Заседание № 132

23.12.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 259698-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в части создания единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6064 по 6227 из 7829
Переходим к пункту 32 повестки. О проекте федерального закона "О внесении       
изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии       
Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по      
культуре Елены Григорьевны Драпеко.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Елена Григорьевна.                                                  
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые депутаты! Законопроект "О внесении     
изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии       
Российской Федерации" подготовлен Комитетом по культуре ко второму чтению.      
Поступившие поправки сформированы в две таблицы, рекомендуемые к принятию или   
к отклонению. В таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, включены поправки   
депутатов Государственной Думы Григория Петровича Ивлиева и Елены Григорьевны   
Драпеко.                                                                        
                                                                                
Остановлюсь на наиболее важных поправках. В отличие от первого чтения,          
предлагается, чтобы большинство авторов национальных фильмов были гражданами    
России. Предлагается уточнить в определении, что Единая автоматизированная      
информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах является          
федеральной системой. Исходя из этого определения предложено направления        
деятельности федерального органа исполнительной власти в области                
кинематографии дополнить функциями осуществления правомочий обладателей         
информации единой информационной системы, правомочий обладателя прав на базы    
данных, а также обеспечения доступа к информации в единой системе. Предлагаем   
исключить норму о полном государственном финансировании единой информационной   
системы, имея в виду, что часть функций оператор системы будет осуществлять     
на платной основе.                                                              
                                                                                
В новой статье 6.1 уточняются цели введения единой информационной системы,      
более точно прописываются взаимоотношения оператора системы и демонстраторов    
фильмов по представлению информации. Подробно указывается вид сведений,         
которые демонстратор обязан представлять оператору системы. Для полноты и       
прозрачности представляемой информации предложено ввести абсолютную             
идентичность сведений, содержащихся в продаваемых на кинопоказы билетах,        
являющихся бланками строгой отчётности, и сведений, передаваемых в              
автоматическом режиме в единую систему. Определение порядка функционирования    
системы и условий представления содержащейся в ней информации предложено        
возложить на Правительство Российской Федерации. Расширен и конкретизирован     
перечень действий, за которые должна наступать в соответствии с                 
законодательством ответственность, - это непредставление информации либо        
представление не в полном объёме или в искажённом виде.                         
                                                                                
С учётом мнения отдельных субъектов Российской Федерации, высказанного перед    
первым чтением, просьб кинематографической общественности предложено срок       
вступления закона в силу перенести с 1 января 2010 года на 1 мая 2010 года.     
                                                                                
В таблице поправок, предлагаемых к отклонению, поправка Ямало-Ненецкого         
автономного округа, в которой предлагается возложить на федеральный бюджет      
приобретение, установку и подключение оборудования и программно-аппаратных      
средств для передачи информации от демонстраторов кинофильмов. Эта поправка     
противоречит концепции законопроекта, принятой в первом чтении, и требует       
заключения Правительства Российской Федерации, поэтому комитет рекомендует её   
отклонить. Все поправки Правительства Российской Федерации, поступившие 22      
декабря в Государственную Думу, полностью учтены в редакции поправок            
депутатов.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект прошёл юридическую и лингвистическую            
экспертизы и рекомендуется комитетом к принятию во втором и третьем чтениях.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
У нас в таблице 1 одиннадцать поправок. Кто-то настаивает на вынесении          
каких-то поправок на отдельное голосование? Нет. Тогда ставлю на голосование    
таблицу 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Голосуйте,            
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Результаты покажите, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица 1 принята.                                                              
                                                                                
Таблица 2 - одна поправка. Ставлю на голосование таблицу 2 отклонённых          
комитетом поправок к данному законопроекту. Голосуйте, пожалуйста.              
                                                                                
Результаты покажите, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              336 чел.74,7%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.25,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставлю на голосование во втором чтении рассматриваемый законопроект.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Результаты покажите, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект.                                                       
                                                                                
Депутат Драпеко, не дожидаясь голосования, уже предложила принять в третьем     
чтении. Подтверждаете? Спасибо. В рамках "часа голосования" ставлю на           
голосование в третьем чтении. Есть желание перед третьим чтением выступить по   
мотивам? Один, да?                                                              
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! На самом деле это не такой    
простой и технический вопрос, как нам его подали. Зачем Голливуд создавался?    
Или зачем Франция ограничивает у себя показ иностранных фильмов? Для того,      
чтобы сохранить национальный дух, национальную культуру, чтобы более            
объективно излагались позиции государственные в кино. Мы же предлагаем в        
законе о государственной поддержке кинематографии на самом деле разрешить       
финансировать кинематограф, который будет делаться не нашими режиссёрами с      
использованием не наших актёров. У нас и так уже голубые в "Тихом Доне", у      
нас и так уже всякие разные вещи используются, чтобы дискредитировать нашу      
классику. Поэтому я считаю, что нельзя государственную поддержку оказывать      
негосударственным представителям, то есть иностранцев нельзя пускать в наш      
кинематограф. И мы такой закон поддерживать не будем и вас призываем не         
поддерживать, потому что кинематограф - это идеологический инструмент, это      
работа с подсознанием. И чем более он высококачественный, тем выше будет        
культурный уровень общества и тем лучше будет восприятие самого себя и своей    
страны. Поэтому нам с вами надо озаботиться тем, чтобы наш отечественный        
кинематограф вернул себе былые позиции и убрал из своего репертуара "Улицы      
разбитых фонарей", где через каждые пять минут выпивают милиционеры, чтобы      
убрал металогические фильмы о том, как распространять наркотики, как их         
принимать. Надо оказать государственную поддержку, дать деньги именно на        
историческое кино, на документальное кино, которое сегодня испытывает           
колоссальное недофинансирование. Тогда мы с вами можем навести порядок в        
обществе, и прежде всего в головах наших людей.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
По мотивам голосования выступление состоялось. В рамках "часа голосования"      
ставлю на голосование в третьем чтении рассматриваемый законопроект.            
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Результаты покажите, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3%                                     
Проголосовало против           24 чел.5,3%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.17,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 125

