Заседание № 190

02.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 257152-3 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о льготном налогообложении общественных организаций инвалидов или организаций, имеющих в своём составе инвалидов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4000 по 4551 из 6241
Коллеги, нами принято решение в фиксированное время, в 16.00, рассмотреть       
29-й вопрос повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений   
и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в         
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата           
Государственной Думы Олега Николаевича Смолина.                                 
                                                                                
Прошу, Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я прежде всего хочу начать с благодарности      
Государственной Думе, которая поставила сегодня этот вопрос на фиксированное    
время. И сейчас объясню вам, почему этот законопроект имеет для многих тысяч    
инвалидов очень важное значение.                                                
                                                                                
Начну с истории. В начале 90-х годов Егор Гайдар внёс в Верховный Совет         
проект Налогового кодекса, в котором не было ни одной налоговой льготы для      
предприятий и организаций инвалидов, что обрекало их тогда на гибель. Нашими    
усилиями при поддержке Верховного Совета удалось внести такие поправки. При     
этом хочу подчеркнуть, что депутаты, представляющие интересы общественных       
организаций инвалидов в парламенте, всегда стремились отделить зёрна от         
плевел, или, как любит выражаться наш премьер, мух от котлет: мы стремились     
отделить тех, кто работает для инвалидов, от тех, кто пытается инвалидами       
прикрываться. Поэтому именно мы предложили поправки, которые вывели из-под      
льготного налогообложения подакцизные товары, минеральное сырьё, другие         
полезные ископаемые, по поводу которых в 90-х годах было много шума и, увы,     
довольно много злоупотреблений.                                                 
                                                                                
До 2001 года общественные организации и предприятия инвалидов пользовались      
широким спектром налоговых льгот, но затем, в начале XXI века, в российских     
властных элитах возобладала другая идеология. Она состояла из двух пунктов:     
первое - так называемое равенство субъектов налогообложения и второе -          
ликвидация максимально возможного количества льгот. На мой взгляд, эта          
идеология была и остаётся ошибочной, потому что нельзя облагать                 
некоммерческий сектор так же, как коммерческий, не может Большой театр          
платить наравне с "Газпромом" и нельзя инвалидов сравнивать с новыми            
русскими, они не могут одинаково платить налоги.                                
                                                                                
Скажу откровенно, что именно в тот период в качестве законопроекта последней    
надежды был подготовлен тот самый проект, о котором мы сегодня говорим,         
подписанный ста шестью, подчёркиваю, депутатами Государственной Думы.           
Коллеги, вы будете смеяться, но сто шесть - это даже больше, большее            
количество, чем требуется для того, чтобы поставить вопрос о доверии            
правительству. Обращаю ваше внимание на то, что среди авторов законопроекта     
депутаты самых различных фракций, ну, например, из правящей партии - с вашего   
позволения, без имён и отчеств, чтобы сэкономить время, - Яковлева,             
Герасименко, Резник Борис Львович, Скоч, Шишкарёв, Пекарев, ныне губернатор     
Челябинской области Юревич, из современной "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - Дмитриева,   
Зубов, из КПРФ - Зюганов, Решульский, Плетнёва, Останина, Романов Валентин      
Степанович и многие, многие другие. Этот законопроект ни в коем случае не       
является продуктом творчества какой-то одной фракции.                           
                                                                                
