Заседание № 129

11.12.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 258650-5 "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и статьи 26-3 и 26-11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части закрепления за субъектами Российской Федерации полномочий по организации и обеспечению оздоровления и отдыха детей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1386 по 1407 из 7859
Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 12    
Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской            
Федерации" и статьи 26-3 и 26-11 Федерального закона "Об общих принципах        
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад члена Комитета   
по труду и социальной политике Анатолия Семёновича Иванова.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, данный законопроект Комитетом по труду и        
социальной политике также подготовлен для рассмотрения в третьем чтении.        
Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы по               
законопроекту нет.                                                              
                                                                                
Комитет по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе         
принять данный законопроект в третьем чтении.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам будут выступать Апарина Алевтина Викторовна и Селезнёв Валерий       
Сергеевич. Выносим 5-й вопрос на "час голосования".                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2468 по 2675 из 7859
Пожалуйста, Апарина Алевтина Викторовна, по пункту 5 по мотивам от фракции.     
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, наша фракция будет голосовать категорически против этого     
закона, так как мы считаем это позором для Думы и издевательством над детьми    
и их унижением: мало того что мы решили не финансировать оздоровление детей,    
так мы ещё унизили их тем, что, передав полномочия регионам, говорим, что они   
будут реализовываться за счёт транспортного налога, которого ещё нет, по        
сути, и за счёт налога от продажи винно-водочных изделий - родители должны      
пить больше, не восемнадцать литров, а ещё больше, тогда дети будут отдыхать.   
                                                                                
Мы всё время что-то отнимаем у детей, унижаем их: сначала отказались платить    
детские пособия из федерального бюджета, затем начали систематически            
сокращать количество школ - сегодня в России на семнадцать тысяч                
образовательных учреждений меньше, чем было в царской России. Мало того,        
закрываем детские поликлиники и говорим, что здесь какая-то якобы есть забота   
о детях.                                                                        
                                                                                
Вот сейчас двадцать дней осталось до начала оздоровительного периода для        
детей, а мы ещё закон не приняли, не выработали механизм, как финансировать.    
Как будут финансироваться оздоровительные мероприятия для детей? Все молчат.    
И здесь не только оздоровление мы должны учитывать. А занять детей? У нас три   
миллиона беспризорных, у нас полно безнадзорных. Какая же это будет забота о    
них, если мы сократили в этом году на один миллион количество детей, которые    
оздоравливались в детских лагерях? Только хуже будет.                           
                                                                                
Уважаемые товарищи, всё время говорят, что нет денег. Нам кажется, можно        
найти деньги на детей. Вот один из путей. Недавно в Генеральную прокуратуру,    
как утверждают наши СМИ, а они знают всё, поступил запрос из Швейцарии, в       
котором сказано, что в этой стране под арестом находятся 20 миллионов           
долларов, которые, по сути, принадлежат России, так как это деньги российских   
бизнесменов, которые украли их и перевели на зарубежные счета. По их            
преступлениям в России возбуждались уголовные дела, но, как всегда, были        
прекращены. Швейцарцы говорят, что они готовы вернуть россиянам эти деньги      
при соблюдении соответствующем международно-правовых норм. Предложение:         
давайте поручим соответствующим комитетам Государственной Думы совместно с      
Генпрокуратурой проработать этот вопрос - вернуть 20 миллионов долларов в       
Россию и направить их на оздоровление детей. Это будет действительно высокий    
гражданский поступок, и избиратели оценят этот поступок. Мы голосуем...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич - от фракции ЛДПР.             
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Коллеги, мы считаем, что будущее оздоровления детей по всей      
стране в связи с принятием такого законопроекта ставится под большое            
сомнение: законопроектом не предусматриваются гарантии того, что с 2010 года    
оздоровление и отдых детей будут обеспечиваться субъектами Федерации на         
уровне не ниже ранее существовавшего.                                           
                                                                                
Во-первых, надо понимать, что размеры будущего федерального финансирования      
несопоставимы с финансированием, которое осуществлялось ранее: в 2009 году из   
средств федерального бюджета на проведение оздоровительной кампании детей,      
находящихся в трудной жизненной ситуации, направлялось менее 1,5 миллиарда      
рублей, но компенсировалось из средств Фонда социального страхования почти 20   
миллиардов рублей (средства Фонда социального страхования расходовались на      
детей работающих застрахованных родителей), а в соответствии с федеральным      
бюджетом 2010 года эти цифры уменьшены почти в пять раз.                        
                                                                                
Во-вторых, средства федерального бюджета будут направлены на оздоровление не    
всех категорий детей, а только тех, которые находятся в трудной жизненной       
ситуации, то есть детей-сирот, детей неработающих граждан и детей из семей,     
нуждающихся в социальной поддержке. Обеспечение отдыха и оздоровления детей     
работающих граждан выпадает полностью и будет теперь обязательством субъектов   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Теперь что касается субъектов Федерации. Большой вопрос: изыщут ли они с        
учётом дефицитности многих региональных бюджетов, даже, я бы сказал,            
большинства региональных бюджетов, средства на выполнение этих обязательств     
по обеспечению оздоровления детей? Ответ, скорее всего, будет "нет".            
                                                                                
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в     
сентябре были разосланы в регионы письма с рекомендацией включать в проекты     
бюджетов статьи расходов на оздоровление детей и формировать свои системы       
оздоровления. Мы принимаем норму об отнесении полномочия по финансированию      
отдыха и оздоровления детей к расходным обязательствам субъектов Федерации в    
самом конце финансового года, когда бюджеты уже приняты. Насколько отражена в   
них рекомендация Минздравсоцразвития, неизвестно.                               
                                                                                
В-четвёртых. Снижена заинтересованность собственников и руководителей           
предприятий в содержании загородных летних лагерей, санаториев и покупке        
путёвок в них для своих работников, уже зафиксированы очень опасные тенденции   
сокращения количества детских загородных лагерей и санаториев.                  
                                                                                
Наконец, в-пятых. Новая модель детского оздоровления не прописана и неясно, в   
каком порядке будет вестись финансирование.                                     
                                                                                
Поэтому мы, фракция ЛДПР, видим, как плох предлагаемый нам порядок, в           
соответствии с которым финансирование отдыха и оздоровления детей вообще        
исключается из государственных расходных обязательств.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Горячева, от фракции "Справедливая Россия".       
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "Справедливая Россия".                                  
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, когда этот законопроект рассматривался в первом чтении, я   
задавала представителю Министерства здравоохранения и социального развития      
вопрос: сколько в Российской Федерации вот этих самых оздоровительных           
учреждений, которые финансировались из федерального бюджета? К сожалению,       
тогда ответа на этот вопрос я не получила, но за это время удалось уже, так     
скажем, собственными силами узнать, какова же инфраструктура оздоровительных    
учреждений для детей в Российской Федерации. Оказалось, что это порядка         
пятидесяти двух тысяч оздоровительных учреждений. Они разной принадлежности:    
там есть и профсоюзные, есть и государственные, есть и муниципальные, но        
всего пятьдесят две тысячи оздоровительных учреждений.                          
                                                                                
