Заседание № 138
27.01.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 257299-5 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части, касающейся существенных условий кредитных договоров).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2298 по 2385 из 6525
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Докладывает председатель Комитета по финансовому рынку Владислав Матусович Резник. Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, на ваше рассмотрение во втором чтении вынесен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части невозможности изменения в одностороннем порядке существенных условий кредитных договоров). Напомню, что целью законопроекта является создание дополнительных условий для защиты прав заёмщиков - граждан, которые являются экономически более слабой стороной кредитного договора. Во втором чтении поступило три поправки к законопроекту. Комитет принял решение отклонить две поправки и одобрить одну. Прошу вас рассмотреть таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Это таблица 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице 1? Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять данную таблицу поправок? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 58 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принято. Таблица 2 состоит из двух отклонённых поправок. Есть ли по ней возражения? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу 2? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 33 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2% Результат: принято Принято. Коллеги, прошу вас проголосовать за данный законопроект во втором чтении. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 05 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7% Результат: принято Принято. Коллеги... Да, пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к рассмотрению в третьем чтении. Комитет предлагает принять его в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет ли возражений у представителей правительства и президента по данному законопроекту? Нет. У представителей депутатских объединений тоже нет. Коллеги, кто за то, чтобы в рамках "часа голосования" принять данный законопроект в третьем чтении? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин 59 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 128
09.12.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 257299-5 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части, касающейся существенных условий кредитных договоров).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7098 по 7295 из 7955
Уважаемые депутаты, я объявляю пункт 29 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Одно уточнение есть, и мы либо примем это уточнение без голосования, либо будем голосовать. Комитет по финансовому рынку и Комитет по труду и социальной политике информируют, что докладчик отсутствует по болезни, поэтому предлагается депутату Резнику сделать и доклад, и содоклад одновременно. Есть ли возражения, замечания по этому предложению комитета, надо ли голосовать? Нет. Палата согласна. Пожалуйста, Владислав Матусович, выступайте. РЕЗНИК В. М. Спасибо. Глубокоуважаемые коллеги, действующая редакция статьи 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" устанавливает, что кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом. Практика реализации данной нормы привела к тому, что кредитный договор банка с физическим лицом фактически стал договором присоединения, то есть физическое лицо просто вынуждено принять условия договора, которые предлагает ему банк. Договор присоединения, я напомню, предусмотрен статьёй 428 Гражданского кодекса. И вообще, в подавляющем большинстве случаев такой договор предусматривает право кредитной организации на одностороннее изменение процентной ставки и иных существенных условий договора. При вступлении в правоотношения заёмщик рассчитывает на действие тех условий кредитного договора, по которым у него было достигнуто соглашение с кредитной организацией на момент заключения кредитного договора, что и обуславливает должное исполнение заёмщиком своих обязательств. Период нестабильности на финансовом рынке сформировал крайне негативную практику одностороннего изменения кредитными организациями существенных условий кредитных договоров, в том числе сокращение срока кредитования, предъявление требований о досрочном исполнении заёмщиком обязательств перед кредитором и, самое главное, изменение величины процентных ставок, которые иногда доходят до ста и более процентов. В сложившейся экономической ситуации одностороннее увеличение кредитными организациями процентных ставок ставит в затруднительное финансовое положение прежде всего заёмщиков-граждан, которые являются экономически более слабой стороной кредитного договора. Кроме того, указанная практика провоцирует неправомерное поведение заёмщика и отказ заёмщика от исполнения своих обязательств, что приводит к увеличению просроченной кредитной задолженности. В связи с изложенным законопроектом предлагается внести изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которыми по кредитному договору, заключённому с заёмщиком-гражданином, банком не может быть в одностороннем порядке сокращён срок действия договора, увеличен размер процентов, увеличено или установлено комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных только федеральными законами. Собственно говоря, в этом суть данного законопроекта. Комитет предлагает поддержать представленный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, первое чтение. Пожалуйста, есть вопросы? Есть вопросы. Депутат Останина, депутат Рохмистров, депутат Иванов. Никого я не пропустил, коллеги? Нет. Пожалуйста, Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Владислав Матусович, вряд ли этим законом можно вернуть доверие граждан к кредитным институтам, банковской системе в целом, потому что уж больно варварски они вели себя на этом рынке доселе по отношению к рядовым гражданам. Классическими стали примеры с ипотечным кредитованием. Речь идёт о том, что зачастую многодетные семьи выселяли из полученного по ипотеке жилья решением суда. Это было наказание гражданам за доверчивость. А какие меры наказания предусматриваются банкам, если они в одностороннем порядке, пренебрегая