Заседание № 115
О проекте федерального закона № 260065-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части уточнения порядка применения правовых последствий недействительности ничтожной сделки).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит вас поддержать в третьем чтении законопроект об усилении защиты интересов государства в стратегически значимых отраслях экономики, который полностью соответствует задачам по реализации положений Послания Президента Российской Федерации. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к рассмотрению. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 09 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 114
О проекте федерального закона № 260065-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части уточнения порядка применения правовых последствий недействительности ничтожной сделки; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит поддержать во втором чтении законопроект, который, на наш взгляд, играет ключевую роль в обеспечении безопасности предприятий, имеющих стратегическое значение для обороны и безопасности страны, прежде всего с точки зрения возможности пресечения действий недружественных инвесторов в отношении недобросовестных инвестиций в предприятия, имеющие стратегическое значение. Первый раз за долгие годы мы вводим норму, предусматривающую прежде всего взыскание в доход государства в судебном порядке имущества, полученного по сделке с акциями стратегического предприятия. Это вынужденная мера. На наш взгляд, она должна обеспечить безопасность предприятий и в то же время никоим образом не подрывает инвестиционный климат в нашей стране для добросовестных инвесторов, в том числе из дружественных юрисдикций. К законопроекту поступило три поправки. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, по таблице поправок № 1, в ней три поправки, есть вопросы? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 53 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 17 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Сергей Анатольевич. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, хотелось бы поблагодарить всех присутствующих в зале, особенно представителей правительства, Александра Юрьевича, за последовательность и принципиальность в отстаивании наших совместных позиций. Комитет просит включить законопроект в порядок работы на завтра, на 12 апреля, для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 99
О проекте федерального закона № 260065-8 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части уточнения порядка применения правовых последствий недействительности ничтожной сделки).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Доклад официального представителя правительства заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрея Геннадьевича Цыганова. Пожалуйста. ЦЫГАНОВ А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект, который сегодня представлен на ваше рассмотрение, подготовлен в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, внесён в Государственную Думу правительством, направлен на более точное определение правовых последствий недействительности сделок, которые совершены с нарушением федерального закона. Законопроект предусматривает право суда взыскать в доход Российской Федерации акции, доли в уставных капиталах стратегических обществ, незаконно приобретённое имущество, а также доходы, полученные иностранным инвестором от участия в капитале стратегического общества, если такой инвестор в нарушение норм Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" незаконно и безнадзорно установил контроль над стратегическим обществом тем или иным способом. Законопроектом также устанавливается возможность предъявления самим стратегическим обществом иска к иностранному инвестору о возмещении убытков в связи с недобросовестным осуществлением этим инвестором прав, приобретённых в результате такой незаконной сделки или действия. Фактически нормами рассматриваемого сегодня законопроекта закрепляется уже сформированная Федеральной антимонопольной службой во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Федеральной службой безопасности правоприменительная практика в части устранения незаконного контроля иностранных инвесторов над стратегическими хозяйственными обществами и последствий такого незаконного контроля. Что касается процессуальной части дела, законопроект согласован с Минэкономразвития России, Минфином, Минпромторгом, Росимуществом, ФСБ, Минобороны, Генеральной прокуратурой, Счётной палатой. Представлено заключение Министерства юстиции по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз, заключение Минэкономразвития об оценке регулирующего воздействия. Что важно, мы получили заключение, хорошее заключение, от Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, замечания от Государственно-правового управления, от Исследовательского центра частного права имени Алексеева - все эти замечания учтены в полном объёме, и это сделало текст законопроекта более точным и, ну, направленным на решение тех задач, ради которых он готовился. Все разногласия урегулированы. Законопроект поддержан профильным комитетом