В тот период президент, а ныне премьер-министр России Владимир Путин провёл     
несколько встреч с руководством общественных организаций инвалидов, и все       
инвалиды запомнили фразу президента, которая обошла все телеэкраны, а именно:   
бюджет Российской Федерации не должен формироваться за счёт инвалидов. Скажу    
прямо, с тех пор нам стало несколько легче работать. И мы благодарим,           
пользуясь случаем, депутатов разных фракций, которые оказали нам поддержку в    
решении самых разных вопросов, и в том числе депутатов бюджетного комитета.     
Назову фамилии тех, кто нам помогал в этом: депутаты Бурыкина, Слиска,          
Грызлов, Штогрин, Купцов, Мельников, Шаккум, Исаев и многие, многие другие, а   
также представитель правительства в Государственной Думе господин Логинов.      
Благодаря этому нам удалось многое сохранить из налоговых льгот для             
общественных организаций и предприятий инвалидов, но тем не менее мы            
оказались в крайне тяжёлом положении.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу вас обратить внимание на цифры, приведённые Счётной    
палатой. В 1990 году в Российской Федерации работали 22 процента инвалидов,     
сейчас - 8 процентов. В программе "Россия-2020", как, может быть, многие        
помнят, предлагается к 2020 году выйти на уровень трудоустройства инвалидов     
40 процентов. Заранее хочу сказать, что если мы будем сокращать налоговые       
льготы, то мы не только не выполним программу "Россия-2020", мы уменьшим и      
без того очень низкий процент трудоустройства инвалидов в Российской            
Федерации. Приведу два элементарных примера. Всероссийское общество слепых: в   
"проклятую эпоху застоя" работало пятьдесят две тысячи инвалидов, организация   
ежегодно дарила бюджету РСФСР десятки миллионов рублей, сейчас - одиннадцать    
тысяч инвалидов, то есть более чем в четыре раза меньше, и все они в крайне     
сложном положении. Всероссийское общество инвалидов после сокращения            
налоговых льгот потеряло более тридцати тысяч рабочих мест и так далее, и так   
далее.                                                                          
                                                                                
Обратимся, однако, к проекту нашего закона. Напомню, уважаемые коллеги, что     
этот законопроект 2002 года, что в 2003 году он получил положительное           
заключение комитета по бюджету, который рекомендовал его принять в первом       
чтении, причём подписал это заключение не кто-нибудь, а председатель комитета   
в тот период Александр Дмитриевич Жуков, ныне вице-премьер Российской           
Федерации. Правда, мы получили отрицательное заключение правительства,          
подписанное другим вице-премьером - Алексеем Леонидовичем Кудриным. Да, мы      
признаём, что за прошедшие восемь лет законопроект, который мы тогда            
предлагали, существенно устарел. Некоторые позиции просто утратили              
актуальность, например предложения по закону о дорожных фондах, поскольку       
такого закона сейчас не существует. Некоторые из предложений, которые           
содержатся в этом законопроекте, реализованы частично. Например, это касается   
налога на прибыль, это касается транспортного налога, это касается упрощённой   
системы налогообложения, единого налога на вменённый доход и целого ряда        
других позиций. Если будут вопросы, я потом могу разъяснить это подробнее,      
просто экономлю ваше время.                                                     
                                                                                
Но хотел бы отметить, уважаемые коллеги, что некоторые нормы этого              
законопроекта были не только выполнены, но даже перевыполнены. Ну, например,    
в заключении правительства, подписанном Алексеем Кудриным, было написано, что   
правительство считает абсолютно нереальным установить льготу по плате за        
землю, поскольку это региональный налог, тем не менее в действующем законе      
это реализовано, несмотря на то что считалось невозможным. Или другой пример:   
авторы законопроекта просили передать землю общественным организациям           
инвалидов в бессрочное бесплатное пользование - по рекомендации тогда           
президента Владимира Путина и Правительства Российской Федерации была           
реализована более серьёзная программа: земля даже была передана в               
собственность.                                                                  
                                                                                
И тем не менее, уважаемые коллеги, несмотря на всё приятное, о чём я вам        
рассказывал, налоговая нагрузка на общественные организации и предприятия       
инвалидов значительно выросла. Скажем, по Всероссийскому обществу слепых:       
2002 год - общая сумма выплаченных налогов составляла порядка 450 миллионов     
рублей, 2008 год - почти 930 миллионов рублей, то есть в два с лишним раза      
больше. Нам могут сказать, что инвалиды получают компенсации из федерального    
бюджета. Это правда, но компенсируется почти исключительно только налог на      
прибыль. Например, компенсация по Всероссийскому обществу слепых составляет     
порядка 300 миллионов рублей - втрое меньше, чем выплаченные налоги. Поэтому    
мы должны констатировать, что в целом поручение Президента Российской           
Федерации Владимира Путина о том, что бюджет не должен формироваться за счёт    
инвалидов, в целом не выполнено или выполнено приблизительно на треть.          
                                                                                