законом, который мы сейчас принимаем, всё-таки поменяют основные условия кредитования? РЕЗНИК В. М. Если банк будет нарушать законодательство о банках и банковской деятельности, в том числе данный федеральный закон, то, соответственно, он подпадает под санкции Центрального банка, вплоть до отзыва лицензии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. Владислав Матусович, два вопроса. Первый: почему мы сейчас принимаем законопроект? Обычно ссылка на изменение банковских процентов увязана со ставкой рефинансирования Центрального банка. В то время, когда она росла, практически всем повышали, на основании повышения ставки рефинансирования. Сейчас ставка снижается, вроде как снижать должны, а мы тут принимаем этот законопроект. И второй вопрос: почему мы распространяем только на физических лиц? Хотя не секрет, что в этом же положении находится и реальный сектор экономики, в котором повышали ставки. Кстати говоря, и сегодня повышают, потому что рассчитываются банки по кредитам, в том числе и по той ставке рефинансирования, какая была в январе - феврале. Причём государственные банки повышают. Сегодня при расчётах с клиентами они повышают, при том что ставка на начало года была 14 процентов. РЕЗНИК В. М. Как любой закон, этот закон также является плодом компромисса между различными участниками законодательного процесса: между субъектами закона, объектами закона и многими другими. В тот момент, когда мы согласовали все позиции с основными участниками: с президентской стороной, с правительством, с ассоциацией потребителей, со многими другими, мы и вынесли данный законопроект на рассмотрение палаты, поэтому предлагаемый вам законопроект, коллеги, является плодом компромисса. Будем работать над ним во втором чтении и учитывать все возможные поправки, которые будут поданы. Надеюсь, что вы тоже их подадите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов. ИВАНОВ С. В. Владислав Матусович, вы сказали, что банк не может повышать ставку, а понижать может в одностороннем порядке? РЕЗНИК В. М. В случае, если заёмщик будет согласен, с согласия заёмщика можно понизить ставку. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас вопрос, Владимир Николаевич? Нет. Тогда вопросов больше нет. Присаживайтесь, Владислав Матусович. Пожалуйста, кто хотел бы выступить? Депутат Рохмистров - одна рука. Всё, да, коллеги? Пожалуйста, Максим Станиславович Рохмистров. Потом дам слово Федоткину по ведению. РОХМИСТРОВ М. С. Фракция ЛДПР поддержит законопроект, несмотря на то что компромисс достигнут, насколько я понимаю, между банковским сообществом и группой разработчиков этого закона. Вот хотелось бы узнать величину компромисса. Во втором чтении, я думаю, мы постараемся исправить этот компромисс, чтобы компромисс был в пользу наших предприятий, потому что не секрет, что это было проблемой во время повышения ставки рефинансирования, это было серьёзной проблемой в том числе и для малого и среднего бизнеса, за развитие которого тут все очень ратуют, и распространить действие этого закона не только на физических лиц, но и на наши предприятия, которые, к сожалению, очень серьёзно пострадали в период роста ставки рефинансирования. Как я уже сказал, сегодня многие банки делают перерасчёты кредитов при закрытии кредитов и увеличивают ставки из расчёта того, что когда-то ставка рефинансирования была поднята, берут период год, два, три, то есть срок действия кредитного соглашения, и вот то, что банк тогда не учёл, что ставка рефинансирования будет поднята, и поэтому сегодня исключение из этого законопроекта предприятий, я считаю, как бы не совсем правильным. Второе. Настораживает, что вот этот законопроект... Собственно говоря, его надо было принимать года полтора назад, перед началом кризиса, с тем чтобы обезопасить в том числе и наших граждан, которые серьёзно пострадали от того беспредела, который у нас был на рынке. То есть брали кредит под один процент, и в связи с тем, что у нас банки почувствовали себя не совсем удобно, ставка рефинансирования выросла, курс доллара к рублю просел на 40 процентов, многие, очень многие сильно пострадали. Даже те, будем говорить, не маленькие ставки, под которые эти кредиты брались, они были банками пересчитаны, и возвращать денег пришлось гораздо больше и без надежды перекредитоваться, так как вопрос перекредитовки, он до сих пор остаётся открытым. И то, что политика и Минфина, и Центрального банка в этой части направлена на то, чтобы предприятия не сильно уж хорошо кредитовались, об этом мы неоднократно слышали в нашем зале. То есть политика нефинансирования реального сектора экономики продолжается. Ну с гражданами волевыми усилиями как-то хоть сдвинулось с мёртвой точки, а вот предприятия наши находятся в не очень хорошем положении на сегодняшний день, так как действующие нормативы Центрального банка, к сожалению, сворачивают возможности предприятий кредитоваться. Это касается и того, что залоги стали стоить существенно меньше, то есть сегодня предприятие, даже добросовестно исполняющее все условия, денег под эти же залоги может получить меньше. При нашем нестабильном рынке стоимости денег вопрос кредитования для предприятий, то есть это развитие и модернизация, стоит достаточно остро. Поэтому для нашей фракции позиция принципиальная - чтобы данный законопроект распространялся на предприятия. Мы будем настаивать во втором чтении на том, чтобы распространить действие данного законопроекта в том числе и на предприятия. В целом мы поддерживаем этот законопроект, но хотелось бы обратить внимание авторов, что как-то он не очень своевременен и что понятие "компромисс" при принятии таких законопроектов, ну, всё-таки, наверное, недопустимо. Я считаю, что законопроекты должны быть направлены только в одну сторону - в сторону защиты наших граждан и в сторону развитии модернизации экономики, а компромисс - это что-то из области уже не всегда употребляемой в парламенте. Мне так кажется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Владислав Матусович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. Настаиваете? Нет. Представители президента, правительства? Не настаивают. Уважаемые депутаты, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 03 мин. 17 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принимается.