Заседание № 118
21.10.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 258064-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1570 по 2290 из 8690
Пункт 10. О проекте федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра образования и науки Российской Федерации Юрия Петровича Сентюрина. Пожалуйста. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей". Законопроект разработан в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Поскольку договор содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством, затрагивает основные права и свободы наших граждан, он подлежит ратификации. Кроме того, в статье 19 названного договора стороны взяли на себя обязательство провести его через процедуру ратификации. Названный договор был подписан в Москве в ноябре 2008 года. Итальянскими коллегами он был ратифицирован в феврале текущего года. Уведомление о ратификации получено в установленном порядке в апреле этого года. Подписание договора было обусловлено необходимостью урегулирования на межгосударственном уровне вопросов защиты прав детей, передаваемых на усыновление в семьи иностранных граждан, и регламентации взаимодействия Российской Федерации и Итальянской Республики в сфере контроля за условиями их жизни и воспитания. Основная цель договора - обеспечить защиту прав детей, которые передаются на международное усыновление. В его основе лежат принципы и положения Конвенции о правах ребёнка 1989 года, а также Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) 1993 года (Россия подписала названную конвенцию в 2000 году). Заключение международных договоров в области усыновления детей соответствует также положениям Семейного кодекса Российской Федерации. Хочу особо подчеркнуть, что речь идёт о первом договоре подобного рода, который от имени Российской Федерации подписан с иностранным государством и который регулирует названные вопросы. Применение этого договора позволит накопить необходимый опыт правового регулирования международного усыновления детей на двустороннем уровне для его последующего распространения на подобного рода отношения Российской Федерации с иностранными государствами. Для справки: в настоящее время заинтересованность в заключении такого рода двусторонних соглашений проявили Испания, Франция, Великобритания, Израиль (консультации по этому поводу предполагается провести уже в текущем, 2009 году). В договоре подчёркивается, что передача ребёнка на усыновление в другое государство возможна только в случаях, если в государстве происхождения - в данном случае речь идёт о России - для него невозможно найти подходящую семью. Что касается самого договора, то он содержит правила, направленные на обеспечение дополнительных гарантий в сфере защиты прав детей при передаче их на усыновление и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей. В частности, некоторые важные позиции я хотел бы здесь назвать особо. Усыновление ребёнка может осуществляться только при содействии уполномоченной организации, кроме усыновления ребёнка родственниками, если такой порядок предусмотрен законодательством принимающего государства. При этом участники договора на взаимной основе могут регулировать количество уполномоченных организаций, оказывающих содействие в усыновлении детей на территории государства происхождения. Центральный орган принимающего государства - в случае с Италией речь идёт о Комиссии по международному усыновлению при Президиуме Совета Министров Итальянской Республики - в случае прекращения деятельности уполномоченной организации обязан обеспечить контроль за условиями жизни и воспитания усыновлённых при участии указанной уполномоченной организации детей, представлять соответствующие отчёты и информацию о них, оказывать содействие в завершении уже начатых при участии уполномоченной организации процедур усыновления либо может возложить эти обязанности на другую уполномоченную организацию. Предусматривается предоставление кандидатами в усыновители социально-психологического заключения, выданного компетентным органом, если выдача такого заключения предусмотрена законодательством принимающего государства. В случае с Италией такая процедура законодательством Италии предусматривается. Договор устанавливает требования обязательного согласования вопросов о переустройстве ребёнка с центральным органом государства происхождения. (Тоже для понимания: под центральным органом государства происхождения в договоре понимается Министерство образования и науки Российской Федерации, на которое эти функции возложены.) В случае если пребывание ребёнка в семье усыновителей больше не отвечает его интересам, центральный орган принимающего государства обязан по согласованию с центральным органом государства происхождения совместно с региональными органами принимающего государства обеспечить помещение ребёнка в другую семью с целью его усыновления. В этом случае усыновление не может иметь места до тех пор, пока центральный орган государства происхождения не будет должным образом ознакомлен со сведениями о новых кандидатах в усыновители и