Заседание № 127

13.11.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 257954-6 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в части исключения из перечня абонентов централизованной системы водоотведения, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, отдельных категорий абонентов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1811 по 2348 из 6415
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 27        
Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Докладывает Игорь        
Николаевич Чернышёв - член Совета Федерации, представитель Законодательной      
Думы Томской области.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ И. Н., член Совета Федерации.                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проектом федерального закона    
"О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О водоснабжении и        
водоотведении", внесённым в Государственную Думу Законодательной Думой          
Томской области, предлагается не распространять на абонентов централизованной   
системы водоотведения положение статьи 27 названного федерального закона, а     
именно исключить их из категории абонентов централизованной системы             
водоотведения, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, при    
условии, если организацией, осуществляющей очистку сточных вод                  
централизованной системы водоотведения, сточные воды очищаются до               
установленных для данной организации нормативов допустимых сбросов веществ и    
микроорганизмов. Это что касается сухого текста закона.                         
                                                                                
Почему Законодательная Дума Томской области вышла с такой законодательной       
инициативой? Статья 27 вступает в силу с 1 января 2014 года - что произойдёт?   
Абоненты, присоединённые к централизованной системе водоотведения, обязаны      
будут строить локальные очистные сооружения. Вызывает вопрос целесообразность   
данного строительства, так как сегодня сброс этих локальных очистных            
сооружений, которые обязаны будут строить предприятия, в централизованные       
системы водоотведения составляет не более 1 процента в самых промышленно        
развитых городах Российской Федерации, то есть они будут очищать 1 процент      
сточных вод. (Для информации: только 30 процентов сточных вод                   
централизованной системы водоотведения сегодня очищается перед сбросом в        
окружающую среду.) Очищать 1 процент и смешивать потом с 99 процентами вод      
канализации - ну, это вызывает большие вопросы. Это первое.                     
                                                                                
Второе. Сегодня уже существует определённая застройка в городах, промышленные   
предприятия работают, и найти необходимую территорию для строительства          
очистных сооружений вряд ли представляется возможным. То есть ставится под      
сомнение сам факт исполнения данной нормы - а это уже коррупционная             
составляющая, - потому что охранная зона очистных сооружений - от 150 метров,   
это при минимуме сброса, а если сбросы больше, то соответственно охранная       
зона ещё больше.                                                                
                                                                                
Депутаты вышли с таким предложением, для того чтобы на договорных условиях      
органы местного самоуправления, являющиеся, как правило, собственниками         
централизованных систем водоотведения, или другие организации могли в           
складчину в конце концов построить современные очистные сооружения              
централизованной системы водоотведения, с тем чтобы в природу сбрасывались      
уже очищенные канализационные стоки. Со вступлением в силу нормы статьи 27 с    
1 января, по сути дела, не решается главный вопрос, которому посвящена вся      
глава 5, - это уменьшение негативного воздействия на окружающую природную       
среду: оно не уменьшается, потому что, подчёркиваю, если 1 процент смешать с    
99 процентами, пользы для природы никакой не будет. И вряд ли целесообразно     
деньги бизнеса, подчёркиваю, использовать для того, чтобы просто-напросто       
удовлетворить требования природоохранных органов.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект поддержан двадцатью субъектами           
Российской Федерации, в частности Московской областной Думой. Предлагаю         
поддержать его в первом чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Павел Рюрикович Качкаев.                                                        
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы    
по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел               
представленный законопроект № 257954-6 о внесении изменения в 27-ю статью       
федерального закона номер 416 в части уточнения перечня вот этих абонентов,     
для которых установлены нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы         
загрязняющих веществ.                                                           
                                                                                
