Заседание № 245
О проекте федерального закона № 260768-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, хочу напомнить, что указанный законопроект разработан в целях усиления ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции. Текст законопроекта полностью подготовлен к процедуре третьего чтения. Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует поддержать указанный проект федерального закона в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - Коломейцев Николай Васильевич и Жириновский Владимир Вольфович. Выносим 7-й вопрос на "час голосования".
7-й вопрос. По мотивам выступает Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Не могу не отпарировать господину Шаккуму. Уважаемый Мартин Люцианович, я всегда читаю с карандашом в руках и слушаю экспертов, вы сами прочитайте закон, и особенно прочитайте статью на четырёх с половиной страницах. Вчера было сто три страницы поправок у Макарова, а у вас сегодня на четырёх с половиной страницах порядок введения закона. Уже это говорит о том, что этот закон страшно сомнительный, понимаете? Теперь по теме этого закона. Я хотел бы о чём сказать? Наконец-то, мне кажется, у нас на выходе результат двух парламентских слушаний, проведённых комитетом по здравоохранению, и трёх парламентских слушаний комитета по экономической политике, организованных депутатом Звагельским: вчера мы с вами приняли один закон, сегодня принимаем другой. Но, с нашей точки зрения, этого недостаточно. Почему? Потому что введение административных штрафов в ближайшей перспективе не изменит катастрофическую ситуацию, которая сложилась у нас с алкоголизацией страны. Если вы посмотрите серьёзные социологические исследования (в ранжировке национальной безопасности присутствуют "тройки"), то у нас 6 миллионов хронических алкоголиков, у нас 29 миллионов сильно зависящих от алкоголя. И самое страшное, я вам уже говорил с этой трибуны: в ста московских школах провели социологический опрос тринадцати-четырнадцатилетних школьников - спрашивали, кто из мальчиков и девочек не употребляет крепкие спиртные напитки, и опрос тринадцати-четырнадцатилетних подростков показал, что всего 22 процента мальчиков и 33 процента девочек в этом возрасте не пробовали крепкие спиртные напитки. С нашей точки зрения, это катастрофа, и надо не административные штрафы вводить - 3 тысячи, 5, 10, 80 тысяч, а вводить уголовную ответственность для тех, кто им продаёт, потому что ну да, закон прописывает, что надо штрафовать, а кто будет контролировать - реформируемая полиция или кто-то другой? Механизма исполнения этого закона нет. Поэтому мы сегодня настаиваем на том, чтобы в осеннюю сессию двум самым, с моей точки зрения, важным для ближайшей перспективы вопросам - антинаркоманизации и антиалкоголизации - уделить первоочередное внимание: это даже важнее, чем откачка Кудриным денег за рубеж, - вот вчера он вам сказал, что полтора триллиона он опять хочет взять заимствований, 500 миллиардов долларов выведя за рубеж. Мы поддерживаем этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я уже просил следить выступающих за лексикой, а теперь прошу следить за тембром голоса: когда вы очень громко выступаете, это воздействует на уши, поэтому или дальше от микрофона, или потише. И силы поберегите, поскольку они вам пригодятся всем. Я не имею в виду конкретно никого, а то все обидчивые, как дети, - сразу начинаете анонимки писать и докладные. Вот я тихим, вкрадчивым голосом говорю, что не надо нам, может быть, увлекаться статистикой, что будто бы дети в 13 лет пробуют алкоголь дома. Они для бахвальства говорят, что они пробовали, - что же вы из этого делаете вывод, что у нас вся эта молодёжь, чуть ли не половина, уже в тринадцать лет выпивает? Ну это же дети, им скорее хочется стать взрослыми, и они вам скажут, что и пистолет в руках держали или нож, поэтому не надо ссылаться на то, что говорят несовершеннолетние дети. А что касается ограничений, мы вынуждены поддержать, чтобы нас не обвинили, что мы не поддерживаем очень важный закон, но нас удивляет повышение содержания спирта, чтобы алкогольный напиток подпадал под действие данного закона: первоначально же было 5 процентов - зачем повысили до семи? Это сработала пивная мафия, она двадцать лет мешает Государственной Думе принять нужные законы. А пиво, любое пиво, - там содержание спирта ниже семи, всё импортное пиво - четыре с половиной процента спирта, таким образом, мы пиво вывели из сферы регулирования данного закона. Это вот ошибка: это та самая лазейка. Это приведёт к коррупции, в случаях когда будут доказывать, какое содержание спирта. Поэтому нам надо было чётко прописать, что любое пиво является алкогольным напитком и подлежит ограничению по месту продажи и по месту распития. В ЛДПР - и во фракции, и среди членов партии - никто не курит и никто не употребляет алкоголь. Пускай этот пример возьмут другие партии. Если мы не замечаем, вы можете нам сообщать - мы немедленно исключать будем из партии любого, кто прикоснётся к алкоголю или у кого в руках будет сигарета. Кое-кого я предупредил, срок у них до 4 декабря, если не бросят - значит, с 5 декабря они будут курящие, но бомжи. Теперь посмотрим на пропаганду. Ведь это началось с царизма: впервые Николай I увидел возможность заработать деньги, и самой доходной оказалась водка - вот вам начало алкоголизации населения. Александр II тоже, к сожалению... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 46 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 244
О проекте федерального закона № 260768-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива". Доклад Владимира Сергеевича Груздева. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, по законопроекту "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции" поступило четырнадцать поправок, они содержатся в двух таблицах. В первой таблице поправок, рекомендованных комитетом к принятию, содержится восемь поправок, и я попросил бы перейти к рассмотрению данных поправок. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А можно задать вопрос? В тех документах, что сегодня раздали в зале, в наименовании законопроекта написано "алкогольной продукции", на этом заканчивается наименование, а в проекте постановления наименование заканчивается словами "продукции и пива". ГРУЗДЕВ В. С. Любовь Константиновна, это связано с тем, что после принятия основного, базового законопроекта, который мы с вами проголосуем в "час голосования", пиво будет приравнено к алкогольной продукции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, тогда "продукции" - и ставим точку. ГРУЗДЕВ В. С. Да, "алкогольной продукции", и точка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это просто для стенограммы, для точности формулировок. ГРУЗДЕВ В. С. Совершенно верно, совершенно верно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, перед вами две таблицы поправок, по восемь поправок в каждой таблице. ГРУЗДЕВ В. С. Нет, восемь и шесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Восемь и шесть? У меня по восемь почему-то, вот только сейчас раздали. Шесть отклонённых? Сейчас посчитаю. Нет, восемь, Владимир Сергеевич, по восемь. Есть ли возражения у депутатов по таблице поправок 1, которые комитет рекомендует принять? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу 1? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 45 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принято. Таблица 2 состоит из восьми отклонённых поправок. Есть ли желание вынести какую-то из них на отдельное голосование? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу 2? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 20 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Принято. Законопроект выносится на "час голосования" во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. ГРУЗДЕВ В. С. С учётом того что завтра уже не будет заседания Совета Государственной Думы, а законопроект важный, я просил бы включить его в завтрашнюю повестку дня для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива". Кто за принятие данного законопроекта во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 18 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Принято.