не даст согласия на такое усыновление. Кроме того, предусматривается обязанность центрального органа принимающего государства, в случае если того требуют интересы ребёнка, по согласованию с нами и соответствующим региональным органом государства происхождения обеспечить возвращение ребёнка в государство происхождения. Центральному органу государства происхождения предоставляется право принимать решение о временном приостановлении приёма документов от кандидатов в усыновители принимающего государства до исполнения обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновлённых детей и предоставлению в компетентные органы государства происхождения соответствующего отчёта и информации о них после предварительного уведомления об этом центрального органа принимающего государства. В целом представляется, что принятие предлагаемого законопроекта, ратифицирующего договор, приведёт к совершенствованию порядка усыновления детей граждан Российской Федерации гражданами Итальянской Республики, к совершенствованию системы контроля за их жизнью и воспитанием на территории данного иностранного государства. Ратификация договора не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной. Пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Подробно изложил содержание данного договора Юрий Петрович Сентюрин, я лишь обращу внимание на некоторые моменты, которые волнуют и волновали депутатов в этом зале, когда обсуждались вопросы, связанные с международным усыновлением. Во-первых, я бы хотела напомнить о том, что 18 мая этого года было принято постановление Государственной Думы об обращении к Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой ускорить внесение на ратификацию договора между Россией и Италией о международном усыновлении, так что фактически мы сегодня рассматриваем вопрос, по которому правительство работает в рамках выполнения нашего постановления. Кроме того, как уже сказал Юрий Петрович, необходимость принятия и ратификации данного договора связана с тем, что, к сожалению, есть существенные правовые пробелы в регулировании и защите прав усыновляемых детей иностранными гражданами, в данном случае итальянцами. Для справки могу сказать, что в прошлом году гражданами Италии было усыновлено четыреста девяносто шесть российских детей, в 2007 году - четыреста тридцать восемь. Но обращаю ваше внимание на то, что договор касается усыновления не только российских детей гражданами Италии, но и итальянских детей гражданами России. В ходе обсуждения этого договора к нам обращались представители наших консульских учреждений в Италии по поводу ситуаций, связанных с международными браками, когда наши российские граждане вышли замуж или женились на итальянских гражданах. В силу различного рода обстоятельств, в которых оказывается такая семья на территории Италии, действительно возникают вопросы, связанные с определением судьбы детей в случае смерти одного из родителей или иных неблагоприятных обстоятельств. Мы, например, участвовали в обсуждении ситуации, когда родители оказались в тюрьме в связи с совершением уголовного преступления. Ратификация этого договора позволяет разрешить подобные ситуации. Действительно, договор прежде всего направлен на защиту усыновляемых детей. Я хочу в связи с теми спорами, которые здесь были относительно гражданства, обратить ваше внимание на то, что прямо в договоре записано о сохранении двойного гражданства ребёнка - и Италии, и России. Ребёнок приравнивается в своих правах к родственнику по происхождению (статья 2 данного договора). Кроме того, что очень важно, после ратификации договора фактически невозможно будет усыновление независимыми усыновителями - только специальная уполномоченная организация. И получить такой статус, то есть участвовать в процедуре усыновления, уполномоченной организации будет непросто: она должна будет доказать, что у неё есть соответствующие структуры, профессионально подготовленный персонал, что эта организация не преследует цели получения прибыли, возглавляется лицами, чьи моральные и профессиональные качества не вызывают сомнений и чья деятельность в другом государстве способствует соблюдению прав ребёнка. Российская Федерация и итальянская сторона наделены в соответствии с этим договором полномочиями относительно судьбы ребёнка, передаваемого на усыновление в другое государство, если там оказались неблагоприятные условия. Если до этого проблема фактически никак не решалась, Россия не имела возможности, например, поставить вопрос о том, чтобы только с её согласия была заменена семья на территории Италии или ребёнок возвращён обратно в Россию, то теперь в договоре эта процедура прописана, в статье 15 чётко указано, что только с согласия России, когда Министерство образования и науки, центральный орган, даст согласие на замену семьи на территории Италии. Это может произойти после ознакомления с новыми усыновителями, с данными о новых усыновителях, и либо обратно в Россию возвращается ребёнок и все расходы за счёт итальянской стороны, либо наоборот, если речь идёт об итальянском