Заседание № 96
26.04.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 259792-6 "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1366 по 1372 из 6580
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Я бы просил законопроекты под пунктами 4 и 5 рассмотреть с одним докладом и с одним содокладом, с комитетом мы это уже согласовали.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1396 по 1398 из 6580
4-й и 5-й вопросы предлагается рассмотреть с одним докладом и содокладом. Поддерживаем?
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2203 по 2645 из 6580
Уважаемые коллеги, продолжаем рассмотрение вопросов повестки дня. 4-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел Игоря Николаевича Зубова. Как мы и договаривались, доклад одновременно по 4-му и 5-му пунктам повестки дня. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Прежде всего разрешите поздравить вас с вашим профессиональным праздником. Вашему вниманию представляются внесённые Президентом Российской Федерации законопроекты "О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии" и "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений". Принимая во внимание, что у данных международных документов единая сфера правового регулирования, в своём выступлении представлю их одновременно. Напомню, что факультативный протокол от имени Российской Федерации был подписан 26 сентября 2012 года, а Конвенция о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений - 1 октября 2012 года, однако это вовсе не означает, что сегодня мы скоропалительно предлагаем принять решение об их ратификации. По поручению Президента Российской Федерации оценка необходимости подписания и ратификации факультативного протокола и конвенции и последствий этого велась в течение последних пяти лет. На протяжении всего этого времени по инициативе Президента и Правительства России по вопросам, затрагиваемым этими документами, вами вносились многочисленные изменения в наше законодательство, наиболее интенсивно - в 2012 году. Принято шесть федеральных законов, которыми усилена уголовная ответственность за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних: установлен особый порядок применения принудительных мер медицинского характера - так называемая химическая кастрация - в отношении лиц, совершивших сексуальные преступления против несовершеннолетних; создан механизм блокировки провайдерами интернет-ресурсов, распространяющих материалы с порнографическим изображением несовершеннолетних. В Государственной Думе на рассмотрении находится ещё три законопроекта, которыми предусматривается: установление уголовной ответственности в отношении пользователя услуг детской проституции; обязательное информирование жертвы и её семьи об освобождении преступника, отбывшего наказание; закрепление процессуальных возможностей фиксирования на видеоплёнку опроса несовершеннолетней жертвы и многое другое, важное для установки надёжного правового заслона сексуальному насилию, сексуальной эксплуатации детей. Можно констатировать, что Российская Федерация готова ратифицировать факультативный протокол и конвенцию. Решение этих вопросов придаст новый позитивный импульс защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Исходя из опыта обсуждения законопроектов в профильном комитете, хочу упреждающе подчеркнуть, что конвенции не имеют никакого отношения к вопросам пропаганды нетрадиционного сексуального поведения, разрешения однополых браков, принятия на себя Российской Федерацией каких-либо обязательств в области института ювенальной юстиции, раннего сексуального воспитания детей и иным подобным. Нам известно, что в Государственной Думе распространены некие письма от граждан, которые выступают против ратификации данных документов. Мы внимательно изучили эти письма: они изготовлены под копирку и в них нет ни одного слова правды. Прошу вас учесть это обстоятельство. Речь идёт только об одном - о создании действенных механизмов защиты детей от сексуального насилия и защиты ребёнка от эксплуатации во всех возможных формах. Факультативный протокол устанавливает единые международные стандарты в области борьбы с торговлей детьми, детской проституцией и детской порнографией и направлен на повышение эффективности международного сотрудничества в данной сфере. Важнейшим обстоятельством является взятие на себя Россией обязательств, предусмотренных факультативным протоколом, в частности в области закрепления основных дефиниций, касающихся противодействия торговле детьми, сексуальной эксплуатации ребёнка, передаче органов ребёнка за вознаграждение, использованию ребёнка на принудительных работах, детской проституции и порнографии. Конвенция в плане защиты детей от сексуального насилия очень жёсткая, и не все предусмотренные ею меры могут в настоящее время применяться правоохранительными органами Российской Федерации: у нас просто нет для этого полноценной правовой базы, хотя, как я отметил ранее, такая база вами уже интенсивно создаётся. В соответствии с правилами конвенции в законопроекте предлагается воспользоваться правом участия на оговорки, которые оставляют на наше усмотрение реализацию отдельных положений конвенции с учётом особенностей национального законодательства и состояния правоохранительной системы, причём Российская Федерация намеревается использовать все возможные оговорки, упомянутые в конвенции. По мере принятия новых законодательных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу, оговорки к конвенции будут последовательно сниматься. Этим правом уже воспользовались многие европейские государства, ратифицировавшие конвенцию, в том числе Бельгия, Дания, Испания, Италия, Франция и другие. На заседании комитета поднимался вопрос о государствах, подписавших, но не ратифицировавших конвенцию. Докладываю: сегодня из 46 государств это 19, в их числе - оглашаю полный список - Азербайджан, Андорра, Армения, Великобритания, Грузия, Германия, Ирландия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Монако, Норвегия, Польша, Словакия, Словения, Швейцария, Швеция и Эстония. Как видите, государства, не ратифицировавшие конвенцию, находятся в меньшинстве, и немаловажно, что многие из них, мягко говоря, весьма лояльны к порнографии. Полагаем, что России более близка позиция европейского большинства, где мы по результатам нашей борьбы с детской порнографией, сексуальным насилием и сексуальной эксплуатацией детей уже играем не последнюю роль. По оценкам экспертов Интерпола, мировой доход от торговли детскими порнографическими материалами превышает 20 миллиардов долларов в год. По результатам проведённой МВД России в компьютерных сетях специальной операции "Сорняк" выявлена транснациональная сеть распространителей детской порнографии, охватывающая более 60 государств, ведётся совместная работа по её нейтрализации, но есть и другие примеры, когда мы направляем запросы и не получаем на них ответов. Ратификация Российской Федерацией факультативного протокола и конвенции станет важным, необходимым шагом на пути повышения эффективности такой работы, позволит последовательно привести нашу правоохранительную систему в соответствие с международным стандартом, в данном случае в области борьбы с торговлей детьми, детской проституцией и порнографией, сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием в отношении детей. Реализация факультативного протокола и конвенции не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета. Ещё раз подчёркиваю актуальность рассматриваемых вопросов. Прошу поддержать предложение Российской Федерации и ратифицировать факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка и конвенцию о защите детей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по международным делам Александра Леонидовича Романовича. Пожалуйста, Александр Леонидович. РОМАНОВИЧ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите мне в начале моего выступления выразить соболезнование родным и близким тех людей, которые сегодня ночью погибли при пожаре в психиатрической лечебнице на территории Дмитровского района, в посёлке Раменское. Для меня это особенно важно и больно, потому что я являюсь депутатом от Московской области и как раз от Дмитровского района. Я благодарю всех депутатов, которые сегодня почтили минутой молчания память этих жертв. Теперь, собственно, о том вопросе, который мы сегодня обсуждаем. Надо сказать, что сегодняшнее обсуждение вопроса о детской порнографии, о преступлениях сексуального характера - это, я думаю, очень важное событие для нашей Думы и очередной повод привлечь внимание к этой проблеме, которая для нас, для России, продолжает оставаться одной из важнейших, по моему мнению. Я должен подчеркнуть, что сегодня в России 25 миллионов детей, а десять лет назад в России было больше 30 миллионов детей - численность детского населения нашей страны ежегодно сокращается на 3 процента, а детей в возрасте до четырнадцати лет в России в два раза меньше, чем пенсионеров. Ежегодно - подчёркиваю: ежегодно - около 5 тысяч ребят становятся жертвами преступлений сексуального характера. Есть и другие, не менее шокирующие цифры. По данным Судебного департамента при Верховном Суде, более 2 тысяч осуждённых среди лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности детей, уже имели неснятые и непогашенные судимости, а свыше 500 человек совершили такие преступления после досрочного освобождения. К сожалению, должен привести неприятный факт. Буквально вчера вечером, 25 апреля, в деревне Псарёво Ступинского района Московской области была изнасилована пятилетняя девочка, которая пропала накануне днём. Подозреваемым оказался молодой человек 89-го года рождения, который в этой деревне работал трактористом, девочка была зверски изнасилована этим педофилом. Этот мужчина, подозреваемый в изнасиловании ребёнка, задержан и доставлен в полицию. Сотрудниками уголовного розыска Главного управления МВД России по Московской области также вчера задержан житель Московской области, подозреваемый в попытке продажи четырнадцатилетней девочки. Продавца задержали с поличным в тот момент, когда он получил от покупателя задаток за живой товар, 25 тысяч рублей, - задержание произошло на территории Ногинского района Московской области, как уточнили в правоохранительных органах, - за эти деньги педофил обещал предоставить клиенту секс с четырнадцатилетней девочкой. После задержания мужчина вёл себя спокойно и рассказал, что около двух лет тому назад познакомился с жертвой через Интернет и уговорил её потом на встречу. Особо хочу привлечь ваше внимание: сегодня в Интернете более 300 миллионов страниц с детской порнографией, и их число постоянно растёт. Число российских сайтов с детской порнографией увеличилось за последние годы почти на треть, а число интернет-материалов - в 25 раз. Каждый сайт, содержащий детскую порнографию, посещают в месяц в среднем около 30 тысяч человек. Статистика показывает, что каждый ребёнок в возрасте 10-17 лет, который пользуется Интернетом, получает предложения сексуального характера от взрослых пользователей. Каждому четвёртому тинейджеру, вступающему через чаты в переписку со взрослыми пользователями, были показаны картинки и фотографии порнографического характера. Даже если учесть, что половина детей, общаясь в чатах и форумах, приписывает себе три-пять лет, формально становясь более взрослыми, цифры всё равно угрожающие. По некоторым данным, детская порнография занимает третье место в мире по прибыли после торговли наркотиками и оружием; даже если не третье, а, скажем, четвёртое, можно себе представить размах этой индустрии. Ежегодно в этот бизнес привлекаются до 2 миллионов детей... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту, пожалуйста. РОМАНОВИЧ А. Л. По статистике, в Интернете работают 4 миллиона порнографических сайтов, и ежегодный оборот торговли порнографией через Интернет составляет 2,5 миллиарда долларов. Все эти вопросы были поставлены при обсуждении двух законопроектов на заседании профильного комитета, Комитета по международным делам. Есть формальные заключения на законопроекты, в которых предлагается ратифицировать два эти документа, и факультативный протокол, и конвенцию. Я обращаюсь к депутатам от имени Комитета по международным делам с просьбой ратифицировать эти документы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Федоткин по ведению. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Я по ведению, прежде чем вопрос задать. Мы рассматриваем сразу два законопроекта, ну, две конвенции очень серьёзные. Я буду выступать от фракции семь минут или всё-таки, может, если потребуется, восемь-девять? Очень серьёзные вопросы, и не хотелось бы их комкать, поэтому сколько будем давать времени - семь минут? Если не уложусь в семь, можно будет, с учётом второй конвенции, второго вопроса, увеличить время выступления? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, коллеги, если будет необходимость, конечно. ФЕДОТКИН В. Н. Всё понятно, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Москалькова Татьяна Николаевна, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Николаевич, большое спасибо за очень глубокий, развёрнутый доклад и пояснение по поводу тех писем, которые действительно находятся в Государственной Думе. У меня вопрос следующего характера. Какие законодательные инициативы, какие законопроекты должны быть приняты в развитие этой конвенции? Это первый вопрос. И второй. В Государственной Думе имеется законопроект, отменяющий применение срока давности в отношении педофилов, как вы к этому законопроекту относитесь? ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопросы. Я уже говорил о том, что на рассмотрении в Государственной Думе находится три законопроекта вот как раз такого характера, они уже здесь, у вас. Прежде всего надо принять их, и с их принятием мы, так сказать, в конвенцию входим, они разработаны в русле этой конвенции. Но я говорил о том, что наша правоохранительная система и наше законодательство не готовы полностью принять все положения конвенции, поэтому мы приняли её с оговорками. Я вам просто пример приведу. что касается ответственности пользователей компьютерных сетей педофильного содержания, мы сегодня не готовы ввести такую ответственность - ответственность пользователей, потому что наш отечественный Интернет построен таким образом, что мы не можем его в достаточной степени контролировать. Характерный пример, я в комитете его приводил: когда открываете Интернет, вам в виде спама приходит огромное количество подобной информации. По мере развития нашей компьютерной базы и накопления правоохранительной практики мы будем, видимо, всё-таки потихонечку приходить к решению и этого вопроса. Есть и другие вопросы. Например, в оговорке 1 мы оставляем за собой право не криминализировать производство и хранение порнографических материалов, если они смоделированы, то есть если дети участвуют... извиняюсь, не дети, а компьютерные изображения детей являются частью вот этих порнографических роликов и прочее. Здесь надо будет принимать соответствующие нормы, потому что у нас сегодня ответственность конкретно за это не предусмотрена. И есть много других вопросов, касающихся шести оговорок, их надо решать. Что касается законопроекта об исковой давности, я сейчас не готов полностью дать ответ на этот вопрос. Мы поддерживаем любые инициативы, направленные на борьбу с этими явлениями: с сексуальной эксплуатацией, с насилием над детьми и другими формами посягательств на права детей. Я считаю, что это наиболее тяжкие преступления, и, возможно, по каким-то составам применение предлагаемых вами мер не исключено. Вместе с тем этот вопрос требует дополнительного изучения, и я готов с вами персонально на эту тему поговорить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руденко Андрей Викторович. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к представителю министерства. Вы знаете, вот я читаю названия законопроектов под пунктами 4 и 5 и по 5-му у меня вопросов нет, а вот название 4-го меня как-то коробит. Если дословно читать, получается: протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Может, неправильно перевод сделан? Нельзя было включить в название этой конвенции слова "противодействия" или "борьбы"? Потому что у нас уже были управления по борьбе с организованной преступностью, помните? Были РУОПы, а потом название переделали: сначала были управления по организованной преступности, а потом - по борьбе с организованной преступностью. Вот так же и тут с названием протокола: текст отличный, всё великолепно, а вот название как-то подводит. Ответьте, пожалуйста. ЗУБОВ И. Н. Это официальный документ, заверенный нашим МИДом, просто перевод такой. Мы должны исходить из того, что мы с вами подписали, мы же подписали в таком виде, поэтому и ратифицируем в таком виде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Николаевич, меня волнует вот такой вопрос. У нас в Российской Федерации установлен законом возраст половой неприкосновенности - шестнадцать лет, а по международной Конвенции о правах ребёнка - восемнадцать лет. Будут ли в связи с этим внесены исправления в наше законодательство? И второе. В Уголовном кодексе есть статья 242-1, которая касается детской порнографии, собираетесь ли вы уточнить её положения? Сегодня они достаточно неопределённые. ЗУБОВ И. Н. Очень хорошие вопросы, мы как раз сегодня разговаривали в министерстве и разбирались ещё дополнительно по этой теме. Я хочу обратить ваше внимание, что да, действительно, возраст ребёнка в конвенции установлен такой - ну, это в соответствии с самим понятием "ребёнок". А возраст, в котором в том или ином государстве допускается сексуальная свобода, то есть право выбора, когда вступать в сексуальные отношения, в