Заседание № 139

14.01.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 257510-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за непредоставление сведений адвокату или предоставление заведомо недостоверных сведений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2592 по 3147 из 6354
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Иван     
Константинович Сухарев.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В соответствии с Федеральным    
законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"       
адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь,        
оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в    
порядке, установленном федеральным законом, своим доверителям в целях защиты    
их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.          
Конституцией Российской Федерации к числу гарантированных прав и свобод         
человека и гражданина относится гарантируемое каждому человеку право на         
судебную защиту его прав и свобод, а также право на получение                   
квалифицированной юридической помощи.                                           
                                                                                
В соответствии с законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре..."          
адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической          
помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от     
органов госвласти, органов местного самоуправления, а также общественных        
объединений и иных организаций. Указанному праву корреспондирует обязанность    
перечисленных органов и организаций в установленный срок выдавать адвокату      
запрошенные им документы либо их заверенные копии. Реализация данного права и   
надлежащее исполнение указанной обязанности оказывают непосредственное          
влияние на своевременность и качество предоставляемой юридической помощи,       
способствуют соблюдению принципов состязательности и равноправия сторон на      
досудебной стадии и в судебном процессе, а также влияют на сокращение сроков    
рассмотрения дел в суде.                                                        
                                                                                
В сложившейся процессуальной практике при адвокатском запросе на получение      
документов, заверенных копий документов, иных сведений, необходимых адвокату    
для квалифицированной защиты прав своих доверителей в судебном процессе,        
должностные лица различных органов и организаций, как правило, не               
представляют данные сведения в соответствии с федеральным законом, либо         
представляют их в искажённом виде, не в полном объёме, либо представляют в      
течение неоправданно длительного срока. Нарушение права адвоката на             
своевременное получение указанных сведений и документов существенно снижает     
качество оказания гарантированной Конституцией Российской Федерации             
квалифицированной юридической помощи в обеспечении защиты прав и законных       
интересов граждан и юридических лиц.                                            
                                                                                
В связи с тем что неисполнение в соответствии с запросом адвоката               
предусмотренной законом указанной обязанности имеет значительную степень        
общественной опасности и может повлечь нарушение конституционных прав граждан   
на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь, необходимо           
предусмотреть в действующем законодательстве соответствующую административную   
ответственность. Напомню о том, что это не первая попытка ввести                
ответственность за непредставление сведений адвокату. Для устранения данного    
пробела нами предлагается дополнить главу 19 Кодекса об административных        
правонарушениях статьёй 19.35, устанавливающей ответственность за нарушение     
требований законодательства о представлении по запросу адвоката сведений или    
документов, необходимых для оказания юридической помощи. При этом следует       
учитывать, что правоотношения, связанные с исполнением обязанностей по          
представлению сведений и документов, не могут быть реализованы в порядке,       
предусмотренном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан   
Российской Федерации". Неприменима и предусмотренная статьёй 5.39 Кодекса об    
административных правонарушениях административная ответственность за            
неправомерный отказ в представлении гражданину и (или) организации              
информации, представление которой предусмотрено федеральными законами, за       
непосредственное её представление либо за представление заведомо                
недостоверной информации.                                                       
                                                                                
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что при осуществлении        
своей профессиональной деятельности адвокат является спецсубъектом              
правоотношений, связанных с защитой прав и законных интересов своих             
доверителей и с его участием во всех необходимых процессуальных действиях,      
связанных с этой защитой. Кроме того, необходимо отметить, что только адвокат   
имеет право выступать в уголовном процессе в качестве защитника, поэтому        
адвокат в данном случае выступает не как гражданин в реализации своего права    
на обращение с запросом.                                                        
                                                                                
