Заседание № 164
17.05.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 259859-4 "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статьи 332 и 336 Трудового кодекса Российской Федерации" (об отмене возрастных ограничений на замещение руководящих должностей в государственных и муниципальных вузах).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4431 по 4703 из 5238
Переходим к рассмотрению пункта 12 нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статьи 332 и 336 Трудового кодекса Российской Федерации". Слово для доклада предоставляется депутату Государственной Думы Смолину Олегу Николаевичу. Прошу, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект, название которого только что было озвучено. Суть законопроекта предельно проста. Мы предлагаем снять возрастные ограничения на право занимать должности ректоров, проректоров вузов, деканов факультетов, руководителей филиалов, учреждений высшего профессионального образования, которые установлены соответственно законом о высшем и послевузовском профобразовании и Трудовым кодексом Российской Федерации. Позволю себе привести пять аргументов за этот законопроект. Аргумент первый. Мы предлагаем отменить те временные ограничения демократии, которые были установлены в середине 90-х годов в связи с тем, что в этот период действительно происходила радикальная смена общественной системы, условий работы высших учебных заведений. В этих условиях, наверное, было оправданно стремление заменить ректоров, которые были воспитаны при прежней общественной системе, более молодыми, которые, может быть, смогли бы легче справиться с трудностями, связанными с так называемой рыночной экономикой. Во-вторых, уважаемые коллеги, мы делаем шаг к расширению автономии вуза, поскольку существующее ограничение при выборной системе в вузах ограничивает возможности выбора для конференций и собраний коллектива соответствующего вуза, факультета, филиала и так далее. В-третьих, как справедливо отмечено в заключении рабочей группы Российского союза ректоров, мы расширяем возможности кадрового манёвра для учредителя. Не секрет, уважаемые коллеги, что не на каждом факультете и не в каждом филиале есть люди более молодые, которые на равных способны заменить опытных руководителей. Четвёртое, относительно юридических аргументов. Уважаемые коллеги, мы понимаем, что аналогия не доказательство, и тем не менее проводим аналогию с решением Конституционного Суда 1999 года, который признал неконституционным аналогичное ограничение в отношении заведующих кафедрами с указанием на нарушение статей 19 и 37 Конституции Российской Федерации. Мы полагаем, что есть серьезные сомнения и по поводу статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая, между прочим, утверждает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Понятно, что ограничения для ректоров, проректоров, деканов и так далее к этому отношения не имеют. Между прочим, и в статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации написано, что никто не может быть ограничен в трудовых правах в зависимости от возраста и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Когда в заключении Комитета по образованию и науке нам пишут, что надо проводить некую аналогию между ректором и государственным служащим, мы полагаем, что такая аналогия неправомерна, и очень плохо, если ректор у нас будет превращаться в государственного служащего. На наш взгляд, ректор должен оставаться представителем, избранным коллективом высшего учебного заведения, имеющим автономию, и должен осуществлять только государственные интересы, поскольку он утверждается федеральным органом исполнительной власти, имеющим соответствующую компетенцию, уважаемые коллеги. Пятое - мы получили широкую поддержку нашего законопроекта. Не могу не открыть заключение профильного комитета по этому поводу, уважаемые коллеги. В этом заключении написано, что на данный законопроект получены отзывы от законодательных органов двадцати пяти субъектов Российской Федерации, в том числе пять отрицательных. В переводе на русский язык это означает, что 80 процентов субъектов Российской Федерации, которые дали отзывы, поддержали этот законопроект. Получены заключения высших исполнительных органов государственной власти сорока трёх субъектов, в том числе, как пишется в заключении комитета, семь отрицательных. В переводе на русский язык это означает, что практически 85 процентов руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, давших заключение на этот законопроект, его поддержали. Обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, что вам роздано официальное заключение, подписанное руководителем рабочей группы Российского союза ректоров, президентом Академии труда и социальных отношений Николаем Николаевичем Гриценко, в котором поддерживается данный