Я хочу возразить коллеге из Совета Федерации, который представил данный         
законопроект. Мы все, кто работал в промышленности, знаем прекрасно, что в      
складчину такие очистные сооружения построить очень сложно. Основная цель       
416-го федерального закона - это всё-таки чтобы мы наконец начали приводить в   
порядок наши очистные сооружения. Для примера скажу, что только 7 процентов     
сточных вод после очистки соответствует установленным нормативам, хотя, надо    
отметить, нормативы у нас сегодня достаточно жёсткие, ещё 17 процентов          
укладывается в лимиты, 56 процентов сточных вод, в том числе и промстоков,      
очищается, но не укладывается ни в нормативы, ни в лимиты, а 20 процентов       
сбрасывается в наши реки, озёра и водоёмы вообще без очистки.                   
                                                                                
Ситуация, которая складывается с очистными сооружениями, очень серьёзная, и     
основная задача 416-го федерального закона была та, чтобы сподвигнуть           
предприятия, в том числе и водоканалы, и промышленность, вкладывать средства    
в очистные сооружения и применять наилучшие доступные технологии по очистке     
сточных вод, которые существуют в мире. 416-й закон урегулировал значительную   
часть вопросов, в частности, в нём предусмотрен механизм регулирования сброса   
сточных вод для абонентов, которые подключены к централизованной системе        
водоотведения. Этот механизм установил солидарную ответственность. До           
принятия 416-го федерального закона за сброс сточных вод отвечало полностью     
предприятие, которое эксплуатирует очистные сооружения, эти предприятия у нас   
в основном государственные и муниципальные. Промышленность сбрасывала           
промстоки - а речь идёт в основном о сбросах таких веществ, как азот, фосфор,   
которые на биологических очистных сооружениях чистятся с большим трудом, -      
эти все компоненты поступали в наши реки и водоёмы, а штрафы платило то         
предприятие, которое практически не наносило вред окружающей среде.             
                                                                                
В отношении данного законопроекта необходимо отметить следующее. В принципе     
сегодня уже в части 1 статьи 27, той статьи, о которой идёт речь,               
установлено, что категории абонентов централизованной системы водоотведения,    
на которых распространяется действие статьи 27, устанавливаются                 
Правительством Российской Федерации. Такое постановление было принято           
правительством в марте этого года, 230-е, таким образом, принятие этих          
поправок повлечёт неоднозначное его толкование. То есть сегодня правительство   
вправе определять категории тех абонентов, на которых не распространяется       
часть 1 статьи 27, - то, о чём мы говорили, касаясь локальных очистных          
сооружений. Более того, сброс неочищенных промстоков может привести к           
повышению износа вообще всей системы очистки и к нарушению биологического       
процесса, что в свою очередь приведёт к дополнительным затратам той             
организации, которая эксплуатирует очистные сооружения.                         
                                                                                
С учётом изложенного наш комитет считает, причём единогласно, что принятие      
данного законопроекта нецелесообразно, не поддерживает его.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы? Есть. Прошу записаться.                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос к Игорю Николаевичу.                                       
                                                                                
Видимо, готовясь к докладу, вы обобщали в том числе и цифровые данные. СМИ      
непрерывно напоминают, что в стране существенные проблемы, связанные с          
загрязнением атмосферы и воды. А что говорят цифры, если взять, допустим,       
двадцатилетний период? Вы называли ряд цифр - какая доля сточных вод вообще     
не очищается и какая доля сточных вод, где соблюдаются нормативы. Можете ли     
подкрепить ваш тезис, что это безболезненный процесс - то, что предлагается     
сегодня?                                                                        
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ И. Н. Я не понял сути вопроса: вы имеете в виду то, что предлагает     
Законодательная Дума Томской области?                                           
                                                                                