Сколько из федерального бюджета выделялось средств, в том числе и Фондом        
социального страхования? В пределах 20 миллиардов рублей. Такая ли это          
большая сумма для Российской Федерации, чтобы нам сейчас действовать методом    
слона в посудной лавке - крушить и ломать направо и налево? Мы их не находим    
- мы передаём на уровень субъектов Федерации вот эту обязанность, более того,   
не просто передаём, а извлекаем из закона "Об основных гарантиях прав ребёнка   
в Российской Федерации" обязанность государства осуществлять здесь              
государственную политику. Что произойдёт завтра? Я не знаю, кому, вообще, эта   
идея пришла в голову, но мне кажется, что это не только вопросы оздоровления.   
Согласно исследованиям, тридцать пять субъектов Федерации уже прямо говорят о   
том, что они не смогут в сложившейся ситуации обеспечить выполнение этой        
работы. Значит, нужно из федерального бюджета на следующий год выделять         
средства, а что будет потом? Никто сказать не может. Но это же философия        
временщиков! Что же мы делаем?! Вопрос ещё в том, что мы пытались это сделать   
там, в субъектах Федерации, за счёт повышения акцизов на водку и за счёт        
увеличения транспортного налога. Сегодня с транспортным налогом большой         
вопрос - так каким образом субъекты Федерации смогут финансировать эту          
программу?                                                                      
                                                                                
И последнее. Мне кажется, мы уже наелись много чего, разрушив нашу систему,     
связанную с детскими дошкольными учреждениями, с различными досуговыми          
учреждениями в Российской Федерации, когда в детских садах у нас появились      
какие-то там клубы и всё что угодно. Сегодня мы строим вновь детские сады.      
Теперь вот та же самая ситуация с этими пятьюдесятью двумя тысячами             
оздоровительных учреждений: завтра не будет средств, постепенно они сойдут на   
нет, конечно, под шумок они будут приватизированы. Но кто выиграет? Опять       
выиграют те, так скажем, кто ближе к телу, кто ближе к власти, кто ближе к      
вопросам приватизации. Но проиграют-то все дети Российской Федерации! Нельзя    
голосовать за этот законопроект!                                                
                                                                                
Я обращаюсь к "ЕДИНОЙ РОССИИ": ещё раз подумайте, вообще, что мы делаем -       
собственными руками разрушаем ту инфраструктуру, которая фактически годами      
создавалась в очень непростое время в России. (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Гайнуллина.       
                                                                                
Осталось полторы минуты.                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Успеем!                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уложитесь в одну, чтобы мы успели проголосовать.          
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Тяжело, но тем не менее.                                                        
                                                                                
Во-первых, по форме. Уважаемые коллеги, принимаемое сегодня решение - это       
следствие ранее принятого решения 212-го и 213-го законов, перехода на          
страховые принципы организации социального обеспечения. И конечно же, эти       
случаи являются нестраховыми.                                                   
                                                                                
Во-вторых, бюджет, вы уже неоднократно в этой аудитории слышали, мобилизует     
около 88 миллиардов на возмещение этих потерь в субъектах.                      
                                                                                
Третье, социальной справедливости. Уважаемые коллеги, вот это меня очень        
тронуло. Вы сами говорите, это уже не профсоюзная собственность, это, я         
напомню вам, уже собственность акционерных обществ и так далее. И тем не        
менее мы будем начислять социальный налог, вернее, теперь уже страховые         
взносы на заработную плату бюджетников и оздоравливать там людей, работающих    
в акционерных компаниях, которые имеют совершенно другие доходы и прибыль?      
                                                                                
И предпоследнее. Почему вы считаете, что региональная власть, в которой также   
есть наши коллеги по законодательной деятельности, менее ответственна, чем      
мы?                                                                             
                                                                                
Далее. О каких каникулах вы говорите, если с точки зрения распределения         
функций уже с 2005 года оздоровление детей является функцией субъектов и        
муниципалов?                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прекрасно понимаю, что проблема, конечно же, серьёзная,    
конечно же, болезненная, но предполагалось, во-первых, её поэтапное решение с   
2005 года, во-вторых, здесь о социальной справедливости можно говорить          
относительно... (Микрофон отключён.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время!                                                    
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. И последнее. Мы записали в проекте постановления о принятии,   
что вернёмся к вопросу по исполнении бюджетов, если где-то субъекты будут       
испытывать сложности. Поэтому "ЕДИНАЯ РОССИЯ" совершенно осознанно будет        
поддерживать данный законопроект.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона из     
пункта 5.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против           95 чел.21,1%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 128

09.12.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 258650-5 "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и статьи 26-3 и 26-11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части закрепления за субъектами Российской Федерации полномочий по организации и обеспечению оздоровления и отдыха детей; принят в первом чтении 3 ноября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5001 по 5057 из 7955
Переходим к пункту 15. Проект федерального закона "О внесении изменений в       
статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в         
Российской Федерации" и статьи 26-3 и 26-11 Федерального закона "Об общих       
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Анатолий        
Семёнович Иванов также докладывает по этому законопроекту.                      
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, данным законопроектом предлагается закрепить    
за субъектами Российской Федерации полномочия по осуществлению и финансовому    
обеспечению мероприятий по отдыху и оздоровлению детей, за исключением          
полномочий по организации отдыха детей в каникулярное время, которые уже        
закреплены за органами муниципальных образований.                               
                                                                                
В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению Комитетом по труду и      
социальной политике совместно с Правовым управлением Аппарата Государственной   
Думы подготовлены пять поправок во исполнение замечаний Правового управления,   
которые содержались в его заключении по законопроекту, подготовленному для      
рассмотрения в первом чтении. Все эти поправки включены в таблицу поправок,     
рекомендуемых комитетом к принятию. Других поправок в Комитет по труду и        
социальной политике не поступило.                                               
                                                                                
Комитет по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе         
принять таблицу поправок и данный законопроект во втором чтении.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пять поправок, рекомендованных к принятию. Есть           
замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 1.                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.30,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении.              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против           69 чел.15,3%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5230 по 5236 из 7955
КОРНИЛОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, для стенограммы: по 15-му вопросу депутат Корнилов   
голосовал за.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, принимаем к сведению.                             
                                                                                

Заседание № 120

03.11.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 258650-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части закрепления за субъектами Российской Федерации полномочий по организации и обеспечению оздоровления и отдыха детей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1668 по 2519 из 6339
Переходим к пункту 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в     
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Как я уже сказал,         
официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель           
министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Юрий       
Викторович Воронин готов к докладу, идёт к трибуне. Проект федерального         
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерации", пункт 6.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОРОНИН Ю. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В текущем   
году и в предшествующие годы финансирование мероприятий отдыха и оздоровления   
детей осуществлялось из федерального бюджета, из бюджетов субъектов             
Российской Федерации и бюджета Фонда социального страхования Российской         
Федерации, а также за счёт средств предприятий, родителей, спонсоров,           
профсоюзных и других общественных организаций. В федеральном бюджете на         
протяжении ряда лет ежегодно бюджетам субъектов Российской Федерации            
предусматривались субсидии для организации летнего отдыха детей, оказавшихся    
в трудной жизненной ситуации, в совокупном объёме 1 миллиард 300 миллионов      
рублей. В 2010 году на данные цели бюджетам субъектов Российской Федерации      
предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета в совокупном      
объёме 4 миллиарда 100 миллионов рублей, в 2011 году - соответственно 4         
миллиарда 600 миллионов рублей и в 2012 году - 5 миллиардов 600 миллионов       
рублей.                                                                         
                                                                                