Следует также учитывать, что закон об обращениях граждан не распространяется    
на отношения граждан и юридических лиц, а также не предусматривает              
представление документов и их копий. Нельзя не отметить и более высокую         
степень общественной опасности по сравнению с предусмотренной статьёй 5.39      
КоАП административной ответственностью, ведь в данном случае неисполнение       
либо ненадлежащее исполнение предусмотренной законом об адвокатуре              
обязанности по представлению по запросу адвоката сведений и документов          
умаляет гарантированные Конституцией Российской Федерации роль и значение       
оказываемой адвокатом квалифицированной юридической помощи, в том числе и в     
предусмотренных законом случаях на бесплатной основе.                           
                                                                                
Суть данного законопроекта заключается в устранении пробелов в                  
законодательстве. То есть существует право и обязанность представления          
сведений адвокату по его запросу, но нет ответственности на сегодняшний день    
за непредставление, мы предлагаем данным законопроектом как раз её и ввести.    
На сегодняшний день существует ответственность за неисполнение закона об        
обращениях граждан, за неисполнение закона о статусе депутата Государственной   
Думы и члена Совета Федерации, однако в отношении адвокатского запроса и        
непредставления сведений по адвокатскому запросу ответственности не             
существует. Мы предлагаем её ввести.                                            
                                                                                
В отношении данного законопроекта получены отрицательное заключение комитета,   
отрицательный отзыв правительства. С некоторыми доводами, в том числе           
правительства, мы не согласны. Они ссылаются на то, что адвокат не относится    
к субъектам, которые имеют право получать сведения, составляющие                
государственную тайну, но мы здесь не об этом говорим, мы говорим, что в        
случае, если данные сведения составляют государственную тайну, субъект может    
ответить, сославшись на Закон "О государственной тайне". Кроме того,            
некоторые адвокаты по некоторым делам также имеют доступ к государственной      
тайне.                                                                          
                                                                                
С некоторыми неконцептуальными и непринципиальными замечаниями можно в          
принципе и согласиться, и они могут быть предметом рассмотрения при             
подготовке ко второму чтению, однако говорить о том, что есть судебный          
запрос, а именно на это ссылается в отрицательном отзыве правительство -        
дословно: "...при рассмотрении конкретных дел в судах адвокаты вправе (и        
активно применяют это право на практике) получать судебные запросы о            
предоставлении соответствующих документов и сведений, в том числе в случаях,    
когда есть сомнение в достоверности информации, полученной ими ранее на         
основании адвокатских запросов", - это не совсем, наверное, корректно, потому   
что большая часть адвокатской работы осуществляется всё-таки на досудебной      
стадии. И возникает вопрос: зачем нам тогда вообще нужен институт адвокатуры,   
если его можно заменить судом? Давайте тогда его ликвидируем и оставим только   
суд, переложим полностью функции защиты и оказания квалифицированной            
юридической помощи на суды. Но это, я считаю, не решение, ведь мы говорим о     
том, что адвокату, как представителю наших граждан и юридических лиц,           
необходимо реализовывать свои конституционные права, чтобы в полной мере        
обеспечить защиту их прав и законных интересов. Нельзя оспорить то, что         
ненадлежащее исполнение указанной обязанности окажет непосредственное влияние   
на своевременность и качество предоставляемой адвокатом квалифицированной       
юридической помощи.                                                             
                                                                                
Принятие данного закона будет способствовать реализации соблюдения принципов    
состязательности, равноправия сторон в судебном процессе, а также повлияет на   
сокращение сроков рассмотрения дел в судах. В связи с этим прошу поддержать     
данный законопроект.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанную    
инициативу. Нисколько не отрицая наличие определённых проблем с                 
представлением информации адвокатам на стадии судебного разбирательства или     
досудебной работы, надо отметить, что есть целый ряд законов, которые           
регулируют вопросы представления той или иной информации различным субъектам,   
это законы "О государственной тайне", "О коммерческой тайне", "О персональных   
данных", "О банках и банковской деятельности", а также закон, который           
регулирует деятельность адвокатов.                                              
                                                                                
Надо сказать, что, по нашему мнению, по мнению комитета, суть проблемы,         
конечно же, не в том, что нет ответственности, а в том, что в целом ряде        
регулирующих законов чётко не прописаны порядок и условия представления         
адвокатам той или иной информации, которая в том числе представляет из себя     
охраняемую законом тайну.                                                       
                                                                                
