Заседание № 184

06.10.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 259823-3 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (в части расширения доли участия иностранных партнёров в уставном капитале авиационной организации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1292 по 1340 из 6997
Это блок законопроектов, которые рассматриваются в третьем чтении. Пункт 4      
порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью    
12 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации".      
Доклад председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоёмким      
технологиям Мартина Люциановича Шаккума.                                        
                                                                                
ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности,     
строительству и наукоёмким технологиям, фракция "Единая Россия".                
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! 4 октября нынешнего года          
Государственной Думой во втором чтении был принят проект федерального закона    
"О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственном        
регулировании развития авиации". Законопроект в полном объёме прошёл правовую   
и лингвистическую экспертизы. Замечаний Правового управления Аппарата           
Государственной Думы нет. Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует          
Государственной Думе принять данный проект федерального закона в третьем        
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли замечания по докладу? Да.     
Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский.                                     
                                                                                
Включите микрофон в президиуме.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мартин Люцианович, вот мы принимаем законопроект сейчас, а    
посчитали ли мы всё-таки, есть опасность, что прибыль будет уходить в пользу    
иностранных партнёров? В этом зале мы принимали первые законы о СРП,            
радовались депутаты, танцевали даже, а сейчас прослезились, потому что вообще   
ничего не получаем. Вот какова опасность в данном случае, когда мы даём         
возможность иностранцам участвовать в нашем, скажем так, транспорте? Это учли   
на базе отрицательного опыта?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы делаем исключение для Владимира Вольфовича, потому     
что в третьем чтении вообще вопросы и ответы не предусмотрены. Тем не менее     
вопрос задан, я прошу Мартина Люциановича ответить.                             
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Владимир Вольфович, опасности такой не существует.       
Возможность увеличения доли участия иностранного капитала в данном законе       
предусмотрена исключительно по решению Президента Российской Федерации, а так   
норма доли участия - до 20 процентов, - она как была, так и остаётся.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, когда я спрашиваю, есть ли замечания   
по докладу, имеется в виду, есть ли возражения против того, чтобы               
рассматривать данный законопроект в третьем чтении. Я так понимаю, что таких    
возражений в зале нет.                                                          
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Мартин Люцианович.                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2097 по 2116 из 6997
Следующий законопроект - "О внесении изменения в статью 12 Федерального         
закона "О государственном регулировании развития авиации" - ставится на         
голосование в третьем чтении.                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4%                                     
Проголосовало против           62 чел.13,8%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается закон в третьем чтении.                                             
                                                                                

Заседание № 183

04.10.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 259823-3 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (в части расширения доли участия иностранных партнёров в уставном капитале авиационной организации; принят в первом чтении 2 апреля 2004 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 997 по 1033 из 6881
По пункту 9. Предложение депутата Митрофанова: исключить пункт 9.               
                                                                                
Прошу дать минуту для обоснования.                                              
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, в пункте 9 речь идёт о внесении            
изменения в статью 12 закона "О государственном регулировании развития          
авиации" (в части расширения доли участия иностранных партнёров в уставном      
капитале авиационной организации). В связи с активным обсуждением наших         
авиационных проблем завтра будет закрытый "круглый стол", и я предлагаю после   
"круглого стола" и обсуждения решить вопрос об этом законе.                     
                                                                                