Наряду с этими средствами федерального бюджета на мероприятия отдыха и          
оздоровления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации,      
предусматриваются средства в рамках федеральной целевой программы "Дети         
России" на 2007-2010 годы, подпрограммы "Дети и семья", направление -           
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.                
                                                                                
Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ о внесении изменений в        
отдельные законодательные акты в связи с проведением мероприятий по             
совершенствованию социального страхования было осуществлено разграничение       
выплат страхового и нестрахового характера. Соответствующие изменения внесены   
в закон "Об основах обязательного социального страхования". В частности,        
признан утратившим силу подпункт 14 пункта 2 статьи 8 указанного федерального   
закона, согласно которому оплата путёвок на санаторно-курортное лечение и       
оздоровление работников и членов их семей являлась одним из видов страхового    
обеспечения по обязательному социальному страхованию. Учитывая, что оплата      
путёвок на оздоровление и отдых детей с 1 января 2010 года не является видом    
страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, с 2010 года    
в бюджете Фонда социального страхования денежные средства на проведение         
оздоровительной кампании детей планироваться не будут.                          
                                                                                
Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах         
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка     
семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, одиноких родителей,        
отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской      
Федерации. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об     
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"     
организация отдыха детей в каникулярное время отнесена к вопросам органов       
местного самоуправления.                                                        
                                                                                
В связи с этим законопроектом предусматривается внесение изменений в            
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах           
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон    
от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в             
Российской Федерации" в части наделения органов государственной власти          
субъектов Российской Федерации полномочиями по обеспечению отдыха и             
оздоровления детей, за исключением вопросов по организации отдыха детей в       
каникулярное время, которые 131-м законом закреплены за органами местного       
самоуправления. С учётом изложенного организация отдыха и оздоровления детей    
будет осуществляться за счёт средств соответствующих субъектов Российской       
Федерации и органов местного самоуправления. В том числе источником             
финансового обеспечения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации,       
связанных с обеспечением отдыха и оздоровления детей в 2010 году, будут         
являться дополнительные доходы бюджетов субъектов в связи с изменением          
налогового законодательства. При этом субъектам Российской Федерации, у         
которых в 2010 году дополнительные доходы от индексации ставок отдельных        
видов налогов и государственных пошлин не покрывают доходы, которые             
уменьшаются в связи с изменением методик расчёта нормативов от уплаты           
некоторых видов акцизов, и дополнительные расходы, возникающие в связи с        
отменой софинансирования из федерального бюджета части обязательств субъектов   
Российской Федерации, предусмотрено оказание финансовой помощи из               
федерального бюджета путём предоставления дотаций на поддержку мер по           
обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и        
бюджетных кредитов в общей сумме 30 миллиардов рублей, в рамках которой         
возможно будет осуществлять мероприятия по организации отдыха детей.            
                                                                                
Что касается детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, то бюджетам       
субъектов Российской Федерации в 2010 году будут предоставляться субсидии из    
федерального бюджета в совокупном объёме 4 миллиардов 100 миллионов рублей.     
                                                                                
Таким образом, законопроект о внесении изменений, корректирующий порядок        
финансирования мероприятий по летнему отдыху и оздоровлению детей,              
соответствует законопроекту о федеральном бюджете, который был принят в         
первом чтении, и законопроекту о бюджете Фонда социального страхования          
Российской Федерации, который также был принят в первом чтении некоторое        
время назад.                                                                    
                                                                                
Таким образом, эта система будет выстроена на принципах делегирования данных    
полномочий субъектам Российской Федерации с предоставлением им необходимого     
источника финансирования. Просьба поддержать.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Юрий Викторович.                 
                                                                                
Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Анатолия Семёновича      
Иванова. Пожалуйста, Анатолий Семёнович.                                        
                                                                                
ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по труду и социальной политике рассмотрел данный     
законопроект и отмечает следующее.                                              
                                                                                
Во-первых, согласно статье 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав   
ребёнка в Российской Федерации" мероприятия по обеспечению прав детей на        
отдых и оздоровление осуществляются органами государственной власти             
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской      
Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий. В     
связи с этим при принятии данного законопроекта требуется уточнение             
полномочий органа государственной власти Российской Федерации по обеспечению    
прав детей на отдых и оздоровление.                                             
                                                                                
Во-вторых, в 2009 году на реализацию мероприятий по оздоровлению детей в        
бюджете Фонда социального страхования предусмотрено свыше 19 миллиардов         
рублей. Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на    
плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрено выделение в 2010 году          
субъектам Российской Федерации субсидий на сумму 4,1 миллиарда рублей на        
проведение кампании по оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной      
ситуации. В 2009 году на эти цели было предусмотрено 1,3 миллиарда рублей.      
                                                                                
Комитет по труду и социальной политике не уверен, что во всех субъектах         
Российской Федерации на 2010 год будут предусмотрены средства для организации   
оздоровления детей в прежнем объёме, поэтому считает необходимым оказать        
финансовую помощь субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в      
случае недостатка у них собственных средств. В связи с этим Комитет по труду    
и социальной политике предлагает поддержать соответствующую поправку к          
проекту постановления Государственной Думы по данному законопроекту,            
подготовленную группой депутатов и розданную в зале.                            
                                                                                
В-третьих, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и     
комитеты Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению и по         
вопросам местного самоуправления поддерживают законопроект при условии          
сохранения в переходном, 2010 году выделения средств из федерального бюджета    
на уровне 2009 года. Комитет Государственной Думы по вопросам местного          
самоуправления также считает необходимым сохранить существующий уровень         
гарантий по организации детского отдыха.                                        
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду и социальной         
политике рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый               
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Задержитесь на трибуне, я    
вижу, есть вопросы.                                                             
                                                                                
Депутаты Федоткин, Останина, Решульский, Рябов. Никого не пропустил? Четыре     
вопроса, подводим черту... Извините, ещё Горячева - пять. По-моему, Федоткин    
был первый.                                                                     
                                                                                
Федоткин, пожалуйста.                                                           
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к обоим докладчикам.                               
                                                                                
Для того чтобы принимать закон, надо, конечно, конкретно знать предмет этого    
закона. Мне бы хотелось, чтобы вы назвали цифру, а сколько же у нас детей       
находится в трудной жизненной ситуации? На кого направлен этот закон? Или       
этой цифры нет? И второе. Сколько необходимо денег? Вот 4 миллиарда 100         
миллионов называлось. Так, может, необходимо 40 миллиардов рублей? Дело в       
том, что сейчас резко возросло количество детей, чья жизнь ухудшилась в связи   
с безработицей, затронувшей их родителей, и ещё больше число детей, у кого      
родители вроде бы работают, но неполный рабочий день, неполную рабочую          
неделю, то есть тоже фактически без денег.                                      
                                                                                