Теперь главное, уважаемые коллеги, что я вам хочу сказать. Депутаты,            
представляющие этот законопроект (я, правда, со всеми ста шестью не мог         
проконсультироваться, но консультировался с лидерами общественных организаций   
инвалидов), готовы на принципиальные изменения в нём, вплоть до смены           
названия. Собственно говоря, мы хотим с его помощью решить одну проблему - не   
допустить ухудшения положения общественных организаций и предприятий            
инвалидов в следующем году. Нас в данный момент больше всего интересуют         
тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды.                                 
                                                                                
Параллельно с этим законопроектом были внесены два законопроекта: один -        
депутатом Ломакиным-Румянцевым и вашим покорным слугой; другой - депутатами     
Тарасенко, вашим покорным слугой и Ломакиным-Румянцевым. Разница между ними     
сейчас не имеет большого значения, важно, что недавно мы обсуждали их в         
Минздравсоцразвития. К сожалению, уважаемые коллеги, мы услышали два            
аргумента против - это деньги и это нежелание нарушать страховые принципы. Мы   
хотим отметить, что денег бюджет потеряет больше, чем сейчас выделяет, если     
предприятия, использующие труд инвалидов, будут закрыты: рабочие места          
ликвидируются, а это всё-таки налогоплательщики. Что касается страхового        
принципа, то он уже нарушен, поскольку мы приняли специальные законы,           
касающиеся, в частности, инновационных предприятий, для которых установлен      
крайне льготный режим по страховым взносам. Мы думаем, что и инвалиды тоже      
вправе рассчитывать на такой же режим. Но в Минздравсоцразвития объясняли,      
что требуется политическое решение.                                             
                                                                                
Хочу заметить, уважаемые коллеги, что на заседании Совета по делам инвалидов    
при Президенте Российской Федерации лидером Комитета по труду и социальной      
политике Андреем Исаевым было предложено решать этот вопрос, и ваш покорный     
слуга активно лидера профильного комитета в этом поддержал. Мы хотим помочь.    
Мы хотим помочь правительству, Государственной Думе реализовать программу       
"Россия-2020", как минимум не провалить её реализацию. Мы просим вас принять    
законопроект в первом чтении. Мы считаем, что хотя бы одну проблему с его       
помощью можно было бы решить и это позволило бы нам сохранить рабочие места     
для инвалидов в 2011-м и последующих годах.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадия        
Васильевича Кулика.                                                             
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Олег Николаевич, я хотел вас поблагодарить: вы облегчили мою судьбу, когда      
правильно сказали, что в таком виде, в каком сейчас находится закон,            
внесённый восемь лет назад, никакая Дума, где будет любой состав политический   
- одна партия или десять партий, - его принять не может, потому что 60          
процентов поставленных вопросов потеряли свою актуальность, поскольку вопросы   
совершенно по-другому решаются или переданы на рассмотрение местных органов.    
А по многим вопросам, к счастью - я говорю об этом с удовольствием, я рад       
этому... Скажем, вопросы земельные - они на 99,9 процентов решены, так, как     
можно решить сегодня, и такие льготы предоставлены. По отдельным предложениям   
изменился порядок. Скажем, налог на вменённый доход мы сегодня распространяем   
на виды деятельности, но распространить на хозяйственную деятельность           
какой-то организации в целом невозможно, потому что к этому приспособлены все   
рычаги изъятия, контроля над поступлением средств и так далее.                  
                                                                                
Вместе с тем при обсуждении этого вопроса все участвующие в рассмотрении        
этого закона бесспорно признают актуальность многих вопросов, связанных с       
функционированием организаций, использующих труд инвалидов, которые сегодня     
требуют решения. Эта постановка вопроса не обсуждается и не вызывает            
дискуссии. На мой взгляд, авторам - в том составе или в каком-то другом         
составе - требуется выделить вопросы так, чтобы их можно было сформулировать    
в соответствии с реальной законодательной ситуацией, которая сложилась на       
сегодняшний день, и уже ставить, для того чтобы рассмотреть в Государственной   
Думе. Но решение бюджетного комитета я вам обязан объявить: в том виде, в       
каком сегодня находится этот закон, внесённый довольно продолжительное время    
тому назад, он просто не может быть поддержан. Предлагается отклонить           
законопроект в первом чтении. Поэтому мы просим депутатов правильно понять, и   
я ещё раз обращаюсь к тем, кто заинтересован в решении тех или иных проблем в   
отношении функционирования деятельности организаций, использующих труд          
инвалидов: самые кричащие вопросы необходимо оформить и внести на               
рассмотрение в порядке, который сегодня установлен нашим Регламентом.           
                                                                                
