимый для проведения научных исследований объём. Невозможность освоения такого объёма научных квот самими научными организациями приводила к тому, что указанные объёмы становились предметом спекуляции, и это подтверждено материалами многочисленных проверок и Счётной палаты, и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Незаконному обороту научных квот способствовало также и то, что, в отличие от промышленных квот, которые распределялись между пользователями водных биоресурсов по результатам аукционов, научные квоты распределяло ежегодно Росрыболовство на бесплатной основе. Кроме того, в соответствии с правилами вылова водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях лов осуществлялся без ограничений в отношении орудий лова, сроков и районов рыболовства. Как вы помните, и Игорь Константинович об этом уже сказал, законодатель счёл недопустимым ведение предпринимательской деятельности при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях на названных условиях, внеся в 2008 году поправки в закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Одновременно изменилось и бюджетное законодательство. Согласно статье 21 закона добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется в объёмах, необходимых для проведения научных исследований, в соответствии с ежегодным планом проведения научных исследований биоресурсов. С 1 января 2009 года рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях переведено на бюджетное финансирование. Я согласен с тем, что сказал здесь Игорь Константинович: да, действительно, на первых порах бюджетных средств не хватает, у нас сложная ситуация - Россия не вышла из финансово-экономического кризиса, и, возможно, издержки такого рода на первых порах, так сказать, будут. Авторы законопроекта предлагают нам вернуться к тому, что было, то есть предлагают при ведении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях осуществлять ещё и предпринимательскую деятельность. Комитет считает, что это противоречит основной идее данного вида рыболовства, которая заключается в изучении и сохранении водных биоресурсов и среды их обитания. При этом авторы законопроекта не предлагают никакого правового регулирования данного вопроса. Нормы законопроекта не обеспечивают правовое регулирование таких вопросов, как, например, на каких судах допускается производство рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, то есть на научно-исследовательских либо рыбопромысловых судах, каков механизм реализации произведённой продукции, каков механизм движения финансовых средств, вырученных от реализации. Допуская предпринимательскую деятельность при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, авторы законопроекта оставляют без внимания то, что при данном виде рыболовства не уплачивается сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов и не применяются ограничения, установленные правилами рыболовства для определённых рыбохозяйственных бассейнов. Такую предпринимательскую деятельность, которая осуществляется на безвозмездной основе без соблюдения ограничений, установленных для других предпринимателей, нельзя считать допустимой. Таким образом, законопроект, упраздняя действующее правовое регулирование, создаёт дополнительные проблемы при осуществлении данного вида рыболовства. Законопроект не поддерживается Правительством Российской Федерации и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. На основании изложенного комитет считает, что рассматриваемая законодательная инициатива требует обоснования, доработки, и рекомендует Государственной Думе проект федерального закона в предложенной редакции отклонить в первом чтении. Прошу депутатов поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли вопросы? Вижу: Локоть, Коломейцев. Депутат Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Послушайте, уважаемый Валерий Андреевич, нет никакого смысла в том, что вы сейчас озвучиваете от имени комитета. Ну если государство не способно в полной мере финансировать сейчас науку, дайте науке самой себя обеспечить! Если это обрушивает рынок, в конце концов, можно регулировать квотами. Ну, введите в этот законопроект норму по ценам, ниже которой не продавать. Вопрос конкретный: в каких объёмах биоресурсы добываются в научных целях? Если судить по вашим словам, эти объёмы таковы, что способны обрушить весь наш рынок реализации рыбной продукции в Российской Федерации. МАЛЬЧИХИН В. А. Анатолий Евгеньевич, я так отвечу вам на этот вопрос. И ранее, когда, собственно, действовала старая схема, прикладные рыбохозяйственные институты, имея дополнительные средства от реализации рыбной продукции, улова, когда они рыбакам это отдавали за бесценок, не решали проблемы развития самих институтов и исследовательской базы. И проверки Счётной палаты это наглядно показывали. Поэтому говорить о том, что на данном этапе возникнет какой-то очень серьёзный ущерб в экономическом плане для этих научно-исследовательских организаций, не приходится. Объёмы какие, вы спрашиваете? Объёмы большие. Здесь уже назывались по Северному бассейну цифры, я вам скажу по Дальневосточному. Дальневосточники, Владивосток, имели объёмы на 2009 год: по треске - 9 тысяч тонн, мойве - 5 тысяч тонн, пикше и чёрному палтусу - по 4 тысячи тонн, сельди атлантической - 2,5 тысячи тонн, окуню и путассу - по 1 тысяче тонн и так далее. То есть по каждому виду биоресурсов были довольно значительные объёмы. Но эти объёмы - не только на научные исследования, они на прокорм самой науки. Поэтому нам надо делать всё, чтобы, перейдя на бюджетное финансирование, наша наука занималась во всех рыбохозяйственных бассейнах и за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации... не дедовскими