Речь идёт о том, чтобы снять ограничение, которое существовало, было введено    
ещё десять лет назад. Я был одним из авторов закона, пробивал это ограничение   
для иностранных компаний и считаю совершенно неуместным сейчас, когда такие     
трагедии с самолётами у нас происходят, когда мы по-прежнему копейки выделяем   
на закупку новых самолётов, открывать дорогу для иностранных... (Микрофон       
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы исключить пункт 9 из порядка работы по предложению    
депутата Митрофанова? Прошу определиться голосованием.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за               35 чел.7,8%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     36 чел.                                          
Не голосовало                 414 чел.92,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1488 по 1493 из 6881
Пункт 9. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12           
Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации".         
Доклад председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоёмким      
технологиям Мартина Люциановича Шаккума. Есть Шаккум в зале? Переносим          
рассмотрение из-за отсутствия докладчика.                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1776 по 1860 из 6881
Подъехал Мартин Люцианович Шаккум, поэтому мы сейчас вернемся к рассмотрению    
законопроекта второго чтения "О внесении изменения в статью 12 Федерального     
закона "О государственном регулировании развития авиации". Мартин Люцианович    
сделает доклад.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности,     
строительству и наукоёмким технологиям, фракция "Единая Россия".                
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Законопроект "О внесении   
изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании     
развития авиации", принятый в первом чтении 2 апреля 2004 года, направлен на    
расширение доли участия иностранных партнёров в уставном капитале авиационной   
организации. По данному законопроекту были получены замечания Президента        
Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по поводу                   
неопределённости в вопросе участия иностранных инвесторов в объёме до 49        
процентов уставного капитала практически любой российской авиационной           
организации.                                                                    
                                                                                
Учитывая это и ряд других замечаний и предложений по доработке законопроекта,   
комитет подготовил и представил ко второму чтению законопроект, допускающий     
иностранное участие свыше 25 процентов в уставном капитале авиационной          
организации и участие иностранных граждан в органах управления авиационной      
организации по решению Президента Российской Федерации. Всего в комитет         
поступило восемь поправок от субъектов права законодательной инициативы.        
Комитетом утверждены таблицы поправок, рекомендованных к принятию и к           
отклонению. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы       
имеется.                                                                        
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во         
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович.                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию,    
состоящей из четырёх поправок? Нет. Кто за то, чтобы принять данную таблицу?    
Прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.71,3%                                     
Проголосовало против           23 чел.5,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2, четыре отклонённые поправки. Есть ли возражения по данной таблице?   
Нет. Прошу проголосовать по таблице 2.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу   
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8%                                     
Проголосовало против           59 чел.13,1%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 17

02.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 259823-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации" (в части расширения доли участия иностранных партнеров в уставном капитале авиационной организации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4975 по 5429 из 6848
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в       
Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации". Доклад    
депутата Государственной Думы Николая Николаевича Гончара. Пожалуйста,          
Николай Николаевич.                                                             
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна! Это законопроект, который призван              
стимулировать привлечение иностранных инвестиций в российские отрасли высоких   
технологий. Общая ситуация, которая складывается у нас на сегодняшний день:     
за 2002-2003 годы рост инвестиций в российскую экономику - 12 процентов, за     
это же время рост иностранных инвестиций - 50 процентов. Казалось бы,           
положительные факты, и тем не менее это единственное, что можно сказать         
позитивного по этому вопросу. Итак, мы имеем по иностранным инвестициям         
примерно 5 процентов от общего объема инвестиций в год. Для сравнения:          
Казахстан - 56 процентов, Бразилия - 28 и в качестве примера приведу            
Соединенные Штаты Америки - 19 процентов. Сказать, что Соединенные Штаты        
испытывают острый недостаток в инвестициях, нельзя, тем не менее 19 процентов   
от общего ежегодного объема инвестиций в экономику Соединенных Штатов - это     
инвестиции иностранные. У нас, я уже сказал, 5 процентов, причем структура их   
такова: основной объем инвестиций идет в пищевую промышленность, затем - в      
деревообработку и целлюлозно-бумажную промышленность, в машиностроение и        
металлообработку. То есть в тот отраслевой комплекс, в котором сосредоточены    
отрасли высоких технологий, идет сокращение: в 2001 году - 4,9 процента от      
общего объема иностранных инвестиций, в 2002 году эта цифра сократилась до      
2,5 процента. В данном случае речь идет об авиационных предприятиях, об         
авиационной промышленности. По мнению Росавиакосмоса (эта организация сейчас    
изменила свою структуру, но тем не менее это оценка их специалистов), одна из   
причин снижения объема иностранных инвестиций в эту отрасль промышленности -    
действующий закон "О государственном регулировании развития авиации".           
Действующий с 1998 года закон предусматривает в статье 12 (я зачитаю статью,    
она короткая): "Создание на территории Российской Федерации авиационной         
организации с участием иностранного капитала, осуществляющей деятельность по    
разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной    
техники, допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала      
составляет менее чем двадцать пять процентов... и ее руководитель и входящие    
в органы управления такой организации лица являются гражданами Российской       
Федерации". То есть мы сразу говорим инвестору: возможности дойти хотя бы до    
уровня 25 процентов нет и никакого участия в управлении организации, не         
только на уровне первого лица, вы иметь не будете. В международной практике     
таких примеров, честно говоря, не существует: либо есть отрасли, в которые не   
допускается иностранный капитал, либо если ставится задача его привлечь, то     
принимаются другие меры. Что в этой части предлагает вносимый законопроект?     
Здесь имеется в виду дать возможность иностранным инвесторам участвовать в      
руководстве авиационной организацией, сохраняется норма, что руководителем,     
первым лицом этой организации, может быть только гражданин Российской           
Федерации, одновременно с этим упоминается, что речь идет не только об          
иностранных юридических и физических лицах, но и об аффилированных с ними       
структурах, то есть в определенном смысле норма действующего закона             
ужесточается. Мы знаем, что фактически во многих авиационных организациях       
доля иностранного капитала превышает иногда и 75 процентов, но действуют они    
через аффилированные структуры. Так вот, мы сейчас говорим, что в действующей   
организации - вы и аффилированные с вами структуры, а далее второй абзац        
статьи 12 в новой редакции: для авиационной организации, создаваемой на         
территории Российской Федерации (то есть это те структуры, которые будут        
созданы после принятия вступления в силу данного закона), участие иностранных   
инвесторов ограничивается 49 процентами от ее уставного капитала. При этом      
подчеркивается, что ее руководитель - тоже гражданин Российской Федерации,      
участие в руководстве иностранных инвесторов возможно. Мы считаем, что такая    
норма создаст дополнительные стимулы для вложения средств иностранных           
инвесторов в авиационные предприятия нашей страны, подчеркну еще раз: вновь     
создаваемые.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание. Я готов ответить на вопросы.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Николай Николаевич.              
                                                                                
Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по промышленности,           
строительству и наукоемким технологиям Вячеслав Иванович Шпорт. Можно было с    
места, Вячеслав Иванович. Поздно, да? Ну, тогда побыстрее, пожалуйста.          
                                                                                
ШПОРТ В. И., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Представленный на ваше      
рассмотрение законопроект направлен на создание благоприятных условий для       
привлечения иностранного капитала в авиационную промышленность Российской       
Федерации. В настоящее время статья 12 Федерального закона "О государственном   
регулировании развития авиации" ограничивает участие иностранных инвесторов в   
уставном капитале авиационной организации 25 процентами и запрещает их          
участие в органах управления авиационной организации. Подобное положение        
сдерживает приток иностранных инвестиций в отечественную промышленность и       
противоречит принципам взаимовыгодности и равноправного сотрудничества          
Российской Федерации в области авиационной деятельности на международном        
уровне. По мнению комитета, принятие представленного законопроекта позволит     
устранить отмеченные факторы и будет способствовать привлечению иностранного    
капитала в Российскую Федерацию и развитию отечественной авиационной            
промышленности.                                                                 
                                                                                
На законопроект получены положительный отзыв Правительства Российской           
Федерации, положительное заключение комитетов-соисполнителей - это Комитет по   
собственности, Комитет по энергетике, транспорту и связи. Кроме того, в         
поддержку законопроекта высказались шестьдесят шесть законодательных и высших   
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.   
В полученных на законопроект отзывах высказан ряд замечаний, которые не         
затрагивают его концепцию. Данные замечания будут рассмотрены при подготовке    
законопроекта ко второму чтению. Комитет рекомендует поддержать данный          
законопроект и принять его в первом чтении.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопрос у Локтя.      
Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос, и к кому сразу говорите, ладно?    
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Я обоим докладчикам хочу задать вопрос. В последнее       
время в средствах массовой информации...                                        
                                                                                
Николай Николаевич, я в том числе и вам вопрос задаю.                           
                                                                                