20.11.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 259698-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в части создания единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6634 по 6819 из 7198
Пункт 31, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".        
Доклад Елены Григорьевны Драпеко.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Елена Григорьевна.                                                  
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Федеральный закон "О        
государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" был принят ещё   
в 1996 году и с тех пор не претерпел серьёзных изменений. Закон, безусловно,    
сыграл положительную роль в сохранении кинематографической базы страны в        
новых исторических реалиях, создал реальный механизм государственной            
поддержки киноотрасли. Однако изменившиеся экономические условия требуют, на    
наш взгляд, определённой корректировки основного положения закона - положения   
о национальном фильме.                                                          
                                                                                
Необходимость пересмотра критериев национального фильма отмечают многие         
ведущие кинематографисты страны. Это было высказано участниками парламентских   
слушаний о роли и значении современной кинематографии, которые провёл Комитет   
по культуре в июне текущего года. В частности, представляется актуальным        
пересмотреть следующие положения статьи 4 федерального закона: условие о том,   
что все авторы фильмов должны иметь гражданство Российской Федерации, условие   
о языке, на котором снимается фильм, а также долю иностранных инвестиций в      
производство фильма. Недостаток установленных предельных количественных         
нормативов заключается в том, что они не отвечают сегодня объективным           
тенденциям современного этапа развития отечественного и мирового                
кинематографа, содержат чрезмерные финансовые, кадровые и языковые              
ограничения для создателей фильмов. Эти ограничения не позволяют создавать      
фильм на языке, соответствующем реалиям отображаемого действия, с русскими      
титрами, обеспечить кинопроект иностранными инвестициями в требуемом объёме.    
Кроме того, согласно указанной статье закона фильм русскоговорящего             
режиссёра, снятый в России и о России, не может получить статус национального   
фильма, если режиссёр не имеет российского гражданства.                         
                                                                                
В настоящее время широко распространены механизмы финансирования производства   
фильмов международными инвестиционными компаниями, деятельность которых не      
очерчена национальными границами. Используя эти механизмы, российские           
продюсеры могли бы привлекать средства зарубежных инвесторов в качестве         
вложений в производство своих фильмов, однако в настоящее время такая           
возможность ограничена 30 процентами сметной стоимости фильма. Считаем, что,    
установив предельную долю инвестиций иностранных продюсеров в производстве      
фильмов на уровне 50 процентов, мы сможем осуществлять проекты на более         
высоком уровне, участвуя в международной финансовой кооперации, которая очень   
распространена и будет всё активнее развиваться в мировом кинематографе.        
                                                                                
Также мы предлагаем установить, что не менее половины авторов фильма должны     
иметь российское гражданство и фильм может быть снят в России на иностранном    
языке, когда употребление иностранного языка является неотъемлемой частью       
художественного замысла.                                                        
                                                                                
Другой не менее важной частью и целью законопроекта является создание условий   
для внедрения единой автоматизированной информационной системы,                 
обеспечивающей поступление и учёт информации о публичной демонстрации фильмов   
в кинозалах. Указанная система призвана обеспечить накопление, учёт и           
обработку сведений о платной публичной демонстрации кинофильмов,                
осуществляемой в кинозалах. Внедрение этой системы призвано оказать             
существенное влияние на процесс развития отечественной кинематографии путём     
защиты экономических интересов участников создания и продвижения                
аудиовизуальной продукции.                                                      
                                                                                
На сегодня система взаимоотношений в сфере кинопроизводства, проката и          
кинопоказа в России характеризуется отсутствием прозрачности. По оценкам        
субъектов аудиовизуального рынка, сокрытие доходов от показа фильмов в          
различных кинотеатрах составляет от 30 до 50 процентов их общей суммы.          
Напомню вам, что оборот кинопродукции - примерно 4,5 миллиарда рублей в год.    
Это существенно снижает заинтересованность участников отрасли в расширении      
масштабов деятельности по созданию и продвижению кинопродукции, что             
выражается в относительно невысоких объёмах притока частных инвестиций в        
отечественную киноиндустрию. Внедрение единой автоматизированной                
информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах в соответствии с   
законопроектом должно стать обязательным для демонстраторов фильмов.            
Федеральный орган исполнительной власти в сфере кинематографии должен стать     
обладателем этой информации и определить на конкурсной основе оператора этой    
системы, который будет обеспечивать эксплуатацию.                               
                                                                                