Законодательная Дума Томской области предлагает при помощи денег бизнеса,       
которые он должен будет тратить на решение экологических проблем, в складчину   
построить очистные сооружения, так как сегодня муниципалитеты, учитывая         
высокую стоимость очистных сооружений, сделать это самостоятельно не могут,     
они просто-напросто платят штрафы, по большому счёту, сами себе. То есть        
предлагается при помощи средств бизнеса решить этот вопрос централизованно.     
Но я уже называл цифру: очищается сегодня не больше 30 процентов вод, которые   
сбрасывают в централизованную систему водоотведения, и вот меня-то больше       
беспокоит целесообразность очистки 1 процента, если остальные 99 процентов      
сегодня не очищаются или очищаются очень слабо.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, но из законопроекта это не следует. Это только   
ваш комментарий, да?                                                            
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ И. Н. Нет, это следует напрямую, потому что в части 7 статьи 27,       
которую предполагается ввести в данный закон, как раз об этом и говорится.      
Дальше между абонентом и хозяином централизованной системы водоотведения        
наступают договорные отношения, которые и сегодня есть. И кстати, комментируя   
отзыв правительства... это отдельная тема, но я могу на этом остановиться.      
Правительство в большей степени не поддерживает законопроект как раз по         
формальным признакам, ссылаясь на концепцию закона "О водоснабжении и           
водоотведении", а не по существу того, что предлагается Законодательной Думой   
Томской области: в отзыве речь идёт именно о концепции, то есть о тарифной      
политике и так далее, а вот об экологических проблемах, о путях их решения в    
отзыве правительства не сказано ничего.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Андреевич Шингаркин.                                                     
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Большое спасибо, Сергей Евгеньевич.                                             
                                                                                
У меня вопрос к представителю Законодательной Думы Томской области. Скажите,    
пожалуйста, а каким образом ваш законопроект будет способствовать созданию      
замкнутых систем водооборота на тех самых предприятиях, за которые вы           
ратуете?                                                                        
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ И. Н. Законопроект не направлен на создание замкнутых систем,          
законопроект направлен на то, чтобы те средства, которые предприятия должны     
будут с 1 января 2014 года потратить на строительство локальных очистных        
сооружений, которые, подчёркиваю ещё раз, будут очищать только 1 процент вод    
- это в самых промышленно развитых городах, а, например, в Томске такой сброс   
составляет всего 0,2 процента от всех сбросов в централизованную систему        
водоотведения, - направить на строительство единых централизованных систем      
водоочистки, после которых вода возвращается уже в окружающую среду, в нашу     
природу-мать.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Игорь Николаевич, известна фраза "Ты - то, что ты ешь и          
пьёшь", и в том, что сегодня практически всё население, от мала до велика,      
больное, во многом виновата и некачественная вода. Здесь приводили              
статистику, говорили, что 56 процентов воды - некачественная вода, но я         
встречал другие цифры: две трети у нас сегодня некачественной воды. И в связи   
с этим совершенно непонятно, что такое "в складчину". Вот одно предприятие      
загрязняет воду, сбрасывает крайне вредные вещества, но оно очистных            
сооружений не строит. Двух предприятий хватит, чтобы "в складчину", или нужно   
три, пять предприятий? И сколько лет эти предприятия, которые загрязняют        
воду, будут ждать, пока найдутся новые вкладчики?                               
                                                                                
Но главное - другое. Вот я цитирую ваш документ: "...освободить предприятия     
от необоснованных и неэффективных затрат, связанных с необходимостью            
строительства локальных очистных сооружений при сбросе сточных вод...". Но мы   
же сразу увеличим затраты на лечение людей, больше будет больных, это на        
бюджет ляжет, на государство, снизится производительность труда! Вот когда      
готовили законопроект, ваши коллеги не брали заключение медиков?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ И. Н. Спасибо за вопрос, но я опять возвращаюсь к тем цифрам,          
которые я уже назвал, вынужден это повторить. Какой смысл очищать 1 процент     
всей воды, которая находится в стакане, если остальные 99 процентов не          
очищены, и при этом тратить на очистку этой воды большие деньги? Может быть,    
есть смысл очистить весь стакан воды и в итоге пить хорошую воду? Исходя из     
этой логики разрабатывался законопроект.                                        
                                                                                
