Заседание № 110

05.07.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 258106-6 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в части, касающейся порядка определения фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1587 по 1729 из 5599
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22        
Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской        
Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в          
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской   
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".            
Докладывает Андрей Константинович Исаев.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                            
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию                 
представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22     
Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской        
Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в          
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской   
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".            
Законопроект касается понижения размера взносов для наименее обеспеченных       
индивидуальных предпринимателей, вступает в силу с 1 января 2014 года.          
Законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 3 июля, прошёл   
правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний по нему не имеется. Комитет    
просит принять его в третьем чтении.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам? Прошу записаться.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ушаков Дмитрий Владимирович.                                                    
                                                                                
УШАКОВ Д. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, данный           
законопроект является исправлением той ошибки, которую мы с вами допустили,     
повысив с 1 января 2013 года в два раза размер страховых взносов. Следствием    
этого решения стал уход с рынка около семисот тысяч предпринимателей, это       
данные на 2 июля.                                                               
                                                                                
К сожалению, принимаемый сегодня законопроект не поможет исправить ситуацию и   
вернуть предпринимателей в экономику. Вместо восстановления системы,            
действовавшей до повышения страховых взносов, устанавливается порог в 300       
тысяч рублей, непревышение которого и означает, что взносы будут платиться по   
старой схеме - в сумме 26 процентов от одного МРОТ. Коллега Штогрин приводил    
расчёты и графики - кстати, отличные расчёты, думаю, у Сергея Ивановича будут   
шикарные отчёты как у аудитора Счётной палаты, - так вот, согласно расчётам     
при доходе свыше 2 миллионов рублей в год сумма уплаченных страховых взносов    
у таких предпринимателей будет значительно выше, чем сумма взносов,             
уплаченных по действующей в настоящее время формуле. Если для мало              
зарабатывающих предпринимателей законопроектом действительно снижаются взносы   
в два раза, то для хорошо зарабатывающих бремя социальных взносов значительно   
увеличивается. И вот за счёт такого манёвра с установлением порога в 300        
тысяч рублей сумма взносов в Пенсионный фонд от индивидуальных                  
предпринимателей снижается, конечно, но не в такой степени, как при старой      
схеме, просто более успешные предприниматели платят за менее успешных.          
                                                                                
Второй момент. Установленный порог в 300 тысяч означает, что индивидуальные     
предприниматели должны будут вести дополнительную отчётность и подтверждать,    
что они не превысили порог, либо показывать это превышение и рассчитывать       
сумму страховых взносов. Вместо упрощения ведения отчётности, которое           
предполагает статус индивидуального предпринимателя, этот законопроект лишь     
усложняет её.                                                                   
                                                                                
Третье. Действительно, предприниматели ждали снижения страховых взносов, но     
ждали они оперативных решений, решений, которые позволят платить пониженные     
взносы уже в этом году, в 2013-м, но законопроект вступает в силу с 1 января    
2014 года. Даже если взять чистый прирост численности ИП, то есть закрытые      
минус созданные, то получится, что пятьсот тысяч человек закрыли своё дело и    
стали безработными, пошли на биржу труда. Если экстраполировать текущие         
тенденции по закрытию ИП, то к концу года таких безработных будет около         
одного миллиона человек плюс те предприниматели, которые отработают в убыток.   
Что делать с ними, пока непонятно.                                              
                                                                                
Также непонятно, будет ли действовать механизм беспроцентного кредитования, о   
котором говорил Андрей Константинович при рассмотрении законопроекта во         
втором чтении. Многие знают, что в банках получить кредит очень сложно -        
только под обеспечение и под хороший процент. Кстати, в законопроекте о         
беспроцентном кредитовании нет ни слова, зато появилась норма о наложении       
штрафа от 5 до 30 процентов от суммы страховых взносов в случае, если           
предприниматель не представил в положенный срок либо представил с опозданием    
расчёты по начислению страховых взносов.                                        
                                                                                
В общем, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" воздержится от голосования по данному    
законопроекту.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Игорь Николаевич Руденский.                                                     
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической    
политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Закон действительно сложный,    
обсуждался неоднократно в комитетах Государственной Думы: и в нашем комитете,   
по экономической политике, и несколько заседаний рабочей группы состоялось в    
комитете по социальной политике.                                                
                                                                                
В принципе закон компромиссный. На самом деле он даёт очень много тем, кто      
сегодня имеет доходы менее 300 тысяч рублей, и соответственно эти               
предприниматели с 1 января 2014 года будут уплачивать 19 тысяч 425 рублей, то   
есть практически из расчёта одного МРОТ, как это было в 2012 году,              
соответственно, годовой заработок, умноженный на 0,26 процента, - это           
перечисление в социальные фонды. Таким образом, мы восстанавливаем              
справедливость в отношении тех, кто сегодня даже чисто физически не может       
платить 36 тысяч рублей.                                                        
                                                                                
Что касается предпринимателей, которые зарабатывают 5, 10 и 20 миллионов        
рублей - такие у нас есть, но сегодня, уплачивая 36 тысяч рублей в социальные   
фонды, они тоже не могут сформировать себе достойную пенсию, - мы вводим для    
них градацию, или шкалу: те, кто сегодня зарабатывает, как я сказал,            
приличные деньги, будут уплачивать в Пенсионный фонд взносы, рассчитанные от    
одного МРОТ, это 19 тысяч, плюс 1 процент с оборота. Но это не скажется на      
общей налоговой нагрузке, то есть как платили они 6 процентов, например, с      
оборота, так они и будут платить, просто отчисления в Пенсионный фонд - это     
как вычет из этой суммы, который будет целенаправленно направляться в           
Пенсионный фонд. Схема достаточно простая.                                      
                                                                                
Следующий момент. Мы для крестьянско-фермерских хозяйств также вводим норму     
на на основе расчётов от одного МРОТ и также снижаем эти показатели.            
                                                                                
Закон действительно вводится с 2014 года, но дело в том, что есть одна          
сложность: при переходе на дифференцированное исчисление этого взноса и его     
уплату возникает дополнительный документооборот у нашей налоговой службы,       
поэтому мы сделали всё, чтобы сегодня не увеличивать нагрузку на наших          
предпринимателей в части предоставления дополнительной отчётности в             
Пенсионный фонд. Теперь сама налоговая служба будет передавать эту отчётность   
в Пенсионный фонд. Таким образом, все опасения предпринимателей, которые были   
связаны с введением дополнительной отчётности, исчезают.                        
                                                                                
Мы установили верхний порог - это восемь МРОТ, и в принципе это достаточно      
логично. Здесь вот про штрафы ещё говорили, но никаких штрафов сегодня не       
вводится, просто нужно было почитать поправки как следует. Перед принятием      
этого закона мы провели дополнительные консультации с нашим... (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3927 по 3944 из 5599
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22         
Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской        
Федерации" и статьи 14 и 16...", далее по тексту.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              291 чел.64,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.34,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 109

