Заседание № 176
06.12.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 258774-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (в части определения индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчёте страховой пенсии по старости, доли страховой пенсии по старости для работающих пенсионеров)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4057 по 4182 из 5818
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (в части определения индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчёте страховой пенсии по старости, доли страховой пенсии по старости для работающих пенсионеров)". Докладывает Оксана Генриховна Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, о дискриминации работающих пенсионеров в связи с отсутствием индексации пенсии много говорят, и все об этом знают, но есть ещё одно направление, по которому осуществляется дискриминация работающих пенсионеров начиная с 2015 года, то есть с очередной пенсионной реформы и введения так называемой балльной системы. Получается, что в настоящий момент работающие пенсионеры, уплачивающие взносы с предельного заработка, который каждый раз устанавливается... Ну, допустим, на 2023 год это было около 1,5 миллиона рублей в год, с 2024 года - около 2 миллионов, начисляется 10 баллов, оценивается и, соответственно, дальше умножается на индивидуальный пенсионный коэффициент. А вот для работающего пенсионера предел - 3 балла. Он уплачивает взносы со всей суммы, со всей предельной заработной платы, и если бы он не был работающим пенсионеров, то ему за эту работу присвоили бы 10 баллов, а так - только 3 балла. Объясняю, как это работает. Допустим, берём 2015 год. Предельная заработная плата в месяц, с которой уплачивались взносы, была 52 тысячи рублей, а предельная заработная плата, с которой они учитывались, - 15 600. Ну представьте себе, я работающий пенсионер, в 2015 году получаю 52 тысячи или больше, работодатель мой уплатил взносы со всей этой суммы, а засчитали мне только 3 балла, которые приходятся на 15 600. Берём более близкие годы - 2022 год: предельная заработная плата в месяц, с которой уплачивались пенсионные взносы, - 130 тысяч (ну, это, допустим, врачи - им положено иметь две средних по региону, - учителя, научные работники), а учитывалась заработная плата 39 125 рублей. Соответственно, потеря - 7 баллов. Теперь посчитаем, какие потери у работающих пенсионеров, которые относятся к верхней 20-процентной группе: за период с 2015 по 2022 год включительно (перерасчёт в 2023 году) потери - 54 балла, или 7182 рубля к пенсии в месяц. Если получали среднюю, чуть выше средней, то потери около 3 тысяч рублей в месяц. А дальше - больше. Вот сколько заплатили за всё это время работающие пенсионеры, вернее, их работодатели взносов, на которые не сформированы пенсионные права? Послушайте, сколько это было средств: около 3 триллионов рублей. 3 триллиона рублей! Мы вот сейчас, когда принимаем бесконечные налоговые законы, спасая тех бизнесменов, которые обратно привозят свои капиталы из офшоров, всё время боимся, чтобы как бы не было никакой несправедливости, чтобы они тут ни за что не заплатили. А когда все работодатели заплатили 3 триллиона рублей за все эти годы, с которых не сформированы пенсионные права, мы тихо и спокойно... молчим. Теперь следующий вопрос в связи с этим, о дефиците кадров. Количество работающих пенсионеров после введения всех этих дискриминаций сократилось более чем в 2 раза и продолжает каждый год сокращаться. Мы слышали тут выступление председателя Центробанка, она тоже призналась, что есть дефицит кадров, и говорила, что производительность труда нужно повышать. А резервы для пополнения кадров - это как раз пенсионеры, и среди них в основном квалифицированные работники. 10 процентов работающих пенсионеров - это руководители, а 24 процента - это работники высшей квалификации, вот те, кого дискриминируют при таком перерасчёте. Таким образом, предлагается в законопроекте вернуть справедливость страховому принципу - если вы уплатили взносы, то, соответственно, получаете эквивалент пенсионных прав - и прекратить дискриминировать работающих... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Елена Моисеевна Цунаева. ЦУНАЕВА Е. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесённый Оксаной Генриховной Дмитриевой, и отмечает следующее. Безусловно, доводы, которые приводятся в защиту наших пенсионеров, стоит рассматривать, однако мы с вами должны учитывать, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту констатируется, что это повлечёт дополнительные расходы бюджета пенсионного и социального фонда, однако же нет положений, определяющих источники и порядок нового вида расходных обязательств. Правительство Российской Федерации также высказывает замечание об отсутствии в финансово-экономическом обосновании к законопроекту источников финансирования и не поддерживает данный законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечает, что при внесении в этот федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете фонда, которые мы, собственно говоря, уже приняли. Счётной палатой Российской Федерации поддерживается концепция законопроекта. Отмечается, что вопрос о снятии ограничения максимального значения ИПК, используемого для ежегодного перерасчёта страховых пенсий работающих пенсионеров, рассматривался в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия по оценке мер по развитию пенсионной системы, принятых в 2012-2021 годах. По его результатам Счётной палатой Российской Федерации была высказана позиция о необходимости проработки возможности снятия указанных ограничений в 3 ИПК. Вместе с тем, по мнению Счётной палаты, законопроект и материалы нуждаются в доработке. Комитет также отмечает, что в непривилегированное положение с точки зрения перерасчёта пенсий... В законопроекте говорится только о работающих пенсионерах, а имеются ещё и неработающие пенсионеры, а также получающие страховую пенсию по инвалидности. Кроме того, данный подход, который представил автор законопроекта, не обоснован в предложенных материалах, которые к этому законопроекту прилагаются. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 50 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.