В последнее время в средствах массовой информации появились сообщения о том,    
как иностранные граждане захватывают наши предприятия, в том числе прежде       
всего оборонные предприятия, как обладающие высокими технологиями. У вас нет    
опасения, что принятие этого закона приведет к тому, что эти самые              
иностранные граждане теперь на законном основании будут проводить этот          
захват?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Ковалёва Николая Дмитриевича включите         
микрофон, пожалуйста, депутату Гончару Николаю Николаевичу.                     
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. У нас есть такая информация, касается она ступинского              
предприятия. К сожалению, действия иностранных граждан в этом смысле ничем не   
отличаются от действий российских граждан в аналогичных ситуациях. Данный       
закон не позволит действовать подобным образом потому, что, как я уже сказал,   
в первом абзаце статьи 12 мы вносим позицию по аффилированным структурам, а     
если вы знаете, то этот захват осуществляется в том числе через                 
аффилированные структуры. Именно поэтому мы такую запись и делаем. Мы первый    
абзац, норму первого абзаца, статьи 12 ужесточаем в этой части.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, есть что сказать представителю комитета?                            
                                                                                
ШПОРТ В. И. Я только могу согласиться с Николаем Николаевичем и хочу            
несколько дополнить.                                                            
                                                                                
Если вы помните, уважаемые коллеги, в прошлом созыве была попытка внести        
подобную поправку, и мы ее приостановили, как раз имея в виду то, что           
законодательная база была не готова еще для того, чтобы этот закон принять.     
На сегодняшний день принятые поправки в законы, и в том числе в закон о         
банкротстве и другие, позволяют оградить предприятия от захвата, о котором вы   
говорите.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Безбородов Николай Максимович, к кому ваш вопрос?                               
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н. М., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Уважаемый Николай Николаевич, и все-таки достаточно ли тех мер, которые         
предлагаются законопроектом, чтобы в авиационную промышленность пошла           
действительно значительная часть инвестиций?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон.                           
                                                                                
Пожалуйста, Николай Николаевич, микрофон уже включен.                           
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Категорически нет, потому что иностранные инвестиции идут туда,    
где гарантирован рынок сбыта, причем гарантирована положительная динамика       
спроса на данный вид продукции. Так вот, если мы не примем одновременно ряд     
защитных мер в отношении продукции наших авиационных предприятий, которые       
находятся на территории нашей страны, то этой нормы будет, конечно,             
недостаточно. Правительство Российской Федерации должно отменить целый ряд      
распоряжений, которые были приняты в предыдущие годы, в частности в отношении   
ввоза авиационной техники иностранного производства без налогов, таможенных     
платежей и сборов. Эти распоряжения сопровождались требованиями о выполнении    
инвестиционных соглашений в отношении закупки наших самолетов. Так вот,         
иностранные самолеты были ввезены, но ни один наш самолет при этом не был       
закуплен.                                                                       
                                                                                
Повторяю: конечно, недостаточно. Эта норма, которая сейчас предлагается         
вашему вниманию, необходимая, но недостаточная, конечно.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Илюхин Виктор Иванович.                                                         
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. У меня вопрос к Николаю Николаевичу.                               
                                                                                
Уважаемый Николай Николаевич, я хотел бы высказать ту же озабоченность,         
которую высказали мои коллеги. (Я вопрос сейчас задам.) Вы говорите о том,      
что есть гарантии и прочее... Но вот Калужский компрессорный завод. Сначала     
20 процентов немецкая фирма "Сименс" купила, а потом Калужский завод            
фактически прекратил свое существование как таковой. Науку вывезли, по сути     
дела. Это самое главное. И конкурента убрали российского с мировых рынков. Не   
произойдет ли здесь?..                                                          
                                                                                
