Заседание № 27
17.02.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 26093-7 "О ратификации Четвёртого дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2343 по 2524 из 6557
9-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Четвёртого дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче". Докладывает официальный представитель Президента Российской Федерации заместитель министра юстиции Максим Александрович Травников. ТРАВНИКОВ М. А. Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о ратификации Четвёртого протокола к упоминавшейся уже сегодня Европейской конвенции о выдаче 1957 года. Этот Четвёртый протокол, открытый для подписания в 2012 году, был подписан от имени Российской Федерации Юрием Яковлевичем Чайкой в Страсбурге 24 февраля 2015 года. На данный момент протокол ратифицирован уже восемью государствами - членами Совета Европы и подписан ещё девятью, кроме России, которая десятая. Протокол предусматривает внесение поправок и дополнений в ряд положений конвенции с целью её адаптации к современным практикам, современным подходам в этой сфере, а также уточнения ряда позиций, по которым были выявлены нестыковки в понимании государств в ходе обзора применения конвенции в рамках профильных комитетов Совета Европы. В частности, протоколом в конвенцию вводятся новые положения, которые регулируют вопросы, связанные с каналами и средствами связи, предусмотрена возможность использования электронных каналов связи для направления запросов о выдаче, а не только бумажных, как это было ранее. Предусмотрено дружественное урегулирование вопросов в случае разной интерпретации или возникновения конфликтов в связи с применением конвенции о выдаче и дополнительных договоров, связанных с ней. Протоколом дополняются некоторые положения изначального варианта конвенции, допускающие различную интерпретацию, они касаются срока давности - с точки зрения того, насколько он может послужить основанием для отказа в выдаче, - запросов и сопроводительных документов, а также уточнены правило конкретности, вопросы выдачи третьему государству и порядок осуществления транзита. Протокол содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Так, статья 5 протокола устанавливает иное регулирование транзита, чем предусмотрено статьёй 462-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Протокол регулирует права и свободы человека и гражданина, в связи с чем подлежит ратификации. Особо хотел бы обратить внимание уважаемых депутатов на то, что при ратификации протокола предлагается сформулировать несколько оговорок. Первая оговорка: Российская Федерация оставит за собой право применительно к срокам давности резервировать свою позицию, если, например, Российская Федерация сама обладает юрисдикцией по данному типу дел, а также если запрет на выдачу в связи с истечением срока давности предусмотрен в национальном законодательстве. То есть мы предлагаем воспользоваться правом резервировать свою позицию относительно невыдачи в связи со сроком давности, если это предусмотрено российским законодательством. Вторая оговорка: мы можем требовать представления оригиналов или заверенных копий запросов о выдаче и прилагаемых к ним документов. И наконец, третья позиция: мы оставляем за собой право требовать соблюдения положений российского законодательства при осуществлении транзита. Все эти оговорки прямо предусмотрены дополнительным протоколом и являются опциями, предлагаемыми для государств, принимающих решение о согласии в отношении обязательств, прописанных в этом документе. Кроме того, в проекте федерального закона прямо предлагается назвать Генеральную прокуратуру Российской Федерации в качестве уполномоченного органа по реализации данного дополнительного протокола и конвенции в целом. Сделано это в связи с тем, что в самом дополнительном протоколе предусматривается, что государство, в случае если уполномоченный орган является иным, нежели министерство юстиции, прямо называет этот орган при депонировании инструмента о ратификации. Поскольку вопросы, которые затрагиваются конвенцией 1957 года, в том числе дополнительным протоколом, относятся к компетенции Генеральной прокуратуры, таким органом предлагается обозначить Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Реализация протокола не потребует никаких дополнительных расходов, будет осуществляться за счёт тех средств, которые предусмотрены для Генеральной прокуратуры в федеральном бюджете. Каких-либо дополнительных нормативных актов, которые требовали бы имплементировать положения протокола, по нашему мнению, принимать не требуется. Просим поддержать. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Александрович. Пожалуйста, Светлана Сергеевна Журова, содоклад. ЖУРОВА С. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассмотрел представленный докладчиком проект федерального закона. Законопроект был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации в конце прошлого года. Протокол является вторым дополнением к конвенции 1957 года за последние несколько лет, он направлен на дальнейшее упрощение процедур по выдаче лиц и адаптирует конвенцию к современным условиям и изменениям международного и европейского права в целях повышения эффективности взаимодействия государств - участников конвенции по противодействию преступности. Предлагается изменить положения конвенции, касающиеся срока давности, меняются также форма и порядок обращения о выдаче. В новой редакции изложены статья 14 "Правило конкретности" и статья 21 "Транзит"; изменения направлены в основном на расширение полномочий запрашивающей стороны, а также на уточнение процедуры транзита. В целях повышения качества информационного взаимодействия статья 6 протокола усиливает конвенцию положениями о каналах и средствах связи. В частности, появляется возможность использования каналов Международной организации уголовной полиции (Интерпол) или дипломатических каналов. При ратификации Российская Федерация использует своё право делать оговорки, как и говорил Максим Александрович, в отношении некоторых положений конвенции, изложенных в редакции протокола, закрепляя их в федеральном законе о ратификации. Имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет по международным делам считает, что протокол в полной мере отвечает интересам Российской Федерации, ратификация протокола будет способствовать повышению результативности сотрудничества соответствующих органов договаривающихся государств в борьбе с преступностью. В протоколе отражены общие тенденции международного права о выдаче подозреваемых и преступников, прописаны положения, направленные на ускорение процедуры, что, к сожалению, часто происходит за счёт ущемления прав выдаваемого лица. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Четвёртый дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Водолацкий Виктор Петрович, пожалуйста. Подготовиться Альшевских. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Максим Александрович, в статью 10 конвенции вносится изменение по сроку давности, то есть если срок давности истёк, то преступник уже не выдаётся. Скажите, пожалуйста, это распространяется на террористов, о которых говорил коллега Шхагошев? И ещё. В статье 12 данного протокола говорится о территориальном применении, то есть сторона может, уведомив генерального секретаря Совета Европы, распространить данную практику на ту страну, которая не подписывала эту конвенцию. Как это будет отражаться на России? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ТРАВНИКОВ М. А. Спасибо большое за вопросы, Виктор Петрович. По сроку давности: на самом деле это условие применимо в отношении всех преступлений, тем не менее, как я говорил, Россия предполагает сделать оговорку, которая позволит ей не применять это условие по сроку давности, и оставляет за собой право отказывать в выдаче, если по нашему законодательству срок давности по преступлению уже истёк. Территориальная оговорка включена в связи с тем, что некоторые государства имеют разное правовое регулирование на некоторых частях своей территории, и в данном случае Российскую Федерацию она не затрагивает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Максим Александрович, у меня аналогичный вопрос, но я хотел бы узнать подробнее. Если можете, назовите, пожалуйста, примерное количество подозреваемых, выдача которых не осуществляется в связи с истечением срока давности? Есть ли данные о количестве граждан, которых мы можем простить? ТРАВНИКОВ М. А. Спасибо за вопрос, Андрей Геннадьевич. Я хотел бы уточнить, что протоколом предусмотрено как раз положение о том, что государства не могут ссылаться на срок давности для невыдачи, то есть в этом смысле создаются более широкие основания для экстрадиции. Тем не менее мы предлагаем сделать оговорку от имени Российской Федерации, которая делает это условие по отношению к нам неприменимым. Это даст нам возможность не выдавать в связи с истечением срока давности, когда мы этого хотим, одновременно присоединение к протоколу позволит нам получить возможность потенциальной экстрадиции граждан, которые раньше нам по основаниям срока давности не выдавались. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить по данному вопросу? Есть такие. Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2865 по 3058 из 6557
