Заседание № 105
О проекте федерального закона № 260060-8 "О внесении изменений в статью 105-26 части первой и статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 33-4 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (об установлении пониженных ставок страховых взносов для участников промышленных кластеров; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 105-26 части первой и статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 33-4 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Доклад Леонида Яковлевича Симановского. Пожалуйста. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 18 января текущего года и предусматривает применение пониженного тарифа страховых взносов для участников промышленных кластеров. К законопроекту поступило восемь поправок, все они носят юридико-технический характер и находятся в таблице № 1. Комитет просит поддержать таблицу № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 07 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 31 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и готов для принятия в третьем чтении. Комитет просит поддержать принятие законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 13 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 91
О проекте федерального закона № 260060-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении пониженных ставок страховых взносов для участников промышленных кластеров).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Сергеевич Осьмаков. ОСЬМАКОВ В. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект разработан Минпромторгом России во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам XXV Петербургского международного экономического форума. Проектом закона предусматривается применение единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента для участников промышленных кластеров, являющихся сторонами специальных инвестиционных контрактов. Это одна из мер поддержки в рамках кластерной инвестиционной платформы, разрабатываемой в соответствии с поручением президента в целях содействия обеспечению технологического суверенитета. Предлагается ограничить круг получателей льгот только теми участниками промышленных кластеров, которые заключили СПИКи с Российской Федерацией, что позволит гарантировать долгосрочные обязательства инвесторов. Законопроектом предполагается предоставление льгот сроком не более чем на семь лет в размере, не превышающем объём инвестиций на реализацию инвестиционного проекта участника кластера. Льготы предлагается предоставлять только в отношении тех работников, которые непосредственно заняты в инвестиционном проекте. Для этого предприятие - получатель льгот будет обязано вести раздельный учёт выплат сотрудникам. Ожидается, что дополнительные поступления в федеральный бюджет от налога на добавленную стоимость превысят объём предоставляемых льгот в течение трёх-четырёх лет с момента начала реализации таких проектов. Законопроектом также предусмотрено предоставление участникам промышленных кластеров права обращения с заявлением о проведении налогового мониторинга без выполнения обязательных условий. Для предоставления участникам промышленных кластеров льгот по страховым взносам, начисляемым с 1 января 2022 года, как это предусмотрено поручением Президента Российской Федерации, предлагается распространить действие положений закона на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года. Законопроект прошёл все необходимые процедуры и согласования. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Сергеевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Леонид Яковлевич Симановский. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Представитель правительства рассказал о сути законопроекта - я повторять не буду. Принятие законопроекта позволит обеспечить низкий уровень фискальной нагрузки на участников промышленных кластеров и ускорение реализации инвестиционных проектов. Комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Яковлевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Василий Сергеевич, внимательно вас слушал. Действительно, инициатива очень интересная, особенно в той части, где вы говорите, что недоплаченные взносы обернутся кратным возвратом других налогов. Вы сказали про НДС, но на самом деле там не только НДС, там много других ещё будет налогов. Абсолютно правильное направление, но почему только для участников промышленных кластеров и только в части тех, кто инвестпрограммы подписал? А Минпромторг рассматривал вариант распространения этой нормы, скажем так, на целые отрасли? Какой эффект это даст в целом для экономики страны, насколько у нас сразу же пойдёт увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью и вообще как бы перевод на индустриальные рельсы всей экономики? Спасибо. ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо большое за вопрос, вы совершенно правы. Подобного рода пакет льгот действует уже в отношении дизайн-центров в сфере микроэлектроники (это была льгота в рамках антикризисного плана, который реализуется с весны 2022 года). То, что мы сейчас обсуждаем, - это как бы донастройка этого механизма, запуск его в более универсальном формате - под любые проекты в любых отраслях. В общем, почему мы пошли по такому пути, который сформулирован в законопроекте? Потому что в рамках довольно сложной бюджетной ситуации, которая у нас есть здесь и сейчас, мы пытались найти некое сбалансированное решение, которое соответствовало бы поручению президента, данному на Петербургском международном экономическом форуме. В случае демонстрации успеха этой инициативы с точки зрения поступлений в бюджет мы, безусловно, будем говорить о расширении этого механизма. Но для начала мы должны показать эффективность этой меры в пилотном применении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Василий Сергеевич, законопроект, безусловно, важный, потому что пониженные страховые взносы могут сказаться на снижении себестоимости производимой продукции и помогут компаниям конкурировать на рынке труда. Согласно проекту закона на пониженные страховые взносы имеют право организации, которые включены в реестр промышленных кластеров, подтвердившие соответствие требованиям не ранее 1 января 2023 года, которые заключили специальный инвестиционный контракт (СПИК). Сейчас таких СПИКов уже более 40. Хотелось бы уточнить, потребуется ли подтверждение соответствия требованиям для участников промышленных кластеров с уже действующими СПИКами и как будут действовать преференции - с момента подтверждения или в заявительном порядке? Спасибо ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо за вопрос. Здесь и сейчас пересечения между подписанными СПИКами (их 40 штук действительно, действующих контрактов, СПИК 1.0) и компаниями в реестре кластеров нет, то есть это будет новая преференция. Что касается действия льготы, она будет распространяться с 1 января 2023 года, то есть, если компания будет включена в реестр кластеров и подпишет специнвестконтракт в течение 2023 года, льгота будет действовать реверсивно с 1 января 2023 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Первый вопрос: всё-таки уточните количество СПИКов (специнвестконтрактов), потому что в реестре их 70? Это значит, что часть специнвестконтрактов уже как бы завершилась? Это первое. Второе: сколько действующих промышленных кластеров? Пока, по моей информации, четыре. И следующий вопрос: в промышленном кластере, чтобы он был признан кластером, должно быть не менее десяти промышленных предприятий - предполагается, что каждое из этих предприятий заключило специнвестконтракт либо хотя бы одно? ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо большое за вопросы. У нас есть два правовых режима - это специальные инвестиционные контракты 1.0, сейчас их 40, и специальные инвестиционные контракты 2.0, сейчас их более 20, там, 22. Плюс ещё есть действительно завершённые СПИКи. Всего СПИКов 1.0 было подписано 47, из семи контрактов один завершён, часть расторгнута по соглашению сторон, а по части мы находимся в судебных всяких дискуссиях с нашими бывшими иностранными партнёрами, которые с рынка просто ушли (я на заседании комитета пример приводил). В сумме действующие специнвестконтракты, СПИК 1.0 и СПИК 2.0, дают порядка семи десятков специнвестконтрактов. Это ответ на первый вопрос. Второе. Что касается количества кластеров, которые есть в реестре, их несколько десятков сейчас. Это тоже есть у нас в реестре на сайте. И третье. Льгота будет работать следующим образом: если кто-то входит в предприятие в реестре кластеров и подписал СПИК, то преференция распространяется на это конкретное юридическое лицо в рамках реализации проекта, который реализуется в рамках кластеров. То есть, грубо говоря, если в кластере десять предприятий, то те предприятия, которые подписали обязательства по специнвестконтракту (одно, два, три, четыре), будут обладать правом на эту преференцию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста. БЕССОНОВ Е. И. Василий Сергеевич, вот очередные преференции мы даём частным порядком. Но у нас есть курс на импортозамещение, не будет ли правильным рассмотреть вопрос о создании общих принципов внедрения производства новых продуктов, то есть на этапе внедрения давать льготы предприятиям, не только промышленным кластерам, а в принципе всем предприятиям, чтобы у нас заработал этот механизм? И следующий вопрос. В законопроекте нет механизма компенсации