Но у меня другой вопрос, Николай Николаевич: а иного предложения по             
поддержанию нашего отечественного авиастроения вы не прорабатывали? Нет         
другого, что ли? Давайте вспомним. Ведь в свое время советское                  
самолетостроение было одним из мощнейших в мире. Почему сейчас только           
иностранцы? Но ведь Россия - самодостаточное государство во всех                
отношениях... (Микрофон отключен.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич Гончар.                    
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Виктор Иванович, у меня просьба: не забыть об этих       
благородных мотивах, когда мы будем обсуждать проект бюджета Российской         
Федерации на 2005 год. Потому что очень часто мы, обсуждая те или иные          
законы, требуем ввести определенные гарантии вложений государства, а когда      
доходит до государства, каждый вспоминает иные интересы. Поэтому это можно и    
нужно делать через бюджет. Напомню, что, скажем, на программу развития          
гражданской авиационной техники мы, в том числе и с вашей помощью, каждый год   
3 миллиарда, но находим, не без проблем, но находим. Конечно, не только эти     
меры... И вполне возможно, что ко второму чтению (уже есть такого рода          
предложения) мы расширим некоторые позиции, которые содержатся в                
представленном вам законопроекте. Это наше общее решение. Конечно,              
недостаточные, но, повторюсь, эти меры необходимы. А говорить о том, что мы     
имеем возможность выделить деньги на авиационную промышленность, но не делаем   
этого... Почему мы с вами вместе не делаем это вот уже шестой бюджет?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Никитин Владимир Петрович.                                                      
                                                                                
НИКИТИН В. П., фракция "Родина".                                                
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемый Николай Николаевич, в некоторых заключениях отмечается такой          
момент, что все-таки снятие этого ограничения, расширение доли участия          
иностранцев, может быть связано с тем, что авиационные предприятия, выполняя    
государственный оборонный заказ, окажутся в таком положении, что, в общем-то,   
с военной тайной будет не всё в порядке. И более того, ведь это иностранные     
граждане. Как тогда законодательно регулировать их участие в управлении этими   
структурами и объединениями? Поэтому у меня вопрос: не входим ли мы в клинч,    
в противоречие с другими законами, не придется ли много чего править потом,     
если поднять эту планку?                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, ответьте, пожалуйста.                 
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Владимир Петрович, нет, не входим в противоречие. Хочу   
напомнить, что первый абзац, касающийся действующих авиационных предприятий с   
точки зрения процентного участия иностранного инвестора, личности первого       
лица компании и прочих факторов, не меняется, расширительная норма касается     
вновь создаваемых авиационных организаций. При этом никто не отменяет в         
данном случае требований, касающихся лицензирования, норм, содержащихся в       
законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", в законе "О         
государственной тайне" и так далее. Нет, это не взаимосвязанные вещи.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, я смотрю, вопросов появляется всё больше и больше. Уже у нас шесть     
человек вопросы задали.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Шадаев.                                                     
                                                                                
ШАДАЕВ Д. Р. Уважаемый Николай Николаевич, вы сказали в своем выступлении о     
том, что первые лица компании должны являться гражданами Российской             
Федерации. А как вы рассматриваете вопрос о наличии двух гражданств у этих      
лиц, если они являются одновременно гражданами Российской Федерации и           
гражданами иных государств, в том числе тех, которые не могут похвастаться      
хорошим отношением к нам, к Российской Федерации?                               
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. По действующему закону "О гражданстве..." такая ситуация           
возникнуть не может.                                                            
                                                                                
Теперь далее. Когда органы государственной власти будут решать вопрос об        
утверждении этого руководителя, то эта, подобная и иная информация,             
естественно, будет компетентными органами доложена. А если должностные лица,    
рассматривающие этот кадровый вопрос, примут такие решения, получив             
информацию о наличии еще одного гражданства, сокрытого претендентом, то они     
совершат должностное преступление, и по этому поводу есть нормы Уголовного      
кодекса.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Тюлькин.                                                                
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Николай Николаевич, я вот сам человек с авиационного завода. Вы   
несколько раз упирали на то, что это касается только вновь образуемых           
предприятий. Но, во-первых, все мы знаем, что, изменив чуть-чуть название,      
учредителю вновь образованное изобразить совсем нетрудно. Но дело даже не в     
этом. Ведь все мы понимаем, что с точки зрения государственных интересов        
главная задача - это поднять то, что уже есть: наши знаменитые фирмы,           
отличные заводы, те кадры, которые есть. А что касается вновь образуемых        
предприятий, их основная вообще функция и способ существования - это утащить    
на сторону людей, кадры, умы. Разработки тащат, понимаете? Отчего о них такая   
забота? Надо бы сначала своих все-таки вытащить из ямы.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, пожалуйста, ответьте.                 
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Ну, я еще раз отсылаю... У нас у всех появится такая возможность   
при обсуждении проекта бюджета на 2005 год. Давайте удесятерим объем            
инвестиций, которые мы выделяем на авиационную промышленность. Это первое.      
                                                                                