Содоклад окончен.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Депутат Локоть и      
депутат Останина.                                                               
                                                                                
Включите микрофон депутату Локотю.                                              
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Васильевич, насчёт того, что любая Дума, какая бы она ни     
была... Вносился-то документ в третьем созыве Государственной Думы, в 2002      
году, а рассматривали в 2005-м, поэтому изменения в Думе произошли, конечно,    
существенные. В связи с этим неизбежен вопрос по процедуре: а почему так        
долго пролежал документ в недрах комитета, почему он не рассматривался, не      
выносился на пленарное заседание?                                               
                                                                                
Второе. В заключении комитета упоминается законопроект "О внесении изменений    
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...". Почему как          
альтернативные нельзя было рассматривать эти два документа?                     
                                                                                
И, Олег Николаевич, как приговор прозвучало в содокладе, что на 60 процентов    
данный законопроект устарел. В чём вы видите всё-таки актуальность данного      
законопроекта, какие проблемы остались нерешёнными?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу.                                                    
                                                                                
КУЛИК Г. В. Что касается первого вопроса, я, естественно, его ожидал, он, как   
говорится, на слуху у всех. С тех пор, конечно, много воды утекло, я могу       
только одно предположить: имея отрицательное заключение, как-то думали,         
вероятно, при рассмотрении тех или иных отдельных вопросов, не рассматривая     
данный законопроект, решать те проблемы, которые были поставлены в нём. Надо    
сказать, что это удалось. Многие вопросы, ещё раз повторяю, которые были        
подняты в рассматриваемом законопроекте, нашли своё решение. Поэтому не         
считаю, что это время прошло впустую и не было ничего сделано для этой          
категории наших граждан.                                                        
                                                                                
Что касается дальнейшего решения вопросов, которые связаны с пересмотром норм   
отчислений в различные фонды, льгот по прибыли, то теперь с учётом новой        
ситуации, которая сложилась после принятия Бюджетного кодекса, надо вносить     
какие-то дополнительные предложения, если они есть у авторов. Потому что,       
скажем, сегодня установить льготу по налогам, не указав цель использования      
тех средств, которые высвобождаются, я думаю, нам не позволит сделать           
Бюджетный кодекс. У нас в исключительных случаях такие законы принимаются, но   
обязательно указывается целевое направление использования этой льготы.          
                                                                                
Я только так могу объяснить ситуацию, которая сложилась с этим                  
законопроектом.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения.                                           
                                                                                
Микрофон депутату Смолину включите.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Поскольку мне тоже был вопрос, я отвечаю на него.                  
                                                                                
Действительно, закон не утратил актуальности, несмотря на те позитивные         
изменения, о которых я говорил. Не решена во многом проблема по налогам на      
добавленную стоимость. Скажем, по Всероссийскому обществу слепых почти          
половина того, что уплачивается, - это НДС, который не возвращается. Не         
вполне решена проблема по прибыли, поскольку активно дискутируют общественные   
организации инвалидов и государственные чиновники, что означают слова об        
освобождении от налога дохода, который используется на социальные нужды         
инвалидов, - у разных организаций разные представления о том, что такое         
социальные нужды инвалидов. Не решены проблемы по транспортному налогу и по     
целому ряду других.                                                             
                                                                                