03.07.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 258106-6 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в части, касающейся порядка определения фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам; принят в первом чтении 14 июня 2013 года с наименованием "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2126 по 2457 из 7550
Далее идут законопроекты второго чтения. Первым мы заслушаем 28-й вопрос,       
проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального       
закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и        
статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд       
Российской Федерации...".                                                       
                                                                                
Андрей Константинович Исаев, пожалуйста.                                        
                                                                                
ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                            
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается    
во втором чтении проект федерального закона, принятый в первом чтении с         
наименованием "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О          
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального      
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского   
страхования". Речь идёт об очень важном, вызвавшем большой резонанс в           
обществе законопроекте, который касается вопросов регулирования взимания        
взносов в Пенсионный фонд с самозанятых, с индивидуальных предпринимателей.     
                                                                                
Напомню, что с начала этого года, идя по пути пенсионной реформы, мы приняли    
закон, в соответствии с которым для самозанятых были повышены взносы с 26       
процентов от одного минимального размера оплаты труда до 26 процентов от двух   
минимальных размеров оплаты труда. Это решение было обоснованным, потому что    
все самозанятые, независимо от своего дохода и своих возможностей, платили в    
Пенсионный фонд гораздо меньше, чем потом получали бы в качестве пенсий, и не   
участвовали никоим образом в формировании пенсий для нынешнего поколения        
пенсионеров.                                                                    
                                                                                
Вместе с тем - на это обратили внимание Государственная Дума, а также           
Президент Российской Федерации - данный закон задел интересы наименее           
обеспеченных самозанятых - тех, чей доход меньше 300 тысяч рублей в год. В      
соответствии с концепцией законопроекта, принятого нами в первом чтении, мы     
вернули для данной категории льготный тариф, равный 26 процентам от одного      
минимального размера оплаты труда, при этом для остальных самозанятых мы        
предложили установить дополнительный тариф в виде 1 процента от суммы           
превышения дохода. В таком виде законопроект был принят в первом чтении и       
никем в этом плане не оспаривался, однако при подготовке законопроекта ко       
второму чтению возникли серьёзные споры, в которых активно участвовали          
представители правительства, бизнес-сообщества, наш комитет и комитет по        
экономической политике и предпринимательству. Была создана рабочая группа, в    
ходе работы было выработано компромиссное решение, которое, с нашей точки       
зрения, позволяет обеспечить права самозанятых, их пенсионные права, создаёт    
льготный режим для наименее обеспеченных самозанятых и одновременно позволяет   
сохранить баланс пенсионной системы.                                            
                                                                                
Что наиболее существенно в тех поправках, которые предложены? Первое - это      
вопрос введения закона в действие. Законопроектом, принятым в первом чтении,    
данная тема не была оговорена, было очевидно, что закон может быть введён в     
действие только с начала финансового года. Спор был по поводу того, считать     
ли началом действия закона 1 января 2013 года, то есть ввести его в действие    
задним числом, или 1 января 2014 года. Всестороннее обсуждение проблемы         
показало, что установление задним числом (с 1 января 2013 года) скорее          
создаст проблемы, в том числе и для граждан, чем решит эти проблемы, поэтому    
в рабочей группе договорились о том, что закон вступит в силу с 1 января 2014   
года. При этом правительство заверило нас, что вместе с субъектами Федерации    
окажет необходимую материальную помощь тем наиболее бедным индивидуальным       
предпринимателям, у которых возникли проблемы в связи с новым тарифом в этом    
году.                                                                           
                                                                                
Вторая тема, которая вызывала споры. Правительство Российской Федерации         
предложило установить конкретный срок действия льготного тарифа, как это        
установлено для всех льготных тарифов в стране, - предлагалось установить       
2014-2015 годы. Авторы законопроекта убедили комитет в том, что нет             
необходимости в установлении такого срока, и в результате предлагается          
сделать льготный тариф для наименее обеспеченных предпринимателей бессрочным.   
                                                                                
Третья тема, которая вызывала споры, - это установление верхнего порога         
дохода, с которого индивидуальные предприниматели отчисляли бы взносы. Такой    
верхний порог существует, например, для наёмных работников, за которых          
отчисляются взносы только до определённой суммы, и только она участвует в       
формировании будущей пенсии. Мы договорились о том, что для индивидуальных      
предпринимателей такой порог будет установлен - это 26 процентов от восьми      
минимальных размеров оплаты труда, что примерно соответствует порогу, который   
установлен при отчислении взносов за наёмных работников.                        
                                                                                
Четвёртая чрезвычайно важная тема, которая вызывала споры, - это тема           
отчётности индивидуальных предпринимателей. Мы понимаем, что, когда тариф был   
плоским и равнялся 26 процентам от двух МРОТ независимо от дохода, не           
требовалось подтверждения дохода для Пенсионного фонда, когда же тариф          
становится уже не плоским и зависит от размера дохода, то Пенсионному фонду     
необходимо получить информацию о правильности исчисления платежа, о том, что    
взнос уплачен в соответствии с реальным состоянием дел данного                  
индивидуального предпринимателя. В результате достаточно сложных переговоров    
мы договорились о том, что никаких дополнительных документов от                 
предпринимателей требовать не будут и что - это оговаривается в предложенных    
поправках - Федеральная налоговая служба сама будет передавать в сжатые сроки   
необходимую информацию для Пенсионного фонда. Таким образом, принцип "одного    
окна", за который все в этом зале ратовали, начнёт действовать в отношении      
индивидуальных предпринимателей с принятием данного закона.                     
                                                                                
Мы также рассматривали отдельные категории индивидуальных предпринимателей, у   
которых могут возникнуть наибольшие проблемы. Мы договорились, что одна такая   
категория - это участники крестьянских (фермерских) хозяйств - будет            
выделена. Если бы закон вступил в силу в той редакции, которая была принята в   
первом чтении, то в этом случае для исчисления размеров взносов для каждого     
участника крестьянского (фермерского) хозяйства использовался бы общий доход,   
что привело бы, конечно, к очень существенному повышению размера взносов в      
Пенсионный фонд, поэтому в результате дискуссии мы договорились о том, что      
для каждого из участников крестьянских (фермерских) хозяйств будет установлен   
льготный тариф - 26 процентов от одного минимального размера оплаты труда.      
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы считаем, данная договорённость позволяет, как я уже       
сказал, защитить права наших сограждан, которые занимаются самостоятельным      
бизнесом, в первую очередь микробизнесом, и одновременно сохранить баланс       
пенсионной системы, не вызвать проблем, которые помешали бы нам в дальнейшем    
повышать и индексировать пенсии нашим пожилым гражданам.                        
                                                                                
Рабочая группа и комитет благодарят всех, кто принял участие в подготовке и     
доработке данного законопроекта.                                                
                                                                                