различных государствах установлен разный, и в конвенции об этом говорится. Если мы с вами возьмём, например, Голландию, которая подписала этот документ без оговорок, вообще без оговорок, то у них этот возраст вообще четырнадцать лет. Поэтому тот возраст, который установлен в нашей стране, - это нормально, это соответствует в среднем практике в государствах Европы. И я думаю, что это соответствует ещё и уровню развития наших детей сегодня, их физическому, духовному и прочему состоянию. Я ещё раз говорю, конвенция достаточно жёсткая и наше законодательство тоже непростое, оно уже было непростое, а сейчас оно будет ещё жёстче. Ну а что касается приведения в соответствие с конвенцией, да, многое придётся приводить в соответствие, в том числе и Уголовный кодекс, потому что здесь, я говорил об этом, вводятся дефиниции, и мы в соответствии с этими дефинициями... у нас есть, допустим, в Уголовном кодексе одно определение порнографии, а теперь будет другое определение, ну, скажем так, в практике есть понятие, но нет развёрнутого определения, а теперь оно появится, и это позволит перестраивать многие статьи Уголовного кодекса, ужесточать их. Кстати, всё идёт в сторону ужесточения, поэтому и есть определённое сопротивление принятию этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Игорь Николаевич, нет спору, что закон должен защищать детей и от сексуальной эксплуатации, и от порнографии, и всего остального, но вы как-то так, одной фразой, сказали: ничего потенциально угрожающего с точки зрения ювенальной юстиции здесь нет. Не могли бы вы расшифровать чуть поточнее, потому что в тех письмах, которые были, приводились аргументы и под этим углом зрения. ЗУБОВ И. Н. Валентин Степанович, я сегодня утром специально вместе со своим аппаратом постранично, со ссылками на конкретные нормы, которые в письмах указаны, анализировал все эти письма, и я ещё раз говорю: ни одно положение из этих писем не соответствует действительности - в конвенции нет даже упоминания о ювенальной юстиции. Откуда это берут? Открываем ссылку - вообще не о том. Я из этого делаю вывод, что кому-то очень не хочется, чтобы в российском законодательстве появились нормы, которые устанавливают чёткую ответственность за пользование услугами несовершеннолетних проституток, за участие и организацию различных эротических шоу с участием несовершеннолетних и так далее, и тому подобное. На это же наталкивают и случаи, когда приходят от разных людей письма одного содержания, с фрагментами, полностью совпадающими текстуально. Я лично полагаю, что авторы этих писем всего-навсего являются исполнителями чьей-то воли. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Игорь Николаевич, вот я тоже хотел бы уточнить ряд вопросов, их задавали, но, к сожалению, я не услышал ответ. Вы правильно сказали, что в конце прошлого года Россия подписала вот эти конвенции, хотя они вошли в жизнь уже с 2000 года, тринадцать лет назад, и много раз говорилось, что надо принимать эти документы, в том числе касающиеся торговли детьми. Скажите, пожалуйста, не связана ли вот такая вспышка интереса к этому вопросу с принятием "закона Магнитского"? Вот почему-то до этого как-то тут было тихо, долго не поднимались эти проблемы, но как только вышел американский закон, так сразу всплеск - пошли к нам сюда законопроекты, конвенции, которые тринадцать лет лежали без движения, а теперь их подписали, и вот сегодня мы их рассматриваем. Это случайное совпадение или какая-то связь есть между "законом Магнитского" и данными конвенциями, ратификацией их в нашем парламенте? ЗУБОВ И. Н. Неожиданный вопрос. Аналогии такого рода можно провести с чем угодно. Абсолютно никакой связи нет, абсолютно никакой, даже мыслей таких нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Борисовна Мизулина. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Николаевич, меня обрадовало ваше заявление относительно того, что вы готовы к тому, чтобы постепенно снимать оговорки, ибо оговорки, я полагаю, очень жёсткие действительно, излишне страхуют Российскую Федерацию от необходимости действенной защиты детей от сексуальной эксплуатации. И вот в связи с этим вопрос: создана ли специальная группа, которая будет заниматься мониторингом этого законодательства, снятием оговорок, или на это уйдёт также восемнадцать - двадцать лет, как у нас ушло на то, чтобы внести поправки в уголовное законодательство? Вы правильно сказали, это поправки в основном прошлого года, касающиеся ужесточения уголовной ответственности за сексуальное насилие над детьми, нас очень беспокоит именно то обстоятельство, что эти оговорки избыточно жёсткие. И как вы планируете... (Микрофон отключён.) ЗУБОВ И. Н. Уважаемая Елена Борисовна, ну, нам всем известно ваше пристальное внимание к этой проблеме, и спасибо вам за вашу высокогражданскую позицию. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что по сравнению с тем, что было два года назад, в области борьбы с вот этим злом сделан колоссальный шаг. Эта работа велась на протяжении пяти лет, мы её не останавливаем. Есть оговорки, и они связаны с тем, что не только в правовом плане мы не готовы, но зачастую мы не готовы и в техническом плане. Я уже приводил пример с сетью Интернет, и у нас есть группа в научно-исследовательском институте МВД России, которая занимается специально этой проблемой. Я так понимаю - я говорю уже не только от имени руководителей МВД, а в целом от имени руководства, потому что я представляю здесь руководство страны, - мы чётко показали курс, которым мы идём: ужесточение ответственности за все преступления, связанные с посягательством на права детей. И нас сегодня никто не может упрекнуть, что мы этого не делаем, мы делаем колоссальные шаги вперёд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Игорь Николаевич. Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Коллеги, продолжим обсуждение законопроектов после перерыва. Я объявляю перерыв до 12.30.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2668 по 3072 из 6580