Но я подчеркну ещё раз, ради чего, уважаемые коллеги, мы просили вынести этот   
законопроект на заседание Государственной Думы побыстрее. Мы хотим озвучить     
наиболее острую проблему, которая в следующем году встанет перед                
общественными организациями инвалидов, эта проблема связана с тарифами          
отчислений во внебюджетные фонды. Со следующего года шкала таких отчислений     
увеличивается, и мы рискуем не повысить или как-то индексировать заработную     
плату в этих организациях, то есть придётся не только снизить заработную        
плату, но и закрыть целый ряд таких предприятий. Поэтому мы и просим вас        
внимательно рассмотреть этот законопроект. Повторяю, мы готовы на самые         
большие компромиссы, которые только возможны, ради решения одной практической   
проблемы.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Останина, ваш вопрос.                                                   
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Геннадий Васильевич, и в докладе, и сейчас в ответе    
на вопрос Олег Николаевич с присущим ему профессионализмом очень внятно и       
чётко сформулировал, что главной проблемой сегодня для общественных             
организаций инвалидов, которую не решил ни один из перечисленных вами           
законов, является минимизация ставки страховых платежей во внебюджетные         
фонды. Поэтому вопрос вам и, наверное, ещё Комитету по труду и социальной       
политике в связи с тем, что мы уже в первом чтении 19 октября приняли           
поправки в часть вторую Налогового кодекса, которые касаются налогообложения    
НКО и благотворительной деятельности: готовы ли вы рассмотреть всё-таки         
поправки в этот принятый в первом чтении законопроект по минимизации ставки     
страховых платежей во внебюджетные фонды для общественных организаций           
инвалидов? Могли бы вы ответить на этот вопрос?                                 
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я совершенно чётко вам отвечаю, и не надо... Я пытаюсь очень        
спокойно себя вести. В существующей редакции внесённый законопроект, пусть он   
даже с опозданием рассматривается, к этой проблеме не имеет отношения. Вопрос   
для этих организаций чрезвычайно важен. Мы к рассмотрению во втором чтении      
готовим бюджет. Ради Христа, вносите поправки, давайте их обсуждать, давайте    
легализовать эту проблему и рассматривать, для этого есть все возможности.      
Решить её в рамках закона, где этот вопрос не рассматривается, потому что       
была другая система совершенно... Я просто говорю, что невозможно это сделать   
в том варианте, который рассматривает Государственная Дума.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть необходимость в выступлениях? Вижу одну     
руку, депутат Штогрин, и ещё Ломакин-Румянцев. Подводим черту.                  
                                                                                
Штогрину включите микрофон.                                                     
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо большое.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, первое, что необходимо отметить, - это то, что те            
проблемы, которые были обозначены в проекте закона, доложенном Олегом           
Николаевичем Смолиным, стали решаться только, по сути дела, в этом году. И      
когда Геннадий Васильевич говорит о том, что на 60 процентов решены проблемы,   
которые изложены были восемь лет назад... Если за восемь лет государство в      
целом, - мы говорим о федеральной власти в целом, о законодательной власти и    
об исполнительной, - наконец-то только дозрело до таких решений, это уже        
наталкивает на мысль о том, что всё-таки внимание к проблемам инвалидов,        
мягко говоря, ослаблено. Но я хотел бы сказать следующее. Мы в первом чтении    
приняли законопроект, который инициировало Правительство Российской             
Федерации, изменения в части совершенствования налогообложения некоммерческих   
организаций и благотворительной деятельности, но этот проект закона, принятый   
в первом чтении, конечно, не решает полностью, даже на 60 процентов, тех        
проблем, которые были поставлены коллегами-депутатами в проекте, доложенном     
Олегом Николаевичем Смолиным. Я поясню почему. Потому что проект, внесённый     
правительством, который приняли в первом чтении, решает несколько узких         
проблем, связанных с налогом на добавленную стоимость и освобождением           
различных услуг, оказываемых некоммерческими организациями. Есть небольшие      
послабления налоговые у тех, кто получает помощь в виде оплаты за человека,     
там, за инвалида, неважно кого, некоммерческими организациями, работодателями   
определённых, так сказать, категорий, и всё. Что касается прибыли, то в         
проекте, который предложило правительство, есть новая вещь, которая             
действительно полезна. Это то, что общественные организации имеют право         
создавать резервы, чтобы в начале года им не платить налог на прибыль, чтобы    
новый год начинать не с пустой кассы. Ну и некоторые льготы, связанные с        
налогом на прибыль.                                                             
                                                                                