Коллеги, возвращаемся к рассмотрению вопроса 9 нашей повестки. Мы остановились на выступлениях, запись состоялась. Слово предоставляется Жириновскому Владимиру Вольфовичу. Подготовиться Вяткину Дмитрию Фёдоровичу. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. С утра я был недоволен тем, что мы меняем распорядок работы: ошибка, когда мы опускаем в повестке дня законопроекты, дорабатываем, куда-то вообще их переносим... Надо принять европейскую систему, чтобы мы чётко знали, когда какой закон рассматривается, и рассматривать только в это время, - тогда те, кто хочет выступить, будут обязательно находиться на рабочих местах и не будет смещения. Вот проект постановления по вопросам сельхозобразования поставили на 17 часов, а у меня другие мероприятия на 17 часов - значит, я весь свой распорядок на пятницу начинаю перерабатывать. Ну зачем это - кто мешает нам чётко всё делать? Вот почему на уровне Совета Думы не решили, что надо шире посмотреть на проблему финансирования вузов и другие отрасли подключить? Мог же куратор от комитета это сделать или комитет по образованию - нет, вот обязательно нужно на палату вынести: давайте скопом, колхозом решим... Теперь по конвенции. Я предполагал вопрос задать представителю Минюста: выдача - это важнейший вопрос. Нам практически мало кого выдают, а если выдают, то закоренелых преступников. Вот один из группировки почти пятнадцать лет отсиживался в Таиланде - отдыхал: здесь наворовал, а прогуливал наши деньги там. И они все там: на курортах Турции, Египта, Кипра, Таиланда - по всему миру. И в Испании тоже. И они там очень подолгу, потому что очень много денег. А в странах пребывания задерживают. Я сам на Кипре наблюдал: прямо по телефону руководит своими заводами в Краснодарском крае! Спрашиваю: "Чего ты отсюда руководишь-то, по телефону?" - "А там, - говорит, - меня арестуют..." Вот вам частная собственность: заводы здесь, а они там. Я не говорю, что все, кто там, это обязательно криминал, но, думаю, те, кто боится ответственности. Вот Вороненков сбежал - в каждой фракции оказались свои скуратовы... или как там... курбские. Кроме фракции ЛДПР - вот она, чистота! ИЗ ЗАЛА. А Митрофанов? ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это не наш, не надо - мы его выгнали, спросите у "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", зачем подобрали! И не одного его, и в каждом созыве. И по всей стране: у "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" актив - это бывшие активисты ЛДПР, вот об этом думайте! Мы должны помогать друг другу... (Шум в зале.) Вот у вас теперь Колесников - мы же его убрали из ЛДПР, а чего вы, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", его взяли вдруг? А что в Челябинске творится? Там постоянный криминальный душок, так сказать! До этого здесь губернатор сидел - что его сюда посадили? Разбирайтесь, челябинские депутаты! И краснодарские: у вас дома горят, потому что предыдущий дал разрешение на постройку, а теперь дом сгорел - и что, виноват новый мэр?! Конвенция о выдаче имеет большое значение, но вот я хотел задать представителю Минюста вопрос: когда мы не могли заставить выдать Бута нам из Таиланда, что сделали американцы? Но представитель Минюста этого даже не знает, потому что это было давно, он ещё не работал в Минюсте: он был тогда студентом юридического факультета, который я окончил сорок лет назад, - они, молодые юристы, только приходят, и в чём его обвинять, если он ещё просто не успел узнать, что сорок американских конгрессменов направили ходатайство в правоохранительные органы Таиланда, чтобы выдали им. Американцы - это третья сторона, гражданин наш, поэтому с Таиландом мы должны договариваться, а третья сторона вмешивается, и Таиланд нашего гражданина ей отдаёт! Я тоже организовал подготовку письма за подписью сорока депутатов фракции ЛДПР, мы его направили, но ни Минюст, ни МИД не помогли в том, чтобы надавить на руководство Таиланда, чтобы они два ходатайства соразмерили: мы имеем больший вес, потому что это наш гражданин, - что же вы подчиняетесь американцам?! Это вот проблема, так что мы должны сильнее, активнее работать, с опережением. Очень много наших граждан находится в заключении незаконно. Вот, скажем, Бут - почему его арестовали? Якобы вёл переговоры, и, возможно, он с кем-то договорится и его транспортная компания куда-то будет перевозить оружие. А причём здесь американцы? А американцы делают вывод, что, возможно, это оружие будет использовано вопреки американским интересам в какой-то третьей стране, хватают и арестовывают нашего человека. Даже в кандалы заковывают - здесь хоть может Минюст вмешаться, чтобы при содержании под арестом во всех странах мира убрали все эти средневековые кандалы и другие такие же зверские приспособления?! Это ведь тоже имеет значение, потому что, пока будет идти время до выдачи, там над ними так издеваются, что... Вот Ярошенко сколько там уже, нужно было медицинскую помощь оказать - американцы мешают! Поэтому надо усилить работу Минюста на этом направлении и быстрее заключить все договора, связанные с выдачей, ратифицировать все поправки к международным документам и помнить, что все эти дела в Минюсте и в прокуратуре должны идти под грифом "Арестантские дела": быстрее ратифицировать, быстрее утвердить, быстрее помочь, быстрее вытащить наших граждан из застенков во всех зарубежных странах! Ведь где-то в тюрьмах не кормят - как они там питаются? Там дают хлеб и воду, а дальше что? На что мы обрекаем наших