Заседание № 198
О проекте федерального закона № 260768-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Пункт 13 у нас сегодня - это усиление мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции. Автор - депутат фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Но и от ЛДПР есть аналогичный проект закона. Ведь сегодня только что выступал представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ" и упрекал оппозицию, что мы где-то на обочине, что мы только подогреваем что-то. Мы работаем, вносим законопроекты, но их никогда не обсуждают, их сбрасывают вниз, с тем чтобы они шли к отклонению. Ну хорошо, так и скажите: мы, пользуясь большинством, законопроект от оппозиции рассматривать не будем или будем только рекомендовать к отклонению. Но вы тут нас ещё упрекаете, что мы что-то не так делаем! В этой же повестке дня у нас законопроект о том, чтобы наконец-то немножко сократить рекламу абортов. Мы уже двадцать лет предлагаем меры, как вообще их число уменьшать, а не заниматься только проблемами рекламы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, просто для справки: что касается пункта 13, то, если я правильно понимаю, эта инициатива как минимум депутатов трёх фракций, а не только депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По крайней мере, я по фамилиям вот так, навскидку, вижу. Депутат Иванов. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Олег Викторович, обращаюсь к вам, как к опытнейшему депутату, по поводу как раз пункта 13. Даже Правовое управление в своём заключении сказало, что есть как минимум восемь альтернативных законопроектов. Но если семь из этих альтернативных касаются запрета продажи пива в ларьках, на автозаправочных станциях и прочего, то наш законопроект № 383408-5 как раз и касается именно этого вопроса. Чистейший альтернативный законопроект, и в том, и в этом законопроекте предусмотрено внесение изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Почему-то наш законопроект, фракции ЛДПР, загоняют в комитет Плигина, по конституционному законодательству, а этот законопроект рассматривает комитет Крашенинникова. Это непорядок! Поэтому мы просим вставить его как альтернативный и обсуждать два законопроекта сегодня.
Депутаты Жириновский и Иванов обратили внимание на пункт 13. Ну, частично я дал разъяснение, что законопроект под пунктом 13 внесён, по-моему, представителями трёх фракций, да, это точно. Что касается альтернативности, Груздев Владимир Сергеевич, от комитета дайте разъяснение. Пожалуйста, включите микрофон. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Я коллеге Иванову хочу объяснить, что в нашем комитете находится на рассмотрении один такой законопроект, решением Совета Государственной Думы наш комитет назначен ответственным за данный законопроект. Мы его подготовили к рассмотрению, за остальные комитеты я ответственности никакой не несу и, к сожалению, прокомментировать не могу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соответственно, я думаю, по мере готовности остальных законопроектов в любом случае мы будем их рассматривать. Депутат Куликов. Ну, это не по порядку работы, тем не менее мы его выслушали. По ведению - депутат Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, вы опытный ведущий и разработчик первого варианта Регламента. Вы знаете, что в соответствии с нашим Регламентом нельзя выносить на рассмотрение Государственной Думы законопроект, если имеются альтернативные, без их вынесения. Поэтому законопроект под пунктом 13 внесён в повестку не совсем по Регламенту, даже в нарушение Регламента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Мы сейчас можем только одним способом разрешить эту коллизию - обратиться к палате. По ведению - депутат Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я об этом же. Сейчас депутат Груздев нам говорит, что наш проект закона в другом комитете. Мы не понимаем этого: если аналогичные законы, зачем же их раскидывают по разным комитетам? Теперь в комитете Плигина нам скажут: уже принят закон на аналогичную тему, зачем же вносить в повестку дня законопроект от ЛДПР? Потом представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ" скажет, что оппозиция ничего не делает, оппозиция стоит на обочине и, так сказать, подпитывает... Что вы над нами издеваетесь? Мы вносим законопроекты раньше, нужные стране законы, - вы их не рассматриваете, но учитесь у нас, начинаете скорее вставлять в повестку нужные стране законы от своего имени, а нас отбрасываете и ещё нас же обвиняете. Нигде в мире оппозицию никто не обвиняет. У оппозиции нет власти никакой, мы можем здесь только сидеть и, как маленькие моськи, тявкать, а большой слон стоит, и наплевать ему на нас. И вы нас же ещё обвиняете: что тут, моськи, под ногами-то крутитесь? Так нельзя делать! Вы хотя бы нас... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, ещё раз просто вынужден сказать, что мы можем сейчас решить эту проблему только одним способом. Я понимаю, предложение депутата Иванова, ваше и депутата Коломейцева - не рассматривать сегодня пункт 13, потому что есть... Нет, такого предложения не вносилось. Тогда мы будем рассматривать. Значит, есть замечание в адрес комитетов и Совета: почему остальные законопроекты находятся в других комитетах? Я думаю, что сейчас на заседании палаты мы эту тему вряд ли сможем, так сказать, досконально разобрать, но тем не менее я услышал вашу претензию, давайте к этой теме позже вернёмся, а пункт 13 будем рассматривать. По ведению - депутат Иванов. Что ещё мы не?.. ИВАНОВ С. В. Олег Викторович, уважаемый, ну мы же как раз и просили рассматривать 13-й пункт совместно с нашим законопроектом - № 383408-5, они альтернативные. Давайте оба и рассмотрим. Вот у меня заключение Правового управления, в котором чёрным по белому написано, что есть альтернативные законопроекты. И Владимир Сергеевич знал об этом, он ведь читал заключение Правового управления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, тем не менее, несмотря на то что депутат Иванов настаивает, я даже, видимо, не могу поставить это на голосование, потому что в повестке дня сегодня отсутствует этот законопроект, мы можем только принять к сведению позицию депутата Иванова.