Но я хочу сказать: когда мы в третьей Думе очень предметно занимались           
льготами, то рассматривали проблемы инвалидов и инвалидных организаций в двух   
плоскостях: первая - это непосредственно сами общественные организации          
инвалидов, а вторая - это те организации или даже индивидуальные                
предприниматели, которые используют труд инвалидов. Так вот, в проекте,         
предложенном правительством, который мы приняли в первом чтении, вообще         
ничего не говорится об организациях, использующих труд инвалидов. А как         
говорил Олег Николаевич, самая большая проблема - это каким образом сделать     
так, чтобы инвалид не чувствовал себя изгоем, чтобы он был востребован          
обществом. Ведь самый лучший эффект даёт такое востребование инвалида, когда    
он имеет какое-то место работы, пусть работает неполный день, пусть дома, но    
он нужен обществу как человек, производящий какие-то, так сказать, работы,      
товары и услуги. Так вот, эта проблема вообще никак не решается.                
                                                                                
Действительно самой большой проблемой - я повторюсь, может быть, - вот для      
этих организаций, использующих труд инвалидов, являются увеличенные взносы в    
государственные внебюджетные фонды. И кстати, в проекте, предложенном группой   
депутатов, вся вторая страница посвящена этой проблеме и предложен механизм     
участия государства в том, чтобы люди не потеряли пенсии, не потеряли           
страховки, не потеряли социальное страхование, чтобы за них уплачивался этот    
взнос, а не ложился большим, так сказать, кирпичом, камнем на фонд оплаты       
труда организации, которая использует труд инвалидов. Эта самая главная,        
большая проблема у нас не решена.                                               
                                                                                
Кроме того, проект закона-то, он как называется? "О внесении изменений в        
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные              
законодательные акты...". Да, конечно, сейчас можно кивать на субъекты          
Федерации, можно говорить: вы вот, Компартия Российской Федерации,              
отстаиваете позиции инвалидов, у вас есть теперь свои фракции, пусть и          
небольшие, почти в каждом законодательном собрании субъектов Федерации, вот     
давайте и проводите там в жизнь ваши идеи в отношении поддержки организаций     
инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов, в части налога на         
имущество, в части транспортного налога, в части земельного налога. Но было     
бы, конечно, странно, если бы в одном из соседних регионов мы сумели это        
дело, так сказать, провести, а в другом такие же инвалиды и организации,        
использующие труд инвалидов, или общественные организации такой же льготой не   
пользовались бы. Инвалиды есть везде, во всей стране, поэтому мы должны на      
федеральном уровне принимать такие принципиальные решения. Да, естественно,     
пострадают в определённой степени доходы, может быть, какие-то муниципальных    
образований, субъектов Федерации, но, если люди будут работать, будут           
получать заработные платы, государство будет меньше тратить денег на то,        
чтобы поддерживать инвалидов, потому что лучший способ поддержки - это дать     
людям работу. Поэтому мы считаем, что свою актуальность законопроект не         
потерял, его надо поддержать.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон Ломакину-Румянцеву Александру Вадимовичу.                     
                                                                                
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, постараюсь быть кратким, потому что, на мой взгляд, вопрос   
предельно ясен, тем более что Олег Николаевич прекрасно обрисовал всю           
ситуацию.                                                                       
                                                                                
К сожалению, за восемь лет не только много воды утекло, но и, так сказать,      
утекло много работающих инвалидов, и в принципе сегодня организации             
поставлены на грань выживания.                                                  
                                                                                
Второй момент. Мне бы не хотелось, чтобы звучало слово "льготы". Это не         
льготы, это форма господдержки, потому что те затраты на создание рабочих       
мест, на поддержание рабочих мест, которые несут организации, ни в коей мере    
не сопоставимы с теми льготами, которые предоставляет государство. Требуется    
гораздо больше средств.                                                         
                                                                                
Третий момент. Любой работающий инвалид, получающий хоть среднюю, допустим,     
заработную плату по стране, перестаёт быть бременем для пенсионной системы:     
он отчисляет налогов больше, чем получает пенсию.                               
                                                                                
И последнее. Отрадно, что в заключении комитета, несмотря на то что оно как     
бы носит отрицательный характер, отмечается актуальность данной проблемы и      
предлагается внести эти поправки. И очень хочется надеяться на то, что          
депутаты Государственной Думы этого созыва точно так же, как депутаты           
прошлого созыва, проявят межфракционную солидарность и поддержат поправки,      
которые будут внесены, - а часть из них, в частности по страховым взносам,      
уже представлены в законопроекте, который внесён в Государственную Думу.        
                                                                                