Государственной Думы, Комитетом по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, Комитетом Госдумы по финансовому рынку. Положениям Договора о Евразийском экономическом союзе он не противоречит, иным международным обязательствам России также. Реализация этого законопроекта будет осуществляться в рамках собственных полномочий тех органов власти и учреждений, которые должны участвовать в его реализации. С нашей точки зрения, очень важно, что подготовки новых или изменения действующих нормативных правовых актов не требуется, поскольку этот законопроект находится полностью в рамках действующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации. Я хочу подчеркнуть, что данный законопроект - это, по сути дела, ещё один шаг в последовательном совершенствовании российского законодательства об иностранных инвестициях исходя из той внешнеполитической и экономической обстановки, которая сегодня сложилась. В 2022 году Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации уже приняла несколько пакетов поправок к законодательству об иностранных инвестициях, закону о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, и ряду отраслевых законов, которые направлены на обеспечение обороны страны и безопасности государства в этой очень чувствительной, с нашей точки зрения, сфере, также эти нормы вносят вклад в выполнение тех задач, которые поставлены в 400-м указе президента "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сергея Анатольевича Гаврилова. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос достаточно понятный. На протяжении прошлого года мы занимались вопросами предотвращения нарушений и борьбой с нарушениями, причём с недружественными поглощениями со стороны иностранного капитала, прежде всего из недружественных государств, в отношении стратегических предприятий. Сегодня мы остро ставим вопрос о последствиях нарушений, о предотвращении негативных последствий нарушений данного законодательства. В чём смысл? Мы не просто возвращаемся к исходному порядку: возвращаем акции, возвращаем денежные средства, уплаченные за акции или имущественный вклад, - а мы, по сути дела, осуществляем двустороннюю реституцию, то есть и имущественный вклад, и акции, и полученный доход уходят в доход государства. Это серьёзное изменение, и мы идём последовательно, как и в прошлых наших решениях, через судебный порядок, то есть никакого волюнтаризма, никто и ничего там не захватывает, не конфискует, всё по решению суда. Я считаю, что это очень правильное решение. Вопрос стоит только о подсудности исков по возмещению убытков. Мы считаем, что всё-таки они должны рассматриваться арбитражными судами, я думаю, должна быть серьёзная поправка ко второму чтению. И очень важно, что наши суды уже нарабатывают практику о признании подобного рода сделок ничтожными и, соответственно, о двусторонней реституции, хотя мы всё-таки избегаем использования подобных терминов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Геннадьевич, вот мы даём право, возможность стратегическим хозяйственным обществам через суд взыскивать убытки. Подскажите, пожалуйста, в связи с тем что наша банковская система находится под санкциями со стороны западных стран, как это с практической точки зрения будет возможно? Либо это будет нацелено и направлено только на те активы, которые находятся на территории Российской Федерации? ЦЫГАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос, Андрей Геннадьевич. На самом деле ответ на этот достаточно сложный в современных условиях вопрос не является предметом данного законопроекта. Мне кажется, что в любом случае иметь на руках решение суда о взыскании убытков в отношении любого лица, где бы оно ни находилось - на Кипре, в Соединённых Штатах Америки, а может быть, и в более дружественных нам странах, такие случаи тоже бывают, - лучше, чем не иметь никакого решения. Это первая часть моего ответа. А вторая часть заключается в том, что практический опыт взыскания имущества и денег из иностранных юрисдикций, хотя и в более спокойных внешнеэкономических условиях, у Российской Федерации, как правоприменителя законодательства о порядке осуществления иностранных инвестиций, уже имеется, и этот опыт достаточно удачный, его можно применять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Андрей Геннадьевич, срок исковой давности по этим делам будет стандартный и речь будет идти только о госпредприятиях или частный инвестор - прежний владелец стратегического предприятия тоже будет иметь на это право? ЦЫГАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Мы предполагаем, что срок давности по подобного рода правонарушениям будет три года с момента их обнаружения в установленном порядке. Это вполне достаточное время для того, чтобы совершить все необходимые для закрепления этого факта юридически значимые действия. Что касается того, в каком порядке будет осуществляться возврат пакетов акций законным владельцам, в порядке двусторонней реституции или взыскания этих пакетов акций, имущества в доход государства, мы полностью опираемся на нормы гражданского законодательства. Предполагается, что это будут судебные решения в рамках применения