И второе. Мы обычно ориентируемся на минимальную потребительскую корзину: 30    
граммов мяса, 12 граммов рыбы, 100 граммов хлеба. Если на это                   
ориентироваться, то ведь дети фактически не отдыхают, а голодают летом. Итак,   
сколько детей в трудной жизненной ситуации и сколько необходимо... (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, кто отвечает? Юрий Викторович, пожалуйста. Готовы?                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это понятно, но вопрос задан тем не менее.                
                                                                                
ВОРОНИН Ю. В. Спасибо за вопрос. Этот учёт и вообще эти полномочия - не         
случайно я об этом говорил в своём выступлении - закреплены за субъектом        
Российской Федерации, который, собственно, и отвечает за категорию детей,       
находящихся в трудной жизненной ситуации, и за соответствующие меры             
поддержки, в том числе за организацию детского отдыха. Российская Федерация     
осуществляет субсидирование в части поддержки этого рода мероприятий по         
социальному обеспечению по заявкам субъектов Российской Федерации.              
                                                                                
В настоящее время мы располагаем информацией от субъектов Российской            
Федерации, что требуется поддержка из федерального бюджета в размере 4          
миллиардов 100 миллионов рублей. Запросов на большую сумму поддержки для        
организации этого вида социальной помощи у нас нет, поэтому мы исходим из       
этой цифры, объективно сложившейся, по данным субъектов Российской Федерации.   
А что касается точной численности, то этими данными располагает субъект         
Российской Федерации. Мы, конечно, эту агрегированную цифру можем для вас       
поднять, если она нужна, и дополнительно сообщить.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. Извините, хочет добавить     
что-то докладчик.                                                               
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемый Владимир Николаевич, что касается знания предмета        
законопроекта. В данном законопроекте как раз речь идёт не о детях,             
находящихся в трудной жизненной ситуации (на них достаточно средств             
выделяется), а только об оздоровлении всех остальных детей.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Останина.                                     
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Юрию Викторовичу.                                         
                                                                                
Уважаемый Юрий Викторович, я тоже разделяю неуверенность Комитета по труду и    
социальной политике в способности регионов найти собственные средства на        
организацию оздоровительной кампании, поэтому попросила бы вас дать оценку      
оздоровительной кампании 2009 года и прогноз на 2010 год. Как известно, более   
тридцати регионов уже заявили о том, что они не справятся с организацией этой   
оздоровительной кампании. Могли бы вы назвать эти регионы и сумму средств,      
которую предполагается выделить из федерального бюджета на софинансирование     
организации такого рода кампании.                                               
                                                                                
ВОРОНИН Ю. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
При определении размера дотации субъектам Российской Федерации мы сделали       
абсолютно точный расчёт по каждому субъекту, исходя из тех дополнительных       
доходов, которые возникают в связи с повышением акцизов, пошлин, рассчитали,    
сколько возникает, соответственно, выпадающих доходов у субъектов при           
пересмотре методики взимания налогов и возложения на них этого полномочия. У    
нас есть полный расчёт по каждому субъекту. Если какие-то конкретные субъекты   
вас интересуют, я могу зачитать. Но агрегированная информация выглядит          
следующим образом: у нас есть тридцать пять субъектов Российской Федерации,     
которым потребуется финансовая помощь, и те регионы, которые справятся          
самостоятельно с исполнением этих функций за счёт тех источников доходов,       
которые у них появляются, это сорок семь регионов. Таким образом, недостающий   
объём средств, который должен быть предоставлен в виде социальной помощи,       
подсчитан абсолютно точно, это сумма, которую я называл, - 30 миллиардов 701    
миллион рублей.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Семёнович хочет добавить.                                  
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Данный законопроект был разослан субъектам Федерации. В комитет    
поступило пять отзывов, то есть от пяти субъектов Федерации: в четырёх          
отзывах законопроект поддерживается и только в одном отзыве, из Архангельска,   
законопроект не поддерживается по той причине, что не будет необходимых         
средств.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста, ваш вопрос.     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
И всё-таки я хотел бы вернуться к предыдущим вопросам, поскольку не понял       
логики рассуждений.                                                             
                                                                                
Анатолий Семёнович, к вам вопрос. Вот вы сослались на поправку, которую         
предлагаете принять в проект постановления: рекомендовать правительству         
принять меры по оказанию финансовой помощи. Меня интересует всё-таки, сколько   
субъектов Российской Федерации будут испытывать недостаток в этих собственных   
бюджетных средствах? Вроде бы сказали сейчас тридцать пять. Из каких            
источников всё-таки будет идти пополнение бюджетов субъектов Российской         
Федерации и что это за переходный период? Называли 19,5 миллиарда рублей,       
сейчас я слышу: 30 миллиардов рублей. Что это за 30 миллиардов рублей, если в   
самом законопроекте сказано, что финансирование из бюджета не                   
предусматривается? Откуда эти деньги, что это за суммы и каким механизмом?..    
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Сергей Николаевич, вот как раз сейчас Юрий Викторович сказал,      
сколько будет таких субъектов Федерации, я основываюсь на его информации. А     
что касается оказания помощи, то это, конечно, будет в форме субсидий вот как   
раз из тех 30 миллиардов, которые предусмотрены на выравнивание бюджетной       
обеспеченности субъектов Федерации. Поэтому мы в своём проекте постановления    
как раз и рекомендуем правительству, чтобы действительно те субъекты            
Федерации, которые будут испытывать недостаток в этих средствах, такую помощь   
получили.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотели добавить, Юрий Викторович.                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОРОНИН Ю. В. Сергей Николаевич, тот законопроект, который вынесен на ваше      
рассмотрение, о том, что передаётся полномочие, сам по себе никаких денег не    
требует, поэтому, естественно, так и написано в пояснительной записке. Что же   
касается вопроса о том, достаточно ли того налогового источника, который        
выделяется субъектам для реализации этого полномочия, я уже сказал, какому      
количеству субъектов этого источника будет недостаточно и назвал ту цифру,      
которая предусмотрена в уже принятом в первом чтении законопроекте о            
федеральном бюджете, заложена на цели финансовой помощи и поддержки этих        
регионов, - 30 миллиардов рублей. Мы исходим из того, что их расходы            
полностью будут покрыты и проблем здесь не возникнет, но если комитет           
предлагает страховочную норму в виде этой записи, мы не возражаем, хотя тот     
расчёт, который был сделан, показывает, что все необходимые средства на эти     
цели предусмотрены в виде помощи из федерального бюджета.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.                                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Олег Викторович.                                           
                                                                                
Я услышал ответы почти уже на все свои вопросы. Только уточняющий: вот те       
субъекты, в отношении которых вы сегодня планируете, что у них есть средства    
на покрытие данной статьи расходов, вдруг у них будет недобор? Каким образом    
это будет покрываться из федерального бюджета?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, если вы помните, когда мы принимали              
законопроект о федеральном бюджете в первом чтении, я такой вопрос задал        
министру финансов, и он сказал, что во втором чтении мы прямо запишем в         
проект постановления норму, где будет указано, что в таких случаях              
правительство изыщет средства для того, чтобы полностью компенсировать          
бюджетам выпадающие доходы. Правительство, так я понял, само найдёт источник.   
Извините, что я отвечаю, просто действительно такой вопрос мною задавался.      
                                                                                