Мы призываем Государственную Думу проголосовать за согласованные поправки -     
их три, они изложены в таблице № 1 - и отклонить поправки, изложенные в         
таблице № 2.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1?                                        
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Прошу прощения, отмените, пожалуйста.                                           
                                                                                
У Сергея Ивановича Штогрина есть замечания.                                     
                                                                                
Микрофон включите ему, пожалуйста.                                              
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Прошу вынести на отдельное голосование из таблицы поправок, рекомендуемых к     
принятию, поправку 3.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправку 3.                                               
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 1 без поправки 3.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.72,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    326 чел.                                          
Не голосовало                 124 чел.27,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Сергей Иванович Штогрин, пожалуйста.                                            
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Прежде всего я хочу сказать по технике. Первый раз вижу           
поправку, где в одной статье коснулись всего - закона, даты его вступления в    
силу и переходных положений. Вообще, это всегда разбивается, потому что темы    
разные, статьи разные (изменения вносятся в статьи 14 и 16), а вступление       
закона в силу всегда идёт отдельной поправкой, потому что вопросы возникают,    
как правило, по ней.                                                            
                                                                                
Я почему вынес поправку 3 на отдельное голосование? Всё бизнес-сообщество, в    
том числе "ОПОРА РОССИИ" и другие организации, какой вопрос ставило перед       
Путиным? О том, что надо эту проблему урегулировать уже в текущем году.         
Индивидуальные предприниматели, о которых идёт речь, будут платить взносы до    
31 декабря, когда уже смогут подсчитать свои доходы и так далее, - так что      
время у нас есть. Вводя эту норму, которая прописана в законопроекте, с 1       
января 2014 года, мы, мягко говоря, их обманываем, потому что они-то            
надеялись, что будет принято нормальное, разумное решение уже в этом году. И    
те, кто остался предпринимателем и работает, надеются на то, что - вот мне не   
дадут соврать мои коллеги - всё-таки мы примем разумное решение и снизим в      
два раза эту ставку страховых взносов для самозанятых, которые получают доход   
300 тысяч в год и меньше, всё-таки с 1 января 2013 года.                        
                                                                                
Вот это я прошу как-то мне пояснить. И вообще, данный вопрос надо было бы       
решить сегодня, не откладывая в долгий ящик, до осени.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Константинович.                        
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, сначала по технике. Мы сознательно объединили всё, о чём     
договорились в рамках рабочей группы, в одну поправку - это пакетное            
соглашение, пакетная договорённость, именно в таком виде поправка подписана     
всеми участниками процесса, участвовавшими в нём депутатами и одобрена          
представителями бизнес-сообщества, в том числе "ОПОРОЙ РОССИИ" и "Деловой       
Россией". Далее, мы действительно примем решение в текущем году - так и был     
поставлен вопрос Владимиру Владимировичу Путину. Если мы проголосуем            
законопроект во втором чтении сейчас и в третьем чтении 5 июля, то в этом       
году решение будет принято и соответствующий сигнал бизнес-сообществу будет     
дан.                                                                            
                                                                                
Что касается вступления закона в действие с 1 января 2013 года, то, как я уже   
сказал, есть целый ряд проблем, которые вызовет такое решение. Одна из них      
заключается в том, что если для наименее обеспеченных предпринимателей,         
имеющих доход меньше 300 тысяч, этим решением мы уменьшаем взносы, то для тех   
предпринимателей, которые имеют высокий доход, мы взносы увеличиваем, и         
делать это задним числом - с 1 января текущего года - абсолютно некорректно в   
отношении данных предпринимателей: они строили свои расчёты исходя из           
определённой суммы взносов. Есть ещё и другие причины, по которым введение в    
действие данного закона с 1 января 2013 года создаст огромное количество        
правовых проблем.                                                               
                                                                                
Также хочу ещё раз подчеркнуть, что проведены переговоры с правительством,      
будет организована работа с теми индивидуальными предпринимателями, у которых   
возникают проблемы с уплатой взносов в таком размере, обсуждается возможность   
предоставления им кредита с нулевой ставкой. Я думаю, что в ходе работы         
правительства с бизнес-сообществом этот вопрос может быть урегулирован.         
                                                                                
Комитет настаивает в соответствии с договорённостями на принятии поправки 3 в   
целом.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование поправку 3.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                 211 чел.46,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2?                                        
                                                                                
Сергей Иванович Штогрин, пожалуйста.                                            
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Выношу на отдельное голосование поправку 12.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправку 12.                                              
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 2 без поправки 12.                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              240 чел.53,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    240 чел.                                          
Не голосовало                 210 чел.46,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Сергей Иванович Штогрин, пожалуйста.                                            
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Моя поправка касается индивидуальных предпринимателей,            
работающих по патентной системе налогообложения.                                
                                                                                
Дело в чём? В отличие от других индивидуальных предпринимателей, эта            
категория самозанятых лиц полностью платит налог в виде стоимости патента и     
дополнительно к этому полностью платит ещё и страховой взнос. При этом в        
соответствии с той редакцией законопроекта, которую мы только что приняли, и    
в текущем, и в следующем году они вынуждены будут заплатить полную сумму        
взноса независимо от того, сколько месяцев они проработают по патенту.          
Напомню, что патент можно купить на месяц, на два, на три, например на период   
сезонных сельскохозяйственных работ, для производства продукции народных        
художественных промыслов или для других видов деятельности, в этом случае       
стоимость патента кратна тем месяцам, в которые человек будет работать.         
Однако в схеме, построенной по взносам, это не учитывается, получается, что     
даже если человек купит патент на один месяц, то в этом году он заплатит 36     
тысяч взносов, в следующем году, если у него небольшие доходы, - девятнадцать   
с лишним тысяч, и будут платить сумму одинаковую все - и кто работает один      
месяц, и кто работает двенадцать месяцев, что, я считаю, вообще несправедливо   
и неправильно, поэтому моя поправка нацелена на то, чтобы эту проблему          
урегулировать, с тем чтобы они платили всё-таки взносы с одного минимального    
размера оплаты труда и кратно тому количеству месяцев, которые они отработают   
в течение всего налогового периода или календарного года. Таких людей у нас     
порядка 60 тысяч человек в год, никакие крупные суммы набрать за счёт их        
взносов невозможно. На мой взгляд, результатом принятия вот этого решения,      
которое сегодня проводится в жизнь, будет то, что либо они бросят заниматься    
малым бизнесом, либо просто-напросто уйдут в тень, и никто их не поймает,       
потому что из-за неуплаченных 10-12 тысяч никто никого искать не станет.        
                                                                                