В соответствии с тем, что Кодексом об административных правонарушениях          
предусмотрено, что сначала должны быть установлены определённые нормативные     
правила регулирующим, основным законом, а в дальнейшем за их нарушение может    
быть установлена санкция, мы рекомендуем данный законопроект отклонить. По      
нашему мнению, для исправления сложившейся ситуации в первую очередь            
необходимо вносить изменения в регулирующие законы, что, конечно, гораздо       
сложнее, чем предложить ту или иную санкцию в Кодекс об административных        
правонарушениях. Если же мы примем позицию авторов законодательной              
инициативы, то может возникнуть ситуация неопределённости: в каких случаях      
адвокат имеет право получать сведения, в каких случаях не имеет или имеет       
право получения той или иной информации, но с определёнными оговорками и        
условиями. Так вот эти вопросы до сих пор до конца нормально не урегулированы   
именно в основных, базовых законах, поэтому мы предлагаем коллегам, которые     
хотят исправить сложившуюся ситуацию, сначала подготовить поправки в            
регулирующие законы, а потом уже вводить ответственность за нарушение           
конкретных норм и правил. Следовательно, данный законопроект нам необходимо     
отклонить и сосредоточить свои усилия и своё внимание на несколько других       
вопросах, то есть на внесении изменений в базовое законодательство, в           
регулирующие законы.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы?                                                                
                                                                                
Прошу записаться.                                                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Елена Григорьевна Драпеко.                                                      
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Я бы хотела задать вопрос по поводу базового закона, о чём вы сейчас            
говорили. В базовом законе ведь есть право адвокатского запроса, то есть вы     
предполагаете, что эту статью нужно просто расширить, да?                       
                                                                                
И второй вопрос, авторам законопроекта. Распространяются ли вот эти нарушения   
на административные дела, которые решаются в арбитражных судах?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович, сначала вы.                            
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемая Елена Григорьевна, всё именно так, как вы сказали.       
Действительно, права адвокатов и обязанности, кстати, по сбору, хранению,       
обращению с теми сведениями, которые составляют охраняемую законом тайну,       
либо, допустим, с персональными сведениями, конечно же, необходимо более        
чётко прописывать в базовых законах, в том числе в законе "О персональных       
данных", - на наш взгляд, это не до конца урегулировано.                        
                                                                                
Что касается распространения случаев применения административной                
ответственности - ну, по всем делам, в которых участвует адвокат, по большому   
счёту. Нужно совершенствовать законодательство об адвокатуре и адвокатской      
деятельности в первую очередь и в дальнейшем прописывать права и обязанности    
адвокатов в каждом регулирующем законе, то есть в законах, которые регулируют   
вопросы обращения с банковской тайной, с государственной тайной, с              
персональными данными. Вот это сделать гораздо сложнее, конечно, это правда.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Константинович Сухарев, второй вопрос к вам был обращён.                   
                                                                                
Пожалуйста, микрофон включите Сухареву Ивану Константиновичу.                   
                                                                                
СУХАРЕВ И. К. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
В принципе господин Вяткин ответил на оба вопроса.                              
                                                                                