Коллеги, мы идём с опережением графика, поэтому я с вашего согласия буду сейчас объявлять законопроекты, по которым есть готовность докладывать. Никто не будет возражать? Нет. Тогда у нас есть готовность перейти к обсуждению 13-го пункта порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива". Обращаю ваше внимание, что мы перешли к рассмотрению законопроектов первого чтения. Докладывает депутат Государственной Думы Виктор Фридрихович Звагельский. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А мне сообщили о готовности вот в такой последовательности. Наверное, не готово правительство. Пожалуйста, Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Тогда всё-таки я. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, прежде всего по поводу сегодняшнего выступления коллег из ЛДПР. Хочу вас заверить, что этим законом мы занимались около трёх лет. И наверное, самое главное - это скорейшее принятие этого закона, а не выяснение, кто его сделал и кто быстрее его вынесет, потому что действительно он очень важный, насущный. А если есть какие-то вопросы и несоответствия, как вы считаете, в этом законопроекте, то надо будет тогда внести поправки ко второму чтению, но тоже в сжатом режиме. Что касается непосредственно законопроекта, данный законопроект предусмотрен в первую очередь перечнем поручений Президента Российской Федерации от 11 сентября 2009 года о мерах по снижению потребления алкоголя. Ещё в марте 2009 года Дмитрий Анатольевич Медведев заявил о необходимости усиления ответственности за правонарушения в отношении несовершеннолетних, а также высказал поддержку данной инициативы в ежегодном Послании Федеральному Собранию в этом году, о чём вы наверняка все слышали. Нами, как авторами законопроекта, предлагается усиление ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, что, по нашему мнению, должно существенно снизить уровень потребления алкоголя и пива детьми и подростками. В силу недостаточности предусмотренного ныне механизма ответственности дети и подростки, несмотря на все запреты, установленные статьёй 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании..." и статьёй 2 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива...", пользуются имеющимся правовым пробелом и практически безнаказанно приобретают любую алкогольную продукцию и пиво. Уже неоднократно здесь говорилось, и я неоднократно говорил, что сейчас у нас катастрофическая ситуация с потреблением алкоголя. Более двадцати восьми миллионов человек вовлечены в пьянство. Из десяти миллионов детей в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет более половины регулярно употребляют алкоголь и пиво. Более того, по последней статистике, из трёх детей в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет двое уже употребляют спиртные напитки. Все знают, что максимальная доля потребления алкоголя на человека, которая является критичной, составляет 8 литров. У нас сейчас эта цифра без учёта пива составляет 11 литров, с учётом пива составляет 18 литров. Наша страна по количеству больных алкоголизмом детей занимает первое место в мире на протяжении последних восьми лет. Эта статистика, к сожалению, не меняется к лучшему, а только ухудшается. По данным Национальной алкогольной ассоциации, на начало 2009 года официально было признано алкоголиками около ста тысяч детей, а реальное число несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, намного больше. Алкогольные коктейли, согласно последним социологическим опросам, так же, как и пиво, самый покупаемый напиток среди детей в возрасте от тринадцати до семнадцати лет. По различным оценкам, смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, доходит до 30 процентов у мужчин и 15 процентов у женщин. По данным Министерства внутренних дел России, в 2008 году число несовершеннолетних, которые в состоянии опьянения были доставлены в различные милицейские учреждения, составило около трёхсот тысяч человек, а в 2009 году - уже триста пятьдесят тысяч человек. Неэффективность действующего административного законодательства подтверждается также и тем фактом, что согласно данным МВД России подростками в состоянии алкогольного опьянения совершается каждое пятое уголовное преступление. Достаточно большой зарубежный опыт свидетельствует о том, что в большинстве цивилизованных стран продажа любых алкогольных напитков несовершеннолетним категорически запрещена. Этот запрет неукоснительно соблюдается. Ну, про Соединённые Штаты вы все прекрасно знаете, в Израиле, например за продажу алкоголя несовершеннолетним установлено наказание, предусматривающее заключение сроком до полугода, в Эстонии - до года, в Швеции - до шести лет. Все изменения законодательства в этих странах направлены только на усиление ответственности лиц, допускающих продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Таким образом, проблема подросткового алкоголизма в Российской Федерации сегодня перестала быть сугубо медицинской или правоохранительной, она достигла уровня государственной, о чём все высшие лица государства неоднократно говорили. Темпы распространения алкоголизма приобрели масштабы, угрожающие непосредственно устоям общества и здоровью нации. С учётом всего изложенного предлагается законодательно закрепить следующую ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции. Для юридических лиц: за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции повысить штраф и приостанавливать действие лицензии, а при повторном нарушении аннулировать лицензию. За продажу несовершеннолетним пива приостанавливать предпринимательскую деятельность наряду с повышением штрафов, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Для физических лиц - продавцов и иных лиц: ввести административную ответственность в виде штрафа и уголовную ответственность в случае неоднократной продажи ими алкогольной продукции и пива несовершеннолетним. Я хочу сказать, что, когда готовился данный законопроект и мы проходили все согласования, у нас пиво ещё не было отнесено к алкогольным напиткам - такой законопроект прошел только процедуру первого чтения, вы знаете, - поэтому у нас в законопроекте пиво - по нарушениям и по наказаниям - отделено от алкогольной продукции. Законопроект по признанию пива алкогольной продукцией прошёл уже процедуру первого чтения, мы надеемся, что он будет принят во втором и в третьем чтениях в ближайшее время. Поэтому ко второму чтению, естественно, данная новация отпадёт и наказание, связанное с продажей пива, будет точно такое же, как наказание за продажу любой другой алкогольной продукции. Таким образом, этот вопрос будет тоже решён. И в связи со всем сказанным мы просим поддержать данный проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад от комитета делает Владимир Сергеевич Груздев. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, коллега Звагельский уже достаточно полно изложил фабулу законопроекта, и я хотел бы добавить, остановиться на тех новациях, которые предлагается внести в Уголовный кодекс. В целом законопроект направлен на усиление мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива. Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьёй 151-1, устанавливающей уголовную ответственность за сбыт несовершеннолетним алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, при наличии признака неоднократности. Необходимо отметить, что статья, содержащая признак неоднократности, нуждается в доработке ко второму чтению. Под неоднократностью в данной статье понимается совершение преступления в течение одного года, за которое указанное лицо было привлечено к административной ответственности, то есть так называемая административная преюдиция. Вместе с тем из законопроекта неясно, с какого момента исчисляется данный срок. В то же время законопроектом предлагается внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, направленных на выделение самостоятельных административных правонарушений в виде розничной продажи несовершеннолетним алкогольной продукции, розничной продажи несовершеннолетним пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с введением наряду с административным штрафом административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток. Следует отметить, что за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, включающих в себя продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, уже установлена административная ответственность в действующей части 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях. Хочу отметить, что Государственная Дума уже рассмотрела и приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий отнесение пива к алкогольной продукции. Правительство Российской Федерации поддерживает указанный законопроект, Верховный Суд поддерживает концепцию законопроекта, комитеты-соисполнители - Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, Комитет по делам молодёжи - также поддерживают данный законопроект. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы также указано на то, что понятие неоднократности и административной преюдиции требует доработки ко второму чтению. Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует поддержать указанный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Давайте запишемся на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Виктор Фридрихович, тема, которую вы подняли в данном законопроекте, безусловно, носит общенациональный характер, и, думаю, все депутаты, безусловно, поддержат данный законопроект. Однако особенность момента заключается в том, что пока находится в частных руках производство и реализация алкогольной продукции, частник в погоне за прибылью всё время будет стараться уходить вот от наказания, находить дырочки в законе, ну и таким образом, так сказать, вот эта проблема будет всё время дрейфовать - мы будем гнаться за этим зайцем бесконечно. Не считаете ли вы необходимым сегодня поставить вопрос о введении госмонополии на производство и реализацию алкогольной продукции в Российской Федерации и тем самым решить многие проблемы сразу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С места - Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. На самом деле этот вопрос вами уже неоднократно поднимается. С одной стороны, это очень красиво, с другой стороны - у нас нет никаких ни законодательных, ни других механизмов для введения системы госмонополии. Вы понимаете, можно заменить частное предприятие на государственное, только пенять будет уже не на кого, люди-то не поменяются. И пока у нас нет никаких нормативов, на тех же заводах, на тех же предприятиях будут производить точно такую же левую продукцию, только отвечать за это будет государство. А говорить о том, что после введения госмонополии у нас резко всё поменяется и перестанут после этого какие-то новые люди продавать алкоголь несовершеннолетним, ну, это по меньшей мере смешно. Давайте по крайней мере введём нормальный механизм государственного регулирования и сделаем отрасль хотя бы прозрачной, к чему сейчас весь этот разговор и ведётся и из-за чего ведётся вся эта борьба. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Драганов. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. У меня два коротких вопроса. Я правильно понимаю, что неоднократность устанавливается законодательным путём, должна быть, так сказать, зафиксирована и должны быть исключены какие-либо толкования? И второй вопрос: в пределах какого коридора вы рассматривали санкции? Вот, скажем, предлагается 80 тысяч рублей. Рассматривали ли вы другие суммы или, скажем, сроки санкции - шесть месяцев и другие? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Груздев. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Валерий Гаврилович. На самом деле признак неоднократности в законопроекте прописан. Неоднократность устанавливается актом об административном правонарушении. В случае совершения повторного правонарушения в течение года соответственно возникает уголовная ответственность, это формальный состав. Мы рассматривали возможность применения более серьёзных санкций, но это уже вопрос к нам, как к комитету, ко второму чтению, потому что разработчики законопроекта предложили вот такую санкцию. Хотя, если отталкиваться от общих подходов, это стандартная санкция, которая должна применяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Виктор Фридрихович, так, для информации: в прошлом созыве фракцией ЛДПР на основе исследования, проведённого ИСПИ РАН, был внесён законопроект о государственной монополии на финансовые расчёты за алкоголь, что полностью соответствует всем нормам и правилам, в том числе той парадигме, которая сегодня сложилась в обществе. Проблема заключается в том, что очень тяжело сравнивать законопроекты, когда их нет рядом. Вот если был бы законопроект ЛДПР, тогда было бы понятно. Вот в вашем законопроекте, собственно говоря, какую ответственность будет нести непосредственно продавец, который не является должностным лицом? И вот опять же вопрос о неоднократности. Само появление... Ну что, мы должны будем поставить около каждой палатки милиционера, который будет считать количество случаев продажи несовершеннолетнему алкоголя? И собственно говоря, чем обусловлено такое понимание ответственности? У вас ведь не определено лицо, которое несёт ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Ну, на самом деле, если вы внимательно читали данный законопроект, то должны были это увидеть: самым, наверное, серьёзным наказанием из трёх, которые здесь предусмотрены, - это и штраф, и административная ответственность в виде лишения лицензии, и уголовная ответственность - для торгующей организации будет приостановление или аннулирование лицензии на торговлю алкоголем, это гораздо страшнее, чем уголовная ответственность. Так вот, приостановление лицензии вместе со штрафом наступает в первый момент, понятие же неоднократности, так скажем, относится к уголовному наказанию физического лица, которое наступает уже во втором случае, то есть при повторном нарушении в течение года. Естественно, что данный момент проверить досконально будет очень сложно, но уверяю вас, что все соответствующие акты по торгующей организации, если там произойдёт такое нарушение, будут находиться в соответствующих органах и принцип неоднократности будет очень легко проверить. Но главное, я ещё раз повторяю, наказание в виде лишения лицензии, аннулирования лицензии наступает с самого начала, и это самое страшное для торгующей организации наказание, гораздо страшнее, чем если бы физическое лицо, продавец, было наказано в уголовном порядке. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Виктор Фридрихович, вы в своём докладе констатировали так бегло ужасные цифры и привели для чего-то пример Израиля. Для чего - чтобы показать всю либеральность и никчёмность ваших предложений или ещё для чего-то? И второе. Считаете ли вы возможным, учитывая сложившуюся ситуацию, ввести дополнительное ограничение по размещению магазинов, торгующих алкогольной продукцией, возле школ в радиусе хотя бы 500 метров? Вы можете проехать по Москве и посмотреть: школьники на большую перемену выходят, идут в эти магазины, берут пиво и возвращаются в школу. И ещё один вопрос. Считаете ли вы возможным во втором чтении ввести наказание для телеканалов, которые нагло рекламируют алкогольную продукцию с утра до ночи? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, что касается вопроса по Израилю, то я его привёл в пример именно как... Если мы говорим про Швецию, то там более жёсткое наказание. Как раз наказание Израиля по уголовной процедуре практически соответствует тому наказанию, которое мы вводим данным законопроектом. Теперь что касается запрета на продажу алкоголя вблизи детских, спортивных и прочих учреждений. Такой законопроект в первом чтении уже был рассмотрен Государственной Думой в прошлом году и в ближайшие два месяца, я так понимаю, мы выйдем на второе чтение с этим законопроектом. С принятием данного закона будет введён очень жёсткий запрет на продажу алкогольной продукции и пива вблизи детских, спортивных и прочих учреждений. Это что касается ответа на ваш второй вопрос. И третий вопрос, касающийся запрета рекламы. Когда мы с вами единогласно голосовали за законопроект, приравнивающий пиво к алкоголю, тем самым мы, естественно, проголосовали и за запрет его рекламы, а реклама другой алкогольной продукции на телевидении, если вы знаете, запрещена давно. Оставалось только пиво - это единственная дырочка в законе, и она тоже в ближайшее время будет закрыта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Виктору Фридриховичу. Скажите, пожалуйста, чем руководствовались наши депутаты, когда вводили вот эту статью 151-1 - про неё уже несколько раз задавали вопрос о признаке неоднократности, о том, что ответственность возникает после неоднократного сбыта продукции? Нельзя ли там написать, например, так: сразу, как только заметили, тут же идёт наказание? Кто будет это считать - сколько раз? Я полагаю, что это совершенно, абсолютно неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Груздев ответит на этот вопрос. ГРУЗДЕВ В. С. Тамара Васильевна, на самом деле любой акт об административном правонарушении всё равно сразу попадает в базу данных, поэтому все