Теперь второе. Я хочу еще раз подчеркнуть: этот закон действует не в отрыве     
от норм законодательства, которые регламентируют все эти процедуры. Повторяю:   
существуют процедура и порядок лицензирования и, если соответствующие органы    
исполнительной власти видят, что на самом деле во вновь создаваемом             
предприятии значительная часть собственности, интеллектуальной собственности,   
принадлежит существующему предприятию, то они не допустят того, о чем вы        
говорите, не должны допустить. И я надеюсь, что правительство сегодняшнее       
этого не сделает.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И последний вопрос - Швец Любовь Никитична.                                     
                                                                                
ШВЕЦ Л. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.               
                                                                                
Любовь Константиновна, спасибо.                                                 
                                                                                
Я все-таки хочу сказать по ведению. Я хочу сказать Николаю Николаевичу, при     
всем моем уважении к нему, а точнее, напомнить, что, когда мы рассматриваем     
проект бюджета, цифра финансирования промышленного производства никогда не      
меняется по отношению к той, которую ставит правительство. В прошлом году мы    
наблюдали беспрецедентный случай, когда ни во втором, ни в третьем чтении не    
прошла поправка ни одного депутата Государственной Думы. Зачем вы так яростно   
фарисействуете сейчас при рассмотрении этого сверхсерьезного вопроса?! В        
авиационную промышленность только потому пойдут инвестиции, что это самая       
развитая, самая высокотехнологичная отрасль и ее, наше национальное             
богатство, берут за бесценок!                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились. Коллеги, это был не вопрос, это была вам информация,       
Николай Николаевич.                                                             
                                                                                
Кто хотел бы выступить из депутатов? Депутат Шадаев, пожалуйста.                
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста. Вячеслав Иванович, присаживайтесь.                  
                                                                                
ШАДАЕВ Д. Р. Уважаемые коллеги, вот в свете рассматриваемого вопроса... Я, к    
сожалению, не специалист в авиационной промышленности, но из выступления        
Николая Николаевича следует, что сегодня руководить предприятиями все-таки      
могут лица, которые будут иметь двойное гражданство.                            
                                                                                
Я оцениваю состояние авиационной промышленности, исходя из той информации,      
которая поступает сегодня из средств массовой информации. Они рассказывают о    
новых достижениях, о наших успехах на различных выставках, об интересе          
иностранных покупателей к нашей технике. И исходя из этого можно сказать, что   
может произойти такая же ситуация, как с нефтяной отраслью, которая оказалась   
в частных руках, так же и авиационное строение может оказаться в руках          
аффилированных компаний, лиц, руководящих этими компаниями, которые имеют       
двойное гражданство и которые будут защищать интересы, может быть, иных         
государств - тех, которые будут продвигать на рынке свои компании, и они        
станут конкурировать с нашими.                                                  
                                                                                
Я не могу сказать, плохой это или хороший закон, но я бы хотел, чтобы           
специалисты, присутствующие здесь, в своих выступлениях дали такую оценку:      
каковы все-таки будут последствия принятия этого законопроекта с точки зрения   
управляемости, с точки зрения контроля, с точки зрения сохранения               
национальных интересов? Потому что очень важно понимать, что такая отрасль,     
как авиационное строительство, авиационная промышленность, все-таки это и       
оборонная промышленность, это наукоемкая промышленность, поэтому здесь          
принимать решение нужно очень взвешенно. И я бы хотел, чтобы коллеги-депутаты   
сегодня поделились своими соображениями по этому вопросу: не приведет ли        
поспешное принятие такого законопроекта к непоправимым последствиям?            
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто еще хотел бы выступить? Больше желающих нет.                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, запишитесь тогда. Громкий хор желающих выступить -   
и одна рука.                                                                    
                                                                                