Комитет по бюджету, пожалуйста, Максимова.                                      
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, этот вопрос рассматривался неоднократно комитетом по         
бюджету и трёхсторонней комиссией по межбюджетным отношениям. Принято           
решение, и постановление правительства должно уже в скором времени выйти, что   
эти 30 миллиардов рублей... Как они сформированы? Посчитаны дополнительные      
доходы в результате повышения акцизов на алкогольную продукцию и                
нефтепродукты, ряда видов госпошлины и посчитаны дополнительные расходы, в      
том числе на оздоровительную кампанию детей, на родительскую плату за детей,    
посещающих дошкольные учреждения, по ряду других позиций, по которым            
прекращается софинансирование из федерального бюджета. И вот эти 30             
миллиардов рублей будут возмещены этим регионам уже в 2009 году за счёт         
средств, предусмотренных на сбалансированность бюджетов. Такое решение уже      
принято и конкретные регионы, конкретные суммы названы, то есть вот эта         
подушка безопасности создаётся уже за счёт средств 2009 года на 2010 год.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Горячева.                                     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "Справедливая Россия".                                  
                                                                                
Уважаемый Юрий Викторович, мне кажется, вы бы должны своё выступление начать    
с другого. Вы должны были бы сказать нам, сколько всего в Российской            
Федерации с учётом федерального бюджета, бюджетов регионов и местного           
самоуправления было потрачено в этом году на оздоровление и отдых детей, в      
том числе сколько непосредственно субъектами Федерации, сколько                 
непосредственно местным самоуправлением. Эти цифры не прозвучали. Назовите      
их, пожалуйста, тогда станет ясна цена вопроса.                                 
                                                                                
ВОРОНИН Ю. В. Я называл в своём докладе цифры - те средства, которые были       
потрачены по тем полномочиям, которые существуют у Российской Федерации в       
отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Что же касается      
вопросов организации детского отдыха, то это полномочия субъектов Российской    
Федерации, и тратились на эти цели деньги субъектов Российской Федерации, и     
Российская Федерация оказывала помощь. А сейчас тем законопроектом, который     
рассматривается, предлагается всё это упорядочить и эти полномочия закрепить    
уже однозначно за субъектами Российской Федерации, чтобы деньги не шли из       
разных источников и не накладывалось финансирование из одного источника на      
финансирование из другого. Естественно, что из того перечня финансирующих       
источников, который сейчас применяется, исключается только Фонд социального     
страхования. Вы прекрасно знаете, поскольку рассматривали законопроект об       
этом фонде, что бюджет его дефицитен в части страхования по временной           
нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребёнком. По этим     
видам страхования дефицитен бюджет Фонда социального страхования, поэтому с     
него данный вид нестраховой нагрузки снимается, её берёт на себя федеральный    
бюджет через специальные субсидии.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончились вопросы.                                      
                                                                                
Присаживайтесь, Анатолий Семёнович.                                             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Останина, Федоткин, Беляков, Горячева,        
Горькова - пять выступлений.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Федоткин.                                                           
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я вчера был на заседаниях ряда комитетов      
Рязанской областной Думы, где рассматривался проект областного бюджета на       
будущий год. Обычно, вы знаете, рассматриваются консолидированный и областной   
бюджеты вместе. И я видел озабоченность наших коллег - депутатов областной      
Думы, которые не знали, куда те нищие налоги, которые будут собраны в будущем   
году, получше направить. Не хватает буквально на всё: на детские сады, на       
образование (некоторые школы не ремонтировались уже десятки лет), на            
здравоохранение (закрываются фельдшерские пункты), на детские дома (дети,       
которые находятся там, вынуждены побираться). Такая ситуация, наверное,         
сегодня по всей стране. И при этом мы говорим о том, что если наши коллеги в    
регионах не найдут деньги на нормальную оздоровительную кампанию... Не          
найдут! Тут даже, как говорят, и к гадалке ходить не надо. Два с лишним         
миллиарда рублей кредита необходимо будет взять Рязанской области для того,     
чтобы удовлетворить минимальные потребности, свести хоть как-то концы с         
концами. Дефицит в 15 процентов - максимально возможный для регионов, хотя      
можно было бы в два с лишним, в три раза увеличить, и это было бы оправданно.   
Но нельзя - Бюджетный кодекс сегодня не позволяет.                              
                                                                                
Вы, наверное, сами неоднократно участвовали в организации оздоровительной       
кампании, да и я практически каждое лето этого касаюсь и вижу, насколько        
много родителей, желающих отправить ребёнка в так называемые пионерские         
лагеря, лагеря отдыха, и не только для того, чтобы немножко ребёнок на          
природе побыл, но и для того, чтобы попитался нормально. Сегодня обвальный      
рост безработицы, у нас по области 58 тысяч безработных и столько же ещё        
работают неполную рабочую неделю. То есть сегодня говорить о том, что мы        
принимаем федеральный закон, а регионы знают суть вопроса... информацию знают   
регионы... Ну так не бывает, чтобы одновременно идти в разные стороны.          
Наверное, надо было взвесить... Это всё-таки дети, которые придут через         
какое-то количество лет и на производство, и в школы, и в больницы, может, и    
депутатами станут, и они будут большую часть времени потом болеть и лечиться,   
ввиду того что сегодня мы не можем дать им возможности отдохнуть и нормально    
поесть, не по тем минимальным нормам, которым ещё соответствует нынешняя        
потребительская корзина (это нормы немецких военнопленных 1941 года), а по      
таким, чтобы они могли стать мужчинами нормальными, могли бы и семью            
содержать, и Родину защищать.                                                   
                                                                                
Я считаю, что этот законопроект требует прежде всего чёткой, основной           
информации, ну хотя бы ко второму чтению. И я бы убедительно просил вас, Юрий   
Викторович, всё-таки, несмотря на то, что этот вопрос, как вы говорите,         
региональный, но закон-то мы принимаем, всё-таки дать не мне, а всем            
депутатам нашим информацию, сколько детей нуждается летом в оздоровлении в      
этих лагерях отдыха, сколько из них находится в трудной жизненной ситуации,     
потому что эти данные никто не знает из ваших коллег на федеральном уровне,     
по крайней мере, кого я ни спрашивал, никто не знает, и на местах это сплошь    
и рядом, и сколько требуется денег с учётом непрерывного роста цен, чтобы мы    
знали, как мы закрываем эту проблему - на 5 процентов или на 10 процентов?      
Может быть, нам поджаться и уж детей-то накормить, дать им возможность          
отдохнуть, всё-таки это дети, а не железки.                                     
                                                                                
Я бы очень просил, чтобы эти данные у нас были, но не ко второму чтению, а      
пораньше, и не у меня только, а у всех депутатов. Вот тогда мы, как             
говорится, с полным основанием сможем говорить о важности закона, о его         
полноценности и голосовать как положено, это ведь не кот в мешке.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина, пожалуйста.                                     
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, когда мы обсуждали в первом чтении проект     
федерального закона о бюджете, то, по сути дела, согласились с тем, что этим    
законом посылаем последний привет нашим детям, потому что если 4 миллиарда      
100 миллионов рублей, которые заложены на организацию оздоровительной           
кампании, распределить на 15 миллионов детей (столько детей нуждаются, по       
данным Министерства образования, в отдыхе), то получим примерно 270 рублей на   
одного ребёнка. Большим математиком тут быть не надо: это примерно один день    
в году отдохнуть каждому ребёнку.                                               
                                                                                