ребёнке. Договор содержит и ряд других моментов очень важных, по контролю (об этом уже говорил Юрий Петрович). Контроль теперь осуществляет консульское учреждение (применительно к России) Российской Федерации на территории Италии, что очень важно. И Россия обладает, так же как и Италия, рядом полномочий, если не исполняются такого рода обязанности. Например, Россия может теперь либо приостановить усыновление гражданами Италии, если Италия не будет выполнять обязательства по данному договору, либо ограничить деятельность уполномоченных организаций, которые нарушают этот договор. То есть те вопросы, которые нас волновали, в этом договоре разрешены. Кроме того, договор заключается на пять лет, обращаю ваше внимание, и в договор могут вноситься изменения. Если в ходе реализации договора будет выявлено, что что-то всё-таки не соответствует правам и интересам ребёнка, то договаривающиеся стороны вправе вносить в него изменения, то есть это "живой" договор, который действительно направлен на защиту прав детей. Комитет просит поддержать предложение принять данный федеральный закон о ратификации. Это, безусловно, шаг вперёд в защите прав детей, которые не находят семью в России, но имеют возможность быть усыновлёнными гражданами Италии, так же как и итальянских детей, которые волею судьбы усыновляются гражднами России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Останина Нина Александровна, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос? Сейчас вопросы идут у нас. ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Вопрос Юрию Петровичу. Уважаемый Юрий Петрович, я прошу вас уточнить положение статьи 3 договора, который мы сегодня обсуждаем. В этой статье говорится о том, что усыновлением занимаются только уполномоченные организации. Их наделяет полномочиями центральный орган. Совершенно очевидно, что с итальянской стороны это агентство. Хорошо, что в договоре наконец-то чётко прописано, что у нас нет независимого усыновления. А вот как с российской стороны? Ведь ваше министерство не наделено полномочиями делегировать кому-то эти права. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. СЕНТЮРИН Ю. П. Совершенно верно вы говорите. Сегодня от итальянской стороны в России действуют десять организаций, которые занимаются этой деятельностью. Одна из них государственная, она представляет интересы государственного органа, и девять некоммерческих неправительственных организаций. Все они получили статус полномочных организаций в соответствии с положением, регулирующим такого рода вопросы в Российской Федерации, утверждённым постановлением правительства № 654. В соответствии с этим постановлением действует наше министерство: на заседании специальной комиссии рассматриваются заявления организаций, которые хотели бы заниматься этой деятельностью, устанавливается соответствие этих организаций требованиям, которые изложены в российской правовой системе, и выносит соответствующее решение. Что касается действия полномочных организаций по усыновлению, предположим, итальянских детей россиянами, то такой организации на сегодняшний день нет, потому что по факту нет усыновлений российскими гражданами граждан других государств, в частности итальянских. Но, подчёркиваю, такая возможность в соответствии с этим договором предусматривается и в принципе такое положение дел и появление таких организаций в перспективе возможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич, ваш вопрос. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. У меня вопрос к содокладчику. Говорится, что итальянцы своих детей нам не отдают. Приведена статистика, что мы вывозим таким образом по триста - четыреста наших детей ежегодно. Я считаю, что это позор - то, что мы не в состоянии разработать на уровне комитета, вашего комитета, такое национальное законодательство, которое позволило бы вообще не ставить подобные вопросы на повестку дня. В данном законе о ратификации говорится об усыновлении ребёнка только в случаях, если в государстве происхождения невозможно найти для него подходящую семью. Это до чего надо довести законодательство, чтобы оно совершенно не стимулировало нашего россиянина к тому, чтобы усыновить ребёнка?! В нашей стране не найти среди ста сорока миллионов населения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос понятен. Пожалуйста, ответ. МИЗУЛИНА Е. Б. Спасибо. Если бы можно было только с помощью закона решить эту проблему, то мы бы это сделали. Мы бы в соответствии с вашим предложением так и записали: каждый россиянин и каждый депутат должны усыновить по одному, два, три ребёнка. Но к сожалению, это не только от законодательства зависит. Мне бы не хотелось сейчас обсуждать эту проблему. Я не соглашусь с вами, что наш комитет ничего не делает. Вы просто, видимо, не следите за тем, как работают комитеты Государственной Думы, включая наш комитет. Что же касается возможности международного усыновления, можете соглашаться, можете не соглашаться с тем, что дети передаются на усыновление за рубеж, но это реальность - то, что, к сожалению, не каждый