Мы продолжаем обсуждать вопросы 4 и 5 порядка работы. На выступления по этим вопросам записались три человека. Первой выступает Елена Борисовна Мизулина. Семь минут. Включите микрофон на центральной трибуне, пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит ратификацию факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребёнка, касающегося борьбы с торговлей детьми, детской проституцией и детской порнографией. Я должна сказать, что вообще-то ратификация обеих конвенций и особенно факультативного протокола - это большая победа общественности: в России должно появиться современное законодательство, направленное на борьбу с сексуальным насилием над детьми. Конечно, это и личная заслуга Владимира Владимировича Путина. Факультативный протокол очень конкретный, и в любом случае он предусматривает то, над чем так долго работали мы, депутаты Государственной Думы, и что препятствовало, в частности, принятию известного антипедофильского закона, застрявшего сейчас в недрах комитета по гражданскому и уголовному законодательству (законопроект № 113185-6), где даётся определение детской порнографии. Так вот, факультативный протокол чётко относит к детской порнографии любые изображения, связанные с сексуальными действиями в отношении детей, изображения, осуществлённые любым способом, - и анимационные, и рисованные изображения. Именно этот факультативный протокол вводит и уголовную ответственность. Обратите внимание, коллеги, мы с вами только что обсуждали вопросы о международном усыновлении и о посредничестве: вводится уголовная ответственность за незаконное склонение в качестве посредника к согласию на усыновление в нарушение норм международного права, то есть когда, например, родителей, руководителя детского дома склоняют к тому, чтобы они дали согласие на усыновление ребёнка - за деньги, ещё как-то, - фактически эти действия должны будут подпадать под уголовную ответственность, и Российская Федерация берёт на себя обязательство такую ответственность ввести. Но из этих двух конвенций самый проблемный документ - это вторая конвенция, Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. На взгляд нашей фракции, те, кто готовил на ратификацию эту конвенцию, перестраховались: все шесть оговорок, которые предусмотрены в тексте конвенции, взяты на вооружение Российской Федерацией. А вот теперь, коллеги, прошу быть внимательными: что означает принятие конвенции со всеми шестью оговорками, каковы последствия? Если их в общем виде представить, то Россия не усиливает, а ослабляет меры борьбы с сексуальной эксплуатацией детей и меры защиты детей от сексуальной эксплуатации. Первое. Россия отказывается взять на себя обязательство - а оговорка это и означает, причём отказывается полностью, как правило, - например, вводить уголовную ответственность за производство и хранение детского порно с изображением несуществующего ребёнка, это мультобразы, анимационные образы, например известные мультфильмы, аниме, которые распространяются в Интернете. Что это означает? Это очень опасная вещь: из определения детского порно (у нас ещё его пока нет, только законопроект в комитете) мы теперь должны будем такого рода моменты убрать. А ведь детская порнография сама по себе провоцирует педофила на вступление в сексуальные действия с ребёнком: насмотревшись такой детской порнографии, он выходит на улицу и хватает первого попавшегося. Опасность детской порнографии в том, что она в разы усиливает риск для ребёнка стать жертвой сексуального насилия. А для детей? Ребёнок натыкается в Интернете на этот японский фильм, аниме, мультик - ну, дети же доверяют мультфильмам, они живут в мире мультфильмов, анимационных фильмов, значит, он его не испугается, - вот вам сексуальное развращение! Как же мы такое обязательство на себя не взяли?! Второе. Предлагается не вводить уголовную ответственность за производство и хранение порнографии, если есть изображения сексуальных действий с юношами и девушками шестнадцати лет, произведённых с согласия этих юношей и девушек и исключительно для их частного использования. А что такое "частное использование"? Если нафотографировали друг друга, сексуальные действия, скажем так, половые органы и выбросили в Интернет - это что, их право?! Частное использование - это значит, я сам распоряжаюсь? Это их право и мы никак не должны на это влиять или же мы как-то должны это регулировать? Государство говорит: нет, мы не берём на себя обязательство регулировать. Не вводится уголовная ответственность за покупку детской порнографии в Интернете. Как же так?! Вот нам приводили пример, Игорь Николаевич, что выскакивает спам, когда мы, например, почту открываем или какой-то ресурс в Интернете, - хорошо, здесь можно согласиться. Но сегодня, делая полную оговорку о том, что за преднамеренное получение доступа к какой-то порнографической информации в Интернете не вводится уголовная ответственность, мы выбрасываем ответственность за покупку детского порно в сети Интернет. Как же так?! Это недопустимо! Чего тут ждать?! Предлагается не вводить уголовную ответственность за сознательное, - вдумайтесь! - сознательное посещение порнографических представлений с участием детей, если дети дали согласие. Какой возраст? По Семейному кодексу - десять лет? Ребёнок говорит взрослому, учителю или маме с папой: да, я готов пойти на спектакль, где совершаются разного рода порнографические, сексуальные действия, - и мы будем на это смотреть?! А как же наша общая борьба с тем, чтобы не допускать сексуального растления детей?! Я не понимаю смысла таких оговорок! Россия не берёт на себя обязательства установить уголовную ответственность за вот такие умышленные деяния: за предложение или представление детской порнографии не за деньги, а, например, в обмен - то есть это как бы не оборот; за приобретение детской порнографии для себя или для другого лица - какого другого лица: для педофила, или для друга, или для своего ребёнка, или для ученика? Или вот: совращение ребёнка в форме умышленного склонения к наблюдению сексуального насилия или деятельности сексуального характера. Игорь Николаевич, вы же знаете, что одна из форм осуществления развратных действий - это когда вместе смотрят порнографическое видео ребёнок и взрослый педофил, это статья 135 Уголовного кодекса. По этой оговорке мы должны убрать уголовную ответственность за развратные действия в виде совместного просмотра такого рода фильмов. Коллеги, это очень опасно! По оговорке Россия отказывается от обязательств ввести уголовную ответственность за любое умышленное предложение о встрече, с которым взрослый при помощи Интернета обращается к ребёнку... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты добавьте. МИЗУЛИНА Е. Б. ...с тем чтобы встретиться с ним реально и совершить сексуальные действия. Как мы их будем выявлять сегодня в сети Интернет, таких педофилов? Кроме того, Россия не берёт на себя обязательства устанавливать уголовную ответственность и осуществлять преследование, если педофил не является гражданином Российской Федерации, например, мигрант или иностранец, занимающийся секс-туризмом. Тоже непонятно, почему мы делаем такие изъятия. Конечно, коллеги, можно предложить такой вариант: ввести административную ответственность за ряд этих действий. Но я обращаю ваше внимание, что за некоторые действия мы просто не имеем морального права вводить административную ответственность. Но если введём, смотрите, чего мы лишаемся по этой конвенции: блокируются положения об информировании общества об осуждённых по этим статьям лицах, о запрете для этих лиц заниматься профессиональной деятельностью, связанной с детьми; будут более короткие сроки давности: по административному кодексу - это один год, по Уголовному - от двух до пятнадцати лет. По конвенции должны быть осуществлены сбор и хранение генетического кода (ДНК) лиц, осуждённых за эти преступления, а привлечение к административной ответственности за такие правонарушения - это не осуждение. Эти лица не могут быть выданы другим государствам, конфискация имущества, доходов, полученных таким путём, тоже на них не распространяется. То есть слишком многого мы лишаемся в сфере защиты детей от сексуального насилия. Уважаемые коллеги, согласно статьям 192 и 194 нашего Регламента ответственный комитет, это Комитет по международным делам, и уж тем более Дума может принимать закон о ратификации не в одном чтении, если у депутатов есть оговорки. По меньшей мере по некоторым оговоркам нужно снять вот эту однозначность применительно к определению детского порно, применительно к подавляющему большинству оговорок, где Россия полностью отказывается пока брать обязательства, и термин "полностью" хотя бы заменить термином "частично". Но самое главное, мы могли бы найти очень простой выход: заложить переходный период, для того чтобы постепенно все оговорки были сняты, ну, например, два года или даже пять лет, но это тоже возможно только путём внесения поправок в закон о ратификации, наш Регламент нам позволяет это сделать. Если оговорки не согласованы с Президентом Российской Федерации в данном случае или с правительством, мы можем принять проект закона сегодня в первом чтении, а затем во втором уже с этими поправками. Вчера Владимир Владимирович Путин, выступая, сказал, что общество должно оградить себя от таких явлений, как детская порнография и педофилия. Наша фракция предлагает не по кусочкам эту раковую опухоль развращения наших детей отрезать, а полностью, поэтому мы предлагаем снять эти оговорки, или сделать их более мягкими, или по меньшей мере установить переходный период для снятия этих оговорок. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я сегодня официально выступаю от имени фракции КПРФ в Государственной Думе, хотя имею полномочия от очень большого круга различных общественных организаций и движений. За последние полгода наша фракция провела в Государственной Думе три больших совещания - это "круглые столы" и парламентские слушания, где обсуждались вопросы по конвенции и факультативному протоколу, которые мы сегодня рассматриваем. И эти обсуждения были не такие, как сейчас: десятиминутное выступление представителя правительства и наши - по семь минут по одному вопросу, а это шёл разговор долгий, серьёзный, тревожный, на протяжении трёх-четырёх часов, причём присутствовали не только сторонники КПРФ и коммунисты, но и представители самых разных движений и партий, таких как "Семья, любовь, Отечество", "Народный собор", женская организация "Родительское собрание", присутствовали представители религиозных конфессий самых разных. Был очень предметный разговор не только по отдельным положениям, но и в целом по концепции, мы не только поговорили, мы приняли резолюции, документы. Вот представитель правительства, Игорь Николаевич, сетовал, что какие-то документы ходят по Государственной Думе непонятные. А это те документы, над которыми месяцами работали депутаты, обсуждали их в комитетах, обсуждали их во фракциях, по три-четыре часа обсуждали на "круглых столах" и парламентских слушаниях, буквально обсасывали каждое слово, а потом после принятия их распространяли. Мне очень жаль, что правительство так относится к документам, разрабатываемым, принимаемым депутатами Государственной Думы. Вообще, я ожидал, что представитель правительства, анализируя и представляя данные два законопроекта, хоть как-то сошлётся на те документы, которые родились в стенах Государственной Думы, тем более что на все эти слушания, на все эти "круглые столы" приглашались министры из правительства. Или вы там, в правительстве, между собой совершенно не обмениваетесь информацией, не делитесь какими-то, ну, проблемами, которые волнуют Государственную Думу? Или вы знаете о том, что мы здесь делаем, но для вас это слишком низко - позиция депутатов Государственной Думы, позиция фракций?! Вообще, я хотел бы услышать, как относятся к тем так называемым негативным документам, как сказал представитель правительства, которые были приняты хотя бы за последние полгода именно по вопросам факультативного протокола и конвенции. Теперь конкретно. Мы часто, принимая законы, говорим, какие они хорошие, как они важны для всего народа, для страны, а потом сетуем, что они не работают, а нередко дают и отрицательный результат. Одна из основных причин этого в том, что законы не проходят длительного, глубокого обсуждения, дискуссии, не учитывают мнения людей, принимаются за минуту-полторы или вот как сейчас - две конвенции в пределах часа мы должны принять. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка. Хочу сказать, что все участники "круглых столов" и парламентских слушаний, которые проводила наша фракция совместно со всеми общественными организациями и движениями, полностью согласны с постановкой вопросов и в факультативном протоколе, и в конвенции, отмечают крайнюю их важность, сожалеют, что до сих пор их не решили и не решаем законодательно, а спор идёт и невосприятие в основном из-за того, как реализуется решение этих вопросов - написано одно, а на местах-то делается совершенно по-другому. Вот посмотрим конкретно факультативный протокол, иногда, как говорится, ложка дёгтя портит бочку мёда - зло часто кроется в мелочах. Вот статья 3, пункт 5 - написано, что "все лица, имеющие отношение к усыновлению ребёнка", должны действовать "в соответствии с положениями применимых международно-правовых актов". Безобидная, в общем-то, статья, но возникает вопрос: а какие это международно-правовые акты? Почему в конвенции о них ничего не написано? И сколько этих актов? Вы помните, недавно, когда мы обсуждали законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации, о Российском финансовом агентстве, я как раз выступал от фракции и говорил, что нельзя в законах допускать двусмысленности: там было написано, что деньги передавать можно Российскому финансовому агентству и другим организациям, - это значит, практически каким угодно, и соответственно этих денег мы уже никогда не найдём. Здесь то же самое: какие это международно-правовые акты, о которых говорится в этой конвенции, и сколько их? Не получится ли так, что сегодня мы будем голосовать за одно, а на деле получится другое? Вот представитель правительства назвал в качестве примера Францию, которая подписала эти документы. Так мы что, не видим с вами, что творится во Франции? Половина Франции уже вышла на улицу, и идёт противостояние, стычки с полицией. Может быть, чтобы этого избежать, давайте напишем предельно ясно в этом пункте, что и в соответствии с какими документами мы должны будем выполнять и требовать от властей на местах, - к сожалению, ясности в этом вопросе нет, и я, честно говоря, её даже и не ожидаю. Преамбула факультативного прокола - написано: "...принятие всеобъемлющего подхода, учитывающего все способствующие этим явлениям факторы, включая... дискриминацию по признаку пола...". Помните, когда я выступал по проблемам ювенальной юстиции, мне пришлось сказать о том, что сегодня пропагандируются уже не два биологических пола - мужской и женский, а пять. Так вот сегодня - Игорь Николаевич, вы говорите, что нет у нас никаких документов, - в школах распространяются прекрасно изданные книжки, где указываются не два пола - мужской и женский, а семь гендеров. Если вы об этом не знаете, я могу вас проинформировать, показать эту книжечку, чтобы вы знали. К сожалению, правительство уже серьёзно опаздывает, поэтому целый ряд общественных организаций и движений, в том числе и КПРФ, сейчас собирают подписи, чтобы обратить внимание правительства на те механизмы, которыми мы практически выхолащиваем те конвенции, которые сегодня обсуждаем, и одно такое обращение сегодня подписано уже десятками тысяч жителей России. Мы надеемся собрать свыше 100 тысяч подписей и официально внести наши поправки - не вскользь, как сегодня, а официально - для детального, долгого обсуждения, и уже в самом начале... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте три минуты. ФЕДОТКИН В. Н. ...специалисты напишут, что данный факультативный протокол содержит новые антисемейные технологии. Кстати, о том, что сегодня нет никаких документов, которые представляют угрозу для семьи и школы. Вот, пожалуйста, сейчас я покажу вам паспорт здоровья ребёнка - тираж 350 тысяч, - изданный правительством города Москвы и Департаментом здравоохранения города Москвы. Я процитирую, какие задачи по воспитанию ребёнка здесь ставятся (это на всю Москву, 350 тысяч): два года - любопытство относительно частей тела ребёнка, три года - любопытство, касающееся половых различий, четыре года - сексуальное любопытство. Это что, не тревожит наше правительство? Подойдите сюда, и я вам покажу энциклопедию, сексуальную энциклопедию, которая уже свободно ходит по школам, и не только города Москвы. А вот Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения выпустило указания для учителей, руководителей учреждений образования и здравоохранения, как вести вот это половое воспитание. Вообще, удивляет позиция, когда мы пишем, что конвенция обязывает нас - эта конвенция обязывает нас - ввести в школах уроки сексуального просвещения детей: литературу сокращаем, математику сокращаем, физику сокращаем, химию сокращаем, а вот сексуальное образование вместо этого будем проводить - это, наверное, будет способствовать развитию России! Кроме того... Пункт 3 статьи 9 обязывает поощрять средства массовой информации в деле распространения надлежащей информации о сексуальной эксплуатации детей. Да сегодня и так все средства массовой информации, всё телевидение забито этой информацией, чего ещё там надо поощрять?! Останавливать надо, а мы будем обязаны поощрять! Пожалуйста, следующий пункт - пункт 1 статьи 9 - требует поощрять и привлекать детей к участию в разработке и к осуществлению мер государственной политики по вопросам сексуального насилия и эксплуатации, то есть фактически ведётся не борьба с насилием, а, наоборот, обучение детей тому, что можно делать и как это делать. Пункт 2 статьи 10, по сути дела, обязывает нас создавать независимые компетентные национальные и местные органы по развитию и защите прав ребёнка и так далее - почитайте! Это и есть органы ювенальной юстиции! Это та ювенальная юстиция, о которой здесь говорят, что якобы она в этом законопроекте не прописана, - прописана, и ещё как прописана! Я могу сослаться не только на мнение общественных организаций, движений, но и на мнение представителей Русской Православной церкви, которые прямо говорят, что нельзя допускать принятия таких документов и развития ситуации в непонятном направлении. Наша фракция не будет поддерживать данные законопроекты, и мы настаиваем: давайте прежде широко обсудим и факультативный протокол, и данную конвенцию, хотя бы в тех организациях, которые у нас... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Терешкова Валентина Владимировна. Микрофон включите. ТЕРЕШКОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Торговля детьми, эксплуатация, сексуальное насилие в отношении детей продолжают оставаться одной из серьёзнейших проблем мирового сообщества, представляя собой вопиющее нарушение прав и свобод человека. В этой связи принятый Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 года факультативный протокол является важным этапом развития института международной защиты прав ребёнка на универсальном уровне. Факультативный протокол содержит международно-правовые стандарты в области борьбы с торговлей детьми, детской проституцией и детской порнографией, протоколом раскрываются понятия данных видов преступных действий. Фракция поддерживает ратификацию факультативного протокола. Что касается проекта федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений", фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает его принятие. Конвенция является одним из первых международных договоров, принятых в рамках европейского регионального сотрудничества по вопросам борьбы со всеми формами сексуального насилия в отношении детей, в том числе и с домашним насилием. Особенностью конвенции является создание специального органа - Комитета Сторон - для контроля за выполнением государствами-участниками её положений. Наверное, очень важно отметить, что Российская Федерация сопровождает ратификацию конвенции оговорками, возможность заявления которых прямо предусмотрена соответствующими пунктами. Фракция считает целесообразным согласиться с текстами оговорок, содержащихся в проекте федерального закона о ратификации конвенции. Мы поддерживаем ратификацию Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений с соответствующими оговорками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Владимировна. Представитель президента не будет выступать? Игорь Николаевич, пожалуйста, заключительное слово. ЗУБОВ И. Н. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Прежде всего я хотел бы выразить ещё раз признательность Елене Борисовне Мизулиной за её выступление. Ту озабоченность, которая была высказана в связи с необходимостью принятия большого количества законодательных и иных актов в развитие конвенции, мы разделяем. Но я бы хотел обратить ваше внимание на то, что Российская Федерация, принимая конвенцию с оговорками, не отказывается ни от одного её пункта, и, подписывая, ратифицируя конвенцию, главное, чего мы придерживаемся, - об этом я уже говорил - это основных дефиниций и понятий, перечня деяний, которые являются уголовно наказуемыми, но мы вычленяем те аспекты, к которым ещё не готовы законодательно, и у вас, у депутатов, есть возможность внести необходимые законодательные акты, разработать и внести, мы будем их приветствовать. Я не буду останавливаться на полемике относительно ювенальной юстиции, распространения каких-то там сексуальных документов в школах и так далее, на эту тему я уже говорил, моя позиция как представителя президента не изменилась, но я вновь прошу депутатов подняться над какими-то политическими и иными соображениями и обратить внимание на проблему защиты детей. Для примера я обращу ваше внимание всего-навсего лишь на один пункт. Здесь очень горячо говорилось о том, что в конвенции призывают решить вопрос о создании органов ювенальной юстиции в Российской Федерации со ссылкой на часть четвёртую статьи 9. Я её зачитаю и на этом закончу своё выступление: "Каждая Сторона поощряет финансирование, в том числе, при необходимости, с помощью учреждения фондов, проектов и программ, осуществляемых гражданским обществом и направленных на предупреждение и защиту детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений". Речь идёт о создании структур гражданского общества, которые будут бороться вот с тем явлением, о котором мы с вами говорили, ни о каких государственных структурах, ни о создании каких-либо новых органов, в том числе так называемой ювенальной юстиции, речь не идёт, а мы видим прямую подмену понятий. Это очень важные законы, приняв которые, мы с вами сделаем доброе дело. И я думаю, что наши избиратели и народ правильно оценят принятое решение. Спасибо вам за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Александр Леонидович, будете выступать? Нет, не будет. Выносим законопроекты на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3415 по 3451 из 6580
Я прошу приготовиться к голосованию. 4-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 07 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Закон принят. 5-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 38 сек.) Проголосовало за 246 чел.54,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 248 чел. Не голосовало 202 чел.44,9 % Результат: принято Закон принят.