последствий недействительности ничтожных сделок в соответствии с теми нормами Гражданского кодекса, которые зафиксированы в 166, 167, 168 и 169-й статьях Гражданского кодекса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Геннадьевич, насколько я понимаю, вы все такие сделки регистрировали ранее. Вот у нас отняли 350 миллиардов. По моим данным, на нашей территории было иностранной собственности на 480 миллиардов. Вот вы же наверняка баланс считали - и чтобы не только оборонные предприятия, но и как бы расширить круг, дабы компенсировать потери Российской Федерации... И второй вопрос: у нас ведь судебные заседания могут быть бесконечными - может, в законе стоит оговорить какие-то временные рамки? ЦЫГАНОВ А. Г. Ну, что касается вашего первого вопроса, Николай Васильевич, когда мы говорим о некоем балансе, мне кажется, здесь таких решений, арифметических, быть не может. В отношении каждого объекта, каждой компании, в которой участвует тот или иной иностранный инвестор, нужен индивидуальный подход. Кто-то сам убегает из России сейчас, кто-то - на каких-то условиях, в том числе возможного возврата, а кто-то просто остаётся. И мне кажется, в данном случае пытаться каким-то образом, ну, даже угрожать тем, что мы у них что-то отберём, было бы совершенно неправильно, даже если баланс будет в нашу пользу. А что касается второго вопроса, вы знаете, наш опыт показывает, что, когда за дело берутся в связке такие органы, как Федеральная служба безопасности, Генеральная прокуратура, Федеральная антимонопольная служба, используя данные Росфинмониторинга, как это бывает в наших делах, решения принимаются объективные, действительно объективные. Да, судебные процедуры проходят, но проходят за то время, которое необходимо, чтобы разобраться во всех обстоятельствах дела и выбрать совершенно правильный способ защиты национальных интересов нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Румянцев Никита Геннадьевич. РУМЯНЦЕВ Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Геннадьевич, законопроектом предлагается установить, что при применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершённой умышленно недобросовестным иностранным инвестором, судом могут быть взысканы в доход Российской Федерации акции такого лица, или его имущество, или часть дохода. Вот в связи с этим возникает вопрос: не лучше ли для более надёжной защиты интересов государства расширить названную форму вины, помимо непосредственно умысла указав ещё и неосторожность? Просто по логике получается, что если иностранный инвестор докажет неосторожность, то как бы и ответственность для него не наступает. ЦЫГАНОВ А. Г. Спасибо, Никита Геннадьевич, за вопрос. Мы, честно говоря, эту тему обсуждали и пришли к выводу, что трудно себе представить, как иностранный инвестор взял из своего кармана деньги, купил акции какого-то предприятия и сказал после этого, что действовал, ну, там, без умысла, по неосторожности, чёрт попутал или как-то там ещё. Всегда подобного рода схемы, скажем так, являются результатом как бы долгих размышлений, общения с юристами, наплевательского отношения к законодательству Российской Федерации, действий на авось - может быть, не поймают, - но, как правило, подобного рода попытки заканчиваются неудачей: мы подобного рода схемы научились отлавливать за последние несколько лет правоприменения нашего 57-го закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Андрей Геннадьевич, хотелось бы всё-таки вернуться ещё раз к ключевому вопросу, поскольку мы ведём речь, по сути, об уточнении правил применения последствий недействительности ничтожной сделки, причём ничтожной сделки, которая совершена умышленно. На практике не всё так просто: одно дело - доказать, что сделка недействительна, ничтожна, и совершенно другое - доказать умысел, намерение, что она именно с этой целью и совершена. В связи с этим вопрос: скажите, при подготовке данного проекта федерального закона обсуждалась ли возможность при подготовке его ко второму чтению в случае принятия в первом исключить термин "умышленно"? Таким образом мы смогли бы максимально упростить достижение цели, которая ставится в рамках данного проекта федерального закона, тем более что мы говорим об обеспечении обороны и безопасности нашего государства. ЦЫГАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос, Анатолий Борисович. На самом деле здесь есть, ну, скажем так, обстоятельства и за, и против. Исключая термин об умышленности, мы затрудняем применение 169-й статьи Гражданского кодекса, которая как раз и говорит, что изъятие полученного по сделке в доход государства возможно в случае умысла, поэтому с юридической точки зрения это такой, ну, спорный вопрос. Я думаю, что мы его в обязательном порядке обсудим вместе с профильным комитетом при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. На самом деле мы на заседании комитета, которое не так давно прошло, эту тему хоть и вскользь, но тоже уже обсуждали. Так что спасибо, мы обратили на неё внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", пункт 13. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 57 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.