Покажите список. Спасибо. Никто не записался.                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фоменко, от фракции "Родина".                             
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ФОМЕНКО А. В., фракция "Родина".                                                
                                                                                
Из выступлений двух докладчиков так и не проявилась ясность относительно        
проблемы сдерживания потока иностранных инвестиций в авиационную                
промышленность. Если инвестиции сдерживаются, то каким образом в некоторых      
существующих организациях (уже есть такие случаи) доля иностранного капитала    
достигает 75 процентов? Тогда что мы здесь вообще обсуждаем? Это первое.        
                                                                                
Второе. Нам сказали, что правительство за. Но правительство до этого полтора    
года было против. Что изменилось в предлагаемом законопроекте, почему           
появилось положительное заключение правительства? Кстати, это было предыдущее   
правительство. Неизвестно, как сейчас те же самые люди отреагируют, если им     
подать этот законопроект заново.                                                
                                                                                
И еще. Те, кто хотел действительно вкладывать средства в авиационную            
промышленность в последние десять лет, они вкладывали и никаких препятствий     
не видели в нормах законодательства. Сейчас создается впечатление, что весь     
этот законопроект нужен всего лишь одному предприятию - "ЕВРОМИЛЬ", и           
получается, что мы обсуждаем законопроект, который нужен всего лишь одной,      
скажем так мягко, лоббистской группе, все остальные туда просто                 
пристегиваются.                                                                 
                                                                                
И наконец, вообще странный вопрос с российским гражданством директора. Как      
будто это может в принципе являться какой-то защитой! Как известно, директор    
такой авиационной организации должен выполнять решение акционеров, тут вообще   
нет никакого... Я удивляюсь, как серьезные люди могут считать это какой-то      
защитной мерой.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель правительства желает высказаться? Нет. Представитель              
президента? Нет. Одно выступление, точнее, два выступления было.                
                                                                                
Николай Николаевич, вам - заключительное слово.                                 
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, предположение о том, что этот закон нужен       
только одной группе - "ЕВРОМИЛЬ", возникало на заседании комитета, на котором   
коллега присутствовал. Я могу назвать (в комитете есть это) раз, два, три,      
четыре, пять, шесть - далее по тексту - организаций, которые высказали          
просьбу принять данные поправки к закону, более того, выразили надежду, что     
во втором чтении эти нормы будут значительно расширены. Это не одна группа!     
Это первое.                                                                     
                                                                                
Теперь второе. Кто в основном возражает против принятия этого закона? Тот,      
кто, говоря о втором абзаце, забывает про первый. А там как раз и говорится о   
том, что и в аффилированной структуре совместное участие ограничивается 25      
процентами. Потому, когда говорят: боже, что произойдет, если будет 49? - то,   
повторяю еще раз, на самом деле имеется в виду: как же так, мы через            
аффилированные структуры что-то уже получили, а нас сейчас вместе с ними        
ограничивают 25 процентами! Это не фарисейство, а сложная ситуация.             
                                                                                
Теперь далее. Повторяю еще раз, это не единственное условие, но условие         
совершенно необходимое. И, как автор концепции законопроекта, я считаю, что     
если во втором чтении эта цифра изменится или изменятся какие-то ограничения    
в первом абзаце в сторону либерализации, то это, возможно, и будет правильно.   
                                                                                
И последнее. Моя коллега депутат Швец сказала, что никогда в этом зале          
расходы на промышленность в бюджете не увеличивали. Это не так. Программа       
развития гражданской авиационной техники на этот год предусматривала два с      
половиной миллиарда, а в результате ваших усилий (большое вам за это            
спасибо!) цифра возросла до 3,1, добавили практически 600 миллионов.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Всё, коллеги, все желающие высказались. Ставится на голосование данный проект   
закона. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Прошу проголосовать.      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9%                                     
Проголосовало против           76 чел.16,9%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.