Главный аргумент, который и господин Кудрин здесь выставлял, и сегодня Юрий     
Викторович, - это то, что у нас произойдёт перераспределение доходных           
источников. Наши коллеги - депутаты из "Справедливой России" уже слоган         
сочинили: "Пейте пиво пенное - будут дети здоровенные", потому что эти три      
источника дополнительных доходов сейчас передаются в регионы: это акцизы на     
винно-водочную продукцию, на алкоголь до девяти градусов крепости, на пиво, а   
также транспортный налог, от которого стонут уже и автомобилисты, и владельцы   
личного транспорта, потому что верхнего потолка налога не существует и          
регионы во все тяжкие сейчас пускаются, с тем чтобы этот налог в какой-то       
мере позволил им хоть какие-то дыры залатать. Поэтому тот расчёт, который       
представил сегодня Юрий Викторович, и тот расчёт, о котором говорил Кудрин,     
что якобы 90 миллиардов рублей получат регионы от этого дохода, - это           
виртуальные доходы, потому что, я повторяю, потолок налога ни в одном регионе   
ещё не определён. Но надо учесть, что эти деньги пойдут ведь не только на       
организацию летнего отдыха. В текущем году из федерального бюджета, из          
бюджета Фонда социального страхования на организацию летнего отдыха был         
выделен 21 миллиард рублей.                                                     
                                                                                
Юрий Викторович, вы не лукавьте, что организацией отдыха занимались только      
субъекты. Всегда летний отдых софинансировался из бюджетов трёх уровней -       
федерального бюджета (в виде бюджетов федерального и Фонда социального          
страхования), региональных бюджетов и бюджетов местного самоуправления.         
Поэтому говорить сегодня, что этим занимались только регионы, наверное, не      
совсем правильно, и это не полная правда, это полуправда.                       
                                                                                
С принятием этого закона мы окончательно ставим точку на том, что государство   
в лице федеральной власти несёт хоть какие-либо обязательства по оздоровлению   
наших детей.                                                                    
                                                                                
Юрий Викторович, позвольте усомниться также в том, что только тридцать пять     
регионов будут иметь отрицательный баланс. Почему? Потому что даже в сорока     
семи так называемых благополучных регионах финансирование оздоровительной       
кампании происходило не только из бюджета, но и из внебюджетных источников.     
Это были коммерческие структуры, благотворительные организации. Кризис,         
конечно, сказался на положении дел в этих организациях, и вряд ли теперь они    
уже смогут внести свою лепту в организацию оздоровления наших детей. Поэтому    
исчезает и этот источник финансирования.                                        
                                                                                
Отсюда - первое. Необходим действительно некий переходный период. Мы сегодня    
не сомневаемся в том, что большинство депутатов проголосуют за этот закон,      
невзирая на свои собственные опасения, поддержат его. Поэтому необходимо хотя   
бы на 2010 год дать возможность субъектам определиться (в зависимости от        
того, сколько они получат от перераспределения вот этих доходных источников),   
хватит ли этих денег на организацию оздоровления наших детей.                   
                                                                                
Далее. У нас до 1998 года существовала федеральная целевая программа "Дети      
России". Это ещё раз к вопросу о том, что вы лукавили, когда говорили, что      
финансирование оздоровительной кампании осуществлялось только из бюджетов       
субъектов. Существовала государственная, федеральная целевая программа "Дети    
России", где была предусмотрена подпрограмма организации летнего отдыха         
детей. Так вот под эту подпрограмму разрабатывались нормативные документы. На   
сегодняшний день у нас, к сожалению, нет ни одного нормативного документа,      
который бы касался организации оздоровительной кампании детей. Больше того,     
нет структуры, которая бы координировала организацию оздоровления наших         
детей. Поэтому думается, что шесть ведомств, которые сейчас занимаются данной   
темой, - это, наверное, не совсем правильно. И даже вы затруднились сегодня     
подвести итоги оздоровительной кампании за 2009 год, хотя этот вопрос           
задавали и я, и Светлана Петровна Горячева.                                     
                                                                                
Единственный, кто более или менее достоверную информацию представил, - это      
главный санитарный врач Онищенко. И он сказал, что у нас примерно на тысячу     
сократилось количество лагерей, примерно на миллион меньше детей отдохнуло,     
на триста сократилось количество спортивных детских лагерей. Отсюда другой      
вывод: нужна инвентаризация объектов отдыха для детей, а следовательно,         
включение этих объектов в реестр федеральной собственности, чтобы ни у кого     
не было желания приватизировать эти лакомые куски, потому что мы же не          
отважились принять закон о моратории на приватизацию детских учреждений         
отдыха.                                                                         
                                                                                
И наконец, ещё один вывод: всё-таки нельзя отдавать решение вот этой большой    
проблемы только субъектам Федерации, оставлять детей, так сказать, один на      
один с местными властями, в любом случае необходимо, чтобы это оставалось       
предметом совместного ведения, и для организации отдыха и оздоровления детей    
нужна федеральная целевая программа. При этом критерием оценки власти всех      
уровней должен быть (и об этом мы не раз говорили) не процент голосов,          
отданых за партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а количество детей, которых местная власть   
отважилась оздоровить.                                                          
                                                                                
Принятие этого закона приведёт к трём ошибкам. Первая ошибка -                  
организационная. Она приведёт к тому, что будет разрушена целая индустрия       
организации летнего отдыха.                                                     
                                                                                
Вторая ошибка - социальная, потому что принятие этого закона бьёт по наиболее   
незащищённой категории нашего населения - нашим детям.                          
                                                                                
И третья ошибка - политическая. С принятием этого закона мы потеряем целое      
поколение не только в духовном, но и в физическом смысле, потому что            
нездоровые дети не способны, наверное, повести нас в будущее.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Горячева. Нет, Горькова сначала.      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, извините. Действительно, я называл Горячеву       
раньше, когда записывал.                                                        
                                                                                
Горячева Светлана Петровна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо.                                                         
                                                                                
Мне бы хотелось задать главный вопрос нашему уважаемому правительству: так за   
что же вы так не любите детей в России? Банкам в федеральном бюджете деньги     
находим, на чиновничество находим, даже конкретным фирмам - 130 миллиардов      
для частного ООО "Базэл - Русал" нашли, а вот на детях решили экономить, и      
если конкретно, то не просто на детях, а на оздоровлении и отдыхе детей.        
                                                                                
В третьем созыве Государственной Думы ценой огромных усилий в закон об          
основных гарантиях прав ребёнка были внесены изменения, и обеспечение           
оздоровления и отдыха детей стало обязанностью не только субъектов Федерации    
и муниципалитетов, но и государства, федерального бюджета. И какие же           
средства выделялись? Тут уже цифра приводилась: чуть более 20 миллиардов        
рублей в год. Если посмотреть, то это 0,2 процента от всей расходной части      
бюджета - ну просто смешные крохи, смешной мизер! Но вот этот мизер позволял    
всё же поддерживать детские оздоровительные учреждения, обеспечивать отдых и    
оздоровление фактически каждого второго ребёнка в Российской Федерации (я       
говорю это для той части зала, которая будет голосовать за этот                 
законопроект), каждого второго ребёнка!                                         
                                                                                