Это, конечно, касается участия адвоката во всех делах, в том числе и в          
административном, в арбитражном судопроизводстве, а также касается              
досудебного оказания услуг своим клиентам. То есть в данном законопроекте       
речь идёт о том, что существуют обязанность и право адвоката обратиться с       
запросом в целях защиты законных прав и интересов своего, в частности,          
клиента, доверителя, но нет ответственности. Вот этот пробел мы пытаемся        
данным законопроектом устранить.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, всё адвокатское сообщество твердит о том, что норма об       
обязанности представлять адвокатам документы, к сожалению, не работает, и       
есть консолидированное мнение, почему она не работает: нет определённого        
порядка представления информации, нет никакой ответственности для лиц,          
отказывающих адвокатам в нужных документах. И вы снова отклоняете               
законопроект, предложенный фракцией ЛДПР, который может стабилизировать         
данную ситуацию! В связи с этим скажите, пожалуйста, как вы относитесь к        
следующему юридическому постулату: обязанность без ответственности - это не     
более чем декларация? Прокомментируйте, пожалуйста.                             
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Иванович, для того чтобы установить чёткие       
нормы ответственности, должна быть чётко сформулирована обязанность. В том      
случае, если обязанность чётко не сформулирована, то есть рамки этой            
обязанности и рамки соответствующего права чётко не очерчены, может             
возникнуть ситуация правовой неопределённости, когда - если мы предположим,     
что будет установлена ответственность, - кого-то будут пытаться привлечь к      
ответственности за непредставление тех или иных сведений. При этом то лицо,     
которое не представило сведения в силу определённых причин, в том числе и       
требований законодательства, будет аргументировать свою позицию тем, что по     
закону оно не обязано было представлять эту информацию по одной простой         
причине - это может повлечь нарушение прав и законных интересов других лиц.     
Вот эту ситуацию мы не должны допускать, поэтому я и аргументировал позицию     
комитета тем, что сначала необходимо вносить изменения в регулирующие законы,   
а потом устанавливать ответственность. Может быть несколько статей, которые     
устанавливают ответственность за непредставление той или иной информации, и     
не только адвокатам, кстати. Сначала регулирующий закон - потом нормы           
ответственности. Вот пока не исправлен регулирующий закон, нормы                
ответственности вводить преждевременно.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо.                                                       
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Иван Константинович, вы в пояснительной записке пишете, что выходите с этим     
законопроектом в Госдуму в связи с тем, что неприменимо законодательство об     
обращениях граждан. А может быть, всё-таки нам установить или усилить           
административную ответственность за нарушение закона об обращениях граждан,     
имея в виду, что часто и нас, депутатов, используют для получения той или       
иной информации? И тогда в эту категорию попали бы и адвокаты, потому что в     
принципе речь идёт о широкой проблеме, органы госвласти отказывают в            
представлении полной и всеобъемлющей информации сегодня гражданину, завтра      
адвокату, послезавтра депутату. Так вот почему нельзя было пойти по пути        
использования статьи 5.39 КоАП и закона "О порядке рассмотрения обращений       
граждан...", с тем чтобы обеспечить нужды работающих для граждан адвокатов?     
                                                                                
СУХАРЕВ И. К. Спасибо за вопрос, уважаемый Александр Георгиевич.                
                                                                                
Конечно, можно согласиться с вами, что и при исполнении закона об обращениях    
граждан бывают злоупотребления, нашим гражданам не отвечают на их обращения,    
но в данной ситуации всё-таки, я считаю, надо разграничивать, потому что        
адвокат - это всё-таки спецсубъект, который имеет право представлять            
интересы, в частности, наших граждан в уголовном процессе, этого права лишены   
другие представители, обладающие юридическим образованием. И этот спецсубъект   
обладает правом направлять соответствующие запросы, аналогичные в принципе      
депутатским запросам, следовательно, должна быть ответственность за             
неисполнение этого запроса.                                                     
                                                                                
Таким образом, надо разграничивать закон об обращениях граждан и закон об       
адвокатуре, в соответствии с которым адвокат - это специальный субъект, чья     
деятельность направлена на реализацию конституционных прав и интересов наших    
граждан, а именно права на оказание квалифицированной юридической помощи и      
права на судебную защиту.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич Кропачев.                             
                                                                                
КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Вопрос содокладчику.                                                            
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, скажите, пожалуйста, комитет, отклоняя данный      
законопроект, основывается в основном, как я понял, именно на доводе о          
невозможности представления информации в рамках законов о гостайне, о           
коммерческой тайне, но мы знаем, что сегодня сотни тысяч адвокатских запросов   
не связаны с представлением подобных сведений. Скажите, основывался ли          
комитет на какой-то конкретной статистике, на информации о количестве           
адвокатских запросов о сведениях, связанных с законами о гостайне, о            
коммерческой тайне и так далее, на которые ссылается комитет?                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Сергеевич, насколько всё-таки я понимаю,       
авторы законодательной инициативы в качестве аргументации своей позиции и       
своих предложений должны представить в том числе и некую статистическую         
информацию по исполнению либо неисполнению тех или иных запросов, однако        
такая информация не была представлена.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Юрий Петрович Синельщиков, пожалуйста.                                          
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы полагаем, что вопрос чрезвычайно важный, однако он, к     
сожалению, не проработан должным образом ни авторами законопроекта, ни тем      
более профильным комитетом и правительством - про правительство говорю          
потому, что у нас имеется его отзыв. Авторов мы упрекаем в том, что, взявшись   
за разработку этого нужного законопроекта, они не удосужились подтвердить его   
нужность статистическими сведениями - сведениями, которые характеризовали бы    
распространённость наплевательского отношения чиновников к адвокатским          
запросам. Профильный комитет и правительство не привели ни одного довода,       
который мог бы убедить нас в несостоятельности законопроекта.                   
                                                                                
Фракция считает, что закон необходим, проект закона готов к принятию в первом   
чтении, и мы будем голосовать за него.                                          
                                                                                
В соответствии с законом об адвокатуре адвокат вправе собирать сведения,        
необходимые для оказания юридической помощи, с этим правом корреспондирует      
обязанность органов и организаций в определённый срок представить адвокату      
необходимые сведения, то есть гипотеза есть, диспозиция в этой норме есть, но   
нет санкции. Санкцию надо установить обязательно. Это общие положения, самые    
популярные положения общей теории права. Учёные-практики всё чаще говорят о     
необходимости равенства сторон не только в судебной, но и в досудебной стадии   
уголовного судопроизводства: в случае непредставления сведений суду,            
прокурору, следователю, дознавателю ответственность за непредставление таких    
сведений наступает, а за непредставление сведений адвокату никакой              
ответственности не предусматривается. Более того, у нас в стране                
насчитывается, по моим подсчётам, порядка восьмидесяти контролирующих органов   
- это и судебные исполнители, и таможенные органы, и военные комиссариаты, и    
санэпидслужбы и так далее, - и каждый такой орган имеет право запрашивать       
сведения во всякого рода организациях, и каждому такому органу направляют       
ответ, а в случае непредставления ответа лица, которые не дадут ответа,         
например, санэпидоргану, понесут ответственность в соответствии со статьёй      
19.7 административного кодекса, а вот за непредставление сведений адвокату      
никакой ответственности нет! Я обращаю внимание, что адвокат находится в        
худшем положении, чем соответствующие государственные органы и даже чем         
простой гражданин, - ведь в случае непредставления информации гражданину в      
соответствии со статьёй 5.39 административного кодекса чиновник будет           
привлечён к административной ответственности, а вот за непредставление          
информации адвокату никакой ответственности не наступит.                        
                                                                                
Далее ещё несколько слов я хотел бы сказать... Я выступаю от фракции, поэтому   
прошу время продлить.                                                           
                                                                                
Я хотел бы остановиться на несостоятельности доводов, которые нам и тут с       
трибуны, и в письменном виде оппоненты представили. Прежде всего относительно   
того, что якобы нечётко прописаны в законодательстве правила получения          
адвокатом тех или иных сведений, которые составляют тайну. Обращаю внимание,    
что на сегодня в законодательстве термин "тайна" употребляется в отношении      
более тридцати видов информации с режимом ограниченного доступа: это            
государственная тайна, врачебная, банковская, нотариальная, аудиторская и       
другие. Пределы доступа государственных органов к этой информации чётко         
обозначены в соответствующих законах. Ну, скажем, в соответствии со статьёй     
26 закона "О банках и банковской деятельности" не допускается прокурор вообще   
к этим сведениям, не допускается к этим сведениям и адвокат. Какие тут          
проблемы? Не допускаются, и всё. Так вот к сведениям, относящимся ко всем       
тридцати видам тайны, адвокат не допускается, ничего тут прописывать не надо,   
не надо ничего фантазировать, сочинять, ясно написано в законе, что адвокат     
не допускается к сведениям, составляющим эти виды тайны. Вот все вопросы и      
решены: если адвокату не положено выдавать такие сведения, ему,                 
соответственно, никто их не выдаст. Но надо отметить, что не известны случаи,   
когда адвокаты каким-либо образом пытались бы посягать вот на эти виды тайны.   
                                                                                