методами добывала из воды огромные объёмы биоресурсов, а приобретала соответствующие приборы, чтобы всё-таки обеспечить возврат в среду обитания того, что вылавливается там. Это общая задача. И мы с вами в 2008 году предметно рассматривали этот вопрос и с представителями Мурманской областной Думы об этом говорили. Я не хочу сказать, что правового регулирования сферы рыболовства в научных целях не требуется. Оно требуется, но ограничиваться только введением поправок в статью 21 федерального закона бессмысленно, неправильно, этим уточнением не должно исчерпываться регулирование вопроса. Поэтому, не закрывая наглухо этот вопрос, мы считаем, что определённая помощь со стороны комитета может быть оказана и Мурманской Думе, и приморцам (кстати, следующий законопроект - их инициатива), мы готовы сотрудничать. И Правительство Российской Федерации поддерживает нас в этом вопросе. Да, предмет некоторого спора существует, я согласен с вами. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Валерий Андреевич, не могли бы вы, как профессионал, для ясности и понимания присутствующих пояснить, сколько сегодня в экваториальных водах экономической зоны Российской Федерации добывается рыбы, сколько из неё идёт за границу, сколько возвращается сюда? И второе. Не могли бы вы пояснить, в чём же стратегия ведомства, которое вы так отстаиваете? Возглавляет его журналист, к этой отрасли никакого отношения не имеющий. Сегодня даже центральный институт этого ведомства... рейдерский захват осуществлён, поставлена мадам, которая тоже не имеет никакого отношения к рыболовецкой отрасли, и вытесняются учёные, которые жизнь посвятили науке. Мне кажется, что утверждение комитета не очень состоятельно. Вот на эти два вопроса ответьте, пожалуйста. МАЛЬЧИХИН В. А. Николай Васильевич, я не смогу вам сейчас ответить, просто я не захватил с собой материалы со статистикой, которая имеется в комитете. Мы её вам предоставим, у меня просто с собой нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. Валерий Андреевич, скажите, пожалуйста, вот эта норма об уничтожении выловленной рыбы - это наша инновация или есть в каком-то государстве мира хоть один прецедент такого же рода? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МАЛЬЧИХИН В. А. Ну, возможно, это наша новация, я не могу сказать, где это делается в массовом масштабе, но надо стремиться к тому, чтобы мы не рыбу уничтожали, а сокращали объёмы её вылова, это первое, и, второе, возвращали в среду обитания в живом виде биоресурсы. Вот это главная задача, над этим наука и должна работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы имеете в виду сокращение объёмов браконьерского вылова, а то Кашин не понял, он вот улыбается сидит. Кашин Борис Сергеевич, вы будете выступать? Хорошо. Тогда присаживайтесь, Валерий Андреевич. От фракции КПРФ - Кашин Борис Сергеевич. Другие желающие есть? Нет. Пожалуйста, Кашин Борис Сергеевич. Кашин Б. С. Я, как депутат от Мурманской области, присутствовал на многих совещаниях по этой теме. И выступали мы здесь, и вносили, кстати, в бюджет поправки о том, чтобы учёным на проведение исследований рыбных запасов выделяли деньги, которые отклонили. И в общем-то, у меня был регламентный вопрос. Если взять магнитофон и своё выступление годичной давности воспроизвести, это как, нормально будет или нет? Потому что здесь всё уже сказано. Такого, я прямо скажу, маразма, как уничтожение огромного улова рыбы собственными силами, я думаю, нигде нет. Ещё можно понять как-то боязнь того, что будут какие-то коррупционные последствия, и ставить так вопрос: вот мы, мол, сейчас не можем, давайте выработаем какие-то меры и прекратим эту практику. Но нет, оказывается, комитет считает, что надо и дальше этим заниматься, просто чтобы это происходило за бюджетные деньги. Я скажу, что за последний год я ничего подобного здесь не слышал, всегда была какая-то аргументация всё-таки исходя из государственных интересов, а здесь - полная неспособность правительства выработать какие-то меры для того, чтобы не было коррупции, а главное, чтобы не уничтожалась рыба. Я просто прошу Андрея Викторовича Логинова (я не знаю, здесь ли он) в правительстве поставить вопрос: на каком уровне происходит регулирование этой отрасли? Тем более что они увеличивают улов, а для того, чтобы это и дальше было, нужно производить разведку рыбных запасов. И нормы эти не мы устанавливаем, это международная практика, и говорить о том, чтобы уменьшить... Значит, будут норвежцы вылавливать в Северном бассейне, а на Дальнем Востоке - японцы. То есть мы сейчас рассматриваем абсурдный документ. Из заключения комитета можно сделать вывод, что он, так скажем, проявляет полную неспособность взять на себя ответственность за урегулирование этого вопроса. Здесь не обычный законопроект, а требующий особого внимания. Я не понимаю, почему не принять в первом чтении и не доработать с учётом остроты вопроса, если все - и Дальний Восток, и Север - просят найти здесь какое-то решение? Мы будем голосовать, естественно, за этот законопроект, а позиция комитета не выдерживает никакой критики. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Андрей Викторович, вы лучше будьте в ложе, потому что я сейчас искал вас: к вам обращался депутат Кашин. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Представители правительства и президента не настаивают на обсуждении. Докладчик? Содокладчик? Также нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона, обозначенный в пункте 20. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 56 сек.) Проголосовало за 62 чел.13,8% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 69 чел. Не голосовало 381 чел.84,7% Результат: не принято Отклоняется законопроект.