эти документы учитываются. Ждать не нужно, это же, ещё раз говорю, формальный состав, то есть отпустил продавец алкоголь или пиво несовершеннолетнему, не удостоверился... Мы же с вами приняли сразу несколько законов. То есть в первом чтении принят законопроект о приравнивании пива к алкогольной продукции. Второе, мы разрешили продавцам просить документ, удостоверяющий личность, для того чтобы удостовериться в том, что человек действительно достиг совершеннолетия. И сейчас принимаем третий законопроект, который как раз направлен на борьбу с продажей алкоголя: он устанавливает уже и уголовную, и административную ответственность. Неоднократность, ещё раз повторяю, - это формальный состав, потому что факт совершения правонарушения - продажи может быть не зафиксирован. Но норма об административной ответственности уже сегодня действует, сразу действует наказание. Если продаётся вторично... Мы в то же время не должны с вами полстраны посадить, потому что ответственность лежит на простом продавце, - это тоже нужно чётко понимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. У меня, уважаемые коллеги, всё-таки такое ощущение, что этот законопроект не комплексный. Тот законопроект, который лежит с мая в комитете Плигина, более полно охватывает проблемы. Инициатива, конечно, хорошая, только как пила молодёжь, так и будет пить, потому что один достиг совершеннолетия, другой не достиг и несовершеннолетний всегда найдёт совершеннолетнего друга, который купит ему, и они будут вместе пить. И скажу немного ещё не по теме этого законопроекта, выходя за его рамки. Алкоголь, конечно, вредит организму. А вот как вы относитесь к тому, чтобы приравнять к алкоголю энергетики? Мы много говорим о них, но как от них гибла молодёжь, так и продолжает гибнуть. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Звагельский. С места. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Уважаемый Валерий Сергеевич, прежде всего я считаю данный законопроект абсолютно комплексным. Мы не говорим именно о запрете продажи. Если вы внимательно его читали, то заметили, что там идёт разговор не о продаже, а именно о сбыте. Сбыт в себя включает не только продажу, но также возмездную или безвозмездную передачу несовершеннолетнему алкогольной продукции и пива. Таким образом, мы убираем ту лазейку, которая даёт возможность кому-то покупать и передавать несовершеннолетним алкогольную продукцию. Поэтому в данном случае я считаю норму абсолютно верной. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Груздев. ГРУЗДЕВ В. С. Валерий Сергеевич, на самом деле действующей редакцией Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в том числе в употребление алкогольных напитков. Такая ответственность сегодня установлена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Вопрос к депутату Груздеву. Я много лет вхожу в состав комитета по экономической политике. Десятки раз мы совершенствовали законодательство в сфере алкоголя - влево, вправо, в либеральную, в ужесточающую сторону... Я, Владимир Сергеевич, хочу задать вопрос вам и председателю Комитета по безопасности. Как два ваших комитета смотрят с точки зрения национальной безопасности на то, что с нацией происходит? Ведь это же одна из самых страшных угроз, и алкогольная мафия - такая же могущественная сила, как наркомафия или оружейная мафия. Готовы ли эти два комитета вместе с нашим комитетом всерьёз, глобально ещё раз осмыслить, что у нас за законодательство и какие кардинальные изменения должны быть подготовлены? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С. Валентин Степанович, спасибо большое за вопрос. Я хотел бы сказать, что это всё-таки не единственный законопроект, это один из законопроектов в целой цепи законопроектов, которые мы с вами рассматриваем и принимаем. Мы, безусловно, так же как и вы, заинтересованы в том, чтобы наше подрастающее поколение было здоровым и сильным, поэтому, если у вас есть предложения, мы можем их, в том числе и ко второму чтению, посмотреть, но в рамках концепции данного законопроекта. Давайте проведём, может быть, и слушания. Если не будет достаточно тех законов, которые мы принимаем, давайте проведём слушания. Проблема действительно очень важная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Я, конечно, понимаю, что закон актуальный, его необходимо принимать, но он вызывает много вопросов, и мы видим это по количеству записавшихся. Речь идёт вот о чём. Я смотрю, в основном мы собираемся привлекать к ответственности продавца. Я ещё раз повторяю, я не против того, чтобы привлекать продавца, но почему мы не перекладываем ответственность, особенно уголовную... Я вообще категорически против того, чтобы в отношении продавца была уголовная ответственность, штраф - да. У хозяина магазина должна быть уголовная ответственность - скажем, десяток лет. Вы же продавца ставите между молотом и наковальней. Наковальня - это хозяин, а молот - закон. Давайте ко второму чтению изменим это. Я ещё раз повторяю: продавца надо наказывать, но он вынужден торговать, потому что его заставляет хозяин. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Груздев, потом - Звагельский. ГРУЗДЕВ В. С. Николай Фёдорович, если вы внимательнее прочитаете законопроект, то поймёте, что это комплексный законопроект. Он устанавливает не только уголовное наказание, но и административное в виде штрафа, налагаемого на предприятие и на продавца, а также предполагает приостановку деятельности либо отзыв лицензии у предприятия, которое такой лицензией обладает. В уголовном праве Российской Федерации установлена индивидуальная уголовная ответственность. Если директор предприятия будет отпускать алкоголь, он будет нести точно такую же уголовную ответственность, если будет отпускать продавец или кассир, они будут нести уголовную ответственность. А установить уголовную ответственность в отношении лица, которое формально это преступление не совершало, невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Уважаемый Николай Фёдорович, Владимир Сергеевич всё абсолютно правильно сказал, и я ещё раз повторю, что здесь самое серьёзное наказание именно для торгующей организации в виде приостановления деятельности и лишения лицензии. И это достаточно точечное, адресное наказание. Если говорить о хозяине, то, наверное, в данной ситуации это будет более размытое наказание, потому что... Если говорить о наказании генерального директора, это точно такой же наёмный человек. Вы понимаете, найти реально хозяев той или иной торгующей точки или торгующей организации, а иногда и крупных сетевых организаций очень сложно. Поэтому когда мы лишаем торговую точку права продавать алкоголь и пиво - это как раз самое серьёзное наказание, и при этом физическое лицо несёт уголовную ответственность. Таким образом, мы закольцовываем всю проблему. Ещё у меня маленькое дополнение к тому, о чём говорил Валерий Сергеевич, по поводу энергетиков я не успел сказать. Энергетики с содержанием алкоголя приравнены к алкогольной продукции и подпадают под действие 171-го закона. Что касается энергетиков без алкоголя, то подготовлен перечень энергетиков, которые запрещено продавать несовершеннолетним. Данный законопроект нами подготовлен, находится сейчас в правительстве, в ближайшее время мы внесём его в Государственную Думу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Улас Владимир Дмитриевич. УЛАС В. Д., фракция КПРФ. Уважаемый Виктор Фридрихович, безусловно, проблема алкоголизации населения России, и детей в частности, чрезвычайно актуальна, по сути, это наша национальная трагедия. Но обратите внимание, в последнее время Государственная Дума ввела целый ряд запретительных ограничений - и на время продажи алкоголя, и на места, где им можно торговать, запретила рекламу и многое другое, однако эффективность этих мер, как показывают ваши же цифры, фактически нулевая. Вы говорите о комплексности подхода - значит, нам нужно посмотреть, в чём заключается эта комплексность, может быть, необходимо менять социальную политику государства в отношении семьи, в отношении молодёжи? Почему в советское время не было такой алкоголизации? Потому что была масса занятий для молодёжи и от родителей не требовали деньги за это. Это и секции, и кружки, и турниры, вспомните: "Серебряная ладья", "Кожаный мяч", "Золотая шайба". Может быть, с этого нам нужно начинать - со здорового образа жизни и социальной политики государства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Звагельский. Присаживайтесь, Владимир Сергеевич. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Уважаемый Владимир Дмитриевич, вы абсолютно правильно сказали, действительно, наиболее сложная, трудоёмкая, дорогостоящая проблема связана именно с деалкоголизацией и с пропагандой здорового образа жизни. Такой пакет мы тоже сейчас готовим. А что касается того, что не работает пока часть законов... Посмотрите, пожалуйста, практически все они прошли только процедуру первого чтения - это и законопроект о приравнивании пива к алкоголю, и законопроект об обязательном предъявлении паспорта, и сегодняшний законопроект, - ни один из них ещё не вступил в силу. Мы пока говорим о том, что происходит, на уровне тех законодательных инициатив, которые ещё не вошли в жизнь, поэтому давайте вернёмся к этому вопросу хотя бы через полгода, когда эти законы начнут работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, все вопросы заданы. Настаивает ли кто-то на выступлении? Коллеги, ну, как минимум вижу по две руки от каждой фракции. Предлагаю по одному выступлению от фракции. Есть другие предложения? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть два предложения. Ставлю на голосование предложение депутата Журовой - по одному выступлению от фракции. Она мне подсказала это предложение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 22 сек.) Проголосовало за 327 чел.98,5% Проголосовало против 5 чел.1,5% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 332 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято По одному выступлению от фракции. Пожалуйста, депутат Останина от фракции КПРФ. С места. Микрофон включите. И дайте мне знать, кто от других фракций. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, депутат Селезнёв в своём выступлении упрекнул авторский коллектив в том, что обсуждаемый сегодня законопроект не является комплексным и носит фрагментарный характер. Как один из соавторов законопроекта, я должна согласиться с этим упрёком, потому что совершенно очевидно, что этим законом и теми законами, которые перечислялись, мы не защитим наших несовершеннолетних от дальнейшей алкоголизации и от дальнейшей потери своего физического и духовно-нравственного здоровья. Более того, давайте честно признаем, что никакой это не правовой пробел - то, с чем связано появление данного законопроекта, - это пробел политической воли. Ну неужели нужно было ждать 2009 года и появления в послании президента рекомендаций о необходимости усиления законодательства с точки зрения ужесточения наказания за продажу спиртных напитков нашим несовершеннолетним? Ведь вот эта тревожная статистика, которая приводится в пояснительной записке (кстати, замечательная, очень профессиональная пояснительная записка), то, о чём говорил Виктор Фридрихович, появилась ещё в 90-х годах, когда совершенно свободно в частные руки были переданы производство и продажа алкогольных напитков. Поэтому, ещё раз говорю, это вопрос политической воли. До тех пор пока у нас не будет государственной монополии на производство и торговлю винно-водочными изделиями, мы так и будем всякий раз обращаться к этой проблеме и принимать такого рода фрагментарные законы, которые, к великому сожалению, комплексно эту проблему не решат. И ещё. Мы очень долго идём по замкнутому кругу, потому что есть не только статистика злоупотребления спиртными напитками и пивом, которое мы приравняли к алкоголю, со стороны несовершеннолетних, но и не менее тревожная статистика заболеваний, смертности. И в этой связи закономерно задать вопрос: а может, напрасно мы выделяем деньги на то, чтобы реализовывать наши демографические проекты? Зачем мы, ещё раз спрашиваю, не вооружив духовно нашу молодёжь, и наших детей, и наши молодые семьи, стремимся к тому, чтобы у нас увеличилась рождаемость? Зачем это делать, спрашивает молодая семья, зачем нам рожать детей, если государство занимается только тем, чтобы отстранить наших детей от возможности расти физически и нравственно здоровыми? Я думаю, что принятие сегодняшнего законопроекта - это действительно наш депутатский нравственный долг перед будущим поколением. Нам не удалось, третьей Государственной Думе, принять закон, который приравнял бы пиво к алкогольным напиткам, сегодня мы это сделали, пусть и в первом чтении. Но вот такое медленное, эволюционное продвижение вызывает очень много вопросов. Это что, действительно отсутствие политической воли с нашей стороны? Ведь я так понимаю, что в наших силах ускорить принятие этих законов, довести эти законопроекты до третьего чтения, приняв поправки во втором чтении, о чём мы говорили. Сегодня звучали предложения о том, что кроме пива появились и другие напитки - энергетики, которые тоже уже можно приравнивать к крепкому алкоголю. Стоило нам принять закон, который должен был бы упорядочить рекламу пива, - вместо неё появляется уже реклама не самого пива, а рыбки к пиву, что означает то же самое: купил ты эту рыбку, значит, пиво надо купить. Получается, снова поправки в закон надо вносить. Повторяю, мы так и будем ещё долго идти по замкнутому кругу, получается, что опережают мыслители, так сказать, производители рекламной продукции нас, депутатов, и наши законодательные инициативы. Нам нужно поторопиться, с тем чтобы мы их опережали, а не они нас. Я совершенно солидарна с моим коллегой Уласом. Мы действительно приняли закон об упорядочении рекламы пива, мы приняли законопроект о приравнивании пива к крепким алкогольным напиткам, мы принимаем сегодня законопроект об ужесточении наказания. Хорошо, пусть даже и эти законы... Я помню замечательное выражение Павла Крашенинникова, когда его комитет отверг наш законопроект о жилье для молодой семьи, он сказал: "Неужели вы, депутаты, наивно думаете, что одним законом можно решить проблему обеспечения жильём молодой семьи?" Я тоже понимаю, что сегодняшним законом мы не решим проблему, не добьёмся того, чтобы навсегда нашим несовершеннолетним запретить покупку алкогольных напитков, и я задаю себе вопрос: а чем мы заменим вот этот способ проведения времени для наших несовершеннолетних? Что, с помощью комендантского часа уберём их с улицы? Куда они придут - смотреть наше бездуховное телевидение, которое пропагандирует рыбку к пиву или секс, насилие и порно? Даже Леонид Парфёнов сказал, что телевидение отброшено на несколько десятков лет назад. Мы действительно предложим им пойти бесплатно в бассейн, пойти бесплатно в секцию? Что предложим мы нашим детям, если финансирование всей семейной и детской политики в бюджете на 2011 год и последующие годы составляет только 0,78 процентов расходной части бюджета? Мы даже федеральную целевую программу "Дети России" перестали финансировать, проголосовав за этот бюджет. Возникает, ещё раз говорю, вопрос об отсутствии комплексного подхода. Это не государственная политика. Представлял этот законопроект Виктор Фридрихович, я так думаю, что и он тоже должен согласиться с тем, что этот закон действительно на сегодня не является комплексным и мы этим законом на самом деле правовой пробел не восполняем. Я хочу призвать наших депутатов, когда принимаем такого рода законы, на самом деле подходить к ним по-государственному, а не как люди, которые устраняют только правовые пробелы. Я прошу проголосовать за этот законопроект и пойти дальше, принять те поправки, которые уже прозвучали сегодня, когда задавали вопросы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, вообще, сегодняшнее положение дел даже с этим законопроектом - это позор для Государственной Думы. Я позволю себе напомнить предысторию. Вот поверьте нам, абсолютно мы не боремся, не спорим, кто первый внёс, кто - второй, хотя это вопрос тоже обсуждаемый, как и тот, почему наш законопроект не стал альтернативным, ну бог с ним. Но в октябре Путин на заседании президиума правительства говорит: наконец-то надо принять этот закон, потом в послании президент говорит: надеюсь, законопроект, который лежит в Государственной Думе, будет принят, и вот теперь мы с вами зашевелились и приняли. Ведь говорит Виктор Фридрихович, что три года они с этим законопроектом не могли определиться и не могли его принять. А вы представьте себе, если хотя бы по сто человек спились или умерли - это целый районный центр на тот свет отправился. А всё почему? Потому что Госдума не самостоятельный орган, законодательная власть у нас полностью зависит от исполнительной. Давайте подумаем, что делать в этом отношении, или мы так и будем все законы принимать по указке? Пришло оттуда, значит, будем принимать, не пришло... Кстати, наш законопроект сто процентов альтернативный. И там, и там одно и то же, внесение изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Были абсолютно отрицательные отзывы и из Верховного Суда, и из правительства, только по