Заседание № 98
О проекте федерального конституционного закона № 25824-5 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" (о приостановлении военной службы судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации на срок их полномочий).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 3, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! На текст настоящего законопроекта, регулирующего вопросы занятия должности судьи военного суда, получено заключение Правового управления. Замечаний правового и лингвистического, юридико-технического характера не имеется. Все материалы размещены в информационной системе. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе одобрить законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у представителей депутатских объединений вопросы к докладчику? Нет. Выносим законопроект на "час голосования.
Кто за то, чтобы одобрить проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации"? Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Закон конституционный, напоминаю, уважаемые коллеги. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 53 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Одобрено.
Заседание № 97
О проекте федерального конституционного закона № 25824-5 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" (о приостановлении военной службы судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации на срок их полномочий).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 6. О проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Доклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Это второе чтение. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Как известно, военная служба законом "О системе государственной службы Российской Федерации" отнесена к одному из видов федеральной государственной службы, а институт прикомандирования военнослужащих к федеральным органам власти был упразднён. Таким образом, исключены основания для прохождения военной службы не на воинских должностях. В связи с этим логично, что и комплектование должностей судей военных судов, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде будет осуществляться лицами, не являющимися военнослужащими. При этом мы понимаем, что в силу специфики задач военных судов их целесообразно комплектовать лицами, имеющими в том числе и военную подготовку, а поэтому наиболее приемлемым вариантом при исключении института прикомандирования является приостановление военной службы военнослужащих, назначенных на должности судей. Данная позиция концептуально была вами, уважаемые депутаты, поддержана в первом чтении и сохранена нами при подготовке законопроекта ко второму чтению. И даже поступившие двадцать поправок не изменили существа вопроса, а, наоборот, помогли в более совершенном виде изложить текст довольно-таки непростого нормативного акта. Правовое управление по проекту данного федерального конституционного закона замечаний ни правового, ни лингвистического, ни юридико-технического характера не имеет, и соответствующее заключение по этому поводу нами получено. С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прежде я хотел бы дать слово по ведению Федоткину Владимиру Николаевичу. Пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, согласитесь, что наша палата - это высокий и очень солидный уровень власти, и когда здесь дезинформируют депутатов... Наверное, такого быть не должно. Для протокола и стенограммы я хочу сказать: слова депутата Фомина о выделении помещения - это полная ложь, просто враньё. И я согласен с депутатом Рохмистровым: Фомин в этом вопросе совершенно некомпетентен. Это для стенограммы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продолжаем обсуждать вопрос 6. Таблица 1 содержит двадцать поправок. Нужно ли отдельно обсуждать какую-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 16 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 57 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 55 чел.12,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 26
О проекте федерального конституционного закона № 25824-5 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" (о приостановлении военной службы судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации на срок их полномочий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 20, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра обороны Российской Федерации Николая Александровича Панкова. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правовой базы комплектования и обеспечения деятельности военных судов и судебных органов. Основные изменения касаются упразднения следующих институтов: прикомандирования военнослужащих к военным судам; прохождения военной службы военнослужащими на должностях в аппаратах судов; привлечения военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых Сил для обеспечения деятельности военных судов и судебных органов. В частности, предусматривается, что военная служба судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации приостанавливается на срок их полномочий. Приостановление военной службы означает приостановление действия условий заключённого ими контракта о прохождении военной службы. Срок приостановления военной службы засчитывается судьям в общий трудовой стаж при назначении пенсии за выслугу лет. В течение данного срока выплата им денежного довольствия и иных дополнительных выплат, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также присвоение очередных воинских званий не производятся. Согласно законопроекту срок приостановления военной службы в случае её продолжения засчитывается в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного воинского звания, надбавку за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет, а также на получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации. Судьи военных судов и Военной коллегии, военная служба которых приостановлена, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, подлежат увольнению в запас или в отставку. Законопроектом предусмотрено, что судьёй военного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к судьям Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Предусматривается преимущественное право при назначении на должности судей военных судов для офицеров, офицеров запаса или в отставке. Социальная защита, обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортным лечением судей военных судов и Военной коллеги, а также членов их семей осуществляются по нормам и в порядке, которые установлены действующим законодательством. Военнослужащие, проходящие военную службу в аппаратах военных судов, увольняются с военной службы. При наличии их согласия они продолжают исполнять свои служебные обязанности на занимаемых должностях в тех же судебных органах в качестве федеральных государственных гражданских служащих. Материальное обеспечение работников аппаратов военных судов устанавливается, как для работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции. Законопроектом предусматривается, что судьи военных судов и Военной коллегии, прикомандированные к указанным органам на день вступления закона в силу, вправе либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу. И ещё одно очень важное положение: в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения судей военных судов и Военной коллегии, продолжающих исполнять свои служебные обязанности на государственных должностях в указанных судебных органах, за ними сохраняется прежний уровень материального обеспечения. Одновременно с проектом федерального конституционного закона разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военных судов и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". Вносятся изменения в пять федеральных законов и признаётся утратившим силу Федеральный закон "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции". Законопроекты согласованы с Верховным Судом Российской Федерации, Минфином России, Минэкономразвития России. По ним имеются положительные заключения Минюста России и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Управление Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам и аппарат Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации замечаний по законопроектам не имеют. Финансовое обеспечение обязательств, связанных с исполнением внесённых законопроектов, предполагается осуществить за счёт федерального бюджета в пределах средств, выделенных на содержание Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, без дополнительных затрат из федерального бюджета. Олег Викторович, доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я для протокола ставлю депутатов в известность, что докладчик сделал доклад сразу по двум пунктам: по 20-му и по 21-му. Я правильно понял? Правильно. Но поскольку я к палате с такой просьбой не обращался, я фиксирую этот факт сейчас. Никто не настаивает на ином порядке, на повторном докладе? Никто не настаивает, кроме Гостева, но он, похоже, шутит. Поэтому будем считать, что доклад сделан по двум вопросам. Присаживайтесь. И теперь я предоставляю слово для содоклада, его сделает Александр Петрович Москалец. Александр Петрович, тогда вы тоже делайте содоклад сразу по двум пунктам порядка работы. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, но это, вообще-то, два разных законопроекта: один проект конституционного закона, другой - федерального закона, но решение палата приняла, и я сделаю попытку одним содокладом проинформировать вас и по первому, и по второму законопроектам. Что касается рассматриваемого законопроекта о военных судах, то, я думаю, вы отметили уже, что он значителен по объёму нормативного материала, но тема его одна - приостановление военной службы судей военных судов и Военной коллегии. Всё остальное - это регулирование, связанное с изложенным. То есть если мы поддержим главную идею, то всё другое будет только сопутствующим ей. Вообще, тема приостановления военной службы не нова. Два года назад был принят федеральный закон по общим вопросам прикомандирования, перевода и приостановления военной службы, и основной формой прохождения военной службы не на воинских должностях стало нахождение в распоряжении командира. Этим самым федеральный закон был корреспондирован с положениями статьи 6 Федерального закона "О системе государственной службы". И вот сегодня на нашем рассмотрении находится проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Но логика его внесения заключается ещё и в том, что через его призму мы видим, как всё более чётко и внятно действует Конституция Российской Федерации, причём не только как основной закон, но и как закон прямого действия. Дело тут не только в том, что Российская Федерация демократическое и правовое государство, но и в том, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и действовать они должны самостоятельно. И совершенно прав вновь избранный Президент России, придающий особое значение фундаментальной роли права и требующий добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, так как зрелость и действенность правовой системы - это важное условие развития и экономики, и социальной сферы. Кроме того, военные суды, как вы знаете, входят в судебную систему, являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооружённых Силах и других войсках. А чтобы эта власть была ещё более гарантированно независима и никому не подотчётна, вполне уместны предложения изменить некоторые положения о статусе военных судов, о статусе судей военных судов, сдвинув его в сторону от статуса военнослужащих. И в связи с тем, что доклад по данному вопросу прозвучал достаточно полно и обстоятельно, - его сделал официальный представитель правительства - полагаю нецелесообразным в содокладе входить в детали законопроекта и предлагаю коллегам поддержать рассматриваемый законопроект в первом чтении. Второй законопроект направлен на изменение законодательства во исполнение закона, упраздняющего институт прикомандирования военнослужащих к военным судам и прохождения военной службы военнослужащими на государственных должностях федеральных судов и должностях в аппаратах судов, и устраняет несоответствие между отдельными законодательными актами в связи с внесением изменений в только что мной названный федеральный конституционный закон. В материалах к законопроекту представлено положительное заключение Комитета по обороне, как комитета-соисполнителя. Кроме того, вам роздано и заключение Комитета по безопасности. Исходя из изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе представленный законопроект также принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы есть. Я вижу, что пока настаивает на вопросе один депутат. Больше, кажется, нет рук, подводим черту. Депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вопрос к Николаю Александровичу. Уважаемый Николай Александрович, вы профессиональный военный - сильно усилилась боеспособность армии от назначения гражданского министра? Не кажется ли вам, что демонтаж военной юстиции?.. А в принципе её же, наверное, придумали не потому, что она не имеет специфики, а именно потому, что она имеет специфику. И мне кажется, что мы не там ищем, мы ищем чёрную кошку в тёмной комнате. Мне кажется, это нанесёт вред вообще Вооружённым Силам. Может, я ошибаюсь? ПАНКОВ Н. А. Мне кажется, это тот случай, когда на самом деле уважаемый депутат ошибается. Армия должна делать своё военное дело, суды - своё дело. А как вот вы полагаете?.. Сегодня в гарнизоне существует гарнизонный военный суд, командир даёт квартиры судьям, обеспечивает транспортом, медициной и так далее, и так далее. Это независимость военного суда или что-то другое? И пардон, мы на самом деле очень много теряем, оттого что у нас в гарнизонах существует круговая порука. Суд должен быть независимым. В XXI веке выстраивать судебную систему по отраслевому признаку, мне кажется, будет очень большой ошибкой. Мы так можем далеко зайти: давайте в медицине создавать какие-то военно-медицинские суды, в транспортной отрасли - военно-транспортные суды, в МВД - военно-милицейские суды. Мне кажется, это неправильно. Это пережиток нашей славной традиции, нашей истории, и от этого, наверное, надо постепенно уходить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, нет больше вопросов. Присаживайтесь, Александр Петрович. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Представители президента, правительства? Не настаивают. Ставится на голосование - обращаю внимание - проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Ставится в соответствии с Регламентом в следующей редакции: кто за то, чтобы одобрить федеральный конституционный закон? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 55 мин. 05 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6% Проголосовало против 36 чел.8,0% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8% Результат: принято Решение по 20-му пункту принято, законопроект одобрен. Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военных судов и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 55 мин. 51 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7% Проголосовало против 41 чел.9,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принято.