законопроект. Точно так же вам роздано письмо руководителя Союза ректоров Дагестана господина Амарова, в котором поддерживается этот законопроект. Мне достоверно известно, что Людмила Алексеевна Вербицкая, она мне об этом говорила сама, ректор Санкт-Петербургского государственного университета, вела переговоры с председателем нашего комитета Николаем Ивановичем Булаевым по поводу поддержки этого законопроекта и получила обещание аналогичную идею поддержать при рассмотрении законопроекта о фактическом назначении ректоров. Посмотрим, как это будет поддерживаться. Ну и последнее, уважаемые коллеги. Не секрет, что наш законопроект имеет не только принципиальное, но и ситуативное назначение. Недавно мы принимали другой законопроект, который делает шаг к фактическому назначению ректоров и вводит должность предлагаемого федеральным органом исполнительной власти президента вуза, для того чтобы как-то создать запасную площадку для ректоров, которым исполнилось шестьдесят пять лет. Я полагаю, что лучше решать проблему непосредственно, нежели заниматься операциями, которые называются "удаление миндалин через желудок". С учётом всего сказанного, уважаемые коллеги, прошу вас поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Слово для содоклада предоставляется заместителю председателя Комитета по образованию и науке Ивановой Валентине Николаевне. ИВАНОВА В. Н. Уважаемый Юрий Николаевич и уважаемые коллеги! В представляемом законопроекте предлагается снять возрастные ограничения на занятие должности ректора высшего учебного заведения, проректора, руководителя филиала вуза, и одновременно предлагается дать возможность высшему учебному заведению избирать и указывать в уставе соответствующее количество сроков, на которые избирается данный ректор. Уважаемые коллеги, комитет не поддерживает этот законопроект, и я приведу основные доводы, почему Комитет по образованию и науке принял такое решение. Нормы действующего законодательства устанавливают предельные сроки нахождения в должности ректора, проректора, руководителя филиала - до шестидесяти пяти лет. В соответствии с законодательством продлить пребывание ректора в должности можно до семидесяти лет по соответствующему решению и представлению учёного совета вуза. Это первый аргумент. Второй аргумент. Он связан с тем, что ссылка на Конституционный Суд и распространение соответствующего решения Конституционного Суда на другие должности, как предлагается в законопроекте, не являются правомерными. Более конкретно. Запрос и ответ Конституционного Суда 1999 года касался должностей заведующих кафедрами государственных и муниципальных высших учебных заведений, и в ответе Конституционного Суда указано, что заведующие кафедрами действительно относятся к профессорско-преподавательскому составу и здесь соответствующие ограничения могут быть сняты. Ректор же - это административная должность, и здесь уже вступают в силу другие положения, в том числе указанные в данном постановлении Конституционного Суда. Уважаемые коллеги, Комитет по образованию и науке запросил информацию в Рособразовании о возрастной структуре ректоров высших учебных заведений. Мы получили информацию, что ректоры в возрасте старше шестидесяти лет составляют 38 процентов от общего числа ректоров, а ректоры старше шестидесяти пяти лет составляют 30 процентов. То есть сейчас 68 процентов руководителей высших учебных заведений имеют возраст выше пенсионного. Уважаемые коллеги, мы в комитете очень внимательно отнеслись к законопроекту и понимаем, какими доводами руководствовался Олег Николаевич. Конечно, определённая преемственность и внимательное отношение к руководителям высших учебных заведений должны быть. Но здесь комитет просит вас обратить внимание на то, что буквально 12 мая мы вместе с вами приняли законопроект о введении должности президента высшего учебного заведения. И вот как раз это позволит и сохранить преемственность, и дать возможность поработать до восьмидесяти лет или дольше тем людям, которые себя достаточно энергично проявили. Но комитет считает, что те возрастные ограничения, которые имеются в действующем законодательстве, а именно до шестидесяти пяти лет и в исключительных случаях до семидесяти лет - это оптимально. И поэтому мы просим поддержать решение комитета и не поддерживать рассматриваемый законопроект, отклонить его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы к докладчику и содокладчику есть? Нет вопросов. Желающие выступить есть? Есть, Булаев. Включите микрофон депутату Булаеву. БУЛАЕВ Н. И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "Единая Россия". Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! В докладе, который сделал Олег Николаевич, на мой взгляд, очень чётко изложено, кто когда и с кем говорил, кто какие мысли имеет. У меня прямо такое ощущение создаётся, что есть талант чтения мыслей на расстоянии. Что касается данного законопроекта, я бы хотел сказать, что он, на мой взгляд, настроен на одно: резко сменить кадровый состав в вузах. И об этом говорит часть вторая этого законопроекта, где предлагается ввести норму, ограничивающую число сроков для избрания одного и того же лица на должность ректора. Введение этой нормы является грубым нарушением автономии вузов, вторгается в нормальное, законное право любого вуза избирать того ректора, которого он считает необходимым. И в данном случае действия Олега Николаевича нисколько не согласуются с его яркими выступлениями в защиту ректорского корпуса. Что касается экспертных оценок, то, насколько я знаю, союз ректоров в отличие от других законопроектов ни разу не обсуждал этот законопроект и ни разу не высказал своей позиции. Положение законопроекта о пожизненном нахождении на должности ректора, на мой взгляд, не согласуется с тем настроением в обществе, которое есть на сегодняшний день. Я считаю, что этот законопроект грубо нарушает права тех людей, которые сегодня работают в системе высшего образования и которые, исходя их своих профессиональных, деловых качеств и амбициозных настроений, готовы побороться в том числе и за должность ректора. Мы же предлагаем узаконить ситуацию, при которой никаких амбиций внутри образовательного сообщества быть уже не может. И пожизненное нахождение здесь предполагает, что мы создаём абсолютно замкнутую, корпоративную, клановую систему. Этот законопроект, на мой взгляд, является грубейшим из всех законопроектов, которые мы рассматривали когда-либо, с точки зрения его наступления на права и автономию вузов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Воронину включите микрофон. С места. ВОРОНИН П. Ю. Спасибо. Не могу согласиться с Олегом Николаевичем Смолиным. Знаете, как говорил незабвенный Штирлиц, главное не войти в игру, а вовремя из неё выйти. И то, что вы предлагаете в Российской Федерации внедрить японскую систему пожизненного найма, не есть правильно. Вы знаете, даже в Японии, когда люди уходят на покой, для них (кстати, и у нас не запрещено уставами вузов это делать) вводится почётная должность, предположим президента-ректора, который не занимается административными вопросами, не занимается вопросами учёбы, вот он просто сидит, и его уважают за то, что он есть. А то, что в вузах коррупция очень сильная, то, что ректора, который сидит там веками, так сказать, не сдвинешь и все боятся ему возразить и поощряют эту систему, - это проблема всей страны, это есть, и с этим надо бороться, поэтому непонятна ваша логика, когда вы предлагаете этим людям в дальнейшем предоставлять кресло. Что касается статьи 37 Конституции, то она даёт человеку право на труд, но не подразумевает обязательное предоставление ему должности, так сказать, до схода в могилу. Я считаю, что этот закон абсолютно ненужный, несвоевременный, и предлагаю его не принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть необходимость выступить с заключительным словом? Есть. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Смолину. С места. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, ход обсуждения был немножко странный. Конечно, не каждый изучал логику, но это не даёт права каждому её насиловать. Я имею в виду два обвинения, которые я выслушал от уважаемых мною коллег. Одно обвинение - в том, что я ограничиваю автономию вуза и хочу сменить ректорский корпус, а другое обвинение - в том, что я хочу посадить ректоров пожизненно. Коллеги, ну что-нибудь одно, оба сразу не бывает. И логика здесь и близко не подходила. На самом деле обращаю ваше внимание на то, что действительно во второй части законопроекта содержится положение, которое позволяет (повторяю: позволяет), а не обязывает вузы в своих уставах предусматривать возможность ограничения количества сроков, на которые подряд может избираться ректор. Это не ограничение автономии, это расширение автономии. Мы не обязанности на вузы навешиваем, а расширяем их права. Как этого можно не понять?! Ну, наверное, только если политические соображения затмевают здравый смысл. Поэтому, уважаемые коллеги, ещё раз обращаю ваше внимание на официальное заключение, которое вам роздано. Посмотрите сами. Является ли это чтением мыслей на расстоянии - тоже судите сами, об этом я говорить не буду. И прошу поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть необходимость выступить представителям президента и правительства? Нет. Коллеги, переходим тогда к голосованию. Ставлю на голосование: принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статьи 332 и 336 Трудового кодекса Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 52 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 81 чел. Не голосовало 369 чел.82,0% Результат: не принято Не принято.