Прошло немногим менее десяти лет, и ту систему, которая была с таким трудом     
выстроена, предлагают быстренько, под шумок, уничтожить. К сожалению, в         
Государственной Думе законопроекты подчас пекутся как блины, и часто комом.     
                                                                                
Когда принимали поправки в закон о страховании, о чём говорилось здесь, в том   
числе и основным докладчиком? С функций Фонда социального страхования,  может   
быть и обоснованно, нужно было снять оздоровление детей и отдых детей. Ну       
разве не понятно тогда было, что нужно было вносить одновременно поправки в     
другие законодательные акты, усиливать функцию государства в этом вопросе, а    
не идти по тому пути, который предлагается сегодня? Теперь правительство        
предлагает фактически спихнуть со своих плеч, как я уже сказала, функцию        
оздоровления детей и передать финансирование на уровень субъектов Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
Не могу я не покритиковать три комитета, которые дали свои заключения (я их     
хорошо прочитала), - это комитет по социальной политике, комитет по             
материнству и детству и комитет по местному самоуправлению. Все три комитета    
за это. Идя на поводу у правительства, они с лёгкостью эту главную              
государственную функцию готовы передать только на места, кстати без нужных      
финансовых полномочий.                                                          
                                                                                
20 миллиардов рублей - неужели это такая большая сумма? Причём очень важно      
то, что в соответствии с бюджетной классификацией эти средства распределялись   
и Фондом социального страхования, и федеральным бюджетом построчно и            
губернаторы, местные чиновники не имели права потратить эти средства ни на      
какие другие цели, кроме тех, которые были непосредственно определены в самом   
бюджете, и, более того, за каждую копейку должны были отчитаться. Сегодня       
приводились цифры: тридцать пять регионов (это фактически каждый второй         
регион) не найдут этих средств, не смогут их собрать. А правительство нам       
обещает: да, мы найдём деньги. Да как же вы найдёте деньги, когда в             
федеральном бюджете вы их фактически не закладываете?!                          
                                                                                
И второй вопрос возникает: не получится ли так, что от воли губернатора, от     
воли местных чиновников будет зависеть, сколько денег выделить? Ведь можно      
выделить миллионы рублей на оздоровление детей в каждом субъекте Федерации, а   
можно 100 тысяч, и всё будет формально, с точки зрения закона правильно.        
Поэтому нужно понимать, что мы существенно ухудшаем положение детей этой        
маленькой, казалось бы технической, поправкой.                                  
                                                                                
И наконец, просто нельзя не сказать о том, за счёт каких средств собираются     
оздоравливать детей. Цинизм потрясающий - за счёт акцизов на водку, вино и      
другие спиртные напитки! Значит, важно будет, чтобы родители больше пили,       
тогда и с оздоровлением детей будет всё в порядке. Есть вещи, которые нельзя    
ни при каких обстоятельствах принимать, и это вот как раз тот самый случай.     
                                                                                
Есть более радикальное предложение, оно заключается в следующем: коль скоро     
за эту новацию так ратует Министерство здравоохранения и социального            
развития, которое, казалось бы, наоборот, должно урезонить Минфин, давайте      
упраздним просто-напросто это министерство. А заодно и три комитета             
Государственной Думы, которые поддерживают эти антидетские новации, и тогда     
хватит средств на то, чтобы оздоравливать детей и в следующем году, и в         
последующие годы.                                                               
                                                                                
Тут говорили о переходном периоде, но, может быть, в следующем году можно       
будет найти средства, а дальше что? А дальше что? А дальше опять не будет       
средств у субъектов Федерации. Разрушим мы индустрию оздоровления детей, и      
что дальше? Пострадает здоровье наших детей! Поэтому пока не поздно, нужно      
остановиться. Здесь не полумеры нужны, а меры. Выстроенная ранее система        
должна работать. Более того, можно увеличить средства, не надо жалеть денег     
на оздоровление и отдых детей, и тогда не стыдно будет нам в глаза смотреть     
людям. Называть же этот бюджет социальным, как это делает председатель          
правительства, неправильно, если мы тут же принимаем законы, которые            
фактически ухудшают положение граждан, да ещё в отношении самой незащищённой    
части нашего населения - детей.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков. Чтобы меня не упрекнули в несоблюдении           
последовательности записи.                                                      
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо, Олег Викторович. Чтобы вас не упрекнули ещё и в          
последовательности выступлений в рамках "Справедливой России", я постараюсь     
короче, чтобы не злоупотреблять.                                                
                                                                                
Уважаемый Владимир Николаевич Федоткин просил цифры. У меня по счастливому      
стечению обстоятельств несколько дней назад был эфир по этой теме, поэтому я    
их приведу, я могу немножко ошибаться, но незначительно. Десять лет назад в     
России было сорок миллионов детей, сейчас в России примерно двадцать семь       
миллионов детей - очень сильно уменьшилось количество. Из них примерно          
двадцать пять миллионов детей находятся в тяжёлом финансовом положении, но      
они хотя бы живут в семьях. Примерно восемьсот тысяч детей - дети-сироты,       
среди них 85 процентов - это социальные сироты, то есть дети, у которых есть    
живые родители, но тем не менее эти родители от своих детей отказались. Я       
успел тут провести нехитрые вычисления. На двадцать пять миллионов детей,       
которые находятся в трудном положении, даже делить не хочется, потому что там   
получается по три копейки. А если брать только сирот, то тогда путём нехитрых   
вычислений получается чуть меньше 5 тысяч рублей на отдых.                      
                                                                                
Конечно, это всё очень печально. Кстати говоря, есть и прямые последствия       
наших суперусилий по работе с этими детьми. Я некоторое время назад             
интересовался статистикой по поводу социальной адаптации, скажем, выпускников   
детских домов - очень интересные цифры: примерно 10 процентов выпускников       
детских домов в течение одного года кончают жизнь самоубийством, то есть        
каждый десятый ребёнок, примерно 30 процентов в течение одного года             
оказываются в заключении, примерно 40 процентов становятся на учёт в            
наркологический диспансер, как наркоманы или алкоголики, и только 12            
процентов вроде бы внешне нормально существуют. Вот, собственно говоря,         
прямые последствия нашего "социального" бюджета!                                
                                                                                
Конечно, субъекты Федерации никаких денег не найдут, это понятно. Вы знаете,    
что мы федеральный бюджет по большинству позиций почти на 30 процентов          
секвестировали, на 20-30 процентов, соответственно уже понятно сейчас, что      
региональные бюджеты будут секвестированы. Если мы ещё при этом уповаем на      
поступления от алкоголя, то на фоне антиалкогольной кампании, которая сейчас    
протекает у нас в стране активно, - я надеюсь, так же, как и президент и        
премьер, что она даст свои результаты, иначе зачем её было затевать, -          
видимо, следует ожидать, что регионы денег не получат.                          
                                                                                