Ещё раз хочу подчеркнуть: действительно, проблемы инвалидов не имеют            
партийной принадлежности. И очень хотелось бы, чтобы мы все поняли... Как       
говорится, под Богом ходим, так давайте сделаем для тех людей, которые          
сегодня нуждаются в этом, больше, потому что тем самым мы гарантируем каждому   
гражданину России, что он не будет выброшен за борт.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Селезнёв.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
Вы знаете, уважаемые коллеги, мне приятно слышать впервые от уважаемого         
коллеги Ломакина-Румянцева, что инвалидность - это такая, как из его уст        
прозвучало, внепартийная ситуация и отношение к инвалидности должно быть        
одинаковое. Но я вам напоминаю, что по моей инициативе было полтора года тому   
назад организовано межфракционное депутатское объединение по делам инвалидов,   
куда вошли от КПРФ - Смолин, от "ЕДИНОЙ РОССИИ" - Терентьев, от ЛДПР -          
Селезнёв, ваш покорный слуга, а от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не вошёл       
никто, по причине того, наверное, что там есть самодостаточный депутат          
Ломакин-Румянцев, который возглавляет Всероссийское общество инвалидов. Вот     
я, пользуясь этой трибуной, ещё раз прошу: если от вас вот такие слова          
прозвучали, то, чтобы слова не расходились с делом, вы всё-таки рассмотрите     
вопрос своего вхождения в межфракционное депутатское объединение, которое на    
самом деле работает.                                                            
                                                                                
Теперь что касается законопроекта. Законопроект содержит в себе достаточно      
циничное отношение к инвалидам, и в том виде, в котором он представлен,         
естественно, мы его поддержать не можем.                                        
                                                                                
В чём циничность этого предложения? Это эксплуатация инвалидов некой группой,   
которая пытается паразитировать на инвалидах. Почему? Потому что предлагается   
устроить опять то же самое, что мы проходили уже с общественными                
организациями инвалидов на примере "афганцев", когда количество погибших        
"афганцев", тех, что воевали уже не на афганской войне, а за льготы, которые    
были предоставлены организациям, по признанию самих "афганцев",                 
соответствовало примерно масштабам второй, как они выражаются, афганской        
войны. Вот, наверное, если в этой редакции принять законопроект, то это будет   
такая третья афганская война по количеству погибших людей. Потому что здесь     
предлагается освободить организации инвалидов от налогообложения не только в    
части реализации товаров, но и в части посредничества. С этим категорически     
не согласны, нельзя такие льготы давать. Это уводит от проблемы, и общество     
начинает ещё больше воспринимать инвалидов как некое обременение, а не как ту   
категорию людей, которые должны быть включены в социум. Должна быть             
действительно социализация. Мы должны говорить об образовании, о                
трудоустройстве, о возможности получения достойной работы, достойной            
заработной платы, соответствующей их потенциалу, о развитии этого потенциала,   
о доступности для инвалидов различных видов и секторов, в том числе сферы       
потребления и производства, товаров для инвалидов, в конце концов. И не надо    
этого бояться, иначе мы будем, как при советской власти: проституции у нас      
при советской власти, как говорится, не было, наркомании у нас не было,         
инвалидов у нас тоже не было. В результате, что мы имеем на сегодняшний день?   
Мы имеем остатки медицинского подхода к инвалидам, который предусматривал,      
что если человек инвалид, то всё, что ему надо, - это медицинское пособие       
после медицинского освидетельствования: если инвалиду нужен протез -            
пожалуйста, получи протез и сиди дома. Сейчас, слава богу, президент задал      
вектор и создал Совет при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов,   
в состав которого входят некоторые из наших коллег, и в том числе основной      
докладчик Олег Николаевич Смолин. И там определённо отношение меняется,         
перестраивается на социальную модель. Поэтому мы будем поддерживать только те   
законопроекты, которые действительно позволяют инвалидам интегрироваться во     
все процессы, в том числе и прежде всего в образовательные, чтобы инвалид       
чувствовал себя не отделённым от общества с детства. Кощунство заключается      
также в том, что этот документ готовился восемь лет назад и в                   
финансово-экономических обоснованиях затраты на введение льгот,                 
предусмотренных законопроектом в виде сумм налогов, недополученных бюджетами    
разных уровней, составляют около 700 миллионов рублей, но это расчёты на        
ноябрь 2002 года. Нового финансового обоснования нет, насколько я понимаю.      
Сегодня сумма затрат будет явно не соответствовать этой сумме. Имеется ли       
предложение, каким образом компенсировать недополученные бюджетом средства?     
Законопроекту восемь лет, я предлагаю за этот законопроект не голосовать, а,    
с учётом того что меняется время, меняется жизнь, меняется законодательство и   
те законы, в которые надо было в связи с принятием этого законопроекта          
вносить изменения, давным-давно уже устарели, подойти в формате межпартийного   
диалога и создать современный новый закон, который базировался бы на            
современном подходе к проблеме инвалидности в России, опирался бы прежде        
всего на Конвенцию ООН о правах инвалидов, а её страна готовится                
ратифицировать, который опирался бы на те госпрограммы, что рождаются сейчас    
и уже включены в бюджет 2011 года, я имею в виду госпрограмму "Доступная        
среда для инвалидов". И мы всегда готовы к сотрудничеству.                      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть необходимость в выступлении докладчика,     
содокладчика?                                                                   
                                                                                