Что касается того, что одно предприятие больше гадит, другое - меньше, а        
платить будут одинаково, то это не так. Сегодня постановлением правительства    
утверждены соответствующие методики, которые определяют в том числе порядок и   
нормативы сбросов. Эти методики законопроектом, который предлагается            
законодателями Томской области, ни в коем случае не отменяются, они действуют   
и будут продолжать действовать. Кто больше загрязняет, тот обязан будет         
предоставить больше средств для строительства очистных сооружений               
централизованной системы водоотведения, подчёркиваю: централизованной, то       
есть той, которая будет очищать наши социальные стоки, не больше 30 процентов   
которых сегодня - я называл цифру - очищается по всей стране.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня вопрос к Павлу Рюриковичу как к профессионалу.          
                                                                                
Павел Рюрикович, я вот с автором не очень согласен, я читал данные о том, что   
собирается 3 триллиона 300 миллиардов рублей, а ресурсы, которые тратятся на    
строительство очистных сооружений, в общем-то, обвально снижаются. Не могли     
бы вы привести динамику, каким образом за три года изменились размеры           
инвестиций в строительство очистных сооружений, в развитие системы              
водоотведения и канализации?                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Рюрикович Качкаев.                                  
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Николай Васильевич, сегодня мы пытаемся и через 185-й   
федеральный закон, и через программу "Чистая вода" какие-то вложения в эту      
отрасль делать, но за последние три года количество средств, я могу сказать     
однозначно, уменьшилось, и это происходит в том числе из-за того, что мы с      
вами держим прибыль наших муниципальных и государственных водоканалхозяйств     
на минимальном уровне - в пределах 2-5 процентов.                               
                                                                                
Что касается сегодняшнего обсуждения, я не согласен с тем, что всего 1          
процент или доли процента промстоков сбрасываются: в крупных мегаполисах, где   
развитая промышленность, например в Уфе, на промышленность приходится 25        
процентов от всех общегородских стоков, 75 процентов - на население, это        
бытовые стоки.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Павел Рюрикович, вот вы сослались на постановление правительства,               
определяющее перечень предприятий, которым всё-таки разрешат, как я понял,      
сбрасывать сточные воды, минуя очистные сооружения. Если это так, то скажите,   
что правительство в этой части уже сделало, потому что с 1 января уже вступят   
в действие требования по сточным водам.                                         
                                                                                
И второй вопрос. Может быть, с предприятий, которые не могут построить          
очистные сооружения в силу отсутствия территорий, надо взимать какие-то         
платежи - и законом это определить, - с тем чтобы были усовершенствованы        
общегородские очистные сооружения?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Рюрикович Качкаев.                                  
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Первое. 230-м постановлением правительства эти предприятия        
определены. Я не могу сказать, какие конкретно это будут предприятия, но        
перечень этот будет согласован с субъектами Российской Федерации. Речь не       
идёт о том, чтобы совсем без очистки, речь идёт о том, что предприятиям будут   
установлены нормативы допустимых сбросов.                                       
                                                                                
Второе, что касается строительства локальных очистных сооружений. У нас в       
комитете уже год трудится рабочая группа над изменениями в 416-й федеральный    
закон. На сегодня эти изменения практически подготовлены, я думаю, что они в    
ближайшее время будут внесены. Там речь пойдёт об установлении                  
технологических нормативов допустимых сбросов, то есть если очистные            
сооружения города или какого-то района обеспечивают определённую очистку, то    
предприятиям не нужно будет чистить стоки сверх этой существующей очистки и     
тратиться на локальные очистные сооружения. Те предприятия, у которых сбросы    
ненадлежащего качества, по договору будут платить предприятию,                  
эксплуатирующему очистные сооружения, - это то, о чём говорил коллега из        
Совета Федерации, представлявший Законодательную Думу Томской области, - и      
это будет через общегородские или общерайонные очистные сооружения, не нужно    
будет строить в складчину ещё какие-то очистные сооружения и тянуть к ним       
непонятно какие сети.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Евгеньевич Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Ну, испытываю известную неловкость за земляков - наших соседей, я не очень      
понимаю, откуда появился данный законопроект, ведь бассейн реки Томи - один     
из самых загрязнённых у нас в регионе, особенно по сравнению с Иртышом, Обью,   
и это объективно, потому что промышленность там такая, Кузбасс и Томская        
область должны поделить между собой вину за это. Ну и проценты тут ни в коем    
случае нельзя принимать во внимание, потому что если говорить о синильной       
кислоте, то там не проценты, там даже сотые доли процента будут играть роль,    
а опасные химические производства есть, как я сказал, в обеих этих областях,    
поэтому ослаблять требования ни в коем случае нельзя.                           
                                                                                