российский ребёнок, социальный сирота - в подавляющем большинстве случаев это социальный сирота - имеет возможность найти семью в России. Есть конвенция ООН, которая ратифицирована, и депутаты Государственной Думы... не Государственной Думы, депутаты Верховного Совета СССР в 90-м году тоже участвовали в ратификации Конвенции ООН о правах ребёнка, где сказано, что каждый ребёнок имеет право на семью как естественную среду его развития и воспитания, именно на семью. Это неотъемлемое, естественное право ребёнка, и мы, депутаты, обязаны ему это право гарантировать и обеспечить. И коль скоро получается так, что часть наших детей - я думаю, вы согласитесь с тем, что для нас каждый ребёнок - это наш ребёнок, - не имеет возможности найти семью, тем более семью-усыновителя (а только усыновление позволяет приравнять ребёнка-сироту и родного ребёнка, кровного ребёнка, во всех правах)... Так вот, если он не может найти семью в России, было бы просто преступно с нашей стороны отказывать ему в таком праве и говорить: "Нет, мы тебя из России не выпустим, живи в детском доме, пока не найдётся кто-то, кто согласится тебя взять". Это совершенно безнравственная логика, и мне представляется, что преступная, не говоря о том, что такая логика есть следствие правового нигилизма, непризнания Конвенции ООН о правах ребёнка и тех обязательств, которые Россия на себя взяла. Поэтому, если это явление есть, мы его должны урегулировать. К тому же, коллеги, ведь это договор не о передаче на усыновление российских детей в Италию, а о международном усыновлении. И я не случайно привела пример, который мы разбирали с нашим консулом на территории Италии. Этот длящийся сейчас вопрос, я надеюсь, благодаря ратификации этого договора будет разрешён. Четыре ребёнка российско-итальянского гражданства остались без семьи, без родителей. Вот оставить их в Италии или вернуть в Россию к бабушке, есть бабушка родная, - это вопрос, который позволит решить, в частности, вот этот договор. Так что реальность такова, международных браков много. Мы приглашаем вас 2 декабря на парламентские слушания, которые проводит комитет, о судьбе... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы заданы. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Три желающих выступить: Останина, Жириновский и Карпович. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, когда полгода назад в марте мы обсуждали два альтернативных постановления об обращении к правительству по вопросам международного усыновления, то, я напомню, это было уже седьмое по счёту обращение к правительству начиная с сентября 1997 года (шесть из них подписали вы, Борис Вячеславович), поэтому становятся совершенно очевидными два вывода. Первый. Договор, который мы сегодня рассматриваем, - это не просто актуальный документ, это жизненно важный в прямом смысле документ для наших детей, который даёт им хоть какую-то юридическую защиту, когда они оказываются за пределами Российской Федерации. И второй. Юрий Петрович, невзирая на всё позитивное отношение к этому договору, (мы, конечно, проголосуем сегодня за ратификацию), я бы хотела упрекнуть правительство в том, что оно опоздало примерно на полтора десятка лет с вынесением этого договора на ратификацию. Если брать за точку отсчёта 1992 год, когда усыновление российских детей было поставлено на поток, потому что из России за эти годы было вывезено более пятидесяти тысяч ребятишек, то совершенно очевидно, что для многих детей жизнь обернулась трагедией. Они остались без юридической защиты на территории иностранных государств. Я хочу сказать, что особенно показательна в этом смысле статистика за 2003 год: именно тогда иностранное усыновление превысило российское усыновление. И я разделяю в этом смысле "преступную" логику депутата Селезнёва, который сказал, что государство не заслуживает уважения, если оно не может защитить своих детей. Я тоже не буду останавливаться на причинах, которые побуждают сегодня Россию передавать своих детей на иностранное усыновление, но сегодня мир чётко поделён на две стороны - на отдающую и принимающую. И к сожалению - Юрий Петрович сегодня тоже это признал - Россия относится к разряду стран, отдающих своих детей. Хотя договор и называется двусторонним, хочу обратить ваше внимание на то, что там даже не прописаны полномочные органы с российской стороны, потому что до сегодняшнего дня ни одного итальянского ребёнка итальянцы не отдали в Россию. При общности интересов - а задача и той, и другой стороны, которые подписали этот договор, - обеспечить детям-сиротам семьи - многие проблемы у нас, конечно, разные, они требовали урегулирования на международном уровне. Две проблемы - самые острые, с моей точки зрения, - получили отражение в этом договоре. Первая - это сам процесс усыновления, и вторая - это контроль за жизнью ребёнка после его усыновления. Мне хочется отметить, что договор упраздняет независимое усыновление, о чём так часто и много мы говорили в этом зале, оставляя только один канал - агентства, уполномоченные центральным органом. Но, Юрий