выпадающих доходов - как планируется заместить выпадающие доходы? Ведь это люди, и они должны быть защищены. ОСЬМАКОВ В. С. Начну с конца, со второго вопроса. У нас с Минфином есть абсолютное понимание и договорённость по защите прав граждан. Эта компенсация будет осуществляться просто межбюджетным трансфертом в соответствующий фонд. Что касается общих принципов. В принципе тот законопроект, который мы с вами сейчас обсуждаем, - это и есть формирование общих, системных подходов к запуску импортозамещения по всем новым продуктам. Почему? Потому что специальные инвестиционные контракты подписываются сейчас исключительно на новую номенклатуру, импортозамещающую. Таким образом, подписант СПИКа берёт на себя обязательства по инвестициям в запуск новых производств новой номенклатуры, и мы, соответственно, привязываем преференцию к подписанту СПИК. Мы, конечно, будем смотреть за реализацией этой модели, как она будет работать. Такой выбор - кластер плюс СПИК - связан с тем, чтобы максимизировать эффект от этой льготы с точки зрения восстановления кооперационных цепочек. Можно посмотреть на распространение этого в целом на подписантов СПИКов, но опять же, повторю, мы должны сначала понять соотношение между выпадающими доходами, между нашими возможностями по защите интересов и прав граждан и поступлениями в рамках различных налогов в бюджет. Если мы поймём, что это эффективная история для запуска новых проектов, мы, конечно, будем этот опыт масштабировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонид Яковлевич, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. Три минуты. ДМИТРИЕВА О. Г. Конечно, любые усилия по льготированию инвестиций и любые усилия по стимулированию кооперации в пределах определённой территории должны быть поощряемыми, в этом плане, конечно, данный законопроект следует поддержать. Но у нас все законопроекты, направленные на стимулирование инвестиций, на налоговые льготы, сконструированы таким образом, чтобы их получило минимальное количество участников. Здесь пересечение двух множеств: во-первых, у вас должен быть специнвестконтракт, во-вторых, вы ещё должны войти в промышленный кластер. Поэтому реальное количество тех предприятий, которые смогут воспользоваться этой льготой, будет очень небольшое. Теперь что касается опять же в целом развития системы стимулирования промышленного производства. Все как один предприятия, которые сейчас развивают производство, стремятся освоить либо расширить производство новых видов продукции и занять ниши, которые образовались в связи с уходом традиционных поставщиков и традиционных производителей, все в один голос говорят: верните инвестиционную льготу по налогу на прибыль в том виде, в каком она была до принятия Налогового кодекса, до 2001 года. Она будет действовать автоматически, без того чтобы вот заключать... фактически на всю страну с 2016 года всего-навсего 70 специнвестконтрактов. Это главное, к чему нужно сейчас снова вернуться, и это чрезвычайно важно, чтобы, вне зависимости от прохождения предприятием всех этих сложных процедур заключения специнвестконтракта с Федерацией, с субъектом Федерации, а иногда и с муниципалитетом, оно просто осуществило инвестиции - получило льготу в пределах 50 процентов от совокупного объёма прибыли. Это первое. Теперь второе, что касается кластера. Ну, это уже не относится непосредственно к данному закону, но, вообще, определение "промышленный кластер" само по себе просто смешное. Были в советское время понятия территориально-производственных комплексов, которые создавались, - это Канско-Ачинский, Курская магнитная аномалия, Братско-Усть-Илимский. Кластер, ну, комплекс, создаётся в период, когда вы осваиваете, когда вы строите, когда вы продумываете эту систему, а не так, что вот мы создали, вот это есть - теперь объединяйтесь и называйтесь кластером. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. ДМИТРИЕВА О. Г. Нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Данчикова Галина Иннокентьевна, пожалуйста. С места. Включите микрофон. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать принятие данного законопроекта в первом чтении. Почему? Это является одним из стимулирующих инструментов для вложения инвестиций в промышленные кластеры. Мы с вами понимаем, что те законопроекты, которые мы с вами принимали по СПИКам... Сегодня мы должны двигаться дальше - подготовлены изменения, которые позволят бизнесу, работающему на таких территориях, платить страховые взносы по пониженному тарифу при соблюдении, конечно, ряда требований. Этим режимом предприниматели смогут пользоваться при заключении специальных инвестиционных контрактов. Как сегодня уже отметили, таких контрактов у нас, что касается СПИКов, уже более сорока, и действительно они сегодня работают. В целом принятие законопроекта поможет снизить налоговую нагрузку на бизнес, работающий в промышленных кластерах, позволит им нарастить объёмы производства продукции, выпущенной в России, и в регионах появятся рабочие места. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие в первом чтении данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, собственно говоря, вот такие законопроекты и хотелось бы чаще видеть в Государственной Думе, нежели те, которые мы только что обсуждали, потому что здесь речь идёт о снижении налоговой нагрузки для отраслей, создающих максимальную добавленную стоимость, при этом они ещё и направлены на реализацию проектов по импортозамещению в критически важных отраслях для России. Это очень важная вещь. Но дальше давайте как бы разберём это по полочкам. Первое. Конечно же, претензия, которую, кстати, и Оксана Генриховна тоже высказала, что, дескать, это же на единицы предприятий будет распространено, - это серьёзная претензия. Василий Сергеевич, я надеюсь, что мы будем рассматривать реализацию этого законопроекта - я думаю, что он будет принят, пройдёт, и хотелось бы, чтобы он как можно быстрее заработал, - как пилотный проект. Вот как пилотный проект - у нас же есть, скажем так, применение налогового законодательства в качестве пилотных проектов в отдельных регионах, отраслях. У нас такая практика есть, вот недавно мы такое рассматривали в Государственной Думе. Но чем отличается пилотный проект в отрасли или в регионе от того, что вы предлагаете? Здесь столько критериев, которые ограничивают количество участников в этом проекте, что напрашивается мысль, что тут только для избранных. Слово, которое я применял в отношении предыдущего законопроекта, я не буду здесь приводить, но оно как бы вот где-то там витает. Поэтому, чтобы никто вас в этом не обвинял, конечно, нужно как можно быстрее распространять эту норму на как можно большее количество предприятий, на как можно большее количество проектов. Насколько я понимаю, здесь же у нас два ограничения: кластеры и специнвестконтракты. Причём специнвестконтракты и 1.0 и 2.0, а они разные: один - по инвестициям, а другой - по технологиям. Но ведь у нас же есть ещё такая форма, как кредитование из Фонда развития промышленности под конкретные проекты по импортозамещению, и здесь тоже нужно посмотреть. На самом деле, мне кажется, можно было бы просто взять и подумать, может быть, на какие-то отрасли распространить это. Вот у нас же есть такой опыт, вы про это говорили, для некоторых отраслей мы уже применяем пониженную ставку страховых платежей. А вообще, самое правильное было бы взять и сделать плоскую шкалу страховых взносов для всей промышленности - снизить её до 15 процентов, при этом сделать её плоской. То есть отсечь вот эту шкалу, где дальше, после определённой суммы 10 процентов вместо 22, убрать это, и тогда у нас и потерь не будет. Кстати, замечу, и выпадения не будет, потому что у нас в отраслях, в которых очень высокие заработные платы, и процент работающих, получающих зарплаты свыше этой суммы отсечения по году, большой. Это какие отрасли? Это добывающие отрасли и финансовый сектор. Ну давайте! Они постоянно приходят к нам с протянутой рукой и говорят: вы тут нам льготу дайте, тут нам льготу дайте. Кстати, финансовые услуги не облагаются НДС - с чего это вдруг? То есть получается, что печатный станок плюс скважина нефтяная - и всё, что ли? А где всё остальное? Поэтому вы идёте в правильном направлении, наша фракция поддержит этот законопроект. Но мы считаем, что всё-таки нужно по отраслям действовать, выбирать критически важные отрасли с точки зрения импортозамещения или критически важные для обороноспособности страны. У нас ведь сейчас большие проблемы с обеспечением нашей промышленности многими компонентами, и, конечно, вот такого рода вещи это всё ускорили бы. Ну и в заключение хочу сказать, что лично я воздержусь при голосовании по этому законопроекту, и не потому, что он плохой или у меня какое-то предвзятое отношение. Просто, насколько мне известно, в Челябинской области тоже такой кластер будет организован, и поэтому, чтобы меня никто не обвинил в конфликте интересов, я воздержусь. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Василий Сергеевич, если есть необходимость, - заключительное слово. Пожалуйста. ОСЬМАКОВ В. С. Да, спасибо большое за поддержку. Мы действительно рассматриваем этот законопроект как некий первый шаг, и в соответствии с тем, что сейчас было сказано, по итогу реализации режима будем его развивать. Надеюсь, вы нас поддержите. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 38 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.