Всё это очень грустно и печально. В пересчёте, если эти деньги поделить на те   
цифры, которые я привёл, получаются деньги просто смешные. Я не говорю уже о    
том, что - тут я присоединяюсь к коллегам, которые отмечали, что сегодня        
развалена вся инфраструктура, - пионерские лагеря либо приватизированы, либо    
разрушены. Мне летом удалось с детьми из нашей области поездить - не в смысле   
отдохнуть, а в смысле поездить, поразруливать конфликты, потому что какие-то    
дырявые матрасы, клопы, тараканы повсюду, даже во внешне привлекательных        
детских оздоровительных учреждениях.                                            
                                                                                
Поэтому, конечно, давайте поддержим этот закон - я думаю, что через пару лет    
мы забудем вообще про детский отдых, мы потеряем все наши детские               
оздоровительные учреждения, и тогда можно будет не тратить деньги. А            
поступления в региональные бюджеты от продажи алкоголя, от акцизных сборов      
можно будет направить на что-нибудь очень нужное, например на очередные         
выборы или их фальсификацию.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Горькова, пожалуйста.                             
                                                                                
ГОРЬКОВА И. П., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР была в полном недоумении от выступления         
заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Викторовича    
Воронина, потому как, когда ему задали вопрос, почему такая маленькая сумма     
субвенций - 4,1 миллиарда, он с таким, можно сказать, просто негодованием       
сказал о том, что это субъекты Федерации сами не просят денег. Вот поэтому,     
собственно, весь сыр-бор и разгорелся! Те деньги, которые запросили субъекты    
Федерации, настолько малы, что они показывают, что никакой работы практически   
субъектами не ведётся. Все наши пионерские лагеря, наши оздоровительные базы,   
когда они становятся у предприятий непрофильными активами и передаются в        
муниципальную собственность, на 99,9 процента с согласия субъекта Федерации     
и, я думаю, не без согласия Министерства здравоохранения и социального          
развития (которое просто обязано отслеживать данную ситуацию) тут же пускают    
с молотка. И как эти деньги уходят, наверное, не мне вам рассказывать, многие   
это знают. Сегодняшняя статистика по нашим пионерским лагерям и                 
оздоровительным базам как раз и показывает, что их практически не осталось.     
                                                                                
По какому пути пошли субъекты Федерации? Они пошли по пути создания летних      
лагерей в школах, то есть это настолько усечённый вариант, что его даже         
назвать оздоровительным отдыхом ну просто язык не поворачивается. Полдня дети   
находятся в школе, потом их как максимум могут посадить в автобус и             
куда-нибудь четыре часа везти в одну сторону, для того чтобы они посмотрели     
павлина, потом четыре часа везти в другую сторону. Родители за свои деньги      
покупают туда игрушки, покупают туда матрасы, чтобы дети могли находиться       
там.                                                                            
                                                                                
Но помимо летнего отдыха, у нас есть ещё и осенний отдых, у нас есть и зимние   
каникулы, и весенние - и куда девать детей, практически непонятно. И            
министерство здравоохранения ни в коем случае... Это его прямая обязанность!    
Нам говорят, что это просто субъекты плохие, это они денег не просят. Так       
почему министерство соглашается с этой позицией?! Почему оно не спрашивает с    
них, где эти программы?! Если и министерство, и правительство говорят, что      
это не их полномочия, это не их задачи, то тогда, вообще, чьи это задачи?!      
Кому, вообще, интересно тогда, как живут наши дети?!                            
                                                                                
Как раз получается, что за детьми неблагополучными, которые в детских домах     
находятся, - вот за ними там, может быть, более строгий контроль со стороны     
социальных служб, ну а обыкновенные дети из обыкновенных семей?.. Да, у детей   
олигархов нет проблем, их отправят в Испанию, в Италию, куда угодно. Но 90      
процентов остальных наших детей кому-то нужны в нашей стране? Кто-то думает о   
том, как мы их будем оздоравливать?! И эти 4,1 миллиарда, которые планируются   
в виде субвенций, - это вот как раз, собственно, роспись правительства в        
собственном бездействии и в своей слабости. По-другому к этому нельзя           
отнестись.                                                                      
                                                                                
Действительно, сам законопроект, можно сказать, больше технический.             
Расписали, что субъекты за счёт одних налогов как бы увеличат свою доходную     
базу. Если её не хватит, то сделают... Но ведь суть проблемы гораздо, гораздо   
шире. Этот законопроект, конечно, нужно принимать, но это, я повторю,           
технический законопроект, а суть проблемы гораздо глубже, гораздо шире, это     
огромная трагедия.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, состоялось у нас обсуждение. Я обращаюсь к представителю     
президента: настаиваете? Нет. Представитель правительства? Также не             
настаивает.                                                                     
                                                                                
Юрий Викторович, вы имеете возможность выступить. Нет, не настаивает.           
Содокладчик также не настаивает.                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона...       
Извините. Поскольку у нас есть поправка к проекту постановления, сейчас мы      
голосуем постановление по данному вопросу за основу, потом проголосуем          
поправку и, если вы с ней согласитесь, потом в целом. Ставится на голосование   
за основу проект постановления о принятии данного законопроекта.                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против           86 чел.19,1%                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается проект постановления за основу.                                     
                                                                                
Мы уже обсуждали, вернее, поправка уже была представлена палате, тем не менее   
депутат Рязанский хочет выступить. С места. У нас два автора - депутат          
Рязанский и депутат Чухраёв.                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А где Исаев? У меня тут нет Исаева. А, извините, есть     
Исаев, да.                                                                      
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, поправка достаточно очевидная. Почитайте тут: мы просим      
ввести пункт, который рекомендует правительству по результатам                  
хозяйственно-финансовой деятельности при недостатке средств в регионах найти    
эти средства и добавить. Поправка очевидная.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По сути она будет дублироваться тем текстом, который у    
нас будет, видимо, в проекте постановления при принятии федерального бюджета    
во втором чтении, поскольку у нас было такое обязательство правительства.       
                                                                                
Коллеги, ставлю на... А, Останина против.                                       
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Олег Викторович, а можно я сама скажу?                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, да, пожалуйста, конечно.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Почему я против? Я всё-таки скажу по поводу поправки, которую    
внесли депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ".                                             
                                                                                
Понимаете, это то же самое, что приговорённому к смертной казни дать            
напиться, выпить стакан чаю. Вот этот закон - это смертный приговор детскому    
отдыху. Неужели вы этого не понимаете? Мы разрушаем целую систему, целую        
структуру, и вы вежливо просите рекомендовать правительству! Это просто, что    
называется, политически подстраховать себя, с тем чтобы потом сказать: вот мы   
предлагали, а те-то, те-то не проголосовали. Поэтому мне бы хотелось, чтобы     
вы несли ответственность за принятие этого закона, взяли на себя эту            
ответственность и потом отвечали перед нашими детьми.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так и сказал: Останина - против. Я предположил, так и   
прозвучало. А что касается ответственности, сейчас голосование                  
ответственность эту определит.                                                  
                                                                                
Я ставлю на голосование данную поправку.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставлю на голосование проект постановления с учётом         
принятой поправки. Одновременно этим голосованием мы принимаем данный           
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7%                                     
Проголосовало против           87 чел.19,3%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.