Второй довод - о том, что суд может по ходатайству сторон принять меры к        
истребованию каких-либо сведений и доказательств. Ну понятно - тут, правда,     
уже почти ответили на этот вопрос, - что судья-то имеет такое право, когда      
дело в суде, а на досудебной стадии? На досудебной стадии массу запросов        
направляют адвокаты, я не знаю, сколько - десятки тысяч, сотни тысяч или        
миллионы в год, но на них ответы никакие не поступают, и, только придя в суд,   
адвокат может как-то поднимать эти вопросы.                                     
                                                                                
Третий довод касается того, что недифференцированно установлен размер           
штрафных санкций. Это вопрос второго чтения - пожалуйста, поправками давайте    
установим.                                                                      
                                                                                
Четвёртый вопрос - в представленных материалах отсутствует обоснование          
необходимости отнесения полномочий по возбуждению дел об указанном              
административном правонарушении к полномочиям прокурора. Ну да, обоснований     
нет, но я, честно говоря, тоже не могу представить, какой другой орган мог бы   
такие материалы готовить и возбуждать такие дела, - конечно, скорее всего,      
прокурор. Если не прокурор, давайте обсудим и ко второму чтению придумаем       
другой орган, который мог бы этим заниматься.                                   
                                                                                
Ну и наконец, пятый довод - Правительство Российской Федерации представленный   
законопроект не поддерживает. Ну и что? Нам учитывать мнение правительства      
совершенно необязательно.                                                       
                                                                                
Полагаю, что закон должен быть принят.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский, пожалуйста.                                 
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не      
поддерживает данный законопроект, в котором предлагается установить             
административную ответственность за нарушение требований закона "Об             
адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в части,          
касающейся представления по запросу адвоката сведений или документов,           
необходимых для оказания юридической помощи, так как при подготовке данного     
законопроекта авторами не были учтены установленные действующим                 
законодательством ограничения относительно представления отдельных видов        
информации, в частности сведений, составляющих государственную и коммерческую   
тайну, содержащих персональные данные, а также информации банков об             
операциях, о счетах и о вкладах своих клиентов и корреспондентов кредитных      
организаций. Как уже было отмечено профильным комитетом, в соответствии с       
действующим законодательством Российской Федерации адвокат не отнесён к         
субъектам, имеющим право на получение указанной информации, за исключением      
случаев использования и рассмотрения такой информации в рамках                  
соответствующего судопроизводства, в котором он участвует в качестве            
защитника или представителя. При таких обстоятельствах устанавливается          
административная ответственность для должностных и юридических лиц за           
непредставление по запросу адвоката в том числе сведений или документов, в      
отношении которых действующим законодательством предусмотрены ограничения по    
их представлению. Таким образом, принятие данного законопроекта                 
представляется необоснованным.                                                  
                                                                                
У меня всё.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Татьяна Николаевна Москалькова, пожалуйста.                                     
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция       
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, так как считает его          
полезным, хорошим. Справедливости ради скажу, что проекты законов фракции       
ЛДПР не всегда бывают выдержанны в соответствии с юридико-техническими          
требованиями, но в данном случае законопроект выполнен с правовой точки         
зрения на достаточно хорошем уровне.                                            
                                                                                