Я хочу сказать вот о чём нашим землякам: коллеги, вообще говоря, здесь прямое   
лоббирование чьих-то интересов - собираются приватизировать либо                
горводоканал, либо какое-то предприятие конкретное... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич, это не вопрос, это комментарий,      
да?                                                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ И. Н. Можно отвечать, да?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ И. Н. Да, это лоббирование, лоббирование в целях защиты нашей          
природы, лоббирование с целью сохранения здоровья наших граждан, и больше       
ничего, всё остальное - от лукавого. Это желание наконец найти деньги для       
того, чтобы построить в России нормальные централизованные очистные             
сооружения, а не пытаться, уменьшая инвестиционную привлекательность наших      
территорий и не решая вопросы охраны природы, создавать видимость этого. Я      
уже проценты назвал, и я настаиваю на этих процентах.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Сергеевич Кашин.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Игорь Николаевич, в вашем законопроекте качество стоков учитывается, о чём      
говорил депутат Локоть, или вы всё только в процентах меряете? Дело в том,      
что вот у нас в Москве немножко другая проблема: частные лаборатории, и         
химические, и биологические, сливают всё подряд, - и как можно в этом случае    
не учитывать степень опасности тех или иных стоков?                             
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ И. Н. Спасибо, Борис Сергеевич, за вопрос.                             
                                                                                
Когда я представлял законопроект, то сразу сказал, что допустимо это только в   
том случае, если централизованные очистные сооружения очищают стоки до          
установленных нормативов. Вопрос по сбросу опасных веществ, который вы          
задаёте и задавал ваш коллега, сегодня урегулирован постановлением              
правительства, устанавливающим требования к химическим предприятиям, не         
урегулирован только вопрос, я уже говорил, связанный с непонятной... Вот        
коллеги говорили по поводу того, всё-таки строить или не строить, ну а я        
говорю про коррупцию. Коллеги, тут меня пытались обвинить, интересовались,      
чьи интересы я лоббирую. Я ответил, чьи интересы, у меня других, к сожалению    
или к счастью, нет.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Николаевич Абалаков.                                                  
                                                                                
АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Игорь Николаевич, прежде всего ситуация с 1 процентом, конечно, очень           
странная: одни эксперты говорят, что 1 процент, другие эксперты говорят, что    
20 процентов, - как известно, у всех, кто считает, свои варианты.               
                                                                                
Но я хотел задать вопрос о процедуре. Скажите, пожалуйста, как вы будете эту    
самую складчину организовывать? Не кажется ли вам, что в самой системе, когда   
вы организуете какую-то складчину, сразу же заложена коррупционная схема? Не    
кажется ли вам, что в этом случае коррупция возникает прямо сразу, на месте?    
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ И. Н. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Ну, прежде всего и вчера, и сегодня, и завтра взаимоотношения между             
абонентами централизованной системы и собственниками данной системы или         
организацией, которая её эксплуатирует, регулировались, регулируются и будут    
регулироваться договорными отношениями. В данной ситуации ответственность за    
очистку сточных вод в случае вступления в силу данного закона (если             
законопроект будет вами принят в первом чтении и далее доработан) будет         
возлагаться на ту организацию, которая занимается как раз очисткой сточных      
вод, то есть она будет напрямую заинтересована очищать до тех значений,         
которые сегодня определены соответствующими нормами и правилами. В данной       
ситуации какая может быть коррупция? И деньги в этом случае крашеные.           
                                                                                