Петрович, хочу обратить ваше внимание: вы сказали, что в числе десяти агентств одно государственное агентство. Мне бы очень хотелось, чтобы наша страна тоже пошла по пути того, чтобы дети находились под защитой государственных структур, а не частных. Когда будет решаться вопрос о наделении полномочиями структур, очень хотелось бы, чтобы ваше министерство нашло возможность передать эти полномочия всё-таки структурам государственным. Теперь что касается механизма контроля. Действительно, до подписания этого договора контроль заканчивался тогда, когда ребёнок пересекал границу Российской Федерации. Сегодня в этом договоре механизм контроля прописан. Обращает на себя внимание статья 15, где говорится о возможности ребёнка возвратиться в Россию. И при этом речь идёт о том, что ребёнок сохраняет всё-таки российское гражданство. Несомненным достоинством договора является и приоритет национального усыновления, который прописан в статье 3, что, впрочем, соответствует нормам международных договоров, в том числе Конвенции о правах ребёнка, которую Россия ратифицировала в 1990 году. Хотя могу отметить, что договор не лишён недостатков. И первый недостаток, который уже отмечали, заключается в том, что в договоре не прописана уполномоченная организация в Российской Федерации. Ещё раз хотелось бы сказать о том, что это не должны быть коммерческие структуры со стороны иностранных государств, которые работают на территории Российской Федерации сегодня. И второе. Вот этим договором не решается вопрос о возможности отмены усыновления ребёнка из России и возвращения его родителям - то, что прописано в нашем российском Семейном кодексе, принятом в 1995 году. Конечно, ратификация этого договора - несомненный шаг на пути урегулирования вопросов юридической защиты детей, которые оказались за пределами Российской Федерации, быть может, даже маленькая победа со стороны той части депутатского корпуса, которая настойчиво, повторяю, с 1997 года обращалась к правительству с требованием подписать такого рода договоры. Юрий Петрович сказал, что на очереди подписание подобного рода двусторонних договоров с Испанией, Францией, Израилем. Юрий Петрович, вы или не договорили, или действительно Соединённые Штаты до сегодняшнего дня не высказали своего отношения к подписанию подобного рода договоров? Ведь мы понимаем, что Италия занимает только третье место по числу российских детей, которые усыновлены иностранными гражданами. Первое место занимают Соединённые Штаты. И наибольшую тревогу вызывает тот факт, что именно в этой стране, как статистика показывает, пятнадцать детей погибли от рук усыновителей, именно в Соединённых Штатах. Я хочу напомнить вам, что на сегодня двусторонние договоры с Соединёнными Штатами подписали такое маленькое государство, как Вьетнам, и такое большое государство, как Китай. Неужели наши дети - дети второго сорта и мы не можем защитить их подписанием подобного договора с Соединёнными Штатами?! Очень хотелось бы, чтобы министерство поторопилось и предложило такого рода договор, внесло на ратификацию к нам в Государственную Думу. Наша фракция поддерживает этот договор, повторяю. И мы считаем это пусть небольшой, но победой в той системной работе, которую мы начали вести с 1997 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы все имеем право говорить то, что мы считаем нужным, и парировать, естественно, в выступлениях. Депутат Железняк назвал наши политические заявления разминкой. Я могу сказать, что разминка на стадионе. Если не нравятся политические заявления в Думе, надо идти на стадион, там будут действительно только разминки. Там качают мышцы ног, а здесь качают мозги. И когда их нет, мозгов, такому человеку очень тяжело. Тогда у него, так сказать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, о ратификации договора. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это близко к теме, Борис Вячеславович. А вы должны быть ближе к Регламенту. Я по ведению записался - вы не заметили даже, что лидер партии записался по ведению после обсуждения повестки дня. Это ратификация, и я хочу, чтобы мы понимали друг друга. Когда нам говорят как о победе... вот последний выступавший сказал, что это маленькая победа. Это большое поражение - заключать подобные договора! Вы вдумайтесь в смысл названия договора: договор о сотрудничестве в области усыновления. Перевожу на бытовой язык: договор об экспорте детей из России за рубеж. Если это кого-то радует - можете голосовать, но фракцию ЛДПР это не радует, и ни одного голоса за подобный договор мы не дадим. Ибо здесь речь идёт только об одном: поставить на правовую основу экспорт детей. Мы экспортируем лес, нефть, газ - это экономика, а теперь нам предлагают экспортировать детей. Бывает, спортсмены или артисты уезжают, но это временно, они взрослые люди. А здесь бесправная часть, ещё несовершеннолетние граждане, они как бы даже ещё не граждане России, не имеют всех прав, и мы предлагаем поставить это на правовую основу: уехал туда - и до свидания. Больше мы практически этих детей наших не увидим. Какие