Включите микрофон депутату Смолину.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я постараюсь быть кратким, но не могу не        
отреагировать на две позиции, прозвучавшие в ходе дискуссии. Позиция первая.    
Прозвучало, будто бы этот законопроект не имеет отношения к главной проблеме,   
которую мы ставим, а именно к проблеме страховых взносов и тарифов во           
внебюджетные фонды. Я напомню, что в законопроекте предлагается льгота по       
социальному налогу для предприятий, использующих труд инвалидов, и              
общественных организаций, сейчас социальный налог заменён страховыми            
взносами, но, по сути дела, речь идёт об одном и том же. Поэтому мы абсолютно   
убеждены, что при желании, если бы признали это концепцией законопроекта, то    
вопрос можно было бы решить во втором чтении. Если этого не будет сделано,      
мы, конечно, будем идти другими путями, но этот путь отнюдь не исключён.        
Здесь нет никакого противоречия.                                                
                                                                                
Вторая позиция, уважаемые коллеги. Ну, я убеждён в том, что говорить о          
циничном отношении к инвалидам в законопроекте - это как раз проявление         
циничного отношения. Я думаю, что судить о нас будут не по формальному          
членству в той или другой группе, а по реальной позиции. Естественно, мы        
представим инвалидам результаты голосования по этому законопроекту. Напомню     
ещё раз, я знаю предприятия инвалидов, налоги с которых за последние восемь     
лет увеличились в десять раз. Естественно, это сказывается и на зарплате, и     
на количестве рабочих мест, и на выживании инвалидов. Поэтому не случайно сто   
шесть депутатов Государственной Думы третьего созыва - я полагаю, нельзя        
думать, что до нас в Государственной Думе работали только люди с низкими        
умственными способностями или с полукриминальными наклонностями, - не           
случайно сто шесть депутатов Государственной Думы третьего созыва подписали     
этот законопроект. Да, в значительной части он за восемь лет, конечно,          
устарел, но мы на этих частях никак не настаиваем. Я, например, никогда не      
настаивал на том, чтобы инвалиды получали льготы по НДС в случае перепродажи    
товара. Но прошу вас поддержать этот законопроект, поскольку он призван         
решить главную проблему и без решения этой проблемы в следующем году            
количество рабочих мест для инвалидов станет явно меньше, их положение станет   
явно хуже. Прошу поддержать.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть необходимость выступить представителю правительства? Представителю         
президента?                                                                     
                                                                                
Коллеги, выносим законопроект на "час голосования".                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5204 по 5222 из 6241
Мы ещё вынесли на "час голосования" 29-й вопрос. Кто за то, чтобы принять в     
первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в   
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные              
законодательные акты Российской Федерации"? Прошу голосовать.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              137 чел.30,4%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    141 чел.                                          
Не голосовало                 309 чел.68,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.