Вот то, что мы ежегодно собираем штрафы за всякие экологические нарушения,      
причём большие деньги, потому что эти штрафы увеличиваются, но не знаем, куда   
они деваются потом, поступают ли они в бюджет, - вот это важный вопрос. А в     
данной ситуации как раз деньги крашеные, повторяю, деньги крашеные, легко       
проверяемые.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, осталось восемь минут до перерыва. Кто хотел бы выступить? Прошу       
записаться.                                                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Давайте по одному от фракции. От фракции КПРФ кто выступает? Депутат            
Александр Алексеевич Кравец.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я внимательно слушал и авторов законопроекта, и оппонентов, но думаю, что       
любой, кто сталкивался с российской практикой, знает, что и закон, который      
вступит в силу с 1 января 2014 года, не решит проблемы. И там на самом деле     
есть коррупционная составляющая, ибо если чиновники определяют круг             
предприятий или производств, с которыми необходимо так или иначе решать         
вопросы экологии, то понятно, что здесь возникают вопросы откатов и прочего.    
Но и предложения моих земляков - я избирался по омскому, томскому               
избирательному округу - тоже оторваны от действительности. В доказательство     
хочу коллеге из Совета Федерации привести простой пример. В Омске               
"Омскводоканал" был отдан в аренду семь лет назад, тогда степень изношенности   
сетей составляла порядка 70 процентов. Арендатор должен был и платить за        
аренду, и вкладывать деньги в модернизацию. Через семь лет подвели итоги -      
сейчас степень износа составляет 90 процентов. Он распродал часть своих         
активов, но мимо муниципальной кассы прошли гигантские деньги, и это в очень    
бедном городе, с бедным бюджетом. В итоге что получается? Эта "складчина"       
будет в омском варианте - деньги пойдут в карманы людей, которые и так, судя    
по всему, недобросовестно пользовались возможностями муниципального             
водоканала.                                                                     
                                                                                
Я думаю, что мы стоим перед выбором: решение может быть или плохим, или очень   
плохим, ибо сами по себе абстрактные идеи защиты бизнеса и модернизации         
систем водоочистки крайне актуальны для России, но томский вариант проблемы     
не решает в силу того, что в России очень многое уже приватизировано, ну а      
действующий закон тоже несёт в себе огромные угрозы и никак не решает ни        
одной из тех проблем, которые стоят перед нашей страной, перед нашим народом.   
Поэтому я думаю, что мы здесь, к сожалению, окажемся в ситуации буриданова      
осла: куда ни тянись, до чистой воды не достанешь.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Андреевич Шингаркин.                                                     
                                                                                
Максим Андреевич, осталось пять минут до перерыва, двое желающих выступить,     
поэтому по две с половиной минуты каждому.                                      
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, Конституция Российской Федерации предопределяет презумпцию   
экологической опасности промышленной деятельности, и когда мы готовим           
законопроекты для дальнейшей жизни страны, мы должны понимать, что нужно        
регулировать законодательно не только ту область, о которой конкретно идёт      
речь в рассматриваемом законопроекте, но и создавать задел для будущего         
законодательства.                                                               
                                                                                
Поясняю. Идеальным промышленным предприятием является предприятие с замкнутым   
циклом водооборота, то есть предприятие, которое имеет свои собственные         
системы очистки, ориентированные на те загрязняющие, вредные и опасные          
вещества, которые на данном предприятии вырабатываются в ходе                   
производственной деятельности. Более того, по инвестиционной                    
привлекательности предприятие с наличествующими очистными сооружениями,         
бесспорно, по оценкам любого, в том числе Всемирного, банка, превалирует над    
предприятием, не имеющим таких очистных сооружений. Поэтому, создав жёсткую     
систему, ориентирующую все промышленные предприятия на обязательное             
строительство очистных сооружений в текущий период или в перспективе, мы, по    
сути дела, с одной стороны, оказываем бизнесу услугу, позволяющую им            
капитализировать свои финансовые вклады и на строительство собственных          
очистных сооружений, а с другой стороны, мы именно так достигнем наиболее       
качественного уровня защиты окружающей среды, когда конкретные очистные         
сооружения, ориентированные на конкретные производственные процессы,            
максимально эффективно при минимальных затратах будут обеспечивать очистку      
вод в соответствии с установленными нормативами.                                
                                                                                