обычно бывают пути решения подобных вопросов? Заключается договор между двумя странами о правовой помощи по семейным делам. Когда возникает необходимость, все вопросы урегулированы и обе стороны уже знают, как они будут решать данную проблему. А здесь мы говорим: "Ребята, давайте забирайте наших детей, вот договор есть, мы с вами сотрудничаем от имени государства". Послушайте, что мы сейчас делаем? Если раньше это делалось на низовом уровне - какие-то агентства, какие-то структуры, то теперь само Российское государство говорит: "Мы согласны, забирайте часть наших детей к себе". И нам ещё сообщают, что скоро они заключат - и комитет поддерживает - такие договоры со всеми другими странами! Мы выполняем пожелание Тэтчер: в России надо оставить миллионов пятнадцать, все остальные - лишние. Быстрее нужно вывозить каждый год, пятьдесят тысяч вывезли - мало, давайте по пятьсот тысяч вывозить в год и так далее. Мы не можем этот закон поддержать, потому что вопрос надо ставить шире. Проблема есть, и её надо решать, но это должна быть помощь семье. Зачем мы выделяем отдельно усыновление (удочерение)? Сейчас мучается гражданка России в Финляндии. Её там и в тюрьму сажали, и хотят ещё посадить, и заставляют при встрече с её ребёнком (это уже не усыновление, это родной ребёнок гражданки России!) говорить по-фински, её предупреждают: "Когда встретитесь, будете говорить с ним на финском языке!" Это когда вы решите? МИД молчит, молчит и наш комитет по делам семьи. Десять лет издеваются над матерью ребёнка во Франции: ребёнка передали уже в третью семью! Издеваются над русской девочкой, гоняют её по разным семьям во Франции! И мать не имеет права говорить по-русски - только на французском языке! И мы молчим! Молчали по делу во Франции, теперь это делают в Финляндии. И на Украине Тимошенко подписывает распоряжение, что русские учителя в школах на перемене не могут говорить по-русски. Все предметы уже преподают на украинском, но даже в перерывах между занятиями нельзя русским говорить по-русски! Это всё последствия нашего договора о дружбе. В этом зале одиннадцать лет назад я с этой трибуны доказывал вам: не надо заключать договор о дружбе. Вообще слово "дружба" забудьте навсегда! Это наивно. Что значит договор о дружбе? Ну как... Дружить могут два подростка в соседнем дворе: у одного есть велосипед, у другого нет, вот они и будут дружить, временно, пока у одного есть велосипед. Как только в другом дворе появится другая игрушка, он побежит туда дружить. Поэтому в этом смысле нам надо заключать договора по правовой помощи, по всему аспекту семейного права, в том числе и по использованию языка. При заключении любого контракта (брачного, семейного) надо указывать, что никто не имеет права запрещать использовать язык одного из родителей. Это же чудовищно! Это происходит сегодня. Это рядом с нами. Потом ещё появится республика внутри Российской Федерации. Как кое-где появилось исламское такси, скоро появится ещё какой-то кодекс, связанный со средними веками, согласно которому дети должны жить только в доме отца, а мать, независимо от её национальности, вообще не имеет права заходить на мужскую половину дома (у них есть такие понятия - мужская половина дома и женская). Мы к этому придём с вами. Поэтому мы категорически против того, чтобы давать больше правовых оснований для экспорта детей, как и населения в целом. Какие-то договора, связанные с этими отношениями, надо заключать, но в рамках договора по всем семейным делам, не выделяя отдельно усыновление. И самое главное. Когда депутат фракции ЛДПР задал представителю комитета вопрос: почему вы не принимаете меры, чтобы ускорить усыновление внутри России?.. Это же элементарно! Вот сегодня мы будем бюджет обсуждать. Давайте во втором чтении увеличим детские пособия, материальную помощь приёмной семье. Мы ввели пособие 8 тысяч - и во многих местах исчезли детские дома. Давайте сделаем 15 тысяч - и у нас будет очередь стоять на усыновление, на то, чтобы взять детей в приёмную семью, в любом случае их заберут из детского дома. Так это всё от нас зависит. Если исходить из конвенции, заключённой двадцать лет назад, то там прописано право ребёнка на семью. Но это что означает - что он обязательно должен быть помещён только в семью? Кто вам об этом сказал? Право, но не обязанность. Вот я хочу, чтобы мы друг друга правильно понимали. Вы юрист и я юрист. Право ребёнка на семью - это абсолютно не означает, что он должен быть только в семье, всегда и при любых условиях. Если такое право реализовать, то мы потеряем всё население. У нас холод, у нас голод, у нас бесправие, у нас фальсификация на выборах. Тогда все наши поедут туда, где теплее, где честнее, где свободнее. Скажут: ООН приняла такую конвенцию, о праве, и мы, дети, не хотим жить в Российской Федерации. А как же дети, которые приезжают в Москву и которым нравится город Москва? Давайте их защитим. Они должны остаться здесь, в городе Москве, так как они не хотят ехать обратно в Самару или куда-нибудь далеко за Урал. Это что за абсурдное понимание, так