Вот это решение просто в корне погубит патентную систему налогообложения,       
которая введена с 1 января текущего года, поэтому прошу всех, кто хоть что-то   
понимает в экономике и в этих налоговых делах и взносах, мою поправку           
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Константинович, пожалуйста.                        
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, как я уже сказал, в рабочей группе               
рассматривались вопросы, касающиеся отдельных категорий индивидуальных          
предпринимателей, в том числе тех, кто работает по патенту, вопросы возникали   
также в отношении тех, кто платит налог на вменённый доход, пока на             
сегодняшний день общего решения найти не удалось. Вместе с тем мы               
договорились, что, поскольку в соответствии с принятой поправкой закон          
вступит в действие с 1 января 2014 года, мы ещё раз дополнительно посмотрим     
эти вопросы и вернёмся к их рассмотрению в осеннюю сессию. У нас будут          
возможности и время, чтобы, если это потребуется, внести дополнительные         
поправки в закон до его окончательного вступления в силу, соответствующая       
проработка ведётся, поэтому я прошу, для того чтобы не разрушать достигнутых    
договорённостей, проголосовать только за согласованную поправку, а все          
остальные отклонить.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю поправку 12 на голосование.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              179 чел.39,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    179 чел.                                          
Не голосовало                 271 чел.60,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Предложение отклоняется.                                                        
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Константинович.                                              
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Просим, если этот законопроект в "час голосования" будет            
поддержан, поставить его на 5 июля в третьем чтении.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, учтём.                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6805 по 6825 из 7550
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22       
Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской        
Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в          
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской   
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", второе     
чтение.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосование.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 104

14.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 258106-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в части, касающейся порядка определения фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6073 по 6722 из 7168
РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической    
политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас стоит в повестке 20-м пунктом очень важный             
законопроект, касающийся индивидуальных предпринимателей, его ждут очень        
многие, эта проблема - проблема индивидуальных предпринимателей - затронула     
уже 500 тысяч человек, и сейчас готовятся выйти из предпринимательского         
сообщества ещё примерно 500 тысяч человек. Поэтому мне кажется, что было бы     
целесообразно сегодня рассмотреть 20-й пункт, чтобы успокоить всё наше          
сообщество, прежде всего тех предпринимателей, которые зарабатывают сами себе   
на жизнь.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит рассмотреть ещё   
20-й пункт порядка работы. Нет возражений? Нет, не слышу возражений.            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но мы же уже договорились.                                
                                                                                
Так, у меня только вопрос: у нас содокладчик на месте? На месте, хорошо.        
                                                                                
Итак, 20-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный     
фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,   
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Докладывает Игорь     
Николаевич Руденский.                                                           
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо большое.                                                
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы все прекрасно знаете, что с 1    
января этого года индивидуальные платежи и платежи во внебюджетные фонды для    
наших предпринимателей увеличены в два раза - до 36 тысяч рублей. При этом      
больше всех пострадали индивидуальные предприниматели, которые работают у нас   
сегодня в глубинке, - это няни, это репетиторы, это вязальщицы, это             
парикмахеры, то есть все те, кто работает на дому. По экспертным оценкам,       
собственники таких микробизнесов составляют не менее 20 процентов от общего     
числа зарегистрированных предпринимателей и их доходы составляют порядка 100    
тысяч рублей. Теперь такие мало зарабатывающие индивидуальные предприниматели   
вынуждены перечислять во внебюджетные фонды, в Пенсионный фонд и в фонд         
обязательного медицинского страхования от 30 до 70 процентов своего годового    
дохода. Эта нагрузка стала для многих неподъёмной, и поэтому сейчас уже         
снялись с учёта более 500 тысяч индивидуальных предпринимателей.                
                                                                                
Очевидно, что нынешняя система расчётов страховых взносов для самозанятых лиц   
никого не устраивает, так как те, кто зарабатывает достаточно мало, не могут    
платить такие взносы, а те, кто зарабатывает достаточно приличные суммы, не     
могут сформировать себе достойную пенсию, поэтому сегодня предлагается такая    
мера: предприниматели, чей годовой доход составляет до 300 тысяч рублей,        
будут уплачивать в Пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского            
страхования взносы из расчёта одного МРОТ - это 19 тысяч 425 рублей; те, кто    
получает более 300 тысяч рублей, соответственно будут уплачивать эти же 19 с    
лишним тысяч плюс 1 процент - тоже справедливая норма, как нам кажется, то      
есть те люди, которые зарабатывают более 300 тысяч, смогут сформировать себе    
нормальную пенсию по старости.                                                  
                                                                                
В принципе у меня всё. Чем скорее мы примем данный закон, тем больше будет      
шансов остановить процесс дальнейшего массового исчезновения индивидуальных     
предпринимателей.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Сергеевич Коньков.                               
                                                                                
КОНЬКОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Актуальность и целесообразность     
данного законопроекта каждый из нас понимает и осознаёт. С 1 января сего года   
размер фиксированных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды     
для самозанятого населения увеличился в два раза. Это привело к тому, что       
огромная масса предпринимателей - а это, по разным данным, около полумиллиона   
человек - либо прекратили свою деятельность, либо ушли в тень. Подробно эту     
ситуацию сегодня на утренней десятиминутке осветил Исаев Андрей                 
Константинович, а Игорь Николаевич сейчас очень доступно раскрыл концепцию      
данного законопроекта.                                                          
                                                                                
В Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поступили             
положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы,    
положительные отзывы комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы     
по бюджету и налогам - и Комитета Совета Федерации по социальной политике.      
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов    
рекомендует данный законопроект принять в первом чтении.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть?                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бессонов Владимир Иванович.                                                     
                                                                                
Коллеги, давайте лучше в таком режиме: быстрый вопрос - быстрый ответ. Меньше   
будет выступающих, поверьте мне.                                                
                                                                                
Пожалуйста, Бессонов.                                                           
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Игорю Николаевичу вопрос.                                                       
                                                                                
Для предпринимателей с высокими доходами предлагается увеличить сумму           
страховых взносов, которую они должны будут платить. Будет ли это увеличение    
сопровождаться адекватным увеличением пенсионных прав?                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Руденскому включите микрофон.                    
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Не совсем понял вопрос: каким увеличением и каких трат?         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. А, пенсионных прав, извините.                                   
                                                                                