Таким образом, аккумулирование достоверной и точной информации в федеральном    
центре станет необходимым инструментом для совершенствования предусмотренных    
законодательством мер государственной поддержки кинематографии, таких как       
частичное государственное финансирование кинопроизводства, проката и показа     
национальных фильмов. Такая система на сегодняшний день может стать             
единственным достоверным источником сведений об эффективности государственной   
поддержки тех или иных групп проектов.                                          
                                                                                
Хочу напомнить вам, что в бюджете, за который мы с вами проголосовали, на       
будущий год государственные инвестиции составляют 5,5 миллиарда рублей.         
Принятие законопроекта должно существенно повысить эффективность расходования   
этих бюджетных средств, поскольку появится возможность достоверного анализа     
результатов кинопроката национальных фильмов.                                   
                                                                                
Внесение изменений в закон будет способствовать росту инвестиционной            
привлекательности российской киноотрасли, тем самым приближая уровень её        
развития к уровню в странах с развитыми рынками кинопроизводства и              
кинопоказа. Прозрачность рынка является обязательным условием построения        
цивилизованных отношений между его игроками, поэтому внедрение современных      
инструментов финансирования кинопроизводства и исключение возможности           
нелегального использования аудиовизуальных произведений станет возможно         
только при условии повышения прозрачности рынка.                                
                                                                                
Обеспечивая в конечном итоге дальнейший рост киноотрасли с развитием            
современных методов инвестирования, внедрение такой единой автоматизированной   
системы позволит создать новые рабочие места не только в области кинопоказа и   
кинопроката, но и в области кинопроизводства, а также увеличить налоговые       
поступления за счёт расширения прозрачности рынка.                              
                                                                                
Комитет по культуре просит поддержать этот законопроект в первом чтении.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна.                               
                                                                                
Есть ещё содоклад Александра Александровича Тягунова.                           
                                                                                
Пожалуйста, Александр Александрович. С места будете докладывать?                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ТЯГУНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Я хотел бы сразу сказать оппонентам. Мы не собирались этим законом решить все   
проблемы, которые существуют в кинематографии (там действительно море           
проблем, будем их обсуждать), но три-четыре небольших шажка, которые давно      
обсуждаются кинематографической общественностью, мы в этом законе делаем.       
                                                                                
Комитет полностью поддерживает законопроект, потому что он содержит важнейшие   
предложения, которые в течение последних лет активно обсуждаются                
кинематографической общественностью. Мы в этом убедились на слушаниях,          
которые провели в комитете. Уверены, что всё это послужит совершенствованию     
работы отрасли, обеспечит увеличение средств для создания и продвижения         
отечественных кинофильмов.                                                      
                                                                                
Комитет по культуре рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении    
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович.                         
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос у Анатолия             
Евгеньевича Локотя.                                                             
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. К Елене Григорьевне вопрос.                                        
                                                                                
Я не понимаю, как мы представляем себе национальный фильм на английском         
языке? Столько боролись за русский язык, за чистоту... Ну, я понимаю, фильмы    
на языке народов, проживающих в Российской Федерации, это понятно. А вот так    
расширять ворота для всех... Ну, вот это мне непонятно - откуда это, почему     
вдруг такой тезис появляется?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елене Григорьевне Драпеко включите микрофон.              
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Спасибо большое за вопрос.                                        
                                                                                
Дело в том, что мы только что подписали соглашение между странами СНГ о         
совместном кинопроизводстве. Мало того, в кинопроизводстве, как вы заметили,    
в последнее время увеличилась доля совместных фильмов: это и                    
российско-казахские, российско-белорусские фильмы, российско-азербайджанские    
фильмы. Иногда в фильмах действительно говорят и по-английски, с субтитрами     
на русском языке. Мы считаем, что период, когда была опасность вестернизации,   
или американизации, российского кинематографа, прошёл, и такой опасности, что   
российский кинематограф будет говорить по-английски, сегодня уже нет. А вот     
препятствия для производства совместных фильмов со странами СНГ у нас сегодня   
есть из-за формулировок, которые записаны в федеральном законе о поддержке      
национальной кинематографии. То же самое касается и количества инвестиций.      
Допустим, Казахстан готов вложиться с нами вместе 50 на 50 в производство       
фильма, но мы уже в этом случае не сможем называть этот фильм национальным,     
не сможем его финансировать через систему государственной поддержки. Именно     
поэтому назрела необходимость изменения всех этих цифр.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна.                               
                                                                                
Есть ли желание у кого-то ещё выступить по данному законопроекту? Нет? У        
представителя президента? Правительства? Нет. Кто за то, чтобы принять данный   
законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.                              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 12 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              352 чел.78,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.