Этот закон защищает права и интересы граждан в уголовно-процессуальной, в       
гражданско-процессуальной и административной сферах. Статистику, эмпирические   
данные по этому законопроекту собрать практически невозможно: пока нет          
ответственности и нет государственной статистики по данному вопросу, мы её      
можем только фрагментарно собирать. Каждый из нас получает много запросов от    
граждан. Ну, мне, как сотруднику органов внутренних дел, достаются в основном   
запросы, связанные с нарушениями в сфере следствия, в уголовно-процессуальной   
и судебной деятельности. Я приведу пример из своей практики, когда ко мне       
обращаются адвокаты, которые не могут собрать доказательственную базу, в том    
числе и по уголовным делам, подтверждающую невиновность человека в совершении   
преступления, потому что государственные органы и другие организации не         
представляют им запрашиваемую информацию. Например, в одном из последних        
запросов адвокат жаловался, что его подзащитный имел алиби, ибо во время        
совершения преступления находился в другом городе, но на свой запрос он не      
получил от транспортной организации ответа, подтверждения, что в это время      
человек вылетал в то место. Вот одна судьба, один пример, который говорит о     
том, что этот закон нужен!                                                      
                                                                                
Сегодня субъекты уголовно-процессуальной деятельности не в равном положении,    
сторона обвинения и сторона защиты не в равном положении. Предлагают адвокату   
обращаться к следователю с ходатайством о запросе той или иной информации, но   
следователь не обязан удовлетворять ходатайство адвоката. Таким образом, мы     
не можем установить объективную истину по делу, принять справедливое решение    
по уголовному делу, делам, связанным с гражданским или арбитражным              
судопроизводством. Важно было бы установить такую же ответственность, какую     
несёт и должностное лицо, отказавшее в представлении информации                 
следователю... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё четыре минуты добавьте.                               
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Спасибо большое.                                              
                                                                                
Я обозначила позицию нашей фракции и просила бы всех очень внимательно          
посмотреть законопроект, ибо мы каждый закон должны принимать как для себя      
лично, ведь мы и наши близкие тоже можем оказаться в ситуации, которая          
заставит посмотреть на законодательство с другой позиции, под другим углом.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Константинович Сухарев, пожалуйста.                                        
                                                                                
СУХАРЕВ И. К. В первую очередь хотелось бы сказать спасибо - спасибо за         
поддержку Юрию Петровичу (фракция КПРФ), Татьяне Николаевне (фракция            
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"), действительно конструктивную.                           
                                                                                
Что касается критики по поводу такого недочёта, как отсутствие статистических   
данных в пояснительной записке, полагаю, что это, наверное, не аргумент для     
отклонения данного законопроекта, который мы считаем действительно важным и     
необходимым для реализации конституционных прав граждан, в частности права на   
судебную защиту, на оказание квалифицированной юридической помощи. То есть      
отсутствие статистики в пояснительной записке к законопроекту не аргумент для   
его отклонения.                                                                 
                                                                                
Что касается аргументов, приведённых в заключении комитета и в отрицательном    
отзыве правительства, Юрий Петрович достаточно полно доложил о позиции в        
отношении и государственной тайны, и дифференцированности наказания, и          
ответственности за данное правонарушение, считаем, что данные замечания         
являются, в общем-то, отговорками. Я уже говорил, что мы не первый раз          
пытаемся ввести ответственность за нарушение закона об адвокатуре, и в первый   
раз наш законопроект был отклонён именно по тому основанию, что уже             
установлена ответственность законом о порядке рассмотрения обращений граждан.   
Однако мы считаем, что должна быть, так сказать, отдельная ответственность,     
потому что адвокат является спецсубъектом, и в данном случае имеется            
существенный пробел в законодательстве, заключающийся в отсутствии такой        
ответственности. Есть право, обязанность, а ответственность отсутствует -       
следовательно, кто будет исполнять этот закон? Действительно, всё это           
выглядит уже просто как декларация!                                             
                                                                                
Я прошу всех внимательно отнестись к данному законопроекту, фракция ЛДПР        
поддержит его, прошу поддержать и вас.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Константинович, это было ваше выступление в ходе обсуждения, а теперь в    
качестве докладчика будете ещё раз выступать?                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Достаточно.                                               
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин? Нет. Спасибо.                                         
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5264 по 5280 из 6354
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях".                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              198 чел.44,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    198 чел.                                          
Не голосовало                 252 чел.56,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.