На самом деле, вы знаете, мы в принципе общую сумму налогов не увеличиваем,     
как были 6 процентов с оборота или 15 процентов от прибыли, так, в общем-то,    
эти цифры и остаются, просто пенсионные отчисления у нас заложены в эти         
отчисления. И соответственно, я думаю, никакие права здесь не нарушаются,       
здесь только будет понятное стимулирование увеличения отчислений в Пенсионный   
фонд именно для тех, кто сегодня зарабатывает больше.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бычкова Евдокия Ивановна.                                 
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, конечно, предприниматели очень ждут этот закон.     
Скажите, пожалуйста, вот нужно будет уплатить 20 тысяч, если годовой доход      
больше 300 тысяч рублей, то есть 19 тысяч плюс 1 процент, а если этот доход     
свыше 1 миллиона или 10 миллионов, то остаётся та же градация или она как-то    
меняется?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Руденскому включите микрофон.                    
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Да, спасибо большое. Градация остаётся, и можете очень легко    
подсчитать, сколько эти предприниматели будут платить и какие отчисления        
будут у них уходить в Пенсионный фонд. Я думаю, что в будущем нам нужно         
установить верхнюю планку отчислений в Пенсионный фонд, потому что те           
предприниматели, которые сегодня зарабатывают 30, 40, 50 миллионов рублей, а    
такие есть, смогут сформировать себе очень большую пенсию, и мы, конечно,       
должны здесь установить какой-то верхний предел, чтобы они не получали в        
будущем пенсию по старости на уровне, не знаю, 200-300 тысяч рублей.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Игорь Николаевич, вы можете мне объяснить, только конкретно: если у             
индивидуального предпринимателя три наёмных работника, он сформировал           
пенсионные права в размере 1 процента от доходов, превышающих 300 тысяч, то     
как будут формироваться пенсионные права у каждого? Три наёмных работника,      
ну, допустим, 600 тысяч рублей дохода, заплатили ещё 7 тысяч рублей взносов -   
как они будут распределяться между тремя наёмными работниками для               
формирования их пенсионных прав?                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Руденскому включите микрофон.                    
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо большое. Оксана Генриховна, мы говорим только об        
индивидуальных предпринимателях самозанятых, без наёмных работников. Что        
касается наёмных работников, там существует совершенно другая градация, там     
нет вычетов, вы знаете, там совершенно другая схема, а здесь речь идёт только   
о самозанятых индивидуальных предпринимателях.                                  
                                                                                
Ко второму чтению можем подправить, мы, кстати, собираемся это делать, мы ко    
второму чтению собираемся для индивидуальных предпринимателей, которые имеют    
наёмных работников, сделать соответствующие вычеты, и поэтому нужно будет       
этот момент учесть.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Мне очень жаль, что такой важный вопрос мы так рассматриваем. Нас               
правительство - Андрей Константинович Исаев правильно выступал - втянуло в      
эту аферу, теперь всё это на нас лежит.                                         
                                                                                
Вопрос простой: Игорь Николаевич, 300 тысяч рублей откуда взяты, по какому      
расчёту? Как-то вы рассчитывали математически, экономически, статистически?     
Или, я не знаю, приведите данные, сколько предпринимателей получают до 100      
тысяч рублей, до 200 тысяч рублей, до 300 тысяч рублей и так далее. Или         
просто взяли круглую сумму? Как эти 300 тысяч будем учитывать - это что         
теперь, самообеспечивающиеся, так сказать? Предприниматели будут заводить       
целую систему бухгалтерского учёта, кассовые аппараты? Ещё раз: как             
получилось у вас 300 тысяч рублей, почему 300 тысяч и каким образом эти 300     
тысяч будут учитываться?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Руденскому включите микрофон.                    
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо большое. Сергей Николаевич, 300 тысяч рублей и 19       
тысяч рублей сегодня вычисляются исходя из одного МРОТ, достаточно простые      
для вычисления суммы: сегодня все индивидуальные предприниматели в основном     
платят 6 процентов с оборота, поэтому если вы возьмёте 300 тысяч рублей и       
умножите на 6 процентов, то получится 18 тысяч рублей. На самом деле можно      
было бы сделать 330 тысяч, тогда мы точно получили бы эту цифру - 19 тысяч      
425 рублей. Мы привязали градацию в 300 тысяч рублей именно к одному МРОТ и     
таким образом отсекли тех предпринимателей, которые у нас сегодня               
зарабатывают небольшие средства, имеют достаточно низкие доходы. Вот такая у    
нас градация получилась из расчёта 300 тысяч рублей, так что здесь достаточно   
всё просто.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Игорь Николаевич, ну вот на сегодняшний день наша страна на мировой арене       
выглядит достаточно привлекательной в плане налоговых ставок. Вот смотрите:     
13 процентов НДФЛ, 6 процентов с оборота для ИП, для ооошек, для малых          
предприятий. Теперь вы берёте вот эти 6 процентов и, по сути дела, искажаете:   
выводите дополнительные проценты с оборота, то есть вы ломаете вот эту          
привлекательную налоговую схему, которую мы на всех международных аренах        
декларируем. Даже Депардье замотивировался, так сказать, чтобы переехать сюда   
и платить налоги по нашим ставкам. Не проще ли было бы ввести коэффициенты,     
условно коэффициент 2, коэффициент 3, а не рассчитывать от оборота - вы же      
саму идею девальвируете.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Руденскому включите микрофон.                    
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо. Дмитрий Иванович, вы, наверно, просто не разобрались   
в законопроекте. Дело в том, что мы ничего не увеличиваем, никаких              
дополнительных процентов с оборота с индивидуальных предпринимателей не         
берём, наоборот, мы даём возможность тем, кто сегодня зарабатывает достаточно   
приличные средства, или тем предпринимателям, у которых достаточно большие      
доходы, именно в пределах 6 процентов больше отчислять в Пенсионный фонд,       
чтобы эта категория предпринимателей смогла сформировать себе достойную         
пенсию.                                                                         
                                                                                
Что касается налоговой системы в общем, то, конечно, здесь можно рассуждать     
сколько угодно. Я вам могу сказать, что она у нас действительно может быть      
приближена к европейской, но на самом деле развитые страны сегодня имеют уже    
сложившуюся налоговую систему. Если мы себя считаем развитой страной, то эта    
система у нас должна быть такой же, как в Европе. Если мы считаем себя          
развивающейся страной, то нам нужно в корне пересмотреть налоговую систему и,   
соответственно, сделать так, чтобы налоги играли более стимулирующую роль.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Абалаков Александр Николаевич.                                                  
                                                                                
АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Игорь Николаевич, по Налоговому кодексу сумма страховых взносов может           
относиться на себестоимость продукции, что, соответственно, уменьшает           
налоговую базу, как региональную, так и муниципальных образований. Скажите,     
пожалуйста, учитывали вы как-нибудь при разработке законопроекта этот фактор    
- уменьшение поступлений налогов и в местные бюджеты, которые и так страдают,   
и в региональные?                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Руденскому включите микрофон.                    
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Действительно, отчисления в местные бюджеты уменьшатся. Дело    
в том, что этот налог поступает в местные бюджеты и часть налогов               
индивидуальных предпринимателей, которые будут формировать себе большую         
пенсию, я так сказал бы, будет выпадать с местного уровня, уходить в            
пенсионную систему. В общем-то, для самого бюджета это не критично, потому      
что у нас дефицит Пенсионного фонда, и будем ли мы ликвидировать дефицит        
Пенсионного фонда или трансфертами добавлять средства нашему местному           
самоуправлению - в общем, разницы нет, просто идёт перераспределение средств.   
Мне кажется, этот вопрос достаточно ясен, и мы делаем, по-моему, достаточно     
логичные и понятные вещи, а самое главное - вводим справедливую систему         
перераспределения налогов.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Игорь Николаевич, прошло совсем немного времени после принятия данного          
закона. Когда он принимался, наша фракция говорила, что эти меры являются       
деструктивными, мы предупреждали, к чему это приведёт, - и вот сегодня с        
таким пафосом, так героически мы преодолеваем те трудности, которые вы сами     
создали!                                                                        
                                                                                