сказать, принятых конвенций?! Конвенций много. У нас есть конвенция об обращении с пленными и с ранеными, однако никто не помешал отрезать голову русскому солдату. Без войны! А конвенция есть, и мы все её участники. И вы вспоминаете про эти конвенции вот с этой трибуны, а за пределами этого зала уже всё нарушается, любые законы нарушаются. Поэтому должна быть поставлена задача их выполнять. И когда я здесь сказал о договорённости с губернатором, то депутат не понял, Макаров. Договорённость была о том (это ваш "единоросский" губернатор), чтобы не воровать голоса у ЛДПР, об этом, а не по Конституции договорённость была. Он сам приехал, сам в моём кабинете сидел и сам обещал, что не украдут голоса у ЛДПР. Только об этом мы договаривались. Он обещал украсть 5 процентов, а украл 10 - вот в этом проблема: украл больше, чем обещал. А нас снова упрекают: о чём-то вы там договаривались. А я его что, звал к себе? Он мне, так сказать, близко не нужен, этот губернатор Дудкп! Для меня он преступник, и это он приехал ко мне, а не я к нему. Поэтому мы не будем голосовать за ратификацию. По-русски "ратификация" - это "утверждение". "Сотрудничество" - это вообще чудовищное наименование! Хоть бы в Министерстве образования взяли юридическую терминологию: об оказании правовой помощи по конфликтам, возникшим в сфере усыновления. А вы прямо пишете: сотрудничать... То есть давайте, ребята, отправлять, готовить эшелоны "Москва - Рим", "Москва - Милан", - и будет минобр стоять на Белорусском вокзале и махать ручкой. Вот ваше участие, так сказать, сотрудничество в усыновлении. Это нельзя допускать. Мы категорически против и просим комитет не радоваться появлению подобных документов. Эти документы в ущерб Российской Федерации, они против нас с вами, эти документы подрывают самое главное - демографическую безопасность страны. Они забирают у нас наше население, а мы говорим: "Добро пожаловать!" Мы, Дума, включаем им семафор зелёный: всё, поехали, дети России, в Италию, так сказать, пожалуйста, к мафиозным структурам, чтобы потом там снова устраивали провокации против русских... (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Карпович, пожалуйста. С места вы хотите? Пожалуйста, включите микрофон Наталье Николаевне на рабочем месте. КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что проделана огромная работа, и коллега Останина об этом сказала - о том, что мы действительно долго к этому шли. И меня сегодня поражает выступление Владимира Вольфовича по одной простой причине: автором альтернативного проекта обращения к правительству наряду с Останиной Ниной Александровной была коллега Афанасьева из фракции ЛДПР, которая как раз ратовала, призывала к заключению международных договоров, которые необходимы, чтобы защитить интересы наших детей. То, что сегодня фракция ЛДПР отказывается голосовать за эту ратификацию, нас удивляет, потому что ещё недавно коллега Афанасьева была членом нашего комитета и высказывала твёрдую позицию, потому что если международное усыновление и должно быть, то оно должно осуществляться именно через двусторонние договора, через ратификации этих договоров. Конкретно о том, что сегодня мы с вами проделали огромную работу и получаем результат, Нина Александровна уже подробно рассказала, и о плюсах, и о минусах, я не буду это подчёркивать. Я хочу остановиться на самом главном. Действительно, проделана большая работа, мы много лет шли к этому. Сегодня эти договора помогут защитить интересы наших детей, и это самое главное. Приоритетом всё равно является усыновление - форма, которая обеспечивает ребёнка семьёй. Это не обязанность и не право, это то, к чему мы должны стремиться. Каждый ребёнок, конечно же, может получить тепло и любовь только в семье. Приоритетом законодательства Российской Федерации является усыновление детей российскими гражданами, но если ребёнок не усыновлён сегодня российскими гражданами, если не нашлись родители в России, то есть предложение заключить с иностранцами такой договор, но мы будем знать, что происходит с ребёнком, он будет находиться под контролем, он будет оставаться гражданином Российской Федерации. В любом случае государство выступает сегодня гарантом жизни и здоровья этого ребёнка. Вот в чём смысл этого двустороннего договора и его ратификации. И по поводу того, что в перспектике девять стран. У нас в комитете есть материалы. Соединённые Штаты Америки сегодня тоже хотят сесть за стол переговоров и заключить двусторонний договор. Мы поддерживаем эту ратификацию, мы радуемся сегодня, что наши дети нашли защиту в лице государства, Правительства Российской Федерации. И я предлагаю всем нам сегодня здраво посмотреть на эти вещи: когда каждый из нас сможет взять ребёнка, я уверена, что мы это сделаем, но то, что сегодня происходит... Нашим детям нужна поддержка и защита - это то, о чём мы с вами говорили в этом зале и очень много спорили. Я на этой трибуне вместе с вами тогда защищала постановление, обращение к правительству, и тогда были высказаны сомнения в том, что будут эти двусторонние договора, но они есть, и вот сегодня мы один из таких договоров ратифицируем.