этому законопроекту правительство сказало, что он может быть принят с учётом замечаний, а по нашему - что нет, не стоит вообще принимать. Бог с ним! Вот сказали наверху, и теперь положение дел резко поменялось, в который раз танки у нас полетели, как говорил тот самый прапорщик. Это один момент. Второй момент. В нашем законопроекте всё-таки чётко предусмотрено, что разделяется ответственность продавца, человека, который действительно продаёт, и юридического лица. Вот вы поймите, что сейчас будет. Допустим, мы приняли этот закон. Нам с вами нужно будет в первую очередь обратиться к Министерству внутренних дел с требованием или с просьбой провести так называемый рейд - они же проводят рейды "Чистый город", ещё что-нибудь, "Город без наркотиков" и так далее, - чтобы был проведён рейд, чтобы специально пускали малолеток, чтобы они ходили и под наблюдением милиционеров покупали алкоголь и пиво. И вот только после этого, развернув эту хорошую рекламную кампанию, мы сможем напугать этих товарищей, для которых прибыль дороже здоровья наших детей, в противном случае ничего не будет. Вот этот принцип неоднократности, вот пока поймают, пока на тебя составят протокол об административном правонарушении, и только после этого, глядишь, ты получишь полгода уголовной ответственности... Но, товарищи, это не работает. Я не говорю уже о том, что двадцать лет назад никто не мог себе даже представить, чтобы шёл подросток с бутылкой пива - тут же дали бы подзатыльник, забрали бутылку. Сейчас что будет? Правильно, будут просить либо своих товарищей, либо дядек-алкоголиков: дядя, купи нам пивка или ещё чего-нибудь, а мы тебе дадим тоже на бутылочку. С этим надо тоже как-то бороться, но это должна быть кампания, и мы должны в ней активно участвовать, а не сидеть и не ждать, пока нам сверху, из исполнительной власти свистнут: "Ребята, ну-ка, приняли" или "Ну-ка, отклонили". Так дело не пойдёт! Мы, конечно, проголосуем за данный законопроект, но если мы не будем активно в этом участвовать, то он так и останется на бумаге, как остался на бумаге тот самый закон, по которому введён запрет на распитие пива в общественных местах. Ну и что, выполняется? Вот выйдите на Манежную площадь - сплошь и рядом "выполняется". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Яровая от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, сегодня мы рассматриваем законопроект, в котором устанавливается уголовная и административная ответственность за совершенно очевидные правонарушения. Наверное, любому взрослому человеку, который передаёт бутылку водки в руки ребёнка, понятно, что он не просто плохо поступает, а совершает преступление. При этом налицо абсолютно безразличное отношение к тем социально-нравственным, физиологическим и криминальным последствиям, которые могут наступить. Совершенно очевидно, что ребёнок может стать и жертвой преступления, и преступником. Совершенно очевидно, что это ведёт к деградации и асоциализации личности. И совершенно очевидно, что мнимая прибыль, которую получает продавец, абсолютно не соответствует сегодня тем нравственным всё-таки критериям, которые есть в обществе и которые должны быть обеспечены защитой государства. Конечно, законодательная инициатива, о которой сказал президент в своём послании и которая поддержана им, является одним из звеньев в том комплексе мер, которые сегодня предложены "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" для обеспечения защиты интересов ребёнка. И собственно говоря, реализация тех законодательных инициатив, которые мы с вами ранее приняли, может и должна быть обеспечена только через реальный инструмент жесточайшей, именно такой, жесточайшей ответственности. Что касается уголовной ответственности. Здесь были скептики, сомневавшиеся, нужна ли она. Хотелось бы подчеркнуть, что здесь как раз тот самый случай, когда государство должно установить такое препятствие, которое действительно удерживало бы человека от совершения правонарушения, которое носило бы превентивный, упреждающий характер, чтобы не было необходимости проводить бесконечные рейды для того, чтобы найти этого продавца-негодяя, который совершил это противоправное деяние. Что касается других мер, которые, несомненно, должны предлагаться и предлагаются нами сегодня. Да, проблема нравственная, но здесь речь не о том, чтобы просто сокрушаться, разводить руками и говорить: ах, как всё плохо! Сегодня партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает целый ряд проектов, которые мы уже реализуем в регионах, в том числе и по досугу детей, по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов, где ребёнок может найти серьёзную альтернативу тому... решить, как, с кем и где провести ему время, это наши проекты по здоровому образу жизни, по занятиям физкультурой в школе, это в том числе и наш проект "Народный контроль", который сегодня позволит не посредством инсинуаций, импровизаций и подготовки ситуаций, когда несовершеннолетний идёт и покупает алкоголь, а посредством обычного гражданского контроля через общественные институты, через общественное мнение делать невыгодной продажу алкоголя. Без общественного порицания, без участия общества, понимания того, что, находясь в магазине и наблюдая ситуацию, когда совершается вот та самая сделка противоправная и алкоголь передаётся в руки ребёнку... Общество не может занимать молчаливую позицию. И то, что в послании президента спустя два года... Вы помните, два года назад Дмитрий Анатольевич впервые сказал о ценностных ориентирах, о необходимости определения обществу и государству общих нравственных ценностей, которые будут защищаться не только государством, но и будут важны и значимы для общества. И в этой связи хотелось бы напомнить, что партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", создав совет по качеству образования, разработала концепцию духовно-нравственного воспитания, потому что ещё в школе нужно закладывать понимание ценности не только человеческой жизни, но и принципов тех взаимоотношений, нравственных взаимоотношений, которые должны быть в обществе. Это, конечно же, и меры по укреплению института семьи, в том числе меры пропагандистского характера, это появление социальной рекламы. И это комплекс тех мер, которые сегодня мы, как партия, не просто считаем необходимыми, а уже реализуем. Собственно говоря, алгоритм действий с точки зрения практического понимания, а не только рассуждений гораздо важнее в этом смысле, потому что бесконечная констатация проблем их не снимает. Сегодня нужно всем политическим партиям, как об этом сказал Дмитрий Анатольевич Медведев, идти в муниципалитеты и работать с избирателями, в том числе пропагандировать нравственные ценности, в том числе обеспечивать участие общественных организаций, общественного мнения в борьбе с таким злом, как алкоголизация несовершеннолетних. Несомненно, мы поддерживаем данную законодательную инициативу и хотим подчеркнуть, что это шаг в том комплексе государственных мер, который обеспечит реальную защиту ребёнка и семьи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", депутат Беляков. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Большое спасибо. Уважаемые коллеги, послушал я коллегу Яровую и вспомнил слова Элвиса Пресли: "I will cry right now", в переводе - "я сейчас разрыдаюсь", кто не знает. Где же вы были, пока президент не сказал, что пора? Где же вы были, когда ещё партия ЖИЗНИ вообще в седые просто годы, ещё до объединения, вносила эти программы? Где же вы были, когда полтора или два года назад мы вносили законодательные инициативы? Где же вы были, когда в комитете у Елены Борисовны Мизулиной два года лежал аналогичный законопроект, который предлагал ввести такую же ответственность ещё и по табаку помимо всего прочего, а также право проверять документы? Где же вы были? Собственно говоря, мне понятно где, потому что мало того, что президент сказал, ещё ведь у нас предвыборный год. И кстати, мы ещё посмотрим на пивное лобби, потому что в первом чтении законопроект сегодня пройдёт, все поддержат, но это ещё не федеральный закон. Для меня абсолютно очевидно, что для многих депутатов в этом зале принять в трёх чтениях законодательные инициативы о запрете рекламы, о запрете продаж в ларьках, об ответственности - это всё равно что пилить сук, на котором сам сидишь. Я думаю, что вы догадаетесь ещё и о том, в какой партии большинство из этих депутатов. Но я очень надеюсь на то, что мы всё-таки пойдём дальше, чем принятие в первом чтении. Вот как у нас бывает, когда президентские инициативы, скажем, или правительственные: в первом чтении приняли, пять дней на