Мне совершенно ясно, почему сегодня этот закон принимается, а вот скажите,      
пожалуйста, какие были у вас основания и о чём вы думали, когда голосовали,     
принимая предыдущий закон? Это ваша позиция была, вашего комитета, который      
как раз должен был защищать предпринимаетелей, тем более если мы говорим о      
самозанятости.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Руденскому включите микрофон.                    
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. В принципе аргументы были очень простые. Мы все понимаем, что   
каждый гражданин, все, кто сегодня занят в какой-либо сфере, должны             
формировать себе пенсию по старости, социальную - как угодно можно её           
называть, каждый должен формировать свою пенсионную историю. Поскольку у нас    
сегодня, как оказалось, огромное количество людей, работающих в сельской        
местности, не могут сформировать себе достойную пенсию, не могут платить        
такие большие взносы во внебюджетные фонды - 36 тысяч рублей, - то мы должны,   
мне кажется, пойти этой категории малообеспеченных граждан навстречу и          
снизить именно для них сумму взноса во внебюджетные фонды до 19 тысяч рублей,   
то есть до одного МРОТ. Я считаю, правильно, что мы признаём в какой-то мере    
свои ошибки и снижаем этот взнос до одного МРОТ.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, прежде чем перейти к выступлениям, по ведению - Иванов Валерий         
Викторович.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, просьба рассмотреть 19-й вопрос, законопроект "О внесении    
изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в             
Российской Федерации". Дело в том, что данный законопроект ждут регионы нашей   
страны.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я думаю, что любое продление мы будем            
обсуждать после того, как рассмотрим этот законопроект. Мне кажется, что мы и   
так затянули заседание.                                                         
                                                                                
Герасимова Надежда Васильевна - по ведению.                                     
                                                                                
ГЕРАСИМОВА Н. В. Уважая нашего коллегу из Совета Федерации, который находится   
в зале и ждёт рассмотрения 19-го пункта, я думаю, что, если не будет много      
выступлений, мы можем этот вопрос поставить на голосование, если палата         
согласится.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, только давайте вернёмся к этому вопросу после     
завершения рассмотрения текущего, согласны?                                     
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич - по ведению.                                      
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я по ведению: давайте по одному выступающему от фракции. Но    
я хотел бы по ведению сказать ещё и другое.                                     
                                                                                
Игорь Николаевич, вы мне ответили относительно суммы в 300 тысяч рублей -       
здесь я где-то с вами могу согласиться, но вы не ответили на вторую часть       
моего вопроса: как будет вестись учёт, как будет вестись администрирование      
доходов, у кого до 300 тысяч доход, а у кого свыше 300 тысяч? Ведь закон №      
402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" освобождает таких предпринимателей от ведения    
бухгалтерского учёта. Мы что, теперь будем заставлять их это делать, внесём     
дополнительные поправки, чтобы они вели бухгалтерский учёт? Так это расходы     
ещё большие, чем эти взносы, которые они должны платить! Вот вторую часть       
вопроса мне поясните, я должен осмысленно проголосовать в поддержку этого       
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Руденскому включите, пожалуйста, микрофон.       
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемый Сергей Николаевич, действительно, есть вопросы по     
поводу учёта. Индивидуальные предприниматели ведут книгу учёта доходов и        
расходов, и, конечно, перед нашей налоговой инспекцией встанет задача, как      
эти доходы учитывать. Я думаю, что мы ко второму чтению разберёмся с этим       
вопросом и найдём выход из положения.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич.                                
                                                                                
Депутат Решульский предложил по одному выступлению от фракции. Нет              
возражений, коллеги? Давайте для простоты проведём запись.                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
От фракции КПРФ - Сергей Иванович Штогрин.                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, желающих послушать я приглашаю присесть. Для   
меня сегодня стало большой неожиданностью выступление Исаева Андрея             
Константиновича. Странно было впервые за двадцать лет депутатской               
деятельности услышать похвалу с этой трибуны от депутата "ЕДИНОЙ РОССИИ" в      
адрес депутата-коммуниста. Видно, в этом что-то есть, и если это от души, то    
спасибо большое, а если от лукавого, то уж, так сказать, такая судьба.          
                                                                                
Сразу хочу оговориться, что наша фракция поддержит данный законопроект исходя   
из того, что проблему надо решать, а не из того, что кто-то здесь впереди       
планеты всей. Я-то, вообще, готовился к тому, что мы рассмотрим два             
альтернативных проекта, поэтому в зале заседаний была роздана вот такая         
табличка со сравнительными характеристиками двух проектов - проекта, который    
я готовил, и проекта, который готовила группа депутатов во главе с Руденским.   
Я не буду анализировать свой проект, мы его будем рассматривать в следующем     
году. Я хотел бы сказать об особенностях и о тех рисках, которые заложены в     
проекте, рассматриваемом сегодня.                                               
                                                                                
Что касается 300 тысяч рублей. Сумма эта получается исходя из того, что         
работающие по упрощённой системе налогообложения дохода уплачивают налог по     
ставке 6 процентов, и, если 19 тысяч с копейками разделить на 6 и умножить на   
100, мы получим 319 тысяч. У нас эти числа совпадают. Но вот только есть один   
вопрос: у нас же инфляция, и тогда надо эту сумму постоянно индексировать, то   
есть в закон надо сразу включить норму, чтобы исходить из того индекса          
инфляции, который будет министерством экономики определён, у нас есть такие     
механизмы, чтобы каждый год нам не принимать и не утверждать эту сумму.         
                                                                                
Теперь что касается зависимости суммы взносов, которые должны платить           
индивидуальные предприниматели, от доходов. Понятное дело, для тех, кто         
получает от 0 или от 100 тысяч рублей до 600 тысяч рублей, предлагается их      
снизить, и это вполне реально и законно, эти люди не могут платить большие      
взносы, даже в размере двух МРОТ. Возникает вопрос по другой категории: а       
тот, кто получает от 600 тысяч рублей и больше, почему он не может заплатить    
36 тысяч рублей взносов? Почему тот, у кого доход составляет 2 миллиона, не     
может заплатить, как положено, 120 тысяч рублей в год взносов, почему он        
должен платить всего 36 тысяч? А эта схема именно предполагает, что все, кто    
получает от 600 тысяч рублей до 2 миллионов, выйдут, в конце концов, только     
на два МРОТа сегодняшних, - и в этом ущербность предложенной схемы.             
                                                                                