Ранее принятое нами законодательство создаёт тренд именно в этом направлении,   
а предлагаемая система разрушает наши с вами усилия, поэтому, считаю, такой     
законопроект должен быть отклонён.                                              
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Андреевич, за убедительные аргументы.     
                                                                                
Сергей Павлович Кузин, пожалуйста.                                              
                                                                                
КУЗИН С. П. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция             
рассмотрела предлагаемый законопроект и считает, что он противоречит            
концепции действующего Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и          
водоотведении" и не позволяет реализовать основной принцип государственной      
политики в сфере водоснабжения и водоотведения - принцип, который достаточно    
чётко сформулирован: тарифы должны устанавливаться исходя из экономически       
обоснованных расходов организаций и способствовать внедрению наилучших          
существующих технологий.                                                        
                                                                                
К тому же, и об этом уже говорил Павел Рюрикович Качкаев, буквально на выходе   
из рабочей группы, из комитета, для представления в Государственную Думу        
находятся поправки к 416-му федеральному закону, в частности изменения в        
главу 5 "Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и            
водоотведения", в статью 27, в соответствии с которыми предлагается             
установить единые нормативы, а не для каждого абонента в отдельности, по        
составу сточных вод, за исключением соединений азота, фосфора, взвешенных       
веществ и микроорганизмов. В отношении жилых домов такие нормативы не           
устанавливаются. Такой подход к организации и развитию системы очистки          
сточных вод, на наш взгляд, является наиболее оптимальным и разумным.           
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" обсуждала этот законопроект, приняла решение            
поддержать выводы Комитета Государственной Думы по жилищной политике и          
жилищно-коммунальному хозяйству и поэтому будет голосовать против принятия      
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Игорь Николаевич, у вас есть право на заключительное слово. Коротко,            
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ И. Н. Уважаемые коллеги, спасибо большое за состоявшийся разговор,     
за высказанные позиции. Я в четвёртый раз к вам пришёл - всё никак не было      
времени у Думы заслушать. Мы сегодня говорили об абонентах централизованной     
системы водоснабжения, а не о тех, кто строит закрытые системы водоснабжения    
и водоотведения, вместе с тем я, к сожалению, всё-таки не услышал, как          
планируется избежать ситуации, связанной с тем, что 2 января соответствующие    
органы - контролирующие, надзорные - придут на предприятия и будут требовать    
то, что предприятия сделать не в состоянии, потому что у них нет                
соответствующей территории, - не это ли и есть то самое, с чем мы сегодня       
активно боремся и что называется коррупцией?                                    
                                                                                
Что касается поддержки, я напоминаю: представительные органы двадцати           
субъектов Российской Федерации, в которых большинство составляют члены          
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в том числе Московская областная Дума, поддержали      
данный законопроект, увидев в нём возможность решения тех проблем, которые      
возникнут у нас с вами с 1 января 2014 года, поэтому предлагаю всё-таки         
поддержать его в первом чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5063 по 5079 из 6415
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 27        
Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.0,4 %                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                      4 чел.                                          
Не голосовало                 446 чел.99,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 121

16.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 257954-6 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в части исключения из перечня абонентов централизованной системы водоотведения, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, отдельных категорий абонентов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1035 по 1043 из 6513
ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной         
политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".      
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, по просьбе члена Совета Федерации Чернышёва,       
докладчика по 19-му вопросу, перенесите, пожалуйста, этот вопрос на 22          
октября.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 19-й вопрос. Спасибо.                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1127 по 1129 из 6513
И Галина Петровна Хованская предлагает 19-й вопрос также перенести. Нет         
возражений? Переносится.