внесение поправок, никто не успел, но зато сразу второе и третье чтения - давайте и здесь так сделаем, я посмотрю, чем закончится. Я очень хотел бы, чтобы этот законопроект был принят в трёх чтениях. Сегодня самый большой вопрос, о котором говорили все без исключения фракции, - это системный подход. Можем мы сказать, что вот эти законопроекты, которые вносятся, - это системный подход? Нет, не можем. Давайте для начала поймём: статистика ужасная, примерно четверть населения страны - я цитирую экспертов, я не хотел бы обидеть население нашей страны - это маргиналы, системно употребляющие алкоголь. Это отчёт ВОЗ, Всемирной организации здравоохранения: четверть населения страны - маргиналы, системно употребляющие алкоголь. Как вы думаете, если мы не будем продавать в ночное время алкоголь, если мы прекратим его продавать в ларьках, тот, у кого есть биологическое пристрастие к алкоголю, биохимическое... Алкоголь - это по сути своей наркотик, он просто не является наркотиком юридически, потому что не внесён в реестр наркотических препаратов, но с точки зрения фармакодинамики, с точки зрения встраивания в биохимические процессы и возникновения привыкания организма это наркотик. Как вы думаете, четверть страны, которая является с точки зрения биохимии наркоманами, пристрастными к алкоголю, будет, если примут этот закон, меньше пить? Нет, не будет! Они будут пить суррогат, они будут пить в дневное время, а не в ночное, они будут посылать кого-то за алкоголем. Кстати, у нас есть уже детский алкоголизм. Всё равно ничего в этом смысле не изменится, пока не будут приняты системные меры. Какие? Конечно, запрет рекламы. Я искренне рад... Опять-таки здесь неважно, приняли наш законопроект как альтернативный (сработал принцип "кто раньше встал, того и тапки") или отбросили наши законопроекты, потому что нет положительного отзыва, это неважно, главное, давайте это сделаем. Но надо понимать, что вот если завтра мы начнём пропаганду здорового образа жизни, если завтра мы установим запрет на продажу, если завтра появится социальная реклама, которая объясняет ребёнку: Васенька, если ты пьёшь пиво, это не круто, как тебе говорит реклама одного из заводов (депутат, представляющий этот завод, сидит в этом зале), это совсем не круто, наоборот, с тобой не будут знакомиться хорошие девочки, у тебя будет нездоровый цвет лица, ты будешь иметь плохую память, плохо учиться, у тебя будет плохая работа, некрасивая машина, у тебя не сложится жизнь, не сложится карьера, - вот только после этого мы через десять лет, может быть, получим поколение, которое будет меньше пить, и только через десять лет, если у нас будет комплексная программа, вот этот процент маргиналов, о котором я говорил, может уменьшиться. Поэтому мы должны действительно говорить о системном подходе, сейчас его нет. Госмонополия на спирт... Конечно, в советские времена продажа алкоголя, раз уже наша страна так пьёт, была бюджетообразующей отраслью, мы зарабатывали на этом больше, чем на нефти и газе. Сейчас - крохи. С этой трибуны господин Кудрин доказывал некоторое время назад, что это белиберда, три копейки мы собираем от продажи алкоголя. Кстати, об акцизной политике. Вдумайтесь: девятиградусный алкоголь, например вино, - 191 рубль на литр акциз, пиво такое же, девятиградусное - 9,5 рубля на литр. В двадцать раз разница! Это что, нормально, притом что у нас по объёму 80 процентов выпиваемого алкоголя в России - это пиво. Почему страна недополучает в бюджет? Мы ведь вносили такие поправки. Где они? Далее. Самая эффективная мера, которая была названа россиянами во время опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, - увеличение возраста, с которого разрешена продажа, до двадцати одного года. Я уже горло сорвал, спрашивая: где законопроект, когда мы его хотя бы рассмотрим? Позиция комитета - скоро, скоро, скоро. Я думаю, уже двадцать или, может, тридцать пикировок было в этом зале, это уже не смешно. Дальше. Запрет на продажу в ларьках, в том числе слабоалкогольных шипучек. Слабоалкогольные коктейли как будто специально сделаны для детей. Вы посмотрите, маркетологи же всё просчитали: красивая этикетка, иностранная надпись, герой комикса, изображённый, так сказать, на фасаде этой банки. Они специально так сделаны, но по ним сегодня опять никакого решения нет. Дальше. Почему мы говорим только об алкоголе? А табак? Опять повторяю, что законопроект, который был внесён "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ", предусматривает комплексный подход, ведь табак - абсолютно аналогичная вещь, но здесь ничего не происходит. Далее, к разговору о рейдах. Конечно, рейды надо проводить, но когда я, друзья мои, в мае прошлого года с пеной у рта говорил, что проводится фестиваль пива, японский бог, - извините за мой французский, - в Москве, прямо в центре города, причём фестиваль ориентирован был на подростков, за бюджетные деньги спаивают детей... Вам нужно было дождаться, пока снимут Лужкова? Отлично, хорошо, дождались. Я вас хочу обрадовать: уже сейчас организаторы снова подумывают о проведении фестиваля пива. Давайте проявим принципиальность. Мероприятие опять-таки ориентировано на подростков, там ведь не поёт - при всём моём уважении, я поклонник большой - Иосиф Давыдович Кобзон, которого уважает аудитория старшего возраста, там поют поп-звёзды, там поют "Ранетки", которые зазывают молодёжь, а дальше этой молодёжи впаривают тот самый алкоголь, к сожалению. Здоровый образ жизни, о котором мы тоже говорим, - что-нибудь сделано для этого? Мы только сокращаем в бюджете расходы на здравоохранение, образование, социальные выплаты, мы отдых в пионерских лагерях вообще урезали. Альтернативный бюджет "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" всё это предусматривает, но только, к сожалению, здесь и конь не валялся, и мы ничего реально не сделали, ничего детям не предложили, кроме сидения возле пивного ларька. Я могу продолжить список того, что мне не нравится. Кстати, один пример я всё-таки ещё приведу. Вспомните, когда у нас испортились отношения с Грузией, что произошло? За три дня правоохранительные органы закрыли всех воров в законе, закрыли на всякий случай грузинские рестораны, независимо от того, имеют они отношение к жителям Грузии или нет, пропали киндзмараули, боржоми - всё, удар!.. Как вы думаете, сколько лет правительству дано на искоренение палёного алкоголя? Десять лет! В правительственной программе на искоренение палёного алкоголя даётся десять лет! Заводов, производящих спирт, в стране чуть больше ста, то есть получается, что в год правоохранительные органы будут проверять десять заводов, притом что статистика по производству палёного алкоголя такова: только 4 процента этого алкоголя производится где-то там в подвалах в грязных бочках, 96 процентов левого алкоголя производится на заводах. Так вот мы даём десять лет правоохранительным органам на то, чтобы они проверили сто заводов. Серьёзно это? Можно это назвать государственной политикой? Нельзя. Я вам хочу сказать, что это профанация. Конечно, мы поддержим этот законопроект, конечно, его нужно принимать, но абсолютно правильно то, что мы должны говорить о комплексной государственной политике. И точно так же куча проблем... Вот мы смотрим каждый день телевизионные шоу: из одного в другое кочуют одни и те же проблемы - здравоохранение разваливается, образование плохое, милиции люди не доверяют, даже если мы её переименуем в полицию в ближайшее время, армия (каждая здоровая семья так думает) - не дай бог, чтобы ребёнок отправился туда служить, на дверях некоторых судей разве что прайс-листы не висят, к сожалению, но мы ничего... В лучшем случае в конце некоторых ток-шоу есть десять секунд для предложений. Обсуждение идёт, инициативы идут, а проблемы остаются. И чем быстрее мы поймём, что действительно - это сегодня уже звучало в зале - наше государство должно измениться, что оно должно стать социально ориентированным, может быть, даже, как предлагает "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", мы должны повернуться к современной социал-демократии, к современному социализму, потому что либеральные реформы Гайдара и Чубайса, которые были провозглашены в 90-х годах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Десять минут истекли. Я обращаюсь к представителю президента: настаиваете на выступлении? Нет. Представитель правительства? Также нет. Докладчик, содокладчик? Не настаивают на заключительном слове. Выносим данный законопроект на "час голосования".
13-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 03 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принято.