Ещё в чём ущербность этой схемы? Если у предпринимателя доход 600 миллионов,    
он должен заплатить взнос в размере почти 600 тысяч, а пенсионные-то права у    
него будут на уровне 12-14 тысяч. Зачем же брать с него взносы в Пенсионный     
фонд и таким образом уменьшать доходы субъектов, муниципальных образований?     
Поэтому у нас отсечение есть для работодателей, там 580 тысяч (сейчас точно     
сумму не вспомню), а потом регресс 10 процентов, чтобы лишних-то не брать с     
работника. Для чего это делается? Видимо, надо где-то поставить точку. По       
сегодняшним расчётам, это должно быть примерно восемь МРОТ, 112 тысяч рублей    
в год, тогда каждый, кто будет платить взносы, будет формировать свою пенсию    
сам, из своих взносов. Это первое.                                              
                                                                                
Следующий момент. (У меня две минуты осталось, не успею всё сказать.) Нам       
говорят, что эта схема применима для всех четырёх режимов. Я скажу, какие это   
режимы. Первый - упрощённая система налогообложения - 6 процентов от дохода.    
Второй - упрощённая система налогообложения - доходы минус расходы. Так вот     
для тех, у кого доходы минус расходы, она вообще неприемлема, потому что        
написано в проекте закона: фактически полученный доход. А если человек доход    
получил 60 миллионов, 50 миллионов затратил на то, чтобы купить товар и его     
продать, и у него остаётся 10 миллионов, так с какой суммы 1 процент брать -    
с 60 миллионов или с 10 миллионов? Инспектор скажет, что с 60 миллионов, -      
тогда у предпринимателя получается огромная налоговая нагрузка. Эти нормы       
надо прописывать. Что касается патентников и тех, кто работает по системе       
вменённого налога, там вообще нет понятия фактически полученного дохода, а      
есть вменённый доход и потенциально возможный доход. К ним это тоже применить   
нельзя, надо специально прописывать нормы, чтобы они работали.                  
                                                                                
Теперь что касается учёта. Я, вообще, удивился сегодня. Вот проект закона,      
подготовленный двадцатью одним депутатом во главе с Климовым, о внесении        
изменений в закон о бухучёте, о развитии малого и среднего                      
предпринимательства, о том, чтобы освободить этих предпринимателей от           
бухучёта или чтобы отчитываться по упрощённой системе. И я не понимаю: как в    
одном комитете, в одной фракции - два совершенно разных закона? В одном         
проекте говорится, что тому, кто на патенте и на вменёнке, не надо вести        
никакой документации, никакого учёта, потому что у них вменённый налог и        
вменённый доход, они заплатили за патент и пусть работают спокойно, ничего не   
считают. В другом проекте, который подготовил Руденский, говорится: надо        
считать фактически полученный доход... Так что будем делать - будем считать     
или не будем считать?!                                                          
                                                                                
Так я поэтому предлагаю что? Проблему надо решать, и я об этом говорил вам      
ещё два месяца назад, я предлагал создать рабочую группу, чтобы вот эти перлы   
здесь все не выкатывать, собрались бы и за три дня всё написали, уже приняли    
бы закон. Но хозяин, так сказать, барин. Я, конечно, подготовил                 
соответствующие поправки, чтобы это всё можно было исправить, и просил бы       
учесть то, о чём я сегодня говорил здесь, тем более что в законе есть ещё       
один нюансик маленький - нет даты его вступления в силу, и если мы собираемся   
его вводить с 1 января 2013 года, то необходимо учесть всё, о чём я говорил,    
в том числе о предельном размере взносов для самозанятых и так далее, его       
надо установить не больше двух МРОТ. Поправки соответствующие я подготовил.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович.                                 
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, я во многом согласна с тем, что говорил      
Сергей Иванович, только выводы мои будут несколько иные.                        
                                                                                
Мне представляется, что за данный законопроект не следует голосовать по         
следующим причинам. Во-первых, он ничего не решает, потому что если говорить    
о формировании индивидуальных прав пенсионера, даже в случае самозанятых, то    
предложенный механизм никак не позволяет отнести уплаченные взносы, когда       
речь идёт об 1 проценте от выручки, на формирование индивидуальных прав         
пенсионера. Ну, просто нет этого механизма, и его, на мой взгляд, сложно        
создать, даже если нет наёмных работников. Если наёмные работники есть, то на   
них этот механизм никакими поправками во втором чтении также не получится       
распространить, потому что невозможно придумать механизм, как 1 процент от      
оборота распределить и перевести в пенсионные права граждан. Ну невозможно      
это сделать! Поэтому, кроме фиксированного платежа в размере одного МРОТ,       
непонятно что вообще формируется. Это с точки зрения пенсионных прав и          
увеличения размера потенциальных пенсий.                                        
                                                                                
Теперь что касается взносов. Ну, при доходе от 300 тысяч до 2 миллионов         
рублей платить надо будет больше, чем до 2013 года, но меньше, чем платят       
сейчас. При доходе свыше 2 миллионов рублей платежи увеличиваются по            
сравнению с тем, что есть сейчас, поэтому для достаточно большого количества    
предпринимателей размер платежей увеличивается.                                 
                                                                                
Теперь что касается патента. Если для индивидуальных предпринимателей,          
являющихся плательщиками ЕНВД, можно засчитывать страховые платежи в счёт       
уплаченного ЕНВД, но не более 50 процентов, то для индивидуальных               
предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, такой схемы    
не предусмотрено. Поэтому получается, что плюс к патенту нужно будет ещё        
платить процент от оборота, и это может быть очень большой платёж, потому что   
верхний предел по обороту при патентной системе - 60 миллионов рублей.          
Допустим, патент стоит 30-40 тысяч рублей, если доход составляет 60             
миллионов, то соответственно платёж будет 600 тысяч рублей, что в десятки раз   
превышает стоимость патента, при этом никаких пенсионных прав не формируется,   
потому что непонятно, как их формировать.                                       
                                                                                
А теперь самое главное. Давайте посчитаем, какие будут расходы, потому что      
если идёт контроль за оборотом, нужно чётко понимать, что у индивидуальных      
предпринимателей, и уплачивающих ЕНВД, и имеющих патент, нет учёта оборота,     
они освобождены от ведения кассовых операций и от необходимости ведения         
бухучёта по полной программе. Если мы исходим из того, что контроль за          
оборотом есть, - а он должен быть даже при доходе до 300 тысяч, потому что      
нужно доказывать, что оборот менее 300 тысяч, я уже не говорю о том, что        
оборот свыше 300 тысяч просто является объектом налогообложения, - то мы        
должны включать все дополнительные затраты, в том числе на приобретение         
кассового аппарата, его обслуживание и на ведение бухгалтерского учёта.         
                                                                                
Мы сегодня посмотрели в Интернете предложения по приобретению кассового         
аппарата, его установке и обслуживанию. Так вот, приобретение, ввод в           
действие и три месяца обслуживания стоит 15 тысяч рублей. Вот и сосчитайте,     
какие будут расходы у того, кого якобы освободили: он должен будет внести       
стоимость и кассового аппарата, и обслуживания, и эта сумма будет превышать     
один МРОТ, я уж не говорю о расходах на бухгалтерский учёт.                     
                                                                                
Поэтому - а я представляю ещё и общественную организацию "Развитие              
предпринимательства", и с представителями малого бизнеса мы обсуждали этот      
проект закона в ходе "круглого стола", - если мы это делаем ради малого         
бизнеса, то они высказались категорически против. Мы на одни грабли уже один    
раз наступили, сейчас мы не на те же грабли наступаем - мы на новые грабли      
наступаем.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна.                               
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, я согласен с депутатом Решульским, что       
очень неудачное время выбрали для обсуждения столь важного вопроса:             
во-первых, уже внеурочное время, а во-вторых, и депутатов-то нет.               
                                                                                
Я считаю, что здесь две проблемы, два вопроса: это вопрос, скажем так,          
технический и вопрос теоретический - о том, как мы принимали тот закон, в       
который сейчас вносим изменения. Я не случайно Игорю Николаевичу задал          
вопрос, ведь о том, что мы получим, вот об этом эффекте, было известно сразу,   
когда мы ещё тот закон рассматривали, и было непонятно, почему комитет,         
который должен защищать предпринимателей, вышел с таким предложением. И         
сегодня мы слышали во время десятиминутки о героическом преодолении             
препятствий, которые сами же себе и построили, и это возводится чуть ли не в    
ранг каких-то побед. А кто принимал-то тот закон? Поэтому надо                  
воспользоваться этим моментом, тем, что сейчас мы можем об этом поговорить,     
чтобы завтра, когда будут приниматься подобные законы, мы, ну, немножко         
думали, что принимаем, за что голосуем. Нельзя же всё, что нам приносит сюда    
правительство, принимать независимо от того, какой получим результат.           
                                                                                
Я вам могу сказать, Игорь Николаевич: в Оренбургской области 15 процентов       
индивидуальных предпринимателей за первый квартал исчезло, 15 процентов! И      
вообще, вы задумывались, что это за люди, эти самозанятые? Вы что хотите с      
них получить - какие налоги, какие пенсионные взносы?! Да мы должны сказать:    
слава богу, что они у государства денег не берут, что они не встали на учёт     
как безработные! У нас сегодня других задач для самозанятых быть не должно, а   
мы пытаемся от них что-то получить, что-то из них извлечь.                      
                                                                                
Поэтому, конечно, закон надо принять. А главный вывод, мне кажется, из этого    
обсуждения, которое мы сегодня провели, должен быть такой: когда подобные       
законопроекты вносятся, мы должны чувствовать свою ответственность, чтобы       
потом нам не было стыдно и чтобы мы не были вынуждены отменять своё же          
решение.                                                                        
                                                                                
А в отношении того, по какой шкале, по какой ставке... Да надо отменить тот     
закон в той форме, в которой он есть, и вернуться к тому, что было, - так       
было бы проще, так было бы быстрее. И конечно, нужно вводить эту норму задним   
числом, такое право у нас есть, тогда это, может быть, хоть как-то нивелирует   
те проблемы, решение которых сегодня фактически повесили на депутатский         
корпус.                                                                         
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР поддержит законопроект, но мы предлагаем сделать из        
этого выводы.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Представители президента, правительства? Нет. Докладчик, будет заключительное   
слово?                                                                          
                                                                                
Игорь Николаевич Руденский.                                                     
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо, Иван Иванович.                                         
                                                                                
Я очень коротко. Вы знаете, сейчас мои коллеги высказались на предмет того,     
что не поддерживается малый бизнес. Хочу сказать, что и "ОПОРА...", и           
"Деловая Россия" участвовали во всех совещаниях и "круглых столах" и в          
Государственной Думе, и у Шувалова и все высказались именно за эту              
дифференцированную систему, поддержали именно этот законопроект. То есть        
законопроект поддержан всеми общественными организациями, которые               
поддерживают малый бизнес.                                                      
                                                                                
Вот Сергей Иванович сказал, что какие-то тут перлы имеются. На самом деле,      
Сергей Иванович, мне кажется, что то, что вы предлагаете, - это перлы,          
понимаете? Зачем градацию для доходов в 600 тысяч рублей вводить? Это вообще    
не нужно, к чему это привязывается, вообще непонятно. Мы 300 тысяч рублей       
хотя бы привязали к одному МРОТ, а 600 тысяч рублей и больше не получается      
привязать к чему-то. Мы говорим о том, что 36 тысяч рублей будут уплачивать     
те, у кого доходы будут под 2 миллиона рублей, но если мы ограничим,            
например, 600 тысячами рублей и установим размер от 36 тысяч, а дальше ещё      
больше, то, соответственно, все будут уходить в нишу меньше 600 тысяч и         
вообще будут уходить от налогов. Поэтому, мне кажется, нет смысла это делать.   
                                                                                
Да, действительно, по бухгалтерскому учёту есть вопросы, и я сказал, что        
нужно ко второму чтению эту тему проработать. Что касается патентной системы,   
вы знаете, что у предпринимателей есть право выбирать - работать или по         
патенту, или на упрощёнке. Но хочу сказать, что у нас патентная система не      
работает, потому что там нет вычетов. Мы уже внесли поправки ко второму         
чтению с целью учесть эти вычеты, чтобы патент у нас заработал. Тут             
поднимались многие вопросы, которые, в общем-то, с лёгкостью можно решить ко    
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Что касается инфляции, про которую здесь говорили, мне кажется, не надо         
ничего учитывать, потому что именно градация до 300 тысяч рублей учитывает      
основную нашу массу предпринимателей, которые страдают в результате принятия    
того закона, о котором сегодня здесь сказал Сергей Михайлович. На самом деле    
у нас основная масса предпринимателей, которые проживают именно в сельской      
местности, сегодня имеют доходы до 150 тысяч рублей.                            
                                                                                
И хочу сказать Сергею Михайловичу, который здесь говорил, что все единогласно   
поддержали законопроект, которым был введён размер страховых взносов в сумме    
36 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей: у нас в комитете велись    
дебаты на этот счёт, мы были категорически не согласны с нашим комитетом по     
социальной политике, предлагавшим увеличить размеры этих взносов.               
                                                                                
Мне кажется, законопроект сегодня достаточно глубоко проработан, ко второму     
чтению, я думаю, мы все вместе внесём соответствующие поправки и доведём его    
до логического завершения. И самое главное, что избиратели очень ждут от нас    
принятия этого закона, - давайте их не подведём.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич.                                
                                                                                
Содокладчик не выступает с заключительным словом.                               
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 32 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении, и достаточно большим числом           
голосов.