граждан?! Значит, консульство, видимо, должно помощь оказывать или какие-то благотворительные организации. Мы очень много помогаем другим странам - день и ночь идут гуманитарные конвои за рубеж, всем оказываем помощь, и сирийцам, и украинцам, по всему миру самолёты направляем, а наши граждане погибают где-то в тюремных застенках, хотя они ни в чём не виноваты (я имею в виду тех, против кого была какая-то политическая провокация или ещё что-то, и здесь тоже нужно помощь оказывать). Потом они возвращаются и болеют здесь, потому что подорвали здоровье в зарубежных тюрьмах, а мы на медицину не можем найти достаточно денег... Или в наших тюрьмах безвинно осуждённые сидят, и это тоже проблема: человек сидит за то, что перепостил что-то, какую-то фотографию выставил, - получил пять лет тюрьмы. Даже если пять месяцев тюрьмы - за что?! Мать лишили свободы - а ребёнок где?! То есть это тоже проблемы гуманизации наказания. Поэтому мы будем поддерживать ратификацию. Но вы с опозданием это делаете, давно все эти конвенции нужно было ратифицировать и жёстче ставить вопрос о выдаче, чтобы нам быстрее выдавали всех граждан России, которые находятся в заключении в зарубежных тюрьмах! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Нельзя не согласиться с Владимиром Вольфовичем Жириновским в том, что вопросы выдачи - это не только вопросы, собственно говоря, конвенций или двусторонних соглашений. Мы 8-м вопросом сегодняшней повестки дня ратифицировали... начали процесс ратификации договора с Турецкой Республикой. У нас со многими странами в настоящий момент нет таких соглашений, и это, даже несмотря на подписанные конвенции и наше в них участие, в том числе наше участие в Европейской конвенции о выдаче, препятствует выдаче нам лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступлений. В то же время если мы говорим непосредственно о том, чтобы нам выдавали тех, о выдаче кого мы делаем запрос, то статистика приблизительно такая: ежегодно порядка 700 запросов Генеральная прокуратура делает о выдаче в Российскую Федерацию лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, и только от 30 до 60 запросов удовлетворяется. Понятно, что это и вопрос нашего авторитета, это и вопрос межведомственного взаимодействия, это и многое, многое другое. Тем не менее, если мы вернёмся к законопроекту о ратификации, который сейчас рассматриваем, надо сказать, что наши обязательства по Европейской конвенции о выдаче, когда это делалось в 1999 году, были обставлены целым рядом оговорок и заявлений, и основные из них я позволю себе напомнить. Российская Федерация оставляет за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим общественно важным интересам. Мы сделали специальную оговорку о том, что не выдаём тех лиц, в отношении которых в стране, делающей запрос, могут быть применены либо пытки, либо ускоренное судопроизводство, либо их могут привлечь к ответственности по какому-нибудь чрезвычайному суду. Самое главное заявление, которое сделано при ратификации конвенции, - это то, что мы на основании 61-й статьи Конституции, конечно, ни при каких условиях не выдаём своих граждан. И кстати, когда мы рассматривали вопрос по Турции, то, допустим, Турецкая Республика такой оговорки не делала, они могут выдавать своих граждан формально, а мы этого не делаем. Мы считаем, что совершенствовать механизм выдачи необходимо, совершенствовать механизм межведомственного взаимодействия необходимо, и, конечно же, многие принимаемые здесь решения, которые не касаются непосредственно выдачи, но касаются вопросов экономики, вопросов обороны и безопасности, также влияют на принятие решений о выдаче нам. Наша фракция поддерживает ратификацию и предлагает всем нашим коллегам проголосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Полномочный представитель президента? Нет. Представитель правительства? Нет. Заключительное слово докладчика - с учётом того, что прозвучало в выступлениях, Максим Александрович, есть желание выступить? ТРАВНИКОВ М. А. Хотел бы только добавить, что на самом деле в последнее время мы действительно уделяем большое внимание совершенствованию двусторонних правовых отношений с государствами в сфере выдачи. Я думаю, что Государственная Дума имела возможность убедиться в этом, потому что мы довольно много договоров о выдаче представляли в последнее время в этом зале. Заключая такие договоры, мы сужаем возможности государств в плане пределов усмотрения и даём, по сути, меньше места для манёвра при решении вопроса, выдавать нам или нет. Мы полностью согласны с этим подходом и действуем в этом русле. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика, Светланы Сергеевны? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Четвёртого дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче", вопрос 9 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 08 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Закон принят.