Я предлагаю поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, объявляется "час голосования". Мы переходим... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, извините, извините, да, правильно: по Регламенту есть право на заключительное слово у Юрия Петровича Сентюрина и Елены Борисовны Мизулиной. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо большое. Я хочу поблагодарить уважаемых депутатов за вопросы, которые прозвучали, за выступления, которые были сделаны. Все они, на мой взгляд, обусловлены тем обстоятельством, что проявляется искренняя забота о российских детях, которые усыновляются иностранными гражданами. Мне хотелось бы дать два небольших комментария по поводу того, что прозвучало сегодня в этом зале. Прежде всего, по поводу института международных договоров в этой области и юридического языка мне хотелось бы процитировать статью 165 Семейного кодекса, действующую статью, которая регламентирует вопросы усыновления (удочерения). В этой статье говорится, что при усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребёнка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть соблюдены требования (перечисляются статьи кодекса) - я подчёркиваю - "с учётом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей". Данная статья предполагает наличие правового института международного договора и даёт название этого международного договора, так что наше министерство действует строго в соответствии с действующими нормами Семейного кодекса. И второе обстоятельство - по поводу Соединённых Штатов Америки. Действительно, граждане США усыновляют наибольшее количество российских детей, на территории России действуют тридцать шесть уполномоченных организаций этого государства. Мы неоднократно ставили вопрос перед нашими партнёрами из США о том, чтобы регламентировать отношения в этой области соответствующим договором. В последний раз такое предложение было сделано в формате переговоров, проведённых с госсекретарём США Хилари Клинтон, которая недавно была с визитом в России. Поэтому мы своих усилий в этом смысле не ослабляем, и в рамках этого переговорного процесса почувствовали интерес американцев к подписанию соответствующего договора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Борисовна Мизулина, заключительное слово. С места. Включите микрофон. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что прозвучало в выступлении Владимира Вольфовича, ибо прозвучали весьма опасные вещи. Этот закон и, соответственно, договор, конечно, не являются тем, что подталкивает к экспорту детей. Я хочу обратить ваше внимание на то, что этот договор, наоборот, защищает детей от такого рода экспорта, защищает их права. Владимир Вольфович, вы сказали, что право ребёнка на семью никто не обязан обеспечивать. Обязан! Если вы будете читать конвенцию, а не получать информацию о ней только из выступлений докладчиков и содокладчиков, то вы узнаете (в конвенции прямо это сказано), что государство обязано обеспечить это право ребёнка. Вот вы взрослый человек, вы имеете право выбора: не нравится вам, как проходят выборы, вы можете участвовать, можете не участвовать, а применительно к ребёнку государство обязано это сделать. И второе. Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание вот на что. Комитет неоднократно говорил о том, что у нас есть некоторые ошибки в политике по отношению к детям-сиротам: вместо того чтобы заниматься выявлением и ранней профилактикой семейного неблагополучия, мы увлеклись на уровне государственной политики устройством в семьи уже ставших сиротами детей. И хочу обратить внимание депутатов, и для вашего сведения, Владимир Вольфович: в России растёт число детей, которые берутся в приёмные семьи, не в усыновление, а потом возвращаются обратно в детские дома. В прошлом году таких детей было больше шести тысяч - в два раза больше, чем усыновляется иностранными гражданами. Это дети, заранее обречённые на несчастье. Мне ваша логика понятна, Владимир Вольфович: те, кто голосуют за вас, - это люди несчастные, люди, которые не удовлетворены своей жизнью, и вы хотите, чтобы таких людей было больше. А те, кто будут голосовать за этот закон, хотят, чтобы у нас было как можно больше счастливых детей, а не несчастных. Поэтому все, кто хотят этого, пожалуйста, проголосуйте за данный закон. Он защищает наших детей, в том числе от экспорта, от торговли детьми, он даёт им права, прежде всего право на устройство в хорошую семью усыновителя, именно усыновителя, внутри России. И только как альтернатива, при выполнении очень многих требований, которые предусматривает этот договор, возможна передача на усыновление в другую страну, в данном случае в Италию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства, президента настаивают на участии в дискуссии? Нет. Выносим данный законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2728 по 2745 из 8690
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 21 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято.